Загрузите GEDCOM-файл на ВГД   [х]
Всероссийское Генеалогическое Древо
На сайте ВГД собираются люди, увлеченные генеалогией, историей, геральдикой и т.д. Здесь вы найдете собеседников, экспертов, умелых помощников в поисках предков и родственников. Вам подскажут где искать документы о павших в боях и пропавших без вести, в какой архив обратиться при исследовании родословной своей семьи, помогут определить по старой фотографии принадлежность к воинским частям, ведомствам и чину. ВГД - поиск людей в прошлом, настоящем и будущем!
Вниз ⇊
Разделы региональных архивов: Архив Республики Северная Осетия-Алания, Архивы Ставропольского края

🗺️ Село Этока — СК


← Назад    Вперед →Страницы: ← Назад 1 2 * 3 4 5 Вперед →
Модераторы: helen_ka, apuzanoff
sl0902

sl0902

Москва
Сообщений: 346
На сайте с 2007 г.
Рейтинг: 131
Если внимательно присмотреться, то любопытный взгляд сразу выделит это огромное поле, простирающееся до подножья Золотого кургана. Обилие солнечного тепла, прекрасная почва, защищённость от ветров создавали идеальные условия для обустройства и использования этих территорий под сады. Этот участок как бы составлял логическое продолжение садов Лимана, дорога к которым начиналась от Золотого кургана резко на запад. Если кто-то захотел попасть в Лиманские сады, то ему бы пришлось прошагать несколько километров на запад от кургана, и тогда бы взору открылись поля, а за ними - клетки фруктовых садов, большую долю которых в то время составляли карликовые вишни, яблони. Здесь же были и персики, и абрикосы. Всё это было очень ухоженным, и природа не скупилась платить человеку за его любовь и труды. Собиралось огромное количество фруктов, которые эшелонами уходили на север, в центр, на Восток и Урал. Сегодня ландшафт несколько изменился; от былого величия, цвета и красоты цветущих садов остались лишь жалкие крохи, и мало кому приходит в голову, что во всё бывшее величие было вложено очень много труда, было сделано много усилий, чтобы преобразить пустыри, разработать поля, насадить сады, возвести хозяйственные постройки, выстроить центры культуры, детские сады, школы, вырастить не одно поколение детей, воспитать, обуть, одеть и дать образование. И сделано это было простыми людьми, людьми настойчивыми, рабочими, некогда пришедшими или приехавшими в эти места и прикипевшими к ним, решившими навсегда связать свою судьбу с этими местами... Путник наш знает, что многих на Кавказ в голодные 30-е годы привела нужда, другие бежали сюда по другим причинам, кто-то был ещё из семей казаков, некогда поселившихся здесь после Кавказской войны...Погружённый в размышления, наш путник останавливается у развилки дорог, одна из которых прямо мимо сада ведёт по направлению к Золотому кургану - горе,возвышающейся на горизонте и прикрывающей сады от северных холодных ветров. По сути Золотой курган - это небольшой локкалит, безлесный, покрытый травой и кустарником, но имеющий свои уникальные особенности: у подножья склона, обращённого к югу выбивает горячий минеральный источник (есть данные о том, что это радоновые воды), где до некоторых пор можно было искупаться, и люди этим пользовались довольно долго. Бегали туда и дети, однако из-за неухоженности и необустроенности несколько лет назад источник закрыли. В весенне-летнее время весь Золотой курган покрывается яркими цветами, склоны обдуваются слабыми ветрами, поступающими по Армавирскому воздушному коридору. Всё это придаёт тому месту какое-то необъяснимое величие, являя миру дикую красоту и притягательность. Было время в прошлом, когда на самой вершине кургана был каменный карьер, откуда добывали строительный бутовый скальный камень для закладки фундаментов домов, мимо многих из которых и проходил наш путник. У подножья, с южной стороны до сих пор расположена бывшая колхозная ферма и бригада, так что память о прошлом прочно хранится в этих строениях, возведённых много лет назад руками колхозников.. Наш путник, преодолев небольшой подъём, и, выйдя уже за пределы села, стоит в глубоком раздумье на перекрёстке дорог, перебирая в памяти многие события прошлых лет, и, окидывая взглядом поля и нынешние сады, возвращается к периоду 1928-1930 года, когда где-то здесь пахали упряжными лошадьми и быками поля, сеяли рожь, ячмень, овёс и пшеницу, молотили вручную, а кое-где и паровыми молотилками зерно, формировали бесконечные обозы в сторону города, где этот хлеб ждали... Такбыла налажена тогда жизнь. В то время люди, трудившиеся на полях, вели единоличное хозяйство. Прямо на северо-запад от Золотого кургана до самой речки Юца были огромные поля, часть из которых принадлежала Зарембе - крепкому хозяйственнику, человеку неординарному, труженику, обладавшему необычайной физической силой. Ростом под два метра, с огромными и сильными ручищами и очень крепкой шеей он трудился с утра до вечера на полях вместе с работниками, поторапливаясь собрать урожай и подготавливая земли к вспашке. Была у него паровая молотилка, лошади и быки, много инвентаря и очень большая и трудовая семья. Все надежды были связаны только с землёй, потому что она кормила. В советской истории труженики такого плана в период коллективизации назывались ъкулакамиъ, а такой период действительно наступил в 30-е годы, когда так же резко, как и в 90-е годы, начался период коллективизации хозяйства и перестройки или индустриализации промышленности. Просто однажды утром люди проснулись в совсем другой стране...
Сегодня трудно говорить правильное ли было принято правительством решение о повсеместном создании коллективных хозяйств, но одно можно сказать: проходил этот процесс неоднозначно и очень болезненно, и по прошествии времени, когда история далеко ушла вперёд, можно только сказать, что колхозы всё же прижились, и такая форма хозяйствования вскоре себя действительно утвердила, и были достигнуты видимые результаты, которые видны до сих пор, и на фоне событий недавнего прошлого вызывают у многих ностальгию, однако усердию тогдашних чиновников не было предела, и единоличная форма хозяйствования была полностью разрушена и уничтожена, а многие её дети были сосланы, выселены, попали в заключение, откуда никогда не вернулись...И сегодня с уверенностью можно сказать, что так неразумно и безжалостно уничтоженная единоличная форма тоже имела право на существование, и, действуй бы правительство тогда на благо всех, такие дикие формы репрессий никогда бы не были развязаны, и страна смогла бы избежать последствий, которые вскоре не заставили себя ждать - страшный голод 33-го года...
Сегодня можно с уверенностью говорить о том, что на деревне весьма за короткий период произошёл экономический переворот, основанный на экспроприации земель, находившихся некогда в частном или как тогда было принято говорить ъединоличном владенииъ, и, как уже было сказано раньше переворот далеко небезболезненный, сопровождавшийся протестом и восстаниями крестьян во многих губерниях. Но государство продолжало наступать, обобществляя орудия труда и полностью подчиняя себе средства производства, хотя новая экономическая политика, которую государство стало проводить через некоторое время после окончания гражданской войны, показала себя как очень действенный и весьма правильный инструмент в деле восстановления разрушенного хозяйства страны и поднятия её престижа в мире, а также наполнения её внутреннего рынка товарами. Однако для государства, чьей идеологией был полный отказ от частной собственности или, говоря по-другому, её уничтожение, успех единоличного хозяйства становился фактором, вызывавшим раздражение, и тогда произошёл резкий переход от налога к полной экспроприации зерна, который и стал основной проблемой, которая впоследствии закончилась ожесточённой борьбой, а на рынке потребления - страшным голодом 1933-1934 годов. А среди событий, которые произошли после упразднения новой экономической политики, было и массовое переселение или исход сельскохозяйственных тружеников из центральных губерний, с Украины на Дон и на Кавказ. Так после 1928 года пополнилась новыми жителями и наша милая сердцу Этока и другие сёла, куда прибыли люди в поисках более сытных мест, где можно было ещё прокормить свои большие семьи. Наш путник, полностью погружённый в воспоминания, медленно шаг за шагом восстанавливает события тех лет, направляя при этом свой взор на поля, раскинувшиеся у подножья Золотого кургана, и некогда обрабатываемые руками тех самых тружеников, покинувших однажды насиженные места и прибывших на Кавказ в поисках лучшей доли. Однако вскоре новый процесс на селе, начатый однажды, достиг и Этоки. Началась коллективизация земель, причём происходила она насильственно и без объяснения сути самих преобразований и, как уже говорилось и известно сегодня, последствия таких шагов оказались ужасающими: работник вновь оказался закрепощённым, поскольку был отодвинут от собственности на землю, от орудий производства и от конечного продукта, который сам производил. Соответственно менялась и форма учёта и оплаты труда - были введены трудодни и оплата натуральным продуктом. Помимо этого жители сельских мест вплоть до 60-х годов не имели паспортов ( в сельской местности их заменяла ъ Книжка колхозникаъ - был и такой документ!) что весьма затрудняло, а во многих случаях исключало возможность свободной миграции, а также устройство на работу где-то в городе. Итак, в результате необычайного рвения проводников преобразований на селе, где-то постепенно, а где-то в самые короткие сроки образовались коллективные хозяйства, которые занимались тем же, что делалось на земле и прежде, но выраженное уже совсем в иных формах. Надо сказать, что для претворения в жизнь задач по коллективизации, в село были направлены 25 тысяч партийных активистов, многие из которых обладали очень яркими организаторскими способностями и отличались высокой работоспособностью и степенью ответственности. Что же к вопросу о критике в адрес ретивых ъпреобразователей селаъ, то в тот период выходит статья ъГоловокружение от ъуспеховъ, подписанная самим И. Сталиным, где под разгром попали все те, кто своим рвением ещё более усугубил весь негатив, который тогда принесла коллективизация. Однако жизнь продолжалась, коллективные хозяйства, в которых стали теперь трудиться бывшие единоличники, начали своё существование, но на горизонте всё чётче вырисовывалась зловещая тень голода, начавшегося в 1933 году.
---
Интересует: Толмачевы, Томаровские, Тамаровские(Пятигорск, Этока, Незлобная); Крыхтины, Заречные,Усатовы(слобода Белая, Курская обл.); Кузнецовы, Лисины, Лапшины,Макаровы(Нижегородская обл.) Яшины, Железины(Чернавка, Саратовская обл.)Медведицыны(Вятский к
jilia48
Новичок

Сообщений: 1
На сайте с 2011 г.
Рейтинг: 3
Здравствуйте!
Моя бабушка, Белоконенко Надежда Михайловна, если верить св-ву о рождении, выданному повторно в 1942 г., родилась в с. Этока Пятигорского р-на 17.09.1926 г. Её отец - Белоконенко Михаил Степанович, и мать - Белоконенко Мария (отчество не заполнено), по воспоминаниям, тоже родились в с. Этока. К сожалению возможности расспросить ещё какие-то подробности у бабушки уже нет. Может вы что-нибудь знаете о жителях села с такой фамилией. Или подскажете мне с чего можно начать мои поиски. Буду очень благодарна за любую помощь. Спасибо!.
---
Савельевы (д. Красная Слободка Бузулукский уезд), Белоконенко (хутор(село) Этока Пятигорский р-н)
sl0902

sl0902

Москва
Сообщений: 346
На сайте с 2007 г.
Рейтинг: 131

jilia48 написал:
[q]
по воспоминаниям, тоже родились в с. Этока. ..... подскажете мне с чего можно начать мои поиски.
[/q]


Для начала попробуйте написать письмо в администрацию Этоки и узнать живут ли еще на Этоке люди с этой фамилией или их родственники, а также располагают ли они какой-никакой информацией о представителях этой фамилии, может ответят, хотя мне не ответили. До постройки церкви жители хуторов, создавших село Этоку посещали храм в станице Горячеводской, либо в Ессентукской, а это запросы в ГАСК. В штабе казаков Пятигорска, говорят, есть посемейные списки станицы Горячеводской на начало 20 века, а Этока административно подчинялась ей, попробуйте там отыскать следы Вашей фамилии. На сайте Одноклассники точка ру есть две группы под названием ЭТОКА, вступите в них и задайте вопрос о представителях Вашей фамилии и их потомках, может, там повезет. Напишите письма всем однофомильцам проживающим в крупных городах Ставропольского и Краснодарского края, наверняка отыщете родственников.В соцсетях расспросите вообще всех однофамильцев кого найдете. Пишите о Ваших находках и если что найдете просто о селе Этока, тоже делитесь на форуме.
---
Интересует: Толмачевы, Томаровские, Тамаровские(Пятигорск, Этока, Незлобная); Крыхтины, Заречные,Усатовы(слобода Белая, Курская обл.); Кузнецовы, Лисины, Лапшины,Макаровы(Нижегородская обл.) Яшины, Железины(Чернавка, Саратовская обл.)Медведицыны(Вятский к
iz-pyatigorska

Сообщений: 110
На сайте с 2010 г.
Рейтинг: 23
ГАСК в помощь. Есть информация о жителях Этоки, подлежавших записи в тылоополченцы. 1926 г.
http://fonds.stavarhiv.ru/inde...nit=498543
---
Ищу Нехаевых из станицы Успенской Краснодарского края / Помогу с поиском на Пятигорском некрополе
iz-pyatigorska

Сообщений: 110
На сайте с 2010 г.
Рейтинг: 23
Этокский сельсовет
http://fonds.stavarhiv.ru/inde...ight=Этока

Артель Великий перелом, х. Этока
http://fonds.stavarhiv.ru/inde...ight=Этока
---
Ищу Нехаевых из станицы Успенской Краснодарского края / Помогу с поиском на Пятигорском некрополе
sl0902

sl0902

Москва
Сообщений: 346
На сайте с 2007 г.
Рейтинг: 131

iz-pyatigorska написал:
[q]
ГАСК в помощь.
[/q]

Антон, а ты в ГАСК, случаем, не собираешся?
---
Интересует: Толмачевы, Томаровские, Тамаровские(Пятигорск, Этока, Незлобная); Крыхтины, Заречные,Усатовы(слобода Белая, Курская обл.); Кузнецовы, Лисины, Лапшины,Макаровы(Нижегородская обл.) Яшины, Железины(Чернавка, Саратовская обл.)Медведицыны(Вятский к
iz-pyatigorska

Сообщений: 110
На сайте с 2010 г.
Рейтинг: 23

sl0902 написал:
[q]
Антон, а ты в ГАСК, случаем, не собираешся?
[/q]

Увы, пока что нет. Пока сложно строить какие-либо планы.

Если интересно, есть упоминание о существовании хуторов твоих предков. Перепись мест 1890 г.:

"Хутора крестьян Толмачевы, Кондауровых и Гладких. При р. Этока. 11 дворов, 40 мужчин, 40 женщин, всего 80 человек обоего пола. Церквей и образовательных учреждений нет. Русские, православные. 15 десятин выгонной земли, 4 - усадебной, 4 - огородной или под садами (не ясно), 110 - пахотной, 18 - сенокосной; всего - 151 (насколько я понял, мера в десятинах, в тексте нет на это прямого указания). 83 головы крупного рогатого скота, 23 лошади, 2 головы мелкого скота (овцы, козы), одно безлошадное хозяйство и 10 хозяйств без мелкого скота"
---
Ищу Нехаевых из станицы Успенской Краснодарского края / Помогу с поиском на Пятигорском некрополе
fr_elza

fr_elza

Ставрополь
Сообщений: 158
На сайте с 2013 г.
Рейтинг: 161

sl0902 написал:
[q]
[/q]

Хотела предупредить относительно Гаск. Ужесточили требования по посещению- теперь можно ходить лишь в тот день когда записался. Иначе не пускают((
---
Аспидов, Чубов, Гладков(Ставрополь), Гахов, Уваров(Воронежская губ), Мельченко (Миргород), Гаподченко (ОВД), Дегтярев, Марков, Чертов(Донское), Звягинцев (Курск обл, ), Березовский, Штельмах (Арзгир)
iz-pyatigorska

Сообщений: 110
На сайте с 2010 г.
Рейтинг: 23
Кстати, в этой же переписи за 1890 г. при хуторах на р. Этока не обозначено ни одной церкви.
При р. Этока отмечены хутора и владения:
Ефима Перебайло
войскового старшины Михаила Чуксеева
барона Штейнгеля
вдовы есаула Анны Кузнецовой
войскового старшины Егора Фисенкова
Церковный участок
---
Ищу Нехаевых из станицы Успенской Краснодарского края / Помогу с поиском на Пятигорском некрополе
iz-pyatigorska

Сообщений: 110
На сайте с 2010 г.
Рейтинг: 23

fr_Elza написал:
[q]
Иначе не пускают((
[/q]

То есть, допустим, сегодня подписано директором заявление и только сегодня можно прийти?
---
Ищу Нехаевых из станицы Успенской Краснодарского края / Помогу с поиском на Пятигорском некрополе
← Назад    Вперед →Страницы: ← Назад 1 2 * 3 4 5 Вперед →
Модераторы: helen_ka, apuzanoff
Вверх ⇈