[ Изображение на стороннем сайте: 09e95836c182.jpg ]
[ Изображение на стороннем сайте: e9194a27e94d.jpg ]
[ Изображение на стороннем сайте: db95a2d73c13.jpg ]
[ Изображение на стороннем сайте: d51e47f39ef8.jpg ]
[ Изображение на стороннем сайте: 0eb6613ff2ad.jpg ]
[ Изображение на стороннем сайте: 5e41a40301fc.jpg ]
Петропавловская церковь, Казанская церковь, Воскресенская церковьhttp://shusek.livejournal.com/13033.html#cutid1Судьбы Луганских храмов
Да, церкви украшали город, облагораживали его, но история не сохранила их до наших времен. Бурные события в жизни страны в 20-30-е годы негативно отразились и на духовной жизни общества. Одним из Декретов нового государства стал декрет «Об отделении церкви от государства» (1918 г.).
Веками православная Русь обязана была стать атеистической, религия считалась опиумом для народа. Началась повсеместная борьба с верующими, со священниками, церквями. Не отстал в этом и пролетарский Луганск. Вначале церкви не закрывали, а национализировали культовые сооружения. Богослужения велись в церквях в том случае, если церковная община заключала договор с властями об использовании культового помещения. Юридически здания церквей были коммунальной собственностью города. Уничтожение культовых зданий проходило в 3 этапа:
— начало 20-х годов — изъятие в фонд государства золотых и серебряных предметов культа (в фонд борьбы с голодом);
— середина 20-х годов — снятие и отправка колоколов на переплавку (и помощь индустриализации страны);
— конец 20-х годов — середина 30-х годов — закрытие церквей и их полное разрушение.
Но закрывать церкви путем постановлений власти не решались. По городу в 1933-1934 годах прошла большая кампания сбора подписей трудящихся о необходимости закрытия церквей. Были выпущены так называемые подписные листы с требованием закрытия церквей и передачи их для культовых нужд трудящихся. В этих листах указывались фамилии, возраст, национальность. Подписи собирали по домам квартальные в сопровождении оперуполномоченного. Тяжело приходилось тем, кто отказывался ставить свою подпись, особенно верующим.
В мае 1935 года газета «Луганская правда» выпустила листовку-обращение к горожанам с текстом: «...трудящиеся Луганска горячо любят свой орденоносный город, стираются с каждым днем делать его краше и лучше.
Однако в городе есть еще много грязи, невежества, темноты. Есть еще такие рассадники, откуда наши враги пытаются укреплять и распространять невежество, пытаются помешать нам строить социализм. Мы говорим, товарищи, о церквях и синагогах. Разве не позор для нас с вами, что в орденоносном Луганске, в крепости пролетарской революции, существуют еще церкви и синагоги. Давайте, товарищи, обратимся к правительству с просьбой закрыть Казанскую, Кладбишенскую церкви и синагогу, передать их помещения в распоряжение трудящихся города на культурные нужды. В помещении Казанской церкви, по-нашему, нужно устроить Дом обороны, в помещении Кладбищенской — клуб завода им. Артема».
Такое разрешение правительства было получено (ведь были представлены тысячные списки населения Луганска с «просьбой» закрыть церкви). Для их закрытия использовались якобы существующие нарушения договоров со стороны церковной общины.
«Религиозная община Казанской церкви нарушила указание сан-техкомиссии: не побелено сооружение собора, не покрашена церковная ограда, кроме того, нарушена инструкция о порядке пользования религиозными сооружениями, в частности церковной сторожкой, в которой допустила проживание посторонних особ, а точнее — служителя культа и бывшего богача Васнева».
Фамилия Васнева известна многим старожилам Луганска, С. П. Васнев, житель города Луганска, купец II гильдии, держал склады, магазины, конюшни. Выходец из простых слоев населения, своим трудом заработал капитал. Он не скупился на благотворительность, как человек глубоковерующий давал большие средства на содержание Николаевского собора. В начале XX века вблизи Николаевской церкви купец Васнев на свои средства впервые построил первое в городе четырехэтажное здание, в котором разместилось женское коммерческое училище и мужская гимназия. (Это здание сохранилось. Оно находится по улице Т. Шевченко, в нем расположена 7-я поликлиника). А Сергей Петрович за усердную и полезную деятельность Министерством народного просвещения награжден серебряной и золотой медалями.
А его сын Николай Сергеевич Васнев был городским головой.
Казанский собор был опечатан, а вскоре и совсем закрыт, как и другие церкви.
В конце 1935 года вышло новое постановление горисполкома: «Снять кресты с куполов закрытых церквей Казанской и Кладбищенской» (кресты пустить на плавку, в помощь индустриализации страны) и поставить знамена на куполах (а их было 5) бывшей Казанской церкви.
Не миновала жестокая участь и Преображенскую церковь. 13 декабря 1929 года на заседании секретариата Всеукраинского Центрального исполнительного комитета было принято решение о закрытии трех луганских храмов: Свято-Николаевского собора, церквей Петропавловской и Преображенской. В 1930 году они были закрыты. Серебряные и золотые изделия из церквей сданы в отделение госбанка, латунь, колокольная бронза и другой металл отправили в контору «Металлолом», прочая утварь поступила в распоряжение райисполкомов.
В 1927 году началось строительство ДК им. Ленина— «центра общественно-культурной жизни». Строили его вплотную к территории Преображенского храма. В 1930 году ДК им. Ленина открыл двери для посетителей.
Решение Совета труда и обороны СССР от 27 июля 1932 года «О благоустройстве Луганска и улучшении коммунально-жилищного строительства в Луганске» вынесло нашим храмам смертельный приговор. 26 октября 1933 года Луганский горсовет постановил: «Отнести к первоочередным работам реконструкцию площади Р. Люксембург (бывшая Преображенская), напротив по линии озеленения и упорядочения самой территории площади с немедленным сносом находящейся на ней церкви». В 1934 году храм был взорван, а на месте храма уложены рельсы первой ветки луганского трамвая, который был пущен в эксплуатацию 1 мая 1934 гада. Трамвайная ветка соединяла проходную паровозостроительного завода им. Октябрьской революции с 3-м километром. Не сохранился и Свято-Николаевский собор, он был закрыт для богослужения в 1929 году. Все церковное имущество было конфисковано, сняты колокола, а в храме находилась лаборатория по испытанию авиадвигателей. Но только в 1933 году было принято решение в связи с реконструкцией города Луганска «считать Красную площадь подлежащей первоочередной реконструкции со сносом здания собора». По воспоминаниям старожилов, собор взорвали на рассвете, и долго стоял гул взрыва над городом.
Вместе с церковью сровняли с землей и кладбище, находившееся в ограде собора.
Самой первой церковью, снесенной новой властью, была Успенская церковь. Ее снесли приблизительно в 1924 году. На Успенской площади (теперь площадь Революции) был установлен памятник В.И. Ленину. Успенская церковь и памятник оказались друг напротив друга. И тогда было принято решение с целью улучшения архитектурного пространства площади церковь снести.
Точная дата сноса нам пока неизвестна, но известно, что это было в 1924-1925 годах. На месте снесенной церкви построили дом, который заселяли ответственными партийными работниками. Решение ВУЦК от 20 марта 1935 года было произведено и закрытие Троицкой церкви, находившейся на территории теперешнего Каменнобродского района города Луганска. В решении говорилось, что Троицкая церковь подлежит закрытию и передаче под культурные нужды, а точнее — в ведение 16-й трудовой школы для организации районных показательных мастерских, В этом документе также отмечалось, что возможность закрытия Троицкой церкви в основном возникла благодаря «активному содействию и личному участию не только директора школы, но и комсомольско-учительского состава школы, всеми мерами содействовавшего в изыскании компрометирующих оснований в работе религиозной общины. Троицкая церковь была закрыта с соблюдением всех инструкций: серебро было сдано в Госбанк; иконостас, столы, шкафы переданы для «политехнизации мастерской» 16-й трудшколы; кресты, подсвечники и так далее сданы в металлолом. Само здание церкви на основании постановления президиума горсовета передано 16-й школе:
До официальной передачи здания Троицкой церкви оно использовалось как складское помещение конторы «Заготзерно»; которая загрузила туда 30 выгонов муки. Верующие не могли смириться с таким положением дел и писали письма в самые высокие инстанции, однако это не спасло Троицкую церковь. Видно, и для школьной мастерской это здание не очень подошло. Архитектура храма не вписывалась в каноны социалистического реализма, о многом напоминала из прежней жизни. Во второй половине 30-х годов Троицкая церковь была взорвана.
Судьба была благосклонна лишь к Петропавловской церкви. В 1929 году, когда на заседаниях Луганского горисполкома обсуждались вопросы о закрытии церквей и использовании их под культурные учреждения, в Петропавловской было решено открыть школу. Но вскоре это решение было отменено, и в церкви открыли кинотеатр «Безбожник».
Колокольня и купол церкви были разрушены, внутренние фрески густо забелены, разобран иконостас, а новое название дано в духе времени. И только в суровые годы войны, в 1942 году, когда человек жил надеждой и верой, церковь вновь была открыта для верующих и уже с тех пор не закрывалась.
Такова неполная история луганских церквей. Современные изменения в нашей жизни дали возможность открыться новым церквям и молитвенным домам, построены и открыты для богослужения новые храмы, но; к сожалению, пока не возрождены те церкви, которые были украшением города и которые исчезли с площадей и улиц Луганска в 30-е годы нашего века.
Приколота О. Судьбы Луганских храмов / О. Приколота // Луганск и луганчане (материалы научных исследований). Вып.2. - Луганск: изд-во "Шико" ООО "Виртуальная реальность", 2008. - 154 с.
http://shusek.livejournal.com/24455.html#cutid1Свято-Петропавловский кафедральный собор Свято-Петропавловский кафедральный собор является одним из самых старинных храмов Луганской епархии, сохранившихся Божией милостью во времена массовых разрушений. Собор может быть отнесен к памятникам храмового зодчества конца XVIII века.
Согласно документальным свидетельствам, на том месте, где находится ныне собор, в 1761 году по благословению Преосвященнейшего Иоасафа (Миткевича), епископа Белгородского и Обоянского, была сооружена деревянная церковь в честь святых первоверховных апостолов Петра и Павла.
В 1782 году при этой церкви в слободе Каменный Брод насчитывалось около 200 приходских дворов и до 600 человек постоянных жителей, церковный причт был одноплатный.
По истечении 30 лет после строительства крыша и своды, а также фундамент церкви пришли в крайнюю ветхость, в связи с чем сначала планировалось заменить верх и произвести ремонт фундамента с сохранением стен, а затем было решено перестроить церковь на том же месте, на что в 1793 году было получено благословение Преосвященнейшего Иова (Потемкина), епископа феодосийского и Мариупольского.
По завершении строительных работ Высокопреосвященнейший Гавриил (Бодони-Бонулеско), митрополит Екатеринославский, распорядился освидетельствовать перестроенную Петропавловскую церковь, а затем 26 ноября 1795 года благословил освятить ее и выдать для этого освященный антиминс.
Петропавловская церковь после перестройки была в плане трехнефная, однокупольная, кроме центрального, имела с северной стороны боковой вход с крыльцом.
В 1905 году церковь была построена заново, теперь уже каменная, с колокольней, на которой находилось 7 колоколов общим весом около 200 пудов. В церкви имелось три престола: апостолов Петра и Павла, Покрова Божией Матери и Сретения Господня.
К 30-м годам нынешнего столетия в церкви насчитывалось 89 икон, 50 из них составляли трехъярусный иконостас.
Значительная часть этих икон была написана местным мастером Иваном Яковлевичем Новаковичем, председателем приходского совета Петропавловской церкви. Его имя стояло под многими иконами, украсившими храмы Луганской епархии в конце XIX - начале XX века.
В 1929 году по решению властей церковь была закрыта, несколько лет здание не использовалось, а в 1935 году было переоборудовано под клуб. Поскольку колокольня церкви использовалась для геодезических целей, она была сохранена от разрушения. Только вместо купола с крестом на ней был установлен шпиль,
Возвращена прихожанам Петропавловская церковь была лишь в 1942 году. В октябре 1944 года при ней зарегистрирована приходская община, которой были переданы на договорных началах здание храма и церковное имущество. За короткое время приходская жизнь восстановилась, к 1948 году в церкви уже насчитывалось 109 икон.
С 6 марта 1950 года Петропавловская церковь становится кафедральным собором.
В 80-е годы выполнены значительные работы по благоустройству территории собора, улучшению его внешнего вида и внутреннего убранства. В это время построено церковное здание, в котором разместились крестильня, комната для воскресной школы, просфорня, подсобные помещения. А в 90-е годы построена колокольня.
Архиепископ Иоанникий.
«Краткий исторический очерк Луганско-Старобельской епархии».
Свято-Петропавловский кафедральный собор // Светоч. – 2002. - №4. – С.3
http://shusek.livejournal.com/19488.html#cutid1Церкви Луганска
Было время, когда в Луганском горсовете топили…иконамиДонбасс вообще, и Луганск в частности — удивительный регион. Целых пять столетий здесь совсем не жили люди! Причин тому несколько, как рациональных (набеги кочевников— от половцев до татар), так и иррациональных (магнитная аномалия Донецкого кряжа, которая отрицательно влияет на психику). Именно поэтому, кстати, в нашем регионе не встретишь аутентичных икон, написанных ранее XVIII века. Впрочем, тема Дикого поля — спорная, а потому начнем наш рассказ о церквях, эдак с века восемнадцатого. Тем паче, что самому Луганску едва ли будет более 260 лет.
Вместо церкви— памятник Ленину Основанное сербами в XVIII в. Село Каменный Брод и построенный к 1761 г. литейно-пушечный завод стал новым домом для многих тысяч людей, большинство из которых были православного вероисповедания. Исповедовали православие также украинские и донские казаки, селившиеся в нашем крае с конца XVII века.
Первая церковь в Каменном Броде (и, следовательно, в Луганске) была построена в 1761 году. Вначале она была деревянной, позже ее перестроили в камне. По иронии судьбы она — единственная сохранилась до наших дней. Интересно, что первая улица нашего города называлась в честь нее Петропавловской и начиналась как раз от церкви (сейчас это улица Артема). Кстати, на ул. Артема находится самый старый жилой дом в Луганске. Впервые он упоминается в документах 1812 г. До 1882 года Каменный Брод и поселок вокруг литейного завода были отдельными административными единицами. Потому в 1830 году в поселке Луганский завод построили Успенскую церковь, которая сгорела, и в 1840-е была заново отстроена в камне. Ее посещали рабочие завода с семьями. И если первой улицей в Камброде была Петропавловская, то в поселке Луганский завод первой улицей стала ул. Английская. С церковью ее соединил обустроенный в начале XX века Успенский сквер. Впрочем, всего лишь через 30 лет церковь снесли, а в сквере установили памятник Ленину.
Механизм уничтожения Согласно Всероссийской переписи 1897 года население Луганска составляло 34 тысячи человек. Из них 70 % были православными, 20 % иудеями, 4% католиками, 4 % лютеранами, 2 % армяно-григорианами.
В то время в городе было: 6 православных церквей, 3 синагоги, армяно-григорианский молитвенный дом, лютеранский молитвенный дом, римско-католический костел. Этот храм находился в Натальевском переулке, и, к сожалению, не сохранился. Как же происходило насаждение атеизма именно в Луганске и как разрушали луганские храмы? Начнем, пожалуй, с самой главной церкви старого Луганска, храма Святого Николая Чудотворца.
Он был построен в 1841 году. Строили его сразу каменным. Купол и шпиль были позолоченные, а колокола — с большим добавлением серебра. Их звон был слышен даже в Станице Луганской. Свято-Никольская церковь была разрушена в 1935 г.
В 1861 году было начато строительство еще одной православной церкви — Казанской, единственной в городе пятикупольной. Возводилась она на средства купцов и мещан.. Улица, на которой стояла эта церковь, стала называться Казанской (ныне, словно в насмешку над чувствами верующих, она носит имя иудея, ставшего основоположником атеистического коммунизма—К. Маркса).
В 1864 году в церкви было открыто богослужение. Первым священником, служившим в Казанской, был отец Иоанн Хрипко. А в 1910 году зазвонили в Казанской церкви колокола. Деньги на колокола пожертвовал почетный гражданин города Иван Пивоваров. Еще 500 руб. выделила городская Дума. С приходом новой безбожной власти начались гонения на церковь. И если в 1917-1918 годах власть милостиво разрешила верующим построить две новые церкви в Луганске — Вознесенскую и Троицкую, то очень скоро стало понятно: это лишь отсрочка «приговора». Вот краткая хроника разрушения храмов.
В 1935 г. Казанская церковь была взорвана. Но здание строилось на века — стены рухнули, а фундамент остался. (Теперь планируют отстроить церковь вновь. Осенью 2007 г. место стройки освятил митрополит Иоанникий, но по прошествии более чем года можно констатировать: там даже конь не валялся.)
К Казанской церкви большевики подбирались долго. Для начала, с ее куполов сняли кресты, а вместо них вывесили красные флаги. Потом церковь решили и вовсе закрыть, а предлогом послужило следующее: «Религиозная община нарушила указания сантехкомиссии: не побелено сооружение собора, не покрашена церковная ограда, нарушена инструкция о порядке пользования религиозными сооружениями, в частности, в церковной сторожке проживает бывший богач Васнев». На двери храма повесили замок, а вскоре и сам храм взлетел на воздух.
Процитированный документ эпохи предельно ясно иллюстрирует всю надуманность и цинизм претензий советского режима к церквям, их общинам и, самое главное, имуществу. Всем было понятно, что процесс физической ликвидации материальной стороны религии, идущий по всей красной империи, не остановить. Механизм отличался лишь деталями.
В целом мы рассмотрели схему «убийства» церкви на примере Казанского собора. Она включала несколько этапов: агитация среди населения за закрытие храмов (о том, как она велась, чуть ниже), пропаганда безбожия, надуманный предлог для закрытия храма, официальное решение о закрытии, снятие крестов, колоколов, опись и конфискация имущества, особенно икон с золотыми и серебряными окладами (если, с точки зрения варваров, иконы не имели исторической ценности, имиотапливали помещения горсовета), ну, и, собственно, разрушение — когда храмы взрывали либо разбирали по кирпичику. При более мягком сценарии — в храмах устраивали склады, или, вот, как в Петропавловской церкви Луганска — кинотеатр с красноречивым названием «Безбожник», в котором шли пропагандистские фильмы. Кстати, перед разрушением над Свято-Никольским храмом еще и поиздевались: в нем проводились испытания авиационных моторов.
[ Изображение на стороннем сайте: adc2c41c061d.gif ]
Преображенский собор. Слева — ДК. им. В. Ленина. 30-е годы XX ст.
Предлоги для закрытия храмов варьировались. Так, Преображенскую церковь (год постройки — 1897) взорвали под видом работ по прокладке первой в городе трамвайной линии. Трамвай в Луганске пошел 1 мая 1934 года, а Преображенской церкви уже не было. Остался только ее «сосед» — Дворец культуры имени В.И.Ленина.
Наверное, нынешним коммунистам уже не стыдно, но их идейные предшественники в Луганске тридцатых на полном серьезе планировали разместить в римско-католическом костеле сначала…клуб милиции, а потом и вовсе общежитие для студентов. Об этом свидетельствуют документы Госархива Луганской области. Замечу, кстати, что к 1930 году в Луганске были закрыты ВСЕ храмы имевшихся конфессий. К этому сроку, правда, не успели снять кресты с Преображенской и Петропавловской церквей. Однако эту «недоработку» быстро ликвидировали. В общем и целом, пока власти раздумывали, что сделать со зданиями закрытых церквей, их использовали как зернохранилища (1930 год).
«Мы наш, мы новый мир построим…»
При более «жестком» сценарии разрушения церквей и монастырей священников и монахов, не задумываясь, пускали «в расход». А чего уж там—разве не провозглашал «пролетарский поэт», что «единица—вздор, единица—ноль!» Вот и не церемонились. Причем, совершали эти преступления прежде всего коммунисты и комсомольцы. Сегодня этих «идейных» убийц нынешние заправилы области, филипповы и голенки пытаются пропагандировать молодежи как пример для подражания.
Классический пример большевистского буйства в нашем регионе — зверское разрушение Святогорского монастыря в Донецкой области. В Луганске под сатанинский Молох большевизма попали Георгиевская (Малая Вергунка), Троицкая (Камброд), Воскресенская (Кладбищенская), Алексеевская (при тюрьме) церкви, а также другие культовые учреждения. До наших дней, кроме вышеупомянутой Петропавловской церкви, сохранилось лишь здание синагоги на пересечении улиц Т.Г.Шевченко и А.С.Шеремета (ныне —МЧС). К сожалению, по городу Луганску обнародовано очень мало архивной информации по этим вопросам. Есть о чем подумать и есть над чем поработать сотрудникам Госархива Луганской области и, возможно, сотрудникам архива СБУ.
При написании материала автор узнала много нового из работ луганчанина О.Форостюка. Например, что снятие крестов с церквей предпочитали проводить 6 ноября, аккурат к празднованию годовщины октябрьского переворота.
Удивительна также судьба епископа Ворошиловградского и Донецкого Никона (Петина). Он проводил службы во многих церквях послевоенного города. Во время больших праздников, в храме, где служил епископ Никон, количество верующих достигало нескольких тысяч человек. Именно при Никоне в Ворошиловграде была построена Николо-Преображенская церковь (1951 г.).
А ведь к тому времени владыка уже успел ощутить на себе всю «любовь» большевистской власти, его арестовали в 1932 г: «Коли я був в одній із тюрем, умови в ній були страхітними. У невеликій палаті знаходилася велика кількість людей – і політичні, і кримінальні. Було душно і сморідно, і повітря було наповнено базарною лайкою. Наступала Великодня ніч для цього пекла. Я сидів біля віконця з тихим сусідом. Ми почули неголосні жіночі співи. Співали заарештовані монахині. Я почав вимовляти слова молитви, а камера теж стала співати «Христос воскрес із мертвих». Ця ніч залишила у мене, та й у багатьох, глибоке враження».
«Меди нет на провода— мы добудем ее на колокольнях!» После гражданской войны медленно, но верно жизнь налаживалась. Снова в Луганске заработали заводы, школы, кинотеатры, организовывались рабфаки и ликбезы, выходили газеты. На щит поднималась агитация за атеизм в СМИ. Особенно в этом вопросе «старалась» «Луганская правда». Процитирую статью из газеты от 29 марта 1921 года (газета хранится в Госархиве Луганской области; к сожалению, страница оторвана, часть текста отсутствует): « Из смрадной могилы прошлого, где лежал наглухо заколоченный гроб старого царско- помещичьего, поповского строя, начинают вылезать мертвецы и суеверия. Эти остатки прежней пакости не только продолжают ходить по улицам как обожравшиеся боровы, но вылазят из своих нор и принялись за старые пакости — за науку одурачивать трудящихся.
Рабочим и крестьянам Луганского уезда необходимо расспросить рабочего Гартмановского завода Антона Штанько, бывшего председателя комиссии о «святых» мощах. «В присутствии врачей, духовенства в Воронеже вскрывают мощи С.Радонежского или Тихона Задонского, точно не помню. Там нашли в «нетленных» мощах тряпки, вату, опилки, женские шпильки, лифчик, чулки и прочая. Вот что целовали одураченные верующие». Оцените «штиль» журналиста «от сохи»: по воспоминаниям известного журналиста Ю.Жукова, в редакции «Луганки» работали разные люди, в том числе вчерашние безграмотные (см. Ю.Жуков «Люди 30-х годов», М., 1966 г.)
Следующие пассажи цитирую по этой книге, так как не все номера «Луганской правды» сохранились в архиве: «1929 год. Еще недавно против горсовета назойливо раздражала взоры вывеска «Управление местного Святейшего Синода» над небольшим домишком, куда входили люди в рясах, писавшие витиеватые послания к пастве. Вихрь лет и удары кирок сменили этот островок фанатизма, очистив место для громадного трехэтажного дома жилищной кооперации «Рабочий быт».
Я уже умолчу о лозунгах вроде:«Выбирай — колокола или телефон и радио? Меди нет на провода—мы добудем ее на колокольнях!» И добыли. Причем, бесплатно, и в таком количестве, что голова идет кругом. С одной только Преображенской церкви собрали 2350 кг колокольной меди, 360 кг латуни, 39 кг бронзы, 230 кг железа. А ведь были и другие храмы.
Ударим аэропланом «Безбожник» по небесам….
Как же еще проводили «работу» среди населения активисты-безбожники? Свет на это проливает и брошюрка, хранящаяся в отделе редкой книги библиотеки имени Горького под названием «З материалів 1-го округового з’їзду безвірників. 2-5 липня 1929 р.» В ход шло все: агитация, угрозы увольнения с работы (если человек вдруг отказывался ставить свою подпись под требованием закрыть церковь), обходы домов, работа с пионерами, обработка отдельно детей и родителей, мужей и жен…Священников обвиняли во всех «грехах»: срыве хлебозаготовок, противодействии предвыборной кампании, антисанитарии (сюда зачислялось не только целование икон и крестов, но и даже … окропление святой водой!)
Верующих (особенно прихожан Украинской Автокефальной Православной Церкви) брали на учет в соответствующих органах. Доставалось и луганским мусульманам. А в пункте №6 упомянутой брошюры почему-то значилось: «Доручити окрраді проробити питання практичної участі в боротьбі з антисемітизмом». И это на фоне закрытия церквей и синагог.
Как и нацисты, большевики использовали все средства пропаганды —газеты, кино, радио… Антирелигиозная пропаганда велась даже на курсах кройки и шитья! Запрещали людям принимать у себя в доме священников. Заставляли выписывать журнал «Безбожник». В каждой школе организовывали «кружки безбожников», выпускали соответствующие стенгазеты. Ставку делали, прежде всего, на детей, а еще конкретнее — на пионеров. В 1935 году весь Луганск был обклеен атеистическими листовками. В них сообщались такие «новости»: «религия — это кнут в руках угнетателей для порабощения рабочих, орудие контрреволюции».
В 1930 г. в нашем регионе собирали деньги на постройку аэроплана «Безбожник». Увы, автор не в курсе, чем завершилось это дело.
Предлагалось продвигать гражданские похороны вместо панихид, «красные» свадьбы вместо венчаний, «октябрины» вместо крестин. Каждый год во время Пасхи обязательно устраивались «воскресники», дети посещали школы, участвовали в глумливых антипасхальных парадах и шествиях.
Врагами воинствующих атеистов в нашем регионе были не только священники, но и казаки, которые крепко держались за свою веру и обычаи.
В 1928 г., если верить официальной статистике, количество верующих в Луганском уезде составляло 63 596 человек. К 1929 г. оно якобы уменьшилось до 58 406 человек. В общем и целом, с разрушением церквей истинно верующие вынуждены были молиться дома. Примечательно, что в 1935 г. Совет воинствующих безбожников собрал 50000 подписей за закрытие Казанской, Воскресенской церквей и синагоги.
Церковь в период оккупации
В Луганске за 7 месяцев оккупации (лето 1942 г — зима 1943 г.) было открыто 4 православных молельных дома. В некоторых количество прихожан было более 200 человек. 19 августа 1942 г. в центре города духовенство отслужило молебен, на котором присутствовало, если верить местной прессе, свыше 7 тысяч человек.
В сентябре 1942 г. в помещении бывшего торгового техникума (ул. Садовая, 68) начались богослужения в храме Казанской Божьей Матери. Службы проводил о. Леонтий (Яржемский).
В городе выходила газета «Нове життя», в которой публиковались сообщения о службах в церквях. Их составлял священник по фамилии Анпилогов. В Камброде шли службы в старейшей Петропавловской церкви. Настоятелем храма стал о. Иосиф (Сухошин-Сухомлинов).
В центре города верующие могли молиться в Николаевской (ул. Шевченко, 30). Интересным кажется автору тот факт, что зданием для этого молельного дома стало … здание бывшей синагоги. Службу вели о. Исидор (Дереза) и о. Константин (Анпилогов). После того, как в феврале 1943 г. Луганск заняли большевики, Анпилогова арестовали по обвинению в сотрудничестве с немецкими спецслужбами. Арестовали и осудили на 5 лет также священника по фамилии Алексюк. Во время оккупации он служил в храме в Большой Вергунке. Обвинения были стандартными: пособничал немцам, в проповедях рассказывал о быстрой победе немцев над СССР. Реабилитирован в 1990-е годы.
Тема «Церковь в период немецкой оккупации» слабо разработана в историографии. Интересующимся советую обратиться к книге историка Гироаки Куромия «Свобода и терор у Донбасі»: «Багато священиків, які раніше були в підпіллі, повернулися до своїх колишніх парафій. Люди заповнювали церкви. Багато священиків роками працювали у шахтах. Деякі з них втягнулися в заохочувану німцями антирадянську кампанію».
Ну, а из Второй мировой войны Православная Церковь вышла преображенной. И трудно сказать, что к лучшему. В любом случае, автор искренне надеется, что при ее жизни гонений на церковь не будет, и мы не увидим вновь на улицах Луганска сломанные кресты.
Анна Маркевич
P.S.
Документ от 29 марта 1923 г. Р-401, опись 1, дело 550, лист 156.
«План празднования Пасхи по городу:
1. В воскресенье, 25 марта, расширенное заседание коллектива пропагандистов. Доклад "Миф о непорочном зачатии".
2. 1 апреля политсуд над попом.
3. С 1 апреля по Пасху проведение пропагандистской работы на заводах, в учебных заведениях, в Красной армии.
4. Выпустить 300 штук лозунгов.
5. Порядок шествия:
По Успенской мимо завода на Садовую, на Пушкинскую, где с паровоза Гартмана будет поставлена инсценировка.
6. Угол Пушкинской и Петроградской. Около собора митинг и сожжение богов».
Маркевич А. Ударим аэропланом «Безбожник» по небесам [Электроный ресурс]. Режим доступа:
http://capricios.livejournal.com/17421.html