⮉
VGD.ru | РЕГИСТРАЦИЯ | Войти | Поиск |
ПО ДОРОГАМ ИСТОРИИ населенных мест Сибирского округа От городов до старинных деревень
|
Вперед → | Страницы: ← Назад 1 2 3 4 5 ... 8 9 10 11 12 13 14 15 16 ... 91 92 93 94 95 96 Вперед → Модераторы: Tasha56, Tomilina |
Tasha56 Модератор раздела Россия Сообщений: 12607 На сайте с 2008 г. Рейтинг: 37279 | В этой теме предлагаю коллективно собирать материалы из печатных источников, архивных материалов и сети интернета, которые смогут "на шаг" продвинуть каждого по исследованию и изучению мест проживания представителей наших родов. ![]() ![]() Населенный пункт - административная единица, первичная единица расселения людей в пределах земельного участка.... |
Лайк (11) |
Tasha56 Модератор раздела Россия Сообщений: 12607 На сайте с 2008 г. Рейтинг: 37279 | Алтайский край, Краснощековский район, Усть-Козлуха (1781) Старейшие жители села (Харлов И.А., Малявин А.Д., Малинкин А.К. и др.) утверждали со слов прародителей, что основателем села Усть-Козлухи был сам основатель деревни Харлова Харлов Прокопий Поликарпович. Он якобы еще в 1762 году переехал из деревни Харлова на новое место. В 1764 году, по их словам, по соседству с ними поселились Харлов Поликарп Си-дорович и Харлов Яков Иванович. Оба из Харлова. Позже, из-за Байкала туда же переехали Чепуштановы и Медведевы. Подобное самовольное переселение крестьян с одного места на другое случалось в те времена довольно часто. К этому их принуждала нехватка пахотных земель и сенокосов в старожильческих деревнях, иногда стремление хоть на время избавиться от подушного налога и заводских отработок. Однако документальных данных, подтверждающих версию старожилов села пока в архивах не обнаружено. Поэтому годом образования Усть-Козлухи считается 1781 год. Вот что об этом рассказывают архивные документы: «По его императорскому величества указу крестьянский десятник Андрей Харлов ноября месяца 1781 года разрешил поселение Федору Яковлеву - сыну Лихачева, переселившегося по велению Колыванской ведомственной управы из деревни Харлово в возрасте 40 лет, его жену Анну 35 лет, дочь Никифора с детьми. По велению Колываиского областного управления право поселения разрешено Андрею Ивановичу Харлову 40 лет с семьей. По велению Колыванского областного управления новое поселение именовать Усть-Коз-лухинской деревней. Разрешить порубку хвойных деревьев для построек домов и подворья». Заселение проводилось (отсюда и название) по устью реки Козлушка. По пятой ревизии 1795 года в деревне проживало сорок восемь человек: 23 мужчины и 25 женщин. В 1811 году число лиц мужского населения составило 33 человека, а в 1824 году - 49. До 1800 года у жителей Усть-Козлухи было лишь шесть фамилий: Харловы, Медведевы, Акимовы, Чепуштановы, Лихачевы и Травниковы. |
Tasha56 Модератор раздела Россия Сообщений: 12607 На сайте с 2008 г. Рейтинг: 37279 | Алтайский край, Краснощековский район, Усть-Белая (1782) Деревня образована в 1782 году. Первоначально называлась Медведево. По преданиям, первым поселенцем был углежог Митрофан. Он построил дом на берегу реки Белой. Этот дом простоял около полутораста лет. Со временем рядом поселились другие люди: Усольцевы, Бо-соноговы и др. В основном раскольники. Деревня сначала располагалась около теперешнего «деревянного» моста на «Арестованном» болоте и просуществовала там два года. Но из-за того, что ее постоянно топило вешними водами и заносило снегом, она раздвоилась и образовались Усть-Белая и Петухов Ключ. Митрофан и другие углежоги выжигали древесный уголь для Колывано-Воскресенских заводов. Ведь для выплавки руды древесного угля требовалось в три раза больше, чем самой руды. Это был тяжелый труд. Он усугублялся тучами мошкары, от которой не было спасения. Работать приходилось только под прикрытием смолокуров. Уголь сплавляли по Белой, Чарышу, Оби до устья реки Барнаулки. Со временем богатейшие леса вокруг Усть-Белой были вырублены. Сейчас только по некоторым названиям можно судить о том, что когда-то на месте деревни шумела вековая тайга. Одна из сопок около Усть-Белой и до сих пор называется Сосновой, хотя никто из старожилов не помнит леса в этих местах. Гора в самой деревне называется Осиновой. В течение многих десятилетий самоцветы со знаменитого Коргонского месторождения сплавляли на плотах по Чарышу до устья реки Белой, а по ней до деревни Усть-Белая. Там было сооружено вместительное плотбище, куда и сгружали поделочные камни. «Их пятнадцать лет перевозили оттуда в Локоть, а потом более сотни лет в Колывань» - писал А. Родионов в книге «Колывань камнерезная». Из этих порфиров и яшмы на Локтевской и Колыванской шлифовальных фабриках были изготовлены десятки известных всему миру чаш, ваз, торшеров, колонн и т.д. В 1825 году в Усть-Белой появилась каменоломня - гранитовая. В ней с весны этого года начали ломать каменные глыбы для возведения в Барнауле монумента в честь столетия горного дела на Алтае. Работа была тяжелейшая. Железными сверлами каменотесы высверливали по прямой линии в гранитных скалах череду глубоких шпуров (скважин). Зимой заливали в них воду. Она замерзала и иногда разрывала камень. Если не получалось - закладывали в отверстия порох. А «если порохом по какой-то причине рвать было нельзя, в шпуры вставляли стальные клинья, и - и разом! Разом и дружно, разом и дружно надо было бить по ним кувалдой. Бить так, чтобы удар нескольких кувалд сливался в залп». И до тех пор пока гранитная скала не расколется на части. В августе 1826 года заготовленные каменные глыбы погрузили на плоты. Осенью первые тысячи беловского гранита доплыли до Барнаула и пошли на сооружение знаменитого Демидовского столпа. В «Энциклопедии Алтайского края» о нем написано следующее: «Демидовский столп, обелиск в честь 100-летия горного производства на Алтае. Установлен в Барнауле в центре Демидовской площади по инициативе начальника Колывано-Воскресенских заводов П.К. Фролова. Заложен 18 июня 1825 года, окончательно возведен в 1839 году. Обелиск сложен из 12-ти блоков серого гранита, которые высекли и обрабатывали в д. Беловской Колыванской волости и на плотах сплавляли по Чарышу и Оби до Барнаула. Высота обелиска 14 м»30. До сих пор в Усть-Белой лежат немые свидетели тех времен - каменные глыбы со следами сверления. А в метрах трехстах от Чарыша на берегу лежат огромные гранитные блоки. Возможно, когда-то их сбросили с плотов - слишком много нагрузили. К началу 19 века в деревне насчитывалось до 40 дворов. По тем временам это была большая деревня. Жили по старому обряду. Крестились двумя перстами. Пьянство и курение считалось великим грехом. Грехом считался даже самовар: «Змей на столе шипит». Самым красивым зданием Усть-Белой являлась церковь. Была она раскольнической с восьмиконечным крестом. В начале ее построили на Осиновой горе, но она там трижды горела и после была перенесена на пригорок, около того места, где сейчас находится здание дома культуры. Историческая справка по Усть-Белой подготовлена на основе материалов, предоставленных администрацией села. |
Tasha56 Модератор раздела Россия Сообщений: 12607 На сайте с 2008 г. Рейтинг: 37279 | Алтайский край, Краснощековский район, Чинета (1782) Горы белой шапкою покрыты, И зовет их к себе красота. По тропинкам, что почти забыты От села с названьем ЧИНЕТА! Строительство крепостей и форпостов новой Колывано-Воскресенской линии закончилось, в основном, к 1771 году. Одним из укрепленных мест этой линии стала Защита Инская. Она была сооружена на правом берегу реки Ини при впадении ее в Чарыш. В настоящее время на этом месте располагается туристический комплекс «Жемчужина гор». «Защита Инская служила дополнительным прикрытием, вернее даже буфером Чагирской крепости». Она стала пятым оборонительным пунктом, построенным на территории будущего Краснощековского района. От этой крепости, как и от Чарышского форпоста и форпоста Казанской богоматери не осталось никаких следов. Поэтому в настоящее время лишь остатки Тигирекского и Чагирского форпостов да, пожалуй, названия деревень Генералка и Казачка напоминают о существовании некогда мощной Колывано-Кузнецкой оборонительной линии. Позже, в нескольких километрах от этой крепости возникла деревня Чинета. Первое достоверное упоминание о ней датируется 1782 годом. По данным ревизии этого года, Чинета (Ларионово) насчитывала 40 душ мужского населения. Достаточно крупное для того времени поселение. Почти столько же душ мужского населения (44) тогда проживало и в Краснощеково. Ясно, что Чинета возникла значительно раньше 1782 года, но точная дата ее образования пока не установлена. По преданиям, она поначалу состояла из семи дворов. Восьмым поселенцем стал Сидор Романов. В пятидесятых-шестидесятых годах восемнадцатого века он приехал с Ишима и построил восьмой дом. Первыми жителями Чинеты считаются Усовы, Романовы, Бердюгины и Жертвины. Среди первых поселенцев был по преданиям и поп-расстрига. Деревня стояла в лесу, но вдоль Ини встречались и не заросшие лесом долины. С каждым годом местные жители упорным трудом увеличивали их площадь. В 18 веке здесь сеяли рожь и овес. Но основным занятием были скотоводство и охота. Не вполне ясно происхождение названия деревни - Чинета. Возможно, оно тюркского происхождения, как Чинётка, Иня и др. Ведь до появления русских людей в этих местах располагались кочевья телеутов (белых калмыков), которые в большой степени сохранили черты древне-тюркского языка. Поэтому тюркское название могло закрепиться и за поселением. Сталожилы полагают, что название деревни Чинета возникло по названию речки Чинётки. Привычная для русского уха транскрипция тюркского слова. В госархивах Алтайского края есть сведения, что деревня Чинета раньше называлась Ларионова. Возможно, что у деревни было сразу два названия: официальное Ларионова и неофициальное - Чинета. В конце 19 века село стало и официально называться Чинетой. По 5 ревизии 1795 года в Чините проживало 45 душ мужского населения. 6 ревизия 1811 года насчитывала уже 71 душу мужского населения. По ревизии 1816 года в деревне было 72, а 1834-87 душ мужского населения. |
Tasha56 Модератор раздела Россия Сообщений: 12607 На сайте с 2008 г. Рейтинг: 37279 | Алтайский край, Краснощековский район, Верх-Камышенка (1783) Как ни жестко регламентировала Канцелярия Колывано-Воскресенского горного начальства размещение и жизнь приписанных крестьян, оно не всегда могло уследить за их перемещениями. В книге «Первые крестьяне на Алтае» Ю.С. Булыгин писал: «Как известно, далеко не всегда переселяясь на новое место, крестьяне спрашивали согласия властей. Некоторые из них подавали просьбы о переселении, фактически уже состоявшемся, других администрация сама находила на новых местах. Последнее, обычно, происходило во время ревизий». И далее в числе деревень, основанных без разрешения властей он упомянул и Верх-Камышенку. И, действительно, эта деревня была обнаружена и учтена лишь в 1795 году пятой ревизией населения Колыванской губернии, хотя была образована еще в 1783 году. В «ревизских сказках» 1795 года перечислены все крестьяне и члены их семей самовольно основавшие Верх-Камышенку. Всего 44 мужчины и 37 женщин. Вот фамилии первых поселенцев: Плешковы, Травниковы, Усовы, Суворовы. Переселились они из деревень: Озерской, Харловой и Карповой. Расчет их был прост и гениален одновременно. Наиболее дальновидные и разворотливые (Плешков Г.М., Травников А.И. и Усов С.С. с семьями) сразу после четвертой ревизии 1782 года самовольно покидают свои деревни и селятся между речками Камышинка (отсюда название деревни) и Шавырихой. Вполне возможно, что место было присмотрено заранее, возможно кто - то из ближних деревень завел здесь заимку, а позже окончательно переселился сюда. В любом случае, выгоды переселения очевидны. Во - первых, плодородные земли в неограниченном количестве, о чем в старожильческих деревнях вроде Чарышской или Харловой не приходилось и мечтать. Во -вторых, и это главное, вольная жизнь. По крайней мере, до очередной ревизии. Ни тебе заводских отработок, ни натурального, ни денежного налогов. Живи и работай только для себя. Новая деревня была обнаружена властями через 13 лет после образования - в 1795 году. Они не сочли целесообразным разорять ее. Жителей переписали, обложили подушным налогом, кого - то выпороли и, видимо, тем все и кончилось. |
Лайк (1) |
Tasha56 Модератор раздела Россия Сообщений: 12607 На сайте с 2008 г. Рейтинг: 37279 | Алтайский край, Краснощековский район, Новошипуново (1785) «Жил, как ныне установлено, в 20-х годах 18 века в ведомстве Бердского острога в деревне Шипуновой, в которой половина жителей (три семьи из шести) были Шипуновыми, беломестный казак, раскольник Спиридон Шипунов. Один из его сыновей, Федор, переселился в деревню Бестужеву Чарышской волости, где и был записан по ревизии 1763 года. В поисках лучшей жизни, очевидно, решил покинуть Бестужеву сын Федоса - Федор. В предгорьях Алтая приглядел он для поселения крутой берег ручья Гусишки у впадения его в реку Маралиху. Вскоре переехали сюда два брата Федора, затем другие крестьяне из селений той же Чарышской волости». Вот так и образовалась новая деревня . Название она получила по фамилии первого поселенца Шипунова Федора. Но поскольку к этому времени уже две деревни округи носили аналогичное название (нынешняя станция Ши-пуново и деревня Шипуново Чарышского района), то к названию было прибавлено слово новая - Новая Шипунова . Согласно ревизской сказке, составленной писцом Чарышской земской избы Василием Суворовым, в январе 1795 года, «... деревня Новая Шипунова заведена в 1785 году (когда) ... переехали (сюда) из разных селений той же слободы ... крестьяне». Были это «Шипунов Федор Федосеевич с женой Натальей и детьми, братья его Алексей с семьей и не женатый молодой Василий, многочисленная семья Андрона Ладкина с двумя взрослыми, но не отделенными сыновьями Тимофеем и Григорием, две семьи Чернаковых (Григорий и его брат Федор), преклонных лет Чебаевских Федор с семьей, одинокая Дарья Еншина да малосемейный, по тем временам, Герасим Петков». Они переехали на новое место из Бестужевой, Харловой, Чарышской (Карпово). Крестьяне, как это неоднократно случалось, и ранее (история основания Усть-Козлухи и Верх - Камышенки, например) переселились в места с плодородными почвами, удобными выпасами, сенокосами. Не исключается и в образовании этой деревни самовольный характер переселения. Всего Новая Шипунова насчитывала в 1795 году 31 душу мужского населения и 29 женского. К 1824 году количество мужчин увеличилось до 40, а в 1845 году в деревне числилось уже 85 душ мужского населения, а общее число ее жителей приближалось к двумстам. |
Tasha56 Модератор раздела Россия Сообщений: 12607 На сайте с 2008 г. Рейтинг: 37279 | Алтайский край, Краснощековский район, Акимовка (1887) Деревня Акимовка была основана двумя семьями переселенцев в 1887 году. Они обосновали для своих усадеб лог в районе рудника возле бьющего из земли родника. Сибирские зимы в те времена были лютыми, снежными. Дома переселенцев сильно заносило снегом. Поэтому некоторое время спустя они перебрались па другое место, где позже и выросла новая деревня. Фамилия первого поселенца Акимов и дала ей название - Акимовка. А лог у рудника и до сих нор называется Акимовским ложком. Деревня расположилась на берегу реки Таловка и в ней, по преданиям, налимов было тьма -тьмущая, хоть руками лови. В заречной стороне раскинулось непроходимое болото, заросшее камышом. Вдоль реки простирались густые заросли ивы, черемухи, смородины, калины, переплетенные хмелем, и вокруг безбрежные степи. В 1906 году начался новый приток переселенцев на Алтай. Разумеется, они не могли обойти стороной Акимовку, где было обилие зверья, птиц, рыбы, а, главное, большое количество свободной плодородной земли. Деревня в эти годы заметно разрослась. Жители выращивали зерновые культуры: ячмень, пшеницу, овес, рожь, просо, гречиху. Одежду изготавливали изо льна, поэтому растили и лен. Помимо того они разводили скот, домашнюю птицу, занимались охотой и рыбной ловлей. По реке Таловка было построено шесть мукомольных мельниц. Лучшие земли под пашни и покосы присвоили себе уже разбогатевшие ранние переселенцы. Год от года за счет упорного собственного труда и использования работников из числа прибывающих переселенцев, они расширяли посевы и увеличивали поголовье скота. Некоторые из них стали крупными производителями хлеба, продуктов животноводства, владельцами зер-ноперерабаты-вающих машин, маслодельных установок, мельниц и даже магазинов. Разбогатевшие акимовцы строили хорошие дома, вместительные скотные дворы и крепкие амбары. Имея хороших лошадей и надлежащую упряжь, они становились полными хозяевами дорожно-транспортных перевозок, свободно и выгодно продавая купечеству Поспелихи и даже Барнаула свой хлеб и другую продукцию. К их числу относились: Решетниковы, Овсянниковы, Воробьевы, Ланские, Дементьевы и др. Домохозяева этих фамилий имели большой вес в постановлениях приговоров сельских сходов по выборам старост, писарей, а также по раскладам земских повинностей. Они были основной опорой в деятельности священников акимовской церкви и по не писанному правилу занимали в ней самые почетные места во время богослужений и других религиозных обрядов. Аки-мовские богачи не представляли из себя группу единомышленников. Между ними постоянно происходили ожесточенные схватки при дележах пахотных земель, сенокосов, выгонов, налоговых раскладов. Существовал и бедный люд. Эта категория людей являлась тем резервом рабочей силы, из которого брали в наем батраков состоятельные хозяева. Для многих переселенцев в первые годы их проживания в Акимовке наем в работники был единственным источником заработка. Часто из них впоследствии сумела разбогатеть, другие так и оставались бедными. По ревизии 1926 года в Акимовке насчитывалось 212 хозяйств и проживало 1320 человек. |
Лайк (1) |
Tasha56 Модератор раздела Россия Сообщений: 12607 На сайте с 2008 г. Рейтинг: 37279 | Алтайский край, Краснощековский район, Березовка (1880) 1880 год считается годом основания Березовки. Именно в этом году здесь стали обустраиваться первые переселенцы из центральной части России. Но раньше их эти места облюбовали старообрядцы. Именно их разбросанные по забоке избы, окруженные пасеками увидели переселенцы, взобравшись на очередной холм и обнаружив десную долину внизу. Здесь все радовало глаз: на горе - веселая березовая роща, под ней - говорливая речушка, вокруг - нетронутые плугом поля с жирным черноземом. Одно смущало: косые взгляды нелюдимых обитателей заимки староверов. Такие и воды не подадут, а уж о помощи и говорить не приходилось. Но все-таки решились, и, перекрестившись, принялись рыть землянки, рубить вековые березы на дрова, пугаясь непривычно ранних сибирских заморозков. Так на месте кержацкой заимки появилась деревня Березовка. Название она, как водится, получила по названию речки, а речка, по раскинувшейся по ее берегам красивейшей березовой рощи. Первыми поселенцами были Легостаевы, Кудрявцевы, Головины. За счет переселенцев Березовка росла очень быстро. Если другие деревни па территории будущего Краснощековского района принимали до 10 семей переселенцев в год, то Березовка -около 30. И если в большинстве деревень заселение было смешанным, то в Березовке каждая губерния селилась автономно: Курский край, Воронежский край, Тамбовский край, Рязанский край. Эти названия сохранились и до настоящего времени. В считанные годы деревня, появившаяся на 100-150 лет позже других (Карпово, Краснощеково, Харлово) превратилась в крупнейшую в округе. Уже в 1894 году Березовка стала центром Покровской волости. Она растянулась вдоль речки Березовки почти на 8 км. Крестьяне, подъезжая к деревне частенько останавливали своих лошаденок на горе и какое-то время любовались своей Березовкой. И, все-таки, следует признать, что в те времена она выглядела достаточно неприглядно. Улицы были узкими и грязными, кругом торчали плетни. Избы были преимущественно под соломенными крышами, масса землянушек и саманушек с глиняным полом. Крестовый бревенчатый дом считался символом достатка. Из общественных зданий были построены церковь (1894), здание волостного управления, школа (1905) и кабак. Так в конце 19 - начала 20 века выглядела Березовка. В ней складывались свои обычаи и традиции, своеобразный «березовский» городок. По численности населения она долгое время была вне конкуренции среди сел и деревень на территории будущего Краснощековского района. Всесоюзная перепись 1926 года зафиксировала в пей 852 хозяйства, с общим населением 5807 жителей! Это значительно больше, чем ныне проживает в нашем райцентре - Краснощеково. |
Лайк (1) |
Tasha56 Модератор раздела Россия Сообщений: 12607 На сайте с 2008 г. Рейтинг: 37279 | Алтайский край, Краснощековский район, Карпово (Перво-Чарышская) Нехватка рабочей силы побудила Акинфия Демидова переселить на Алтай часть своих крепостных и мастеровых. Мастеровых он оставил на заводе, а крепостных поселил по деревням Перво- Чарышская (Карпово), Поразиха и Усть-Чарышская, обязав их определенное время в году выполнять заводские работы и снабжать заводы и рудники продовольствием. В деревне Перво-Чарышская были поселены 24 души мужского населения и 16 душ женского. По сведениям местного краеведа Попова Н.М. это были семьи Белоусовых, Рагозиных, Паутовых и др. До перевода па Алтай все они были приписными к Невьянскому заводу Демидова на Урале. Нужно отметить, что в выявлении и в учете «пришлых» на Алтае местная администрация была заинтересована нисколько не меньше Демидова, поскольку никто из самовольно переселившихся на новое место и не выявленных властями крестьян не платили подушный оброк. Но администрации явно не хватало демидовской расторопности и демидовского «пронырства». Только в 1734 году Кузнецкая воеводская канцелярия провела перепись крестьян Колывано-Воскресенского завода, главным образом, по рекам Чарышу и Алею. В ходе переписи была учтена 131 душа мужского населения, были обнаружены 13 поселений, в числе которых значилась деревня Перво-Чарышская. Таким образом, годом обнаружения властями теперешнего Карпово является 1734 год. Но к этому времени оно уже успело просуществовать, по меньшей мере, двадцать лет. Ведь ранее упомянутый Алексей Овчинников был «свезен матерью за скудностью хлеба в деревню Ча-рышскую» еще в 1714 году. Само за себя говорит и раннее название деревни - Перво-Чарышская. Первая из деревень, основанных на Чарыше. По крайней мере, из деревень с аналогичным названием, и, действительно, первое косвенное свидетельство о существовании деревни Усть-Чарышской относится к 1724 году, а Усть-Чарышская пристань была образована лишь в 1773 году. По архивным данным за 1735 год в деревне Перво-Чарышской проживало 49 человек. Из них 40 человек привезли с Урала демидовские приказчики, еще двоих, одного мужчину и одну женщину, переселили из Екатеринбурга. Таким образом, собственное население деревни составляло лишь семь человек: пять мужчин и две женщины. Одна, максимум две, семьи. Все учтенные переписью Кузнецкой воеводской канцелярии 1734 года крестьяне были обложены подушным налогом в размере 1 рубля 10 коп. на каждую ревизскую душу и приписаны к Колывапо-Воскресенскому заводу. После сбора урожая они были принуждены в счет погашения натурального налога отдавать заводу по полтора четверика с каждой ревизской души, то есть с каждой души мужского пола, включая младенца и стариков. Один четверик был равен восьми пудам или 128 кг. Кроме того, в счет подушного налога, который платил за них в казну сам Демидов, крестьяне 1,5-2 месяца в году выполняли различные заводские отработки: рубили лес, выжигали древесный уголь, сортировали руду и перевозили ее на своих лошадях от рудников к заводам. Кстати, дорога из Колывани, Змсиногорского, Чагирского и Мурзинского рудников на Барнаул в первой половине 18 века проходила через деревню Перво-Чарышскую. По этой дороге зимой па санях, летом на телегах перевозили руды, уголь, хлеб. Позже для защиты деревни от кочевников был сооружен Чарышский форпост. По третьей ревизии, проведенной в 1763 году, в деревне Перво-Чарышской числилось всего 26 душ мужского населения. Побывавший в этих местах в 1771 году академик Петр Симон Пал-лас насчитал в ней 18 дворов. К 1782 году деревня заметно разрослась. В ней проживало уже 85 душ мужского населения и 102 женских. |
Tasha56 Модератор раздела Россия Сообщений: 12607 На сайте с 2008 г. Рейтинг: 37279 | Алтайский край, Краснощековский район, Харлово (1747) Первые достоверные сведения о деревне Харлово относятся к 1747 году. Во второй ревизии к 1747 году она не упоминается. Однако Булыгин Ю.С. на основе косвенных свидетельств предполагал, что Харлова основана еще в 1743 году «либо старожилами первых местных деревень, либо самовольными переселенцами из других мест». Ее основателем считается Харлов (отсюда и название деревни) Прокопий Поликарпович, поселившийся самовольно на новом месте. В 1763 году деревня насчитывала 11 душ мужского населения и располагалась на острове между старицами и основным руслом Чарыша. Заночевавший в 1771 году в Харлово П.С. Паллас насчитал в ней 20 дворов. По четвертой ревизии 1782 года в деревне проживало уже 72 души мужского населения. В 1786 году, отправляясь в свою знаменитую экспедицию на поиски самоцветов П.И. Шангин выбрал Харлово местом сбора своей поисковой партии и задержался там на несколько дней из-за разлива Чарыша. На следующий год он отправляется в открытое им прошлым летом богатейшее Коргоискос месторождение за поделочными камнями. Собранные во время этой экспедиции заготовки (шестнадцать ваз разного сорта, как яшмовых, так порфировых, пара столов из фиолетового порфира и т.д.) Шапгин сплавлял по Чарышу именно до деревни Харловой. Здесь самоцветы выгрузили и уже по суше отправили на Локтевскую шлифовальную фабрику. |
Tasha56 Модератор раздела Россия Сообщений: 12607 На сайте с 2008 г. Рейтинг: 37279 | Алтайский край, Краснощековский район, Чагирский форпост (1745) В 1745 году на левом берегу Чарыша, напротив устья реки Чагырка открылся один из первых рудников, открытых на Алтае - Чагирский рудник. В нем добывали медную и свинцовую руду. Сначала крестьяне окрестных сел возили руду с рудников на Колыванский завод, который находился в 52 верстах. Позднее - па пристань Кабановскую или Краснощековскую, откуда она на больших судах сплавлялась на Барнаульский завод. Для защиты рудника в 1744 году на правом берегу Чарыша была сооружена небольшая крепость. Нужно отметить, что отношения между Россией и Джунгарией были довольно своеобразными. Приграничные джунгарские зайсаны, в целом, придерживались общей политики согласия, выработанной еще во времена Петра 1 и Цэван-Раптана. Они не нападали на государственные крепости, чтобы не осложнять отношений с Россией, и в тоже время оставляли за собой право совершать набеги на постройки частных жителей, расположенных на их землях. Эти отношения лучше всего иллюстрирует фрагмент донесения сотника Хабарова, который вел в 1727 году переговоры с джунгарами: «... Вверх по реке Чарышу под Камнем построена крепость на их Калмыцкой земле по какому указу и какие люди в пей живут? - спрашивали зайсаны и поясняли - и ежели те строения ... императорского величества, то не тронем, а ежели мужичьи строения, то будем воевать...». Владения А. Демидова попадали в разряд «мужичьих строений» и неоднократно подвергались нападению кочевников. Для их охраны была создана своеобразная цепь форпостов и крепостей от Иртыша до Оби. Военные историки позже назовут ее старой Колыванской оборонительной линией. Часть этих крепостей содержал сам Демидов: обеспечивал строительство, жалование солдатам, обмундирование, огневой припас, фураж и пр. Чагирская крепость стала очередным укрепленным пунктом старой Колыванской линии. Но уже в 1745 году и крепость, и рудник подверглись нападению местных племен. Из донесения в Петербург: «На Чагирском свинцовом руднике в 1744 году построенную крепость сожгли и шахту засыпали, где Демидов добывал свинцовую и медную руду». Восстановить рудник и крепость предприниматель не успел. В августе 1745 года он умер. |
Вперед → | Страницы: ← Назад 1 2 3 4 5 ... 8 9 10 11 12 13 14 15 16 ... 91 92 93 94 95 96 Вперед → Модераторы: Tasha56, Tomilina |
Генеалогический форум » Дневники участников » Дневники участников » Дневник Tasha56 » Тропами исследователя по Сибирскому округу » ПО ДОРОГАМ ИСТОРИИ населенных мест Сибирского округа [тема №31287] | Вверх ⇈ |
|
Сайт использует cookie и данные об IP-адресе пользователей, если Вы не хотите, чтобы эти данные обрабатывались, пожалуйста, покиньте сайт Пользуясь сайтом вы принимаете условия Пользовательского соглашения, Политики персональных данных, даете Согласие на распространение персональных данных и соглашаетесь с Правилами форума Содержимое страницы доступно через RSS © 1998-2025, Всероссийское генеалогическое древо 16+ Правообладателям |