Тамга
Тамга́ — родовой фамильный знак, печать, который ставился на родовое имущество.
TuganМодератор раздела N1a2b (P43) В226  д.Урман-Гирей( Андыш) - г. Янаул Сообщений: 753 На сайте с 2015 г. Рейтинг: 18633 | Наверх ##
11 ноября 2021 7:25 11 ноября 2021 7:54 Тамга дома Бату и флаги Золотой Орды
Первой картой, где зафиксирован флаг Золотой Орды является портулан Анджелино Далорто (иногда его имя пишут как Анхелино Дулсерт). Портуланами назывались морские карты эпохи Возрождения с конца XIII до XVI века, на которых показана акватория Средиземного и Черного морей, а также часть европейской Атлантики. Всего Анджелино Далорто сделал два портулана: первый портулан датируется второй половиной 1320-х гг. Второй портулан из собрания Парижской Национальной библиотеки, датирован 1339 годом и составлен на острове Мальорка. С точки зрения Золотой Орды нам интересен второй портулан, так как на нем изображена территория Золотой Орды с символами власти. Если бегло смотреть на карту, то можно увидеть символ Золотой Орды: тамга дома Бату вместе с полумесяцем. https://vlast.kz/avtory/16749-flagi-zolotoj-ordy.html --- https://drive.google.com/file/d/1Q5F_-uow_tmQvml9E3y3nBUZIO1woWYv/view?usp=sharing | | |
TuganМодератор раздела N1a2b (P43) В226  д.Урман-Гирей( Андыш) - г. Янаул Сообщений: 753 На сайте с 2015 г. Рейтинг: 18633 | Наверх ##
11 ноября 2021 8:31 А.И. Бугарчев, П.Н. Петров МОНЕТНЫЕ КЛАДЫ БУЛГАРСКОГО ВИЛАЙАТА XIII – ПЕРВОЙ ТРЕТИ XIV ВВ. МОНОГРАФИЯ Данная монография является научно-учебным изданием и посвящена изучению кладов Джучидских монет, битых в Булгаре в XIII – первой трети XIV вв. Впервые через анализ состава монетных кладов, топографию их находок были установлены особенности монетного обращения и их причины. Авторы раскрыли характер денежной политики Джучидов в Булгарском вилайате в изучаемый отрезок времени. В книге учтено 35 кладов, кроме того, изучена метрология монет, приведена 131 фототаблица с изображениями 1542 дирхамов из большинства кладов. Впервые проведено комплексное исследование по установлению хронологической последовательности чеканки анонимных недатированных типов монет, выпущенных в Булгарском регионе. Настоящее исследование существенно изменяет сложившиеся на сегодняшний день представления об организации денежного обращения в Золотой Орде в XIII – первой трети XIV века и его этапности. Введение, главы I и II, а также заключение написаны авторами совместно в равных долях, глава III написана А.И. Бугарчевым. Монография представляет интерес для археологов, нумизматов, историков, музейных сотрудников, а также краеведов и всех, интересующихся историей Джучидов. В данной монографии привлекают внимание, так называемые "двуногие тамги" на монетах Булгарского вилайата. http://goldhorde.ru/wp-content...D0%9D..pdf --- https://drive.google.com/file/d/1Q5F_-uow_tmQvml9E3y3nBUZIO1woWYv/view?usp=sharing | | |
TuganМодератор раздела N1a2b (P43) В226  д.Урман-Гирей( Андыш) - г. Янаул Сообщений: 753 На сайте с 2015 г. Рейтинг: 18633 | Наверх ##
11 ноября 2021 9:03 11 ноября 2021 10:41 Гаяз Исхаки и Идель-Урал «Гаяз Исхаки в первую очередь — большой писатель, драматург, его произведения оказали большое влияние на других писателей. Это человек, выпустивший в начале XX века восьмитомник, таких тогда не было. Тукай воспринимал его как вожатого, великого. Исхаки выпускал газеты, в которых пропагандировал свободу народа, равенство всех национальностей, поднимал политические вопросы», — напоминает профессор Миннегулов. «Исхаки — сильный прозаик, а вот как драматурга я его не до конца принимаю», — рассказывает «БИЗНЕС Online» лауреат Тукаевской премии Зайдулла, который перевел на татарский главное произведение жизни Гаяза эфенди «Идель-Урал», написанное на русском языке в Европе и опубликованное впоследствии на французском и английском языках. «Там он рассказывает о путях выживания татар, которое возможно только при обретении независимости и тюркского единения», — говорит современный драматург. https://www.business-gazeta.ru/article/373767Книга Гаяза Исхаки «Идель-Урал» дает общее представление, логику и основные вехи политической истории татар. Штат Идель-Урал — нереализованный проект национального государства татар и башкир. Попытка реализации привела лишь к непродолжительному (1 марта — 28 марта 1918 года) существованию так называемой «Забулачной республики», существовавшей в татарской части Казани. Здесь хорошо видно, что тамга дома Бату одновременно стала символом не состоявшегося штата Идель-Урал. --- https://drive.google.com/file/d/1Q5F_-uow_tmQvml9E3y3nBUZIO1woWYv/view?usp=sharing | | |
TuganМодератор раздела N1a2b (P43) В226  д.Урман-Гирей( Андыш) - г. Янаул Сообщений: 753 На сайте с 2015 г. Рейтинг: 18633 | Наверх ##
12 ноября 2021 10:22 23 ноября 2021 18:30 В интернете можно найти информацию о тамговой теории происхождения древнетюркского рунического алфавита, различные предположения о связи тюркского рунического письма и скандинавского рунического письма. На мой взгляд самая пока реалистичная оценка возникновения ДТРП (древнетюркской рунической письменности) дана В.Г Гузевым и С.Г. Кляшторным. http://kronk.spb.ru/library/guzev-klashtorny-2009.pdf  В.Г. Гузев, С.Г. Кляшторный Древняя письменность Великой степи. // Тюркологический сборник. 2007-2008. М.: 2009. С. 146-176.  𐰱 Древнетюркская орхонская буква IC /ɪt͡ʃ/, /t͡ʃɪ/, /t͡ʃ/ (в анлауте не встречается) О: 𐰱𐰛𐰓𐰃 ⟨IÇKD²i⟩ içkidi — «покорился» О: 𐰱 ⟨Dz⟩ iç — «пей» https://ru.wikipedia.org/wiki/...0%BC%D0%BEОчень напоминает тамгу моего прадеда. --- https://drive.google.com/file/d/1Q5F_-uow_tmQvml9E3y3nBUZIO1woWYv/view?usp=sharing | | Лайк (2) |
TuganМодератор раздела N1a2b (P43) В226  д.Урман-Гирей( Андыш) - г. Янаул Сообщений: 753 На сайте с 2015 г. Рейтинг: 18633 | Наверх ##
23 ноября 2021 18:27 25 ноября 2021 6:40 Тарак-тамга – родовой знак крымских ханов История происхождения тамги у тюркских народов имеет древние корни. Еще в 1073 году в известном труде Махмуда Кашкари «Диван лугат ат-тюрк» (Собрания словаря тюркских народов) дается ценная информация о родах и тамгах. Например, только племя огуз насчитывало 22 рода, каждый из которых имел свою тамгу. Согласно бытовавшим у тюркских племен легендам, на первоначальном этапе они тамгами метили скот, дабы не спутать его. Впоследствии после образования государственности у тюркских народов тамги стали атрибутом монет, печатей и знамен правителей. Известно также их применение в северном Крыму на могильных плитах. При прохождении товаров через границу его клеймили тамгами, человека взимающего сбор за эту процедуру у тюркских народов называл тамгаджи, отсюда и происхождение русского слова таможня. https://avdet.org/2021/01/28/t...kih-hanov/ Тамга на монетах Крымского ханства. https://ru.wikipedia.org/wiki/...%82%D0%B8.Говоря о семантике этого знака, надо отметить, что существует несколько версий, но однозначной нет. Турецкий историк, проф. Анкарского университета Х. Кырымлы полагает, что трезубец – тарак-тамга символизирует весы – знак справедливости, другой исследователь из Турции д-р Ш. Бектуре видит в нем единство трех племен, которые участвовали в этногенезе крымских татар. Последняя версия малоубедительна в том плане, что трезубец довольно часто встречается в качестве родового знака многих тюркских племен и родов. --- https://drive.google.com/file/d/1Q5F_-uow_tmQvml9E3y3nBUZIO1woWYv/view?usp=sharing | | Лайк (2) |
TuganМодератор раздела N1a2b (P43) В226  д.Урман-Гирей( Андыш) - г. Янаул Сообщений: 753 На сайте с 2015 г. Рейтинг: 18633 | Наверх ##
23 ноября 2021 19:02 25 ноября 2021 6:40 Татарские тамги в Крыму Родиной тамг в Крыму является степная часть полуострова, которая была населена прибывшими из Ср. Азии татарами-ногайцами. В горную часть Крыма тамги переносились из степной.части вместе с приобретаемыми там животными и употреблялись здесь только для клеймления их в порядке подражания. На надгробных памятниках здесь и в центральной части Крыма эти знаки совсем не употреблялись. Можно предположить, что тамги среди тюркских народов употреблялись в очень древние времена. Известно, что люди в первобытном состоянии с целью выявления своей принадлежности тому или другому племени испещряли свое тело различными знаками. Несомненно, что тюрские племена, в периоде занятия скотоводством, употребляли тамгу для клеймления скота. Но, если принять во внимание, что тамги выжигались на животном каленым железом, то нужно предпологать, что употребление тамг на скоте до бронзового века весьма сомнительно.  Опять наш трезубец, он же казаяк, только с черточкой. https://ana-yurt.com/qrt/osman...gi-v-krymu
 --- https://drive.google.com/file/d/1Q5F_-uow_tmQvml9E3y3nBUZIO1woWYv/view?usp=sharing | | Лайк (1) |
TuganМодератор раздела N1a2b (P43) В226  д.Урман-Гирей( Андыш) - г. Янаул Сообщений: 753 На сайте с 2015 г. Рейтинг: 18633 | Наверх ##
20 февраля 2022 11:33  Битик. Происхождение древнекыргызского (тюркского) письма Автор: Элери Битикчи Письменность является основным показателем высокоразвитого общества и одной из основ государственности. Существует две главные гипотезы о происхождении тюркского письма – «битик». Большинство авторов, писавших об этом, предполагают семитское происхождение письменности, унаследованное тюрками через иранские или греческие прототипы («гипотеза заимствования»)[1]. Остальные исследователи приводят аргументы в пользу автохтонного изобретения письма, которое развилось из идеографических или пиктографических знаков, включая тамги («автохтонная гипотеза»)[2]. Обе стороны не исключают взаимного влияния и зависимости обоих источников происхождения. Обе гипотезы не обеспечивают объяснения происхождения всех букв алфавита [3] В данной статье выдвигается гипотеза происхождения тюркского письма путем комбинирования двух знаков (которые символизируют природные начала условно “мужское” – линия; и “женское” – угол, полукруг) которые распознаются также и в чтении многих тамг. https://kghistory.akipress.org/unews/un_post:2143 --- https://drive.google.com/file/d/1Q5F_-uow_tmQvml9E3y3nBUZIO1woWYv/view?usp=sharing | | Лайк (2) |
TuganМодератор раздела N1a2b (P43) В226  д.Урман-Гирей( Андыш) - г. Янаул Сообщений: 753 На сайте с 2015 г. Рейтинг: 18633 | Наверх ##
18 марта 2022 12:00 Тамга – знаменья – трезубец – гербыКогда первобытный род разделился на общины и семьи, родовые эмблемы превратились в семейные, а позже в личные. Тамга - это не просто родовой знак, которым тавровали скот и метили межевые камни. Это прежде всего сигнал “Я свой”. Он изначально содержал не только родовой смысл, но и смысл географический. Носители одной тамги - земляки, люди одной родины.Необходимость в подобной маркировке объективно существует в любом обществе, осознающем простейшее противопоставление «свой — чужой». По мере выделения клановых, профессиональных и др. групп, и усложнения связей внутри этой структуры, необходимость существования подобных знаковых систем возрастает. С появлением письменности применение родовых знаков уменьшается. Дальнейшие пути развития тамгообразных знаков превращают их либо в гербы, либо в священные символы, либо в элемент орнамента. Однако иногда тамга по-прежнему остается родовым знаком подтверждения принадлежности, владения и т.д. Доподлинно неизвестно, какой смысл заложил Тимур, выбрав именно этот знак для государственной печати, но заслуживает внимание следующее объяснение: каждый круг означает часть света, а владелец символа является их Властителем. До эпохи великих географических открытий (XV в.), считалось, что мир состоит из Европы, Азии и Африки, омываемых Внешним Океаном. Утвердивший господство над этими частями света, может считаться Властелином Мира. Пять веков спустя, Геральдическая Палата России примет во внимание Тамерланову печать, и включит знак в герб Самарканда.  Крымские караимы избрали себе герб в форме геральдического щита с изображениями знаков «сенек (деревянные вилы)» и «калкан — щит», заимствованных с мраморной плиты, вмурованной неизвестно когда и кем над воротами восточной башни города-крепости Чуфут-Кале. https://vasily-sergeev.livejou...l0w5yh50ui --- https://drive.google.com/file/d/1Q5F_-uow_tmQvml9E3y3nBUZIO1woWYv/view?usp=sharing | | Лайк (2) |
TuganМодератор раздела N1a2b (P43) В226  д.Урман-Гирей( Андыш) - г. Янаул Сообщений: 753 На сайте с 2015 г. Рейтинг: 18633 | Наверх ##
18 марта 2022 12:24 О.И. ХОРУЖЕНКО ИМЕННЫЕ ТАМГИ РУССКОГО ДВОРЯНСТВАВ.Н. Татищев обладал неким источником, перечислявшим названия нескольких сотен родовых, иначе говоря, наследуемых тамг, принадлежавших русским дворянским родам. Историк привел названия девятнадцати таких эмблем. Ряд данных генеалогии, топонимики и этнонимики подтверждает достоверность его данных. Кажется, что, помимо обладания именными тамгами, у родов - владельцев тамг мало общего. Среди них - все пять титулованных боярских «больших» родов, которые, согласно Котошихину «бывают в боярах, а в окольничих не бывают»: князья Черкасские, Трубецкие, Голицыны, Долгоруковы, Ромодановские. Рядом с ними - нетитулованные старомосковские бояре Бутурлины, Вельяминовы, Салтыковы, Собакины, Татищевы, Шереметевы; княжеский, но скромный в служебном и поземельном отношении род Гагариных; провинциальные дворяне Воейковы, Оладьины и Хрущовы, достаточно поздно попавшие в московский список; наконец роды, пополнившие его уже в самом конце XVII в. - Бахметевы, Давыдовы, Офросимовы, Исуповы. Иначе говоря, практика использования тамгообразных знаков была достаточно распространена в среде русских дворян вне зависимости от их статуса. По времени возникновения упомянутых родов можно приблизительно датировать как источник Татищева, так и саму практику бытования именных тамг. Речь должна идти о периоде с конца XVI - начала XVII в., когда все девятнадцать родов уже сложились и получили свои родовые прозвания, до конца XVII в., когда пришла мода на геральдические композиции. Разумеется, отдельные роды могли владеть тамгами и раньше. Ряд тамг принял имя главы рода («Минчак», «Салтык», «Трубецкой», «Шеремет»), как это и было в обычае у тюркских народов. В других случаях тюркский племенной символ сохранил свое общеплеменное наименование и совпадает с этнонимом («Кабарда», «Аргутап», «Сургут»). Некоторые из названий эмблем, приведенных Татищевым, созвучны прозваниям, бытовавшим в дворянской среде. Это тамга Бахметевых «Порывай», Татищевых - «Нуздай», Собакиных - «Доезжай» (ср. Смиряй, Заломай, Впрягай и т.д.). Однако, поскольку в родословных росписях данных родов такие прозвания не встречаются, вопрос о происхождении этих названий остается открытым. Мы предположили, что наряду с заимствованием тамги представители русских дворянских родов могли позаимствовать в оригинале или в переводе и другой атрибут тюркской племенной организации - урак, боевой клич, часто совпадавший с названием племенной тамги. Это предположение может дать объясненние названий ряда символов. Изображения именных дворянских тамг неизвестны. С большой долей осторожности можно допустить тождественность тамгообразной фигуры на печати И.Ю. Бахметева 1679 г. с родовой тамгой Бахметевых «Порывай», бортный знак Г.И. Исупова («поперек дуба две палицы, меж палиц два рубежа, а сверх палиц щепера стоячая» - 1567 г.) с тамгой «Аргутап». Еще более осторожно мы предположили, что тамгообразные фигуры в видоизмененном виде вошли в позднейшие гербы ряда дворянских родов из перечисленных Татищевым. Автору этих строк не хотелось быть ложно понятым «новыми хронологами», пантюркистами и другими сторонниками нетрадиционных методологий. Факт широкого бытования у русских дворян тамгообразных эмблем, заимствованных у татар или оригинальных, остается пока гипотезой, требующей дальнейшего изучения. Трудность этой задачи состоит в малой источниковой базе. Тамги, скорее всего, редко использовались на дворянских печатях. Сферой их применения была, очевидно, та органика, которая не представлена в музейных и архивных коллекциях. Это клейма скота, метки на бортных деревьях, межевые рубежи. Последние изображения зафиксированы писмеными источниками и отличаются известным разнообразием. Возможно, систематическое выявление и изучение этого материала, как и других памятников ранней русской эмблематики, даст более точные представления об именных наследуемых тамгах дворянских родов. https://elar.urfu.ru/bitstream...l0w7rqybqk --- https://drive.google.com/file/d/1Q5F_-uow_tmQvml9E3y3nBUZIO1woWYv/view?usp=sharing | | |
TuganМодератор раздела N1a2b (P43) В226  д.Урман-Гирей( Андыш) - г. Янаул Сообщений: 753 На сайте с 2015 г. Рейтинг: 18633 | Наверх ##
18 марта 2022 12:37 Кавказские руны
Фамильные гербы есть не только у европейских дворян, но и у уважаемых семей на Кавказе. Они называются «тамга», появились еще до нашей эры и снова входят в моду. Но расшифровать их уже невозможно  Кузнец-оружейник Арсен Хашкожев, этнический кабардинец, переехал из Кабардино-Балкарии в Майкоп пять лет назад. Он занимается изготовлением холодного оружия, используя в качестве образцов старинные адыгские сабли и кинжалы. Его работы можно встретить не только в Адыгее, но и в других регионах России и за рубежом. — Сейчас тамга стала популярна по всему Северному Кавказу, есть такая тенденция. Люди охотно приобретают вышивки, сувениры из дерева, любят заказывать родословный герб на серебряных изделиях. На мои работы я наношу тамгу своего рода Хашкожевых. Наша тамга очень интересная, она частично заимствована у кабардинского рода Трамовых. Они жили в районе Пятигорска. Наш род не был княжеским, но имел право селиться на территории одного из дворянских родов. Так что мои предки поселились на землях Трамовых. Трамовы использовали тамгу в виде сердца. Мои предки немного видоизменили ее — наш фамильный герб выглядит как открытое сердце, очевидно, это символ гостеприимства. Бывает, что я ставлю на свое изделие тамгу заказчика: клиенты любят, когда их клеймо изображено на оружии или на серебряных изделиях. Те, кто уважает себя и свой род, знают, как выглядит их фамильный герб. Но мало кто знает, что он означает. Иногда вместо тамги просят написать фамилию на адыгском языке или арабской вязью.  Мадина Хацукова — хозяйка нальчикского ателье, где шьют национальные костюмы, — говорит, что тамги сегодня используют достаточно широко. — Практически ни одна свадьба в КБР не обходится без свадебных флагов, на которых изображены тамги жениха и невесты. Много лет назад наша мастерская, пожалуй, была первой, где клиентам предлагали вышивку тамги на башлыках. А сегодня мы их вышиваем и на мужских рубашках, и на женских сумочках, и на нарукавных подвесках. И помимо того, что родовой знак несет в себе информацию о принадлежности к роду, он работает и на эстетику. Каждый из этих знаков красив. Мадина считает, что тамги восходят к тотемным изображениям родового строя, которые впоследствии подверглись стилизации и превратились в графический символ. https://etokavkaz.ru/traditcii...=yandex.ru --- https://drive.google.com/file/d/1Q5F_-uow_tmQvml9E3y3nBUZIO1woWYv/view?usp=sharing | | Лайк (2) |
|