Ширинка. Конец XVI века Размер 50х47 см
Рис. 89, Каталог с.151, Инв.7969

Рис. 89, с. 267

Привезена с Севера академиком И.Э. Грабарем. Поступила в Загорский музей в 1979 г.
Ширинка тонкого белого льняного полотна, по краям – орнаментальная кайма, шитая золотом, серебром, шелками: светло – коричневым, светло – голубым и светло – зеленым. Узор – чередующиеся композиции, расположенные в изгибах вьющегося стебля: древо-цветок с коньками по сторонам и цветок с сидящими по его сторонам птицами. Шитье двухстороннее; шов – «елочка»; контуры всех изображений обведены светло - коричневым шелком.
Внутри ширинки, на одной из ее сторон, в левом и правом углу шита светло -коричневым шелком надпись: «Митрополи (…) лександрь» (буква «А» в слове «Александр» утрачена, видны следы ее наколов).
Коньки с характерным поворотом головы назад известны в русской крестьянской вышивке Севера, где такие изображения получили названия «оборотни» (Маслова Г.С., 1978, с. 82, рис. 34).
Подобные изображения коньков можно видеть на оплечье фелони № 29 на кайме ширинки № 91.
Надпись на ширинке позволяет предполагать, что она принадлежала митрополиту Александру. Среди северных владык этого времени известен под именем Александр митрополит Новгородский и Великолуцкий, бывший на митрополичьей кафедре с 1589 по 1591 гг. (Строев М.М., 1877, с. 36, № 37).
___________________________________________________________________
Ширинка. XVII век Размер 46,5х46,5 см; ширина орнаментальной каймы – 7 см.
Рис. 90, Каталог с.152, Инв.617

Рис. 90, с. 266.

Ширинка из белой тафты, по краям – орнаментальная кайма, шитая пряденым золотом и серебром и разноцветными шелками. Узор – чередующиеся цветочные штамбы, завершающиеся на одном конце восьмилепестковой розеткой, на другом – пятилистником. Орнаментальная композиция расцвечена шелками: малиновым, голубым и зеленым. Шитье двухстороннее; шов – «елочка». Стебли и контур узора обведены темно – коричневым шелком (шелк почти утрачен, на его месте отчетливо виден карандашный контур рисунка).
Ширинка была приспособлена под покровец: в центре ее – крест из золотного галуна; подкладка – коричневая крашенина.
Датировка и атрибуция ширинок крайне трудна. Во многом это объясняется тем, что до нас не дошло точно датированных произведений такого рода.
В коллекции Загорского музея имеется только одна ширинка с надписью о принадлежности ее митрополиту Александру, позволяющей предположить время ее создания (№ 89).
Вклады ширинок в Троице – Сергиев монастырь известны с XVII в., но, как правило, описания их очень общие, не дающие возможности определить принадлежность тому или иному вкладчику.
Сохранившиеся произведения довольно близки по технике исполнения, характеру узоров и рисунка.
Принимая во внимание аналогичность большинства ширинок ширинке митрополита Александра, можно с большой долей вероятности отнести ширинки из коллекции Загорского музея, приводимые в альбоме, к XVII веку.
Композиционное построение узора, характер рисунка и листьев ширинки близки узору каймы ширинки № 101.
___________________________________________________________________
Ширинка. XVII век Размер 53,5х55 см; ширина орнаментальной каймы – 4 см.
Рис. 91, Каталог с.153, Инв.1036

Рис. 91, с. 269.

Ширинка из белого холста, по краям – орнаментальная кайма, шитая пряденым золотом и серебром и разноцветными шелками: голубым, малиновым, зеленым. Узор – «древо» с двумя коньками по сторонам; головы коньков повернуты назад и обращены друг к другу. Шитье двухстороннее, шов – «елочка». Обводка контуров черным шелком почти утрачена. Края ширинки завершены бахрамой из нитей крученого малинового шелка.
Близкие изображения коньков можно видеть на оплечье фелони № 29 и на кайме ширинки № 89.
___________________________________________________________________
Ширинка. XVII век Размер 51х51 см; ширина орнаментальной каймы – 4,5 см.
Рис. 92, Каталог с.154, Инв.1038

Ширинка из белого холста, по краям – орнаментальная кайма, шитая пряденым золотом и серебром и разноцветными шелками: малиновым, голубым, зеленым. Узор – вьющийся стебель, орнаментированный мелкими трилистничками и шестилепестковыми цветочками, пересеченный в местах изгибов вертикальными штамбами с завершениями в виде мелких листиков. Шитье двухстороннее, шов – «елочка». Края ширинки завершены бахромой из нитей пряденого серебра и коричневого шелка.
Композиция узора имеет некоторое сходство с узором каймы на ширинке № 95.
__________________________________________________________________
Ширинка. XVII век Размер 51х50 см; ширина орнаментальной каймы – 4 см.
Рис. 93, Каталог с.154, Инв.1039

Ширинка из белого холста, по краям – орнаментальная кайма, шитая пряденым золотом и серебром и разноцветными шелками: малиновым, голубым, зеленым. Узор – вьющийся стебель, делящий каждую сторону на семь трапециевидных клейм; внутри каждого клейма – «древо» с двумя животными по сторонам. Шитье двухстороннее, шов – «елочка». Контур узоров обведен черным шелком. Края ширинки завершены бахромой из нитей красного шелка.
Композиционная схема орнамента аналогична узорной кайме на ширинке № 89, датирующейся концом XVI в. Характер рисунка указывает, скорее на XVII в.
___________________________________________________________________
Ширинка. XVII век Размер 50х48,5 см; ширина орнаментальной каймы – 7,5 см.
Рис. 94, Каталог с.155, Инв.1040

Рис. 94, с. 268

Ширинка из белой тафты, по краям – орнаментальная кайма, шитая пряденым золотом и серебром и разноцветными шелками: красным, зеленым, голубым. Узор – вьющиеся стебли, орнаментированные разнообразными по форме цветами. В центре каждой стороны и по углам – двухглавые орлы; по сторонам от них – бегущие единороги; узор по контуру обведен черным шелком. Шитье двухстороннее; швы – «елочка», «косой ряд».
Края ширинки завершены бахромой из нитей пряденого золота.
Реставрирована: сдублирована на кисею.
По общему характеру рисунка шитого узора ширинка может быть отнесена к XVII в.
___________________________________________________________________
Ширинка. XVII век Размер 49х47,5 см; ширина орнаментальной каймы – 6 см.
Рис. 95, Каталог с.156, Инв.1041

Ширинка из белого холста, по краям – орнаментальная кайма, шитая пряденым золотом и серебром и разноцветными шелками: малиновым и голубым. Узор – вьющийся стебель с листочками, пересеченный штамбами, завершенными на одном конце пятилопастным листиком, на другом – продолговатыми бутонами, отходящими в обе стороны. Контур узора обведен черным шелком (местами он утрачен). Шитье двухстороннее, швы: «елочка», «гладь». Узор с обеих сторон заключен в рамку, шитую плетенкой. Края ширинки завершены бахромой из нитей пряденого золота и красного шелка.
Композиция узора близка по строению узору на кайме ширинки № 92.
__________________________________________________________________
Ширинка. XVII век Размер 45х46 см; ширина орнаментальной каймы – 6,5 см.
Рис. 96, Каталог с.156, Инв.1042

Ширинка из белого холста, по краям – орнаментальная кайма, шитая пряденым серебром и разноцветными шелками: красным, синим, желтым. Узор – вьющийся стебель, в изгибах которого – цветочные штамбы, завершенные ветками с цветами; между штамбами, вдоль по стеблю, - цветы типа василька; по углам – диагональные композиции с лирообразым цветком в центре. Шитье двухстороннее; шов – «елочка». Края ширинки завершены бахромой из нитей крученого красного шелка и пряденого серебра.
На принадлежность ширинки XVII в указывает общий характер рисунка узора с типичными лирообразными цветами, «огурцами» и многочисленными «усиками».
__________________________________________________________________
Ширинка. XVII век Размер 42,5х40 см; ширина орнаментальной каймы – 6,5 см.
Рис. 97, Каталог с.157, Инв.1043

Ширинка из белой тафты, по краям – орнаментальная кайма, шитая пряденым золотом и серебром и разноцветными шелками: голубым, желтовато – зеленым, светло - песочным. Узор – чередующиеся цветочные штамбы и S-образные завитки – стебли. Штамбы завершены трилистниками, в центре их – шестилепестковая розетка. Узор обведен по контуру темно – коричневым шелком. Шитье двухстороннее, швы: «елочка», «гладь». Края ширинки завершены бахромой из нитей пряденого золота.
__________________________________________________________________
Ширинка. XVII век Размер 49х50 см; ширина орнаментальной каймы – 6,5 см.
Рис. 98, Каталог с.158, Инв.1044

Рис. 98, с. 270

Ширинка из белой тафты, по краям – орнаментальная кайма, шитая пряденым золотом и серебром и разноцветными шелками: зеленым, голубым, красным, светло - коричневым. Узор – чередующиеся штамбы с отходящими от них в обе стороны, вверх и вниз, длинными стеблями, которые, соединяясь, составляют цепочку овалов с цветочной разработкой внутри. Контур узора обведен черным шелком. Шитье двухстороннее; шов - «елочка». Края ширинки завершены редкой бахромой из нитей пряденого золота.
__________________________________________________________________
Ширинка. XVII век Размер 48,5х49 см; ширина орнаментальной каймы – 7,5 см.
Рис. 99, Каталог с.158, Инв.1045

Ширинка из белого шелка, по краям – орнаментальная кайма, шитая пряденым золотом и серебром и черным шелком. Узор – широкий вьющийся стебель с многочисленными и разнообразными по форме листьями и с древом в центре каждой стороны. По углам – древовидные фигуры, расположенные по диагонали. Шитье двухстороннее; швы: «елочка», «гладь». Края ширинки завершены бахромой из нитей пряденого золота.
__________________________________________________________________
Ширинка. XVII век Размер 48,5х47 см; ширина орнаментальной каймы – 6 см.
Рис. 100, Каталог с.159, Инв.1046

Ширинка из белой тафты, по краям – орнаментальная кайма, шитая пряденым золотом и серебром и разноцветными шелками: зеленым, голубым. Узор – чередующиеся звездоподобные розетки и крестообразные фигуры, составленные из разнообразных по форме листочков; снизу и сверху они обрамлены стеблями, огибающими композицию по овалу. Шитье двухстороннее, шов «елочка».
__________________________________________________________________
Ширинка. XVII век Размер 48х48,5 см; ширина орнаментальной каймы – 5,5 см.
Рис. 101, Каталог с.160, Инв.1092

Ширинка из белого холста, по краям – орнаментальная кайма, шитая пряденым золотом и серебром и разноцветными шелками: синим, красным, зеленым. Узор – чередующиеся цветочные штамбы; по внешнему краю штамбы соединены тонкой ломаной, с острыми зубцами линией, переходящей как бы в ветви штамбов. В углах штамбы расположены по диагонали и завершены пышными трилистниками. Стебли, ломаная линия, внешняя и внутренняя рамка каймы шиты черным шелком. Шитье двухстороннее; шов «елочка».
Композиция узора и характер рисунка очень близки узору на кайме ширинки № 90.
__________________________________________________________________
Ширинка. XVII век Размер 45,5х46 см; ширина орнаментальной каймы – 5 см.
Рис. 102, Каталог с.160, Инв.1093

Ширинка из белого холста, по краям – орнаментальная кайма, шитая пряденым золотом и серебром и разноцветными шелками: голубым, зеленым, песочным. Узор – вьющийся стебель, равномерно выпускающий в местах изгибов крупные ветки с двумя побегами, между которыми помещен лирообразный цветок; побеги завершены стилизованными колоколообразными цветами с листиками. Контур узора обведен черным шелком. Шитье двухстороннее; шов «елочка». Края ширинки завершены бахромой из нитей крученого красного шелка и пряденого серебра.
__________________________________________________________________
Ширинка. XVII век Размер 47,5х46,5 см; ширина орнаментальной каймы – 5 см.
Рис. 103, Каталог с.161, Инв.1094

Рис. 103, с. 271.

Ширинка из белого холста, по краям – орнаментальная кайма, шитая пряденым золотом и серебром и разноцветными шелками: красным, голубым, зеленым. Узор – вьющийся стебель с цветочными штамбами в местах изгибов; стебель орнаментирован разнообразными по форме листьями; по сторонам штамбов (центральных и угловых) изображены бегущие навстречу друг другу единороги. Контур узора и стебель шиты тонким некрученым черным шелком. Шитье двухстороннее; швы: «елочка», «гладь. Края ширинки завершены бахромой из нитей крученого красного шелка и пряденого серебра.
__________________________________________________________________
Ширинка. XVII век Размер 51х51 см; ширина орнаментальной каймы – 3,5 см.
Рис. 104, Каталог с.162, Инв.7970

Рис. 104, с. 273

Привезена академиком И.Э. Грабарем с Севера. Поступила в Загорский музей в 1979 г.
Ширинка из тонкой белой ткани, по краям – узкая орнаментальная кайма, шитая пряденым золотом и серебром и разноцветными шелками: малиновым, светло – голубым, темно - зеленым. Узор – чередующиеся штамбы двух типов: одни – древовидные с листьями – завитками, другие – цветочные, несколько вытянутые вдоль стебля и образующие как бы трапециевидные клейма, в которые заключены древовидные штамбы. Контур узора и стебель шиты тонким некрученым черным шелком. Шитье двухстороннее; швы: «елочка», «гладь, «косой ряд».
Из собрания Государственного Исторического Музея
1 фото
Платок-«ширинка» №16
XVII в. Россия
Ткань - шелк, шелковые, пряденые золото – серебряные нити. Шитье швом «на проем» и «вприкреп».
2 фото
Платок-«ширинка» №20
XVII н. Россия
Ткань - кисея. Шитье цветными шелками гладьевыми швами «на проем».
3 фото
Платок- «ширинка» №21
XVII в. Россия
Ткань - шелк. Шитье цветными шелками и золото-серебряными нитями «на проем».
4 фото
Покровец (кайма от «ширинки») №22
XVII в. Россия
Ткань - кисея. Цветной шелк, пряденые золото-серебряные нити. Шов –«на проем».