http://prof.lib.tomsk.ru/files...sledie.pdfПодпрограмма "Наследие"
ПАСПОРТ
подпрограммы государственной программы Российской Федерации
"Развитие культуры и туризма" (2013 - 2020 годы)
"Наследие"
.....
1.4. Развитие архивного дела
Обеспечивая вечное хранение и использование документов Архивного фонда Российской
Федерации, насчитывающего сотни миллионов единиц хранения за период с начала XI в., российские
архивы играют значимую роль в сохранении документальной памяти государства и общества,
пополнении информационных ресурсов и предоставлении государственных услуг гражданам и
организациям. Их деятельность способствует укреплению федерализма, формированию
гражданского общества, становлению правового государства.
За десятилетия реформ в целом удалось сохранить оставшуюся от советского времени систему
публичных архивов, которая сегодня разделена на три уровня - федеральный (15), региональный
(204) и муниципальный (2263). Сегодня в них работает около 13,5 тыс. чел., в том числе 2,5 тыс. чел. -
в федеральных архивах.
В рамках проведенной реструктуризации бюджетного сектора архивы, как и во всем
цивилизованном мире, сохранили статус государственных и муниципальных организаций (как
правило, казенных учреждений). Их действующая сеть близка к оптимальной.
Наряду с архивными учреждениями бюджетного сектора в процессе социально-экономических
реформ в стране впервые сформировалось и успешно действует значительное число
негосударственных (частных) архивов, обеспечивающих сохранность и использование документов
негосударственного сектора.
Сложившаяся система управления архивным делом в стране примерно соответствует моделям,
которые существуют в развитых странах мира. Общий уровень развития российского архивного дела,
включая нормотворческую, научно-методическую и организационную деятельность, а также состояние
архивной инфраструктуры, в целом сопоставим или превосходит уровень большинства государств на
постсоветском пространстве.
В настоящее время Российская Федерация значительно отстает от развитых стран мира по
уровню материально-технического оснащения архивов, степени внедрения в них современных
информационно-телекоммуникационных технологий (далее - ИКТ) и, особенно, социальной
защищенности работников архивов.
Кроме того, разделение в 2004 г. функций реализации государственной политики и оказания
государственных услуг в сфере архивного дела привело к разрушению вертикали управления в
архивной отрасли и, как следствие, к не всегда оправданной ликвидации самостоятельности
отдельных уполномоченных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в
области архивного дела, сокращению числа государственных и муниципальных архивов, что
отрицательно сказалось на организации архивной деятельности в ряде регионов и муниципальных
образований.
Масштабные преобразования последнего десятилетия привели к созданию новой
законодательной базы регулирования архивного дела, росту информационного потенциала архивов
за счет открытия больших массивов ранее недоступных документов и приема новых документов,
внедрению в архивное дело современных, прежде всего, информационных технологий.
В последнее десятилетие модернизация инфраструктуры архивной отрасли обеспечила
получение определенных позитивных результатов, как на федеральном, так и на региональном
уровнях. Построено или реконструировано 20 специализированных архивных зданий, во многих
архивах успешно внедряются современные информационные технологии. В целом российские архивы
стабильно обеспечивают сохранность сконцентрированных в них документов и свободный доступ к
ним путем предоставления их подлинников и копий в читальных залах, а также посредством широкого
экспонирования историко-документальных выставок и издания документальных сборников по
актуальной исторической тематике. Существенную роль в расширении доступа к архивным
документам и возможностей работы с ними играют проводимое архивами на постоянной основе
рассекречивание архивных документов и их комплектование (пополнение) новыми комплексами
документов.
В начале XXI в. помимо проблем, которые остались от советского периода, российские архивы
столкнулись с новыми вызовами, обусловленными стремительным развитием ИКТ, переходом к
постиндустриальному обществу. К числу наиболее значимых из них следует отнести:
1. Недостаточное материально-техническое обеспечение архивов, ведущее к возможным
безвозвратным утратам архивных документов.
Из 3170 зданий (помещений) государственных и муниципальных архивов только 207 (6
процентов) являются специально построенными для нужд архивного хранения.
В большинстве архивов имеющиеся системы пожарной защиты либо физически и морально
устарели, либо выработали свой ресурс.
2. Острый недостаток свободных площадей и перегруженность действующих архивохранилищ,
что негативно сказывается на сохранности документов ликвидированных государственных органов и
организаций.
Из-за отсутствия свободных площадей хранилищ не могут быть приняты в государственные и
муниципальные архивы около 4,7 млн. дел, сроки временного хранения которых в организациях
истекли. К сожалению, темпы строительства зданий государственных архивов не отвечают растущим
потребностям архивной отрасли. В целом по стране дефицит площадей архивохранилищ составляет
около 120 тыс. кв. м.
3. Правовая неурегулированность проблемы комплектования документами Архивного фонда
Российской Федерации.
4. Неготовность архивов удовлетворить в полном объеме потребности юридических и
физических лиц в архивной информации, услугах архивов и обеспечить реализацию прав граждан на
получение и использование информации, содержащейся в документах Архивного фонда Российской
Федерации.
5.
Относительно низкий уровень информатизации архивов, не позволяющий в условиях
глобализации мировых информационных потоков и опережающего развития ИКТ оказывать
государственные услуги в электронном виде, а также организовать прием, использование и хранение
электронных документов, образующихся в органах государственной власти, органах местного
самоуправления и организациях.6. Несовершенство существующей на сегодня системы рассекречивания архивных документов,
носящей чрезмерно трудоемкий и неоперативный характер, не позволяющей организовать массовое
рассекречивание документов, засекреченных еще в советское время.
7. Сложная кадровая ситуация, характеризующаяся сокращением числа работников архивов,
падением их профессионального уровня, старением трудовых коллективов, что обусловлено, в
значительной мере, их слабой социальной защищенностью.
Так, только 6,5 процента работников государственных архивов субъектов Российской Федерации
имеют профильное историко-архивное и/или документоведческое образование. Укомплектованность
кадрами в них составляет 67 процентов. При этом доля руководителей и специалистов-архивистов
пенсионного возраста достигает 36 процентов, текучесть кадров составляет 10 - 13 процентов.
К существующим сегодня ограничениям в области архивного дела можно отнести:
отсутствие прочных традиций правовой и информационной культуры в российском обществе,
пренебрежительное отношение в общественном сознании к архивному делу, низкий социальный и
общественный статус профессии архивиста и архивной отрасли в целом;
отсутствие полноценного уполномоченного федерального органа исполнительной власти,
осуществляющего контрольные функции по надзору за соблюдением законодательства об архивном
деле и реализующего полномочия по правовому регулированию в области архивного дела и
делопроизводства;
ослабление контроля со стороны государства за архивно-документационными потоками,
влекущее за собой разрыв архивного дела и делопроизводства, ослабление связей государственных
архивов и ведомственных архивных служб в области организации и нормативно-методического
обеспечения управления документацией, параллельное существование бумажного и электронного
делопроизводства.