Загрузите GEDCOM-файл на ВГД   [х]
Всероссийское Генеалогическое Древо
На сайте ВГД собираются люди, увлеченные генеалогией, историей, геральдикой и т.д. Здесь вы найдете собеседников, экспертов, умелых помощников в поисках предков и родственников. Вам подскажут где искать документы о павших в боях и пропавших без вести, в какой архив обратиться при исследовании родословной своей семьи, помогут определить по старой фотографии принадлежность к воинским частям, ведомствам и чину. ВГД - поиск людей в прошлом, настоящем и будущем!
Вниз ⇊

Судьба, будь добра!

Воздвижение Креста Господня. Дата рождения. Крест, судьба, рок, случай...
Тяжело ли нести свой крест? У кого он каков? Притчи, сказки, стихи, цитаты, картины, история...

← Назад    Вперед →Страницы:  1 2 3 4 5 ... ... 32 33 34 35 36 37 Вперед →
Модератор: PElena
PElena
Модератор раздела

PElena

Луганск
Сообщений: 6800
На сайте с 2009 г.
Рейтинг: 5929
27 сентября - Воздвижение Креста Господня - великий христианский праздник

и дни рождения - бабушки по маминой линии, Береговой (девичья фамилия Вервейко) Пелагеи Григорьевны, и мой...


[ Изображение на стороннем сайте: 48913625247a.jpg ]





27 сентября - этот день в истории

Знаменательные события

родились 27 сентября


---
Пономаренко, Пасечные /Полтавская/, Береговые, Вервейко /Курская, Белгородская/
Мой дневник
PElena
Модератор раздела

PElena

Луганск
Сообщений: 6800
На сайте с 2009 г.
Рейтинг: 5929
Очень давно хотела, чтобы в моем доме была икона "Воздвижение Креста Господня", но только в прошлом году была в Святогорской лавре и приобрела такую икону.
Благодаря возможностям интернета узнала, что икон данной тематики очень много, решила собрать их в одной теме.


http://www.cooking.ru/cats/cer...jan/vozdv/

История возникновения праздника Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня,

который отмечается 14(27) сентября, относится к первой половине IV века. Другие названия праздника — Вздвижниев день, Ставров день, Капустницы или Капустники. Легенда, повествующая об этом празднике, гласит: Св. Елена, мать византийского царя Константина, нашла на Святой земле Голгофу и пещеру Гроба Господня — место распятия и погребения Христа. На их месте стояли храмы Юпитера и Венеры. Елена обнаружила три креста. Прикоснувшись к одному из них, больная женщина исцелилась, — это был крест Иисуса Христа. Часть этого животворящего креста Елена послала своему сыну Константину, а главная его часть была положена в иерусалимской церкви. В скором времени над пещерой Гроба Господня была построена церковь и освящена 14 сентября 335 года. Считается, что крест Христов был изготовлен из трех пород дерева: ели, кедра и кипариса. Чтобы дать возможность христианам, собравшимся на Голгофе, увидеть святыню, иерусалимский патриарх Макарий поднимал крест над головами молящихся. В честь этого события и был учрежден праздник Воздвижения.

Особенность службы этого праздника — перенесение креста с жертвенника на престол во время вечерни и затем вынос его на утрени, после великого славословия, на середину храма для поклонения. Согласно церковному обычаю, празднования продолжаются семь дней.

В народном сказании смысл праздника обозначен как битва между «честью» и «нечестью», когда «воздвигаются» одна на другую две силы — правда и кривда, «свято» и «не свято». Побеждает в этой битве правда: с помощью поднявшегося из недр земли Святого Креста Господня.

Крест — символ страданий, и день Воздвижения считался в народе постным: «Кто не постит Воздвижению – Кресту Христову, — на того семь грехов воздвигнется», — гласила молва.

В летописях этот день упоминался как «Ставров день», когда совершались крестные ходы вокруг селений, защищающие их на весь год от бед, служились молебны (поднимались иконы и происходил обход полей с молитвой об урожае), молились и о больных. В этот день поднимались кресты на строящихся храмах, устанавливались придорожные кресты.


[
Изображение на стороннем сайте: 7d64a3813409.jpg ]


Воздвижение Креста Господня. Конец ХV века. Новгород.

К Воздвижению завершалось бабье лето, происходила третья встреча осени: «Воздвиженье кафтан с плеч сдвинет, тулуп надвинет». Говорили об окончании уборки урожая: «Воздвиженье — хлеб с поля двинулся». Замирание жизни зверей и птиц также замечалось крестьянином: «В Воздвиженьев день медведь залегает в берлогу». Именно в этот день, как говорили в народе, змеи и другие пресмыкающиеся животные уходили в невиданные теплые страны, а по другим народным представлениям, змеи и ужи «сдвигались» в одно место, под землю, к своей матери, где и проводили зиму. Хотя и считалось, что с этого дня змеи не кусаются (ведь иначе они в наказание останутся мерзнуть), крестьяне запирали ворота и двери во двор. Кроме того, каждому было известно, что в этот день лешие собирают в лесу всех зверей и устраивают им смотр, а потому не поздоровится человеку, помешавшему им. Бытовали и другие поверья, связанные с жизнью лесов и полей.

Существовала и особая примета: в Воздвижение не стоило назначать никаких важных дел: все начатое будет неудачным и бесполезным.

К Воздвижению заканчивалась уборка овощей, конопли и льна. В это время начинали рубить капусту и заготавливать ее на зиму: отсюда другое название праздника — Капустники или Капустницы. В народе говорили: «На Воздвижение первая барыня — капуста». Рубка капусты сопровождалась песнями и угощениями: «На Воздвижение у доброго молодца — капуста у крыльца».

С этого дня начинались осенние девичьи вечеринки — «капустники», «капустки», «капустницы», «капустенские вечера». Одевшись в нарядные платья, девушки ходили из дома в дом с песнями: рубить капусту. Готовился и стол с закусками. Юноши-женихи приходили с гостинцами и высматривали «капустниц» — невест. Водились хороводы, пелись песни. Подобного рода действа происходили и в деревнях, и в городах.

В народе верили, будто если девушка, собираясь на праздник, семь раз произнесет заговор: «Крепко мое слово, как железо! Воздвигни, батюшка Воздвиженьев день, в сердце добра молодца любовь ко мне девице красной, чтобы этой любви не было конца-веку, чтобы она в огне не горела, в воде не тонула, чтобы ее зима студеная не знобила! Крепко мое слово, как железо!», то приглянется она понравившемуся ей парню. Вот и произносили красны-девицы волшебный заговор, а в свободное от заговоров время приготовляли капустную перепечу. У которой она получалась самой вкусной — та и считалась самой красивой, да ладной!

http://www.hram-feodosy.kiev.ua/iconostas_37_n.htm

Икона «Воздвижение честного креста Господня»

Митрополит Антоний Сурожский

С трепетом и с глубоким сознанием священного ужаса мы поклоняемся сегодня перед Крестом Господним. И вместе с этим мы празднуем победу Божию над грехом, над злом, надо всем, что разделяет человека и мир от Него...

Художественные изображения Креста часто заслоняют в нашем сознании тот крест, каким Спаситель нес его на Голгофу, крест, на котором умирал Господь. В те далекие времена крест значил смерть преступника; смерть такого преступника, перед которым содрогалось ужасом человеческое сознание; преступника, который людьми, народом, градом был извержен вон, которому места не было среди людей, и путь его, через жестокую смерть, лежал во дно адово. Таким видели Спасителя предавшие Его на смерть, осудившие Его на распятие, пригвоздившие Его ко кресту, глумившиеся над Ним в часы Его умирания; Он был для них преступником, который заслуживал последнего извержения из среды людей и смерти, то есть исключения из среды живых.

Православные иконы и распятия являют нам покой смерти Христовой; западные распятия нам показывают мучительную смерть человека, но реальность сочетает и то и другое, являясь чем-то еще большим, нежели просто смерть человека, который сумел всей жизнью и всей смертью своей любить, до победы Божией. Христос перед Своим распятием говорил Своим ученикам: Никто не отнимает у Меня жизни – Я ее Сам отдаю... И в молитве перед освящением Святых Даров мы говорим, что Христос был предан – нет, не предан! Он Сам Себя отдал на крестную смерть нашего ради спасения...

Распятие Христово – это действие свободной Божественной любви, это действие свободной воли Спасителя Христа, отдающего Себя на смерть, чтобы другие могли жить – жить вечной жизнью, жить с Богом. Иуда Его предал; Петр от Него отрекся, трое из учеников спали в Гефсиманском саду: все бежали. Ирод цинично над Ним насмехался; Пилат от страха перед людьми предал Его на смерть; первосвященники, по слепой вере и зависти, требовали Его распятия – но в конечном итоге Христос стал человеком, жил, страдал и умер, потому что я, и ты, и каждый из нас в отдельности и все вместе мы потеряли Бога грехом, забывчивостью, себялюбием – каждый из нас. Потому что для каждого из нас, как Спаситель сказал в одном видении, Он претерпел бы весь ужас Гефсиманской ночи и весь ужас крестного умирания и смерти... Он свободно отдал Свою жизнь для тебя и для меня – не коллективно для нас, а ради каждого из нас, потому что каждый из нас Ему так дорог, так Им возлюблен, что цена ему – вся жизнь, и весь ужас, и все страдание, и вся смерть Христова.

И этому всему знаком является крест, потому что, в конечном итоге, любовь, верность, преданность испытываются не словами, даже не жизнью, а отдачей своей жизни; не только смертью, а отречением от себя таким полным, таким совершенным, что от человека остается только любовь: крестная, жертвенная, отдающая себя любовь, умирание и смерть самому себе для того, чтобы жил другой.

И вот мы поклоняемся Кресту, который для нас означает все это, и победу Божию; и как благоговейно должны мы совершать крестное знамение, относиться к тому, что оно значит для нас. Когда мы кладем на себя крест, мы кладем на себя знак, перед которым дрожат все темные силы, раз сразившиеся с Богом – крестом и побежденные этим крестом. Мы этого не умеем ощутить, но темные силы трепещут и отходят от креста Господня.

Но вместе с тем, когда мы совершаем крестное знамение, мы как бы на себя берем крест Христов; мы решаемся следовать за Ним, а путь Христос нам указал: Отвергнись себя, возьми крест и иди за Мной; чтобы никто у тебя не отнимал жизни, отдавай ее каждый день, каждый час, пока не придет время отдать ее раз и навсегда в руки Божии. И пусть вся твоя жизнь будет несением этого креста – знамения победы и готовности твоей так жить и так умирать, как умирал Господь.

И как благоговейно должны мы совершать крест, зная, помня, что крестом мы исповедуем всю веру свою, складывая три пальца вместе, чем свидетельствуем нашу веру во Святую Троицу, и сгибая остальные два пальца, чем напоминаем самим себе, темным силам и каждому, что мы верим во Христа – и Бога, и Человека, сошедшего на землю и отдавшего Свою жизнь за нас.

Поэтому, когда будете подходить ко кресту сегодня на прощание, – поклонитесь ему благоговейно, любовно, трепетно, но, приложившись к нему, отдавая ему поцелуй веры и поцелуй любви, примите заповедь Господню: Отвергнись себя! Возьми свой крест и последуй за Мной – куда бы Я ни пошел... Аминь.


[ Изображение на стороннем сайте: 43c9f8cbc18d.jpg ]


Равноапостольные Константин и Елена. ХІІ век. Полоцк.
---
Пономаренко, Пасечные /Полтавская/, Береговые, Вервейко /Курская, Белгородская/
Мой дневник
PElena
Модератор раздела

PElena

Луганск
Сообщений: 6800
На сайте с 2009 г.
Рейтинг: 5929

[
Изображение на стороннем сайте: 617b461723d4.jpg ]


Воздвижение Креста Господня. Около 1681 г. Круг Гурия Никитина. Ярослав.
---
Пономаренко, Пасечные /Полтавская/, Береговые, Вервейко /Курская, Белгородская/
Мой дневник
PElena
Модератор раздела

PElena

Луганск
Сообщений: 6800
На сайте с 2009 г.
Рейтинг: 5929

[
Изображение на стороннем сайте: 243f1dd6f759.jpg ]


Воздвижение Креста Господня. Около 1717 г. Москва.

---
Пономаренко, Пасечные /Полтавская/, Береговые, Вервейко /Курская, Белгородская/
Мой дневник
PElena
Модератор раздела

PElena

Луганск
Сообщений: 6800
На сайте с 2009 г.
Рейтинг: 5929

[
Изображение на стороннем сайте: 7a3730288bb2.jpg ]


Воздвижение Креста Господня. ХVІІІ век. Палех.
---
Пономаренко, Пасечные /Полтавская/, Береговые, Вервейко /Курская, Белгородская/
Мой дневник
PElena
Модератор раздела

PElena

Луганск
Сообщений: 6800
На сайте с 2009 г.
Рейтинг: 5929

[
Изображение на стороннем сайте: 1e33568ee216.jpg ]


Воздвижение Креста Господня, со святыми на полях 17 век Москва.

В центре, на фоне храма, на амвоне стоит патриарх Макарий с воздетым над головою крестом, по сторонам от него - диаконы. С обеих сторон -предстоящие царь Константин и мать его царица Елена. Внизу - два хора певцов. На полях: Алексей человек Божий и Мария Египетская, апостол Петр и мученик Георгий. Икона является памятником живописи XVII в., имеющим музейное значение
---
Пономаренко, Пасечные /Полтавская/, Береговые, Вервейко /Курская, Белгородская/
Мой дневник
PElena
Модератор раздела

PElena

Луганск
Сообщений: 6800
На сайте с 2009 г.
Рейтинг: 5929
Как праздновали Воздвиженье

День Воздвижения креста Господня воспринимался русскими крестьянами как день борьбы между светлыми и темными силами: чистое борется с нечистым, правда с ложью, Бог с дьяволом. Светлое начало побеждает темное с помощью Честного и Животворящего Креста. В этот важный день человек должен быть чистым перед Богом: должен думать о своих грехах и поститься. Пост в этот день соблюдался очень строго: «Кто скороми на Воздвиженьев день чурается, тому семь грехов прощается», «Кто не постит Воздвиженью — Кресту Христову, на того семь грехов воздвигнутся».

В народном сознании этот день также связывался с «движением» природы — постепенным переходом осени в зиму: «Воздвиженье осень зиме навстречу двигает», «Воздвиженье кафтан с плеч сдвинет, тулуп надвинет», «Воздвиженье — хлеб с полей сдвинулся», «На Воздвиженье последняя копна с поля движется, и последний воз на гумно торопится».

Воздвижение было также началом капустенских вечерок: «Воздвиженье — капустницы, капусту рубить пора», «Смекай баба про капусту, Воздвиженье пришло», «На Воздвиженье у доброго молодца капуста у крыльца». Во многих местностях России нарядно одетые женщины ходили в этот день из дома в дом, поздравляя хозяев с началом капусток. Гостей угощали пирогами с капустой. «У доброго мужика на Воздвиженьев день и пирог с капустой» — говорит русская пословица.


[
Изображение на стороннем сайте: 48cfe533a44a.jpg ]
---
Пономаренко, Пасечные /Полтавская/, Береговые, Вервейко /Курская, Белгородская/
Мой дневник
PElena
Модератор раздела

PElena

Луганск
Сообщений: 6800
На сайте с 2009 г.
Рейтинг: 5929
---
Пономаренко, Пасечные /Полтавская/, Береговые, Вервейко /Курская, Белгородская/
Мой дневник
PElena
Модератор раздела

PElena

Луганск
Сообщений: 6800
На сайте с 2009 г.
Рейтинг: 5929
---
Пономаренко, Пасечные /Полтавская/, Береговые, Вервейко /Курская, Белгородская/
Мой дневник
PElena
Модератор раздела

PElena

Луганск
Сообщений: 6800
На сайте с 2009 г.
Рейтинг: 5929
---
Пономаренко, Пасечные /Полтавская/, Береговые, Вервейко /Курская, Белгородская/
Мой дневник
← Назад    Вперед →Страницы:  1 2 3 4 5 ... ... 32 33 34 35 36 37 Вперед →
Модератор: PElena
Вверх ⇈