Загрузите GEDCOM-файл на ВГД   [х]
Всероссийское Генеалогическое Древо
На сайте ВГД собираются люди, увлеченные генеалогией, историей, геральдикой и т.д. Здесь вы найдете собеседников, экспертов, умелых помощников в поисках предков и родственников. Вам подскажут где искать документы о павших в боях и пропавших без вести, в какой архив обратиться при исследовании родословной своей семьи, помогут определить по старой фотографии принадлежность к воинским частям, ведомствам и чину. ВГД - поиск людей в прошлом, настоящем и будущем!
Genotek ADs
Вниз ⇊

Соликамск и район.

Происхождение, история заселения и др.

    Страницы: ← Назад 1 2 3 4 5 ... 14 15 16 17 18 * 19 20 21 22 23 24 25 26 Вперед →
Модератор: Tina1960
Tina1960
Модератор раздела

Tina1960

Germany
Сообщений: 3367
На сайте с 2019 г.
Рейтинг: 3758
Что и где можно посмотреть.

1.Из истории города и края. Стр.1,,7,8,12,13,14,19, 20,21,25.
2.Ревизские сказки,метрические,писцовые книги,перепись населения.
Стр.1,2,3,4,5
3.Достопримечательности города и района.Стр.3,5,6,7,10,12,19, 21,25.
4.Известные соликамцы и выдающиеся личности,сыгравшие в жизни города большую роль.Стр.1,3,5,6,7,8,9,10,11,12,13, 20,21,22, 23,25.
5.Развитие солеварения.Стр.1,8, 22,23,24, 25

6.Артемий Бабинов и Бабиновская дорога. Стр.6,8,12,13,14
7.Известные люди о Соликамске. Стр.14,15, 16,17,18,19, 20.
8.Соликамск в живописи и литературе. Стр.15,16,17,18,19, 20,21.
9. Музеи Соликамска.Стр.3,5,6,12,13,19,20,22
---
Интересуют фамилии Кибановы, Жулановы,
Иноземцево-Пятигорск, Елшанка, Саратовской губернии.
Лайк (1)
Comrade78

Comrade78

Санкт - Петербург
Сообщений: 2512
На сайте с 2016 г.
Рейтинг: 26620

Tina1960 написал:
[q]
Из овощей родятся там ананасы, лимоны, апельсины, померанцы, фиги, дули
[/q]

Всё ясно и понятно, окромя последнего прелестного названия "овоща" 101.gif, как оказалось, это старое название груши 101.gif Никогда не поздно открывать для себя чего - то новое и неизведанное a_003.gif 101.gif



Комментарий модератора:
Да,это сорт груш.

Tina1960
Модератор раздела

Tina1960

Germany
Сообщений: 3367
На сайте с 2019 г.
Рейтинг: 3758
Соликамск в живописи.

35793814.jpg

Художник Андрей Кузнецов.

Учился в Пермском педагогическом училище №4,на художественно-графическое отделении.
В 1994 году закончил Красноярский государственный художественный институт (КГХИ), отделение ДПИ, художественная керамика.


Работы находятся в коллекции Соликамского краеведческого музея, Березниковского краеведческого музея им.Коновалова, в частных собраниях Германии, Чехословакии.

35793811.jpg
35793815.jpg

Живописные этюды.

"Этюды-моя страсть, в них выражаются быстротечные мгновения природы, неповторимость образов, настроений.Только в этюдах можно сохранить те эмоции, которые и собственно впечатлили на их написание".
Андрей Кузнецов.

35793816.jpg
35793817.jpg

---
Интересуют фамилии Кибановы, Жулановы,
Иноземцево-Пятигорск, Елшанка, Саратовской губернии.
Лайк (1)
Tina1960
Модератор раздела

Tina1960

Germany
Сообщений: 3367
На сайте с 2019 г.
Рейтинг: 3758
Ходоки к В.И. Ленину.


В 19 километрах от Соликамска находится большое старинное село Половодово, имеющее славные традиции.
По данным второй переписи Перми Великой, проведённой М.Кайсаровымв 1623-1624 годах деревня имела 6 дворов. Первая деревянная церковь здесь появилась в 1677 году.
По сведениям 1825 года в селе имелось 25 дворов и 125 жителей, а в Половодовской волости- 79 поселений: 876 дворов и 4532 жителя. В XIX веке произошли изменения, в селе была каменная церковь, построенная в 1757 году, волостное правление, земское училище (первое в уезде), земская почтовая станция, первая на Бабиновской дороге от Соликамска, и казённая винная лавка. Главное занятие жителей – земледелие, в зимнее время – перевозка пушного товара и рябчиков из Чердыни в Казань.
В Попово-Останино находится дом одного из ходоков к В. И. Ленину Федора Самсоновича Санникова, который вместе с крестьянами Половодовской волости Г. И. Миха­левым и П. П. Москалевым 26 фев­раля 1920 г. был на приеме у во­ждя революции.

36279715.jpg
Владимир Серов. Ходоки у В. И. Ленина.1950
Государственный Исторический музей (Собрание фондов музея В. И. Ленина), Москва.


...Было это в 1920 г. После раз­грома колчаковцев в крае начала восстанавливаться мирная жизнь. Но завоевывалась она нелегко, было немало трудностей и оши­бок. Так, в некоторых уездных организациях были допущены искажения в налоговой политике, у крестьян стали отбирать скот. Тогда и решили крестьяне Половодовской волости направить хо­доков в Москву к Владимиру Ильичу Ленину.
25 февраля 1920 г. Ф. С. Санни­ков, П. П. Москалев и Г. И. Ми­халев были у М. И. Калинина, а на другой день встретились с В. И. Лениным.

«Сильно волновались мы, — рас­сказывал Федор Самсонович Сан­ников, — когда входили в кабинет Владимира Ильича. Он что-то пи­сал, а как только увидел нас, бы­стро поднялся из-за стола и, при­ветливо улыбаясь, пошел навстре­чу. Поздоровался и сразу спра­шивает: «Значит, из Перми прибы­ли?» «Так точно, Владимир Иль­ич!» — ответили мы, и сразу как-то вся робость пропала. Заботливо усадил нас Ильич поближе к се­бе, все внимательно выспросил, просмотрел наши бумаги и себе что-то записал.
«Это абсурд, если у вас скот забирают»,— говорил он. Посмотрел какую-то толстую книгу и продолжил: «Усольский и Чердынский уезды без скота жить не могут. Земле навоз нужен, ина­че урожай будет плохой». Рас­спросил Ильич и о том, как живут крестьяне и как управляет местная власть».
Не забыл В. И. Ленин, о чем про­сили половодовские ходоки.
По распоряжению Владимира Ильича им выдали «полтора пуда книг», каждой книги по 3 экземпляра, портреты.
26 февраля Ленин напи­сал письмо в Пермский губком партии на имя товарища Ярослав­ского, который в то время нахо­дился в Перми. Губком направил в Усолье товарища, чтобы тот ознакомился с положением дел на месте. Затем была создана комис­сия, которая пересмотрела состав руководящих органов уезда.
Небезынтересно отметить, что старшая дочь Ф.С. Санникова Пелагея Федоровна Санникова-Шайн была известным астрономом-наблюдателем. Работала на Крымской астрофизической обсер­ватории Академии наук СССР. Открыла более 150 новых перемен­ных звезд и около 40 новых ма­лых планет.
В 1949 г. Пелагея Федоровна от­крыла новую комету, которой при­своено ее имя. За заслуги в раз­витии астрономической П. Ф. Санникова-Шайн была на­ награждена орденом Ленина.




Источник:
Соликамск : путеводитель / сост. Ю. Е. Юдин ; отв. за вып. А. Г. Яров. - Пермь : Пермское кн. изд-во, 1980. - 197 с. : ил.
---
Интересуют фамилии Кибановы, Жулановы,
Иноземцево-Пятигорск, Елшанка, Саратовской губернии.
Лайк (1)
Tina1960
Модератор раздела

Tina1960

Germany
Сообщений: 3367
На сайте с 2019 г.
Рейтинг: 3758
Федор Евтихиевич Зубов - художник из Соли Камской.

Фёдор Евтихиев сын Зубов(Устюженец) - российский ико­но­пи­сец.
(ок.1647 — ум. 3 ноября 1689).
Творчество Федора Зубова не уступает таким известным мастерам XVII века, как Симон Ушаков, Гурий Никитин, Истома Савин. На протяжении более чем сорока лет он создавал работы в Устюге Великом, Сольвычегодске, Ярославле, Москве и Подмосковье.
Будучи уже известным иконописцем. Федор Зубов никогда не забывал о родной земле и продолжал называть себя в автографах, оставленных на иконах, «усольцем», «иконописцем Усолья Камского».

Ро­дил­ся в селе Усо­лье Кам­ское (ны­не город Со­ли­камск). Учил­ся, ве­ро­ят­но, у от­ца, дья­ко­на со­ли­кам­ской церкви Святого Сте­фа­на Перм­ско­го.
Впер­вые упо­ми­на­ет­ся в «Пе­ре­пис­ной кни­ге Со­ли­кам­ска» в 1647 году.
Переписные книги Соликамска позволили восстановить родословную Федора Зубова.
Его предки Занимались солеварением, торговлей. Прадед владел деревней Зубковской, что влилась в XVII веке в ныне существующее село Городище. Отец служил дьяконом в Стефановской церкви. Профессию иконописца выбрали два брата — Федор и Осип, но наибольшего успеха Добился только первый. Дело Федора Зубова продолжали два его сына — Иван и Алексей, которые стали превосходными граверами. Им суждено было внести вклад в искусство уже новой, петровской эпохи.

В начале 1650-х годов пе­ре­ехал в Ве­ли­кий Ус­тюг. В 1660-1662 годах жил в Яро­слав­ле по при­гла­ше­нию ку­печеского се­мей­ст­ва Скри­пи­ных, пи­сал ико­ны для со­ору­жён­ной на их сред­ст­ва церкви Ильи Про­ро­ка. Его твор­че­ст­во за­мет­но по­влия­ло на ста­нов­ле­ние яро­слав­ской ико­но­пи­си второй половины XVII века.
36546037_m.jpg
Икона Лонгин-сотник.

В 1662 году при­был в Мо­ск­ву по цар­ско­му ука­зу, был на­зна­чен од­ним из пя­ти жа­ло­ван­ных мас­те­ров Ору­жей­ной па­ла­ты.
Пи­сал ико­ны для цар­ско­го се­мей­ст­ва, фре­ски в крем­лёв­ских хра­мах (в 1666 году участвовал в рос­пи­си Ар­хан­гель­ско­го со­бо­ра), за­ни­мал­ся де­ко­ра­тив­но-при­клад­ны­ми за­да­ча­ми, со­став­ле­ни­ем чер­те­жей, смет и т. п. Счи­тал­ся од­ним из луч­ших мас­те­ров Ору­жей­ной па­ла­ты.
С 1683 года ра­бо­тал в Но­во­де­вичь­ем монастыре; в 1684 году воз­гла­вил мас­штаб­ные ра­бо­ты по рес­тав­ра­ции ста­рых и на­пи­са­нию но­вых икон для Смо­лен­ско­го со­бо­ра мо­на­сты­ря.

***
36546044_m.jpg
Воскресение — Сошествие во ад. Богоматерь «Всех скорбящих Радость»

В основе творческой манеры Зубова - каллиграфический, утонченно орнаментальный стиль устюжских иконописцев с их особым пристрастием к декоративному «узорочью» («Никола поясной со Спасом и Богоматерью», сер. XVII в., Великоустюжский краеведческий музей).
Сочетание миниатюрной тонкости письма, стилистических приемов барокко (объемной материальности форм, ритмичной динамики движений, эмоциональной выразительности образов) и интенсивной звучности красок делают работы 3убов чрезвычайно эффектными («Огненное восхождение пророка Ильи», 1672, церковь Ильи Пророка в Ярославле; «Рождество Богородицы», 1680-е, Музей древнерусского искусства им. Андрея Рублева).

3убов вводит в одно произведение несколько сюжетов, среди которых один — главный, а остальные — второстепенные, но трактованные тщательно, со всей полнотой художественной и содержательной убедительности.

36546011_m.jpg
Вот как поэтически описана одним из исследователей XIX века ранняя работа 3убов —- икона «Иоанн Предтеча в пустыне» (около 1650, ГТГ): «... Там вьется священная река Иордан, там растут деревья, листья которых щиплют олени; львы пьют там из реки, из той же реки черпает воду святой пустынножитель, и олень мирно лежит рядом с ним. Золотые сосны вычерчивают свои силуэты на темном фоне лесной чащи, и над верхушками их дымится настоящее небо». На примере этого произведения 3убова видно, как в недрах иконописи зарождался будущий живописный пейзаж.

В росписях Спасо-Преображенского собора Новоспасского монастыря проявил поистине энциклопедическую образованность и свободное владение исторической иконографией, развернув монументальное повествование о событиях русской истории.
Лучшей работой 3убов бесспорно является знаменитая икона «Смоленской Богоматери» для Смоленского собора Новодевичьего монастыря (около 1670).
36545948_m.jpg
В этом произведении, исполненном в традиционном иконописном стиле с предельным лаконизмом выразительных средств, есть и подлинное жизнеподобие изображения, и то удивительное сочетание гордого величия Небесной Царицы и трепетной незащищенности земной женщины, которое придал образу Богоматери Андрей Рублев.

***
Его сы­но­вья (А. Ф. Зу­бов и И. Ф. Зу­бов) в че­ло­бит­ной, по­дан­ной в свя­зи со смер­тью от­ца, со­об­щи­ли, что тот ра­бо­тал в Ору­жей­ной па­ла­те около 40 лет.
Су­дя по ико­нам, ко­то­рые име­ют дос­то­вер­ную под­пись ав­то­ра или при­пи­сы­ва­ют­ся ему на ос­но­ва­нии вес­ких ис­то­рических сви­де­тельств, Зубов стре­мил­ся к «жи­во­по­до­бию», но пред­по­чи­тал мяг­кий, сгла­жен­ный объ­ём без рез­ких то­наль­ных кон­тра­стов.
36545971_m.jpg

Его про­из­ве­де­ния от­ли­ча­ют­ся изо­щрён­ной де­ко­ра­тив­но­стью и ис­клю­чительной кра­со­той ко­ло­ри­та: ико­ны из церкви Ильи Про­ро­ка в Яро­слав­ле; «Святитель Ни­ко­лай Чу­до­тво­рец» из церк­ви Трои­цы села Оз­но­би­ши­но (ны­не По­доль­ско­го района Московской области; 1677 год, му­зей-за­по­вед­ник «Ко­ло­мен­ское»).




Источники:

Брю­со­ва В. Г. Ф. Зу­бов. М., 1985
Сло­варь рус­ских ико­но­пис­цев XI–XVII вв. / Ред.-сост. И. А. Ко­чет­ков. М., 2003
Чагин, Г. Художник из Соли Камской // Соликамский рабочий, 1986
---
Интересуют фамилии Кибановы, Жулановы,
Иноземцево-Пятигорск, Елшанка, Саратовской губернии.
Лайк (1)
Tina1960
Модератор раздела

Tina1960

Germany
Сообщений: 3367
На сайте с 2019 г.
Рейтинг: 3758
Соликамск в литературе.

Свалов Владимир Моисеевич
37501675_m.jpg

Член Союза журналистов СССР, собственный корреспондент газеты «Звезда», краевед. Некоторое время жил в Соликамске и работал зам. редактора газеты «Соликамский рабочий». Умер в 1982 году.

​Является автором нескольких очерков о Соликамске. В 70-е годы работал над исторической повестью «Богомазы».
Отрывок из незаконченной повести в 1973 году был напечатан в газете «Соликамский рабочий».

​Время действия – 1772 год, канун крестьянской войны под руководством Пугачёва.
По распоряжению графа А.С. Строганова в Соликамск везут 12-летнего Андрея Воронихина, будущего академика, автора проекта и строителя знаменитого Казанского собора в Ленинграде.


​ « - Слушай, отрок… как тебя? Ондреем зовут? Ну, ладно, слушай. Отец Сидор приподнял над ухом край скуфейки, повернул в сторону ухо и приоткрыл рот.

​- Вот сколько слышал колоколов, а соликамские особенные. Вот: дон-н-нн! Это с соборной колокольни, самый большой колокол… А вот дэ-н-ннн! Это с колокольни Михаила Малеина. Разница! Тот глухой, а этот звонче, хотя и весит 165 пудов… А вот мелкие запели на Богоявленской… Славно!.. Вот вступили колокола с Иоана Предтечи – малиновые!...

…Как ни напрягал слух Ондрей, а разницы в голосах колоколов уловить не мог. На всех тринадцати церквах звонили они вроде одинаково. К тому же в звон колоколов примешался гвалт потревоженных галок, тучами носившихся над главами церквей. А главы эти переливались красками под лучами щедрого по весне солнца. Ярко блестели позолотой богатые кресты, сверкала белизной ажурная вязь фризовых украшений».






Источник:

Т. Буякова., гл. библиограф ЦГБ

---
Интересуют фамилии Кибановы, Жулановы,
Иноземцево-Пятигорск, Елшанка, Саратовской губернии.
Лайк (1)
Tina1960
Модератор раздела

Tina1960

Germany
Сообщений: 3367
На сайте с 2019 г.
Рейтинг: 3758
Соликамск в литературе.


Скрынников Руслан Григорьевич
(8.01.1931— 16.06.2009)

37517644_m.png

Советский и российский историк, специалист в области истории России XVI—XVII веков. Доктор исторических наук, профессор Санкт-Петербургского государственного университета, заслуженный деятель науки РФ.

Родился в Кутаиси в семье служащих. В детстве мечтал стать физиком, но судьба привела его на исторический факультет. В 1948 году поступил на Исторический факультет ЛГУ, где изучал средневековую историю.

В 1953 году поступил в аспирантуру ЛГПИ им. А.И. Герцена, делал доклады и писал научные статьи по истории XV—XVI вв. Через 3 года защитил кандидатскую диссертацию по теме «Экономическое развитие новгородского поместья в конце XV — XVI в.». В 1960 году стал преподавателем на историческом факультете ЛГПИ. Преподавание Скрынников совмещал с научной деятельность, в 1967 Скрынников защитил докторскую диссертацию «Опричнина Ивана Грозного».

Сделанное Русланом Григорьевичем открытие позволило полностью пересмотреть концепцию политического развития России в XVI в.
В 1973 г. профессор Р.Г. Скрынников был приглашен на исторический факультет Ленинградского государственного университета. В течение почти 20 лет Скрынников исследовал политику Ивана Грозного со всех сторон: внешняя и социальная политика, экономика, освоение Сибири.
Перу Р.Г. Скрынникова принадлежат более 50 монографий и книг, свыше сотни статей по русской истории в ведущих научных, общественно-политических и литературных журналах, многие из которых переведены в десятке стран мира.

37518047_m.jpg

"Пермские солепромышленники много лет готовились к походу в Сибирь. Что же помешало им возглавить экспедицию, когда их планы стали осуществляться на практике?

Чтобы ответить на этот вопрос, надо воссоздать во всех подробностях события, сопутствовавшие началу экспедиции. Фрагменты «архива» Ермака впервые дают возможность сделать это.
Будучи в Москве, ермаковцы рассказали подьячим Посольского приказа о том, что Кучум послал своего сына Алея с ратью походом на Чусовую, но в это самое время туда же прибыл Ермак и не дал сибирским воинам разорить чусовские городки.
Отбитые на Чусовой, воины Алея повернули на север, неожиданно появились у Соли Камской и «много дурного над православными христианами починили».

Казаки не оказали помощь Соли Камской то ли потому, что они потеряли из виду татар, то ли потому, что Соль-Камская не принадлежала к владениям Строгановых, для обороны которых их наняли.
Как бы то ни было, ордынцы подвергли Соль-Камскую дикому погрому.

Ворвавшись на посад, вражеские воины побивали всех, кто попадался им на пути. Затем они подпалили город.
Немногие уцелевшие жители, вернувшись домой, нашли на месте города одно пепелище.

Узнав о появлении татар в Соли Камской, Ермак поспешил в Орел-городок,находившийся неподалеку от разгромленного города ниже по течению Камы. В Орле казаки пробыли, по-видимому, довольно долго. Во всяком случае,строгановкие мастера успели изготовить для них пушечку, а может быть, и другое оружие.

Погодинский летописец почерпнул сведения о набеге Алея из «сказки» ермаковцев, записанной писцами Посольского приказа.
По данным этого летописца, атаман Ермак Тимофеевич и его казаки начали «мыслить, как бы им доитти до Сибирской земли и до того даря Кучума» после того, как царевич Алей
разорил Соль Камскую и стал воевать поселения на Чусовой, а казаки «Чусовой сибирским (татарам) повоевать не дали». Видимо, даже в тот момент, принимая решение о зауральском походе, Ермак еще не помышлял о «сибирском взятии» - завоевании Кучумова царства.



Из книги: Скрынников Р.Г. Ермак. – М.: Посвещение, 1992. – С. 76
---
Интересуют фамилии Кибановы, Жулановы,
Иноземцево-Пятигорск, Елшанка, Саратовской губернии.
Лайк (1)
Tina1960
Модератор раздела

Tina1960

Germany
Сообщений: 3367
На сайте с 2019 г.
Рейтинг: 3758
ПУТЬ ЛЕЖАЛ ЧЕРЕЗ СОЛИКАМСК

245 лет назад, в 1719 году, но поручению Петра I, отправился из Петербурга в Сибирь изучать ее природные богатства немецкий ученый Даниил Готлиб Мессершмидт - Daniel Gottlieb Messerschmidt (1685—1735).
37868013_m.jpg
До Тобольска он ехал в свите посла Л. В. Измайлова, направлявшегося в Китай. На Урале путь проходил через Соликамск.

Путешественник живо интересовался нашим краем, при содействии пленных шведов приобрел чертеж Кунгурской ледяной пещеры. Впоследствии в 1720 году отправил его вместе с другими материалами в Петербург, в Медицинскую канцелярию, которой был подчинен.

Более шести лет провел Мессершмидт в Сибири. За это время он побывал в очень многих местах, собрал массу экспонатов. И ежедневно вел дневник. Записи приходилось делать и в санях, и на плоту, и под открытым небом при свете костра, и в курной избе при мерцании сальной свечи. Накопилось 3000 страниц убористых записей на немецком языке. Они содержат массу интересных сведений по минералогии, ботанике, археологии, истории, географии, этнографии, филологии.

22 марта 1726 года Даниил Готлиб Мессершмидт выехал из Тобольска в Петербург. Опять путь проходил через Соликамск.
Древний город нашего края очень заинтересовал ученого, и он провел на берегу Усолки около восьми месяцев — до 14 декабря. Мессершмидт обстоятельно познакомился с центром бурно развивавшегося тогда на Верхней Каме солеварения. В дневнике путешественника содержатся любопытные описания Соликамских солеварен.

Коллекции, которые доставил в Российскую Академию наук Мессершмидт, к сожалению, почти все погибли во время пожара в Академии в 1747 году. Дневник же его сохранился. Академия наук СССР и ГДР решили издать сибирский дневник Даниила Готлиба Мессершмидта.




Источники:
КАЛЕНДАРЬ-СПРАВОЧНИК ПЕРМСКОЙ ОБЛАСТИ НА 1964 ГОД
https://yadi.sk/i/FP6-bYz7drhT8
Даниил Готлиб Мессершмидт: начало пути
https://scfh.ru/papers/daniil-...halo-puti/
---
Интересуют фамилии Кибановы, Жулановы,
Иноземцево-Пятигорск, Елшанка, Саратовской губернии.
Tina1960
Модератор раздела

Tina1960

Germany
Сообщений: 3367
На сайте с 2019 г.
Рейтинг: 3758
Соликамск в литературе.

​​Субботин Анатолий Александрович

foto_subbotin_anatolii_aleksandrovich_0b626.jpg

Советский писатель и журналист (1890 – 1961) родился в деревне Голышево Грязовецкого уезда Вологодской губернии в семье крестьянина. После окончания церковно-приходской школы работал столяром. В 1913 г. экстерном сдал экзамены на звание народного учителя, затем учился в Петербурге на общеобразовательных Черняевских курсах. Участник 1-й мировой и Гражданской войн.

​А.А. Субботин начал печататься с 1918 г. В Вологде были изданы первые сборники его стихов. Он публиковал статьи, очерки, рассказы под псевдонимом "Авдей Северский", "Александрович". В 1925 г. переехал в Москву. С 1929 по 1931 г. редактировал журнал "Колхозник", работал в издательстве "Молодая гвардия", а затем инструктором отдела печати ЦК ВКП(б).

​В 1929-1930 гг. был в г. Соликамске на строительстве калийного комбината. Итогом этой поездки стал очерк «Соли камские», где автор описывает свои впечатления о городе:

«…Удивительный по обилию грязи город Соликамск. Не в пример другим городам земли русской, соликамские воеводы, городничие, исправники и городская управа не украшали его булыжными мостовыми. Спускающиеся к Усолке улицы черные, вязкие. Напоминают они застывшие потоки.

​Особенно густа и глубока грязь на центральной площади. Четыре собора возвышаются как необычные острова, исторгнутые вулканическими силами Урал-тау из никогда не пересыхающего грязного озера».



​В 1932 г. вышел роман "Соль", издан сборник "Кружева". В годы Великой Отечественной войны А.А. Субботин жил и работал на родине в Грязовецком районе, написал роман "Простые люди" (1948). В 1951 г. вышел сборник его рассказов о Суворове. В 1957 г. писатель закончил большой роман "За землю русскую".




Сост. Т. Буякова, гл. библиограф МБУК «ЦБС
---
Интересуют фамилии Кибановы, Жулановы,
Иноземцево-Пятигорск, Елшанка, Саратовской губернии.
Tina1960
Модератор раздела

Tina1960

Germany
Сообщений: 3367
На сайте с 2019 г.
Рейтинг: 3758
Из истории музея в доме воеводы.

01-_-dsc_0704_.jpg

Музей в Доме воеводы. Как это было.


Музей, с момента своего возникновения, претендовал на Дом воеводы, как памятник архитектуры, старейшее гражданское здание, заключающее в себе многовековую историю. Где, как не в нем, должна была находиться первая экспозиция о славном прошлом Соликамска.
Но до поры Дом воеводы был занят общежитием строителей и рабочих калийного комбината. Как только их переселили на поселок Калиец, в феврале 1932 г., здание передали музею.

Через полгода в Доме воеводы открыли экспозицию по истории Соликамска, перенеся в него экспонаты из Троицкого собора. Экспозиция размещалась в двух залах второго этажа здания. Первый назывался «историко-бытовой отдел», второй – «историко-революционный».
В отчете музея сообщали: «Историко-бытовой отдел, представленный сейчас по преимуществу предметами церковного обихода, должен давать исторически ценный материал и на нем подчеркивать накопление церковных богатств, якобы для бога, и разнообразные приемы религиозных суеверий».

Там были: «образцы парчи и вышивок – 24 шт., иконы – 30 шт., изразцы – 22 шт., предметы из быта тюремного и военного – 7 шт., крест с мощами – 1 шт., клад из 489 монет – 1 шт., образцы литья местных заводов – 9 шт., картин маслом и гравюр – 16 шт.» и т.д., всего 127 единиц, считая клад монет за одну.

На стендах были развешены фотографии с видами города. Туда же поместили самый зрелищный и таинственный «экспонат» — захоронение купчихи, обнаруженное под Троицким собором. Еще в 90-х гг. ХХ в. в музее встречались посетители, которые помнили его из своего далекого детства. Все они рассказывали о розовом платье, кружевах и страшном потемневшем лице – о том, что могло запомниться в детском впечатлительном сознании.

Историко-революционный отдел был насыщен фотографиями участников установления советской власти и гражданской войны. При музее действовало Общество друзей революции, члены которого тщательно отбирали и обсуждали каждого кандидата на экспонирование.
С 1937 г. в этой части экспозиции начались изменения – приходилось изымать со стендов фотографии «врагов народа», которые спешно заменялись на других деятелей или виды города. В 1938 г. Дом воеводы, одновременно с Троицким собором, был закрыт для посетителей: по указанию комиссии из Наркомпроса, требовалось произвести перестройку экспозиции.

Это закрытие музейщики встретили с энтузиазмом, поскольку оно позволяло осуществить полную реставрацию здания, «совершенно утратившего первоначальную декоративную привлекательность». Деревянный пристрой на месте теремного крыльца, стесанные порталы, наличники и «кокошники», заложенные окна и бойницы, пробитые новые проемы – все требовало восстановления и переделки. На заседаниях Совета музея не раз ставился вопрос о реставрации Дома воеводы.
В1940 г. начался обсчет реставрационных работ, намечены их сроки. Завершить планировалось к 1943 г. Одновременно шла работа над новой экспозицией по истории города. Планировалось расписать стены одного из помещений Дома воеводы – «по образцу Грановитой палаты», и воссоздать в нем интерьер приказной избы.

Война переменила планы. Дом воеводы был изъят из ведения музея и передан эвакогоспиталю под штаб, кладовые и общежитие медсестер. Ни о реставрации, ни об экспозиции нечего было и думать. Музейные экспонаты перенесли и в беспорядке свалили в подклетах Троицкого собора. Директор музея Д.И. Удимов постепенно разобрал их, сделал опись и «начал готовиться к будущему показу истории Соликамска». Поставив перед собой задачу к концу войны собрать как можно больше экспонатов, он обратился через газету к жителям города с просьбой «порыться у себя в кладовых и на чердаках, поискать что-нибудь интересное для музея». Таким образом была собрана значительная коллекция изразцов, приобретены чугунные изделия, картины, резная мебель. Государственный исторический музей откликнулся на просьбу соликамского директора и передал «22 предмета, среди которых были шлем и кольчуга времен Ивана Грозного, металлические изделия первых уральских заводов и другие ценные экспонаты».

Наконец, в 1945 г. Дом воеводы вернулся в ведение музея, но в жалком виде: без пола, с разобранными печами и сломанными стеклами. Остается загадкой, что делали в нем сотрудники госпиталя. Музейщики своими силами, хозспособом, сложили четыре печи, две из них облицевали изразцами из собранной за годы войны коллекции, сделали ремонт и через два года построили новую экспозицию по истории Соликамска. Открытие ее состоялось 27 июля 1947 г.
_1947_..jpg

До нас дошли несколько фотографий того времени: на стенах – картины и репродукции, в витринах, на столах, подоконниках – экспонаты, в углу – красивая изразцовая печь.
_1947_.jpg
_1947.jpg

Все это выставлялось до 1956 г., когда началась-таки реставрация Дома воеводы. За несколько лет зданию почти вернули первоначальный облик, но из-за спешки и нехватки средств отказались от части задуманного, а именно – от восстановления теремного крыльца. Ограничились металлической конструкцией с деревянными ступенями. К концу 1960 г. реставрационные работы завершились. Одновременно была построена новая экспозиция: на первом этаже – дореволюционная история Соликамска, на втором – гражданская и Великая Отечественная войны, на третьем – послевоенные годы.
1961_._.jpg

Такое деление сохранялось до 1990-х гг., после чего экспозицию сменили выставки. Там были: «Уральская роспись» и «Звучащая коллекция», «Бабиновская дорога – путь длиною в четыре столетия» и «Сохраняя память о былом», «Улицы старого города» и «Соликамск в ХХ веке», «Быт крестьян и горожан» и «Нить времени»…

Выставки в Доме воеводы можно перечислять долго, в нем по-прежнему находится музей. На первом этаже – экспозиция «Старая столица Пермской земли», рассказывающая об истории города с древности до конца XVIII века; на втором – «Провинциальный Соликамск», на третьем – «Соликамская любовь: свадебные традиции, семейные ценности».

В планах – посвятить весь Дом воеводы истории воеводства, чтобы посетитель полностью мог погрузиться в прошлое и почувствовать себя если не древним правителем, то его служащим. Но это – дело будущего.



Автор: Савенкова Нэлли Михайловна, зав. отделом истории.
---
Интересуют фамилии Кибановы, Жулановы,
Иноземцево-Пятигорск, Елшанка, Саратовской губернии.
Лайк (1)
Tina1960
Модератор раздела

Tina1960

Germany
Сообщений: 3367
На сайте с 2019 г.
Рейтинг: 3758
Соликамск в живописи.


Художник Борисов Иван Степанович.

Борисов Иван Степанович (1925-1995) – живописец, акварелист, Заслуженный художник РСФСР, участник Великой Отечественной войны.
Иван Борисов по праву считается главой пермской группы акварелистов. В коллекции Пермской галереи хранятся лучшие акварельные листы Борисова - более 180 произведений.


solikamsk.jpg
Соликамск.

derev_doma.jpg
Деревянные дома.Соликамск.

r975-975_890195630d8d3e311d934bd8096f5f5c.jpg
На огородах. Соликамск
---
Интересуют фамилии Кибановы, Жулановы,
Иноземцево-Пятигорск, Елшанка, Саратовской губернии.
    Страницы: ← Назад 1 2 3 4 5 ... 14 15 16 17 18 * 19 20 21 22 23 24 25 26 Вперед →
Модератор: Tina1960
Вверх ⇈