⮉
| VGD.ru | РЕГИСТРАЦИЯ | Войти | Поиск |
Судьба, будь добра! Воздвижение Креста Господня. Дата рождения. Крест, судьба, рок, случай...
|
| ← Назад Вперед → | Страницы: ← Назад 1 2 3 4 5 ... 22 23 24 25 26 * 27 28 29 30 ... 32 33 34 35 36 37 Вперед → Модератор: PElena |
| PElena Модератор раздела Луганск Сообщений: 6948 На сайте с 2009 г. Рейтинг: 5985 | 27 сентября - Воздвижение Креста Господня - великий христианский праздник и дни рождения - бабушки по маминой линии, Береговой (девичья фамилия Вервейко) Пелагеи Григорьевны, и мой... [ Изображение на стороннем сайте: 48913625247a.jpg ] 27 сентября - этот день в истории Знаменательные события родились 27 сентября |
| PElena Модератор раздела Луганск Сообщений: 6948 На сайте с 2009 г. Рейтинг: 5985 | http://www.mandria.ua/sights/591.html Фастов. Римо-католический костел воздвижения Святого Креста - памятник архитектуры http://www.remont-domov.ru/building/design/70/ Первый римско-католический храм в Фастове появился в конце XVI века. Тогда, в 1593 году, Иосиф Верещинский, первый латинский епископ Киева, построил в Фастове замок и костел, а вскоре открыл типографию. В XVII ст. в Фастове существовали также католические ордена: иезуиты и бернардинцы. Иезуиты занимались образованием - в городе ими была открыта гимназия, а также пасторской деятельностью в парафии. Бернардинцы вели проповедническую деятельность. В «Словаре географическом Королевства Польского и иных земель славянских» (Варшава, 1880 г.) указаны следующие сведения о первых фастовских костелах. В 1723 году бискуп Самуэль Орга построил новый костел на месте старого. В 1768 году отряды гайдамак, возглавляемые Швачкой и Бондаренко, ограбили и сожгли его. Новый костел, построили только в 1793 году. В начале 1902 года в канцелярию Киево-Печерского и Волынского генерал-губернатора поступило письмо от Киевского губернатора, в котором сообщалось: «...существующий ныне в городе Фастове костел -деревянный, очень ветхий и недостаточно вместительный... Костел расположен позади строений обывателей г. Фастова на расстоянии нескольких верст от Фа-стовской Воскресенской церкви и около 1 версты от Фастовской Покровской церкви... Ввиду недостаточной вместительности и ветхости существующего костела в постройке вместо него нового костела с увеличением размеров такового, в действительности встречается надобность». Рассмотрев письмо и прилагающиеся к нему три проекта нового строения, генерал-губернатор ответил: «... со стороны главного начальника края не встречается препятствий к удовлетворению настоящего ходатайства просителей». Какие проекты рассматривал генерал-губернатор, кто были их авторы -об этом документы умалчивают. Сохранился только утвержденный проект - архитектора В. Домбровского, по которому и начали в 1903 году строительство костела. Некоторые документы (проект, план) сохранились в фондах архива Киевской области. В 1906-1908 гг. в строительстве костела принимал участие украинский архитектор Ф. А. Троупянский (1874-1949 гг.) - соавтор проекта и руководитель строительных работ. В 1909 г. основные строительные работы были завершены, однако собранных общиной средств не хватало на украшение фасадов и интерьера храма. Ксендз костела С. Шептицкий почти два года был вынужден рассыпать прошения и «ходатайства» губернским властям о денежной субсидии, которая дала бы возможность завершить строительство храма. В августе 1911 года киевский губернатор снова пишет письмо губернатору области: «Бывший настоятель Фастовского, ныне настоятель Киевского св. Александра римско-католического прихода, ксендз Шептицкий, ввиду недостатка средств для окончания постройки нового костела в Фастове, обратился ко мне с ходатайством о разрешении устроить в здании того же костела будущего сентября религиозный концерт при участии Суржинского, Боронат, Барцевича и ксендза Павловича с тем, чтобы чистый доход от этого концерта был обращен на окончание постройки костела». В программу были включены произведения Баха, Генделя, Рейбера, Корелли, Шумана. Ответ пришел из Министерства внутренних дел: «... разрешить устроить 11 будущего сентября в Фастовском костеле религиозный концерт... с обращением дохода от означенного концерта на окончание постройки костела в Фастове...» В том же году строительство костела было завершено, и он предстал во всей своей красе и величии. Архитектура реликвии Построен костел в романо-готиче-ских формах, характерных для архитектурных сооружений последней четверти XIX века. На фундаменте из бутового камня возведены стены из желтого кирпича. Конструкции крыши были изготовлены из сосны и покрыты зеленой и красной черепицей. Цоколь обложили плитами неполированного гранита. Оконные проемы украсили цветными витражами, а стены - барельефами из песчаного бетона. В интерьере храма сразу привлекают внимание галерея, хор, пол, выполненный узорчатой метлахской плиткой, стройные пилястры и колонны с пышными капителями. Традиционная тринефная базилика с трансептом вытянута с запада на восток и имеет форму креста (базилика - прямоугольное строение, разделенное колоннами на ряд продольных галерей (нефов). В середине XIX века этот тип строений начали использовать под церкви. Трансепт - поперечная часть (или поперечный неф) базиликального сооружения. Главный, западный, фасад привлекает наибольшее внимание. Его венчают две башни, между которыми расположен центральный вход в костел. Над входом - большое круглое окно («роза»), традиционный элемент готических храмов. Венчает фасад фронтон. Костел имеет существенную особенность. Западный фасад сооружения асимметричный. Асимметрия проявляется во всем, начиная с архитектурных объемов и заканчивая деталями: элементами декора, формами оконных проемов и т. д. Две его башни одинаковы в плане, внешне абсолютно различны. Южная почти вдвое выше северной, четырехугольная по всей высоте, со сквозными спаренными арками в верхней части. Северная башня на уровне первого яруса повторяет внешне контуры южной, но выше ее конструкция усложняется. Это уже практически две башни - стройная круглая и приземистая граненная. Такой непривычный прием строения фасада - прежде всего, дань модерну, стилю, занимающему в то время одно из главных мест в европейской архитектуре. Влияние модерна было настолько сильным, что меняли внешний вид не только жилые дома и общественные здания, но и такие стабильные и традиционные сооружения, как культовые. В художественной манере исполнения барельефов также выразительно ощущается влияние модерна. На главном фасаде размещена скульптура епископа и сюжетная композиция «Христос благословляет детей». В тимпане фронтона северной ветви трансепта - барельеф «Несение креста» и скульптура Богоматери с младенцем над боковым входом; в тимпане фронтона северной ветви трансепта - барельеф «Моление о чаше». По мнению Е. В. Тимановича, известного специалиста по истории и теории архитектуры, эти сюжетные композиции выполнены скульптором итальянского происхождения Элио Саля, который приехал в Киев в конце 90-х гг. XIX века по приглашению В. Городецкого, для того чтобы создать скульптуры для Музея древностей и искусств (сегодня - Государственный музей Украинского изобразительного искусства). Кроме того, им выполнены скульптурные украшения «дома с химерами» на Банковой 10, Николаевского костела, банка. Фастовский костел с его подчеркнутой асимметрией в решении архитектурных форм и модернистским трактованием сюжетов барельефов -показательное сооружение, так как отражает процесс формирования в архитектуре Украины художественных принципов нового стиля - модерна. Не все архитекторы воспринимали его и внедряли в свои произведения, тем более - в культовых сооружениях, где должны быть выдержаны устоявшиеся нормы и каноны. Поэтому костел, созданный В. Домбровским и Ф. Троупянским - это результат оригинального мировосприятия зодчих, которые, объединив традиции и новаторство, сумели создать выдающееся произведение. Разруха и упадок Во времена СССР костел переоборудовали в складское помещение. Потянулись серые, пустые, однообразные годы разрухи. Храм тихо умирал. В начале 80-х гг. XX века в костеле решили разместить краеведческий музей. Институт «Укрпроектре-ставрация» провел необходимые исследования, разработал проект реставрации здания. Но все осталось на бумаге. В 1988 году Фастовский горисполком обратился в этот же институт с просьбой изменить проект: вместо музея костел решили переоборудовать под органно-концертный зал. К тому времени сооружение уже дошло до полного запустения: был полностью разрушен пол, выбиты двери, уничтожены оконные витражи и часть черепичного покрытия крыши, разрушены ступени и даже местами разобран цоколь из бутового камня. Фасады были покрыты многочисленными трещинами, элементы архитектурного декора казались безнадежно испорченными. Возрождение традиций В 1991 году костел передали законному владельцу - римско-католической громаде, которой попечительствует орден доминиканцев. Настоятелем парафин и приором монастыря стал отец Зигмунд Козар. По его инициативе в костеле начались реставрационные работы по проекту киевского архитектора Юрия Дмитриевича. Реставрационные аботы выполнили польские фирмы «Будимекс», «Будо-поль» и «Энергополь». Последние годы над реставрацией храма работал Леонид Бентя, фастовский инженер, а также польская фирма «Тарбуд». 20 сентября 2003 года состоялась торжественная месса, посвященная 100-летию фастовского костела. [ Изображение на стороннем сайте: 5a45e7bb2869.jpg ] |
| PElena Модератор раздела Луганск Сообщений: 6948 На сайте с 2009 г. Рейтинг: 5985 | http://smallbay.ru/artreness/tintoretto13.html Несение креста. Jacopo Tintoretto. Якопо Тинторетто 1566-1567. Скуола Сан Рокко, Венеция. [ Изображение на стороннем сайте: b2af70ca776b.jpg ] Интерес к большим монументальным циклам — характерная черта зрелого и позднего периода творчества художника Тинторетто, стремящегося именно в «многоголосой» смене перекликающихся и контрастирующих друг с другом образов передать свое представление о стихийной мощи и сложной динамике бытия. |
| PElena Модератор раздела Луганск Сообщений: 6948 На сайте с 2009 г. Рейтинг: 5985 | http://www.3dray.ru/interior-5.htm Тамаш Коложвари. Несение креста. 1427 [ Изображение на стороннем сайте: 436d4b7685b1.jpg ] |
| PElena Модератор раздела Луганск Сообщений: 6948 На сайте с 2009 г. Рейтинг: 5985 | http://la-fa.ru/history/history1002.html Мартин Шонгауэр. Большое несение креста. Гравюра на меди. [ Изображение на стороннем сайте: 1dce72eddb01.jpg ] |
| PElena Модератор раздела Луганск Сообщений: 6948 На сайте с 2009 г. Рейтинг: 5985 | http://www.otdihinfo.ru/catalog/555.html Церковь Знамения в Дубровицах г. Подольск, Подольский район, п. Дубровицы [ Изображение на стороннем сайте: 24f740c89247.jpg ] Первое упоминание о селе Дубровицы относится к 1627 году: «В Молоцком стану за боярином Иваном Васильевичем Морозовым старинная вотчина с. Дубровицы на реке Пахре, в устье речки Десны». После смерти оного, значительно разросшаяся к тому времени вотчина перешла к дочери Морозова — Аксинье Ивановне, которая вышла замуж за князя И.А. Голицына. С этого времени Дубровицы более чем на 100 лет перешли во владение рода Голицыных. В конце XVII века здесь развернулось большое строительство, связанное с именем князя Бориса Алексеевича Голицына — воспитателя и сподвижника Петра I. Один из самых могущественных вельмож раннего периода петровского царствования. В 1689 году он неожиданно подвергся опале, и был вынужден удалиться в деревню. Звезда Голицына близилась к закату, и потому он преимущественно жил в своих подмосковных вотчинах — Дубровицах, Больших Вязёмах, Марфине… Существует две версии о причинах строительства храма. По одной версии именно в годы опалы в Дубровицах началось строительство Знаменской церкви в Дубровицах. По другой — храм был заложен в память о возведении Б.А. Голицына в боярское достоинство в начале 1690 года. Церемония награждения состоялась в Москве. На закладке церкви 22 июля (вторник) 1690 года присутствовал 18-летний Петр I. Он сказал Борису Алексеевичу Голицыну: «Хоть человек ты и богатый, а казной и я помогу». Известно, что Петр денег не жалел и нередко бывал в Дубровицах, давая свои наставления по поводу убранства этой церкви. Борис Голицын, как и многие вельможи того времени, часто бывал за границей и восхищался расцветшим там архитектурным стилем барокко. Он пригласил к себе около сотни иноземных мастеров, которые хорошо знали свое дело. Храм получился необыкновенно красивый — истинный архитектурный шедевр, выстроенный целиком из блоков белого мячковского известняка. Сооружалась церковь 14 лет в основном летними днями, зимой же и в непогоду мастера обрабатывали камень, вырезая различные затейливые узоры на нем, толкли алебастр и стекло, которые шли в известку для крепления клади. Основание храма представляет равноконечный крест с закругленными концами, из которых каждый разделан на три грани. Ребра граней отмечены колонками изящного рисунка с вольно стилизованными коринфскими капителями. Четыре главных внутренних угла также обозначены колонками, но насколько крупнее и выше, с более широкими растительными капителями. Первый этаж поставлен на высоком фундаменте, дающем возможность обвести вокруг стен открытую ходовую паперть, богато украшенную резьбой и орнаментальным узором, тянущимся по парапету, прерываемому четырьмя многогранными лестничными сходами. Храм украшен скульптурными изображениями. Перед главным входом, по сторонам западной лестницы возвышаются две белокаменные скульптуры. С левой стороны Григорий Богослов с книгой и поднятой рукой, а справой — Иоанн Златоуст с книгой и стоящей у ног митрой. Непосредственно над входом, на крыше западного притвора — изваяние Василия Великого. Первоначально храм украшали и другие подобные скульптуры, в восточной нише и у несохранившейся колокольни. Не менее интересно и внутреннее украшение церкви. Всякий, входящий в храм видит над иконостасом рельефную сцену «Распятия». Прямо над хорами — «Возложение тернового венца». Над северной аркой поражает воображение сцена «Несение креста», где, сгибаясь под неимоверной тяжестью креста, Иисус Христос идет на Голгофу. Верхнюю часть восьмигранного столпа занимает фигура Бога Саваофа, поддерживаемая двумя ангелами. Вокруг восьмилепестковых окошек пущены пышные лепные гирлянды экзотических плодов и цветов. Здесь же присутствуют и обычные лимоны, бутоны роз и подсолнухи. В самом верху, в куполе вылеплены четыре пухлых херувима, похожих на резвящихся ангелов с полотен итальянского барокко. Высказывались предложения, что и внутренние рельефы церкви выполнены на несколько лет позже, чем наружные скульптуры и среди них, возможно, были мастера, приехавшие в Россию вместе с архитектором Доменико Трезини в августе 1703 года. Как отмечает историк прошлого века А.Ф. Малиновский, мастера резного дела итальянцы Петр Джеми, Галенс Квадро, Карп Филари, Доменико Руско и Иван Марио Фонтана, приняли участие в украшении храма Знамения в Дубровицах. Открытие церкви Знамения проходило пышно. На открытие прибыл император Петр I с сыном Алексеем. И февраля 1704 года при огромном скоплении народа, собранного с окрестных деревень «на 50 верст расстоянием от Дубровиц», начались торжества по освящению храма, длившиеся целую наделю. Они завершились всеобщей трапезой за огромным праздничным столом, на убранство которого было затрачено 5000 рублей серебром, деньги по тем временам весьма большие. Прямо из Дубровиц Петр I отбыл в Петербург и больше никогда в этих местах не появлялся. Его старый «дядька» уже не принимал участие в государственных делах, «люто запил» и больше никого не интересовал. В советское время храм закрыли, но не разрушили, потому что во все времена независимо от политики, он считался жемчужиной архитектуры Подмосковья. Сейчас он возвращен Церкви. |
| PElena Модератор раздела Луганск Сообщений: 6948 На сайте с 2009 г. Рейтинг: 5985 | http://days.pravoslavie.ru/Images/im1180.htm [ Изображение на стороннем сайте: de54eef355f5.jpg ] Несение Креста 17 век. Москва. |
| ljalja | PElena Да, Елена-голубушка, воистину получился наглядный и содержательный экскурс в это благодатное явление, святость которого неоспорима и в то же время являющаяся сутью ЧЕЛОВЕКА (не путать с человеком). И это понятно не каждый может не то что ВОЗДВИГНУТЬ Крест, но просто его донести. Не можем мы этого требовать от Единца, а вот помочь всем миром его нести! Это дело! Перекликнулись мы с Вами как-то через Новую Францию. Спасибо. |
| PElena Модератор раздела Луганск Сообщений: 6948 На сайте с 2009 г. Рейтинг: 5985 | http://www.artandphoto.ru/pic....artist=641 Федор Антонович Моллер. Несение креста. 1869 [ Изображение на стороннем сайте: 41c46656d80c.jpg ] |
| PElena Модератор раздела Луганск Сообщений: 6948 На сайте с 2009 г. Рейтинг: 5985 | http://artnow.ru/ru/gallery/4/...l?comments Василюк Василий. Несение креста Липа 60см x 50.5см 2004 г. [ Изображение на стороннем сайте: ea238aa3f388.jpg ] |
| PElena Модератор раздела Луганск Сообщений: 6948 На сайте с 2009 г. Рейтинг: 5985 | http://www.fotopalomnik.ru/lib...02-33.html Забытый Христос Автор: Янушкявичене О.Л В журнале «Отрок» опубликована фотография Артура Стельмаха под названием «Забытый Христос». Распятие одиноко стоит у облезлой колонны. В каком-то смысле эта фотография может служить символом нашего времени. Поясним сказанное. В наше время люди часто страдают от многочисленных стрессов. Обычно причиной этого считают все убыстряющийся темп жизни. Однако известный психолог Ф.Е. Василюк, определяя понятие стресса, писал: «Можно попытаться поставить мысленный эксперимент: каким должно быть некое гипотетическое существо, чтобы любое требование среды являлось для него одновременно критическим, экстремальным? Понятно, что подобное совпадение «любого» с «экстремальным» может быть только у существа, не способного справиться ни с какими требованиями вообще и в то же время внутренней необходимостью жизни которого является неотложное («здесь-и-теперь») удовлетворение всякой потребности». Фрейд называл такую установку «принципом удовольствия». Т.е. не убыстряющийся темп жизни, а направленность на удовольствия рождает бесконечные стрессы современных людей. Интересно, что клиническое обследование показало , что «фактором, повышающим риск наркотизации, является высокий уровень напряженности потребностей и низкий уровень возможности их удовлетворения». "Бери от жизни все!" — этот расхожий рекламный девиз, по сути, определяет модель современной культуры. При этом никто не спрашивает, откуда это пресловутое "все" в жизни берется. Большинству наших современников свойственна инфантильность, которая стремится к искаженному идеалу детства: беззаботной жизни, полной развлечений и удовольствий. В связи с этим на детство возникает иной, чем раньше взгляд. А. Рогозянский писал : «Раньше, еще совершенно недавно, никто не сомневался в том, что детство по самому своему смыслу обращено ко взрослению. Даже оставаясь по малости лет отделенным от взрослых задач, ребенок мог сознавать относительность и временность такой своей "жизни в кредит". Ныне, напротив, молодежные ценности выступают как самостоятельные, самодостаточные и даже более того противопоставленные ценностям старших. Взрослеть не нужно торопиться, во взрослом состоянии нет ничего интересного. Идеал молодежного самосознания — это быть вечно молодым и современным, смотреть на жизнь вне прагматических рамок». В вышедшей в 1967 году под редакцией Д.В.Эльконина. и Т.В. Драгуновой книге описан эксперимент по изучению поведения пятиклассников. Зафиксировано развитие в подростничестве взрослости, которую авторы понимают как «становление объективной готовности ребенка к жизни в обществе взрослых как полноценного и равноправного участника этой жизни». Одной из сторон взрослости является социально-моральная взрослость, которая «проявляется в отношениях со взрослыми - в фактах серьезного участия подростка в заботах о благополучии семьи и ее членов, в систематической помощи взрослым и даже в их поддержке, в участии в жизни семьи уже на правах взрослого человека». При этом замечено, что дети перенимают «нормы взаимоотношений» взрослых. Поэтому можно утверждать, что появление праздно живущей и развлекающейся молодежной субкультуры -это не «молодежное явление», а изменение отношения к жизни взрослых. В связи с этим стоит упомянуть, что в деревнях, где основой жизни является тяжелый крестьянский труд и где возможности развлечений сильно ограничены, «довольно незначительны различия в нормах поведения взрослых и детей» . Франсуаза Дольто писала : «С раннего возраста дети становятся слабыми из-за протекционизма и постоянной опеки родителей: малыш не должен огорчаться - успокоительное, чтобы он заснул - тоже. Человек перестает терпеть даже малейшее беспокойство и неудобство. От него скрывают смерть, болезни, старость .Тревогу заглушают лекарствами...». Заметим, что психиатр А. Данилин на вопрос: «Что же все-таки главное в человеке?» - давал ответ : «Для христианина, во всяком случае, подлинной основой, ядром, «завязью» личности является страдание». С другой стороны, Дольто пишет, что «значительное число детей, у которых полная семья, приходя из школы, находят дом пустым, а холодильник набитым, потому что и отец и мать на работе». Дети предоставлены сами себе. «Как они узнают, как вести себя в обществе, если родители не научили их на собственном примере и не поговорили с ними об этом? Телевизор становится единственным источником общения для одиноких детей в пустом доме без взрослых». Воображаемый мир при отсутствии личностного действия не воспитывает серьезное и ответственное отношение к жизни. Очень часто лишенные общения со взрослыми подростки собираются на тусовки, где курят «травку», которая является для них утверждением группового способа существования. Основной вред «травки» заключается даже не в том, что после нее многие становятся неизлечимыми наркоманами, а в том, что она ослабляет волю к жизни и способность к действию, к тому, чтобы нести ответственность. «Быть в кайфе» становится естественным и необходимым. Альтернативой направленности жизни на получение удовольствий является христианское понятие несения креста, т.е. кроткое принятие и терпение всего, что дается. В страшных Соловецких лагерях был такой случай. Привезли группу монахинь из какого-то монастыря. Это были крепко сбитые, чисто одетые русские женщины. Все издевательства и побои они терпели с такой кротостью, что даже у бывалых палачей пропадало желание бить. В конце концов, их поместили в барак и велели им шить. Во время шитья они пели молитвы, а через некоторое время передали своему духовнику: «Мы шли на мучения, а нам здесь хорошо...». Получается парадоксальная ситуация: направленность на удовольствия рождает стрессы, а несения креста делает условия Соловецкого лагеря «хорошими». Понятие несения креста в христианстве не предполагает обязательного терпения страданий. «Крестом» для человека может быть маленькая зарплата, которая еле-еле позволяет сводить концы с концами, «вторая половина», имеющая злобный характер и т.д. Несение креста - это не конкретные жизненные обстоятельства, а отношение к ним, настроенность с кротостью, без истерик принять то, что приходит в жизни. В Евангелии есть такие строчки: «Придите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я успокою Вас». Обычно, цитируя эту фразу, обращают внимание на то, что во Христе утихают все людские страдания, и это, безусловно, так. Но в ней есть еще и другой смысл. Не могут не трудившиеся и не обремененные войти в светлую Христову радость. Установка на «здесь-и-теперь» удовлетворение всякой потребности отрезает голову у стремления в небо. Да и в земной-то жизни желание удовольствий лишает возможности ощутить радость от плодотворно прошедшего дня, от выполненного долга и т.д. Современная субкультура держит человека в бесконечном круге: забвение-удовольствие-стресс. Круг бесконечен, т.к. забвение реальности совершается для получения удовольствия, направленность на последнее рождает стресс, стресс требует отхода от реальности - забвения. Напомним, что древние изображали в виде бесконечного круга ад. Таков труд Сизифа, который снова и снова должен вкатывать камень на гору и видеть затем, как камень катится вниз. Также бесконечно и однообразно мучается Тантал, вращается в огненном колесе Иксион. По-настоящему выход из такого круга для современного человека возможен только через восприятие христианского мировоззрения. Призыв Христа: «Придите ко Мне все труждающиеся и обремененные...» не случаен. При этом христианство предполагает следующие этапы. Первый шаг -трезвение, затем вместо направленности на удовольствие - готовность нести крест, и, наконец, выход в радость. Пока крест Христов забыт для человека, его участь - вращаться в бесконечном круге стрессов. Поговорим о понимании трезвения в христианстве. Духовное трезвение - это состояние, в котором человек реально видит свою жизнь и себя самого, при этом, святые отцы добавляли: «в соотнесенности с Божией Святостью». Трезвый взгляд на себя позволяет человеку понять, что причины большинства его неудач кроются в нем самом, позволяет без истерик принять данные ему обстоятельства жизни и с достоинством понести их. Посмотрим теперь на нашу современность. Все в ней противоположно святоотеческой заповеди. «Расслабься», «забудься», «отвлекись» - вся наша субкультура направлена как раз на то, чтобы увести нас от реальности. Реальность для большинства наших современников тяжела. Если вдруг она осознается, то возникает стрессовое состояние: чувство одиночества, тоски, бессмысленности существования. Поэтому ее нужно отодвинуть, забыть. Постоянная громкая музыка, дискотеки, вино не дают реальности проникнуть в сознание, и кажется - все отлично. Виртуальная реальность, наркотики прячут от реальности так хорошо, что вернуться к ней уже бывает невозможно. Однако остановимся более подробно на том, что дает духовное трезвение - способности нести жизненный крест. Апостол Павел писал, что понятие Креста Христова является для эллинов безумием, для иудеев -соблазном. Несение жизненного креста также непонятно для людей, незнакомых с христианством. Со стороны такого рода состояние кажется очень унылым: ты терпишь, терпишь, терпишь... Однако, как когда-то Крест Христов принес на землю ни с чем не сравнимую пасхальную радость, так и теперь радостью в жизни каждого человека увенчивается несение креста. Рассмотрим этот вопрос более подробно. Так как наша статья имеет педагогическую направленность, опишем, как можно воспитывать отношение к жизни в различном возрасте. Заметим, что описываемое ниже в основном может быть принято людьми вне зависимости от их отношения к христианству. Христианина отличает от других христоцентричность его жизни. Свои поступки он старается направлять к Богу и делать их ради Бога. Уже в утробе ребенок как бы «берет пример» с матери. И так близко, как в утробе, он никогда не будет воспринимать материнское духовное состояние. Способности без ропота нести свой крест мать может учить ребенка уже в утробе. Если будущая мать, нося во чреве ребенка, в ответ на нападающее на нее извне зло не срывается на раздражение, ненависть и т.д., если она полна внутреннего покоя, если она принимает все, случающееся с ней, со смирением, ощущая, что растущая внутри нее жизнь дана ей Богом, и является самым главным, что есть в мире, - это и будет ее несение креста, и этому она научит ребенка. Наша субкультура воспитывает культ силы. Престижно быть крутым и сильным, причем, сила понимается, как умение победить противника. Однако беззлобное терпение скорбей требует намного большей силы. Диакон Кураев приводит такой пример. Представим себе старшеклассника, который как тихоокеанский лайнер плывет по коридору, по которому совершают броуновское движение первоклашки. Старшеклассник величаво осуществляет свой рейс, но тут первоклассник Петя толкает Диму, и тот в силу разности в росте ударяет старшеклассника своей стриженной головой туда, куда очень больно. У старшеклассника две возможности: он может размазать первоклашку по стенке- физические силы это позволяют сделать, или очень сильно сдержать себя и сказать: «Дима, ты не прав...». Второе труднее. Так вот такому терпению мать обучает ребенка уже во чреве. Заметим, что такое состояние необыкновенно радостно и для матери, и для дитяти. Альтернативой этому может быть капризное требование женщиной развлечений, удовольствий и внимания со стороны окружающих, которое никогда не может быть в должной мере удовлетворено. Для будущей матери такое состояние заканчивается истериками, для ребенка первым опытом одиночества: сосредоточенная на себе мама забывает о нем. При этом состояние стресса мать передает и ребенку. В возрасте до 3-х лет - главной задачей духовного воспитания является запечатление любви . Апостол Павел в своем гимне любви начинает со слов: «Любовь долготерпит...». Не бывает отношений, в которых не сталкивались бы мнения и желания. Начало любви - терпение, а, следовательно, несение креста. Понятие крестной любви присуще христианству, но и не верящие глубоко в Бога, но серьезно мыслящие люди понимают, что настоящая любовь может быть только жертвенной. И если есть это любящее терпеливое отношение друг к другу присутствует среди людей, окружающих ребенка, оно и учит его так вот любяще-терпеливо относиться к другим. Понятно, что отсутствие вражды и взаимная любовь окружающих ребенка людей, наполняет его существование радостью. С другой стороны, если каждый из родителей настроен на комфортную, полную удовольствий жизнь, то большая дополнительная нагрузка, возникающая при рождении ребенка обязательно приведет к семейным сценам и скандалам. Для ребенка это заккончится минимум неврозом. Известно, что корни неврозов закладываются до полутора лет. Главной задачей в духовном воспитании дошкольника (3-6 лет) является воспитание привычки к делам милосердия, и в этом возрасте дети охотно трудятся, помогая родителям. Каждый родитель может вспомнить, как в этом возрасте ребенок неуклюже пытался ему помогать. Именно в этом возрасте ребенок должен привыкнуть трудиться по нужде, т. е. не для себя, а для других. Труд - тяжелая обязанность человека. Сказано, что «в поте лица твоего будешь есть хлеб». Поэтому серьезный, ответственный труд также является несением креста. С другой стороны, - труд созидает личность человека. В. Франки писал, что в концлагере, где целью являлось, во-первых, уничтожение человека как личности, заключенных заставляли делать бессмысленную работу или дела, которые они не умели делать, если же заключенный начинал что-то делать хорошо, его сразу же переводили на другую работу. Т.Карлейль писал: «Сомнения, страсти, заботы, раскаяние, разочарование, даже уныние - все эти исчадия ада мучительно осаждают душу бедного поденщика точно так же, как и всякого другого человека. Но стоит лишь человеку свободно и бодро приняться за труд, как все они умолкают и, ворча, прячутся по своим конурам. Человек становится воистину человеком» Хорошо выполненная работа приносит человеку удовлетворение и радость. И ребенок в этом возрасте будет радостно трудиться вместе с кем-то, перенимая его умения. Замечено, что выполнение элементарных работ по домашнему хозяйству обеспечивает ребёнку заслуженную радость. С другой стороны, именно в этом возрасте закладывается направленность человека на служение или потребление, которая сохранится на всю жизнь. Если ребенка в этом возрасте только развлекали (по принципу: детям - счастливое детство), вырастет еще один представитель «Пепси» поколения, направленный на получение удовольствия «здесь-и-теперь». Рассмотрим теперь младший школьный возраст (от семи до десяти лет), в котором главной задачей является ученичество. Правильно усвоенное ученичество подарит ребенку радость творческого отношения к жизни. С.Л. Рубинштейн писал, что потенциальная бесконечность позволяет человеку и в процессе присвоения, и в процессе функционирования выходить за пределы знаемого, усвоенного, в том числе и за пределы самого себя, создавать новое, творить. Известно, что радость творчества является одной из главных радостей, потенциально данных человеку. С другой стороны, О. Скляров убедительно показал, что творчество - это также несение креста. Альтернативой этому может быть учительский ярлык неспособности или учительские похвалы (в таких случаях ребенок от ученичества, от творчества переходит к поискам похвал и наград). Ревнивый поиск похвалы, а не истины, и, тем более, ярлык неспособности оборачиваются для ребенка постоянным стрессовым состоянием. В связи с этим интересны результаты экспериментальных исследований М.Ф. Морозова. Он писал :«Все наши наблюдения свидетельствуют, что в тех случаях, когда учитель ведет урок, все время усложняя материал, школьники работают с неослабевающим интересом и не нуждаются в том, чтобы содержание урока было разбавлено занимательными, но не относящимися к сути дела материалами». То есть в этом возрасте учебная деятельность сама по себе дает ребенку радость, а ориентация на результат и похвалу создается взрослыми. Следующим этапом является подростковый возраст (примерно с 11 до 15-16 лет). Главной задачей духовного воспитания в этом возрасте является познание Братства всех людей. Этому соответствует формирование чувства долга . Осознание личной ответственности, напрямую связанной с чувством долга - важнейшая воспитательная задача в общении взрослого и подростка. «Если ты не маленький, отвечай за всю ту сферу, в которой считаешь себя взрослым». Следование чувству долга - крестный путь. В «Белой гвардии» Булгакова мужчины идут на мобилизационный пункт, чтобы умирать, потому что «те, кто бегут, умирать не будут, кто же будет умирать?» Подвиги на войне, стоившие людям жизни, совершались по чувству долга. Но и в обычной жизни исполнение долга является несением креста, однако, вновь сознание выполненного долга дает человеку радость. Очень хорошо радость, связанная с выполненным долгом, описана у А. Круглова в рассказе «В канун Сочельника» . В нем описано, как двое мальчиков хотят купить себе подарки на Рождество. Они прицениваются то к тому, то к другому и вдруг видят рыдающую старуху. Эта старуха получила известие о том, что в далеком городе умирает ее сын, заняла денег, купила билет на поезд и его потеряла. И теперь она рыдает, потому что сын умрет, так и не увидевшись с матерью. Мальчишки не совсем твердым голосом спрашивают о цене билета. Оказывается, что он стоит примерно столько, сколько у них есть. Они принимают решение, покупают и отдают старухе билет. Та спрашивает, где они его нашли, они отвечают: - У дверей!... - Милые вы мои!... Дай вам Бог... «Мы остались без елки - и все-таки нам было весело... Это было то внутреннее, глубокое счастье, которое испытываешь тогда, когда чувствуешь себя виновником чужой радости, когда сознаешь, что хоть чуточку людского горя да убавил, что чрез тебя хотя одною слезою меньше стало в мире!...» Подросток нуждается в деятельности, в движении, он хочет чувствовать себя взрослым. Если эти его потребности не наполняются положительным содержанием, как описано выше, он будет выражать свою взрослость скандаля с родителями, ведя «взрослый» образ жизни (курение, алкоголь, наркотики) и уже может включиться в круг: забвение -удовольствие - стресс. После подросткового возраста наступит время , когда ребенок будет сам выбирать, куда направить свои силы. Эта пора у каждого индивидуальна, для наиболее быстро развивающихся в социальном смысле детей она наступает в 15-16 лет. Его выбор - тайна его личности и свободы. Это будет личное пред стояние человека перед Богом, в котором педагог уже не властен. Юноша выбирает сам, и мы не знаем, что он выберет. В этом возрасте выбор собственного пути является главной задачей. При этом Путь разделяется на два основных направления: путь веры в Бога, и путь отрицания Его. Конечно, каждый из этих путей дробится на множество «дорог», но главное общее направление определяется указанными векторами. Понятно, что выбор веры в Бога является сознательным выбором крестного пути. «Кто хочет идти за Мной, возьми крест свой...» Однако, из жизнеописаний святых мы знаем, что увенчивает такой путь Фаворская радость, не сравнимая ни с чем, существующим на земле. Интересно, что Зеньковский писал о том, что существует «вписанный в человека крест», который он понимал как тайну своеобразия личности, ее талант. Этот внутренний крест является жизненной задачей человека, определяет внутреннюю логику его духовных исканий. Вместе с тем «крест» указывает педагогу задачу и направленность воспитательной деятельности по отношению к каждому ребенку. Резюмируем сказанное. Многие века основанием европейской культуры было христианство. Жизненное воплощение его заповедей давало людям возможность размеренно и, в общем-то, счастливо проводить жизнь. Казалось, что современные достижения науки, новые технические возможности сделают человека счастливее. Но нет, человек не стал счастливее, и современные технологии не в силах помочь. Помочь может лишь возвращение к истоком, к той Глубине, которая знает тайну человека. |
| ← Назад Вперед → | Страницы: ← Назад 1 2 3 4 5 ... 22 23 24 25 26 * 27 28 29 30 ... 32 33 34 35 36 37 Вперед → Модератор: PElena |
Генеалогический форум » Дневники участников » Дневники участников » Дневник PElena » Гостиная » Судьба, будь добра! [тема №33322] | Вверх ⇈ |
|
|
| Сайт использует cookie и данные об IP-адресе пользователей, если Вы не хотите, чтобы эти данные обрабатывались, пожалуйста, покиньте сайт Пользуясь сайтом вы принимаете условия Пользовательского соглашения, Политики персональных данных, даете Согласие на распространение персональных данных и соглашаетесь с Правилами форума Содержимое страницы доступно через RSS © 1998-2025, Всероссийское генеалогическое древо 16+ Правообладателям |
Людмила Васильевна!
Да, действительно, мы сопрокоснулись своими темами, что очень приятно.
Наверное, вопрос КАК НЕСТИ СВОЙ КРЕСТ относится к вечным...
Спасибо Вам огромное за внимание!
С уважением, Елена.