http://shusek.livejournal.com/50448.html#cutid1Луганщина в годы ВОВ: оборона Луганска силами Железнодорожных войск
Одной из самых ярких страниц в боевой деятельности Железнодорожных войск в начальный период войны является героическая оборона станции Сентяновка на подступах к Луганску. 16 ноября 1941 года 4-й немецкий армейский корпус генерала Шведлера перешел в наступление и к исходу дня вклинился на глубину до 20 километров в расположение нашей 12-й армии северо-восточнее Артемовска. Оперативная обстановка сложилась так, что на правом фланге армии других частей, кроме железнодорожных, не было. Обнаружив слабое место, фашисты рассчитывали без особого труда овладеть Ворошиловградом и тем самым отвлечь советские войска с ростовского направления, где противник наносил главный удар. Командующий 12-й армией генерал-майор К. А. Коротеев возложил оборону участка в районе станций Водопровод, Сентяновка, Родаково на 28-ю железнодорожную бригаду с тем, чтобы до подхода стрелковых частей прикрыть правый фланг армии. Командир бригады полковник Н. В. Борисов принял решение: для выполнения поставленной задачи срочно создать сводный батальон. В него вошли находившиеся поблизости подразделения 11-го и 12-го восстановительных и 20-го мостового батальонов общей численностью 577 человек. Командиром сводного батальона был назначен капитан С. Н. Марков. Воины-железнодорожники не имели артиллерийского вооружения. Но для огневой поддержки сводному батальону были приданы три бронепоезда, в спешном порядке подготовленных рабочими Ворошиловградского паровозостроительного завода. Они оборудовали их дополнительно четырьмя бронеплощадками, установив на них выделенные командованием армии восемь орудий, по чертежам специалистов бригады одели в броню мотовоз и дрезину, вооружив их пулеметами.Тем временем личный состав сводного батальона вел подготовку оборонительных рубежей в районе станций Сентяновка и Водопровод, также проводил разведку противника. В ночь на 19 ноября разведчики, разгромив полевой караул фашистов, захватили четырех пленных. От них были получены ценные сведения о намерениях противника, установлено, что вражескими войсками заняты ближайшие села Желобок, Голубовка и Светличная.Силы были явно не равны, но надо было упредить противника, не дать ему овладеть инициативой. Поэтому утром 19 ноября под прикрытием огня двух бронепоездов две роты под командованием помощника командира 12-го батальона по технической части воентехника 1-го ранга Н. В. Иванова ворвались в Голубовку с северовосточной окраины. Одновременно третья рота во главе с лейтенантом Н. Е. Кольнооченко наступала на Голубовку с северной окраины. Под ударами артиллерии бронепоездов одна за другой смолкли огневые точки врага. Отбив несколько контратак, воины овладели намеченными рубежами. Мужественно, самоотверженно дрались с врагом бойцы и командиры. Особенно героически сражались воины-железнодорожники отделения, которым командовал сержант Илья Маслий. Так, находчивость и инициативу проявил красноармеец Молодцов. В ходе боя он захватил поврежденный вражеский миномет, быстро его исправил и начал громить гитлеровцев из их же оружия.Противник получил подкрепление. Обстановка накалилась: враг перешел в контрнаступление. Под огнем врага залегла вторая рота. Воентехник 1-го ранга Н. В. Иванов поднялся и с возгласом «За Родину!» увлек за собой в атаку бойцов. Фашисты не выдержали натиска и отступили. Но в этом бою Н. В. Иванов пал смертью героя. Мужественный командир действовал впереди атакующих, лично уничтожил несколько гитлеровцев.Видя такое положение, противник стал спешно перебрасывать подкрепления к Голубовке. Враг неоднократно контратаковал подразделения сводного батальона. К исходу 19 ноября батальон вынужден был оставить захваченные позиции и закрепиться перед Голубовкой на рубеже реки Луганка. В ночь на 20 ноября вновь отличился сержант Илья Маслий, посланный в разведку. Он не только отлично выполнил поставленную задачу, но и взорвал вражеский штаб, захватил пленного. 20 ноября противник предпринимал одну атаку за другой с целью овладеть поселком Петроградо-Донецким. Но вторая рота 20-го мостового батальона при поддержке огня бронепоездов крепко удерживала свои позиции. Враг не оставлял попыток выбить наши подразделения, закрепившиеся на реке Луганка, обрушивал шквал артиллерийского огня на бронепоезда. Весь день шли кровопролитные, жестокие бои.На рассвете 21 ноября враг перешел в наступление, имея пятикратное превосходство в силах. Его атаки следовали одна за другой. Смолкли орудия наших подбитых бронепоездов. Лишившись их поддержки, сводный батальон отошел на последний рубеж обороны. Упорно и беззаветно сражались наши бойцы. Командир батальона капитан Марков лично водил бойцов в атаки, но пал, сраженный вражеской пулей. Так же мужественно сражался командир 20-го мостового батальона капитан А. Датиев. Он личным примером воодушевлял бойцов и командиров, проявлял образцы храбрости и отваги. Однажды, увлекшись боем, Датиев далеко продвинулся вперед вместе со своим подразделением. Каждый воин-железнодорожник сражался за двоих-троих, проявляя в бою стойкость и мужество. Например, отделение сержанта И. И. Кудинова 6 часов удерживало высоту на подступах к станции Сентяновка. Командир отделения был ранен, но продолжал вести огонь из пулемета и командовать бойцами, пока вторая вражеская пуля не пробила его сердце. На молодого бойца В. Попкова наседала группа гитлеровских солдат. Он подпустил фашистов поближе и забросал их гранатами. Сержант Д. Ф. Хрипливцов с двумя бойцами своего отделения получил приказ: уничтожить пулеметную точку противника. Смельчаки подползли к пулемету и забросали его гранатами. Бесстрашно действовала под огнем врага санинструктор Н. Ф. Меланченко. Под разрывы снарядов и свист пуль она перевязывала раненых, лично вынесла с поля боя 13 бойцов и командиров. Отважно сражался военком батальона П. И. Векшин. Во время боя он был тяжело ранен, но не покидал товарищей, продолжал сражаться. Потерявшего сознание Векшина фашисты захватили в плен, подвергли зверским пыткам и издевательствам. Когда, отбросив врага, наши воины обнаружили на поле боя изуродованное тело Векшина, они насчитали 27 ножевых и пулевых ран. Четверо суток подряд длились ожесточенные, кровопролитные бои. Фашисты не прошли к Сентяновке. Воины-железнодорожники стойко удерживали свои рубежи до подхода полевых частей Красной армии. Вместе с ними воины-железнодорожники не только остановили врага, но и отбросили его от Сентяновки в район станции Сифонная.
Для поддержки батальонов были переброшены три советских бронепоезда.
Утром 19 ноября под прикрытием огня двух бронепоездов железнодорожные батальоны начали наступление на село Голубовку. Части бригады ворвались на северо-восточную окраину поселка и удерживали ее. В течение 20 ноября гитлеровцы неоднократно переходили в атаки, стремясь обойти правый фланг бригады. Но поддержанные огнем бронепоездов, которые уничтожили немало огневых точек и солдат противника, воины-железнодорожники отбросили фашистов. 21 ноября в ходе жестокой артиллерийской дуэли были повреждены бронепаровозы, что значительно ослабило действия бронепоездов. Но они продолжали мужественно сражаться, ведя активную оборону. Вскоре прибыло подкрепление — стрелковая бригада, а с ней бронепоезд № 8 под командованием Героя Советского Союза X. И. Ибрагимова. Один из участников этих боев И. М. Бобриков уточнил: «Бронепоезд № 8 «Имени изюмских рабочих» был построен в городе Изюм на Украине. В ноябре 1941 года он был переброшен под Ростов. Командовал бронепоездом № 8 Герой Советского Союза капитан X. И. Ибрагимов. Звание это было получено им за участие в Советско-финляндской кампании 1939–1940 годов. Экипаж действовал мужественно и умело». Железнодорожники смогли восстановить один из бронированных паровозов и несколько боевых площадок. Место поврежденных бронепаровозов заняли небронированные паровозы — «черные», как их называли железнодорожники. Под командованием капитана X. И. Ибрагимова бронепоезд № 8 снова вступил в схватку с врагом и отбросил пехоту захватчиков.
Шесть суток шел неравный бой, победителями в котором вышли воины-железнодорожники. Фашисты так и не смогли занять Сентяновку. 28 апреля 1942 года приказом Народного комиссара обороны 28-я бригада была переименована в 1-ю отдельную гвардейскую железнодорожную бригаду.
Бойцам 28-й отдельной железнодорожной бригады оказали бронепоезда № 2 «За Родину!» (командир — капитан А. Л. Бондаренко), № 6 «За Родину!» (командир — капитан П. К. Шурыгин) и № 11 «За Родину!» (командир — капитан П. М. Бойко).
В начале ноября 1941 года немецко-фашистские войска возобновили наступление из Донбасса для захвата Ростова-на-Дону. Чтобы усилить нашу оборону, прибыл особый бронепоезд № 2 «За Родину!» с десантной ротой под командованием капитана А. Л. Бондаренко.
Строительство бронепоезда началось в августе 1941 года. Вот что рассказывает комиссар стальной крепости А. Н. Енин:
- Первой датой в летописи бронепоезда следует считать 9 августа. В этот день в машиносборочном цехе брянского завода «Красный профинтерн», где стояли железнодорожные платформы с каркасами будущих бронеплощадок, собрались рабочие и служащие, мастера и инженеры, молодые станочники, слесари, формовщики. Речь как раз шла о нем, о бронепоезде «За Родину!».
Первым выступил секретарь партийной организации цеха Ф. А. Филатов. Он рассказал, что надо сделать коллективу оставшихся, неэвакуированных, рабочих, чтобы справиться с ответственным заданием. А каково оно, это задание, каков объем работ, сообщили директор завода Г. Д. Гогоберидзе и главный инженер П. А. Ланцов, огласив постановление ГКО и СНК СССР о строительстве, наименовании и порядке комплектования команды бронепоезда из добровольцев.
Потом слово предоставили мне как военному комиссару бронепоезда. Я прибыл из Москвы, чтобы оказать помощь в строительстве и комплектовании экипажа бронепоезда. Выступление мое было кратким. В те дни не было нужды кого-то агитировать. Я лишь попросил рабочих ускорить строительство бронеплощадок и подчеркнул особую ответственность, трудность и опасность службы на бронепоездах, где нет места трусости и обязательно чувство товарищества, четкость и быстрота действий.
Едва кончился митинг, к моему столу стали подходить рабочие с единственной просьбой: «Запишите!». Помню, первыми в моем блокноте появились фамилии коммунистов и комсомольцев Павла Герасичкина, двух братьев — Николая и Сергея Петруниных, [57] Сергея Никифорова, Сергея Авакова, Андрея Толкачева. Тогда же записались в команду три друга – семнадцатилетние комсомольцы Юрий Гаврилов, Эдуард Майданский и Юрий Роговой.
12 августа комиссар А. Н. Енин подписал первый приказ о зачислении в экипаж 72 добровольцев.
А линия фронта все ближе подвигалась к Брянску. И когда она остановилась в 40 километрах от него, решили строительство бронепоезда продолжить в Луганске. Двумя эшелонами туда отправились добровольцы боевого экипажа. В Луганск на паровозостроительный завод имени Октябрькой революции недостроенный бронепоезд прибыл 18 августа. Теперь за дело взялись представители обоих заводов. Дополнительно были построены две бронеплощадки: для зенитных орудий и под 107-миллиметровую пушку. Кроме того, для экипажа были оборудованы клуб, жилье, мастерские. Команда бронепоезда пополнилась луганскими добровольцами, получила необходимое вооружение, обмундирование.
[ Изображение на стороннем сайте: fda65dc56780.jpg ]
Рабочие Ворошиловградского паровозостроительного завода имени Октябрьской революции провожают на фронт особый бронепоезд 2 "За Родину". 23 октября 1941 г.
Первый бой после выхода из ворот Луганского завода имени Октябрьской революции особый бронепоезд № 2 провел 25 октября 1941 года на станции Дебальцево, отбивая натиск фашистских войск.
7 ноября он прибыл на станцию Ровеньки, получив задачу: обеспечить охрану железнодорожной ветки, прикрыть фланги 18-й армии генерала В. Я. Колпакчи и 9-й армии генерала Ф. И. Харитонова. Бронепоезд и десантная рота заняли оборону [58] на западной окраине поселка. Тишина и безлюдье настораживали.
По всему было видно, что танки и пехоту противника надо ждать с минуты на минуту. Ранним утром гул бомбардировщиков, артиллерийские залпы и четкая дробь крупнокалиберных пулеметов всколыхнули затаившийся поселок. На бронепоезде вовремя заметили и метким огнем отбили налет трех «юнкерсов», пытавшихся бомбить станцию. Десятки сброшенных бомб не достигли цели и взорвались за пределами станции.
Несколько дней с утра до вечера вражеские самолеты настойчиво пытались прорваться к станции через плотную стену заградительного огня зенитчиков бронепоезда. Активность авиации противника была понятна. На станцию стали прибывать вагоны с войсками и танками вновь сформированной 37-й армии А. И. Лопатина. Под прикрытием бронепоезда эти войска благополучно разгрузились и в полной боевой готовности ушли на боевые позиции.
21 ноября противник занял Ростов-на-Дону и подошел к Новочеркасску. 22 ноября бронепоезд занял огневую позицию на западной окраине города. Десантная рота сменила ополченцев Новочеркасска под населенным пунктом Мишкин.
27 ноября бронепоезд участвовал в первой наступательной операции Южного фронта. Потом командир бронепоезда А. Л. Бондаренко и радист М. В. Иоффе сопровождали на броневике наступавших бойцов десантной роты и 68-й кавалерийской дивизии и руководили огнем артиллерии бронепоезда. Перед Аксаем им навстречу выскочили шесть гитлеровских танков и машина с автоматчиками. Десантники организовали оборону, встретили фашистов пулеметным и минометным огнем, пустили в ход гранаты. В дело вступила артиллерия бронепоезда. Атака была отбита, два танка остались дымить в поле.
29 ноября после двухдневных ожесточенных боев был освобожден Ростов-на-Дону. Но пришел срочный приказ: передислоцироваться на новое место. Успели только захоронить шестерых десантников, погибших при освобождении станции Аксай, и в ночь на 30 ноября бронепоезд покинул Аксай.
Летом 1941 года в управлениях Северо-Донецкой и Южно-Донецкой железных дорог вместе со специалистами НКПС решили организовать строительство бронепоездов. Талантливые инженеры и техники в кратчайшие сроки подготовили рабочие чертежи и проектно-сметную документацию. Был издан приказ об организации «вертушек», курсировавших для доставки броневых листов с мариупольских заводов в паровозные и вагонные депо Донбасса. Тщательно разработана была и кооперация между предприятиями, сооружавшими бронепоезда. Так, в Дебальцево одевали в броню паровозы, оборудованием тендеров занимались рабочие депо Попасная, а бронеплощадки изготавливались в Красном Лимане.
Большую организаторскую работу провели начальники паровозных депо Дебальцево и Попасная В. С. Курочка и П. А. Лакутин, мастера В. И. Маньковский, И. К. Зайцев, В. С. Волков, В. И. Матвеев. Они организовали бригады лучших котельщиков, сварщиков, обучали их приемам обработки листов, установке и монтажу вооружения.
Трудились донецкие ремонтники самоотверженно. В депо Красный Лиман бригада Н. Е. Курмазы ежедневно работала по 15–18 часов. К началу сентября 1941 года в Донбассе было сооружено 20 бронепоездов. В бой их повели донецкие машинисты А. X. Притыкин, Г. С. Лопушняк, И. А. Сила, П. Н. Остапенко, Ф. И. Пилипенко, П. М. Вовк и другие.
3 сентября 1941 года в ожесточенных боях в районе Днепропетровска отличился экипаж бронепоезда № 11 «За Родину!» под командованием участника гражданской войны П. М. Бойко.
Один из бойцов бронепоезда Я. М. Синенко свидетельствует:
- Фашисты считали себя хозяевами на занятой станции Нижнеднепровск-Узел. И вдруг на них обрушился огонь четырех [45] орудий и двенадцати пулеметов советского бронепоезда. «Осколочным — огонь!», «Первое — огонь!», «Второе...», — непрерывно повторялись команды. Гитлеровцы в панике разбегались, оставляя машины, мотоциклы, полевые кухни. Сделав 50 выстрелов, бронепоезд отошел так же неожиданно, как и появился.
Утром следующего дня он вновь ушел в стан врага. Водили бронепоезд люди отважные, отлично знавшие дело. Это машинисты Андрей Кукибный, Петр Доронин, Леонид Будаговский, помощники Дмитрий Иванов, Леонид Олефир и другие.
Военный совет Южного фронта, высоко оценив героизм и самоотверженность воинов-железнодорожников, обратился в Ставку Верховного главнокомандования с ходатайством о преобразовании 28-й железнодорожной бригады в гвардейскую. 56 ее наиболее отличившихся бойцов, командиров были удостоены орденов и медалей. Многие посмертно.
В приказе Народного комиссара обороны СССР № 127 от 28 апреля 1942 года отмечалось: «...28-я отдельная железнодорожная бригада показала образцы мужества, отваги, дисциплины и организованности. Ведя непрерывные бои с немецкими захватчиками, указанная часть нанесла огромные потери фашистским войскам и своими сокрушительными ударами уничтожала живую силу и технику противника, беспощадно громила немецких захватчиков.
За проявленную отвагу в боях за Отечество с немецкими захватчиками, за стойкость, мужество, дисциплину и организованность, за героизм личного состава преобразовать 28-ю железнодорожную бригаду в 1-ю гвардейскую железнодорожную бригаду (командир бригады полковник Борисов Н. В.).»
В.В.Снегирев, Луганский государственный университет внутренних дел им. Э.А. Дидоренко.