Всероссийское Генеалогическое Древо
На сайте ВГД собираются люди, увлеченные генеалогией, историей, геральдикой и т.д. Здесь вы найдете собеседников, экспертов, умелых помощников в поисках предков и родственников. Вам подскажут где искать документы о павших в боях и пропавших без вести, в какой архив обратиться при исследовании родословной своей семьи, помогут определить по старой фотографии принадлежность к воинским частям, ведомствам и чину. ВГД - поиск людей в прошлом, настоящем и будущем!
Вниз ⇊
Все названия тем обязательно должны начинаться с фамилии, т.к. они формируются в алфавитный указатель автоматически, а если тема будет начинаться на имя или род занятий, то на ту букву тема и уйдет в указатель (и окажется, к примеру, "О предках Петра Краснова" вместо "К" на букву "О")

Достоевский Федор Михайлович


← Назад    Вперед →Страницы: 1 * 2 3 Вперед →
Модератор: TatianaLGNN
severinn

Сообщений: 7172
На сайте с 2005 г.
Рейтинг: 2285
Родом от Данилы Иртищева

Н. ШАРЛЕМАН. Малоизвестный портрет В сознании современного человека установилось несколько стереотипов, связанных с именем писателя. К примеру, фамилия писателя Достоевского редко воспринимается отдельно от фамилии писателя Льва Толстого. Они как знаки плюс и минус необычайно сильного и до конца не познанного энергетического поля литературы. Лев Толстой – это стремление к положительным идеалам. Герои Толстого, даже отрицательные, не разрушают гармонию мира. Читателю «Войны и мира» и «Анны Карениной» понятен, доступен и желанен мир, созданный гением Толстого, его герои не только любимы, но и родственны. Мир Достоевского иной. Его нельзя назвать дисгармоничным или алогичным, – он иной. Взлёты и падения героев Достоевского открывают читателю глубины, которые чаще ужасают, чем восторгают. В этом мире читателю неудобно – но в него тянет заглянуть, чтобы прикоснуться к неведомому и непознанному. «Душа человеческая суть вместилище всех добродетелей и грехов человеческих, она мятётся, страдает, спасается, – она моя душа», – это единственное и главное, в чём безоговорочно соглашается с Достоевским читатель.

Следует сказать, что и Толстой, и Достоевский оказали колоссальное влияние почти на всех писателей, творивших после них. И если русские писатели чаще других учителем называли Толстого, то западные практически единодушно в учителя зачисляли Достоевского.

О «завоевании» Запада Достоевским точнее других написал Андре Жид. Именно он указал на загадочность этой исполинской фигуры, которая наряду с Ибсеном и Ницше завладела умами западных читателей.

Не вызывает сомнения, что Европа почувствовала в Достоевском то, чего не было в прочих русских писателях, а именно – родственность себе. Да, Достоевский говорил о том, что русская душа – это «вакантная нация, способная стать во главе общечеловеческого дела». Он писал, что не понимает эмигрантов, сумасшедших, по его разумению. Он считал, что «на Западе Христа потеряли по вине католицизма». И тем не менее Запад безоговорочно принял Достоевского-писателя и Достоевского-философа.

В чём причина? Конечно, можно вспомнить высказывания «старого русского европейца» Достоевского, что «высшая русская мысль есть всепримирение идей» Европы, что «Европу и назначение её окончит Россия», что «какой истинный русский не думает прежде всего о Европе» и что «русскому скитальцу необходимо именно всемирное счастие, чтобы успокоиться». Некоторое мессианство русской идеи могло найти отклик на Западе, но не более.

Причины того, что идеи Достоевского овладели западными умами, на наш взгляд, лежат глубже.

Всем известно – корни Ф.М. Достоевского находятся в Великом княжестве Литовском, крупном западнорусском государстве, объединённом униями ХIV – ХV веков с Польшей и присоединённом впоследствии Российской империей. Что мы знаем о предках Фёдора Михайловича? Анна Григорьевна Достоевская написала в 1897 г. священнику в село Достоево на Брестчине: «Мой покойный муж Фёдор Михайлович Достоевский много раз говорил мне, что его род происходит из (исторической) Литвы от пинского маршалка Достоевского, избранного в сейм в 1598 г. Пётр Достоевский и его потомки жили в Достоеве». Анна Григорьевна просила прислать ей сохранившиеся в церковных книгах сведения о предках Фёдора Михайловича. Мы не знаем, получила ли из Достоева какие-либо сведения Анна Григорьевна. Но от дочери Фёдора Михайловича Любови Фёдоровны известно, что отец писателя, Михаил Андреевич, без денег и протекции поступил «в число казённых воспитанников по медицинской части императорской Медико-хирургической академии в Московское отделение... 1809 г. октября 11». Его отец был протоиереем в городе Брацлаве Подольской губернии. Вероятно, он не одобрял выбор сына, оттого «без денег и протекции». В 1837 г. Фёдор Достоевский уехал из Москвы в Петербург, где поступил в военно-инженерное училище. А на следующий год своими крепостными был убит Михаил Андреевич...

Белорусский литературовед С. Букчин провёл архивные разыскания о предках Ф.М. Достоевского, в том числе им были исследованы Литовская метрика, писцовая книга Пинского староства, акты Виленской археографической комиссии.

Первым из датированных документов была грамота, выданная 6 октября 1506 г. пинским князем Фёдором Ивановичем Ярославичем родоначальнику Достоевских Даниле Ивановичу Иртищеву на владение селом Достоевым между реками Пиной и Ясельдой: «А дали есмо тому нашему боярину тое именье со всем с тым, што из старины к тем дворищом прислухало, с землями пашными и з бортными, и з их ловы, и з реками, и з луги, и з сеножатьми, и з езы, и з озёры и со всих тых земель входы. А волен тот боярин наш в том своём именьи, в данине нашей двор собе поселити, и пашню вчинити, и млыны сыпати... А людем его подводы не давати, а ни в облаву не ходити, и ни повозу не возити. А дали есмо тое именье тому нашему боярину вечно и непорушно, ему и его жоне, и их детем, и их счадком».

Таким образом, потомки Данилы Иртищева отныне навсегда становятся Достоевскими. Его сыну, Семёну Даниловичу Достоевскому, в связи с женитьбой «Подтвердительную грамоту» жалует королева Бона. Фёдора Ивановича Достоевского, «земянина Пинской хоругвии», называет своим «уполномоченным приятелем» бежавший в Литву Андрей Курбский. Брат Фёдора, Стефан, получает от короля Стефана Батория привилей на минский Вознесенский православный монастырь: «...и того монастыра со всим спокойне ужывати, аж до живота своего». Но владел Стефан им недолго: митрополит киевский Илья и каштелян минский Ян Глебович пожаловались королю, что Достоевский, будучи человеком светским и «к тому же закону не греческого», доходами пользуется, а об управлении монастырём не заботится: «Только дей для пожитку своего тот монастыр держит, а фала божья никгды в нём водле закону греческого полнена не бывает».

Представитель четвёртого поколения рода Пётр Достоевский – маршал Пинского повета и член Главного трибунала Великого княжества Литовского. Именно его знала А.Г. Достоевская. «По своему положению, – писал В. Кирпотин, – поветовые маршалы стояли высоко, их дальнейшим повышением являлось сенаторское кресло; они были главными вождями дворянского ополчения своего повета и иногда разбирали дела, подлежащие дворному королевскому суду». К слову, сессии Главного трибунала проходили раз в год в самом древнем и мощном замке Великого княжества Литовского – Новогрудском.

Стефан Достоевский подписывался по-белорусски, Пётр – по-польски...

Проживать имение начал Бенедыкт Петрович Достоевский. Во второй половине ХVII века на Достоеве уже был долг в восемь тысяч злотых. Имение сына Бенедыкта Романа Остров было разграблено. Кстати, в Пушкинском доме Академии наук России хранится принадлежавшее ему старинное Евангелие.

С ХVII века среди предков Ф.М. Достоевского отмечены лица духовного звания, наиболее известен из них иеромонах Киево-Печерской лавры Акиндий Достоевский. Надо сказать, именно в ХVII веке проявилось сильное внутреннее сопротивление религиозной Брестской унии 1596 г., по которой ущемлялись права православного населения Великого княжества Литовского. Многие потомки белорусской и украинской шляхты уходили в служители православия.

В ХVIII веке предки Ф.М. Достоевского жили преимущественно на Украине, прадед писателя был священником в Брацлаве на Подолии. Очевидно, Достоевские в ХVII – ХVIII веках прошли тот же путь, что и подавляющее большинство «застянковой» шляхты Литвы, – измельчание, утрата имений, прав, состояний. Оставались лишь память о былом величии, о гордых предках, которые в одиночку могли заблокировать любое решение сейма.

Итак, Великое княжество Литовское попало сначала под влияние других государств, потом исчезло. А судьбы отдельных людей всегда были напрямую связаны с судьбами общества. Достоевские, как и многие, прошли путь от величия к нищете и безвестности.

Европа для Достоевских генетически не была далёкой заграницей. Они, Достоевские, от Данилы Ивановича до Фёдора Михайловича, ощущали Европу и плотью, и духом. Это подтверждается пристальным вниманием Фёдора Михайловича к пресловутому «польскому вопросу», этой кровоточащей язве на теле империи. Он принял живейшее участие в развернувшейся полемике не только по своему положению редактора журнала «Время», но и по зову крови. «Польское дело», «польский вопрос», судьба Западного края были его исторической болью, которую следовало пережить и превозмочь. Великое княжество Литовское было сильно подвержено европейским интеграционным процессам. Оно существовало в политической и религиозной системах координат Европы, со всеми их плюсами и минусами. И погибло оно именно из-за антагонизма между православным населением и окатоличенной верхушкой. Народ тянулся к Москве, к братьям по вере; знать, её богатейшая часть, не мыслила себя вне Европы. Радзивиллы, например, с шестнадцатого века были князьями Священной Римской империи.

Да, Европа Россию не любила, о чём и говорил Достоевский: «Мы никогда в Европе не возбуждали симпатии, и она, если можно было, всегда с охотою на нас ополчалась. Она не могла не признать только одного: нашу силу, – и эта физическая, материальная сила (так по крайней мере Европа должна была смотреть на нас) всегда возбуждала в ней негодование».

Многое ли изменилось в отношении Европы к России с середины позапрошлого века? Вероятно, ничего. По-прежнему Европа при случае охотно на неё ополчается, по-прежнему боится она российской физической силы.

Но Ф.М. Достоевского, при

всей резкости его высказываний о ней, Европа, а с ней и остальной цивилизованный мир приняли безоговорочно. Не Пушкин, не Тургенев, не Лев Толстой явили миру загадочную русскую душу, – Фёдор Достоевский. Именно в Раскольниковых, Карамазовых, Мышкиных, Грушеньках, Ставрогиных благополучная Европа наконец разглядела то, что, во-первых, сделало Россию Россией, а во-вторых, что никогда не примирит её с Россией. Прочитав Достоевского, европейцы догадались о некоей несовместимости России и Запада, – этого оказалось достаточно.

Пусть Россия и шла бы своим путём по азиатскому бездорожью. Но она слишком велика, слишком непредсказуема, слишком близка, слишком опасна. Её нельзя оставлять одну на свободе, ей надо помочь. И помогают, как могут. Уверен, с опаской в Европе стали относиться к России во многом благодаря Достоевскому.

Вот уж за полузабытым польским восстанием в России разразилось чеченское, – и многим ли они отличаются? Кажется, что их и нет, отличий. Гибнут простые люди, власть мечется, не находя верных решений, и демократическая интеллигенция рассуждает о либеральных ценностях.

Европа, кажется, уж и прочла «Дневник писателя» Достоевского, но предпочитает о нём помалкивать. Это материк, ещё не исследованный ни в самой России, ни на Западе.

Человеческая цивилизация жила и живёт прозрениями своих гениев. Но Достоевский стоит особняком и среди них.

Алесь КОЖЕДУБ

Лайк (1)
Скандер

Onegaborg
Сообщений: 1133
На сайте с 2009 г.
Рейтинг: 400
Насколько достоверно происхождение предков писателя от тех Достоевских, которые были упомянуты в 16 веке? Ведь его родословная, как тут сказано, может быть чётко прослежена лишь до его деда, униатского священника Андрея Достоевского. Шляхтичи довольно редко переходили в священническое сословие.

И насколько достоверно происхождение шляхтичей Достоевских от русских дворян Ртищевых. Скорее всего Данила Иртищев просто однофамилец русских Ртищевых. Откуда Ртищевым взяться в Белоруссии, если они с 14 века служили московским князьям?
Вообщем всё шито белыми нитками.
severinn

Сообщений: 7172
На сайте с 2005 г.
Рейтинг: 2285
Скандер
Скандер написал:
[q]
Насколько достоверно происхождение предков писателя от тех Достоевских, которые были упомянуты в 16 веке? Ведь его родословная, как тут сказано, может быть чётко прослежена лишь до его деда, униатского священника Андрея Достоевского. Шляхтичи довольно редко переходили в священническое сословие.

И насколько достоверно происхождение шляхтичей Достоевских от русских дворян Ртищевых. Скорее всего Данила Иртищев просто однофамилец русских Ртищевых. Откуда Ртищевым взяться в Белоруссии, если они с 14 века служили московским князьям?
Вообщем всё шито белыми нитками.
[/q]

Данила Иртищ был "слугой" (аналог сына боярского) князя Федора Ивановича Ярославича Боровского, бежавшего из Московского княжества, прямого потомка двоюродного брата Дмитрия Донского Владимра Серпуховского от сына Владимира Ярослава (отсюда и прозвание ветви рода Ярославичи)

Шляхтичи ОЧЕНЬ НЕ РЕДКО переходили в православие еще в 17-18 веках: посмотрите фамилии священников Черниговской губернии - половина, если не более, аналог шляхетсских фамилий Подолии, Волыни и ВКЛ.
Скандер

Onegaborg
Сообщений: 1133
На сайте с 2009 г.
Рейтинг: 400

severinn написал:
[q]

Данила Иртищ был "слугой" (аналог сына боярского) князя Федора Ивановича Ярославича Боровского, бежавшего из Московского княжества, прямого потомка двоюродного брата Дмитрия Донского Владимра Серпуховского от сына Владимира Ярослава (отсюда и прозвание ветви рода Ярославичи)
[/q]


Бежал не сам Фёдор Иванович, а его отец Иван Васильевич Боровский лет за 50 до описываемых событий.
А в родословной Ртищевых есть такое лицо - Данила Иванович? Я к сожалению почти не знаю историю этого рода.


severinn написал:
[q]

Шляхтичи ОЧЕНЬ НЕ РЕДКО переходили в православие еще в 17-18 веках: посмотрите фамилии священников Черниговской губернии - половина, если не более, аналог шляхетсских фамилий Подолии, Волыни и ВКЛ.
[/q]


Ну это отчасти может быть объясняется тем, что фамилии у священников были по большей части выдуманные? При поступлении в семинарию семинаристам "облагораживали" фамилию. Именно поэтому например митрополиты Тихон Оболенский и Евдоким Мещерский (церковные деятели начала 20 века) хоть и носили "княжеские" фамилии, не имели ровным счётом никакого отношения к своим княжеским тёзкам.

Вспомнился почему-то профессор МГИМО и телеведущий Юрий Вяземский (Симонов). Неглупый вообщем-то человек, он тем не менее помешан на своих якобы "благородных" корнях, очень долго пытался возвести свою родословную к князьям Вяземским и даже снялся ради этого в программе Моя родословная. Но нашёл он у себя среди предков не князей, а ... попов. biggrin1.gif
severinn

Сообщений: 7172
На сайте с 2005 г.
Рейтинг: 2285

Скандер написал:
[q]

severinn написал:
[q]

Данила Иртищ был "слугой" (аналог сына боярского) князя Федора Ивановича Ярославича Боровского, бежавшего из Московского княжества, прямого потомка двоюродного брата Дмитрия Донского Владимра Серпуховского от сына Владимира Ярослава (отсюда и прозвание ветви рода Ярославичи)
[/q]



Бежал не сам Фёдор Иванович, а его отец Иван Васильевич Боровский лет за 50 до описываемых событий.
А в родословной Ртищевых есть такое лицо - Данила Иванович? Я к сожалению почти не знаю историю этого рода..
[/q]

Не стал специально это уточнять, т.к. сути не меняет
Ртищевыми не занимался, но форма прозвища Иртыщ характерна для 15 века, похожее прозвище с начальной "И" (у сына исчезнувшей) есть в начальной генеалогии Татищевых.


Скандер написал:
[q]

severinn написал:
[q]

Шляхтичи ОЧЕНЬ НЕ РЕДКО переходили в православие еще в 17-18 веках: посмотрите фамилии священников Черниговской губернии - половина, если не более, аналог шляхетсских фамилий Подолии, Волыни и ВКЛ.
[/q]



Ну это отчасти может быть объясняется тем, что фамилии у священников были по большей части выдуманные? При поступлении в семинарию семинаристам "облагораживали" фамилию. Именно поэтому например митрополиты Тихон Оболенский и Евдоким Мещерский (церковные деятели начала 20 века) хоть и носили "княжеские" фамилии, не имели ровным счётом никакого отношения к своим княжеским тёзкам.

Вспомнился почему-то профессор МГИМО и телеведущий Юрий Вяземский (Симонов). Неглупый вообщем-то человек, он тем не менее помешан на своих якобы "благородных" корнях, очень долго пытался возвести свою родословную к князьям Вяземским и даже снялся ради этого в программе Моя родословная. Но нашёл он у себя среди предков не князей, а ... попов.
[/q]

На Украине православные священники большей частью из шляхты и козаков. Точно.
Дрозд Дмитрий

Скандер написал:
[q]
Шляхтичи довольно редко переходили в священническое сословие.
[/q]

Явление достаточно распространенное - особенно для больших шляхецких семей - старшие сыновья получали наследство, младшим, чтоб не делить богатство на многме части, часто предстоял пусть в священники или даже монахи. Это тоже давало приличный доход.
Что касается связи Достоевского с теми далекими Достоевскими - то все исследователи как раз и пишут, что эта связь не доказана. А раз так, то он может быть потомком совсем другого рода.
Petrovich
Ушел из жизни 22.03.2024, светлая память!

Petrovich

Севастополь
Сообщений: 2658
На сайте с 2005 г.
Рейтинг: 809
Знаю несколько родов шляхтичей Высоцких, перешедших в 17 веке в духовное сословие. А вот путь обратно был куда сложнее.
---
Ищу все о Высоцких из Екатеринославской губернии(Днепропетровская обл), а также со всей Украины, Белоруссии, Польши и Литвы, о Гавшиных и Савенковых из Белгородской области. Мой сайт http://wysocki.nsknet.ru/index.html
елена шванебах

Сообщений: 817
На сайте с 2006 г.
Рейтинг: 490
Самая детальная роспись Ртищевых есть у Кашкина в "Родословных разведках", но там, насколько мне известно, Данилы Иртища нет.
---
Лена
Скандер

Onegaborg
Сообщений: 1133
На сайте с 2009 г.
Рейтинг: 400

елена шванебах написал:
[q]
Самая детальная роспись Ртищевых есть у Кашкина в "Родословных разведках", но там, насколько мне известно, Данилы Иртища нет.
[/q]


Что и требовалось доказать.
Но вряд ли это в чём-то убедит местных форумных фантазёров от генеалогии, готовых потомков любого дьячка возвести к Рюрику. 101.gif

Кстати, есть ли возможность найти книгу Кашкина в интернете?
severinn

Сообщений: 7172
На сайте с 2005 г.
Рейтинг: 2285

Скандер написал:
[q]

Что и требовалось доказать.
Но вряд ли это в чём-то убедит местных форумных фантазёров от генеалогии, готовых потомков любого дьячка возвести к Рюрику.
[/q]

Ваша точка зрения ("не читал, но осуждаю") на генеалогию Достоевских не убедительна, вне зависимости являются ли Достоевские линией Ртищевых
← Назад    Вперед →Страницы: 1 * 2 3 Вперед →
Модератор: TatianaLGNN
Вверх ⇈