Мой родственник - святой
Рассказ о моем родственнике, причисленном к лику святых Русской Православной Церковью. Родство удалось подтвердить документально и установить степень родства! А заодно рассказ об истории этой ветви семьи и ее родных мест.
dobbyМодератор раздела  Минск, Беларусь Сообщений: 3121 На сайте с 2013 г. Рейтинг: 3090 | Наверх ##
21 ноября 2021 0:24 6 января 12:59 Разразившийся ещё в 1921 году голод, который явился закономерным следствием не только засухи, но и общего экономического упадка, вызванного гражданской войной, охватил территории с населением, по разным оценкам, от 15 до 30 миллионов человек. Для борьбы с голодом нужны были средства, в первую очередь золото для закупки зерна за рубежом. Одним из средств для его сбора стало изъятие церковных ценностей. Соответствующее постановление ВЦИК было опубликовано 26 февраля 1922 года и гласило: "Ввиду неотложной необходимости спешно мобилизовать все ресурсы страны, могущие служить средством борьбы с голодом в Поволжье и для обсеменения его полей, Всероссийский Центральный Исполнительный Комитет, в дополнение к декрету об изъятии музейного имущества, постановил: 1. Предложить местным Советам в месячный срок со дня опубликования сего постановления изъять из церковных имуществ, переданных в пользование групп верующих всех религии по описям и договорам, все драгоценные предметы из золота, серебра и камней, изъятие коих не может существенно затронуть интересы самого культа, и передать в органы Наркомфина со специальным назначением в фонд Центральной комиссии помощи голодающим". Пропагандистский плакат 1922 годаКонечно при изъятии ценностей происходило немало эксцессов. Так было и в Спасской церкви села Вантеево, когда 6 мая 1922 года комиссия вошла в храм во время службы и вызвала негодование со стороны прихожан. Несмотря на то, что настоятель храма — отец Виктор Горитовский успокоил верующих и предоставил вечером комиссии возможность изъять ценности, он был арестован и через несколько дней погиб в Бутырской тюрьме. Подробно описываются произошедшие события на сайте Ивантеевского Храма. Правда, на мой взгляд описываются они чрезвычайно эмоционально и излишне агрессивно для описаний событий 100-летней давности. В любом случае никакие ценности не стоят человеческих жизней. Оценить достоверность данного описания я не могу и цитирую как есть. Драма произошла 6 мая 1922 г. при конфискации церковного имущества из Спасского храма. Восстановить печальные события того дня удалось по воспоминаниям сыновей отца Виктора — Валентина и Владимира Горитовских, знавших эту историю из рассказов матушки Елизаветы Григорьевны. Прибывшие в Ивантеевку экспроприаторы во главе с товарищем Цурковским встретили отпор верующей общины и нежелание подчиниться безбожникам, безцеремонно прервавшим Божественную Литургию. Отец Виктор просил ворвавшихся в алтарь красноармейцев разрешить ему дослужить Литургию. Конфисковать церковные ценности экспроприаторам не удалось, потому что верующие встали на защиту своего храма. Чекисты начали избивать прихожан. Отец Виктор остановил начинающееся кровопролитие, уговаривая всех успокоиться и разойтись с миром. Чекисты собирались арестовать священника, но прихожане заступились за своего пастыря и не позволили его забрать, собрав народ колокольным звоном. Смиренный батюшка убедил безбожников приехать за ним вечером, когда всё успокоится и народ разойдётся по домам. Чекисты отступили.
 Взвешивание изъятых церковных ценностей
Вечером того же дня на пороге дома, где жил отец Виктор, вновь появились представители уездной комиссии по изъятию ценностей.
Представители Московской уездной комиссии 6 мая 1922 г., приняли из Спасского храма ценности для передачи в Гохран. Закончив изъятие, сотрудники ВЧК забрали с собой отца Виктора и двух мирян — Кузовкова и Шорникова (их имена неизвестны), которые, по всей видимости, самым активным образом противились безбожникам.
После ареста матушка поначалу не знала, где находится её супруг. Затем выяснилось, что содержат отца Виктора под стражей в Бутырской тюрьме. Заключение было для батюшки недолгим. Отца Виктора убили в тюрьме без всякого следствия и суда. Через две недели после ареста 21 мая 1922 г. в Спасский храм привезли закрытый гроб. Чекисты утверждали, что батюшка скончался от болезни, но открывать на похоронах крышку гроба запретили. Ни матушка, ни прихожане поверить в такую скоропостижную смерть не могли. По воспоминаниям старожилов, ночью во время чтения Псалтири над усопшим, прихожане, воспользовавшись моментом, когда охранявший гроб красноармеец задремал, открыли крышку и увидели, что голова покойного батюшки прострелена.
Отпевали безвинно убиенного пастыря в Спасском храме на следующий день, 22 мая, и захоронили около южной стены родной церкви, рядом с могилой тестя, священника Григория Станиславлева. Это было одно из последних захоронений на прицерковном погосте.
 Виктор Петрович Горитовский с супругой. Фото до рукоположения в священники, 1902 год
О дальнейшей же судьбе двух арестованных вместе с отцом Виктором прихожан, уроженцев Вантеева, до сих пор пока ничего не известно. Из заключения они так и не вернулись и разделили печальную участь миллионов людей, невинно пострадавших от большевистского террора. Остаётся только добавить, что Кузовков (по отчеству — Васильевич) был старшим братом Павла Васильевича Кузовкова, будущего новомученика ивантеевского. Про мирянина Шорникова известно лишь, что его жена Анна Ивановна Шорникова долгое время работала в храме просвирницей.
Для меня эта история наиболее интересна упоминанием моего родственника. Имя его авторам статьи неизвестно. Я могу предположить, что речь идет об Александре Васильевиче Кузовкове, 1865 года рождения. Пока это единственный известный мне старший брат Павла Васильевича Кузовкова. Если удастся установить, что это так и есть - напишу в Ивантеевскую церковь, чтобы дополнить эти сведения. Как удалось разобраться - эти Васильевичи Кузовковы приходились моему прадеду четвероюродными братьями! Так что я - их пятиюродный правнук! Дальше уже перейду к описанию судьбы самого Павла Васильевича Кузовкова | | Лайк (9) |
dobbyМодератор раздела  Минск, Беларусь Сообщений: 3121 На сайте с 2013 г. Рейтинг: 3090 | Наверх ##
4 января 18:58 4 января 19:01 В предверии Рождества вернусь к теме и постараюсь ее закончить. Долго не знал как об этом написать, но потом решил процитировать статью о гибели Ивантеевских новомучеников, размещенную на сайте храма https://smolenskijhram.ru/blag...eevka.htmlНовомученики ивантеевскиеВ марте 1937 г. из Тверской области в Ивантеевку приезжает новый батюшка — будущий священномученик митрофорный протоиерей Александр Андреевич Вершинский. Отец Александр родился 6 марта 1873 г. в селе Кунганово Старицкого уезда Тверской губернии в семье дьякона. Нелёгкий жизненный путь, указанный Господом, привёл тверского батюшку в Спасский храм, чтобы в будущем прославить новомучеником ивантеевским — святым покровителем города Ивантеевки. Всего неполных девять месяцев успел прослужить батюшка в Спасской церкви: 21 ноября 1937 г. его арестовали по обвинению в организации при храме контрреволюционной группы. Из материалов дела видно, что служил отец Александр с особым старанием. Батюшка устраивал торжественные службы в праздничные дни, часто говорил проповеди, чем быстро завоевал любовь среди прихожан. На службах он призывал верующих чаще ходить в храм. Василий Васильевич Варыгин на допросе называет священника наставником. Дьякон Якиманский рассказывал следователю: «В апреле месяце в доме гражданина Суслина (бывшего кулака) Вершинский, обращаясь к посторонним, говорил: «Празднования надо участить и сопровождать крестными ходами, этим мы больше привлечём на свою сторону верующих…» Трудно себе представить, что упоминание в проповеди истории библейского царя Давида и византийского царя Константина, старание избежать столкновений с комсомольцами во время крестных ходов, сетование на строгость властей к священству стали причиной гибели священника. Гибели телесной, но не духовной. Это видно из материалов его дела, которое хранится в Государственном архиве РФ. По правилам ведения допроса Александр Вершинский заверял свои ответы следователю собственной подписью. Подписью были заверены слова, свидетельствующие о его верности Церкви и Господу. Он не отрёкся от Православия. 23 ноября 1937 г., через два дня после ареста батюшки, сотрудники НКВД забрали двух мирян, близких по духу отцу Александру прихожан: председателя церковного совета храма Павла Васильевича Кузовкова (1875-1937) и бывшего секретаря ревизионной комиссии при церковном совете Николая Ивановича Копнинского (1876-1938). Заключённые в Таганскую тюрьму отец Александр Вершинский и Павел Васильевич Кузовков после недели допросов на скором суде тройки НКВД СССР 1 декабря 1937 г. были обвинены в организации контрреволюционной деятельности и приговорены к расстрелу. Через неделю, 8 декабря 1937 г., отец Александр и Павел Кузовков были расстреляны и похоронены в общей безвестной могиле на полигоне НКВД «Бутово» под Москвой. Николая Копнинского приговорили к восьми годам заключения в исправительно-трудовом лагере. 15 марта 1938 г. он умер в ИТЛ в г. Мариинске Кемеровской области. Определением Святейшего Синода от 22 февраля 2001 г. Собор Новомучеников и Исповедников Российских, пострадавших за веру Христову в XX веке, пополнился именами священномученика Александра и мученика Павла, а 17 июля 2001 г. сонм новых Святых был дополнен именем мученика Николая. Первая служба, посвящённая их памяти, торжественно прошла в Смоленском храме 24-25 декабря 2001 г. Отныне день 8 декабря (по нов. стилю) стал особым праздником прихода. На иконе ивантеевских мучеников, написанной сергиево-посадскими иконописцами к прославлению, священномученик Александр, как настоятель, в левой руке держит уменьшенную модель Спасского (Смоленского) храма, благочестивыми прихожанами которого были мученики Павел и Николай — коренные жители Ивантеевки. Наши исповедники храмы душ своих уподобили храмам Божьим, за что и получили в награду от Бога безценные мученические венцы. На крови великого сонма Новомучеников возрождается Русская Православная Церковь. Память священномученика Александра и мученика Павла совершается в день их смерти — 8 декабря, а также, как и память мученика Николая, в день празднования Собора Новомучеников и Исповедников Российских — 7 февраля, если этот день совпадает с воскресным днем, а если этот день с воскресным днем не совпадает, то в ближайшее воскресенье после 7 февраля. Икона ивантеевских новомучеников. Мой родственник - справа | | Лайк (9) |
dobbyМодератор раздела  Минск, Беларусь Сообщений: 3121 На сайте с 2013 г. Рейтинг: 3090 | Наверх ##
4 января 19:07 4 января 19:11 Что еще известно о Павле Васильевиче? Цитирую сайт православной энциклопедии https://drevo-info.ru/articles/24539.htmlКузовков Павел Васильевич (1875 - 1937), мирянин, мученикПамять 25 ноября, в Соборах новомучеников и исповедников Российских и Бутовских новомучеников Родился 15 июня 1875 года в селе Ивантеевке Московской губернии в семье рабочего Василия Кузовкова. Окончил сельскую школу. В 1887 году поступил на фабрику и работал на подсобных работах, а затем, став квалифицированным рабочим, проработал на фабрике до 1904 года. С 1904 по 1906 год работал на вагоноремонтном заводе, с 1907 по 1932 год был сукновалом на фабрике Лыжина, а с 1932 года по день ареста - дежурным на водонасосной станции. 1 января 1937 года был избран председателем церковного совета храма Смоленской иконы Божией Матери, за что был арестован 22 ноября того же года. Проходил по групповому "Делу священника Вершинского, Московская о., 1937г.," во время следствия содержался в Таганской тюрьме города Москвы. Из материалов следствия: – Советскому обществу из учения Ленина известно, что религия – это дурман для народа. Чем можно объяснить тот факт, что вы являетесь ярым сторонником и защитником религии и Церкви? – Я ярым защитником религии и Церкви не являюсь, я только был народом выбран председателем церковной двадцатки. – Следствию известно, что весной текущего года вы ездили в Москву в епархиальное управление за советом, что надо делать, чтобы не закрыли церковь, а в ноябре вы обращались в Пушкинский райисполком за разрешением собрания верующих по этому вопросу. Почему вы следствию говорите неправду? – В епархиальное управление я ездил. А в райисполком я ходил взять разрешение на собрание, чтобы оповестить верующих о закрытии церкви. – Следствием установлено, что контрреволюционная группа церковников в составе Вершинского, Копнинского и вас часто собиралась у вас на квартире, а иногда и в церкви, где велись контрреволюционные разговоры, направленные против мероприятий советской власти. Почему вы скрываете это от следствия? – У меня на квартире несколько раз собирались члены церковного совета, но контрреволюционных разговоров там не было.1 декабря 1937 года тройкой при УНКВД СССР по Московской области по обвинению в "контрреволюционной деятельности" был приговорен к расстрелу. Был расстрелян вместе с протоиереем Александром Вершинским 8 декабря 1937 года и погребен в безвестной общей могиле на полигоне Бутово под Москвой. 20 июля 1989 года был реабилитирован. Был канонизирован в лике новомучеников и исповедников Российских Юбилейным Архиерейским Собором в августе 2000 года; имя включено в святцы определением Священного Синода Русской Православной Церкви от 22 февраля 2001 года по представлению Московской епархии. Документы, литератураГАРФ, ф. 10035, оп. 1, д. П-77316. Материалы Синодальной комиссии по канонизации святых Русской Православной Церкви. Мартиролог расстрелянных и захороненных на полигоне НКВД "Объект Бутово" 08.08.1937-19.10.1938, М.:"Зачатьевский монастырь," 1997, 186. "Определение Священного Синода от 22 февраля 2001 года," Журнал Московской Патриархии, 2001, № 3. Павел Васильевич Кузовков. Москва. Таганская тюрьма. 1937 год | | Лайк (10) |
dobbyМодератор раздела  Минск, Беларусь Сообщений: 3121 На сайте с 2013 г. Рейтинг: 3090 | Наверх ##
4 января 19:42 4 января 19:43 Закончу тему собственными находками в архиве. Благодаря тому что сейчас метрические книги Спасской церкви при Копнинской бумажной фабрике доступны онлайн я нашел запись о рождении Павла Васильевича Кузовкова и смог рассчитать наше родство. Оказалось, что мой прадед был его четвероюродным братом, а я, соответственно, прихожусь ему пятиюродным правнуком. Запись в метрической книге о рождении за 1875 год Павла Васильевича Кузовкова | | Лайк (5) |
natalya1985 Московская область Сообщений: 125 На сайте с 2014 г. Рейтинг: 560 | dobby написал: [q] Закончу тему собственными находками в архиве. Благодаря тому что сейчас метрические книги Спасской церкви при Копнинской бумажной фабрике доступны онлайн я нашел запись о рождении Павла Васильевича Кузовкова и смог рассчитать наше родство. Оказалось, что мой прадед был его четвероюродным братом, а я, соответственно, прихожусь ему пятиюродным правнуком.
Запись в метрической книге о рождении за 1875 год Павла Васильевича Кузовкова
[/q]
Здравствуйте!на одном дыхании прочитала все Ваши записи,какая большая работа проведена!Много фотографий сохранилось,это счастье. У Вас сильный молитвенник есть,наверно нужно в молитвах обращаться к нему за помощью. Спасибо большое за то,что поделились с нами тем,что для Вас очень дорого! | | Лайк (3) |
dobbyМодератор раздела  Минск, Беларусь Сообщений: 3121 На сайте с 2013 г. Рейтинг: 3090 | natalya1985 Здравствуйте, Наталья! Спасибо большое! Да, история семьи даёт очень много для души, это не просто любопытство, по-крайней мере для меня. | | Лайк (2) |
Kapu_Luna Минск, Беларусь Сообщений: 3081 На сайте с 2020 г. Рейтинг: 7461 | Как жаль, что такая интересная история быстро закончилась) Александр, очень хочется ещё почитать Ваши интересные истории о замечательных предках) Спасибо! | | Лайк (1) |
Matveeva_Batalova Санкт-Петербург Сообщений: 153 На сайте с 2021 г. Рейтинг: 101 | Удивительная история! Спасибо, что поделились, очень интересно! --- Ищу сведения о Баталовых и Матвеевых из д. Каменка Заводоуковского района Тюменской обл.
Васянькиных из с. Ахпаевка Нижегородской обл. и Кукушкиных из с. Огнев-Майдан Нижегородской обл. | | Лайк (1) |
dobbyМодератор раздела  Минск, Беларусь Сообщений: 3121 На сайте с 2013 г. Рейтинг: 3090 | Наверх ##
23 января 19:59 Kapu_Luna Matveeva_Batalova Спасибо Вам за отзывы, мне очень приятно! | | Лайк (1) |
LeoLava Сообщений: 187 На сайте с 2014 г. Рейтинг: 246
| Наверх ##
25 января 17:37 Такие истории тяжело, больно и горько читать, но писать их необходимо. --- Пашковский, Герольд, Женетте - Сенненский уезд | | Лайк (3) |
|