⮉
VGD.ru | РЕГИСТРАЦИЯ | Войти | Поиск |
ПО ДОРОГАМ ИСТОРИИ населенных мест Сибирского округа От городов до старинных деревень
|
← Назад Вперед → | Страницы: ← Назад 1 2 3 4 5 ... 7 8 9 10 11 * 12 13 14 15 ... 91 92 93 94 95 96 Вперед → Модераторы: Tasha56, Tomilina |
Tasha56 Модератор раздела Россия Сообщений: 13524 На сайте с 2008 г. Рейтинг: 37968 | В этой теме предлагаю коллективно собирать материалы из печатных источников, архивных материалов и сети интернета, которые смогут "на шаг" продвинуть каждого по исследованию и изучению мест проживания представителей наших родов. ![]() ![]() Населенный пункт - административная единица, первичная единица расселения людей в пределах земельного участка.... |
Лайк (11) |
Tasha56 Модератор раздела Россия Сообщений: 13524 На сайте с 2008 г. Рейтинг: 37968 | Укрепление старой Колыванской линии (территория Краснощековского района) Помимо расширения горно-металлургического производства, сулившего баснословные прибыли, императрицу Елизавету Петровну серьезно волновали вопросы обеспечения безопасности ее алтайских владений. «Понеже зенгорцы из (...) землицы, лежащей близ Колывано-Вос-кресенских заводов и киргиз-кайсаки приезжают и нападают на российские жилища.(...)» И до воспрепятствования въезду их в вышеописанные места и для бережения заводов серебряных от набегов и разорений неприятельских сделать крепости именно на реках Убе, Алее, на Чагирском сожженной зенгорцами (крепости) распорядилась она в указе от 1 мая 1747 года. Во исполнение этого указа на Алтае под руководством генерал-майора Киндермана начинается модернизация укреплений старой Колывано – Воскресенской крепости и строииельство новых. В 1748 году на острове вместо сожженной крепости был построен Чагирский форпост. Он был больше по размерам, имел правильную четырехугольную форму с башнями по углам. Остров, где находился форпост, и правый берег Чарыша соединяли два моста, от которых шли дороги на Чагирский рудник и Колывано - Воскресенский завод. Форпост вошел составной частью в старую Колывано-Кузнецкую оборонительную линию. Во время Китайско- Джунгарской войны 1755 - 58 гг. здесь несли службу 117 солдат и казаков. Позже стал оборонительным пунктом новой Колывано - Кузнецкой линии». |
Tasha56 Модератор раздела Россия Сообщений: 13524 На сайте с 2008 г. Рейтинг: 37968 | Алтайский край, Краснощековский район, Маралиха (1765) В 1754 в нижнем течении реки Маралиха для защиты окрестного населения от набегов кочевников был построен форпост Казанской Богоматери. Это был третий форпост на территории будущего Краснощековского района в составе старой Колывано-Кузнецкой оборонительной линии после Чарышского (Карпово) и Чагирского. Однако место было выбрано неудачно. «Вешние воды подтопляли казармы драгун и решено было перенести форпост верст на шесть вниз, ближе к деревне Харловой. Крестьяне деревни Харловой, приписанные к заводской конторе (Иван Харлов, Дементий Лихачев, Михайло Ларионов, Михайло Плескин, десятник Алексей Вадков), пожаловались в апреле 1756 года в контору, что военное ведомство задумало перенести форпост на место их пашей, и от этого им, крестьянам, обида. Лучше всего, писали они, перенести форпост несколько выше, к речке Землянушке, и тогда «дорогу от Чагырской крепости в Кабанову крепость пересекли бы». Заводское начальство ходатайствовало за своих крестьян, но военное ведомство не прислушалось к просьбе крестьян и заводского начальства. Крепость была построена на крестьянских землях неподалеку от места впадения реки Маралиха в Чарыш. В те неспокойные времена крестьянские поселения обычно жались к крепости. Вот и по соседству с форпостом Казанской Богоматери через несколько лет образовалась новая деревня - Маралиха. Датой возникновения Маралихи считается 1765 год. Названа деревня по названию реки, а сама река, видимо, по обилию маралов в те времена в той местности. Первым поселенцем был Суворов Ивлей и семью сыновьями. Поселился он на горе, где сейчас находится мельница. Вторым поселенцем стал Белозеров с семьей. После разгрома Джунгарского ханства китайцами форпост Казанской Богоматери постепенно утрачивает свое военное значение. Уже неоднократно упоминавшийся П.С. Паллас видел в 1771 году уже пустое строение маралихинской крепости и небольшое поселение отставных казаков. Это поселение оставалось небольшим еще в течение 30 с лишним лет. В 1802 году «крестьяне деревень Пустынской Иван, Михей и Филипп Барсуковы; Верх-Камышенской -Семен Плешков и Денис Суворов» подали прошение о переселении «... от деревни Харловой в называемую Маралиху к жительствующим в оной отставным и малолеткам». В своих деревнях эти крестьяне в «хлебопахотных местах и сенных покосах имели недостаток и домообзаводства их пришли в ветхость». В это же время в Маралихе было «хлебопахотных мест в пусте лежащих, также сенных покосов и скотских выпусков весьма довольное количество», потому что отставные и малолетки хотя хлебопашество и производят, но весьма малое, и то только для одного своего пропитания». Видимо канцелярия Колывано-Воскресенского горного начальства удовлетворила прошение о переселении этих и других крестьян, поскольку через несколько буквально лет Маралиха превращается в крупную деревню. В 1811 году по данным шестой ревизии в ней проживало уже 75 душ мужского населения, а в 1824 году - 93. |
Tasha56 Модератор раздела Россия Сообщений: 13524 На сайте с 2008 г. Рейтинг: 37968 | Алтайский край, Краснощековский район, Тигирекский форпост (1765) Как уже упоминалось, Китайско - Джунгарская война 1755-1758 годов закончилась полным разгромом ойратов. Большая часть их была истреблена китайцами, уцелевшие бежали в Россию и приняли российское гражданство. В 1756-1757 годах российское подданство приняла основная часть населения Горного Алтая. Границы государства Российского на Алтае были передвинуты на юг. При этом многие оборонительные укрепления старой Колывано-Кузнецкой линии остались в глубоком тылу. Зато новые южные рубежи были фактически ничем не защищены, и появилась острая необходимость отнести линию крепостей дальше в горы, к самой границе. В 1765 году на месте слияния Большого и Малого Тигиреков, недалеко от впадения в реку Иню был построен Тигирекский форпост. Он стал оборонительным пунктом уже новой Колы-вано-Кузнецкой линии. Вот как его описывает П.С. Даллас (1771 год): «Из маленького Тигирека, который делает дугу, прорыт мимо крепости прямой канал из соединения оного с большим Тигиреком происходящего ручья, в которую от соединения с большим Тигиреком произшедшая речка (т.е. теперь этот канал - ц.с.) впадает. Между оного и малым Тигиреком выстроено множество дворов на границе стоящих казаков; канал сей называется Воскресенским, потому что гарнизон на оном работал по воскресеньям. Крепость состоит из Четвероугольного с небольшими бастионами шанца, коей и рвы обложены булыжником и мостовым камнем. В оной крепости имеется один штаб - офицерский дом, несколько обер-офицерских, казармы, также и конюшни; в оной двое ворот и один караульный дом. Гарнизон здесь состоит из малого числа и находится под начальством единого токмо прапорщика». Позже в 1777 году в окрестностях форпоста образовалась деревня Тигирек. Возможно, его первыми поселенцами стали казаки, которые уже к 1771 году «выстроили множество дворов», а позже обзавелись семьями и хозяйством. «Остатки Тигирекского форпоста сохранились. Они находятся в центре села Тигирек Крас-нощековского района. Село расположено в низменном луговом междуречье Ини и Тигиреков. С юга его ограждает гора Чайная, с запада - Маяк, по правому берегу Ини протянулись крутые уступы известковых скал. От форпоста остались мощный и высокий вал (ширина вала 8 м, высота 2,5 м), широкий ров (ширина рва вверху составляла 10-12 м, по дну - 4 м), который, правда оплыл, но бутовый камень подпирает его стены до сих пор. При исследовании остатков форпоста просматриваются трое ворот. Расстояние между двумя бастионными выступами составляет 135 м. Воскресенский канал существует, в нем большую часть лета проводят местные гуси, по ров сухой». |
Tasha56 Модератор раздела Россия Сообщений: 13524 На сайте с 2008 г. Рейтинг: 37968 | Алтайский край, Краснощековский район, Усть-Пустынка (1776 г.) Деревня Усть-Пустынка основана в 1776 году. Название она получила от небольшой речки Пустынки, впадающей в Чарыш. Название же самой речки, гласит народное предание, произошло от того, что на ее берегу жил отшельник - странник, замаливающий свои грехи. Его прозвали Пустынником. Деревня расположена на ровной площадке у подножия горы Монастырь. Это очень красивый и величественный утес, напоминающий бастион. В этой горе много пещер. Водяная. Уникальна она подземным озером, которое имеет форму колодца, а по легенде бездонно. Воду в этой пещере считали святой, а в настоящее время она признана целебной. Имеется пещера Бастион, в которой на глубине 1,2 м археологи обнаружили стоянку первобытного человека. Есть пещеры Проходная, Летучих мышей и др. Этими пещерами серьезно интересовались П.С. Пал-лас, Ф. Геблер, Л. Кулибин, М. Розен. И до сих пор они хранят немало тайн. Неподалеку располагается знаменитый Чагирский рудник. В этом уникальном месте и возникла Усть-Пустынка. Впрочем, в ее возникновении нет абсолютно ничего таинственного. В 1776 году по указу Канцелярии Колывано-Воскресенского горного начальства на небольшой речке Пустынке по соседству с Чагинским рудником и, видимо, для обеспечения этого рудника работными людьми и продовольствием была образована деревня Пустынская путем насильственного переселения крестьян из различных деревень Бер-дской слободы. Всего было поселено в новообразованной деревне Пустынской 74 человека: 37 мужчин и 37 женщин. Большинство из них носили фамилию Барсуковых, поэтому деревню жители окрестных сел прозвали Барсуковкой. В 1824 году деревня Пустынская насчитывала 66 душ мужского населения, а в 1854 году - 160. Несмотря на стол ь бесспорные доказательства образования Усть-Пустынки в 1776 году вопросы по ней остаются. Почему, например, за 30 с лишним лет существования Чагирского рудника и форпоста при нем так и не образовалось собственного населения? Хотя бы из тех же отставных казаков и мастеровых. Или почему возникли именно там такие названия: река Пустынка, горы Большой и Малый Монастыри? А святая вода пещеры Водяной? Вполне возможно, что эти места до сих пор хранят какие-то неизвестные нам тайны... |
Лайк (1) |
Tasha56 Модератор раздела Россия Сообщений: 13524 На сайте с 2008 г. Рейтинг: 37968 | Алтайский край, Краснощековский район, Усть-Козлуха (1781) Старейшие жители села (Харлов И.А., Малявин А.Д., Малинкин А.К. и др.) утверждали со слов прародителей, что основателем села Усть-Козлухи был сам основатель деревни Харлова Харлов Прокопий Поликарпович. Он якобы еще в 1762 году переехал из деревни Харлова на новое место. В 1764 году, по их словам, по соседству с ними поселились Харлов Поликарп Си-дорович и Харлов Яков Иванович. Оба из Харлова. Позже, из-за Байкала туда же переехали Чепуштановы и Медведевы. Подобное самовольное переселение крестьян с одного места на другое случалось в те времена довольно часто. К этому их принуждала нехватка пахотных земель и сенокосов в старожильческих деревнях, иногда стремление хоть на время избавиться от подушного налога и заводских отработок. Однако документальных данных, подтверждающих версию старожилов села пока в архивах не обнаружено. Поэтому годом образования Усть-Козлухи считается 1781 год. Вот что об этом рассказывают архивные документы: «По его императорскому величества указу крестьянский десятник Андрей Харлов ноября месяца 1781 года разрешил поселение Федору Яковлеву - сыну Лихачева, переселившегося по велению Колыванской ведомственной управы из деревни Харлово в возрасте 40 лет, его жену Анну 35 лет, дочь Никифора с детьми. По велению Колываиского областного управления право поселения разрешено Андрею Ивановичу Харлову 40 лет с семьей. По велению Колыванского областного управления новое поселение именовать Усть-Коз-лухинской деревней. Разрешить порубку хвойных деревьев для построек домов и подворья». Заселение проводилось (отсюда и название) по устью реки Козлушка. По пятой ревизии 1795 года в деревне проживало сорок восемь человек: 23 мужчины и 25 женщин. В 1811 году число лиц мужского населения составило 33 человека, а в 1824 году - 49. До 1800 года у жителей Усть-Козлухи было лишь шесть фамилий: Харловы, Медведевы, Акимовы, Чепуштановы, Лихачевы и Травниковы. |
Tasha56 Модератор раздела Россия Сообщений: 13524 На сайте с 2008 г. Рейтинг: 37968 | Алтайский край, Краснощековский район, Усть-Белая (1782) Деревня образована в 1782 году. Первоначально называлась Медведево. По преданиям, первым поселенцем был углежог Митрофан. Он построил дом на берегу реки Белой. Этот дом простоял около полутораста лет. Со временем рядом поселились другие люди: Усольцевы, Бо-соноговы и др. В основном раскольники. Деревня сначала располагалась около теперешнего «деревянного» моста на «Арестованном» болоте и просуществовала там два года. Но из-за того, что ее постоянно топило вешними водами и заносило снегом, она раздвоилась и образовались Усть-Белая и Петухов Ключ. Митрофан и другие углежоги выжигали древесный уголь для Колывано-Воскресенских заводов. Ведь для выплавки руды древесного угля требовалось в три раза больше, чем самой руды. Это был тяжелый труд. Он усугублялся тучами мошкары, от которой не было спасения. Работать приходилось только под прикрытием смолокуров. Уголь сплавляли по Белой, Чарышу, Оби до устья реки Барнаулки. Со временем богатейшие леса вокруг Усть-Белой были вырублены. Сейчас только по некоторым названиям можно судить о том, что когда-то на месте деревни шумела вековая тайга. Одна из сопок около Усть-Белой и до сих пор называется Сосновой, хотя никто из старожилов не помнит леса в этих местах. Гора в самой деревне называется Осиновой. В течение многих десятилетий самоцветы со знаменитого Коргонского месторождения сплавляли на плотах по Чарышу до устья реки Белой, а по ней до деревни Усть-Белая. Там было сооружено вместительное плотбище, куда и сгружали поделочные камни. «Их пятнадцать лет перевозили оттуда в Локоть, а потом более сотни лет в Колывань» - писал А. Родионов в книге «Колывань камнерезная». Из этих порфиров и яшмы на Локтевской и Колыванской шлифовальных фабриках были изготовлены десятки известных всему миру чаш, ваз, торшеров, колонн и т.д. В 1825 году в Усть-Белой появилась каменоломня - гранитовая. В ней с весны этого года начали ломать каменные глыбы для возведения в Барнауле монумента в честь столетия горного дела на Алтае. Работа была тяжелейшая. Железными сверлами каменотесы высверливали по прямой линии в гранитных скалах череду глубоких шпуров (скважин). Зимой заливали в них воду. Она замерзала и иногда разрывала камень. Если не получалось - закладывали в отверстия порох. А «если порохом по какой-то причине рвать было нельзя, в шпуры вставляли стальные клинья, и - и разом! Разом и дружно, разом и дружно надо было бить по ним кувалдой. Бить так, чтобы удар нескольких кувалд сливался в залп». И до тех пор пока гранитная скала не расколется на части. В августе 1826 года заготовленные каменные глыбы погрузили на плоты. Осенью первые тысячи беловского гранита доплыли до Барнаула и пошли на сооружение знаменитого Демидовского столпа. В «Энциклопедии Алтайского края» о нем написано следующее: «Демидовский столп, обелиск в честь 100-летия горного производства на Алтае. Установлен в Барнауле в центре Демидовской площади по инициативе начальника Колывано-Воскресенских заводов П.К. Фролова. Заложен 18 июня 1825 года, окончательно возведен в 1839 году. Обелиск сложен из 12-ти блоков серого гранита, которые высекли и обрабатывали в д. Беловской Колыванской волости и на плотах сплавляли по Чарышу и Оби до Барнаула. Высота обелиска 14 м»30. До сих пор в Усть-Белой лежат немые свидетели тех времен - каменные глыбы со следами сверления. А в метрах трехстах от Чарыша на берегу лежат огромные гранитные блоки. Возможно, когда-то их сбросили с плотов - слишком много нагрузили. К началу 19 века в деревне насчитывалось до 40 дворов. По тем временам это была большая деревня. Жили по старому обряду. Крестились двумя перстами. Пьянство и курение считалось великим грехом. Грехом считался даже самовар: «Змей на столе шипит». Самым красивым зданием Усть-Белой являлась церковь. Была она раскольнической с восьмиконечным крестом. В начале ее построили на Осиновой горе, но она там трижды горела и после была перенесена на пригорок, около того места, где сейчас находится здание дома культуры. Историческая справка по Усть-Белой подготовлена на основе материалов, предоставленных администрацией села. |
Tasha56 Модератор раздела Россия Сообщений: 13524 На сайте с 2008 г. Рейтинг: 37968 | Алтайский край, Краснощековский район, Чинета (1782) Горы белой шапкою покрыты, И зовет их к себе красота. По тропинкам, что почти забыты От села с названьем ЧИНЕТА! Строительство крепостей и форпостов новой Колывано-Воскресенской линии закончилось, в основном, к 1771 году. Одним из укрепленных мест этой линии стала Защита Инская. Она была сооружена на правом берегу реки Ини при впадении ее в Чарыш. В настоящее время на этом месте располагается туристический комплекс «Жемчужина гор». «Защита Инская служила дополнительным прикрытием, вернее даже буфером Чагирской крепости». Она стала пятым оборонительным пунктом, построенным на территории будущего Краснощековского района. От этой крепости, как и от Чарышского форпоста и форпоста Казанской богоматери не осталось никаких следов. Поэтому в настоящее время лишь остатки Тигирекского и Чагирского форпостов да, пожалуй, названия деревень Генералка и Казачка напоминают о существовании некогда мощной Колывано-Кузнецкой оборонительной линии. Позже, в нескольких километрах от этой крепости возникла деревня Чинета. Первое достоверное упоминание о ней датируется 1782 годом. По данным ревизии этого года, Чинета (Ларионово) насчитывала 40 душ мужского населения. Достаточно крупное для того времени поселение. Почти столько же душ мужского населения (44) тогда проживало и в Краснощеково. Ясно, что Чинета возникла значительно раньше 1782 года, но точная дата ее образования пока не установлена. По преданиям, она поначалу состояла из семи дворов. Восьмым поселенцем стал Сидор Романов. В пятидесятых-шестидесятых годах восемнадцатого века он приехал с Ишима и построил восьмой дом. Первыми жителями Чинеты считаются Усовы, Романовы, Бердюгины и Жертвины. Среди первых поселенцев был по преданиям и поп-расстрига. Деревня стояла в лесу, но вдоль Ини встречались и не заросшие лесом долины. С каждым годом местные жители упорным трудом увеличивали их площадь. В 18 веке здесь сеяли рожь и овес. Но основным занятием были скотоводство и охота. Не вполне ясно происхождение названия деревни - Чинета. Возможно, оно тюркского происхождения, как Чинётка, Иня и др. Ведь до появления русских людей в этих местах располагались кочевья телеутов (белых калмыков), которые в большой степени сохранили черты древне-тюркского языка. Поэтому тюркское название могло закрепиться и за поселением. Сталожилы полагают, что название деревни Чинета возникло по названию речки Чинётки. Привычная для русского уха транскрипция тюркского слова. В госархивах Алтайского края есть сведения, что деревня Чинета раньше называлась Ларионова. Возможно, что у деревни было сразу два названия: официальное Ларионова и неофициальное - Чинета. В конце 19 века село стало и официально называться Чинетой. По 5 ревизии 1795 года в Чините проживало 45 душ мужского населения. 6 ревизия 1811 года насчитывала уже 71 душу мужского населения. По ревизии 1816 года в деревне было 72, а 1834-87 душ мужского населения. |
Tasha56 Модератор раздела Россия Сообщений: 13524 На сайте с 2008 г. Рейтинг: 37968 | Алтайский край, Краснощековский район, Верх-Камышенка (1783) Как ни жестко регламентировала Канцелярия Колывано-Воскресенского горного начальства размещение и жизнь приписанных крестьян, оно не всегда могло уследить за их перемещениями. В книге «Первые крестьяне на Алтае» Ю.С. Булыгин писал: «Как известно, далеко не всегда переселяясь на новое место, крестьяне спрашивали согласия властей. Некоторые из них подавали просьбы о переселении, фактически уже состоявшемся, других администрация сама находила на новых местах. Последнее, обычно, происходило во время ревизий». И далее в числе деревень, основанных без разрешения властей он упомянул и Верх-Камышенку. И, действительно, эта деревня была обнаружена и учтена лишь в 1795 году пятой ревизией населения Колыванской губернии, хотя была образована еще в 1783 году. В «ревизских сказках» 1795 года перечислены все крестьяне и члены их семей самовольно основавшие Верх-Камышенку. Всего 44 мужчины и 37 женщин. Вот фамилии первых поселенцев: Плешковы, Травниковы, Усовы, Суворовы. Переселились они из деревень: Озерской, Харловой и Карповой. Расчет их был прост и гениален одновременно. Наиболее дальновидные и разворотливые (Плешков Г.М., Травников А.И. и Усов С.С. с семьями) сразу после четвертой ревизии 1782 года самовольно покидают свои деревни и селятся между речками Камышинка (отсюда название деревни) и Шавырихой. Вполне возможно, что место было присмотрено заранее, возможно кто - то из ближних деревень завел здесь заимку, а позже окончательно переселился сюда. В любом случае, выгоды переселения очевидны. Во - первых, плодородные земли в неограниченном количестве, о чем в старожильческих деревнях вроде Чарышской или Харловой не приходилось и мечтать. Во -вторых, и это главное, вольная жизнь. По крайней мере, до очередной ревизии. Ни тебе заводских отработок, ни натурального, ни денежного налогов. Живи и работай только для себя. Новая деревня была обнаружена властями через 13 лет после образования - в 1795 году. Они не сочли целесообразным разорять ее. Жителей переписали, обложили подушным налогом, кого - то выпороли и, видимо, тем все и кончилось. |
Лайк (1) |
Tasha56 Модератор раздела Россия Сообщений: 13524 На сайте с 2008 г. Рейтинг: 37968 | Алтайский край, Краснощековский район, Новошипуново (1785) «Жил, как ныне установлено, в 20-х годах 18 века в ведомстве Бердского острога в деревне Шипуновой, в которой половина жителей (три семьи из шести) были Шипуновыми, беломестный казак, раскольник Спиридон Шипунов. Один из его сыновей, Федор, переселился в деревню Бестужеву Чарышской волости, где и был записан по ревизии 1763 года. В поисках лучшей жизни, очевидно, решил покинуть Бестужеву сын Федоса - Федор. В предгорьях Алтая приглядел он для поселения крутой берег ручья Гусишки у впадения его в реку Маралиху. Вскоре переехали сюда два брата Федора, затем другие крестьяне из селений той же Чарышской волости». Вот так и образовалась новая деревня . Название она получила по фамилии первого поселенца Шипунова Федора. Но поскольку к этому времени уже две деревни округи носили аналогичное название (нынешняя станция Ши-пуново и деревня Шипуново Чарышского района), то к названию было прибавлено слово новая - Новая Шипунова . Согласно ревизской сказке, составленной писцом Чарышской земской избы Василием Суворовым, в январе 1795 года, «... деревня Новая Шипунова заведена в 1785 году (когда) ... переехали (сюда) из разных селений той же слободы ... крестьяне». Были это «Шипунов Федор Федосеевич с женой Натальей и детьми, братья его Алексей с семьей и не женатый молодой Василий, многочисленная семья Андрона Ладкина с двумя взрослыми, но не отделенными сыновьями Тимофеем и Григорием, две семьи Чернаковых (Григорий и его брат Федор), преклонных лет Чебаевских Федор с семьей, одинокая Дарья Еншина да малосемейный, по тем временам, Герасим Петков». Они переехали на новое место из Бестужевой, Харловой, Чарышской (Карпово). Крестьяне, как это неоднократно случалось, и ранее (история основания Усть-Козлухи и Верх - Камышенки, например) переселились в места с плодородными почвами, удобными выпасами, сенокосами. Не исключается и в образовании этой деревни самовольный характер переселения. Всего Новая Шипунова насчитывала в 1795 году 31 душу мужского населения и 29 женского. К 1824 году количество мужчин увеличилось до 40, а в 1845 году в деревне числилось уже 85 душ мужского населения, а общее число ее жителей приближалось к двумстам. |
Tasha56 Модератор раздела Россия Сообщений: 13524 На сайте с 2008 г. Рейтинг: 37968 | Алтайский край, Краснощековский район, Акимовка (1887) Деревня Акимовка была основана двумя семьями переселенцев в 1887 году. Они обосновали для своих усадеб лог в районе рудника возле бьющего из земли родника. Сибирские зимы в те времена были лютыми, снежными. Дома переселенцев сильно заносило снегом. Поэтому некоторое время спустя они перебрались па другое место, где позже и выросла новая деревня. Фамилия первого поселенца Акимов и дала ей название - Акимовка. А лог у рудника и до сих нор называется Акимовским ложком. Деревня расположилась на берегу реки Таловка и в ней, по преданиям, налимов было тьма -тьмущая, хоть руками лови. В заречной стороне раскинулось непроходимое болото, заросшее камышом. Вдоль реки простирались густые заросли ивы, черемухи, смородины, калины, переплетенные хмелем, и вокруг безбрежные степи. В 1906 году начался новый приток переселенцев на Алтай. Разумеется, они не могли обойти стороной Акимовку, где было обилие зверья, птиц, рыбы, а, главное, большое количество свободной плодородной земли. Деревня в эти годы заметно разрослась. Жители выращивали зерновые культуры: ячмень, пшеницу, овес, рожь, просо, гречиху. Одежду изготавливали изо льна, поэтому растили и лен. Помимо того они разводили скот, домашнюю птицу, занимались охотой и рыбной ловлей. По реке Таловка было построено шесть мукомольных мельниц. Лучшие земли под пашни и покосы присвоили себе уже разбогатевшие ранние переселенцы. Год от года за счет упорного собственного труда и использования работников из числа прибывающих переселенцев, они расширяли посевы и увеличивали поголовье скота. Некоторые из них стали крупными производителями хлеба, продуктов животноводства, владельцами зер-ноперерабаты-вающих машин, маслодельных установок, мельниц и даже магазинов. Разбогатевшие акимовцы строили хорошие дома, вместительные скотные дворы и крепкие амбары. Имея хороших лошадей и надлежащую упряжь, они становились полными хозяевами дорожно-транспортных перевозок, свободно и выгодно продавая купечеству Поспелихи и даже Барнаула свой хлеб и другую продукцию. К их числу относились: Решетниковы, Овсянниковы, Воробьевы, Ланские, Дементьевы и др. Домохозяева этих фамилий имели большой вес в постановлениях приговоров сельских сходов по выборам старост, писарей, а также по раскладам земских повинностей. Они были основной опорой в деятельности священников акимовской церкви и по не писанному правилу занимали в ней самые почетные места во время богослужений и других религиозных обрядов. Аки-мовские богачи не представляли из себя группу единомышленников. Между ними постоянно происходили ожесточенные схватки при дележах пахотных земель, сенокосов, выгонов, налоговых раскладов. Существовал и бедный люд. Эта категория людей являлась тем резервом рабочей силы, из которого брали в наем батраков состоятельные хозяева. Для многих переселенцев в первые годы их проживания в Акимовке наем в работники был единственным источником заработка. Часто из них впоследствии сумела разбогатеть, другие так и оставались бедными. По ревизии 1926 года в Акимовке насчитывалось 212 хозяйств и проживало 1320 человек. |
Лайк (1) |
← Назад Вперед → | Страницы: ← Назад 1 2 3 4 5 ... 7 8 9 10 11 * 12 13 14 15 ... 91 92 93 94 95 96 Вперед → Модераторы: Tasha56, Tomilina |
Генеалогический форум » Дневники участников » Дневники участников » Дневник Tasha56 » Тропами исследователя по Сибирскому округу » ПО ДОРОГАМ ИСТОРИИ населенных мест Сибирского округа [тема №31287] | Вверх ⇈ |
|
Сайт использует cookie и данные об IP-адресе пользователей, если Вы не хотите, чтобы эти данные обрабатывались, пожалуйста, покиньте сайт Пользуясь сайтом вы принимаете условия Пользовательского соглашения, Политики персональных данных, даете Согласие на распространение персональных данных и соглашаетесь с Правилами форума Содержимое страницы доступно через RSS © 1998-2025, Всероссийское генеалогическое древо 16+ Правообладателям |