Загрузите GEDCOM-файл на ВГД   [х]
Всероссийское Генеалогическое Древо
На сайте ВГД собираются люди, увлеченные генеалогией, историей, геральдикой и т.д. Здесь вы найдете собеседников, экспертов, умелых помощников в поисках предков и родственников. Вам подскажут где искать документы о павших в боях и пропавших без вести, в какой архив обратиться при исследовании родословной своей семьи, помогут определить по старой фотографии принадлежность к воинским частям, ведомствам и чину. ВГД - поиск людей в прошлом, настоящем и будущем!
Genotek ADs
Вниз ⇊

Кресты на памятниках

Фотографии надмогильных памятников на кладбище в д.Смольгово Любанского района

← Назад    Вперед →Страницы: ← Назад 1 2 3 4 5 * 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 Вперед →
Модераторы: dobby, Valera91
elena_krd

elena_krd

Сообщений: 6593
На сайте с 2008 г.
Рейтинг: 11399
Еще пара любопытных ссылок:

Символы Троицы http://www.predistoria.org/ind...&t=538

Религиозные знаки и символы http://staff3.chat.ru/kresti.htm
---
Спасибо.
С уважением, Елена.

----
Шафрановские (Гомельский уезд Могилевской губ.), Целицо(а) (везде), Цы(и)товичи (Могилевская губ.), Ка(о)ктыш (Зубелевичи/Ляховичи, Слуцкого уезда Минской губ.).
irena_s

irena_s

Брестская область, г.Пружаны
Сообщений: 845
На сайте с 2010 г.
Рейтинг: 961
elena_krd

Елена, спасибо, очень интересная и полезная информация, которую я сама недогуглила biggrin1.gif
---
Все мои и моих предков данные размещаются на сайте добровольно и специально для поиска родственников
elena_krd

elena_krd

Сообщений: 6593
На сайте с 2008 г.
Рейтинг: 11399
На здоровье! Благодаря Вашему вопросу, узнала и для себя новое. 101.gif
---
Спасибо.
С уважением, Елена.

----
Шафрановские (Гомельский уезд Могилевской губ.), Целицо(а) (везде), Цы(и)товичи (Могилевская губ.), Ка(о)ктыш (Зубелевичи/Ляховичи, Слуцкого уезда Минской губ.).
elena_krd

elena_krd

Сообщений: 6593
На сайте с 2008 г.
Рейтинг: 11399
Stretta
Взгляните, Светлана, какой камушек встретился в короткометражке о Сенно... biggrin1.gif
http://www.youtube.com/watch?v...re=related

Прикрепленный файл: Сенно.jpg
---
Спасибо.
С уважением, Елена.

----
Шафрановские (Гомельский уезд Могилевской губ.), Целицо(а) (везде), Цы(и)товичи (Могилевская губ.), Ка(о)ктыш (Зубелевичи/Ляховичи, Слуцкого уезда Минской губ.).
Stretta

Stretta

Минск
Сообщений: 936
На сайте с 2008 г.
Рейтинг: 1790
elena_krd
Спасибо за интересную ссылку!
---
С уважением
=С.В.=
Ищу: Михаловские, Масаковские, Дыбовские, Козловские, Забродские, Савичи (Слуцкий, Бобруйский, Игуменский и Минский уезды)
Все мои личные данные и сведения о моих предках размещены мною на сайте добровольно, специально для поиска род
elena_krd

elena_krd

Сообщений: 6593
На сайте с 2008 г.
Рейтинг: 11399
Не совсем оно, но вот такие камни, оказывается, еще были...

БОРИСОВЫ КАМНИ

i400.jpg
Борисов камень из дер. Болотки (ГМЗК)

Памятники древнерус. лапидарной эпиграфики и иконографии, сохранившиеся на территории Беларуси (в пределах Полоцкого княжества). Это крупные валуны (высота 1,8-3 м, до 8 м в окружности) с тщательно резанными вглубь шестиконечными крестами и надписями, призывающими помощь Божию. Самое большое число Б. к. обнаружено на отмелях в русле Зап. Двины ниже Полоцка (у с. Подкостельцы в 5 км от Полоцка), у пос. Друя Браславского р-на, у г. Дисна (2 - у бывш. дер. Болотки Миорского р-на, один - возле бывш. дер. Наковники Верхнедвинского р-на), 2 известны на суше (у дер. Дятлово Оршанского р-на, т. н. Рогволодов камень, и около с. Высокий Городец Толочинского р-на); в лит-ре упоминались и др., позже утраченные, валуны с надписями, к-рые не удалось прочесть, а также камни с крестами, но без надписей.

Большинство крестов на валунах высечено, по-видимому, по приказу полоцкого кн. Бориса Всеславовича (княжил с кон. 1127 по нач. 1129), о чем свидетельствует повторяющийся текст их надписей: «Господи, помози рабу своему Борису». В одном случае назван сын кн. Бориса Василий-Рогволод и поставлена дата (7 мая 1171); известны также кресты с надписями неких Сулибора и Воротиши («Сулиборь хрьст» и «Воротишин хрьст»). Формула надписи для выражения благочестия князя является стандартной и повторяется как в офиц. документах (на печатях, монетах и т. п.), так и в памятных знаках (моленные граффити на стенах храмов и т. п.). Конкретные функции не до конца ясны, возможно, надписи высекались в голодные годы в надежде на помощь Божию, могли предназначаться для освящения древних языческих фетишей, служить путевыми или пограничными знаками и т. п. В народе Б. к., с к-рыми связан целый ряд преданий, известны под названиями: Борис, Борис-Хлебник, Борис-Глеб, Борисоглебский, Писарь, Писаник и др.

Открытие Б. к. сыграло значительную роль в становлении науки о церковных древностях в России в XVIII-XIX вв., однако большинство их было уничтожено при инженерных работах. Сохранились 2 Б. к.: из дер. Болотки (самый маленький, с надписью «Сулиборь хрьст», в 1887-1888 был поднят со дна реки и отправлен в Москву, в наст. время находится в Музее-заповеднике «Коломенское»); из с. Подкостельцы (в 1981 поднят со дна реки и установлен возле Софийского собора в Полоцке).

Лит.: Таранович В. П. К вопросу о древних лапидарных памятниках с ист. надписями на территории Белорусской ССР // Сов. Арх. 1946. № 8. С. 249-260 [полная библиография]; Рыбаков Б. А. Русские датированные надписи XI-XIV вв. М., 1964. С. 26-27; Алексеев Л. В. Археология и краеведение Беларуси. XVI в.- 30-е гг. XX в. Минск, 1996. С. 97-134.
http://www.pravenc.ru/text/153183.html
_______________________________________

В Беларуси существует группа уникальных памятников прошлого, так называемые Борисовы камни. Они представляют собой огромные (до нескольких метров) валуны с выбитыми на них крестами и различными надписями. Свое название эти камни получили от полоцкого князя Бориса, правившего в XII веке, имя которого было выбито на большинстве из них. Правда, существовал один Рогволодов камень и еще сохранился безымянный валун известный как Воротишин крест, но все они относятся к тому же времени. Точная причина появления на наших землях столь необычных памятников до сих пор неизвестна.

Большинство из Борисовых камней было уничтожено в период борьбы с религией. Та же участь постигла и Рогволодов камень с надписью "Въ 6679 (1171) месяца мая въ 7 день доспенъ крест сей. Господи помози рабу своему Василію въ крещеніи именемъ Рогволоду сыну Борисову", стоявший у деревни Дятлово Оршанского района. Он был варварски взорван в 1930-х гг. и обломки его были использованы для строительства шоссе Москва—Минск.

Сохранилось всего четыре "белорусских" Борисовых камня, один из которых в 1888 г. был вывезен в Россию и сейчас находится в музее-заповеднике Коломенское. В Беларуси осталось три: возле храма св. Софии в Полоцке (Витебская обл.), Воротишин крест в д. Камено (Вилейский район, Минская обл.) и в г. Друя (Браславский район, Витебская обл.). Кстати, последний из них долгое время был скрыт под водой на глубине, куда его стянул весенний ледоход еще в первой половине XX века. Только в 2002 году его удалось обнаружить и вытащить на берег.

По материалам газеты "Туризм и Отдых".
globus.[ресурс заблокирован]/type_tn_borstones.htm
---
Спасибо.
С уважением, Елена.

----
Шафрановские (Гомельский уезд Могилевской губ.), Целицо(а) (везде), Цы(и)товичи (Могилевская губ.), Ка(о)ктыш (Зубелевичи/Ляховичи, Слуцкого уезда Минской губ.).
elena_krd

elena_krd

Сообщений: 6593
На сайте с 2008 г.
Рейтинг: 11399
Совсем не в тему, но куда удачнее dntknw.gif

Бабцы, каменные кресты
Витебская область, Докшицкий район

http://orda.of.by/.add/gallery...mp;all=yes

2060_i2e_wnnn.jpg

1981_i2e_wnnn.jpg
Фото - Андрей Дыбовский, апрель 2011 г.
(По ссылке много фотографий этих камней)

Цитата из передачи Белорусской службы Польского радио: "Народны паэт Беларусі Рыгор Барадулін якраз гэтай дарогаю езьдзіць у родныя Вушачы. Накіроўваючыся на малую радзіму, дзядзька Рыгор заехаў у Бабцы, калі даведаўся, што тут ёсьць такія ўнікальныя крыжы. Празь некалькі дзён народны паэт адгукнуўся на ўбачанае вершам."

***

У лесе, у зялёнай імжы
Затоеныя вякамі
Каменныя стынуць крыжы
З адсечанымі рукамі.
Калі багоў даўніны
Расьцілі –
Адцялі рукі,
І сталі крыжамі яны,
Сакральныя помнікі-рухі.
Тут часу зацішна яшчэ.
Зьбіраюцца здані з адхонаў.
І камень сьцюдзёна пячэ
Сузор’е паганскіх пісьмёнаў.

(Рыгор Барадулін, 2011 г.)
http://naslved.org/index.php?showtopic=1609
---
Спасибо.
С уважением, Елена.

----
Шафрановские (Гомельский уезд Могилевской губ.), Целицо(а) (везде), Цы(и)товичи (Могилевская губ.), Ка(о)ктыш (Зубелевичи/Ляховичи, Слуцкого уезда Минской губ.).
Stretta

Stretta

Минск
Сообщений: 936
На сайте с 2008 г.
Рейтинг: 1790
Да, поклонение камням, крестам и родникам у белорусов "в крови".
Может, не совсем в тему - мой рассказ о "целебном колодце" http://ljuban.by/index.php?opt...p;Itemid=1

И - совсем в тему.
Консультировалась по смольговским крестам с создателем сайта Pawet, который много пишет об униатах. Униатскую принадлежность креста он отрицает. Написал, что ничего необычного в этой форме креста не видит, эта форма называется "за ззяннем" (не знаю, как точно перевести, белорусское "ззянне" - это русское "сияние".
Прочесала ещё раз имеющиеся метрики Ерёмичской церкви, куда ходили смольговцы (имеются с 1787 по 1840 гг.) - обнаружила только одну запись , где отцом ребёнка написан "Валаткевич уняцкай религии". Церковь впервые упоминается в 1582 г., как православная, и никаких свидетельств о переходе её в унию я не нашла.
Грядёт очередная радуница, и так хочется вырваться на очередные поиски по местам жительства предков!
Кладбища, как и храмы, были разделены по конфессиям. Но я ни разу не встречала униатского кладбища.
Существовали ли такие?
И ещё: кладбище было практически у каждого НП. А если шляхетский застенок и крестьянская деревня были в непосредственной близости друг от друга? С храмом ясно - перед Богом все равны. А на погосте?
---
С уважением
=С.В.=
Ищу: Михаловские, Масаковские, Дыбовские, Козловские, Забродские, Савичи (Слуцкий, Бобруйский, Игуменский и Минский уезды)
Все мои личные данные и сведения о моих предках размещены мною на сайте добровольно, специально для поиска род
elena_krd

elena_krd

Сообщений: 6593
На сайте с 2008 г.
Рейтинг: 11399

Stretta написал:
[q]
Церковь впервые упоминается в 1582 г., как православная, и никаких свидетельств о переходе её в унию я не нашла.
[/q]

А мне вот эта запись очень интересна. 101.gif Хоть места и не мои, однако - Спасибо!
---
Спасибо.
С уважением, Елена.

----
Шафрановские (Гомельский уезд Могилевской губ.), Целицо(а) (везде), Цы(и)товичи (Могилевская губ.), Ка(о)ктыш (Зубелевичи/Ляховичи, Слуцкого уезда Минской губ.).
флер

флер

Минск
Сообщений: 533
На сайте с 2012 г.
Рейтинг: 1543

Stretta написал:
[q]
Кладбища, как и храмы, были разделены по конфессиям. Но я ни разу не встречала униатского кладбища.
Существовали ли такие?
[/q]

Да, существовали.
Приведу пример по своей местности - местечко Турец.
На холме стояла униатская Покровская церковь.
Вокруг нее было униатское кладбище.

После третьего раздела Речи Посполитой хоронить около церквей запретили.
Вот что нашла в справочнике РГИА:
Указ минского губернского правления о непогребении мертвых при церквах. Р., 15.10.1797, д.2962, 2л.

Но в Турце на униатском кладбище продолжали хоронить и в более поздние годы. Также хоронили и православных.
Самое интересное, если можно так сказать, случилось потом.
В 1888 году на месте старой церкви построили новую.
Так вот почти все надгробные камни с кладбища были использованы для ее строительства.
Некоторые надгробные камни были засыпаны землей, т.к. холм опускали на 1 метр.
Они скорее всего были использованы для фундамента или же закладывались в стену церкви тыльной стороной.
Я обошла всю церковь и нашла только 3 камня в стене с крестами и надписями.
Кладбище исчезло. Осталось только пару крестов, которые как говорят "растут из земли".
Вот такая история.

Фотография крестов с униатского кладбища около Покровской церкви

Прикрепленный файл: кресты.jpg
← Назад    Вперед →Страницы: ← Назад 1 2 3 4 5 * 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 Вперед →
Модераторы: dobby, Valera91
Вверх ⇈