Загрузите GEDCOM-файл на ВГД   [х]
Всероссийское Генеалогическое Древо
На сайте ВГД собираются люди, увлеченные генеалогией, историей, геральдикой и т.д. Здесь вы найдете собеседников, экспертов, умелых помощников в поисках предков и родственников. Вам подскажут где искать документы о павших в боях и пропавших без вести, в какой архив обратиться при исследовании родословной своей семьи, помогут определить по старой фотографии принадлежность к воинским частям, ведомствам и чину. ВГД - поиск людей в прошлом, настоящем и будущем!
Вниз ⇊

Луганск и луганчане

Родились в Луганске Владимир Даль, Михаил Матусовский, учился Николай Гастелло, жил старец Филипп Луганский...

← Назад    Вперед →Страницы: ← Назад 1 2 3 4 5 6 7 8 * 9 10 Вперед →
Модератор: PElena
PElena
Модератор раздела

PElena

Луганск
Сообщений: 6800
На сайте с 2009 г.
Рейтинг: 5930

[
Изображение на стороннем сайте: 09e95836c182.jpg ]



[
Изображение на стороннем сайте: e9194a27e94d.jpg ]



[
Изображение на стороннем сайте: db95a2d73c13.jpg ]



[
Изображение на стороннем сайте: d51e47f39ef8.jpg ]

[
Изображение на стороннем сайте: 0eb6613ff2ad.jpg ]

[
Изображение на стороннем сайте: 5e41a40301fc.jpg ]


Петропавловская церковь, Казанская церковь, Воскресенская церковь

http://shusek.livejournal.com/13033.html#cutid1

Судьбы Луганских храмов

Да, церкви украшали город, облагораживали его, но история не сохранила их до наших времен. Бурные события в жизни страны в 20-30-е годы негативно отразились и на духовной жизни общества. Одним из Декретов нового государства стал декрет «Об отделении церкви от государства» (1918 г.).

Веками православная Русь обязана была стать атеистической, религия считалась опиумом для народа. Началась повсеместная борьба с верующими, со священниками, церквями. Не отстал в этом и пролетарский Луганск. Вначале церкви не закрывали, а национализировали культовые сооружения. Богослужения велись в церквях в том случае, если церковная община заключала договор с властями об использовании культового помещения. Юридически здания церквей были коммунальной собственностью города. Уничтожение культовых зданий проходило в 3 этапа:

— начало 20-х годов — изъятие в фонд государства золотых и серебряных предметов культа (в фонд борьбы с голодом);

— середина 20-х годов — снятие и отправка колоколов на переплавку (и помощь индустриализации страны);

— конец 20-х годов — середина 30-х годов — закрытие церквей и их полное разрушение.

Но закрывать церкви путем постановлений власти не решались. По городу в 1933-1934 годах прошла большая кампания сбора подписей трудящихся о необходимости закрытия церквей. Были выпущены так называемые подписные листы с требованием закрытия церквей и передачи их для культовых нужд трудящихся. В этих листах указывались фамилии, возраст, национальность. Подписи собирали по домам квартальные в сопровождении оперуполномоченного. Тяжело приходилось тем, кто отказывался ставить свою подпись, особенно верующим.

В мае 1935 года газета «Луганская правда» выпустила листовку-обращение к горожанам с текстом: «...трудящиеся Луганска горячо любят свой орденоносный город, стираются с каждым днем делать его краше и лучше.

Однако в городе есть еще много грязи, невежества, темноты. Есть еще такие рассадники, откуда наши враги пытаются укреплять и распространять невежество, пытаются помешать нам строить социализм. Мы говорим, товарищи, о церквях и синагогах. Разве не позор для нас с вами, что в орденоносном Луганске, в крепости пролетарской революции, существуют еще церкви и синагоги. Давайте, товарищи, обратимся к правительству с просьбой закрыть Казанскую, Кладбишенскую церкви и синагогу, передать их помещения в распоряжение трудящихся города на культурные нужды. В помещении Казанской церкви, по-нашему, нужно устроить Дом обороны, в помещении Кладбищенской — клуб завода им. Артема».

Такое разрешение правительства было получено (ведь были представлены тысячные списки населения Луганска с «просьбой» закрыть церкви). Для их закрытия использовались якобы существующие нарушения договоров со стороны церковной общины.

«Религиозная община Казанской церкви нарушила указание сан-техкомиссии: не побелено сооружение собора, не покрашена церковная ограда, кроме того, нарушена инструкция о порядке пользования религиозными сооружениями, в частности церковной сторожкой, в которой допустила проживание посторонних особ, а точнее — служителя культа и бывшего богача Васнева».

Фамилия Васнева известна многим старожилам Луганска, С. П. Васнев, житель города Луганска, купец II гильдии, держал склады, магазины, конюшни. Выходец из простых слоев населения, своим трудом заработал капитал. Он не скупился на благотворительность, как человек глубоковерующий давал большие средства на содержание Николаевского собора. В начале XX века вблизи Николаевской церкви купец Васнев на свои средства впервые построил первое в городе четырехэтажное здание, в котором разместилось женское коммерческое училище и мужская гимназия. (Это здание сохранилось. Оно находится по улице Т. Шевченко, в нем расположена 7-я поликлиника). А Сергей Петрович за усердную и полезную деятельность Министерством народного просвещения награжден серебряной и золотой медалями.

А его сын Николай Сергеевич Васнев был городским головой.

Казанский собор был опечатан, а вскоре и совсем закрыт, как и другие церкви.

В конце 1935 года вышло новое постановление горисполкома: «Снять кресты с куполов закрытых церквей Казанской и Кладбищенской» (кресты пустить на плавку, в помощь индустриализации страны) и поставить знамена на куполах (а их было 5) бывшей Казанской церкви.

Не миновала жестокая участь и Преображенскую церковь. 13 декабря 1929 года на заседании секретариата Всеукраинского Центрального исполнительного комитета было принято решение о закрытии трех луганских храмов: Свято-Николаевского собора, церквей Петропавловской и Преображенской. В 1930 году они были закрыты. Серебряные и золотые изделия из церквей сданы в отделение госбанка, латунь, колокольная бронза и другой металл отправили в контору «Металлолом», прочая утварь поступила в распоряжение райисполкомов.

В 1927 году началось строительство ДК им. Ленина— «центра общественно-культурной жизни». Строили его вплотную к территории Преображенского храма. В 1930 году ДК им. Ленина открыл двери для посетителей.

Решение Совета труда и обороны СССР от 27 июля 1932 года «О благоустройстве Луганска и улучшении коммунально-жилищного строительства в Луганске» вынесло нашим храмам смертельный приговор. 26 октября 1933 года Луганский горсовет постановил: «Отнести к первоочередным работам реконструкцию площади Р. Люксембург (бывшая Преображенская), напротив по линии озеленения и упорядочения самой территории площади с немедленным сносом находящейся на ней церкви». В 1934 году храм был взорван, а на месте храма уложены рельсы первой ветки луганского трамвая, который был пущен в эксплуатацию 1 мая 1934 гада. Трамвайная ветка соединяла проходную паровозостроительного завода им. Октябрьской революции с 3-м километром. Не сохранился и Свято-Николаевский собор, он был закрыт для богослужения в 1929 году. Все церковное имущество было конфисковано, сняты колокола, а в храме находилась лаборатория по испытанию авиадвигателей. Но только в 1933 году было принято решение в связи с реконструкцией города Луганска «считать Красную площадь подлежащей первоочередной реконструкции со сносом здания собора». По воспоминаниям старожилов, собор взорвали на рассвете, и долго стоял гул взрыва над городом.

Вместе с церковью сровняли с землей и кладбище, находившееся в ограде собора.

Самой первой церковью, снесенной новой властью, была Успенская церковь. Ее снесли приблизительно в 1924 году. На Успенской площади (теперь площадь Революции) был установлен памятник В.И. Ленину. Успенская церковь и памятник оказались друг напротив друга. И тогда было принято решение с целью улучшения архитектурного пространства площади церковь снести.

Точная дата сноса нам пока неизвестна, но известно, что это было в 1924-1925 годах. На месте снесенной церкви построили дом, который заселяли ответственными партийными работниками. Решение ВУЦК от 20 марта 1935 года было произведено и закрытие Троицкой церкви, находившейся на территории теперешнего Каменнобродского района города Луганска. В решении говорилось, что Троицкая церковь подлежит закрытию и передаче под культурные нужды, а точнее — в ведение 16-й трудовой школы для организации районных показательных мастерских, В этом документе также отмечалось, что возможность закрытия Троицкой церкви в основном возникла благодаря «активному содействию и личному участию не только директора школы, но и комсомольско-учительского состава школы, всеми мерами содействовавшего в изыскании компрометирующих оснований в работе религиозной общины. Троицкая церковь была закрыта с соблюдением всех инструкций: серебро было сдано в Госбанк; иконостас, столы, шкафы переданы для «политехнизации мастерской» 16-й трудшколы; кресты, подсвечники и так далее сданы в металлолом. Само здание церкви на основании постановления президиума горсовета передано 16-й школе:

До официальной передачи здания Троицкой церкви оно использовалось как складское помещение конторы «Заготзерно»; которая загрузила туда 30 выгонов муки. Верующие не могли смириться с таким положением дел и писали письма в самые высокие инстанции, однако это не спасло Троицкую церковь. Видно, и для школьной мастерской это здание не очень подошло. Архитектура храма не вписывалась в каноны социалистического реализма, о многом напоминала из прежней жизни. Во второй половине 30-х годов Троицкая церковь была взорвана.

Судьба была благосклонна лишь к Петропавловской церкви. В 1929 году, когда на заседаниях Луганского горисполкома обсуждались вопросы о закрытии церквей и использовании их под культурные учреждения, в Петропавловской было решено открыть школу. Но вскоре это решение было отменено, и в церкви открыли кинотеатр «Безбожник».

Колокольня и купол церкви были разрушены, внутренние фрески густо забелены, разобран иконостас, а новое название дано в духе времени. И только в суровые годы войны, в 1942 году, когда человек жил надеждой и верой, церковь вновь была открыта для верующих и уже с тех пор не закрывалась.

Такова неполная история луганских церквей. Современные изменения в нашей жизни дали возможность открыться новым церквям и молитвенным домам, построены и открыты для богослужения новые храмы, но; к сожалению, пока не возрождены те церкви, которые были украшением города и которые исчезли с площадей и улиц Луганска в 30-е годы нашего века.

Приколота О. Судьбы Луганских храмов / О. Приколота // Луганск и луганчане (материалы научных исследований). Вып.2. - Луганск: изд-во "Шико" ООО "Виртуальная реальность", 2008. - 154 с.

http://shusek.livejournal.com/24455.html#cutid1

Свято-Петропавловский кафедральный собор

Свято-Петропавловский кафедральный собор является одним из самых старинных храмов Луганской епархии, сохранившихся Божией милостью во времена массовых разрушений. Собор может быть отнесен к памятникам храмового зодчества конца XVIII века.

Согласно документальным свидетельствам, на том месте, где находится ныне собор, в 1761 году по благословению Преосвященнейшего Иоасафа (Миткевича), епископа Белгородского и Обоянского, была сооружена деревянная церковь в честь святых первоверховных апостолов Петра и Павла.

В 1782 году при этой церкви в слободе Каменный Брод насчитывалось около 200 приходских дворов и до 600 человек постоянных жителей, церковный причт был одноплатный.

По истечении 30 лет после строительства крыша и своды, а также фундамент церкви пришли в крайнюю ветхость, в связи с чем сначала планировалось заменить верх и произвести ремонт фундамента с сохранением стен, а затем было решено перестроить церковь на том же месте, на что в 1793 году было получено благословение Преосвященнейшего Иова (Потемкина), епископа феодосийского и Мариупольского.

По завершении строительных работ Высокопреосвященнейший Гавриил (Бодони-Бонулеско), митрополит Екатеринославский, распорядился освидетельствовать перестроенную Петропавловскую церковь, а затем 26 ноября 1795 года благословил освятить ее и выдать для этого освященный антиминс.

Петропавловская церковь после перестройки была в плане трехнефная, однокупольная, кроме центрального, имела с северной стороны боковой вход с крыльцом.

В 1905 году церковь была построена заново, теперь уже каменная, с колокольней, на которой находилось 7 колоколов общим весом около 200 пудов. В церкви имелось три престола: апостолов Петра и Павла, Покрова Божией Матери и Сретения Господня.

К 30-м годам нынешнего столетия в церкви насчитывалось 89 икон, 50 из них составляли трехъярусный иконостас.

Значительная часть этих икон была написана местным мастером Иваном Яковлевичем Новаковичем, председателем приходского совета Петропавловской церкви. Его имя стояло под многими иконами, украсившими храмы Луганской епархии в конце XIX - начале XX века.

В 1929 году по решению властей церковь была закрыта, несколько лет здание не использовалось, а в 1935 году было переоборудовано под клуб. Поскольку колокольня церкви использовалась для геодезических целей, она была сохранена от разрушения. Только вместо купола с крестом на ней был установлен шпиль,

Возвращена прихожанам Петропавловская церковь была лишь в 1942 году. В октябре 1944 года при ней зарегистрирована приходская община, которой были переданы на договорных началах здание храма и церковное имущество. За короткое время приходская жизнь восстановилась, к 1948 году в церкви уже насчитывалось 109 икон.

С 6 марта 1950 года Петропавловская церковь становится кафедральным собором.

В 80-е годы выполнены значительные работы по благоустройству территории собора, улучшению его внешнего вида и внутреннего убранства. В это время построено церковное здание, в котором разместились крестильня, комната для воскресной школы, просфорня, подсобные помещения. А в 90-е годы построена колокольня.

Архиепископ Иоанникий.

«Краткий исторический очерк Луганско-Старобельской епархии».
Свято-Петропавловский кафедральный собор // Светоч. – 2002. - №4. – С.3

http://shusek.livejournal.com/19488.html#cutid1

Церкви Луганска

Было время, когда в Луганском горсовете топили…иконами

Донбасс вообще, и Луганск в частности — удивительный регион. Целых пять столетий здесь совсем не жили люди! Причин тому несколько, как рациональных (набеги кочевников— от половцев до татар), так и иррациональных (магнитная аномалия Донецкого кряжа, которая отрицательно влияет на психику). Именно поэтому, кстати, в нашем регионе не встретишь аутентичных икон, написанных ранее XVIII века. Впрочем, тема Дикого поля — спорная, а потому начнем наш рассказ о церквях, эдак с века восемнадцатого. Тем паче, что самому Луганску едва ли будет более 260 лет.

Вместо церкви— памятник Ленину

Основанное сербами в XVIII в. Село Каменный Брод и построенный к 1761 г. литейно-пушечный завод стал новым домом для многих тысяч людей, большинство из которых были православного вероисповедания. Исповедовали православие также украинские и донские казаки, селившиеся в нашем крае с конца XVII века.

Первая церковь в Каменном Броде (и, следовательно, в Луганске) была построена в 1761 году. Вначале она была деревянной, позже ее перестроили в камне. По иронии судьбы она — единственная сохранилась до наших дней. Интересно, что первая улица нашего города называлась в честь нее Петропавловской и начиналась как раз от церкви (сейчас это улица Артема). Кстати, на ул. Артема находится самый старый жилой дом в Луганске. Впервые он упоминается в документах 1812 г. До 1882 года Каменный Брод и поселок вокруг литейного завода были отдельными административными единицами. Потому в 1830 году в поселке Луганский завод построили Успенскую церковь, которая сгорела, и в 1840-е была заново отстроена в камне. Ее посещали рабочие завода с семьями. И если первой улицей в Камброде была Петропавловская, то в поселке Луганский завод первой улицей стала ул. Английская. С церковью ее соединил обустроенный в начале XX века Успенский сквер. Впрочем, всего лишь через 30 лет церковь снесли, а в сквере установили памятник Ленину.

Механизм уничтожения

Согласно Всероссийской переписи 1897 года население Луганска составляло 34 тысячи человек. Из них 70 % были православными, 20 % иудеями, 4% католиками, 4 % лютеранами, 2 % армяно-григорианами.

В то время в городе было: 6 православных церквей, 3 синагоги, армяно-григорианский молитвенный дом, лютеранский молитвенный дом, римско-католический костел. Этот храм находился в Натальевском переулке, и, к сожалению, не сохранился. Как же происходило насаждение атеизма именно в Луганске и как разрушали луганские храмы? Начнем, пожалуй, с самой главной церкви старого Луганска, храма Святого Николая Чудотворца.

Он был построен в 1841 году. Строили его сразу каменным. Купол и шпиль были позолоченные, а колокола — с большим добавлением серебра. Их звон был слышен даже в Станице Луганской. Свято-Никольская церковь была разрушена в 1935 г.

В 1861 году было начато строительство еще одной православной церкви — Казанской, единственной в городе пятикупольной. Возводилась она на средства купцов и мещан.. Улица, на которой стояла эта церковь, стала называться Казанской (ныне, словно в насмешку над чувствами верующих, она носит имя иудея, ставшего основоположником атеистического коммунизма—К. Маркса).

В 1864 году в церкви было открыто богослужение. Первым священником, служившим в Казанской, был отец Иоанн Хрипко. А в 1910 году зазвонили в Казанской церкви колокола. Деньги на колокола пожертвовал почетный гражданин города Иван Пивоваров. Еще 500 руб. выделила городская Дума. С приходом новой безбожной власти начались гонения на церковь. И если в 1917-1918 годах власть милостиво разрешила верующим построить две новые церкви в Луганске — Вознесенскую и Троицкую, то очень скоро стало понятно: это лишь отсрочка «приговора». Вот краткая хроника разрушения храмов.

В 1935 г. Казанская церковь была взорвана. Но здание строилось на века — стены рухнули, а фундамент остался. (Теперь планируют отстроить церковь вновь. Осенью 2007 г. место стройки освятил митрополит Иоанникий, но по прошествии более чем года можно констатировать: там даже конь не валялся.)

К Казанской церкви большевики подбирались долго. Для начала, с ее куполов сняли кресты, а вместо них вывесили красные флаги. Потом церковь решили и вовсе закрыть, а предлогом послужило следующее: «Религиозная община нарушила указания сантехкомиссии: не побелено сооружение собора, не покрашена церковная ограда, нарушена инструкция о порядке пользования религиозными сооружениями, в частности, в церковной сторожке проживает бывший богач Васнев». На двери храма повесили замок, а вскоре и сам храм взлетел на воздух.

Процитированный документ эпохи предельно ясно иллюстрирует всю надуманность и цинизм претензий советского режима к церквям, их общинам и, самое главное, имуществу. Всем было понятно, что процесс физической ликвидации материальной стороны религии, идущий по всей красной империи, не остановить. Механизм отличался лишь деталями.

В целом мы рассмотрели схему «убийства» церкви на примере Казанского собора. Она включала несколько этапов: агитация среди населения за закрытие храмов (о том, как она велась, чуть ниже), пропаганда безбожия, надуманный предлог для закрытия храма, официальное решение о закрытии, снятие крестов, колоколов, опись и конфискация имущества, особенно икон с золотыми и серебряными окладами (если, с точки зрения варваров, иконы не имели исторической ценности, имиотапливали помещения горсовета), ну, и, собственно, разрушение — когда храмы взрывали либо разбирали по кирпичику. При более мягком сценарии — в храмах устраивали склады, или, вот, как в Петропавловской церкви Луганска — кинотеатр с красноречивым названием «Безбожник», в котором шли пропагандистские фильмы. Кстати, перед разрушением над Свято-Никольским храмом еще и поиздевались: в нем проводились испытания авиационных моторов.


[
Изображение на стороннем сайте: adc2c41c061d.gif ]


Преображенский собор. Слева — ДК. им. В. Ленина. 30-е годы XX ст.

Предлоги для закрытия храмов варьировались. Так, Преображенскую церковь (год постройки — 1897) взорвали под видом работ по прокладке первой в городе трамвайной линии. Трамвай в Луганске пошел 1 мая 1934 года, а Преображенской церкви уже не было. Остался только ее «сосед» — Дворец культуры имени В.И.Ленина.

Наверное, нынешним коммунистам уже не стыдно, но их идейные предшественники в Луганске тридцатых на полном серьезе планировали разместить в римско-католическом костеле сначала…клуб милиции, а потом и вовсе общежитие для студентов. Об этом свидетельствуют документы Госархива Луганской области. Замечу, кстати, что к 1930 году в Луганске были закрыты ВСЕ храмы имевшихся конфессий. К этому сроку, правда, не успели снять кресты с Преображенской и Петропавловской церквей. Однако эту «недоработку» быстро ликвидировали. В общем и целом, пока власти раздумывали, что сделать со зданиями закрытых церквей, их использовали как зернохранилища (1930 год).

«Мы наш, мы новый мир построим…»

При более «жестком» сценарии разрушения церквей и монастырей священников и монахов, не задумываясь, пускали «в расход». А чего уж там—разве не провозглашал «пролетарский поэт», что «единица—вздор, единица—ноль!» Вот и не церемонились. Причем, совершали эти преступления прежде всего коммунисты и комсомольцы. Сегодня этих «идейных» убийц нынешние заправилы области, филипповы и голенки пытаются пропагандировать молодежи как пример для подражания.

Классический пример большевистского буйства в нашем регионе — зверское разрушение Святогорского монастыря в Донецкой области. В Луганске под сатанинский Молох большевизма попали Георгиевская (Малая Вергунка), Троицкая (Камброд), Воскресенская (Кладбищенская), Алексеевская (при тюрьме) церкви, а также другие культовые учреждения. До наших дней, кроме вышеупомянутой Петропавловской церкви, сохранилось лишь здание синагоги на пересечении улиц Т.Г.Шевченко и А.С.Шеремета (ныне —МЧС). К сожалению, по городу Луганску обнародовано очень мало архивной информации по этим вопросам. Есть о чем подумать и есть над чем поработать сотрудникам Госархива Луганской области и, возможно, сотрудникам архива СБУ.

При написании материала автор узнала много нового из работ луганчанина О.Форостюка. Например, что снятие крестов с церквей предпочитали проводить 6 ноября, аккурат к празднованию годовщины октябрьского переворота.

Удивительна также судьба епископа Ворошиловградского и Донецкого Никона (Петина). Он проводил службы во многих церквях послевоенного города. Во время больших праздников, в храме, где служил епископ Никон, количество верующих достигало нескольких тысяч человек. Именно при Никоне в Ворошиловграде была построена Николо-Преображенская церковь (1951 г.).

А ведь к тому времени владыка уже успел ощутить на себе всю «любовь» большевистской власти, его арестовали в 1932 г: «Коли я був в одній із тюрем, умови в ній були страхітними. У невеликій палаті знаходилася велика кількість людей – і політичні, і кримінальні. Було душно і сморідно, і повітря було наповнено базарною лайкою. Наступала Великодня ніч для цього пекла. Я сидів біля віконця з тихим сусідом. Ми почули неголосні жіночі співи. Співали заарештовані монахині. Я почав вимовляти слова молитви, а камера теж стала співати «Христос воскрес із мертвих». Ця ніч залишила у мене, та й у багатьох, глибоке враження».

«Меди нет на провода— мы добудем ее на колокольнях!»

После гражданской войны медленно, но верно жизнь налаживалась. Снова в Луганске заработали заводы, школы, кинотеатры, организовывались рабфаки и ликбезы, выходили газеты. На щит поднималась агитация за атеизм в СМИ. Особенно в этом вопросе «старалась» «Луганская правда». Процитирую статью из газеты от 29 марта 1921 года (газета хранится в Госархиве Луганской области; к сожалению, страница оторвана, часть текста отсутствует): « Из смрадной могилы прошлого, где лежал наглухо заколоченный гроб старого царско- помещичьего, поповского строя, начинают вылезать мертвецы и суеверия. Эти остатки прежней пакости не только продолжают ходить по улицам как обожравшиеся боровы, но вылазят из своих нор и принялись за старые пакости — за науку одурачивать трудящихся.

Рабочим и крестьянам Луганского уезда необходимо расспросить рабочего Гартмановского завода Антона Штанько, бывшего председателя комиссии о «святых» мощах. «В присутствии врачей, духовенства в Воронеже вскрывают мощи С.Радонежского или Тихона Задонского, точно не помню. Там нашли в «нетленных» мощах тряпки, вату, опилки, женские шпильки, лифчик, чулки и прочая. Вот что целовали одураченные верующие». Оцените «штиль» журналиста «от сохи»: по воспоминаниям известного журналиста Ю.Жукова, в редакции «Луганки» работали разные люди, в том числе вчерашние безграмотные (см. Ю.Жуков «Люди 30-х годов», М., 1966 г.)

Следующие пассажи цитирую по этой книге, так как не все номера «Луганской правды» сохранились в архиве: «1929 год. Еще недавно против горсовета назойливо раздражала взоры вывеска «Управление местного Святейшего Синода» над небольшим домишком, куда входили люди в рясах, писавшие витиеватые послания к пастве. Вихрь лет и удары кирок сменили этот островок фанатизма, очистив место для громадного трехэтажного дома жилищной кооперации «Рабочий быт».

Я уже умолчу о лозунгах вроде:«Выбирай — колокола или телефон и радио? Меди нет на провода—мы добудем ее на колокольнях!» И добыли. Причем, бесплатно, и в таком количестве, что голова идет кругом. С одной только Преображенской церкви собрали 2350 кг колокольной меди, 360 кг латуни, 39 кг бронзы, 230 кг железа. А ведь были и другие храмы.

Ударим аэропланом «Безбожник» по небесам….

Как же еще проводили «работу» среди населения активисты-безбожники? Свет на это проливает и брошюрка, хранящаяся в отделе редкой книги библиотеки имени Горького под названием «З материалів 1-го округового з’їзду безвірників. 2-5 липня 1929 р.» В ход шло все: агитация, угрозы увольнения с работы (если человек вдруг отказывался ставить свою подпись под требованием закрыть церковь), обходы домов, работа с пионерами, обработка отдельно детей и родителей, мужей и жен…Священников обвиняли во всех «грехах»: срыве хлебозаготовок, противодействии предвыборной кампании, антисанитарии (сюда зачислялось не только целование икон и крестов, но и даже … окропление святой водой!)

Верующих (особенно прихожан Украинской Автокефальной Православной Церкви) брали на учет в соответствующих органах. Доставалось и луганским мусульманам. А в пункте №6 упомянутой брошюры почему-то значилось: «Доручити окрраді проробити питання практичної участі в боротьбі з антисемітизмом». И это на фоне закрытия церквей и синагог.

Как и нацисты, большевики использовали все средства пропаганды —газеты, кино, радио… Антирелигиозная пропаганда велась даже на курсах кройки и шитья! Запрещали людям принимать у себя в доме священников. Заставляли выписывать журнал «Безбожник». В каждой школе организовывали «кружки безбожников», выпускали соответствующие стенгазеты. Ставку делали, прежде всего, на детей, а еще конкретнее — на пионеров. В 1935 году весь Луганск был обклеен атеистическими листовками. В них сообщались такие «новости»: «религия — это кнут в руках угнетателей для порабощения рабочих, орудие контрреволюции».

В 1930 г. в нашем регионе собирали деньги на постройку аэроплана «Безбожник». Увы, автор не в курсе, чем завершилось это дело.

Предлагалось продвигать гражданские похороны вместо панихид, «красные» свадьбы вместо венчаний, «октябрины» вместо крестин. Каждый год во время Пасхи обязательно устраивались «воскресники», дети посещали школы, участвовали в глумливых антипасхальных парадах и шествиях.

Врагами воинствующих атеистов в нашем регионе были не только священники, но и казаки, которые крепко держались за свою веру и обычаи.

В 1928 г., если верить официальной статистике, количество верующих в Луганском уезде составляло 63 596 человек. К 1929 г. оно якобы уменьшилось до 58 406 человек. В общем и целом, с разрушением церквей истинно верующие вынуждены были молиться дома. Примечательно, что в 1935 г. Совет воинствующих безбожников собрал 50000 подписей за закрытие Казанской, Воскресенской церквей и синагоги.

Церковь в период оккупации

В Луганске за 7 месяцев оккупации (лето 1942 г — зима 1943 г.) было открыто 4 православных молельных дома. В некоторых количество прихожан было более 200 человек. 19 августа 1942 г. в центре города духовенство отслужило молебен, на котором присутствовало, если верить местной прессе, свыше 7 тысяч человек.

В сентябре 1942 г. в помещении бывшего торгового техникума (ул. Садовая, 68) начались богослужения в храме Казанской Божьей Матери. Службы проводил о. Леонтий (Яржемский).

В городе выходила газета «Нове життя», в которой публиковались сообщения о службах в церквях. Их составлял священник по фамилии Анпилогов. В Камброде шли службы в старейшей Петропавловской церкви. Настоятелем храма стал о. Иосиф (Сухошин-Сухомлинов).

В центре города верующие могли молиться в Николаевской (ул. Шевченко, 30). Интересным кажется автору тот факт, что зданием для этого молельного дома стало … здание бывшей синагоги. Службу вели о. Исидор (Дереза) и о. Константин (Анпилогов). После того, как в феврале 1943 г. Луганск заняли большевики, Анпилогова арестовали по обвинению в сотрудничестве с немецкими спецслужбами. Арестовали и осудили на 5 лет также священника по фамилии Алексюк. Во время оккупации он служил в храме в Большой Вергунке. Обвинения были стандартными: пособничал немцам, в проповедях рассказывал о быстрой победе немцев над СССР. Реабилитирован в 1990-е годы.

Тема «Церковь в период немецкой оккупации» слабо разработана в историографии. Интересующимся советую обратиться к книге историка Гироаки Куромия «Свобода и терор у Донбасі»: «Багато священиків, які раніше були в підпіллі, повернулися до своїх колишніх парафій. Люди заповнювали церкви. Багато священиків роками працювали у шахтах. Деякі з них втягнулися в заохочувану німцями антирадянську кампанію».

Ну, а из Второй мировой войны Православная Церковь вышла преображенной. И трудно сказать, что к лучшему. В любом случае, автор искренне надеется, что при ее жизни гонений на церковь не будет, и мы не увидим вновь на улицах Луганска сломанные кресты.

Анна Маркевич

P.S.

Документ от 29 марта 1923 г. Р-401, опись 1, дело 550, лист 156.

«План празднования Пасхи по городу:
1. В воскресенье, 25 марта, расширенное заседание коллектива пропагандистов. Доклад "Миф о непорочном зачатии".
2. 1 апреля политсуд над попом.
3. С 1 апреля по Пасху проведение пропагандистской работы на заводах, в учебных заведениях, в Красной армии.
4. Выпустить 300 штук лозунгов.
5. Порядок шествия:
По Успенской мимо завода на Садовую, на Пушкинскую, где с паровоза Гартмана будет поставлена инсценировка.
6. Угол Пушкинской и Петроградской. Около собора митинг и сожжение богов».

Маркевич А. Ударим аэропланом «Безбожник» по небесам [Электроный ресурс]. Режим доступа: http://capricios.livejournal.com/17421.html
---
Пономаренко, Пасечные /Полтавская/, Береговые, Вервейко /Курская, Белгородская/
Мой дневник
PElena
Модератор раздела

PElena

Луганск
Сообщений: 6800
На сайте с 2009 г.
Рейтинг: 5930
http://shusek.livejournal.com/1569.html#cutid1

Клировая ведомость Соборно-Николаевской церкви Луганска, Славяносербского уезда, Екатеринославской епархии за 1916 год
(Месторасположение: Николаевская площадь, ныне Красная площадь, в районе дома техники. Разрушена в 30-е годы)

Построена в 1841 году тщанием казны на ассигнованную от нее сумму в количестве 29 607 руб. 75 коп. Здание: каменная. Колокольня: каменная. Ограда: каменная с железной решеткой, выстроена на средства прихожан в сумме 3453 руб. 92 коп. Вне города есть клад-бище с каменной оградой. При церкви есть караулка. Престолов один – во имя Св. Николая Чудотворца.
Утвари: достаточно. Штат: три священника, штатный диакон и три псаломщика. Жалованья положено 682 руб. 66 коп. Кружечных доходов за 1916 год получено6706 руб. 71 коп. Другие источники со-держания членов причта и количество поступающего от них дохода не имеется. Земли при церкви состоит пахотной – 193 десятины, в расстоянии 7 верст от церкви. Качество церковной земли: удовлетво-рительное. Средний доход ею приносимый: 990 руб.
Дома для священно-церковно служителей на церковной усадеб-ной земле построены тщанием прихожан и составляют cобcтвенность Соборно-Николаевской церкви. Другие здания, принадлежа-щие церкви: не имеется. Состояние домов: ветхое, требует ремонта. Для трех священников, штатного диакона имеются дома церковные, для трех же псаломщиков церковных квартир нет и никакого квартирного пособия они не получают. Приписанных к сей церкви церк-вей и часовен не имеется. Домов кладбищных и молитвенных, к сей церкви приписанных: не имеется. В церковной библиотеке книг, до церковного круга подлежащих, имеется в достаточном количестве.
Имеются в приходе школы: церковно-приходская смешаная, сельская для девочек, сельская для мальчиков, мещанская смешаная, частная (учр. Цук) смешаная, Пушкинская смешаная. Церковная школа помещается в церковной сторожке.
При церкви состоит старостою церковным личный почетный гражданин города купец Сергей Петрович Васнёв, который должность свою проходит с 1892 года.
Церковные деньги в целости за ключем церковного старосты и печатию церковной.
Преосвященный в последний раз посетил приход в 1916 году.

Священно-церковно-служители

Настоятель церкви, протоиерей Павел Иванович Хицунов. 71 год. Сын священника.
Священник Иван Семенович Сахновский. Родился в 1870 г. Сын священника.
Священник Петр Иосифович Карниевич 53 года. Сын священника.
Штатный диакон Григорий Дмитриевич Литвиненко 32 года. Сын крестьянина.
Священник на псаломщицкой ваканскии Василий Михаилович Афонский. Родился в 1868г.
Псаломщик Николай Порфириевич Немчинов. 47 лет.
Псаломщик Дмитрий Семенович Фдоров. Родился в 1886 году.

Клировая ведомость Петро-Павловской церкви Луганска, Сла-вяносербского уезда, Екатеринославской епархии за 1916 год
(Месторасположение: ул. Петропавловская, ныне ул. Артема, Каменный брод. Церковь ныне действующая)

Построена в 1769 году. Перестроена в 1905 тщанием прихожан. Здание: каменное. Колокольня: каменная. Престолов: первый – во имя Св. Апостолов Петра и Павла; второй – Покрова Богородицы; третий – Сретання Господня.
Утвари: совершенно недостаточно. Штат: три священника и два псаломщика. Жалования положено: одному священнику и двум пса-ломщикам – 297 руб. 52 коп. Кружечных доходов за 1916 год полу-чено 7707 руб. 52 коп. Другие источники содержания членов причта и количество поступающего от них доходо: не имеется. Земли при церкви состоит пахотной – 99 десятин в 5 верстах от церкви. Качество земли: нижесреднее. Средний доход, ею приносимый: 600 рублей. За текущий год земля сдана за 300 рублей.
Дома для священно-церковно-служителей на церковной усадебной земле: не имеется. Приписанных к сей церкви церквей: не имеется; часовен: не имеется. Домов кладбищных и молитвенных домов к сей церкви приписанных: не имеется. В церковной библиотеке име-ются книги, для церковного круга подлежащие.
Имеющиеся в приходе школы: мещанская луганская начальная школа; две городских начальных школы; церковно-приходская школа; двухклассное училище Гартмановского завода. На содержание церковной школы от церкви отпускается 25 рублей. В сем году в ней обучается 27 мальчиков и 93 девочки.
При церкви состоит старостою церковным сельский обыватель Федор Яковлевич Терновский, который должность проходит с 1915 года.
Церковные деньги в целости за ключем церковного старосты и печатию церковной.
Преосвященный в последний раз посетил приход в 1916 году.

Священно-церковно-служители

Священник Андрей Алексеевич Сокальский. 54 года. Сын священника.
Священник Василий Антонович Дикарев. 39 лет. Сын диакона.
Священник Федор Петрович Вазилевский (Вавилевский?). 39 лет. Сын псаломщика.
Первое место Псаломщика праздно.
Диакон на вакансии псаломщика Павел Дмитриевич Пасхалов. 44 года. Из полтавских потомственных дворян.
Псаломщик Иван Климентьевич Головнев. 24 года. Сын сельского обывателя.

Клировая ведомость Преображенской церкви Луганска, Славяносербского уезда, Екатеринославской епархии за 1916 год
(Месторасположение: Преображенская площадь, ныне в районе ДК им. Ленина и комплекса Дружба. Разрушена в 30-е годы)

Построена в 1897 году тщанием прихожан и сельских обывателей города. Здание: каменное, колокольня: каменная. Престолов: первый – Преображения Господня; второй – Св. Преподобного Осии; третий – Св. Великомученика Пантелеймона Св. Преподобомученицы Евдокии.
Утвари: достаточно. Штат: два священника и два псаломщика. Жалования положено: 800 рублей с 1915 года. Кружечных доходов за 1916 год получено: 3600 рублей.
Другие источники содержания членов причта и количество поступающего от них дохода: причт получает 12 рублей - % с капитала в 300 рублей. Земли при церкви нет.
Дома для священно-церковно-служителей (три дома) построены тщанием церковно-приходского попечительства в 1902 году и составляют собственность церкви. Состояние домов: удовлетворительное. Приписанных к сей церкви церквей и часовен не имеется.
В церковной библиотеке имеется книг для чтения церковным кругом: 45 томов.
Имеющиеся в приходе школы: церковно-приходская с 1911 года; две школы грамоты; городское начальное училище. Церковная школа помещается в сторожке при церкви. В сем году в ней обучается 21 мальчик и 40 девочек.
При церкви состоит старостою церковным сельский обыватель Ширяев Леонтий Иванович, который должность свою проходит с 1911 года.
Церковные деньги в целости за ключем церковного старосты и печатию церковною.
Преосвященный в последний раз посетил приход в 1916 году.

Священно-церковно-служители

Настоятель церкви, священник Сергей Адрианович Попов. 40 лет. Сын диакона.
Священник Александр Яковлевич Федоров,. 38 лет. Сын диакона.
Диакон Борис Васильевич Федоровский. 34 года. Сын священника.

Клировая ведомость Воскресенской церкви Луганска. Славяносербского уезда, Екатеринославской епархии за 1916 год
(Месторасположение: Лесная улица (Нижнелесная), ныне Коцюбинского в районе сквера им. 30-летия ВЛКСМ, ныне Молодой гвардии. Разрушена в 30-е годы)

Построена в 1905 году тщанием Луганского купца Федота Анисиевича Подкопаева, пождертвовавшего на это дело 30 000 рублей. Здание: каменное. Колокольня: каменная. Престолов: один – во имя Воскресения Христова.
Утвари: достаточно. Штат: священник и псаломщик. Жалованья положено: 400 руб. Кружечных доходов за 1916 год получено 800 руб. Другие источники содержания членов причта и количество поступающего от них дохода: не имеется. Земли при церкви: не имеется.
Дома для священно-церковно-служителей построены тщанием того же купца Подкопаева Ф.А. Приписанных к сей церкви церквей и часовен: не имеется. Домов кладбищных и молитвенных домов к сей церкви приписанных: не имеется. В церковной библиотеке имеются книги, для церковного круга подлежащие. Имеющиеся в приходе школы: не имеются.
При церкви состоит старостою церковным купец, с 1914 г. Городской голова Николай Сергеевич Васнев, который должность совю проходит с 1915 года.
Церковные деньги в целости за ключем церковного старосты и печатию церковной.
Преосвященный в последний раз посетил приход в 1916 году.

Священно-церковно-служители

Священник Николай Арсеньевич Рудичев. 43 года. Сын священника.
Псаломщик Константин Михаилович Билухин. 49 лет. Сын мещанина.

Клировая ведомость Казанской церкви Луганска, Славяносербского уезда, Екатеринославской епархии за 1916 год
(Месторасположение: Казанская улица, ныне Карла Маркса, на пересечении с 7-й линией. Разрушена в 30-е годы)

Построена в 1864 году тщанием прихожан-купцов и мещан города. Здание: каменное, крытое железом. Колокольня: каменная, трехъярусная, крытая железом, построена в 1910 году. Престолов: первый – во имя иконы Казанской Божией Матери, второй – во имя Св. Благоверного Князя Александра Невского, третий – во имя св. Апостола Архиппа и Филимона.
Утвари: достаточно. Штат: два священника и два псаломщика. Жалование: не положено. Кружечных доходов за 1916 год получено: 4000 руб. Другие источники содержания членов причта и количество поступающего от них дохода: не имеется. Земли при церкви: состоит: усадебной вместе с погостом церковным – 272 квад. саженя; пахотной – не имеется.
Дома для священно-церковно-служителей на церковной усадебной земле построены на средства попечительства и церкви (2 дома). Состояние домов: вполне удовлетворительное. Приписанных к сей церкви кладбищных и молитвенных домов не имеется. В церковной библиотеке книг до церковного круга подлежащих, имеется 240 томов.
Имеющиеся в приходе школы: церковно-приходская. Школа помещается в наемном доме. На ее содержание отпускается Славяносербским отделением Епархиального Училищного Совета – 420 рублей. Церковью – 200 рублей. За правоучение с учеников взъимается по 6 рублей в год. В сем году в школе обучается 80 мальчиков и 50 девочек.
При церкви состоит старостою церковным купец Луганска (гласный Луганской городской Думы, 1908-1912) Иван Иванович Николаев, который должность свою проходит с 1900 года.
Церковные деньги в целости за ключем церковного старосты и печатию церковною.
Преосвященный в последний раз посетил приход в 1916 году.

Священно-церковно-служители

Настоятель, протоиерей Феофил Владимирович Михалевич. 49 лет. Сын священника.
Второй священник Иван Арсентьевич Глядковский. 71 год.
Священник Семен Мефодиевич Тараскин. 62 года. Сын псаломщика.
Диакон Василий Иванович Трифонов. 26 лет. Из мещан.

Кроме вышеперечисленных в Луганске существовали также Успенская, Троицкая, Георгиевская и Алексеевская тюремная церкви.

Некоторые сведения


Самой первой церковью на территории поселка Луганский завод была Успенская церковь на Старобазарной площади, которая датируется 1821 годом. Церковь была деревянной и в 1830 году сгорела. Новая каменная церковь была построена в начале 50-х годов 19-го века (1840-1854 гг. [3]), а значительно позже Старобазарная площадь была переименована в Успенскую площадь, а в 1900 году на ней был разбит Успенский сквер (ныне сквер Революции).
Эта церковь была разрушена одной из первых. В 1924 году на этой площади был установлен памятник В.И. Ленину, который стоял как раз напротив церкви, поэтому с целью улучшения архитектурного пространства площади. Церковь в 1924-25 году снесли и на ее месте построили дом для ответственных работников губисполкома.
Одной из старейших церквей города являлась Георгиевская церковь в Вергунке. Когда точно она построена, сведений пока нет, но из документов ясно, что в 1773 году церковь эта сгорела, а 1778 году была отстроена новая.
При строительстве чугуно-литейного завода на его территории для рабочих, которые жили вокруг завода в бараках, была построена церковь. В документах, хранящихся в нашем областном архиве, этот факт не отражен, но на старинных картах завода, которыми обладает заводской музей, церковь присутствует.
В 1841 году в поселке Луганский завод появляется новая церковь во имя Николая Чудотворца - Соборно-Николаевская. Строили ее сразу каменной. Купола и шпиль церкви золоченые. В металле колоколов был большой процент серебра и когда звонили колокола Николаевской церкви, их звон был слышен и в станице Луганской. Площадь, на которой находится С-Николаевская церковь, стала называться Соборной (ныне Красная). Эта церковь стала центральной городской церковью.
В начале 30-х годов нынешнего столетия в период яростной борьбы с религией Собор Николаевский был закрыт и некоторое время в нем проводились испытания авиамоторов. В связи с реконструкцией центральной части города городскими властями было приянято решение о сносе этой церкви. В 1935 году церковь была взорвана. Вместе с церковью сравняли с землей и кладбище, находившееся в ограде собора[4].
В начале 60-х годов по ходатайству местного купечества начинаетсч строительство Казанской церкви. Это единственная 5 купольная церковь города. В 1909 году городская дума выделила 500 рублей запасного капитала на пристройку колокольни, а почетный гражданин Иван Алекс. Пивоваров пожертвовал деньги на колокола Казанской церкви. Приходы Николаевской и Казанской церквей состояли из более зажиточной части луганчан, проживавших в центре города.
В 1897 году была открыта Преображенская церковь. Она располагалась в довольно населенном рабочем районе города, в народе называемом Гусиновкой. (Гусиновкой в конце 19 — начале 20 столетия именовали прилегающий жилой район, границы которого, по сведениям историков, обозначаются современными Сквером борцам октябрьской революции с одной стороны и Заводом ОР, Вергункой с другой. Все, что заполнено сегодня зданиями и постройками разных лет от центра и до самой Острой Могилы в те далекие годы было степью, и именно в этой степи, на окраине города хоронили горожан. Территорией Гусиновского кладбища является всем известный парк в центре Луганска, расположенный в районе Областной библиотеки имени М.Горького. Существуют предположения, что кладбище начало функционировать еще в позапрошлом столетии, но достоверное летоисчесление захоронений идет с 1910 года, т.е. еще до начала советской эпохи). Площадь, на которой находится церковь, стала называться Преображенской (теперь Р. Люксембург) и улица отходящая от нее в сторону городского цента носила название Преображенской (ныне ул. Фрунзе).
Эта церковь просуществовала 40 лет. В 1929 году закончилось строительство ДК им. Ленина, а в 1930 году он открыл свои двери для посетителей. ДК оказался ярусом ниже Преображенской церкви. Было принято решение: с целью благоустройства площади, расширения архитектурного пространства вокруг ДК снести Преображенскую церковь. Однако она просуществовала рядом около 4 лет. В мае 1934 года началось строительство 1-й трамвайной ветки от проходной завода "ОР" до 3-го километра. На пути трамвайной линии находился храм. В мае 1934 года церковь была взорвана, а в сентябре 1934 года по этому месту прошел первый трамвай.
В начале века в Каменном Броде, ближе к проходной завода Гартмана, была открыта новая Троицкая церковь, судьба которой схожа с судьбами других церквей.
Тогда, практически на окраине города, находилось городское кладбище (теперь сквер им. 30-летия ВЛКСМ). В 1905 году на территории кладбища была выстроена Воскресенская (или Кладбищенская церковь), теперь на этом месте здание областного телецентра. Для ее строительства было выделено 1250 кв. сажен земли. Построена на средства, завещанные купцом Федором Подкопаевым.
В 1936 году в связи с реконструкцией городского центра кладбище было закрыто, были сделаны перезахоронения, в том числе был перенесен прах героя гражданской войны А. Пархоменко в сквер Революции, а церковь была взорвана.
---
Пономаренко, Пасечные /Полтавская/, Береговые, Вервейко /Курская, Белгородская/
Мой дневник
PElena
Модератор раздела

PElena

Луганск
Сообщений: 6800
На сайте с 2009 г.
Рейтинг: 5930
http://shusek.livejournal.com/50448.html#cutid1

Луганщина в годы ВОВ: оборона Луганска силами Железнодорожных войск

Одной из самых ярких страниц в боевой деятельности Железнодорожных войск в начальный период войны является героическая оборона станции Сентяновка на подступах к Луганску. 16 ноября 1941 года 4-й немецкий армейский корпус генерала Шведлера перешел в наступление и к исходу дня вклинился на глубину до 20 километров в расположение нашей 12-й армии северо-восточнее Артемовска. Оперативная обстановка сложилась так, что на правом фланге армии других частей, кроме железнодорожных, не было. Обнаружив слабое место, фашисты рассчитывали без особого труда овладеть Ворошиловградом и тем самым отвлечь советские войска с ростовского направления, где противник наносил главный удар. Командующий 12-й армией генерал-майор К. А. Коротеев возложил оборону участка в районе станций Водопровод, Сентяновка, Родаково на 28-ю железнодорожную бригаду с тем, чтобы до подхода стрелковых частей прикрыть правый фланг армии. Командир бригады полковник Н. В. Борисов принял решение: для выполнения поставленной задачи срочно создать сводный батальон. В него вошли находившиеся поблизости подразделения 11-го и 12-го восстановительных и 20-го мостового батальонов общей численностью 577 человек. Командиром сводного батальона был назначен капитан С. Н. Марков. Воины-железнодорожники не имели артиллерийского вооружения. Но для огневой поддержки сводному батальону были приданы три бронепоезда, в спешном порядке подготовленных рабочими Ворошиловградского паровозостроительного завода. Они оборудовали их дополнительно четырьмя бронеплощадками, установив на них выделенные командованием армии восемь орудий, по чертежам специалистов бригады одели в броню мотовоз и дрезину, вооружив их пулеметами.Тем временем личный состав сводного батальона вел подготовку оборонительных рубежей в районе станций Сентяновка и Водопровод, также проводил разведку противника. В ночь на 19 ноября разведчики, разгромив полевой караул фашистов, захватили четырех пленных. От них были получены ценные сведения о намерениях противника, установлено, что вражескими войсками заняты ближайшие села Желобок, Голубовка и Светличная.Силы были явно не равны, но надо было упредить противника, не дать ему овладеть инициативой. Поэтому утром 19 ноября под прикрытием огня двух бронепоездов две роты под командованием помощника командира 12-го батальона по технической части воентехника 1-го ранга Н. В. Иванова ворвались в Голубовку с северовосточной окраины. Одновременно третья рота во главе с лейтенантом Н. Е. Кольнооченко наступала на Голубовку с северной окраины. Под ударами артиллерии бронепоездов одна за другой смолкли огневые точки врага. Отбив несколько контратак, воины овладели намеченными рубежами. Мужественно, самоотверженно дрались с врагом бойцы и командиры. Особенно героически сражались воины-железнодорожники отделения, которым командовал сержант Илья Маслий. Так, находчивость и инициативу проявил красноармеец Молодцов. В ходе боя он захватил поврежденный вражеский миномет, быстро его исправил и начал громить гитлеровцев из их же оружия.Противник получил подкрепление. Обстановка накалилась: враг перешел в контрнаступление. Под огнем врага залегла вторая рота. Воентехник 1-го ранга Н. В. Иванов поднялся и с возгласом «За Родину!» увлек за собой в атаку бойцов. Фашисты не выдержали натиска и отступили. Но в этом бою Н. В. Иванов пал смертью героя. Мужественный командир действовал впереди атакующих, лично уничтожил несколько гитлеровцев.Видя такое положение, противник стал спешно перебрасывать подкрепления к Голубовке. Враг неоднократно контратаковал подразделения сводного батальона. К исходу 19 ноября батальон вынужден был оставить захваченные позиции и закрепиться перед Голубовкой на рубеже реки Луганка. В ночь на 20 ноября вновь отличился сержант Илья Маслий, посланный в разведку. Он не только отлично выполнил поставленную задачу, но и взорвал вражеский штаб, захватил пленного. 20 ноября противник предпринимал одну атаку за другой с целью овладеть поселком Петроградо-Донецким. Но вторая рота 20-го мостового батальона при поддержке огня бронепоездов крепко удерживала свои позиции. Враг не оставлял попыток выбить наши подразделения, закрепившиеся на реке Луганка, обрушивал шквал артиллерийского огня на бронепоезда. Весь день шли кровопролитные, жестокие бои.На рассвете 21 ноября враг перешел в наступление, имея пятикратное превосходство в силах. Его атаки следовали одна за другой. Смолкли орудия наших подбитых бронепоездов. Лишившись их поддержки, сводный батальон отошел на последний рубеж обороны. Упорно и беззаветно сражались наши бойцы. Командир батальона капитан Марков лично водил бойцов в атаки, но пал, сраженный вражеской пулей. Так же мужественно сражался командир 20-го мостового батальона капитан А. Датиев. Он личным примером воодушевлял бойцов и командиров, проявлял образцы храбрости и отваги. Однажды, увлекшись боем, Датиев далеко продвинулся вперед вместе со своим подразделением. Каждый воин-железнодорожник сражался за двоих-троих, проявляя в бою стойкость и мужество. Например, отделение сержанта И. И. Кудинова 6 часов удерживало высоту на подступах к станции Сентяновка. Командир отделения был ранен, но продолжал вести огонь из пулемета и командовать бойцами, пока вторая вражеская пуля не пробила его сердце. На молодого бойца В. Попкова наседала группа гитлеровских солдат. Он подпустил фашистов поближе и забросал их гранатами. Сержант Д. Ф. Хрипливцов с двумя бойцами своего отделения получил приказ: уничтожить пулеметную точку противника. Смельчаки подползли к пулемету и забросали его гранатами. Бесстрашно действовала под огнем врага санинструктор Н. Ф. Меланченко. Под разрывы снарядов и свист пуль она перевязывала раненых, лично вынесла с поля боя 13 бойцов и командиров. Отважно сражался военком батальона П. И. Векшин. Во время боя он был тяжело ранен, но не покидал товарищей, продолжал сражаться. Потерявшего сознание Векшина фашисты захватили в плен, подвергли зверским пыткам и издевательствам. Когда, отбросив врага, наши воины обнаружили на поле боя изуродованное тело Векшина, они насчитали 27 ножевых и пулевых ран. Четверо суток подряд длились ожесточенные, кровопролитные бои. Фашисты не прошли к Сентяновке. Воины-железнодорожники стойко удерживали свои рубежи до подхода полевых частей Красной армии. Вместе с ними воины-железнодорожники не только остановили врага, но и отбросили его от Сентяновки в район станции Сифонная.

Для поддержки батальонов были переброшены три советских бронепоезда.

Утром 19 ноября под прикрытием огня двух бронепоездов железнодорожные батальоны начали наступление на село Голубовку. Части бригады ворвались на северо-восточную окраину поселка и удерживали ее. В течение 20 ноября гитлеровцы неоднократно переходили в атаки, стремясь обойти правый фланг бригады. Но поддержанные огнем бронепоездов, которые уничтожили немало огневых точек и солдат противника, воины-железнодорожники отбросили фашистов. 21 ноября в ходе жестокой артиллерийской дуэли были повреждены бронепаровозы, что значительно ослабило действия бронепоездов. Но они продолжали мужественно сражаться, ведя активную оборону. Вскоре прибыло подкрепление — стрелковая бригада, а с ней бронепоезд № 8 под командованием Героя Советского Союза X. И. Ибрагимова. Один из участников этих боев И. М. Бобриков уточнил: «Бронепоезд № 8 «Имени изюмских рабочих» был построен в городе Изюм на Украине. В ноябре 1941 года он был переброшен под Ростов. Командовал бронепоездом № 8 Герой Советского Союза капитан X. И. Ибрагимов. Звание это было получено им за участие в Советско-финляндской кампании 1939–1940 годов. Экипаж действовал мужественно и умело». Железнодорожники смогли восстановить один из бронированных паровозов и несколько боевых площадок. Место поврежденных бронепаровозов заняли небронированные паровозы — «черные», как их называли железнодорожники. Под командованием капитана X. И. Ибрагимова бронепоезд № 8 снова вступил в схватку с врагом и отбросил пехоту захватчиков.

Шесть суток шел неравный бой, победителями в котором вышли воины-железнодорожники. Фашисты так и не смогли занять Сентяновку. 28 апреля 1942 года приказом Народного комиссара обороны 28-я бригада была переименована в 1-ю отдельную гвардейскую железнодорожную бригаду.

Бойцам 28-й отдельной железнодорожной бригады оказали бронепоезда № 2 «За Родину!» (командир — капитан А. Л. Бондаренко), № 6 «За Родину!» (командир — капитан П. К. Шурыгин) и № 11 «За Родину!» (командир — капитан П. М. Бойко).

В начале ноября 1941 года немецко-фашистские войска возобновили наступление из Донбасса для захвата Ростова-на-Дону. Чтобы усилить нашу оборону, прибыл особый бронепоезд № 2 «За Родину!» с десантной ротой под командованием капитана А. Л. Бондаренко.

Строительство бронепоезда началось в августе 1941 года. Вот что рассказывает комиссар стальной крепости А. Н. Енин:

- Первой датой в летописи бронепоезда следует считать 9 августа. В этот день в машиносборочном цехе брянского завода «Красный профинтерн», где стояли железнодорожные платформы с каркасами будущих бронеплощадок, собрались рабочие и служащие, мастера и инженеры, молодые станочники, слесари, формовщики. Речь как раз шла о нем, о бронепоезде «За Родину!».

Первым выступил секретарь партийной организации цеха Ф. А. Филатов. Он рассказал, что надо сделать коллективу оставшихся, неэвакуированных, рабочих, чтобы справиться с ответственным заданием. А каково оно, это задание, каков объем работ, сообщили директор завода Г. Д. Гогоберидзе и главный инженер П. А. Ланцов, огласив постановление ГКО и СНК СССР о строительстве, наименовании и порядке комплектования команды бронепоезда из добровольцев.

Потом слово предоставили мне как военному комиссару бронепоезда. Я прибыл из Москвы, чтобы оказать помощь в строительстве и комплектовании экипажа бронепоезда. Выступление мое было кратким. В те дни не было нужды кого-то агитировать. Я лишь попросил рабочих ускорить строительство бронеплощадок и подчеркнул особую ответственность, трудность и опасность службы на бронепоездах, где нет места трусости и обязательно чувство товарищества, четкость и быстрота действий.

Едва кончился митинг, к моему столу стали подходить рабочие с единственной просьбой: «Запишите!». Помню, первыми в моем блокноте появились фамилии коммунистов и комсомольцев Павла Герасичкина, двух братьев — Николая и Сергея Петруниных, [57] Сергея Никифорова, Сергея Авакова, Андрея Толкачева. Тогда же записались в команду три друга – семнадцатилетние комсомольцы Юрий Гаврилов, Эдуард Майданский и Юрий Роговой.

12 августа комиссар А. Н. Енин подписал первый приказ о зачислении в экипаж 72 добровольцев.

А линия фронта все ближе подвигалась к Брянску. И когда она остановилась в 40 километрах от него, решили строительство бронепоезда продолжить в Луганске. Двумя эшелонами туда отправились добровольцы боевого экипажа. В Луганск на паровозостроительный завод имени Октябрькой революции недостроенный бронепоезд прибыл 18 августа. Теперь за дело взялись представители обоих заводов. Дополнительно были построены две бронеплощадки: для зенитных орудий и под 107-миллиметровую пушку. Кроме того, для экипажа были оборудованы клуб, жилье, мастерские. Команда бронепоезда пополнилась луганскими добровольцами, получила необходимое вооружение, обмундирование.


[
Изображение на стороннем сайте: fda65dc56780.jpg ]


Рабочие Ворошиловградского паровозостроительного завода имени Октябрьской революции провожают на фронт особый бронепоезд 2 "За Родину". 23 октября 1941 г.

Первый бой после выхода из ворот Луганского завода имени Октябрьской революции особый бронепоезд № 2 провел 25 октября 1941 года на станции Дебальцево, отбивая натиск фашистских войск.

7 ноября он прибыл на станцию Ровеньки, получив задачу: обеспечить охрану железнодорожной ветки, прикрыть фланги 18-й армии генерала В. Я. Колпакчи и 9-й армии генерала Ф. И. Харитонова. Бронепоезд и десантная рота заняли оборону [58] на западной окраине поселка. Тишина и безлюдье настораживали.

По всему было видно, что танки и пехоту противника надо ждать с минуты на минуту. Ранним утром гул бомбардировщиков, артиллерийские залпы и четкая дробь крупнокалиберных пулеметов всколыхнули затаившийся поселок. На бронепоезде вовремя заметили и метким огнем отбили налет трех «юнкерсов», пытавшихся бомбить станцию. Десятки сброшенных бомб не достигли цели и взорвались за пределами станции.

Несколько дней с утра до вечера вражеские самолеты настойчиво пытались прорваться к станции через плотную стену заградительного огня зенитчиков бронепоезда. Активность авиации противника была понятна. На станцию стали прибывать вагоны с войсками и танками вновь сформированной 37-й армии А. И. Лопатина. Под прикрытием бронепоезда эти войска благополучно разгрузились и в полной боевой готовности ушли на боевые позиции.

21 ноября противник занял Ростов-на-Дону и подошел к Новочеркасску. 22 ноября бронепоезд занял огневую позицию на западной окраине города. Десантная рота сменила ополченцев Новочеркасска под населенным пунктом Мишкин.

27 ноября бронепоезд участвовал в первой наступательной операции Южного фронта. Потом командир бронепоезда А. Л. Бондаренко и радист М. В. Иоффе сопровождали на броневике наступавших бойцов десантной роты и 68-й кавалерийской дивизии и руководили огнем артиллерии бронепоезда. Перед Аксаем им навстречу выскочили шесть гитлеровских танков и машина с автоматчиками. Десантники организовали оборону, встретили фашистов пулеметным и минометным огнем, пустили в ход гранаты. В дело вступила артиллерия бронепоезда. Атака была отбита, два танка остались дымить в поле.

29 ноября после двухдневных ожесточенных боев был освобожден Ростов-на-Дону. Но пришел срочный приказ: передислоцироваться на новое место. Успели только захоронить шестерых десантников, погибших при освобождении станции Аксай, и в ночь на 30 ноября бронепоезд покинул Аксай.

Летом 1941 года в управлениях Северо-Донецкой и Южно-Донецкой железных дорог вместе со специалистами НКПС решили организовать строительство бронепоездов. Талантливые инженеры и техники в кратчайшие сроки подготовили рабочие чертежи и проектно-сметную документацию. Был издан приказ об организации «вертушек», курсировавших для доставки броневых листов с мариупольских заводов в паровозные и вагонные депо Донбасса. Тщательно разработана была и кооперация между предприятиями, сооружавшими бронепоезда. Так, в Дебальцево одевали в броню паровозы, оборудованием тендеров занимались рабочие депо Попасная, а бронеплощадки изготавливались в Красном Лимане.

Большую организаторскую работу провели начальники паровозных депо Дебальцево и Попасная В. С. Курочка и П. А. Лакутин, мастера В. И. Маньковский, И. К. Зайцев, В. С. Волков, В. И. Матвеев. Они организовали бригады лучших котельщиков, сварщиков, обучали их приемам обработки листов, установке и монтажу вооружения.

Трудились донецкие ремонтники самоотверженно. В депо Красный Лиман бригада Н. Е. Курмазы ежедневно работала по 15–18 часов. К началу сентября 1941 года в Донбассе было сооружено 20 бронепоездов. В бой их повели донецкие машинисты А. X. Притыкин, Г. С. Лопушняк, И. А. Сила, П. Н. Остапенко, Ф. И. Пилипенко, П. М. Вовк и другие.

3 сентября 1941 года в ожесточенных боях в районе Днепропетровска отличился экипаж бронепоезда № 11 «За Родину!» под командованием участника гражданской войны П. М. Бойко.

Один из бойцов бронепоезда Я. М. Синенко свидетельствует:

- Фашисты считали себя хозяевами на занятой станции Нижнеднепровск-Узел. И вдруг на них обрушился огонь четырех [45] орудий и двенадцати пулеметов советского бронепоезда. «Осколочным — огонь!», «Первое — огонь!», «Второе...», — непрерывно повторялись команды. Гитлеровцы в панике разбегались, оставляя машины, мотоциклы, полевые кухни. Сделав 50 выстрелов, бронепоезд отошел так же неожиданно, как и появился.

Утром следующего дня он вновь ушел в стан врага. Водили бронепоезд люди отважные, отлично знавшие дело. Это машинисты Андрей Кукибный, Петр Доронин, Леонид Будаговский, помощники Дмитрий Иванов, Леонид Олефир и другие.

Военный совет Южного фронта, высоко оценив героизм и самоотверженность воинов-железнодорожников, обратился в Ставку Верховного главнокомандования с ходатайством о преобразовании 28-й железнодорожной бригады в гвардейскую. 56 ее наиболее отличившихся бойцов, командиров были удостоены орденов и медалей. Многие посмертно.

В приказе Народного комиссара обороны СССР № 127 от 28 апреля 1942 года отмечалось: «...28-я отдельная железнодорожная бригада показала образцы мужества, отваги, дисциплины и организованности. Ведя непрерывные бои с немецкими захватчиками, указанная часть нанесла огромные потери фашистским войскам и своими сокрушительными ударами уничтожала живую силу и технику противника, беспощадно громила немецких захватчиков.

За проявленную отвагу в боях за Отечество с немецкими захватчиками, за стойкость, мужество, дисциплину и организованность, за героизм личного состава преобразовать 28-ю железнодорожную бригаду в 1-ю гвардейскую железнодорожную бригаду (командир бригады полковник Борисов Н. В.).»

В.В.Снегирев, Луганский государственный университет внутренних дел им. Э.А. Дидоренко.
---
Пономаренко, Пасечные /Полтавская/, Береговые, Вервейко /Курская, Белгородская/
Мой дневник
PElena
Модератор раздела

PElena

Луганск
Сообщений: 6800
На сайте с 2009 г.
Рейтинг: 5930
Ворошиловградский медицинский институт - улица Оборонная (располагался напротив пединститута, не существует)


[
Изображение на стороннем сайте: 740fdb59eccb.jpg ]



[
Изображение на стороннем сайте: aa9a8926405d.jpg ]



[
Изображение на стороннем сайте: f9db763a3cd6.jpg ]
---
Пономаренко, Пасечные /Полтавская/, Береговые, Вервейко /Курская, Белгородская/
Мой дневник
PElena
Модератор раздела

PElena

Луганск
Сообщений: 6800
На сайте с 2009 г.
Рейтинг: 5930
Мой родной ВУЗ - Ворошиловградский машиностороительный институт - сейчас Восточно-украинский национальный университет имени В. Даля


[
Изображение на стороннем сайте: 9d32d61bdd38.jpg ]
---
Пономаренко, Пасечные /Полтавская/, Береговые, Вервейко /Курская, Белгородская/
Мой дневник
PElena
Модератор раздела

PElena

Луганск
Сообщений: 6800
На сайте с 2009 г.
Рейтинг: 5930
---
Пономаренко, Пасечные /Полтавская/, Береговые, Вервейко /Курская, Белгородская/
Мой дневник
PElena
Модератор раздела

PElena

Луганск
Сообщений: 6800
На сайте с 2009 г.
Рейтинг: 5930
---
Пономаренко, Пасечные /Полтавская/, Береговые, Вервейко /Курская, Белгородская/
Мой дневник
PElena
Модератор раздела

PElena

Луганск
Сообщений: 6800
На сайте с 2009 г.
Рейтинг: 5930
---
Пономаренко, Пасечные /Полтавская/, Береговые, Вервейко /Курская, Белгородская/
Мой дневник
PElena
Модератор раздела

PElena

Луганск
Сообщений: 6800
На сайте с 2009 г.
Рейтинг: 5930
---
Пономаренко, Пасечные /Полтавская/, Береговые, Вервейко /Курская, Белгородская/
Мой дневник
PElena
Модератор раздела

PElena

Луганск
Сообщений: 6800
На сайте с 2009 г.
Рейтинг: 5930
---
Пономаренко, Пасечные /Полтавская/, Береговые, Вервейко /Курская, Белгородская/
Мой дневник
← Назад    Вперед →Страницы: ← Назад 1 2 3 4 5 6 7 8 * 9 10 Вперед →
Модератор: PElena
Вверх ⇈