🗺️ Село Этока — СК
sl0902 Москва Сообщений: 346 На сайте с 2007 г. Рейтинг: 132 | Наверх ##
24 апреля 2011 4:45 1 мая 2011 17:03 Продолжение повествования Виктора Бернова: Наш путник находится как раз в том месте, откуда и начинается история Этоки. Это примерно её географический центр, если брать во внимание и Тамбукан, который являет собой продолжение села, являясь его конечным пунктом, потому что дальше на восток примерно в километре от Тамбукана проходит федеральная трасса, именовавшаяся раньше Москва-Баку. Но мы не будем забегать наперёд, а осмотрим окрестности, прилегающие к центру села, где, как мы уже сказали, располагается его администрация. Итак, назвать это место живописным было бы просто мало или ничего не сказать. Этому месту больше подошёл бы эпитет -райское место- и вот почему. Сама дорога, проходящая через село, перед центом делает небольшой поворот, за которым следует короткий крутой спуск и сводит путника в лощину. Перед самым поворотом слева видны пруды и плотина, по которой проходит дорога, ведущая в Пятигорск через Лиманские сады. Там же, чуть выше, видны бывшие колхозные поля, где в те времена сажали помидоры и капусту, а в настоящее время эти поля используются уже под другие культуры. Слева от этой дороги до сих пор стоит ферма, чуть выше от неё - довольно протяжённые пастбища, выводящие на косогор. Распаханных земель там нет, потому что в советское время на ферме были огромные стада, делившиеся на молочные и молодняк; молочные давали столько молока, что после обеденной дойки нужны были уже несколько молоковозов, чтобы тут же отправить молоко на молзавод. Так вот стада выгоняли на эти самые пастбища, не утомляя скот длительным перегоном. И сами жители держали скот. Было много коров из личного подворья. В то время почти в каждом дворе было по 2 коровы, либо корова и тёлочка, которую впоследствии оставляли на завод. Это достигалось тем, что с кормами не было проблем, и заготавливалось много силоса, пшеничной и овсяной соломы, и кормов хватало. Направо же от главной дороги села перед этим самым поворотом, сводящим в лощину, отходит дорога, круто ведущая в гору, где наверху расположены огромные поля и пруд, и, если следовать дальше по этой дороге, то она приведёт нас прямо к речке Золке, напитывающейся водами тающего ледника склонов Эльбруса и родниковыми водами, наполняющими её русло по пути следования. Перед Золкой земли района заканчиваются, и дальше начинаются земли соседей - Кабарда. Так вот эти самые земли, о которым только что шла речь, земли, выходящие к Золке, вместе с их владелицей и смотрителем её хозяйства Перебайло и составляют часть истории самой Этоки. Для описания нужно будет вновь вернуться в центр и медленно осмотреть это самое место, к которому перед этим и был применён эпитет - ърайское местоъ. Надо сказать, что для поселения это место подходило как нельзя лучше: обилие вкусной родниковой воды, пастбища, луга, косогоры с травой по пояс, богатые для возделывания земли, мягкий климат и почти полное отсутствие ветров - всё это, наверное, и послужило причиной тому, что более ста лет назад некая женщина, взглянув на эти места и оценив все прелести этого уголка, немного подумав, коротко произнесла: "Селиться будем здесь...". Наверное, так это и было. Решения принимались без помпезности, здраво и вдумчиво. Управляющим оставался Перебайло, и уже через некоторое время возник хутор, который так в народе долгое время и назывался - "Перебайловский". О размахе и основательности строительства долго можно было судить по зданиям, сохранявшимся вплоть до 80-х годов: сразу за поворотом, с правой стороны стояли два дома - один чуть меньше другого-, и широкий двор большего из них прятался в душистых кустах жасмина; там же была и очень удобная лавочка, где по вечерам часто сидели влюблённые пары. Слева же стояла прежде церковь - место поклонения сельских прихожан и неотъемлемый атрибут любого поселения, где проживал православный люд. К сожалению, невежество, движимое больше инстинктами, чем разумом, в определённое время превратило это место поклонения сначала в клуб, а затем и вовсе разрушило. Если бы кому-то пришло в голову описывать прошлое, связанное с этим хутором, то образы, описанные Ф.М. Достовским в романе "Бесы", в точности перенеслись бы на страницы совсем другого романа и другого автора, став главными действующими персонажами трагедии, развернувшейся в этом месте. Забегая наперёд, скажем, что на месте разрушенной церкви так ничего и не было построено, хотя одним человеком была предпринята попытка поставить там собственный дом. Результатом всех этих начинаний остался заложенный фундамент, а хозяин этого плана где-то растворился на бескрайних просторах России. Заброшенное, одинокое и бесхозное вскоре это место поросло бурьяном, а заложенный фундамент, с коим были связаны большие надежды, порос лишайником и постепенно стал разрушаться, в целом создавая вид какой-то отрешённости и запустения, как бы являя собой новую интерпретацию известной картины Верещагина "Апофеоз войны", войны против "вредной", как тогда казалось, идеологии, в основу которой по замыслу её проводников ложились благие намерения, которыми, как оказалось впоследствии, была вымощена дорога в ад. Продолжая эту горькую тему, уместно было бы вспомнить одну фразу, которую с тревогой и грустью сказал сам Ф. М. Достоевский: "Без Бога можно всё...". Теперь же прямо напротив того места, где некогда стояла та старая церковь, был воздвигнут новый красивый православный храм, куда сегодня каждый страждущий может зайти и , стоя в тиши, помолиться Богу. Однако глубина трагедии разрушения, ведущей к потере духовности, состоит в том, что на определённом этапе была потеряна и связь поколений, и многие превратились в "Иванов, не помнящих родства". Но наш любознательный путник мысленно переносится на тридцать с небольшим лет назад и входит в тот широкий двор большого дома, где садится на ту самую лавочку, стоящую среди кустов жасмина и так облюбованную влюблёнными, и направляет взор сначала на юг, а потом и на восток, медленно окидывая взглядом крутой косогор, постепенно переходящий в равнину. Всё то, что в состоянии вобрать его взор - это старый сад, сплошь состоящий из грушевых деревьев каких-то особенных сортов, малая часть из которых сохранилась до настоящего времени что весьма удивительно. Если мысленно перенестись примерно на 40-50 лет назад, то наш путник увидел бы этот сад во всей его красоте, а занимал он весьма большую площадь, включая склон косогора и ниже, вплоть до самой речки. Сад, как подобает, в те времена охранялся, но к пацанам сторожа не так были строги и разрешали набрать упавших груш, вкус и аромат которых забыть было просто невозможно: одни пахли мёдом, другие имели какой-то пряный вкус, были и такие, которые имели запах сладостей или, лучше сказать, каких-то конфет. С сожалением надо сказать, что сегодня уже нет такого разнообразия плодов, да и садов осталось не так много. Есть ещё одно: импортные фрукты, которые сегодня широко продаются в магазинах и на рынках, зачастую не имеют того натурального вкуса и запаха, которым обладают наши доморощенные, да и все они, привезённые из заморских стран, предстают как какие-то однотипные. А попади кто в тот период, когда подходило время весеннего цветения, то увидел бы как весь этот сад покрывался почти сплошной белой пеленой: так зацветали груши. Затем уже, под конец цветения, слабый ветер подхватывал падающие белые лепестки и нёс их прочь, где-то мягко опуская на влажную после майских гроз землю. Примерно в 70-х годах внимание к этому саду стало постепенно ослабевать, и часть деревьев по необходимости были вырублены, поскольку прямо у дороги, рядом с зданием сельской администрации, был выстроен из розового туфа очень просторный в 2 этажа дворец культуры, где, как предполагалось, будут работать классы и кружки детского творчества, включая занятия рукоделием, музыкой, танцами и хоровым пением. А молодёжи в селе было очень много. Три дня в неделю по вечерам устраивались танцы, и зал и площадка перед ДК были полностью заняты танцующими парами, а наверху в классах среди недели проходили занятия с детьми в различных кружках. Наш путник, сидящий на удобной лавочке среди кустов жасмина, медленно окидывает взглядом косогор и лощину, совершенно при этом не подозревая, что за его спиной стоит тот самый исторический дом и другие постройки, имеющие прямое отношение к нашему долгому повествованию. Рассказывают, что это был дом владелицы земель, а рядом - дом её управителя. Впоследствии, когда всё перешло новой власти, спустя некоторое время там что-то было перестроено, и заработала колхозная пекарня, где выпекали хлеб, который так и называли - "колхозный". Об этом хлебе рассказ отдельный, потому что сегодня ничего подобного нет и вряд ли будет. Надо сказать, что точно такой же хлеб пекли в то время и на Юце, и в колхозной пекарне посёлка Горячеводский. Это были большие хлебы часто весом под 4 килограмма всегда с розовой хрустящей корочкой, вкус которой ни один человек не в состоянии забыть, если хоть раз её попробовал. Сам хлеб имел неповторимый и всегда пьянящий запах. который всегда будоражил воображение того, кто держал его в руках. Как правило, родители всегда посылали на пекарню за хлебом детей, непременно при этом переглядываясь и улыбаясь, потому что знали последствия этого похода: отдельные буханки хлеба всегда приносились либо без верхней корочки, либо с уголками, к которым уже приложились детские зубки, так что форма хлеба уже весьма-весьма отдалённо напоминала первоначальную. Когда же этот хлеб прибывал домой, то начинался второй этап настоящего пиршества: хлеб разрезался на доли вдоль или поперёк, а сверху на эту долю намазывалось своё сливочное масло, или варенье, либо поверхность куска чуть увлажнялась и тут же присыпалась сахаром, и этот аппетитный кусок вместе с его владельцем выплывал во двор или на улицу, где таял с поразительной быстротой. Не стыдно будет повториться: вкус и запах того хлеба оставался неповторимым. Если кто жил в селе и работал на пшеничном поле, тот сразу поймёт о чём идёт речь. Тот хлеб впитал в себя все запахи земли, зрелых колосьев, полевых цветов и свежесобранной соломы, свежесть летнего воздуха после прошумевшей грозы и ещё чего-то такого, что очень часто в литературной прозе и в поэзии, а иногда в песнях обозначено как " близкое и родное". Скажем, что где-то и сегодня делаются жалкие попытки испечь нечто подобное, однако к величайшему сожалению в точности удалось воссоздать только форму того "колхозного" хлеба, содержание же сегодняшнего "шедевра" на второй день уже рассыпается на крошки, а на третий его остатки вызывают разочарование и жалость. Весь процесс выпечки на сельской пекарне вели сами сельчанки, знавшие толк в этом деле, рецепт и технологию. Устройство сельской жизни в ту пору было таковым, что существовали бригады, где имелся свой стан, ток, столовая и комнаты отдыха. Лето же для детей всегда было незабываемым и неповторимым. В школах на этот период организовывались ученические бригады, которые выполняли работы как в саду, так и в поле. Дети всегда были при деле, они обучались труду и многие из них уже в то время ориентировали себя на определённые профессии в том числе на сельское хозяйство. Детей всегда кормили, давали отдыхать и резвиться. Вообще отношение к детям было наполнено любовью и лаской, потому что почти все мужчины, а в военное время сами они 18-19- летние юноши, прошедшие сквозь горнило той страшной войны и сполна хлебнувшие лиха, всю душевную теплоту и заботу направляли на детей. Отчётливо сознавая, что безделье рождает пороки, старшее поколение с детства приучало детей к труду. Итак, перед нами - лощина, которая сразу же при Перебайло стала застраиваться. Взвешено и продумано было всё: где и как поставить дома, где делать базы для тягловой силы ( а таковой в то время были быки, или как их ещё называли, волы) и конюшни для лошадей, а также зернохранилища. Конечно, до наших дней сами эти постройки могли и не сохраниться, потому что с изменением форм хозяйствования менялись и условия, когда возникала необходимость в новых постройках, и тогда на месте старых или рядом с ними строились новые объекты. С другой стороны, к величайшему сожалению, сейчас уже почти не осталось тех, кто мог бы рассказать что-либо, связанное с теми временами, временами дореволюционного строительства, затем реформами НЭПа, а после - начала индустриализации страны и колхозного строительства, потому что записи если и велись, то сейчас находятся где-то в архивах светских и церковных, и ждут своего часа, когда любознательные историки смогут их отыскать и открыть пожелтевшие от времени страницы. И причина, по которой из цепи событий выпадает какое-то звено или прерывается связь времён, в бурных проявлениях самих этих событий: сначала это Русско-японская война, затем 1-я мировая, вошедшая в новую историю как Империалистическая война, затем Гражданская война, полная трагизма и ужаса. Но даже в мирное время потрясения следовали одно за другим: НЭП сменился коллективизацией, которая снова развела людей по разные стороны баррикад, здесь же - страшный голод 33-года, который выкосил людей, и когда жизнь как-то постепенно вроде стала налаживаться, грянул незабываемый 37-й, вошедший в историю как год начала репрессий, а уже в в 39-м началась война с Финляндией, предворившая Вторую мировую войну , обозначенную в наших учебниках по истории как Великая Отечественная война. Мы твёрдо должны знать, что каждое из этихпотрясений приводило к гибели людей, к гибели записей, которые могли бы лечь в основу нашей истории. Поэтому описание истории Этоки всегда будет выглядеть далеко неполным из-за недостатка сведений, которые в силу указанных выше причин были утеряны навсегда. Но к счастью часть сведений всё-таки дошла до наших дней в виде рассказов потомков тех, кто уже ушёл из жизни. Часть из них, как ранее уже говорилось, заселяли Этоку, прибыв вместе с родителями как переселенцы из Украины и из российских губерний: Воронежской, Нижегородской, Владимирской, Тульской. Было и несколько немецких семей - Браун и Шефер - , история переселения которых тоже осталась на страницах архивов, ждущих когда пытливые исследователи найдут и раскроют ставшие уже ветхими папки документов и записей. Известно лишь, что наиболее активное заселение Этоки относится уже к периоду после 1928 года, когда резкое изменение экономической политики вызвало миграцию, и связано это было, конечно же в первую очередь, с поисками более удобных мест для проживания и ведения хозяйства. И хотя уже давно нет низких землянок, крытых соломой и камышом, продвигаясь на восток по сельской дороге, наш путник видит всё ещё кое-где старые дома, стоящие во дворах рядом с новыми. Слегка покосившиеся от времени они пережили тех, кто их возводил, и, наверное, всё ещё хранят тепло натруженных рук своих хозяев и продолжают содержать в себе всю их любовь и надежды, и отвечать им за заботу о себе долголетием своего существования. Так, медленно двигаясь на восток, наш путник подходит к дому Иваницких, старожилов Этоки, история жизни которых в этом селе насчитывает не одно десятилетие. Старый Иваницкий очень давно поселился в Этоке, а его два сына потом построились недалеко друг от друга, и оба работали в колхозе. Известно, что старший из сыновей родился после Гражданской, а младший - после голодовки. Старый Иваницкий после коллективизации всю свою жизнь отдал колхозу. У старшего из сыновей, Николая, было 4 сыновей, старший из которых, --- Интересует: Толмачевы, Томаровские, Тамаровские(Пятигорск, Этока, Незлобная); Крыхтины, Заречные,Усатовы(слобода Белая, Курская обл.); Кузнецовы, Лисины, Лапшины,Макаровы(Нижегородская обл.) Яшины, Железины(Чернавка, Саратовская обл.)Медведицыны(Вятский к | | |
sl0902 Москва Сообщений: 346 На сайте с 2007 г. Рейтинг: 132 | Наверх ##
23 января 2012 22:40 Алексей, очень одарённый и с детства бредивший морем ( и откуда такая романтика? Ведь вокруг Этоки - холмы и поля), после школы поступил в Высшее военно-морское училище, которое с отличием закончил, и попросился на службу на Северный флот, где сделал головокружительную карьеру, дослужившись до адмиральского звания. Служба на флоте стала для него делом всей жизни и ей он отдавался весь без остатка. Свой длинный отпуск во время службы он всегда проводил только в Этоке, где встречался с друзьями и одноклассниками, с односельчанами. Он очень любил село, любил и всё, что с ним связано. Это был человек, который никогда не забывал откуда он вышел и где его корни, и на поздравления в связи с очередным присвоением звания он с улыбкой отвечал: ъЭтим я обязан в первую очередь вам всем...ъ. Поражала его простота и скромность, обаяние, неторопливость и умение располагать к себе. Любой житель Этоки, оказавшись по каким-то делам в Мурманске, непременно был принят Алексеем Иваницким и мог считать, что все проблемы будут решены. Для этого достаточно было набрать его номер и представиться ( а знал Алексей всех жителей Этоки от Тамбукана до Гудермеса) и тут же следовала команда ждать. Если он не мог приехать сам, то прибывал его водитель и порученец, после чего человека просили сесть в машину, потому что ъ товарищ вице-адмирал приказал доставить вас к нему. Он ждёт вас...ъ. Достаточно было зайти к нему в кабинет, чтобы тут же попасть в крепкие объятия и, уже сидя в удобном кресле, рассказывать об Этоке, о жизни в селе и о сельчанах, о школе. В это время готовили номер в гостинице и решали другие вопросы и необходимые в этих случаях формальности с пропуском. Обычно в Мурманск прибывали на встречу со своими родными, проходившими службу на Севере. Тогда от Иваницкого следовала команда, и если не было чрезвычайных обстоятельств, то в самые кратчайшие сроки встреча происходила. Удивительный человек, по-настоящему большой человек, оставивший незабываемый след в истории своего села. К великому сожалению, через несколько лет после выхода на пенсию его не стало. Похоронили Лёшу с подобающими почестями на Севере, который он так любил и которому отдал многие годы жизни. Возвращаясь в прошлое, надо сказать, что детство многих, если не всех, детей прошло на Томаровском пруду, где рядом с ним всегда был и Володя Мятников, сын Мятникова Ивана - человека очень известного в Этоке, самозабвенного труженика, прошедшего войну, построившего уже после войны дом недалеко от дома Даниила Томаровского. Работал он в колхозе среди остальных, на плечах которых, как говорилось уже ранее, отстраивалось, поднималось и восстанавливалось хозяйство. Это их силами распахивались поля, их руками насаживались сады, строились фермы и бригады, полевые станы и зернохранилища, ремонтировались комбайны и вся техника, а в жаркие летние месяцы они спешили поскорее убрать зерно, работая дни и ночи. Надо сказать о том, что характерной чертой И. Мятникова была его необычайная честность. Старший его сын, Володя, родился в первый год после войны. В школе он заявил о себе как очень одарённый мальчик. После её окончания он сначала закончил милицейское училище, а затем и академию, после которой вернулся в Пятигорск и продолжал работать в различных подразделениях органов внутренних дел. Надо сказать, что очень высокая ответственность, порядочность и необычайная честность его отца полностью перешла и к сыну, и всё это стало его жизненным кредо . Будучи человеком очень участливым, внимательным и отзывчивым Владимир Иванович ни одному человеку не отказал в помощи. Его служебный и домашний телефон знали все и могли звонить и обращаться днём и ночью. Об этом человеке коротко можно сказать только одно: достойный человек. С Алексеем Иваницким у них была небольшая разница в возрасте, они дружили и росли вместе, и, скорей всего, впитали всё самое лучшее, что получали от родителей, школы и окружения, что впоследствии и определило их характер и стало установкой на всю жизнь. Вот сейчас можно сказать насколько всё-таки ярко прослеживалась преемственность поколений. Возможно это вообще отличительный признак того времени: трудные годы после войны, нужда, окружение, состоявшее сплошь из вчерашних фронтовиков, совсем ещё молодых, но уже прошедших сквозь горнило той страшной войны, заботы о семье и о детях - во что одевать и обувать и как прокормить, с чем отправить в школу -, и постоянный труд по восстановлению разрушенного хозяйства, работа с утра до ночи на полях и дома, строительство... И всё труд, труд и каждодневные заботы. Наверное, всё это в совокупности создавало ту особенную атмосферу, в которой росли и воспитывались дети - они взращивались на подвигах отцов, в атмосфере, где самым страшными пороками были праздность и забвение. И если первое - праздность - это то, что во все времена рождало только пороки, то второе оказалось куда более страшным: забвение привело к духовному и историческому беспамятству. Ещё со времён древности известно: если хотите разрушить будущее народа, разрушьте его прошлое. Вообще, само слово ъРодинаъ вряд ли у кого-то могло вызвать скептическую усмешку, потому что перед глазами детей были их отцы -вчерашние солдаты, - самоотверженно трудившиеся на полях и в бригадах, являя таким образом свой пример детям. И детей совсем ещё маленьких, ъдетсадовскихъ как все называли, часто водили в сады, выводили поближе к полям для того, чтобы дети могли проникнуться чувством любви к природе, к месту, в котором они живут. Вот здание того детского садика в Этоке до сих пор живо, и оттуда вышли все те, портреты которых даются в нашем повествовании, и наш путник, который медленно идёт на восток по главной дороге села, никак этот садик не минёт: он будет по левую руку. Во дворе того бывшего садика ещё до сих пор растёт груша, некогда посаженная безымянным тружеником много десятилетий назад, но была она посажена с такой любовью, что пережила все светлые и смутные времена и бури, и в тени её не раз укрылись люди разных эпох и поколений. Но мы вновь возвращаемся к самому понятию - ъРодинаъ и к вопросу о преемственности поколений. Уже в младших классах в школе в летние месяцы дети проходили практику на колхозных предприятиях и могли трудиться как в поле, так и в саду, помогая взрослым. Дети никогда не были обделены вниманием и заботой взрослых, детей жалели, очень хорошо кормили, а что касается досуга, то здесь были предоставлены все условия: прекрасные пруды, культстаны, где было всё для игр и физического развития, кино, а по вечерам организовывались танцы для старших, но тут же стайками играли в разные игры и дети младшего возраста. Были выстроены деревянные домики и для пионерского лагеря, где все заботы по обеспечению досуга брал на себя колхоз. А наш путник стоит у дома Иваницких, где кроме Лёши выросли ещё трое, вобравшие в себя всё лучшее, что смогли им дать родители, школа и окружение. Второй сын Николая Иваницкого родился через год после войны, и назвали его самым распространённым среди русских именем - Иван. Очень способный в учёбе сразу после окончания школы он закончил институт, а по призыву после института начал службу милиции, дойдя до высокого звания полковника. Никто не может сказать, что Иван Николаевич в чём-то, что мог сделать, кому-то отказал. Так были воспитаны эти люди, когда достоинство, честь и ответственность непременно присутствовали в характере человека. Прекрасные, очень достойные люди, сделавшие так много для села и написавшие яркую страницу его истории. --- Интересует: Толмачевы, Томаровские, Тамаровские(Пятигорск, Этока, Незлобная); Крыхтины, Заречные,Усатовы(слобода Белая, Курская обл.); Кузнецовы, Лисины, Лапшины,Макаровы(Нижегородская обл.) Яшины, Железины(Чернавка, Саратовская обл.)Медведицыны(Вятский к | | |
sl0902 Москва Сообщений: 346 На сайте с 2007 г. Рейтинг: 132 | Наверх ##
23 января 2012 22:42 Надо сказать, что в центре села, у здания местной администрации, стоит воинский мемориал, где поимённо вписаны те, кто не вернулся с войны. Совсем ещё юные они уходили на фронт прямо из школы или с поля... На мраморной стене, воздвигнутой в центре Этоки, прямо у здания сельской управы закреплены навечно 18 табличек с фамилиями тех жителей села, которые уже никогда не вернутся в свои дома, к своим близким. Астафуров...Артёменко...Богдановых двое.. Гладков Н.И... Горбачёвых -трое... Ефимовых - трое... Иваницких - трое... Клименко - трое... Корниенко - трое.. Сницарь П.Г... Якушенко В.В. замыкает скорбный список из 155 не вернувшихся с фронта... И для них сегодня звучит песнь о погибших: ъМне кажется порою, что солдаты, с кровавых не пришедшие полей, не в землю нашу полегли когда-то, а превратились в белых журавлей...ъ. Над стеной склонились и шумят ели и сосны, и они молчат вместе с павшими... И наш путник всё стоит у стены не в силах сдвинуться, потому что видит фамилию родного человека, геройски погибшего в кровавых боях под Сталинградом зимой 42-го года. Как много их, молодых, сильных, рослых и красивых остались на полях сражений...Война выбила их. Война осиротила дома, она навечно разлучила матерей с детьми и жён с мужьями. Как много было тех, кто пропал без вести, и кого все годы после войны ещё с надеждой продолжали ждать. Этому ожиданию посвящались стихи, поэмы и песни. Очень яркой и сильно волнительной в 70-х годах звучала песня в исполнении С. Ротару под названием ъБаллада о материъ. Эта песня прозвучала впервые на одном из конкурсов. Весь зал рыдал. Её вновь и вновь вызывали на сцену, но и она не могла петь, потому что была сильно взволнована.. Для тех, кто не слышал эту песню, кратко скажем: прошли годы после окончания войны, сын без вести пропал на полях сражений, но мать ( ах, сердце матери!) ждёт, что сын вернётся домой.. И в село однажды привезли к показу фильм документальный о войне, и стар, и млад отправились смотреть, и вдруг посреди фильма появился один кадр, а в зале раздался материнский крикъ Алексей, Алёшенька, сынок..!!!ъ- мать увидела сына..И снова и снова просила вернуть этот кадр... Эта песня в исполнении С. Ротару произвела фуррор, она стала гимном для всех матерей, дети которых пропали без вести в боях.. Летом 1968-го года наш путник был свидетелем подобного случая, который произошёл в этокском клубе, в Большевике (напомним, что так называемый Большевик - это та часть Этоки, которая располагается под Джуцой). В ту эпоху перед демонстрацией фильма очень часто показывали хроникально-документальные фильмы. Нередко это были фильмы, отснятые операторами непосредственно на войне, и одну из таких кинолент показывали перед фильмом. В те годы в сельском клубе билеты продавала билетёрша, и в Большевике ею была Зеленская М.С. Знали, что она овдовела в молодые годы, и её муж без вести пропал на войне. Жила она с приёмным сыном Сашей, а дом её расположен был рядом с клубом. И вот во время демонстрации той хроники в какой-то момент на экране появилась сцена, где колонна солдат совершала марш, и объектив оператора остановился на лице одного из них...Как только появился кадр, в задней части зала вдруг раздался очень громкий, почти нечеловеческий крик: ъГриша-а-а-а..Гриша...!! Гриша... Это мой Гриша... Верните кадр, верните. Покажите снова.. Это он, он. Это мой Гриша..ъ. Все переполошились, в зале включили свет, многие подбежали к ней. Она плакала навзрыд, смотрела на экран и только повторяла: ъПокажите ещё раз его.. Это он..ъ. Плёнку вернули на начало и показали ещё раз, а затем по просьбе этой женщины кадр этот киномеханик вырезал и отдал билетёрше. Каким-то образом она добилась сделать запрос по этому кадру военной хроники, и ей пришёл ответ, что в кадрах запечатлены бойцы полка, где как раз воевал её муж.. Удивительная история..И об этом тоже думает наш путник, стоя у мраморной стены в молчании в грустном... Сельская дорога, которая так много видела и претерпела, дорога, по которой до войны шли обозы и стада, а в войну - военная техника, дорога, истоптанная солдатскими сапогами и босыми детскими ногами, проходит совсем рядом. и наш путник медленно идёт вперёд, строго на восток, и вот он уже у дома Иваницких, во дворе которого так уютно, и там густо цветёт вишня. Чуть дальше, слева, дом Толмачёвых, ещё вперёд - дом Корниенко, Бутенко Н., и слева чуть ниже - снова дом Толмачёвых, ниже - дом Иваницкого.. А далее - Хрипуновы, Батвиновы, Глушенко...В ранние годы Этока так и застраивалась: дома ставились на южном склоне балки, а поля осваивались за косогором, и примыкали к самой Золке, а другая часть полей располагалась по северной части, прямо под косогором, а затем уже за косогором, выходя прямо к Лиманским буграм и далее к самой речке Юца...Это замечательные места, и удержаться, чтобы не полюбоваться такой красотой, вряд ли кто сможет. Наш путник, продолжая медленно продвигаться вперёд, оказывается у моста через речку, где с левой стороны видны постройки бывшей садово-огородней бригады, управлял которой в 60-е годы Александр Чупринин. Здесь же неподалёку и сам он проживал с семьёй. Молодой, строгий руководитель, очень хороший, заботливый и требовательный отец ( в семье было два сына и дочь - дети такие же работящие, как и их отец, очень талантливые и серьёзные), Александр Чупринин впоследствии стал Героем социалистического труда ( в советское время было такое звание, также была учреждена и медаль Героя социалистического труда), и награждён был за особые заслуги и достижения в деле развития села и сельского хозяйства. Поднявшись на пригорок, наш путник видит справа от себя очень большое поле, которое отделено от сада лесополосой, а слева - сад. Сады насаждались после войны. Это была черешня - красная, розовая и жёлтая. В советское время школьники усердно работали в этих садах, помогая колхозу. Там же трудились и родители многих из них. Жизнь бурлила, было очень много молодёжи, было много детей, в садах работали и младшие школьники. Пример взрослых имел очень большое воспитательное значение, и дети трудились, во всём подражая взрослым. Лозунг ъВсё лучшее - детямъ полностью себя оправдывал. В бригаде была прекрасная столовая, где детей кормили совершенно бесплатно, здесь же были и комнаты отдыха, пруд, культстан, игровые площадки, где проходили спонтанные встречи команд по волейболу и теннису, бильярду. Труд детей не был бесплатным. Звеньевые составляли каждодневные списки, и дети получали плату за работу. И память нашего путника, совершающего такое длительное и увлекательное путешествие, цепко держит события прошлых лет. Проходя мимо этих садов, он будто снова окунается в те годы, когда, начиная с июня месяца, сады наполнялись людскими голосами и суетой начала уборки: снимали первую черешню, но уже на подходе была вишня, и по саду мелькали белые платочки женщин и девочек, а совсем маленькие ( в саду были и такие, едва ли первоклашки), одетые в цветные сарафаны и яркие панамки, сновали в беготне за взрослыми, сбиваясь в стайки и вновь разлетаясь, подносили ящики, просто собирали плоды в маленькие ведёрки. То была какая-то особая, даже неописуемо красивая, если не сказать сказочно красивая атмосфера, где каждый ощущал ответственность, пусть даже на то время маленькую, но ответственность в выполнении очень важного дела. Основная дорога делает очень крутой поворот резко на восток, а здесь же, на этом крутом повороте, прямо на Золотой курган идёт грунтовая дорога, справа от неё - снова сады где раньше росли сливы, вишня и персики. Сады занимали огромную территорию вплоть до Тамбукана. --- Интересует: Толмачевы, Томаровские, Тамаровские(Пятигорск, Этока, Незлобная); Крыхтины, Заречные,Усатовы(слобода Белая, Курская обл.); Кузнецовы, Лисины, Лапшины,Макаровы(Нижегородская обл.) Яшины, Железины(Чернавка, Саратовская обл.)Медведицыны(Вятский к | | |
sl0902 Москва Сообщений: 346 На сайте с 2007 г. Рейтинг: 132 | Наверх ##
23 января 2012 22:42 Если внимательно присмотреться, то любопытный взгляд сразу выделит это огромное поле, простирающееся до подножья Золотого кургана. Обилие солнечного тепла, прекрасная почва, защищённость от ветров создавали идеальные условия для обустройства и использования этих территорий под сады. Этот участок как бы составлял логическое продолжение садов Лимана, дорога к которым начиналась от Золотого кургана резко на запад. Если кто-то захотел попасть в Лиманские сады, то ему бы пришлось прошагать несколько километров на запад от кургана, и тогда бы взору открылись поля, а за ними - клетки фруктовых садов, большую долю которых в то время составляли карликовые вишни, яблони. Здесь же были и персики, и абрикосы. Всё это было очень ухоженным, и природа не скупилась платить человеку за его любовь и труды. Собиралось огромное количество фруктов, которые эшелонами уходили на север, в центр, на Восток и Урал. Сегодня ландшафт несколько изменился; от былого величия, цвета и красоты цветущих садов остались лишь жалкие крохи, и мало кому приходит в голову, что во всё бывшее величие было вложено очень много труда, было сделано много усилий, чтобы преобразить пустыри, разработать поля, насадить сады, возвести хозяйственные постройки, выстроить центры культуры, детские сады, школы, вырастить не одно поколение детей, воспитать, обуть, одеть и дать образование. И сделано это было простыми людьми, людьми настойчивыми, рабочими, некогда пришедшими или приехавшими в эти места и прикипевшими к ним, решившими навсегда связать свою судьбу с этими местами... Путник наш знает, что многих на Кавказ в голодные 30-е годы привела нужда, другие бежали сюда по другим причинам, кто-то был ещё из семей казаков, некогда поселившихся здесь после Кавказской войны...Погружённый в размышления, наш путник останавливается у развилки дорог, одна из которых прямо мимо сада ведёт по направлению к Золотому кургану - горе,возвышающейся на горизонте и прикрывающей сады от северных холодных ветров. По сути Золотой курган - это небольшой локкалит, безлесный, покрытый травой и кустарником, но имеющий свои уникальные особенности: у подножья склона, обращённого к югу выбивает горячий минеральный источник (есть данные о том, что это радоновые воды), где до некоторых пор можно было искупаться, и люди этим пользовались довольно долго. Бегали туда и дети, однако из-за неухоженности и необустроенности несколько лет назад источник закрыли. В весенне-летнее время весь Золотой курган покрывается яркими цветами, склоны обдуваются слабыми ветрами, поступающими по Армавирскому воздушному коридору. Всё это придаёт тому месту какое-то необъяснимое величие, являя миру дикую красоту и притягательность. Было время в прошлом, когда на самой вершине кургана был каменный карьер, откуда добывали строительный бутовый скальный камень для закладки фундаментов домов, мимо многих из которых и проходил наш путник. У подножья, с южной стороны до сих пор расположена бывшая колхозная ферма и бригада, так что память о прошлом прочно хранится в этих строениях, возведённых много лет назад руками колхозников.. Наш путник, преодолев небольшой подъём, и, выйдя уже за пределы села, стоит в глубоком раздумье на перекрёстке дорог, перебирая в памяти многие события прошлых лет, и, окидывая взглядом поля и нынешние сады, возвращается к периоду 1928-1930 года, когда где-то здесь пахали упряжными лошадьми и быками поля, сеяли рожь, ячмень, овёс и пшеницу, молотили вручную, а кое-где и паровыми молотилками зерно, формировали бесконечные обозы в сторону города, где этот хлеб ждали... Такбыла налажена тогда жизнь. В то время люди, трудившиеся на полях, вели единоличное хозяйство. Прямо на северо-запад от Золотого кургана до самой речки Юца были огромные поля, часть из которых принадлежала Зарембе - крепкому хозяйственнику, человеку неординарному, труженику, обладавшему необычайной физической силой. Ростом под два метра, с огромными и сильными ручищами и очень крепкой шеей он трудился с утра до вечера на полях вместе с работниками, поторапливаясь собрать урожай и подготавливая земли к вспашке. Была у него паровая молотилка, лошади и быки, много инвентаря и очень большая и трудовая семья. Все надежды были связаны только с землёй, потому что она кормила. В советской истории труженики такого плана в период коллективизации назывались ъкулакамиъ, а такой период действительно наступил в 30-е годы, когда так же резко, как и в 90-е годы, начался период коллективизации хозяйства и перестройки или индустриализации промышленности. Просто однажды утром люди проснулись в совсем другой стране... Сегодня трудно говорить правильное ли было принято правительством решение о повсеместном создании коллективных хозяйств, но одно можно сказать: проходил этот процесс неоднозначно и очень болезненно, и по прошествии времени, когда история далеко ушла вперёд, можно только сказать, что колхозы всё же прижились, и такая форма хозяйствования вскоре себя действительно утвердила, и были достигнуты видимые результаты, которые видны до сих пор, и на фоне событий недавнего прошлого вызывают у многих ностальгию, однако усердию тогдашних чиновников не было предела, и единоличная форма хозяйствования была полностью разрушена и уничтожена, а многие её дети были сосланы, выселены, попали в заключение, откуда никогда не вернулись...И сегодня с уверенностью можно сказать, что так неразумно и безжалостно уничтоженная единоличная форма тоже имела право на существование, и, действуй бы правительство тогда на благо всех, такие дикие формы репрессий никогда бы не были развязаны, и страна смогла бы избежать последствий, которые вскоре не заставили себя ждать - страшный голод 33-го года... Сегодня можно с уверенностью говорить о том, что на деревне весьма за короткий период произошёл экономический переворот, основанный на экспроприации земель, находившихся некогда в частном или как тогда было принято говорить ъединоличном владенииъ, и, как уже было сказано раньше переворот далеко небезболезненный, сопровождавшийся протестом и восстаниями крестьян во многих губерниях. Но государство продолжало наступать, обобществляя орудия труда и полностью подчиняя себе средства производства, хотя новая экономическая политика, которую государство стало проводить через некоторое время после окончания гражданской войны, показала себя как очень действенный и весьма правильный инструмент в деле восстановления разрушенного хозяйства страны и поднятия её престижа в мире, а также наполнения её внутреннего рынка товарами. Однако для государства, чьей идеологией был полный отказ от частной собственности или, говоря по-другому, её уничтожение, успех единоличного хозяйства становился фактором, вызывавшим раздражение, и тогда произошёл резкий переход от налога к полной экспроприации зерна, который и стал основной проблемой, которая впоследствии закончилась ожесточённой борьбой, а на рынке потребления - страшным голодом 1933-1934 годов. А среди событий, которые произошли после упразднения новой экономической политики, было и массовое переселение или исход сельскохозяйственных тружеников из центральных губерний, с Украины на Дон и на Кавказ. Так после 1928 года пополнилась новыми жителями и наша милая сердцу Этока и другие сёла, куда прибыли люди в поисках более сытных мест, где можно было ещё прокормить свои большие семьи. Наш путник, полностью погружённый в воспоминания, медленно шаг за шагом восстанавливает события тех лет, направляя при этом свой взор на поля, раскинувшиеся у подножья Золотого кургана, и некогда обрабатываемые руками тех самых тружеников, покинувших однажды насиженные места и прибывших на Кавказ в поисках лучшей доли. Однако вскоре новый процесс на селе, начатый однажды, достиг и Этоки. Началась коллективизация земель, причём происходила она насильственно и без объяснения сути самих преобразований и, как уже говорилось и известно сегодня, последствия таких шагов оказались ужасающими: работник вновь оказался закрепощённым, поскольку был отодвинут от собственности на землю, от орудий производства и от конечного продукта, который сам производил. Соответственно менялась и форма учёта и оплаты труда - были введены трудодни и оплата натуральным продуктом. Помимо этого жители сельских мест вплоть до 60-х годов не имели паспортов ( в сельской местности их заменяла ъ Книжка колхозникаъ - был и такой документ!) что весьма затрудняло, а во многих случаях исключало возможность свободной миграции, а также устройство на работу где-то в городе. Итак, в результате необычайного рвения проводников преобразований на селе, где-то постепенно, а где-то в самые короткие сроки образовались коллективные хозяйства, которые занимались тем же, что делалось на земле и прежде, но выраженное уже совсем в иных формах. Надо сказать, что для претворения в жизнь задач по коллективизации, в село были направлены 25 тысяч партийных активистов, многие из которых обладали очень яркими организаторскими способностями и отличались высокой работоспособностью и степенью ответственности. Что же к вопросу о критике в адрес ретивых ъпреобразователей селаъ, то в тот период выходит статья ъГоловокружение от ъуспеховъ, подписанная самим И. Сталиным, где под разгром попали все те, кто своим рвением ещё более усугубил весь негатив, который тогда принесла коллективизация. Однако жизнь продолжалась, коллективные хозяйства, в которых стали теперь трудиться бывшие единоличники, начали своё существование, но на горизонте всё чётче вырисовывалась зловещая тень голода, начавшегося в 1933 году. --- Интересует: Толмачевы, Томаровские, Тамаровские(Пятигорск, Этока, Незлобная); Крыхтины, Заречные,Усатовы(слобода Белая, Курская обл.); Кузнецовы, Лисины, Лапшины,Макаровы(Нижегородская обл.) Яшины, Железины(Чернавка, Саратовская обл.)Медведицыны(Вятский к | | |
jilia48 Новичок
Сообщений: 1 На сайте с 2011 г. Рейтинг: 3 | Наверх ##
11 февраля 2014 23:21 Здравствуйте! Моя бабушка, Белоконенко Надежда Михайловна, если верить св-ву о рождении, выданному повторно в 1942 г., родилась в с. Этока Пятигорского р-на 17.09.1926 г. Её отец - Белоконенко Михаил Степанович, и мать - Белоконенко Мария (отчество не заполнено), по воспоминаниям, тоже родились в с. Этока. К сожалению возможности расспросить ещё какие-то подробности у бабушки уже нет. Может вы что-нибудь знаете о жителях села с такой фамилией. Или подскажете мне с чего можно начать мои поиски. Буду очень благодарна за любую помощь. Спасибо!. --- Савельевы (д. Красная Слободка Бузулукский уезд), Белоконенко (хутор(село) Этока Пятигорский р-н) | | |
sl0902 Москва Сообщений: 346 На сайте с 2007 г. Рейтинг: 132 | Наверх ##
13 февраля 2014 14:06 13 февраля 2014 15:59 jilia48 написал: [q] по воспоминаниям, тоже родились в с. Этока. ..... подскажете мне с чего можно начать мои поиски. [/q]
Для начала попробуйте написать письмо в администрацию Этоки и узнать живут ли еще на Этоке люди с этой фамилией или их родственники, а также располагают ли они какой-никакой информацией о представителях этой фамилии, может ответят, хотя мне не ответили. До постройки церкви жители хуторов, создавших село Этоку посещали храм в станице Горячеводской, либо в Ессентукской, а это запросы в ГАСК. В штабе казаков Пятигорска, говорят, есть посемейные списки станицы Горячеводской на начало 20 века, а Этока административно подчинялась ей, попробуйте там отыскать следы Вашей фамилии. На сайте Одноклассники точка ру есть две группы под названием ЭТОКА, вступите в них и задайте вопрос о представителях Вашей фамилии и их потомках, может, там повезет. Напишите письма всем однофомильцам проживающим в крупных городах Ставропольского и Краснодарского края, наверняка отыщете родственников.В соцсетях расспросите вообще всех однофамильцев кого найдете. Пишите о Ваших находках и если что найдете просто о селе Этока, тоже делитесь на форуме. --- Интересует: Толмачевы, Томаровские, Тамаровские(Пятигорск, Этока, Незлобная); Крыхтины, Заречные,Усатовы(слобода Белая, Курская обл.); Кузнецовы, Лисины, Лапшины,Макаровы(Нижегородская обл.) Яшины, Железины(Чернавка, Саратовская обл.)Медведицыны(Вятский к | | |
iz-pyatigorska Сообщений: 110 На сайте с 2010 г. Рейтинг: 23
| Наверх ##
14 февраля 2014 21:18 --- Ищу Нехаевых из станицы Успенской Краснодарского края / Помогу с поиском на Пятигорском некрополе | | |
iz-pyatigorska Сообщений: 110 На сайте с 2010 г. Рейтинг: 23
| Наверх ##
14 февраля 2014 21:21 --- Ищу Нехаевых из станицы Успенской Краснодарского края / Помогу с поиском на Пятигорском некрополе | | |
sl0902 Москва Сообщений: 346 На сайте с 2007 г. Рейтинг: 132 | Наверх ##
16 февраля 2014 17:08 iz-pyatigorska написал: [q] ГАСК в помощь.[/q]
Антон, а ты в ГАСК, случаем, не собираешся? --- Интересует: Толмачевы, Томаровские, Тамаровские(Пятигорск, Этока, Незлобная); Крыхтины, Заречные,Усатовы(слобода Белая, Курская обл.); Кузнецовы, Лисины, Лапшины,Макаровы(Нижегородская обл.) Яшины, Железины(Чернавка, Саратовская обл.)Медведицыны(Вятский к | | |
iz-pyatigorska Сообщений: 110 На сайте с 2010 г. Рейтинг: 23
| Наверх ##
16 февраля 2014 20:43 sl0902 написал: [q] Антон, а ты в ГАСК, случаем, не собираешся?[/q]
Увы, пока что нет. Пока сложно строить какие-либо планы. Если интересно, есть упоминание о существовании хуторов твоих предков. Перепись мест 1890 г.: "Хутора крестьян Толмачевы, Кондауровых и Гладких. При р. Этока. 11 дворов, 40 мужчин, 40 женщин, всего 80 человек обоего пола. Церквей и образовательных учреждений нет. Русские, православные. 15 десятин выгонной земли, 4 - усадебной, 4 - огородной или под садами (не ясно), 110 - пахотной, 18 - сенокосной; всего - 151 (насколько я понял, мера в десятинах, в тексте нет на это прямого указания). 83 головы крупного рогатого скота, 23 лошади, 2 головы мелкого скота (овцы, козы), одно безлошадное хозяйство и 10 хозяйств без мелкого скота" --- Ищу Нехаевых из станицы Успенской Краснодарского края / Помогу с поиском на Пятигорском некрополе | | |
|