Загрузите GEDCOM-файл на ВГД   [х]
Всероссийское Генеалогическое Древо
На сайте ВГД собираются люди, увлеченные генеалогией, историей, геральдикой и т.д. Здесь вы найдете собеседников, экспертов, умелых помощников в поисках предков и родственников. Вам подскажут где искать документы о павших в боях и пропавших без вести, в какой архив обратиться при исследовании родословной своей семьи, помогут определить по старой фотографии принадлежность к воинским частям, ведомствам и чину. ВГД - поиск людей в прошлом, настоящем и будущем!
Вниз ⇊

Тамга

Тамга́ — родовой фамильный знак, печать, который ставился на родовое имущество.

    Вперед →Страницы: 1 * 2 3 4 Вперед →
Модератор: Tugan
Tugan
Модератор раздела
N1a2b (P43) В226

Tugan

д.Урман-Гирей( Андыш) - г. Янаул
Сообщений: 753
На сайте с 2015 г.
Рейтинг: 18606
Вокруг этого знака периодически возникают страсти, поскольку он имеет отношение к символу Украины. Мы не будем на этом заострять внимание, кроме самой информации об этом из статьи:

Соболева Н.А. "О загадочном знаке первых русских монет".
"С легкой руки Н.М. Карамзина, описывавшего сребреники Ярослава Владимировича и отметившего на оборотной стороне "в средине надпи­си знак подобный трезубцу" (2), знак под этим названием вошел в историю. В настоящее время эмблема, именуемая "трезубец", приобрела поистине мировое политическое звучание, ибо используется в качестве герба суве­ренного государства — Республики Украина. Естественно, что новый статус трезубца вызвал и новую волну интереса к нему, прежде всего как к политическому знаку, символизировавшему самостоятельность украин­ского государства еще в далеком 1917 г. Тогда председатель Центральной Рады, крупнейший украинский историк М.С. Грушевский предложил использовать трезубец Киевской Руси как герб Украинской народной рес­публики. Этот "герб Владимира Великого" в начале 1918 г. и был утвержден Радой. И хотя через год его сменил герб Советской Украины с сер­пом и молотом, по мнению многих украинцев, только трезубец символи­зирует государственность их земель. Не случайно "Тризубом" назывался политический журнал украинской эмиграции, издававшийся в 20-е гг. XX в. в Париже, на страницах которого была изложена одна из последних версий исторической значимости фигуры, изображенной на древнерус­ских монетах, печатях и прочих предметах, бытовавших не только в глу­бокой древности, но и на протяжении многих столетий на Украине и в России (3). Политизация "тризуба" в современности, так же как и в первые десятилетия XX в., вызывает к жизни все более и более оригинальные ис­следовательские построения, в которых наряду с фантастическими рас­шифровками трезубца — "знака Рюриковичей" — предлагается и вер­бальное его изменение: вместо "тризуба" — "якорь-крест" (4). К сожале­нию, даже в новейших работах эта эмблема "по старинке" называется гербом и осмысливается в контексте "геральдики Киевской Руси X—XI вв.", что выглядит явной архаикой на фоне научных достижений в облас­ти семиотики, геральдики, многочисленных трудов о знаках отечествен­ных и зарубежных"
https://www.staraya-moneta.ru/lib/721/

Знаки в виде двузубца и трезубца выделены при исследовании кера­мики Биляра — крупнейшего поселения в Волжской Булгарии (53). Иссле­довательница считает, что однозначной семантической трактовки этих знаков быть не может, но подчеркивает их большую социальную обус­ловленность по сравнению, например, с гончарными клеймами. Наличие подобных знаков на сосудах автор объясняет существованием особого "коммерческого языка возможно, восходящего к тамгам", распростра­ненного "в интернациональных торгово-производственных кругах в рам­ках средневековья, по крайней мере в регионах наиболее сильного взаи­модействия"

Прикрепленный файл: Трезубец.JPG
---
https://drive.google.com/file/d/1Q5F_-uow_tmQvml9E3y3nBUZIO1woWYv/view?usp=sharing
Tugan
Модератор раздела
N1a2b (P43) В226

Tugan

д.Урман-Гирей( Андыш) - г. Янаул
Сообщений: 753
На сайте с 2015 г.
Рейтинг: 18606
Тамга дома Бату и флаги Золотой Орды

Первой картой, где зафиксирован флаг Золотой Орды является портулан Анджелино Далорто (иногда его имя пишут как Анхелино Дулсерт). Портуланами назывались морские карты эпохи Возрождения с конца XIII до XVI века, на которых показана акватория Средиземного и Черного морей, а также часть европейской Атлантики. Всего Анджелино Далорто сделал два портулана: первый портулан датируется второй половиной 1320-х гг. Второй портулан из собрания Парижской Национальной библиотеки, датирован 1339 годом и составлен на острове Мальорка. С точки зрения Золотой Орды нам интересен второй портулан, так как на нем изображена территория Золотой Орды с символами власти. Если бегло смотреть на карту, то можно увидеть символ Золотой Орды: тамга дома Бату вместе с полумесяцем.
%D0%A5%D0%B0%D0%BD%20%D0%A3%D0%B7%D0%B1%D0%B5%D0%BA%20%D0%BD%D0%B0%20%D0%BF%D0%BE%D1%80%D1%82%D1%83%D0%BB%D0%B0%D0%BD%D0%B5%20%D0%90%D0%BD%D0%B4%D0%B6%D0%B5%D0%BB%D0%B8%D0%BD%D0%BE%20%D0%94%D0%B0%D0%BB%D0%BE%D1%80%D1%82%D0%BE%20.jpg

https://vlast.kz/avtory/16749-flagi-zolotoj-ordy.html
---
https://drive.google.com/file/d/1Q5F_-uow_tmQvml9E3y3nBUZIO1woWYv/view?usp=sharing
Tugan
Модератор раздела
N1a2b (P43) В226

Tugan

д.Урман-Гирей( Андыш) - г. Янаул
Сообщений: 753
На сайте с 2015 г.
Рейтинг: 18606
А.И. Бугарчев, П.Н. Петров
МОНЕТНЫЕ КЛАДЫ
БУЛГАРСКОГО ВИЛАЙАТА
XIII – ПЕРВОЙ ТРЕТИ XIV ВВ.
МОНОГРАФИЯ

Данная монография является научно-учебным изданием и посвящена изучению кладов Джучидских
монет, битых в Булгаре в XIII – первой трети XIV вв. Впервые через анализ состава монетных кладов,
топографию их находок были установлены особенности монетного обращения и их причины. Авторы
раскрыли характер денежной политики Джучидов в Булгарском вилайате в изучаемый отрезок времени.
В книге учтено 35 кладов, кроме того, изучена метрология монет, приведена 131 фототаблица с изображениями 1542 дирхамов из большинства кладов. Впервые проведено комплексное исследование по установлению хронологической последовательности чеканки анонимных недатированных типов монет, выпущенных в Булгарском регионе. Настоящее исследование существенно изменяет сложившиеся на сегодняшний день представления об организации денежного обращения в Золотой Орде в XIII – первой трети XIV века и его этапности. Введение, главы I и II, а также заключение написаны авторами совместно в
равных долях, глава III написана А.И. Бугарчевым.
Монография представляет интерес для археологов, нумизматов, историков, музейных сотрудников,
а также краеведов и всех, интересующихся историей Джучидов.

В данной монографии привлекают внимание, так называемые "двуногие тамги" на монетах Булгарского вилайата.
http://goldhorde.ru/wp-content...D0%9D..pdf
---
https://drive.google.com/file/d/1Q5F_-uow_tmQvml9E3y3nBUZIO1woWYv/view?usp=sharing
Tugan
Модератор раздела
N1a2b (P43) В226

Tugan

д.Урман-Гирей( Андыш) - г. Янаул
Сообщений: 753
На сайте с 2015 г.
Рейтинг: 18606
Гаяз Исхаки и Идель-Урал

«Гаяз Исхаки в первую очередь — большой писатель, драматург, его произведения оказали большое влияние на других писателей. Это человек, выпустивший в начале XX века восьмитомник, таких тогда не было. Тукай воспринимал его как вожатого, великого. Исхаки выпускал газеты, в которых пропагандировал свободу народа, равенство всех национальностей, поднимал политические вопросы», — напоминает профессор Миннегулов. «Исхаки — сильный прозаик, а вот как драматурга я его не до конца принимаю», — рассказывает «БИЗНЕС Online» лауреат Тукаевской премии Зайдулла, который перевел на татарский главное произведение жизни Гаяза эфенди «Идель-Урал», написанное на русском языке в Европе и опубликованное впоследствии на французском и английском языках. «Там он рассказывает о путях выживания татар, которое возможно только при обретении независимости и тюркского единения», — говорит современный драматург.
https://www.business-gazeta.ru/article/373767

Книга Гаяза Исхаки «Идель-Урал» дает общее представление, логику и основные вехи политической истории татар. Штат Идель-Урал — нереализованный проект национального государства татар и башкир. Попытка реализации привела лишь к непродолжительному (1 марта — 28 марта 1918 года) существованию так называемой «Забулачной республики», существовавшей в татарской части Казани.

Здесь хорошо видно, что тамга дома Бату одновременно стала символом не состоявшегося штата Идель-Урал.

92-326-2299-6-VC203041_m_600x600.jpg
---
https://drive.google.com/file/d/1Q5F_-uow_tmQvml9E3y3nBUZIO1woWYv/view?usp=sharing
Tugan
Модератор раздела
N1a2b (P43) В226

Tugan

д.Урман-Гирей( Андыш) - г. Янаул
Сообщений: 753
На сайте с 2015 г.
Рейтинг: 18606
В интернете можно найти информацию о тамговой теории происхождения древнетюркского рунического алфавита, различные предположения о связи тюркского рунического письма и скандинавского рунического письма. На мой взгляд самая пока реалистичная оценка возникновения ДТРП (древнетюркской рунической письменности) дана В.Г Гузевым и С.Г. Кляшторным.
http://kronk.spb.ru/library/guzev-klashtorny-2009.pdf

2007-2008-2009-ts.jpg

В.Г. Гузев, С.Г. Кляшторный
Древняя письменность Великой степи.
// Тюркологический сборник. 2007-2008. М.: 2009. С. 146-176.

VqtOEqTbgt26Hc4lC+sVql0j+QGFv5fnDIuia2ej+A7a0nFzpyra7AAAAAElFTkSuQmCC
𐰱 Древнетюркская орхонская буква IC
/ɪt͡ʃ/, /t͡ʃɪ/, /t͡ʃ/ (в анлауте не встречается) О: ‏𐰱𐰛𐰓𐰃‏‎ ⟨IÇKD²i⟩ içkidi — «покорился» О: ‏𐰱‏‎ ⟨Dz⟩ iç — «пей»
https://ru.wikipedia.org/wiki/...0%BC%D0%BE
Очень напоминает тамгу моего прадеда.
---
https://drive.google.com/file/d/1Q5F_-uow_tmQvml9E3y3nBUZIO1woWYv/view?usp=sharing
Лайк (2)
Tugan
Модератор раздела
N1a2b (P43) В226

Tugan

д.Урман-Гирей( Андыш) - г. Янаул
Сообщений: 753
На сайте с 2015 г.
Рейтинг: 18606
Тарак-тамга – родовой знак крымских ханов

krymskotatarskij-flag-1-1024x682.jpg

История происхождения тамги у тюркских народов имеет древние корни. Еще в 1073 году в известном труде Махмуда Кашкари «Диван лугат ат-тюрк» (Собрания словаря тюркских народов) дается ценная информация о родах и тамгах. Например, только племя огуз насчитывало 22 рода, каждый из которых имел свою тамгу.
Согласно бытовавшим у тюркских племен легендам, на первоначальном этапе они тамгами метили скот, дабы не спутать его. Впоследствии после образования государственности у тюркских народов тамги стали атрибутом монет, печатей и знамен правителей. Известно также их применение в северном Крыму на могильных плитах. При прохождении товаров через границу его клеймили тамгами, человека взимающего сбор за эту процедуру у тюркских народов называл тамгаджи, отсюда и происхождение русского слова таможня.
https://avdet.org/2021/01/28/t...kih-hanov/

220px-K%C4%B1r%C4%B1m_Hanl%C4%B1%C4%9F%C4%B1_d%C3%B6neminden_kalma_Tarak_damgal%C4%B1_paralar.jpg
Тамга на монетах Крымского ханства.

https://ru.wikipedia.org/wiki/...%82%D0%B8.
Говоря о семантике этого знака, надо отметить, что существует несколько версий, но однозначной нет. Турецкий историк, проф. Анкарского университета Х. Кырымлы полагает, что трезубец – тарак-тамга символизирует весы – знак справедливости, другой исследователь из Турции д-р Ш. Бектуре видит в нем единство трех племен, которые участвовали в этногенезе крымских татар. Последняя версия малоубедительна в том плане, что трезубец довольно часто встречается в качестве родового знака многих тюркских племен и родов.
---
https://drive.google.com/file/d/1Q5F_-uow_tmQvml9E3y3nBUZIO1woWYv/view?usp=sharing
Лайк (2)
Tugan
Модератор раздела
N1a2b (P43) В226

Tugan

д.Урман-Гирей( Андыш) - г. Янаул
Сообщений: 753
На сайте с 2015 г.
Рейтинг: 18606
Татарские тамги в Крыму

2de56ae6-28f5-4e1e-a9a1-f7f78dde761b
Родиной тамг в Крыму является степная часть полуострова, которая была населена прибывшими из Ср. Азии татарами-ногайцами. В горную часть Крыма тамги переносились из степной.части вместе с приобретаемыми там животными и употреблялись здесь только для клеймления их в порядке подражания. На надгробных памятниках здесь и в центральной части Крыма эти знаки совсем не употреблялись.
Можно предположить, что тамги среди тюркских народов употреблялись в очень древние времена. Известно, что люди в первобытном состоянии с целью выявления своей принадлежности тому или другому племени испещряли свое тело различными знаками. Несомненно, что тюрские племена, в периоде занятия скотоводством, употребляли тамгу для клеймления скота. Но, если принять во внимание, что тамги выжигались на животном каленым железом, то нужно предпологать, что употребление тамг на скоте до бронзового века весьма сомнительно.

20132604100959.jpg?itok=Qmg9Ni_A
Опять наш трезубец, он же казаяк, только с черточкой.
https://ana-yurt.com/qrt/osman...gi-v-krymu

Прикрепленный файл: 20132604101028.jpg
---
https://drive.google.com/file/d/1Q5F_-uow_tmQvml9E3y3nBUZIO1woWYv/view?usp=sharing
Лайк (1)
Tugan
Модератор раздела
N1a2b (P43) В226

Tugan

д.Урман-Гирей( Андыш) - г. Янаул
Сообщений: 753
На сайте с 2015 г.
Рейтинг: 18606
840a1c57ff381073b96958370f607dd3.jpg

Битик. Происхождение древнекыргызского (тюркского) письма
Автор: Элери Битикчи
Письменность является основным показателем высокоразвитого общества и одной из основ государственности. Существует две главные гипотезы о происхождении тюркского письма – «битик». Большинство авторов, писавших об этом, предполагают семитское происхождение письменности, унаследованное тюрками через иранские или греческие прототипы («гипотеза заимствования»)[1].

Остальные исследователи приводят аргументы в пользу автохтонного изобретения письма, которое развилось из идеографических или пиктографических знаков, включая тамги («автохтонная гипотеза»)[2].

Обе стороны не исключают взаимного влияния и зависимости обоих источников происхождения. Обе гипотезы не обеспечивают объяснения происхождения всех букв алфавита [3]

В данной статье выдвигается гипотеза происхождения тюркского письма путем комбинирования двух знаков (которые символизируют природные начала условно “мужское” – линия; и “женское” – угол, полукруг) которые распознаются также и в чтении многих тамг.
https://kghistory.akipress.org/unews/un_post:2143

---
https://drive.google.com/file/d/1Q5F_-uow_tmQvml9E3y3nBUZIO1woWYv/view?usp=sharing
Лайк (2)
Tugan
Модератор раздела
N1a2b (P43) В226

Tugan

д.Урман-Гирей( Андыш) - г. Янаул
Сообщений: 753
На сайте с 2015 г.
Рейтинг: 18606
Тамга – знаменья – трезубец – гербы

Когда первобытный род разделился на общины и семьи, родовые эмблемы превратились в семейные, а позже в личные. Тамга - это не просто родовой знак, которым тавровали скот и метили межевые камни. Это прежде всего сигнал “Я свой”. Он изначально содержал не только родовой смысл, но и смысл географический. Носители одной тамги - земляки, люди одной родины.
Необходимость в подобной маркировке объективно существует в любом обществе, осознающем простейшее противопоставление «свой — чужой». По мере выделения клановых, профессиональных и др. групп, и усложнения связей внутри этой структуры, необходимость существования подобных знаковых систем возрастает. С появлением письменности применение родовых знаков уменьшается. Дальнейшие пути развития тамгообразных знаков превращают их либо в гербы, либо в священные символы, либо в элемент орнамента. Однако иногда тамга по-прежнему остается родовым знаком подтверждения принадлежности, владения и т.д.
Доподлинно неизвестно, какой смысл заложил Тимур, выбрав именно этот знак для государственной печати, но заслуживает внимание следующее объяснение: каждый круг означает часть света, а владелец символа является их Властителем. До эпохи великих географических открытий (XV в.), считалось, что мир состоит из Европы, Азии и Африки, омываемых Внешним Океаном. Утвердивший господство над этими частями света, может считаться Властелином Мира.
Пять веков спустя, Геральдическая Палата России примет во внимание Тамерланову печать, и включит знак в герб Самарканда.
lAlHB3LX7wmm2G29ZZTo0I_1G0VdqEYn3MTVkD8YakgwQkob525nml1npZnFh8Xn47htJS6jEKwfhyq2b24iBfwE5KR6UCdeXwHWTstRZ5-vBk-rpe6LP65dtS2qUaHU
Крымские караимы избрали себе герб в форме геральдического щита с изображениями знаков «сенек (деревянные вилы)» и «калкан — щит», заимствованных с мраморной плиты, вмурованной неизвестно когда и кем над воротами восточной башни города-крепости Чуфут-Кале.
lAlHB3LX7wmm2G29ZZTo0I_1G0VdqEYn3MTVkD8YakgwQkob525nml1npZnFh8Xn47htJS6jEKwfhyq2b24iBUzHECtHFRFXXyWsQWanNYRT9QCiAfVdffhiLh7bOUuuGxUtCUkED30pUQJjdgd0PQ
https://vasily-sergeev.livejou...l0w5yh50ui
---
https://drive.google.com/file/d/1Q5F_-uow_tmQvml9E3y3nBUZIO1woWYv/view?usp=sharing
Лайк (2)
Tugan
Модератор раздела
N1a2b (P43) В226

Tugan

д.Урман-Гирей( Андыш) - г. Янаул
Сообщений: 753
На сайте с 2015 г.
Рейтинг: 18606
О.И. ХОРУЖЕНКО
ИМЕННЫЕ ТАМГИ РУССКОГО ДВОРЯНСТВА

В.Н. Татищев обладал неким источником, перечислявшим названия нескольких сотен родовых, иначе говоря, наследуемых тамг, принадлежавших русским дворянским родам. Историк привел
названия девятнадцати таких эмблем. Ряд данных генеалогии, топонимики и этнонимики подтверждает достоверность его данных. Кажется,
что, помимо обладания именными тамгами, у родов - владельцев тамг
мало общего. Среди них - все пять титулованных боярских «больших»
родов, которые, согласно Котошихину «бывают в боярах, а в окольничих
не бывают»: князья Черкасские, Трубецкие, Голицыны, Долгоруковы,
Ромодановские. Рядом с ними - нетитулованные старомосковские бояре
Бутурлины, Вельяминовы, Салтыковы, Собакины, Татищевы, Шереметевы; княжеский, но скромный в служебном и поземельном отношении
род Гагариных; провинциальные дворяне Воейковы, Оладьины и Хрущовы, достаточно поздно попавшие в московский список; наконец роды,
пополнившие его уже в самом конце XVII в. - Бахметевы, Давыдовы,
Офросимовы, Исуповы. Иначе говоря, практика использования тамгообразных знаков была достаточно распространена в среде русских дворян
вне зависимости от их статуса.
По времени возникновения упомянутых родов можно приблизительно датировать как источник Татищева, так и саму практику бытования именных тамг. Речь должна идти о периоде с конца XVI - начала
XVII в., когда все девятнадцать родов уже сложились и получили свои
родовые прозвания, до конца XVII в., когда пришла мода на геральдические композиции. Разумеется, отдельные роды могли владеть тамгами и
раньше.
Ряд тамг принял имя главы рода («Минчак», «Салтык», «Трубецкой», «Шеремет»), как это и было в обычае у тюркских народов. В других
случаях тюркский племенной символ сохранил свое общеплеменное
наименование и совпадает с этнонимом («Кабарда», «Аргутап», «Сургут»). Некоторые из названий эмблем, приведенных Татищевым, созвучны прозваниям, бытовавшим в дворянской среде. Это тамга Бахметевых
«Порывай», Татищевых - «Нуздай», Собакиных - «Доезжай» (ср. Смиряй, Заломай, Впрягай и т.д.). Однако, поскольку в родословных росписях данных родов такие прозвания не встречаются, вопрос о происхождении этих названий остается открытым. Мы предположили, что наряду
с заимствованием тамги представители русских дворянских родов могли
позаимствовать в оригинале или в переводе и другой атрибут тюркской
племенной организации - урак, боевой клич, часто совпадавший с названием племенной тамги. Это предположение может дать объясненние
названий ряда символов.
Изображения именных дворянских тамг неизвестны. С большой
долей осторожности можно допустить тождественность тамгообразной
фигуры на печати И.Ю. Бахметева 1679 г. с родовой тамгой Бахметевых
«Порывай», бортный знак Г.И. Исупова («поперек дуба две палицы, меж
палиц два рубежа, а сверх палиц щепера стоячая» - 1567 г.) с тамгой
«Аргутап».
Еще более осторожно мы предположили, что тамгообразные фигуры в видоизмененном виде вошли в позднейшие гербы ряда дворянских родов из перечисленных Татищевым.
Автору этих строк не хотелось быть ложно понятым «новыми
хронологами», пантюркистами и другими сторонниками нетрадиционных методологий. Факт широкого бытования у русских дворян тамгообразных эмблем, заимствованных у татар или оригинальных, остается
пока гипотезой, требующей дальнейшего изучения. Трудность этой задачи состоит в малой источниковой базе. Тамги, скорее всего, редко
использовались на дворянских печатях. Сферой их применения была,
очевидно, та органика, которая не представлена в музейных и архивных
коллекциях. Это клейма скота, метки на бортных деревьях, межевые
рубежи. Последние изображения зафиксированы писмеными источниками и отличаются известным разнообразием. Возможно, систематическое
выявление и изучение этого материала, как и других памятников ранней
русской эмблематики, даст более точные представления об именных
наследуемых тамгах дворянских родов.
https://elar.urfu.ru/bitstream...l0w7rqybqk
---
https://drive.google.com/file/d/1Q5F_-uow_tmQvml9E3y3nBUZIO1woWYv/view?usp=sharing
    Вперед →Страницы: 1 * 2 3 4 Вперед →
Модератор: Tugan
Вверх ⇈