Загрузите GEDCOM-файл на ВГД   [х]
Всероссийское Генеалогическое Древо
На сайте ВГД собираются люди, увлеченные генеалогией, историей, геральдикой и т.д. Здесь вы найдете собеседников, экспертов, умелых помощников в поисках предков и родственников. Вам подскажут где искать документы о павших в боях и пропавших без вести, в какой архив обратиться при исследовании родословной своей семьи, помогут определить по старой фотографии принадлежность к воинским частям, ведомствам и чину. ВГД - поиск людей в прошлом, настоящем и будущем!
Вниз ⇊

ШИРИНКИН - происхождение фамилии


← Назад    Вперед →Страницы: 1 * 2 Вперед →
Модератор: shumilovanata
shumilovanata
Модератор раздела

Голицыно
Сообщений: 273
На сайте с 2018 г.
Рейтинг: 144
НАЧАЛО НА 1-ой СТРАНИЦЕ ПУБЛИКАЦИИ


"Каргополье. Художественные сокровища"
Г. Дурасов стр.135
(скачать книгу)


Вышивка, как и процесс вышивания, имела обрядовое значение, была близка к аграрным обрядовым действам.

Вышивали преимущественно девушки и лишь весной, до начала полевых работ, словно бы творя заклинание на урожай.

Большинство узоров, что вышила молодуха на приданом, образно повествует, как небо дает плодородящую силу земле, а она родит на благо людей свои плоды. «Пусть так будет всегда», - словно говорят вышивки, которые были своего рода молитвой о будущем урожае, просьбой, чтобы вечно светило солнце, родила земля и никогда не пресекся род человеческий.

Известно, что в древности славяне, тоже земледельцы, поклонялись полотенцам-убрусам, - вернее, священным изображениям, вышитым на холсте. На протяжении многих веков узоры эти бережно передавались из поколения в поколение, из рода в род, от матери к дочери и сопутствовали человеку во все дни его жизни.

Само слово «узор» происходит от древнеславянского «узрети» (увидеть).
В древней Руси понимали смысл этого слова еще и как «красота», «благо».
В славянских языках, в частности, в русском, «узор» имеет много однокоренных слов: заря, зарница, зарево. Все они по своему смыслу связаны со значениями «свет» и «тепло».

Восходя к первоначальному древнему культу неба и солнца, узоры являли собой «знамения неба», «божественные знаки».

Когда-то были они не столько украшением в нашем понимании, сколько знаками и образами божества у наших древних предков. Украшенное ими полотенце всегда висело в «красном углу», иным отирали новорожденного ребенка, а разузоренный плат-ширинка необходим был в свадебной обрядности. Молодых и всех остальных участников свадьбы соединяли друг с другом только через этот плат, ведь голая рука, по народным представлениям, сулила бедность.

Обернув ширинкой свою руку, отец брал за руку дочь и передавал
ее жениху - и так на всех этапах свадьбы.

Каргопольские рукодельницы владели почти всеми известными швами: на одной разузоренной вещи, особенно на ширинках, можно насчитать по нескольку приемов вышивки.
_______________________________________________________________________________________________________


Комментарий модератора:
1 фото
Ширинка свадебная. Начало XIX в. Холст, льняные и шелковые нити. Ажурное ткачество, двусторонний шов, гладь. 71 х 40.

2 фото
Ширинка свадебная.Начало XIX в. Холст, льняные и шелковые нити. Ажурное ткачество, двусторонний шов, гладь. 69 х 34


Прикрепленный файл: Дурасов_ширинка свадебная 1.jpgДурасов_ширинка свадебная_2.jpg, 545561 байт
---
Пермская губерния: Власовы (Мт-H15a1b), Поповы (Y-R1a1a1b1a2b3), Ширинкины, Казаковы, Медведевы, Паутовы, Полыгаловы (Mt-U5b2a1a2).
Донецкая обл, станица Ново-Николаевская (ныне г. Новоазовск): Городжа (Y-I2a)
Мой дневник
shumilovanata
Модератор раздела

Голицыно
Сообщений: 273
На сайте с 2018 г.
Рейтинг: 144
Государственный исторический музей

Название «ширинка» встречается в XVI и XVII вв. в описях царского и церковного имущества и означает небольшой квадратный платок, отрезанный по ширине полотна, которая в то время обычно составляла около 40 см.

Старинные ширинки изготавливали из шелковой или хлопчатобумажной тканей (тафты и миткаля) и украшали по краям вышивкой цветным шелком с золотной или серебряной нитями, а для образцов, создававшихся в Царицыной мастерской палате, иногда использовали кружево и жемчуг.

В узорах вышивки, помимо богатых растительных и орнаментальных мотивов, встречаются двуглавые орлы, птицы и единороги.

Ширинки не были предметами повседневного употребления, они служили главным образом для подарков, украшением домашней обстановки, а также как дополнение к наряду — их прикалывали к поясу или просто держали в руках, когда отправлялись в церковь или в гости.

Во время свадебного обряда невеста одаривала ими гостей.

В крестьянском быту XIX — начала XX века ширинка считалась символом девичества и играла важную роль в обрядах, связанных со свадьбой: ширинки дарили гостям на сговоре, в день венчания их получали в подарок все участники свадебного поезда, в церкви у аналоя жених и невеста стояли на разостланной ширинке-подножнике, после брачной ночи ширинками одаривали всех взрослых родственников мужа.

Каждая невеста заранее начинала готовить дары, состоящие из вышитых платков и полотенец для подношения родне жениха. По качеству и богатству их выполнения можно было судить о достоинствах и талантах невесты.


Комментарий модератора:
Фото: Ширинка
Время создания: XVII в.
Размер: 63х63 см; ширина каймы - 7,5 см
Техника: Шелковая тафта, золотные, серебряные, разноцветные шелковые нити; вышивка
Коллекция: Государственный исторический музей
Выставка: Традиции русской свадьбы


Прикрепленный файл: Ширинка Государственный исторический музей.jpg
---
Пермская губерния: Власовы (Мт-H15a1b), Поповы (Y-R1a1a1b1a2b3), Ширинкины, Казаковы, Медведевы, Паутовы, Полыгаловы (Mt-U5b2a1a2).
Донецкая обл, станица Ново-Николаевская (ныне г. Новоазовск): Городжа (Y-I2a)
Мой дневник
shumilovanata
Модератор раздела

Голицыно
Сообщений: 273
На сайте с 2018 г.
Рейтинг: 144
Сохранились письменные свидетельства
об использовании ширинок в свадебных обрядах царей в допетровскую эпоху.

Царские ширинки богато расшивали золотом, цветными шелками, жемчугом.

image.jpg

«Быт русского народа»
ЧАСТЬ 2. СВАДЬБЫ
А. Терещенко
(читать здесь)


II. СВАДЬБЫ ВЕЛИКОКНЯЖЕСКИЕ

II. СВАДЬБА ВЕЛИКОГО КНЯЗЯ ВАСИЛИЯ


Великий князь Василий, женясь (в 1526 г. янв. 21) на княжне Елене Глинской, праздновал свадьбу великолепно, а двор его блистал пышностью. Нарядясь в одежду жениха, он сидел со всем своим поездом в брусяной столовой избе. Невеста его Елена шла из своего дома в среднюю палату с женою тысяцкого, двумя свахами, боярынями и многими знатными людьми.

Жена тысяцкого осыпала хмелем Великого князя и Елену, а потом опахивала соболями. Дружка государев, благословясь, изрезал перепечь и сыры для всего поезда; Еленин дружка раздавал ширинки. По вставании великого князя и княжны положили на их места по 40 соболей, и потом они отправились в церковь Успения.


III. СВАДЬБЫ ЦАРСКИЕ

I. СВАДЬБА ЦАРЯ МИХАИЛА ФЕОДОРОВИЧА 1626 Г. ФЕВР. 5


Чертежное место (царское) было приготовлено заранее для молодых в Грановитой палате: оно было обито червчатым бархатом и покрыто двумя бархатными изголовьями, шитыми золотом; на нем лежали по сорок соболей, а третьи сорок, назначенные для опахивания, держал дьяк Андр. Подлесов. Пред чертежным местом находился стол, покрытый тремя скатертями; на них лежали перепечь, ширинки, сыр и стояла пустая солонка; на столе, подле перепечи, была солонка с солью. Грановитая палата была украшена образами, а лавки застланы поволошниками и суконными коврами с изображением на них львов.

ШЕСТВИЕ МОЛОДЫХ В ГРАНОВИТУЮ ПАЛАТУ


Венценосный жених отправил по невесту ее дружков. Она шла из своих хором через палату; впереди ее шли свечники, фонарники и каравайники, одетые в золотые на соболе терлики и в черные лисьи шапки. Обручальные и богоявленские свечи несли стряпчие; за ним нес осыпало на золотой мисе думный дьяк. На мисе лежали по трем углам хмель, 27 соболей, 27 беличьих мехов, 27 золотых участковых платков, каждый длиною один аршин пять вершк., шириною пол-арш.; 18 золоченых пенязей и 9 венгерских червонцев. Потом шли дружки, и они берегли путь, чтобы никто не переходил его; за ними шел благовещенский поп Иван наседка, который кропил путь святой водою. Государыню вели под руку старшие свахи, за нею шли боярыни; жена постельничьего несла кику, прочие барыни несли убрусцы и ширинки.
image.jpg
«Боярский свадебный пир» Маковский К.Е.


СОВЕРШЕНИЕ ОБРЯДОВ В ГРАНОВИТОЙ ПАЛАТЕ


Спустя несколько времени протоиерей читал молитву покровению головы, после того сваха чесала гребнем головы молодым, омакивая гребень в медовую чару, а думный дьяк держал мису с осыпалом. В то время зажгли обручальные свечи богоявленскими вечерними. По зачесании волос надели на голову невесты кику и закрыли фатой, которую покрыли убрусом, унизанным жемчугом с золотом. Потом сваха осыпала их хмелем. Старший дружка царя резал перепечь и сыр, а старший дружка невесты поднес жениху от имени невесты низанный жемчугом тафтяной убрусец, ширинку и каравай, а патриарху и инокине Марфе Ивановне убрусы, ширинки, перепечь и сыр. Меньший дружка невесты, кн. Ром. Пожарский, разносил караваи, сыр и ширинки посаженым родителям, тысяцкому, сидячим боярыням и поезжаным. Постельным боярам и боярыням, бывшим у постели молодой, он разносил Одни ширинки. Царице Дарий, бывшей супруге Иоанна IV, отправили с нарочным в Тихвин: убрусец, ширинку, каравай и сыр. Дорогу молодых устилали камками червчатыми, а у лестницы дворцовой приготовили аргамака. Государь, севши на лошадь, ехал площадью; впереди него ехали йоезжаные, более 40 челов., за ними дружки, а сбоку жениха тысяцкий; около лошади молодого шел пешком боярин кн. Лыков. Невеста ехала за поездом жениха в больших санях инаалцовских, обитых золотым атласом; Противу нее сидели четыре свахи; за санями шли: окольничий, дьяк, 23 дворянина, большею частию из княжеского рода, и 20 боярских детей. Последние берегли путь, чтобы никто не переходил его. Потом молодые отправились в Успенский собор.


II. СВАДЬБА ЦАРЯ АЛЕКСЕЯ МИХАЙЛОВИЧА, БЫВШАЯ В 1648 г. ЯНВ. 16

ЧЕСАНИЕ КОСЫ, ОКРУЧИВАНИЕ И ПОДАРКИ


При чесании косы и укручивании закрыли молодых покрывалом с вышитым на нем крестом; покрывало держали свечники- свахи расчесывали косу и одевали. Перед царем тогда же поставили на большом блюде хлеб и сыр, которые разрезали на куски; клали на тарелки, поверх хлеба и сыра, подарки со стороны невесты — ширинки (платки), которые бывали белые тафтяные, шитые вокруг золотом и серебром и с таковыми же кистями, и их разносили по расписанию: прежде духовнику, родителям невесты, тысяцкому, а потом царю, поезжаным, сидячим боярам, боярыням, дружкам, свахам, конюшему и дворецкому с окружающими его. Дружка невесты разносил такие же подарки: посаженым родителям, царевнам и прочим назначенным по росписи; патриарху послали белое полотно.
miliciya-1960-1970-1.jpg
"Выбор невесты царем Алексеем Михайловичем" Маковский К.Е.



Комментарий модератора:
1 фото
Вышитые поручи, платок-ширинка.

2 фото
Ширинка 17 в.
Техника вышивки: стежок, двусторонняя вышивка, вышивка серебром, вышивка по шелку.
Материалы Цветные нити шелк, плетение из серебра, кисея.

3 фото
Ширинка царицы 17 в.

4 фото
Ширинка 17 в. Кремль.

5 фото
Ширинка. Полотно, шёлк, золотные нити, вышивка гладью. 48х49. XVII век. ГРМ «Платки и шали в России XVIII-XXI в».


Прикрепленный файл: 1_Вышитые поручи, платок- ширинка.jpg2_Ширинка 17 в.jpg, 601293 байт3_Ширинка царицы 17 в.jpg, 367754 байт4_Ширинка 17 в Кремль.jpg, 541680 байт5_Ширинка. Полотно, шёлк, золотные нити, вышивка гладью. 48х49. XVII век. ГРМ.jpg, 774183 байт
---
Пермская губерния: Власовы (Мт-H15a1b), Поповы (Y-R1a1a1b1a2b3), Ширинкины, Казаковы, Медведевы, Паутовы, Полыгаловы (Mt-U5b2a1a2).
Донецкая обл, станица Ново-Николаевская (ныне г. Новоазовск): Городжа (Y-I2a)
Мой дневник
shumilovanata
Модератор раздела

Голицыно
Сообщений: 273
На сайте с 2018 г.
Рейтинг: 144
«Костюм в России XV - начало XX века
Из собрания Государственного Исторического Музея»

Ефимова, Алешина, Самонин
(скачать книгу)


Великолепные, расшитые золотом завесы, покровы, хоругви, шитые иконы во множестве украшали храмы. Драгоценные облачения священнослужителей, царские, княжеские и боярские парадные одежды поражали современников богатством и обилием парчовых тканей, отделанных разноцветными камнями, жемчугом, металлическими дробницами. Блеск и сияние золота, переливы жемчужного низанья и камни при мерцающем свете свечей и лампад создавали особую эмоциональную атмосферу, придавали отдельным предметам острую выразительность или объединяли их, превращая окружающее в таинственный мир «храмового действа» - литургии, в ослепительное зрелище царских церемониалов.

Золотным шитьем украшали светские одежды, интерьер, предметы домашнего обихода, обрядовые полотенца, платки-ширинки, предметы конского убранства.

«Ширинка» - небольшой декоративный платок из тонкой ткани,
украшенный по краям полосами орнаментального шитья шелковыми, золотыми и серебряными нитями, жемчугом.

Такой платок часто дополнялся кистями из длинных шелковых и золотых нитей и назывался «ширинка пакищепа».
Шитье исполнялось швами «на проем», было двусторонним.

Являясь непременным дополнением праздничного женского костюма, «ширинка» вышивалась невестой как свадебный подарок жениху.

«Ширинки» служили распространенным даром по торжественным случаям, вкладывались в монастыри, а также входили в число даров, которыми Русское государство обменивалось с соседними странами.

В узоры вышивок на «ширинках» входили растительные мотивы, изображения птиц, двуглавых орлов, единорогов и других мотивов, соединенных между собой в непрерывную цепь орнаментальных полос.

В шитье «ширинок» наиболее ярко проявились традиции народного искусства.



Комментарий модератора:
Из собрания Государственного Исторического Музея

1 фото
Платок-«ширинка» №16
XVII в. Россия
Ткань - шелк, шелковые, пряденые золото – серебряные нити. Шитье швом «на проем» и «вприкреп».

2 фото
Платок-«ширинка» №20
XVII н. Россия
Ткань - кисея. Шитье цветными шелками гладьевыми швами «на проем».

3 фото
Платок- «ширинка» №21
XVII в. Россия
Ткань - шелк. Шитье цветными шелками и золото-серебряными нитями «на проем».

4 фото
Покровец (кайма от «ширинки») №22
XVII в. Россия
Ткань - кисея. Цветной шелк, пряденые золото-серебряные нити. Шов –«на проем».


Прикрепленный файл: 16_Платок ширинка_Костюм в России 15_нач20 в.jpg20_Платок ширинка_Костюм в России 15_нач20 в.jpg, 435993 байт21_Платок ширинка_Костюм в России 15_нач20 в.jpg, 427341 байт22_Платок ширинка_Костюм в России 15_нач20 в.jpg, 456652 байт
---
Пермская губерния: Власовы (Мт-H15a1b), Поповы (Y-R1a1a1b1a2b3), Ширинкины, Казаковы, Медведевы, Паутовы, Полыгаловы (Mt-U5b2a1a2).
Донецкая обл, станица Ново-Николаевская (ныне г. Новоазовск): Городжа (Y-I2a)
Мой дневник
shumilovanata
Модератор раздела

Голицыно
Сообщений: 273
На сайте с 2018 г.
Рейтинг: 144
Жизнь государева двора. Облачение царицы


Музеи Московского Кремля (канал YouTube)

Процесс облачения царицы XVI—XVII веков в нарядные одежды — удивительный ритуал! Каждая вещь имела свое значение и не случайно становилась частью богатого костюма. К сожалению, женских одежд того времени в Музеях Московского Кремля не сохранилось. Но, благодаря изучению кроильных книг и кропотливой работе художников по костюму, нам удалось воссоздать образ русской царицы. В новом проекте «Жизнь Государева двора» отправляемся на четыре столетия назад и показываем, как это было!

СМЕТРЕТЬ ВИДЕО ЗДЕСЬ


Обязательным атрибутом женского русского костюма была ширинка.

Так назывался парадный носовой платок, расшитый золотом.

Его кроили во всю ширину ткани – отсюда название.

Царицы и царевны, женщины и девушки держали такой платок в руках при парадных выходах или на церковной службе.

Он был особенный – сшитый самой владелицей из тончайшей дорогой ткани, украшен кистями, жемчугом и великолепным шитьем.

Прикрепленный файл: Царская_Moment 3.jpgЦарская_Moment 9.jpg, 2133520 байтЦарская_Moment 11.jpg, 2503348 байт
---
Пермская губерния: Власовы (Мт-H15a1b), Поповы (Y-R1a1a1b1a2b3), Ширинкины, Казаковы, Медведевы, Паутовы, Полыгаловы (Mt-U5b2a1a2).
Донецкая обл, станица Ново-Николаевская (ныне г. Новоазовск): Городжа (Y-I2a)
Мой дневник
Лайк (1)
shumilovanata
Модератор раздела

Голицыно
Сообщений: 273
На сайте с 2018 г.
Рейтинг: 144
«Художественное шитье Древней Руси в собрании Загорского музея»
Т.Манушина
(скачать книгу)


Среди богатейших художественных сокровищ нашей страны исключительно ценным является веками сложившееся собрание Троице–Сергиевой лавры, теперь составляющее основу Загорского государственного историко–художественного музея–заповедника.

В Троице–Сергиев монастырь поступали в качестве вкладов (даров) лучшие произведения искусства. Это в основном произведения царских, княжеских и боярских мастерских, где работали выдающиеся художники Древней Руси.
8a9d63d9eb95647fb27c1afe5a1adaaa-1

Сам монастырь с XV века стал средоточением различных художественных ремесел, даже таких, как производство золотошвейных полотенец и крашенин.

В многообразном художественном собрании Троице–Сергиевой лавры одно из первых мест занимали большие, хорошо подобранные коллекции лицевого и орнаментального шитья.

Лицевое шитье, в котором воспроизводились разные иконографические сюжеты, часто называют «живописной иглой».

В этом сложном и многотрудном деле проявили свое дарование русские женщины, славившиеся как искусные вышивальщицы. Они сотрудничали с художниками – иконописцами, выступавшими в качестве «знаменщиков» (мастеров рисунка) сложных шитых композиций.

Они же были носителями многовековых традиций народного искусства, проявившихся наиболее ярко в орнаментальном шитье, которым украшали светские и церковные одежды и некоторые другие предметы домашнего и церковного обихода: ширинки, скатерти, полотенца, покровцы на церковные сосуды, всякого рода «вошвы» для украшения богатых одежд.

Искусство шитья – один из древнейших видов художественного творчества. Истоки его восходя к далекой эпохе, когда вышитые изображения связывались прежде всего с заклинательной магией и имели значение своего рода «оберега», охранителя от злых сил.

С течением времени их магическое значение уступало эстетическому: привычные старые формы (различные языческие символы) воспринимались, как красивое узорочье.

Однако, само понятие красивого, украшенного становилось в народном представлении равнозначным доброму, благожелательному, оберегающему.

Широкое представление о характере русского средневекового художественного шитья, его стилистических особенностях на определенных этапах развития дает коллекция Загорского музея–заповедника, сложившаяся, главным образом, из вкладов (даров) в Троице–Сергиев монастырь.

Среди вкладчиков (дарителей) – цари, князья, бояре, духовенство, служилые и торговые люди (Иван Грозный, Борис Годунов, царь Михаил Федорович, княгиня Анна Васильевна Трубецкая, князь Никита Иванович Одоевский, бояре Иван Васильевич Морозов, Алексей Семенович Шеин и др.).

Вкладные книги и Описи Троице – Сергиева монастыря сообщают не только о вещах церковного назначения, но и тщательным образом описывают так называемую рухлядь, то есть мужское и женское платье, головные уборы, вошвы, предметы домашнего обихода: скатерти, ширинки, полотенца.

К сожалению, ничего из этих вещей, кроме ширинок, не сохранилось.

Почти все они поступали в монастырскую казну, где часть переделывалась или приспосабливалась под церковные нужды, использовалась в быту, а большинство, видимо, обращалось в деньги.

Подвергались переделкам обветшавшие вкладные (переданные в дар) вещи, при этом часть драгоценностей с них могла быть использована. Монастырская реставрация вещей могла носить самый разнообразный характер. Иногда это ограничивалось только заменой фона, нередко на новые вещи переносилось старое шитье оплечий, концов сулков и набедренников, кайм ширинок.

Произведения орнаментального шитья XV – XVII веков, выполненные в среде высших слоев феодального общества, обнаруживают связь с народной крестьянской вышивкой не только аналогиями орнаментальных мотивов, но и все своим художественным строем.

Им сродни простота и ясность композиций, графичность и четкость узоров, ритмическая связанность их, немногоцветность колорита, определенная общность в понимании декоративности.

Последнее обстоятельство особенно интересно. Так, в народных крестьянских вышивках декоративность достигается контрастным сочетанием, главным образом, белого фона и красного узора; в вышивках высших слоев общества красны цвет заменяется золотым.

И дело здесь, видимо, не только в драгоценности материала, но и в древней символике этого цвета – равнозначного красивому, красному цвету солнца.

_________________________________________

ОБРАЗЦЫ ШИРИНОК ИЗ СОБРАНИЯ ЗАГОРСКОГО МУЗЕЯ


__________________________________________________________________

---
Пермская губерния: Власовы (Мт-H15a1b), Поповы (Y-R1a1a1b1a2b3), Ширинкины, Казаковы, Медведевы, Паутовы, Полыгаловы (Mt-U5b2a1a2).
Донецкая обл, станица Ново-Николаевская (ныне г. Новоазовск): Городжа (Y-I2a)
Мой дневник
shumilovanata
Модератор раздела

Голицыно
Сообщений: 273
На сайте с 2018 г.
Рейтинг: 144
“Русская вышивка и кружево”
Государственный Исторический музей
Л. В. Ефимова, Р. М. Белогорская
(скачать книгу)



…Не менее значительно в музее собрание древне русского декоративного или орнаментального шитья XVI – XVII веков.

Уникальные образцы такой вышивки сохранились на предметах светской одежды и церковных облачений, на декоративных и обрядовых платках – ширинках, на полотенцах.

Это шитье за редким исключением исполнено золотными и серебряными нитями, шелком, привозимым с Востока.

Многие из этих вышивок выполнены с применением крупного жемчуга, камней – самоцветов, узорных металлических пластинок.

Подобного рода дорогое шитье предназначалось для феодальной знати.

Народная вышивка этого времени не сохранилась, но черты ее отразились в предметах, создаваемых для княжеского окружения и богатого духовенства.

Большую ценность в собрании декоративного древнерусского шитья представляют платки – ширинки.

Они широко применялись в быту: были связаны со свадебными обрядами, служили декоративным дополнением костюма, входили в число посольских даров.

Их щедро украшали вышивкой, шелком, золотными и серебряными нитями, жемчугом и кружевом.

Растительные побеги, завитки, цветы, птицы и двуглавые орлы, олени и единороги, разнообразные плетенки входили в орнамент их узорной каймы.

Основную схему узора каймы на ширинках в XVII веке составляла волнообразная линия с симметрично отходящими в обе стороны от нее побегами.

Мастерица – вышивальщица применяла в шитье ширинок двусторонний шов на проем, добиваясь одинаковой чистоты передачи рисунка как с лицевой, так и с оборотной стороны.

Для большей нарядности ширинки по краям украшали длинной бахромой из шелка и золотных нитей – «накищивали».

По сравнению с золотным шитьем по бархату и шелку вышивка на ширинках из более легких светлых тканей отличается особым изяществом и лиричностью образа.

____________________________________________________

Ширинка XVII век
Размер 55х55
фото 30, стр.225
30.jpg
Поступил в 1897 г.
Инв. № 34967 С-377

Шитьё на проём техникой двустороннего настила цветным некрученым шёлком и пряденым серебром по тонкому полотну – кисее.

Орнаментальная вышивка каймы с растительным мотивом в виде извивающегося побега, стилизованных цветов и пальметок.
Узор обведен по контуру черной ниткой. Травы ширинки манерой передачи рисунка напоминают графические росписи северодвинских прялок.
Ширинка украшена длинной бахромой из шелковых нитей и пряденого серебра – «накищена» (терминология описей XVII века).

_________________________________________________

Ширинка XVII век
Размер 33х30 см
фото 31, стр.225
31.jpg
Поступил в 1933 году.
Инв. № 75361 Р.Б.-2681

Шитье на проем пряденым золотом, серебром и цветным крученым шелком оп белому шелку.

Первоначальная форма утрачена.
В узоре каймы причудливо сочетаются разнообразные орнаментальные элементы и растительные мотивы.
В основе композиции – волнообразная линия с усложненными переплетенными узлами. В изгибах – лировидные мотивы и цветок крин. Узор обведен по контуру черной ниткой, что придает ему графическую четкость, ясность.

_______________________________________________

Фрагмент ширинки (?) Конец XVII - начало XVIII века.
Размер 12х12,5 см
фото 32, стр.225
32.jpg
Поступил в 1927 году
Инв. № 75361 Р.Б.-2681

Шитье двусторонним швом на проем пряденым золотом и серебром, некрученым разноцветным шелком по тонкому льняному холсту.

Среди растительных побегов с цветами помещена фантастическая птица Сирин. По характеру узора вышивка близка к произведениям русского народного прикладного искусства.
В народном представлении птица Сирин олицетворяет доброе начало. Возможно, шитье украшало угол ширинки или край праздничного полотенца.

______________________________________________

ПРИМЕРЫ ЗОЛОТНОГО ШИТЬЯ:


---
Пермская губерния: Власовы (Мт-H15a1b), Поповы (Y-R1a1a1b1a2b3), Ширинкины, Казаковы, Медведевы, Паутовы, Полыгаловы (Mt-U5b2a1a2).
Донецкая обл, станица Ново-Николаевская (ныне г. Новоазовск): Городжа (Y-I2a)
Мой дневник
shumilovanata
Модератор раздела

Голицыно
Сообщений: 273
На сайте с 2018 г.
Рейтинг: 144
“Древнерусская живопись иглой”
Музеи Московского Кремля

Н. А. Маясова
(скачать книгу)



Художественное шитье наряду с узорным ткачеством относится к тем немногим областям культуры, в которых могла проявить свои творческие способности, свое отношение к окружающему миру женщина Древней Руси.

Часто встречающиеся в народных вышивках отголоски языческих верований славян (изображения древа жизни, богини — матери всего сущего, священных коней и птиц, символов солнца и т. п.) свидетельствуют о существовании этого вида искусства с глубокой древности.

Наибольшее развитие художественное шитье, и в частности изобразительное, или «лицевое», получило на Руси после принятия христианства (конец X века). Наряду с иконой и фреской оно должно было изображать христианских «святых», библейские и евангельские сюжеты.

Вышивка органически вошла в жизнь народа. Ею украшали одежды, полотенца и другие предметы быта.

Произведения художественного шитья высоко ценились в Древней Руси. Они числились среди драгоценных даров князей и бояр, заносились наряду с золотыми и серебряными предметами в описи имущества, «рядные» (брачные) грамоты и другие документы.

Недаром летописцы, сообщая о пожарах и вражеских нашествиях, часто упоминают о погибших произведениях художественного шитья. Уже с XII века известны случаи вывоза русского шитья в другие страны.

Вышивание было распространено среди всех слоев населения Древней Руси. В знаменитом произведении XVI века «Домострое», особо отмечалось, что «добрые жены рукодельны», что каждая женщина и девушка должна быть искусна «в прядиве и пяличном деле».

И недаром приезжавшие в Россию иностранцы отмечали: «Лучшее, что умеет здесь женщина,— это хорошо шить и прекрасно вышивать шелком и золотом».

Однако шелковые ткани, обычно служившие фоном для шитых изображений, а также золотные и шелковые нити привозили из других стран, и стоили они дорого. Эти обстоятельства ограничивали распространение в народе искусства лицевого шитья. Оно было привилегией преимущественно богатых слоев общества, в то время как орнаментальные вышивки, в которых использовались и недорогие материалы — холст и льняные нити, были доступны широким кругам населения.

Мастерские художественного шитья («светлицы», «светличные палаты») имелись почти в каждом княжеском и боярском хозяйстве, в домах служилых и торговых людей, в женских монастырях. Во главе такой мастерской обычно стояла сама хозяйка, нередко принимавшая непосредственное участие в работе.

Мастерицы специально обучались художественному шитью, их труд ценился высоко. Недаром Иван Грозный забирал в дворцовые светлицы искусных вышивальщиц у опальных или казненных им бояр. А в одной из повестей XVII века рассказывается, что окольничий Василий Волынский, человек недалекого ума, получил в управление Посольский приказ не только благодаря угодничеству и лицемерию, но и высокому искусству вышивальщиц своей супруги.

…Наряду с этим продолжала жить и древняя языческая символика. Мы встречаем ее и в памятниках христианского культа, и в дошедших до нас малочисленных предметах средневекового быта.

Таким редким памятником является украшенный шитьем женский головной убор — волосник XVI века из погребений цариц в кремлевском Вознесенском монастыре (ил. 6). Он представляет собой вязаную шапочку, на очелье которой по красному шелку золотой нитью вышит повторяющийся рисунок — «древо жизни» со стоящими по бокам его сказочными существами— «инрогами» (единорогами). Ниже — узкая полоска орнамента из растительных побегов.

6.jpg
Женский головной убор – волосник (деталь) XVI век
Ил.6, с.17

Единорог считался на Руси символом плодородия, он был также личным знаком Ивана Грозного, изображался на его печатях и других предметах.

К изображению на волоснике близок мотив на шелковой ширинке (платке) конца XVI — начала XVII века (ил. 7).

7.jpg
Ширинка (деталь). Конец XVI — начало XVII века
ил. 7, с.17

Когда-то алая, а сейчас выцветшая до светло-песочного цвета ширинка по краям украшена каймой, шитой шелковыми и золото-серебряными нитями. Здесь повторяется тот же, идущий от языческих времен, мотив «древа жизни» со стоящими по сторонам его оленями с ветвистыми рогами. На некоторых деревьях вышиты птицы.

Вероятно, такие нарядные ширинки с изображением оленей и птиц — символов благополучия и плодородия — были в руках женщин во время свадебного обряда.

---
Пермская губерния: Власовы (Мт-H15a1b), Поповы (Y-R1a1a1b1a2b3), Ширинкины, Казаковы, Медведевы, Паутовы, Полыгаловы (Mt-U5b2a1a2).
Донецкая обл, станица Ново-Николаевская (ныне г. Новоазовск): Городжа (Y-I2a)
Мой дневник
shumilovanata
Модератор раздела

Голицыно
Сообщений: 273
На сайте с 2018 г.
Рейтинг: 144
ПОДБОРКА КНИГ: НАРОДНЫЙ КОСТЮМ, ОРНАМЕНТ, ВЫШИВКА

Обрядность, быт, традиции, история
тематические группы и видео

СКАЧИВАТЬ ЗДЕСЬ







Прикрепленный файл: КНИГИ ДЛЯ СКАЧИВАНИЯ иллюстрация.jpg
---
Пермская губерния: Власовы (Мт-H15a1b), Поповы (Y-R1a1a1b1a2b3), Ширинкины, Казаковы, Медведевы, Паутовы, Полыгаловы (Mt-U5b2a1a2).
Донецкая обл, станица Ново-Николаевская (ныне г. Новоазовск): Городжа (Y-I2a)
Мой дневник
shumilovanata
Модератор раздела

Голицыно
Сообщений: 273
На сайте с 2018 г.
Рейтинг: 144
Музеи Московского Кремля

Парадный платок-ширинка


Обязательным атрибутом женского платья был парадный платок-ширинка, скроенный во всю ширину ткани.
Царицы и царевны держали такой платок в руках во время парадных выходов и на церковных службах.
Он был особенный — сшитый самой владелицей из тончайшей дорогой ткани, украшенный кистями, жемчугом и великолепным шитьем.
Часто она сама придумывала причудливые узоры шитого орнамента.

В казне царицы Евдокии Лукьяновны хранилось «девятнадцать ширинок тафтяных».
В казне ее дочери царевны Ирины Михайловны — «двадцать пять ширинок шиты по тафтам по белым золотом да серебром… у ширинок кисти золотные».


Комментарий модератора:
Фото:
Платок-ширинка.
Тафта - Италия, XVII в.; декоративное шитье - Россия, первая половина XVII в.


Прикрепленный файл: 2022 Музеи Московского Кремля ШИРИНКА СЕРАЯ.jpg
---
Пермская губерния: Власовы (Мт-H15a1b), Поповы (Y-R1a1a1b1a2b3), Ширинкины, Казаковы, Медведевы, Паутовы, Полыгаловы (Mt-U5b2a1a2).
Донецкая обл, станица Ново-Николаевская (ныне г. Новоазовск): Городжа (Y-I2a)
Мой дневник
← Назад    Вперед →Страницы: 1 * 2 Вперед →
Модератор: shumilovanata
Вверх ⇈