Всероссийское Генеалогическое Древо
На сайте ВГД собираются люди, увлеченные генеалогией, историей, геральдикой и т.д. Здесь вы найдете собеседников, экспертов, умелых помощников в поисках предков и родственников. Вам подскажут где искать документы о павших в боях и пропавших без вести, в какой архив обратиться при исследовании родословной своей семьи, помогут определить по старой фотографии принадлежность к воинским частям, ведомствам и чину. ВГД - поиск людей в прошлом, настоящем и будущем!
Вниз ⇊

Мой родственник - святой

Рассказ о моем родственнике, причисленном к лику святых Русской Православной Церковью. Родство удалось подтвердить документально и установить степень родства! А заодно рассказ об истории этой ветви семьи и ее родных мест.

← Назад    Вперед →Страницы: 1 * 2 Вперед →
Модератор: dobby
dobby
Модератор раздела

dobby

Минск, Беларусь
Сообщений: 3121
На сайте с 2013 г.
Рейтинг: 3090
Разразившийся ещё в 1921 году голод, который явился закономерным следствием не только засухи, но и общего экономического упадка, вызванного гражданской войной, охватил территории с населением, по разным оценкам, от 15 до 30 миллионов человек. Для борьбы с голодом нужны были средства, в первую очередь золото для закупки зерна за рубежом. Одним из средств для его сбора стало изъятие церковных ценностей. Соответствующее постановление ВЦИК было опубликовано 26 февраля 1922 года и гласило: "Ввиду неотложной необходимости спешно мобилизовать все ресурсы страны, могущие служить средством борьбы с голодом в Поволжье и для обсеменения его полей, Всероссийский Центральный Исполнительный Комитет, в дополнение к декрету об изъятии музейного имущества, постановил: 1. Предложить местным Советам в месячный срок со дня опубликования сего постановления изъять из церковных имуществ, переданных в пользование групп верующих всех религии по описям и договорам, все драгоценные предметы из золота, серебра и камней, изъятие коих не может существенно затронуть интересы самого культа, и передать в органы Наркомфина со специальным назначением в фонд Центральной комиссии помощи голодающим".
file.php?fid=788592&key=198723320
Пропагандистский плакат 1922 года

Конечно при изъятии ценностей происходило немало эксцессов. Так было и в Спасской церкви села Вантеево, когда 6 мая 1922 года комиссия вошла в храм во время службы и вызвала негодование со стороны прихожан. Несмотря на то, что настоятель храма — отец Виктор Горитовский успокоил верующих и предоставил вечером комиссии возможность изъять ценности, он был арестован и через несколько дней погиб в Бутырской тюрьме.

Подробно описываются произошедшие события на сайте Ивантеевского Храма. Правда, на мой взгляд описываются они чрезвычайно эмоционально и излишне агрессивно для описаний событий 100-летней давности. В любом случае никакие ценности не стоят человеческих жизней. Оценить достоверность данного описания я не могу и цитирую как есть.

Драма произошла 6 мая 1922 г. при конфиска­ции церковного имущества из Спасского храма. Восстановить печальные события того дня уда­лось по воспоминаниям сыновей отца Виктора — Валентина и Владимира Горитовских, знавших эту историю из рассказов матушки Елизаветы Григо­рьевны. Прибывшие в Ивантеевку экспроприа­торы во главе с товарищем Цурковским встрети­ли отпор верующей общины и нежелание под­чиниться безбожникам, безцеремонно прервавшим Божественную Литургию. Отец Виктор про­сил ворвавшихся в алтарь красноармейцев раз­решить ему дослужить Литургию. Конфисковать церковные ценности экспроприаторам не уда­лось, потому что верующие встали на защиту своего храма. Чекисты начали избивать прихожан. Отец Виктор остановил начинающееся кровопролитие, уговаривая всех успокоиться и разой­тись с миром. Чекисты собирались арестовать священника, но прихожане заступились за своего пастыря и не позволили его забрать, собрав народ колокольным звоном. Смиренный батюш­ка убедил безбожников приехать за ним вече­ром, когда всё успокоится и народ разойдётся по домам. Чекисты отступили.
file.php?fid=788594&key=567215162
Взвешивание изъятых церковных ценностей

Вечером того же дня на пороге дома, где жил отец Виктор, вновь появились представители уездной комиссии по изъятию ценностей.

Представители Московской уездной комиссии 6 мая 1922 г., приняли из Спасского храма ценности для передачи в Гохран. Закончив изъятие, сотрудники ВЧК забрали с собой отца Виктора и двух мирян — Кузовкова и Шорникова (их имена неизвестны), которые, по всей видимости, самым активным образом противились безбожникам.

После ареста матушка поначалу не знала, где находится её супруг. Затем выяснилось, что со­держат отца Виктора под стражей в Бутырской тюрьме. Заключение было для батюшки недол­гим. Отца Виктора убили в тюрьме без всякого следствия и суда. Через две недели после ареста 21 мая 1922 г. в Спасский храм привезли закрытый гроб. Чекисты утверждали, что батюшка скончался от болезни, но открывать на похоронах крышку гроба запретили. Ни ма­тушка, ни прихожане поверить в такую скоропо­стижную смерть не могли. По воспоминаниям старожилов, ночью во время чтения Псалтири над усопшим, прихожане, воспользовавшись моментом, когда охранявший гроб красноармеец задремал, открыли крышку и увидели, что голова покойного батюшки прострелена.

Отпевали безвинно убиенного пастыря в Спасском храме на следующий день, 22 мая, и захоронили около южной стены родной церкви, рядом с могилой тестя, священника Григория Станиславлева. Это было одно из последних за­хоронений на прицерковном погосте.
file.php?fid=788593&key=2022495817
Виктор Петрович Горитовский с супругой. Фото до рукоположения в священники, 1902 год

О дальнейшей же судьбе двух аресто­ванных вместе с отцом Виктором прихожан, уроженцев Вантеева, до сих пор пока ничего не известно. Из заключения они так и не вернулись и разделили печальную участь миллионов людей, невин­но пострадавших от большевистского террора. Остаётся только добавить, что Кузовков (по отче­ству — Васильевич) был старшим братом Павла Васильевича Кузовкова, будущего новомученика ивантеевского. Про мирянина Шорникова известно лишь, что его жена Анна Ивановна Шорни­кова долгое время работала в храме просвирницей.

Для меня эта история наиболее интересна упоминанием моего родственника. Имя его авторам статьи неизвестно. Я могу предположить, что речь идет об Александре Васильевиче Кузовкове, 1865 года рождения. Пока это единственный известный мне старший брат Павла Васильевича Кузовкова. Если удастся установить, что это так и есть - напишу в Ивантеевскую церковь, чтобы дополнить эти сведения. Как удалось разобраться - эти Васильевичи Кузовковы приходились моему прадеду четвероюродными братьями! Так что я - их пятиюродный правнук!

Дальше уже перейду к описанию судьбы самого Павла Васильевича Кузовкова
Лайк (9)
dobby
Модератор раздела

dobby

Минск, Беларусь
Сообщений: 3121
На сайте с 2013 г.
Рейтинг: 3090
В предверии Рождества вернусь к теме и постараюсь ее закончить. Долго не знал как об этом написать, но потом решил процитировать статью о гибели Ивантеевских новомучеников, размещенную на сайте храма https://smolenskijhram.ru/blag...eevka.html

Новомученики ивантеевские
В марте 1937 г. из Тверской области в Ивантеевку приезжает новый батюшка — будущий священномученик митро­форный протоиерей Александр Анд­реевич Вершинский. Отец Александр родился 6 марта 1873 г. в селе Кунганово Старицкого уезда Тверской губернии в семье дьякона.

Нелёгкий жизненный путь, указанный Госпо­дом, привёл тверского батюшку в Спасский храм, чтобы в будущем прославить новомучеником ивантеевским — святым покровителем города Ивантеевки. Всего неполных девять месяцев ус­пел прослужить батюшка в Спасской церкви: 21 ноября 1937 г. его арестовали по обвинению в организации при храме контрреволюционной группы. Из материалов дела видно, что служил отец Александр с особым старанием. Батюшка устра­ивал торжественные службы в праздничные дни, часто говорил проповеди, чем быстро завоевал любовь среди прихожан. На службах он призы­вал верующих чаще ходить в храм. Василий Васи­льевич Варыгин на допросе называет священника наставником.

Дьякон Якиманский рассказывал следовате­лю: «В апреле месяце в доме гражданина Суслина (бывшего кулака) Вершинский, обращаясь к посторонним, говорил: «Празднования надо участить и сопровождать крестными ходами, этим мы больше привлечём на свою сторону верующих…»

Трудно себе представить, что упоминание в проповеди истории библейского царя Давида и византийского царя Константина, старание избе­жать столкновений с комсомольцами во время крестных ходов, сетование на строгость властей к священству стали причиной гибели священни­ка. Гибели телесной, но не духовной. Это видно из материалов его дела, которое хранится в Госу­дарственном архиве РФ. По правилам ведения допроса Александр Вершинский заверял свои ответы следователю собственной подписью.

Подписью были заверены слова, свидетельст­вующие о его верности Церкви и Господу. Он не отрёкся от Православия.

23 ноября 1937 г., через два дня после ареста батюшки, сотрудники НКВД забрали двух мирян, близких по духу отцу Александру прихожан: председателя церковного совета храма Павла Васильевича Кузовкова (1875-1937) и бывше­го секретаря ревизионной комиссии при цер­ковном совете Николая Ивановича Копнинского (1876-1938).

Заключённые в Та­ганскую тюрьму отец Александр Вершинский и Павел Васильевич Ку­зовков после недели допросов на скором суде тройки НКВД СССР 1 декабря 1937 г. были обвинены в орга­низации контрреволю­ционной деятельности и приговорены к расстре­лу. Через неделю, 8 декабря 1937 г., отец Александр и Павел Кузовков были расстреляны и похоронены в общей безве­стной могиле на полигоне НКВД «Бутово» под Москвой.

Николая Копнинского приговорили к восьми годам заключения в исправительно-трудовом ла­гере. 15 марта 1938 г. он умер в ИТЛ в г. Мариинске Кемеровской области.

Определением Святейшего Синода от 22 февраля 2001 г. Собор Новомучеников и Исповед­ников Российских, пострадавших за веру Хрис­тову в XX веке, пополнился именами священномученика Александра и мученика Павла, а 17 ию­ля 2001 г. сонм новых Святых был дополнен именем мученика Нико­лая. Первая служба, по­свящённая их памяти, торжественно прошла в Смоленском храме 24-25 декабря 2001 г. От­ныне день 8 декабря (по нов. стилю) стал особым праздником прихода.

На иконе ивантеев­ских мучеников, напи­санной сергиево-посадскими иконописцами к прославлению, священномученик Александр, как настоятель, в левой руке держит уменьшен­ную модель Спасского (Смоленского) храма, благочестивыми прихожанами которого были мученики Павел и Николай — коренные жители Ивантеевки. Наши исповедники храмы душ своих уподобили храмам Божьим, за что и получили в награду от Бога безценные мученические венцы. На крови великого сонма Новомучеников возрождается Русская Православная Церковь.

Память священномученика Александра и мученика Павла соверша­ется в день их смерти — 8 декабря, а также, как и память мученика Николая, в день празднования Собо­ра Новомучеников и Исповедников Российских — 7 февраля, если этот день совпадает с воскресным днем, а если этот день с воскресным днем не совпадает, то в ближайшее воскресенье после 7 февраля.

Икона ивантеевских новомучеников. Мой родственник - справа
file.php?fid=805916&key=206088681
Лайк (9)
dobby
Модератор раздела

dobby

Минск, Беларусь
Сообщений: 3121
На сайте с 2013 г.
Рейтинг: 3090
Что еще известно о Павле Васильевиче? Цитирую сайт православной энциклопедии https://drevo-info.ru/articles/24539.html

Кузовков Павел Васильевич (1875 - 1937), мирянин, мученик
Память 25 ноября, в Соборах новомучеников и исповедников Российских и Бутовских новомучеников

Родился 15 июня 1875 года в селе Ивантеевке Московской губернии в семье рабочего Василия Кузовкова. Окончил сельскую школу. В 1887 году поступил на фабрику и работал на подсобных работах, а затем, став квалифицированным рабочим, проработал на фабрике до 1904 года. С 1904 по 1906 год работал на вагоноремонтном заводе, с 1907 по 1932 год был сукновалом на фабрике Лыжина, а с 1932 года по день ареста - дежурным на водонасосной станции.

1 января 1937 года был избран председателем церковного совета храма Смоленской иконы Божией Матери, за что был арестован 22 ноября того же года.
Проходил по групповому "Делу священника Вершинского, Московская о., 1937г.," во время следствия содержался в Таганской тюрьме города Москвы.

Из материалов следствия:

– Советскому обществу из учения Ленина известно, что религия – это дурман для народа. Чем можно объяснить тот факт, что вы являетесь ярым сторонником и защитником религии и Церкви?
– Я ярым защитником религии и Церкви не являюсь, я только был народом выбран председателем церковной двадцатки.
– Следствию известно, что весной текущего года вы ездили в Москву в епархиальное управление за советом, что надо делать, чтобы не закрыли церковь, а в ноябре вы обращались в Пушкинский райисполком за разрешением собрания верующих по этому вопросу. Почему вы следствию говорите неправду?
– В епархиальное управление я ездил. А в райисполком я ходил взять разрешение на собрание, чтобы оповестить верующих о закрытии церкви.
– Следствием установлено, что контрреволюционная группа церковников в составе Вершинского, Копнинского и вас часто собиралась у вас на квартире, а иногда и в церкви, где велись контрреволюционные разговоры, направленные против мероприятий советской власти. Почему вы скрываете это от следствия?
– У меня на квартире несколько раз собирались члены церковного совета, но контрреволюционных разговоров там не было.


1 декабря 1937 года тройкой при УНКВД СССР по Московской области по обвинению в "контрреволюционной деятельности" был приговорен к расстрелу. Был расстрелян вместе с протоиереем Александром Вершинским 8 декабря 1937 года и погребен в безвестной общей могиле на полигоне Бутово под Москвой.
20 июля 1989 года был реабилитирован.

Был канонизирован в лике новомучеников и исповедников Российских Юбилейным Архиерейским Собором в августе 2000 года; имя включено в святцы определением Священного Синода Русской Православной Церкви от 22 февраля 2001 года по представлению Московской епархии.

Документы, литература
ГАРФ, ф. 10035, оп. 1, д. П-77316.
Материалы Синодальной комиссии по канонизации святых Русской Православной Церкви.
Мартиролог расстрелянных и захороненных на полигоне НКВД "Объект Бутово" 08.08.1937-19.10.1938, М.:"Зачатьевский монастырь," 1997, 186.
"Определение Священного Синода от 22 февраля 2001 года," Журнал Московской Патриархии, 2001, № 3.

Павел Васильевич Кузовков. Москва. Таганская тюрьма. 1937 год
009085.jpg
Лайк (10)
dobby
Модератор раздела

dobby

Минск, Беларусь
Сообщений: 3121
На сайте с 2013 г.
Рейтинг: 3090
Закончу тему собственными находками в архиве. Благодаря тому что сейчас метрические книги Спасской церкви при Копнинской бумажной фабрике доступны онлайн я нашел запись о рождении Павла Васильевича Кузовкова и смог рассчитать наше родство. Оказалось, что мой прадед был его четвероюродным братом, а я, соответственно, прихожусь ему пятиюродным правнуком.

Запись в метрической книге о рождении за 1875 год Павла Васильевича Кузовкова

file.php?fid=805938&key=1892474142
Лайк (5)
natalya1985

natalya1985

Московская область
Сообщений: 125
На сайте с 2014 г.
Рейтинг: 560

dobby написал:
[q]
Закончу тему собственными находками в архиве. Благодаря тому что сейчас метрические книги Спасской церкви при Копнинской бумажной фабрике доступны онлайн я нашел запись о рождении Павла Васильевича Кузовкова и смог рассчитать наше родство. Оказалось, что мой прадед был его четвероюродным братом, а я, соответственно, прихожусь ему пятиюродным правнуком.

Запись в метрической книге о рождении за 1875 год Павла Васильевича Кузовкова
[/q]


Здравствуйте!на одном дыхании прочитала все Ваши записи,какая большая работа проведена!Много фотографий сохранилось,это счастье.
У Вас сильный молитвенник есть,наверно нужно в молитвах обращаться к нему за помощью.
Спасибо большое за то,что поделились с нами тем,что для Вас очень дорого!
Лайк (3)
dobby
Модератор раздела

dobby

Минск, Беларусь
Сообщений: 3121
На сайте с 2013 г.
Рейтинг: 3090
natalya1985 Здравствуйте, Наталья! Спасибо большое! Да, история семьи даёт очень много для души, это не просто любопытство, по-крайней мере для меня.
Лайк (2)
Kapu_Luna

Kapu_Luna

Минск, Беларусь
Сообщений: 3081
На сайте с 2020 г.
Рейтинг: 7462
Как жаль, что такая интересная история быстро закончилась)
Александр, очень хочется ещё почитать Ваши интересные истории о замечательных предках)
Спасибо!
Лайк (1)
Matveeva_Batalova

Matveeva_Batalova

Санкт-Петербург
Сообщений: 153
На сайте с 2021 г.
Рейтинг: 101
Удивительная история! Спасибо, что поделились, очень интересно!
---
Ищу сведения о Баталовых и Матвеевых из д. Каменка Заводоуковского района Тюменской обл.
Васянькиных из с. Ахпаевка Нижегородской обл. и Кукушкиных из с. Огнев-Майдан Нижегородской обл.
Лайк (1)
dobby
Модератор раздела

dobby

Минск, Беларусь
Сообщений: 3121
На сайте с 2013 г.
Рейтинг: 3090
Kapu_Luna Matveeva_Batalova
Спасибо Вам за отзывы, мне очень приятно!
Лайк (1)
LeoLava

Сообщений: 187
На сайте с 2014 г.
Рейтинг: 246
Такие истории тяжело, больно и горько читать, но писать их необходимо.
---
Пашковский, Герольд, Женетте - Сенненский уезд
Лайк (3)
← Назад    Вперед →Страницы: 1 * 2 Вперед →
Модератор: dobby
Вверх ⇈