⮉
VGD.ru | РЕГИСТРАЦИЯ | Войти | Поиск |
ПО ДОРОГАМ ИСТОРИИ населенных мест Сибирского округа От городов до старинных деревень
|
← Назад Вперед → | Страницы: ← Назад 1 2 3 4 5 ... 7 8 9 10 11 * 12 13 14 15 ... 91 92 93 94 95 96 Вперед → Модераторы: Tasha56, Tomilina |
Tasha56 Модератор раздела Россия Сообщений: 13435 На сайте с 2008 г. Рейтинг: 37500 | В этой теме предлагаю коллективно собирать материалы из печатных источников, архивных материалов и сети интернета, которые смогут "на шаг" продвинуть каждого по исследованию и изучению мест проживания представителей наших родов. ![]() ![]() Населенный пункт - административная единица, первичная единица расселения людей в пределах земельного участка.... |
Лайк (11) |
Tasha56 Модератор раздела Россия Сообщений: 13435 На сайте с 2008 г. Рейтинг: 37500 | Алтайский край, Краснощековский район, Краснощеково (1748) Вполне возможно, что на одном из мест, указанных П. Старцевым и было образовано в 1748 году ссыльными поселенцами Краснощеково. По срокам сходится. Тем более, что ни Мельников, переписывающий население по реке Чарыш в 1734 году, ни вторая ревизия 1745 года эту деревню не упоминают. К тому же первое достоверное известие о Краснощеково дотируется как раз 1748 годом. Однако, комиссия Головина и Шилова установила в 1752 году, что из 63 мест, определенных для поселения, было в действительности заселено только 15. Зато новопоселенцы поселились еще в 22 пунктах не предусмотренных П. Старцевым. Изучив материалы этой комиссии и ряд других архивных документов, Булыгин Ю.Е. пришел к выводу, что Краснощеково, как и Харлово и еще ряд деревень были образованы несколько ранее 1745 года, хотя, повторно, не были учтены по каким-то причинам ревизией этого года. Первыми ее жителями по преданиям, были Дубровины, Волокитины, Паутовы, Пастуховы и др. Поселились они на лугу, недалеко от реки Чарыш. В то время проток от Чарыша еще не было. Деревню назвали Краснощеково. По поводу названия можно выдвинуть самые разные предположения. Возможно, село было названо по фамилии первого неизвестного нам поселенца. Подобная практика в те времена была обычным явлением. Вполне возможно, название поселения определили величественные скалы по правому берегу Чарыша неподалеку от новообразованной деревни. Ведь красные щеки в переводе на современный язык - ничто иное как красивые скалы. Возможно название пошло от цвета лица первопоселенца, румянца на щеках его жены. Не исключено, что у этого первопоселенца была корова с красными щеками. По 3 ревизии, 1763 года в деревне Краснощеково проживало всего 18 душ мужского населения. К 1782 году население деревни заметно увеличилось. Оно насчитывало уже 44 души мужского населения и 45 женского. В ревизионных списках за 1795 год значатся 60 душ мужского населения и 61 женского. В 50-х годах 18 века на всей территории, подведомственной Канцелярии Колывано-Вос-кресеиского горного начальства, развернулось строительство церквей и организация церковных приходов. Был определен и приход церкви Колывано-Воскресенского завода. В него-то -по росписи составленной в июле 1755 года и вошли все основанные к тому времени на территории будущего Краснощековского района деревни: Перво-Чарышская, Харлова, Краснощекова и Чагирский рудник. По воспоминаниям старожила села Дубровина Степана Федотовича во второй половине 19 века во время весеннего половодья от реки Чарыш водой стало промывать ручьи. Они с каждым годом становились больше и превратились в четыре больших протоки, две из которых отрезали Краснощеково от большой земли. Помимо этого, во время весеннего половодья деревню из года в год стало заливать водой, нанося большой ущерб ее жителям: тонули животные, птица, вода затапливала дома, амбары с хлебом и другие постройки. По этой причине к 1890 году почти все жители Краспощеково переселились на возвышенное место к Паутовой сопке, заселяясь от нее на Северо-Восток (ныне улица Набережная). «В те времена, что сохранились в моей памяти, рассказывал Степан Федотович, все крестьяне пахали у Колыванского бора, там целина и залежь были мягче, чем в степи. В прошлые времена землю копали лопатой, затем стали пахать деревянной сохой, позднее деревянным плугом. В соху впрягали одну лошадь, а в плуг 6-8. Вспахивали сохой 0,29 га, а плугом 0,70. Боронили деревянными боронами, рассеивали семена из лукошка руками. Жали хлеб серпом, косой па крюк. Молотили цепами, веяли лопатой па ветру. Промышленных товаров и продуктов никаких не было. Соль сами добывали в озерах Ку-лунды, сами привозили. Сахара не было, никто не знал, какой он есть. Спички покупали в городax Змеииогорске и Барнауле. Сами изготавливали кожу для обуви, овчины для одежды, холсты из льна и конопли па белье и верхние рубашки и шаровары. В деревне до 1900 года не было школы, все население было неграмотное. Не было еще маслозавода, не было купцов. Позднее появились купцы в Колывани и других крупных селах. Церкви тоже не было. По религиозному обряду крестить новорожденных и венчать новобрачных ездили в Колывань, Маралиху, Усть-Белую. Эти села были крупнее и экономически развитие. Переселенец Чикоданов Сидор Алексеевич, 1887 года рождения вместе с родителями в 1900 году приехал из Курской губернии Тимского уезда на Алтай в с. Краснощеково. Он вспоминал: «Переселенцы из России в Сибирь стали прибывать массово с 1906 года и так продолжалось до 1914 года. В этот период стали образовываться новые села, а старые быстро увеличивались за счет переселенцев. Так село Краснощеково, когда мы приехали, насчитывало не более 150 дворов, а к 1914 году выросло до 700. Старожили с новоселов брали за приписку деньгами 35 рублей и еще ведро водки с бойца мужской души. Возраст бойца в селах был разный. У нас был полных 18 лет, а в других селах 15 лет. И цена приписки доходила до 100 рублей. Земля не была разделена между дворами и занимали ее кто где хотел и сколько мог. Богачи захватывали много и лучшие земли, а беднякам и середнякам оставались плохие земли и мало. Не приписным переселенцам земли не давали ни для посева, ни для сенокосов. Они тайно производили посевы и тайно от общества косили травы. Не отводили им земли и под усадьбу, поэтому и строились они тайно. В других селах было также если не приписной переселенец начинает строить избу, ее разбрасывают. Но достаточно новоселу успеть поставить печь и пустить из нее дым, его не трогают, и он приобретает право на пользование землей и сенокосами наравне со всеми членами общества села. Землю в селе разделили в 1914-1916 годах. Землей наделили всех жителей. Орудия производства заводского изготовления стали появляться в селе с 1900 года. Сначала появились конные железные плуги, затем сенокосилки, молотилки, брызгалки, веялки - сибирячки. Перед русско-германской войной 1914 года появились жатки - самосброски, сноповязалки, сеялки дисковые, железные бороны, молотилки с отвеем. За счет этого стали быстро расширяться посевные площади, достигшие 16-17 тысяч десятин. Сеяли преимущественно яровую пшеницу. Лицо деревни стало резко и быстро меняться. В 1900 году построили небольшую школу на 3 группы с одним учителем Бушуевым И.И. В ней обучалось 20-30 учеников, преимущественно из зажиточных семей. Учебный год начинался в декабре и заканчивался в марте, учитель обучал детей русскому языку и математике. В 1901 году построили деревянную церковь и открыли приход в 1906 году. В селе появился купец Курганский Кузьма Филиппович. В 1907 году на кооперативных началах организовали маслоартель. В 1912 году создали кредитное товарищество. Его организатором и доверенным лицом был Салгалов Петр Данилович. Быстро развивались единоличные хозяйства, по это развитие шло неравномерно: богатели кулаки и зажиточные хозяева. А большинство населения жило очень бедно. Крупные кулаки, как Романов Василий Карпович, братья Пастуховы - Никанор, Егор, Петр, Павел, Василий, Дубровин Ефим Васильевич, Волокитин Кузьма Поликарпович и другие производили крупные посевы до 100 и выше десятин. Они круглый год держали несколько батраков и помимо того сезонных рабочих, которые работали с ранней поры до позднего вечера. За это им платили по 3-5 рублей в месяц либо рассчитывались зерном и т.д. Первая мировая война подорвала экономику крестьян села. Все трудоспособные мужчины были мобилизованы в армию. В селе остались лишь старики, женщины и дети». По переписи 1926 года Краснощеково насчитывало 631 хозяйство с населением 3694 человека. Это было ничем особо не примечательное село, занимающее лишь седьмую строчку по численности среди деревень и сел будущего Краснощековского района. |
Tasha56 Модератор раздела Россия Сообщений: 13435 На сайте с 2008 г. Рейтинг: 37500 | Укрепление старой Колыванской линии (территория Краснощековского района) Помимо расширения горно-металлургического производства, сулившего баснословные прибыли, императрицу Елизавету Петровну серьезно волновали вопросы обеспечения безопасности ее алтайских владений. «Понеже зенгорцы из (...) землицы, лежащей близ Колывано-Вос-кресенских заводов и киргиз-кайсаки приезжают и нападают на российские жилища.(...)» И до воспрепятствования въезду их в вышеописанные места и для бережения заводов серебряных от набегов и разорений неприятельских сделать крепости именно на реках Убе, Алее, на Чагирском сожженной зенгорцами (крепости) распорядилась она в указе от 1 мая 1747 года. Во исполнение этого указа на Алтае под руководством генерал-майора Киндермана начинается модернизация укреплений старой Колывано – Воскресенской крепости и строииельство новых. В 1748 году на острове вместо сожженной крепости был построен Чагирский форпост. Он был больше по размерам, имел правильную четырехугольную форму с башнями по углам. Остров, где находился форпост, и правый берег Чарыша соединяли два моста, от которых шли дороги на Чагирский рудник и Колывано - Воскресенский завод. Форпост вошел составной частью в старую Колывано-Кузнецкую оборонительную линию. Во время Китайско- Джунгарской войны 1755 - 58 гг. здесь несли службу 117 солдат и казаков. Позже стал оборонительным пунктом новой Колывано - Кузнецкой линии». |
Tasha56 Модератор раздела Россия Сообщений: 13435 На сайте с 2008 г. Рейтинг: 37500 | Алтайский край, Краснощековский район, Маралиха (1765) В 1754 в нижнем течении реки Маралиха для защиты окрестного населения от набегов кочевников был построен форпост Казанской Богоматери. Это был третий форпост на территории будущего Краснощековского района в составе старой Колывано-Кузнецкой оборонительной линии после Чарышского (Карпово) и Чагирского. Однако место было выбрано неудачно. «Вешние воды подтопляли казармы драгун и решено было перенести форпост верст на шесть вниз, ближе к деревне Харловой. Крестьяне деревни Харловой, приписанные к заводской конторе (Иван Харлов, Дементий Лихачев, Михайло Ларионов, Михайло Плескин, десятник Алексей Вадков), пожаловались в апреле 1756 года в контору, что военное ведомство задумало перенести форпост на место их пашей, и от этого им, крестьянам, обида. Лучше всего, писали они, перенести форпост несколько выше, к речке Землянушке, и тогда «дорогу от Чагырской крепости в Кабанову крепость пересекли бы». Заводское начальство ходатайствовало за своих крестьян, но военное ведомство не прислушалось к просьбе крестьян и заводского начальства. Крепость была построена на крестьянских землях неподалеку от места впадения реки Маралиха в Чарыш. В те неспокойные времена крестьянские поселения обычно жались к крепости. Вот и по соседству с форпостом Казанской Богоматери через несколько лет образовалась новая деревня - Маралиха. Датой возникновения Маралихи считается 1765 год. Названа деревня по названию реки, а сама река, видимо, по обилию маралов в те времена в той местности. Первым поселенцем был Суворов Ивлей и семью сыновьями. Поселился он на горе, где сейчас находится мельница. Вторым поселенцем стал Белозеров с семьей. После разгрома Джунгарского ханства китайцами форпост Казанской Богоматери постепенно утрачивает свое военное значение. Уже неоднократно упоминавшийся П.С. Паллас видел в 1771 году уже пустое строение маралихинской крепости и небольшое поселение отставных казаков. Это поселение оставалось небольшим еще в течение 30 с лишним лет. В 1802 году «крестьяне деревень Пустынской Иван, Михей и Филипп Барсуковы; Верх-Камышенской -Семен Плешков и Денис Суворов» подали прошение о переселении «... от деревни Харловой в называемую Маралиху к жительствующим в оной отставным и малолеткам». В своих деревнях эти крестьяне в «хлебопахотных местах и сенных покосах имели недостаток и домообзаводства их пришли в ветхость». В это же время в Маралихе было «хлебопахотных мест в пусте лежащих, также сенных покосов и скотских выпусков весьма довольное количество», потому что отставные и малолетки хотя хлебопашество и производят, но весьма малое, и то только для одного своего пропитания». Видимо канцелярия Колывано-Воскресенского горного начальства удовлетворила прошение о переселении этих и других крестьян, поскольку через несколько буквально лет Маралиха превращается в крупную деревню. В 1811 году по данным шестой ревизии в ней проживало уже 75 душ мужского населения, а в 1824 году - 93. |
Tasha56 Модератор раздела Россия Сообщений: 13435 На сайте с 2008 г. Рейтинг: 37500 | Алтайский край, Краснощековский район, Тигирекский форпост (1765) Как уже упоминалось, Китайско - Джунгарская война 1755-1758 годов закончилась полным разгромом ойратов. Большая часть их была истреблена китайцами, уцелевшие бежали в Россию и приняли российское гражданство. В 1756-1757 годах российское подданство приняла основная часть населения Горного Алтая. Границы государства Российского на Алтае были передвинуты на юг. При этом многие оборонительные укрепления старой Колывано-Кузнецкой линии остались в глубоком тылу. Зато новые южные рубежи были фактически ничем не защищены, и появилась острая необходимость отнести линию крепостей дальше в горы, к самой границе. В 1765 году на месте слияния Большого и Малого Тигиреков, недалеко от впадения в реку Иню был построен Тигирекский форпост. Он стал оборонительным пунктом уже новой Колы-вано-Кузнецкой линии. Вот как его описывает П.С. Даллас (1771 год): «Из маленького Тигирека, который делает дугу, прорыт мимо крепости прямой канал из соединения оного с большим Тигиреком происходящего ручья, в которую от соединения с большим Тигиреком произшедшая речка (т.е. теперь этот канал - ц.с.) впадает. Между оного и малым Тигиреком выстроено множество дворов на границе стоящих казаков; канал сей называется Воскресенским, потому что гарнизон на оном работал по воскресеньям. Крепость состоит из Четвероугольного с небольшими бастионами шанца, коей и рвы обложены булыжником и мостовым камнем. В оной крепости имеется один штаб - офицерский дом, несколько обер-офицерских, казармы, также и конюшни; в оной двое ворот и один караульный дом. Гарнизон здесь состоит из малого числа и находится под начальством единого токмо прапорщика». Позже в 1777 году в окрестностях форпоста образовалась деревня Тигирек. Возможно, его первыми поселенцами стали казаки, которые уже к 1771 году «выстроили множество дворов», а позже обзавелись семьями и хозяйством. «Остатки Тигирекского форпоста сохранились. Они находятся в центре села Тигирек Крас-нощековского района. Село расположено в низменном луговом междуречье Ини и Тигиреков. С юга его ограждает гора Чайная, с запада - Маяк, по правому берегу Ини протянулись крутые уступы известковых скал. От форпоста остались мощный и высокий вал (ширина вала 8 м, высота 2,5 м), широкий ров (ширина рва вверху составляла 10-12 м, по дну - 4 м), который, правда оплыл, но бутовый камень подпирает его стены до сих пор. При исследовании остатков форпоста просматриваются трое ворот. Расстояние между двумя бастионными выступами составляет 135 м. Воскресенский канал существует, в нем большую часть лета проводят местные гуси, по ров сухой». |
Tasha56 Модератор раздела Россия Сообщений: 13435 На сайте с 2008 г. Рейтинг: 37500 | Алтайский край, Краснощековский район, Усть-Пустынка (1776 г.) Деревня Усть-Пустынка основана в 1776 году. Название она получила от небольшой речки Пустынки, впадающей в Чарыш. Название же самой речки, гласит народное предание, произошло от того, что на ее берегу жил отшельник - странник, замаливающий свои грехи. Его прозвали Пустынником. Деревня расположена на ровной площадке у подножия горы Монастырь. Это очень красивый и величественный утес, напоминающий бастион. В этой горе много пещер. Водяная. Уникальна она подземным озером, которое имеет форму колодца, а по легенде бездонно. Воду в этой пещере считали святой, а в настоящее время она признана целебной. Имеется пещера Бастион, в которой на глубине 1,2 м археологи обнаружили стоянку первобытного человека. Есть пещеры Проходная, Летучих мышей и др. Этими пещерами серьезно интересовались П.С. Пал-лас, Ф. Геблер, Л. Кулибин, М. Розен. И до сих пор они хранят немало тайн. Неподалеку располагается знаменитый Чагирский рудник. В этом уникальном месте и возникла Усть-Пустынка. Впрочем, в ее возникновении нет абсолютно ничего таинственного. В 1776 году по указу Канцелярии Колывано-Воскресенского горного начальства на небольшой речке Пустынке по соседству с Чагинским рудником и, видимо, для обеспечения этого рудника работными людьми и продовольствием была образована деревня Пустынская путем насильственного переселения крестьян из различных деревень Бер-дской слободы. Всего было поселено в новообразованной деревне Пустынской 74 человека: 37 мужчин и 37 женщин. Большинство из них носили фамилию Барсуковых, поэтому деревню жители окрестных сел прозвали Барсуковкой. В 1824 году деревня Пустынская насчитывала 66 душ мужского населения, а в 1854 году - 160. Несмотря на стол ь бесспорные доказательства образования Усть-Пустынки в 1776 году вопросы по ней остаются. Почему, например, за 30 с лишним лет существования Чагирского рудника и форпоста при нем так и не образовалось собственного населения? Хотя бы из тех же отставных казаков и мастеровых. Или почему возникли именно там такие названия: река Пустынка, горы Большой и Малый Монастыри? А святая вода пещеры Водяной? Вполне возможно, что эти места до сих пор хранят какие-то неизвестные нам тайны... |
Лайк (1) |
Tasha56 Модератор раздела Россия Сообщений: 13435 На сайте с 2008 г. Рейтинг: 37500 | Алтайский край, Краснощековский район, Усть-Козлуха (1781) Старейшие жители села (Харлов И.А., Малявин А.Д., Малинкин А.К. и др.) утверждали со слов прародителей, что основателем села Усть-Козлухи был сам основатель деревни Харлова Харлов Прокопий Поликарпович. Он якобы еще в 1762 году переехал из деревни Харлова на новое место. В 1764 году, по их словам, по соседству с ними поселились Харлов Поликарп Си-дорович и Харлов Яков Иванович. Оба из Харлова. Позже, из-за Байкала туда же переехали Чепуштановы и Медведевы. Подобное самовольное переселение крестьян с одного места на другое случалось в те времена довольно часто. К этому их принуждала нехватка пахотных земель и сенокосов в старожильческих деревнях, иногда стремление хоть на время избавиться от подушного налога и заводских отработок. Однако документальных данных, подтверждающих версию старожилов села пока в архивах не обнаружено. Поэтому годом образования Усть-Козлухи считается 1781 год. Вот что об этом рассказывают архивные документы: «По его императорскому величества указу крестьянский десятник Андрей Харлов ноября месяца 1781 года разрешил поселение Федору Яковлеву - сыну Лихачева, переселившегося по велению Колыванской ведомственной управы из деревни Харлово в возрасте 40 лет, его жену Анну 35 лет, дочь Никифора с детьми. По велению Колываиского областного управления право поселения разрешено Андрею Ивановичу Харлову 40 лет с семьей. По велению Колыванского областного управления новое поселение именовать Усть-Коз-лухинской деревней. Разрешить порубку хвойных деревьев для построек домов и подворья». Заселение проводилось (отсюда и название) по устью реки Козлушка. По пятой ревизии 1795 года в деревне проживало сорок восемь человек: 23 мужчины и 25 женщин. В 1811 году число лиц мужского населения составило 33 человека, а в 1824 году - 49. До 1800 года у жителей Усть-Козлухи было лишь шесть фамилий: Харловы, Медведевы, Акимовы, Чепуштановы, Лихачевы и Травниковы. |
Tasha56 Модератор раздела Россия Сообщений: 13435 На сайте с 2008 г. Рейтинг: 37500 | Алтайский край, Краснощековский район, Усть-Белая (1782) Деревня образована в 1782 году. Первоначально называлась Медведево. По преданиям, первым поселенцем был углежог Митрофан. Он построил дом на берегу реки Белой. Этот дом простоял около полутораста лет. Со временем рядом поселились другие люди: Усольцевы, Бо-соноговы и др. В основном раскольники. Деревня сначала располагалась около теперешнего «деревянного» моста на «Арестованном» болоте и просуществовала там два года. Но из-за того, что ее постоянно топило вешними водами и заносило снегом, она раздвоилась и образовались Усть-Белая и Петухов Ключ. Митрофан и другие углежоги выжигали древесный уголь для Колывано-Воскресенских заводов. Ведь для выплавки руды древесного угля требовалось в три раза больше, чем самой руды. Это был тяжелый труд. Он усугублялся тучами мошкары, от которой не было спасения. Работать приходилось только под прикрытием смолокуров. Уголь сплавляли по Белой, Чарышу, Оби до устья реки Барнаулки. Со временем богатейшие леса вокруг Усть-Белой были вырублены. Сейчас только по некоторым названиям можно судить о том, что когда-то на месте деревни шумела вековая тайга. Одна из сопок около Усть-Белой и до сих пор называется Сосновой, хотя никто из старожилов не помнит леса в этих местах. Гора в самой деревне называется Осиновой. В течение многих десятилетий самоцветы со знаменитого Коргонского месторождения сплавляли на плотах по Чарышу до устья реки Белой, а по ней до деревни Усть-Белая. Там было сооружено вместительное плотбище, куда и сгружали поделочные камни. «Их пятнадцать лет перевозили оттуда в Локоть, а потом более сотни лет в Колывань» - писал А. Родионов в книге «Колывань камнерезная». Из этих порфиров и яшмы на Локтевской и Колыванской шлифовальных фабриках были изготовлены десятки известных всему миру чаш, ваз, торшеров, колонн и т.д. В 1825 году в Усть-Белой появилась каменоломня - гранитовая. В ней с весны этого года начали ломать каменные глыбы для возведения в Барнауле монумента в честь столетия горного дела на Алтае. Работа была тяжелейшая. Железными сверлами каменотесы высверливали по прямой линии в гранитных скалах череду глубоких шпуров (скважин). Зимой заливали в них воду. Она замерзала и иногда разрывала камень. Если не получалось - закладывали в отверстия порох. А «если порохом по какой-то причине рвать было нельзя, в шпуры вставляли стальные клинья, и - и разом! Разом и дружно, разом и дружно надо было бить по ним кувалдой. Бить так, чтобы удар нескольких кувалд сливался в залп». И до тех пор пока гранитная скала не расколется на части. В августе 1826 года заготовленные каменные глыбы погрузили на плоты. Осенью первые тысячи беловского гранита доплыли до Барнаула и пошли на сооружение знаменитого Демидовского столпа. В «Энциклопедии Алтайского края» о нем написано следующее: «Демидовский столп, обелиск в честь 100-летия горного производства на Алтае. Установлен в Барнауле в центре Демидовской площади по инициативе начальника Колывано-Воскресенских заводов П.К. Фролова. Заложен 18 июня 1825 года, окончательно возведен в 1839 году. Обелиск сложен из 12-ти блоков серого гранита, которые высекли и обрабатывали в д. Беловской Колыванской волости и на плотах сплавляли по Чарышу и Оби до Барнаула. Высота обелиска 14 м»30. До сих пор в Усть-Белой лежат немые свидетели тех времен - каменные глыбы со следами сверления. А в метрах трехстах от Чарыша на берегу лежат огромные гранитные блоки. Возможно, когда-то их сбросили с плотов - слишком много нагрузили. К началу 19 века в деревне насчитывалось до 40 дворов. По тем временам это была большая деревня. Жили по старому обряду. Крестились двумя перстами. Пьянство и курение считалось великим грехом. Грехом считался даже самовар: «Змей на столе шипит». Самым красивым зданием Усть-Белой являлась церковь. Была она раскольнической с восьмиконечным крестом. В начале ее построили на Осиновой горе, но она там трижды горела и после была перенесена на пригорок, около того места, где сейчас находится здание дома культуры. Историческая справка по Усть-Белой подготовлена на основе материалов, предоставленных администрацией села. |
Tasha56 Модератор раздела Россия Сообщений: 13435 На сайте с 2008 г. Рейтинг: 37500 | Алтайский край, Краснощековский район, Чинета (1782) Горы белой шапкою покрыты, И зовет их к себе красота. По тропинкам, что почти забыты От села с названьем ЧИНЕТА! Строительство крепостей и форпостов новой Колывано-Воскресенской линии закончилось, в основном, к 1771 году. Одним из укрепленных мест этой линии стала Защита Инская. Она была сооружена на правом берегу реки Ини при впадении ее в Чарыш. В настоящее время на этом месте располагается туристический комплекс «Жемчужина гор». «Защита Инская служила дополнительным прикрытием, вернее даже буфером Чагирской крепости». Она стала пятым оборонительным пунктом, построенным на территории будущего Краснощековского района. От этой крепости, как и от Чарышского форпоста и форпоста Казанской богоматери не осталось никаких следов. Поэтому в настоящее время лишь остатки Тигирекского и Чагирского форпостов да, пожалуй, названия деревень Генералка и Казачка напоминают о существовании некогда мощной Колывано-Кузнецкой оборонительной линии. Позже, в нескольких километрах от этой крепости возникла деревня Чинета. Первое достоверное упоминание о ней датируется 1782 годом. По данным ревизии этого года, Чинета (Ларионово) насчитывала 40 душ мужского населения. Достаточно крупное для того времени поселение. Почти столько же душ мужского населения (44) тогда проживало и в Краснощеково. Ясно, что Чинета возникла значительно раньше 1782 года, но точная дата ее образования пока не установлена. По преданиям, она поначалу состояла из семи дворов. Восьмым поселенцем стал Сидор Романов. В пятидесятых-шестидесятых годах восемнадцатого века он приехал с Ишима и построил восьмой дом. Первыми жителями Чинеты считаются Усовы, Романовы, Бердюгины и Жертвины. Среди первых поселенцев был по преданиям и поп-расстрига. Деревня стояла в лесу, но вдоль Ини встречались и не заросшие лесом долины. С каждым годом местные жители упорным трудом увеличивали их площадь. В 18 веке здесь сеяли рожь и овес. Но основным занятием были скотоводство и охота. Не вполне ясно происхождение названия деревни - Чинета. Возможно, оно тюркского происхождения, как Чинётка, Иня и др. Ведь до появления русских людей в этих местах располагались кочевья телеутов (белых калмыков), которые в большой степени сохранили черты древне-тюркского языка. Поэтому тюркское название могло закрепиться и за поселением. Сталожилы полагают, что название деревни Чинета возникло по названию речки Чинётки. Привычная для русского уха транскрипция тюркского слова. В госархивах Алтайского края есть сведения, что деревня Чинета раньше называлась Ларионова. Возможно, что у деревни было сразу два названия: официальное Ларионова и неофициальное - Чинета. В конце 19 века село стало и официально называться Чинетой. По 5 ревизии 1795 года в Чините проживало 45 душ мужского населения. 6 ревизия 1811 года насчитывала уже 71 душу мужского населения. По ревизии 1816 года в деревне было 72, а 1834-87 душ мужского населения. |
Tasha56 Модератор раздела Россия Сообщений: 13435 На сайте с 2008 г. Рейтинг: 37500 | Алтайский край, Краснощековский район, Верх-Камышенка (1783) Как ни жестко регламентировала Канцелярия Колывано-Воскресенского горного начальства размещение и жизнь приписанных крестьян, оно не всегда могло уследить за их перемещениями. В книге «Первые крестьяне на Алтае» Ю.С. Булыгин писал: «Как известно, далеко не всегда переселяясь на новое место, крестьяне спрашивали согласия властей. Некоторые из них подавали просьбы о переселении, фактически уже состоявшемся, других администрация сама находила на новых местах. Последнее, обычно, происходило во время ревизий». И далее в числе деревень, основанных без разрешения властей он упомянул и Верх-Камышенку. И, действительно, эта деревня была обнаружена и учтена лишь в 1795 году пятой ревизией населения Колыванской губернии, хотя была образована еще в 1783 году. В «ревизских сказках» 1795 года перечислены все крестьяне и члены их семей самовольно основавшие Верх-Камышенку. Всего 44 мужчины и 37 женщин. Вот фамилии первых поселенцев: Плешковы, Травниковы, Усовы, Суворовы. Переселились они из деревень: Озерской, Харловой и Карповой. Расчет их был прост и гениален одновременно. Наиболее дальновидные и разворотливые (Плешков Г.М., Травников А.И. и Усов С.С. с семьями) сразу после четвертой ревизии 1782 года самовольно покидают свои деревни и селятся между речками Камышинка (отсюда название деревни) и Шавырихой. Вполне возможно, что место было присмотрено заранее, возможно кто - то из ближних деревень завел здесь заимку, а позже окончательно переселился сюда. В любом случае, выгоды переселения очевидны. Во - первых, плодородные земли в неограниченном количестве, о чем в старожильческих деревнях вроде Чарышской или Харловой не приходилось и мечтать. Во -вторых, и это главное, вольная жизнь. По крайней мере, до очередной ревизии. Ни тебе заводских отработок, ни натурального, ни денежного налогов. Живи и работай только для себя. Новая деревня была обнаружена властями через 13 лет после образования - в 1795 году. Они не сочли целесообразным разорять ее. Жителей переписали, обложили подушным налогом, кого - то выпороли и, видимо, тем все и кончилось. |
Лайк (1) |
Tasha56 Модератор раздела Россия Сообщений: 13435 На сайте с 2008 г. Рейтинг: 37500 | Алтайский край, Краснощековский район, Новошипуново (1785) «Жил, как ныне установлено, в 20-х годах 18 века в ведомстве Бердского острога в деревне Шипуновой, в которой половина жителей (три семьи из шести) были Шипуновыми, беломестный казак, раскольник Спиридон Шипунов. Один из его сыновей, Федор, переселился в деревню Бестужеву Чарышской волости, где и был записан по ревизии 1763 года. В поисках лучшей жизни, очевидно, решил покинуть Бестужеву сын Федоса - Федор. В предгорьях Алтая приглядел он для поселения крутой берег ручья Гусишки у впадения его в реку Маралиху. Вскоре переехали сюда два брата Федора, затем другие крестьяне из селений той же Чарышской волости». Вот так и образовалась новая деревня . Название она получила по фамилии первого поселенца Шипунова Федора. Но поскольку к этому времени уже две деревни округи носили аналогичное название (нынешняя станция Ши-пуново и деревня Шипуново Чарышского района), то к названию было прибавлено слово новая - Новая Шипунова . Согласно ревизской сказке, составленной писцом Чарышской земской избы Василием Суворовым, в январе 1795 года, «... деревня Новая Шипунова заведена в 1785 году (когда) ... переехали (сюда) из разных селений той же слободы ... крестьяне». Были это «Шипунов Федор Федосеевич с женой Натальей и детьми, братья его Алексей с семьей и не женатый молодой Василий, многочисленная семья Андрона Ладкина с двумя взрослыми, но не отделенными сыновьями Тимофеем и Григорием, две семьи Чернаковых (Григорий и его брат Федор), преклонных лет Чебаевских Федор с семьей, одинокая Дарья Еншина да малосемейный, по тем временам, Герасим Петков». Они переехали на новое место из Бестужевой, Харловой, Чарышской (Карпово). Крестьяне, как это неоднократно случалось, и ранее (история основания Усть-Козлухи и Верх - Камышенки, например) переселились в места с плодородными почвами, удобными выпасами, сенокосами. Не исключается и в образовании этой деревни самовольный характер переселения. Всего Новая Шипунова насчитывала в 1795 году 31 душу мужского населения и 29 женского. К 1824 году количество мужчин увеличилось до 40, а в 1845 году в деревне числилось уже 85 душ мужского населения, а общее число ее жителей приближалось к двумстам. |
← Назад Вперед → | Страницы: ← Назад 1 2 3 4 5 ... 7 8 9 10 11 * 12 13 14 15 ... 91 92 93 94 95 96 Вперед → Модераторы: Tasha56, Tomilina |
Генеалогический форум » Дневники участников » Дневники участников » Дневник Tasha56 » Тропами исследователя по Сибирскому округу » ПО ДОРОГАМ ИСТОРИИ населенных мест Сибирского округа [тема №31287] | Вверх ⇈ |
|
Сайт использует cookie и данные об IP-адресе пользователей, если Вы не хотите, чтобы эти данные обрабатывались, пожалуйста, покиньте сайт Пользуясь сайтом вы принимаете условия Пользовательского соглашения, Политики персональных данных, даете Согласие на распространение персональных данных и соглашаетесь с Правилами форума Содержимое страницы доступно через RSS © 1998-2025, Всероссийское генеалогическое древо 16+ Правообладателям |