| Все названия тем обязательно должны начинаться с фамилии, т.к. они формируются в алфавитный указатель автоматически, а если тема будет начинаться на имя или род занятий, то на ту букву тема и уйдет в указатель (и окажется, к примеру, "О предках Петра Краснова" вместо "К" на букву "О") |
Достоевский Федор Михайлович
| severinn Сообщений: 7353 На сайте с 2005 г. Рейтинг: 2473
| Наверх ##
13 декабря 2010 20:12 О происхождении Ф.М.Достоевского (из родословной семьи)
Дворянский род Достоевских внесен в Родословную книгу Московского губернского дворянства (ч.3). 1828.
Герб "Радван" (Польский гербовник).
Достоевские пользуются гербом с 1577 года.
Предки Достоевского (1506-1770)
1506, октября 6.
Данила Иванович Ртищев (Ртищевич, Иртищ, Иртищевич, Артищевич) получил от пинского князя Федора Ивановича Ярославича жалованную грамоту на имение Полкотичи и на часть села Достоева в Пинском повете (уезд), к северо-востоку от Пинска, между реками Пиной и Яцольдой, на границе бывшего Кобринского уезд, после чего он и его потомки стали носить фамилию Достоевских. Имел сыновей Ивана и Семена Даниловичей (Волоцкой, 22-23; Н.П.Чулков; А, 409).
1572.
Второй сын Ивана Даниловича, Федор Иванович Достоевский, (земянин) землевладелец Пинского повета, поселяется на Волыни вместе с князем А.М.Курбским, который называет его своим "уполномоченным приятелем" (польский юридический термин должности). (Волоцкой, 27). Потомство Федора Ивановича Достоевского утвердилось на Волыни и положило начало той ветви Достоевских, поселившихся в соседней Подолии, из которой вышел и сам писатель Ф.М.Достевский (Н.П.Чулков). Из "Акты, изданные временной Комиссией, высочайше утвержденной при киевском, подольском и волынском генерал-губернаторе. Киев, 1849", т.1, стр.94 - "Допрос княгини Курбской о том, куда девала она документы, похищенные ею у князя Курбского, 1578, Января 10-го дня. Княгиня Курбская говорит, что бумаги переданы ею прокуратору нашему пану Федору Достоевскому с условием, что он возвратит ей собственноручно и не отдаст, если будут к нему посланы от ее мужа или от нее самой".
1577. Третий сын Ивана Даниловича, Стефан Иванович Достоевский, земянин минский, перешедший в католичество (униаты - прим.В.И.), получил в свое владение минский Вознесенский монастырь (Волоцкой, 28).
По имени Стефана Ф.М.Достоевский хотел назвать Степаном своего сына Алексея, перед его рождением. (Записные тетради АГ; об этом же у "А.Дост.", 18).
С.М.Соловьев. "История России", VII, 453: "Минский Вознесенский монастырь был в 1579 году передан с ведома королевского земянину Достоевскому, который не был даже православный. Митрополит Илья и каштелян Минский Ян Глебович жаловались королю, что Достоевский пользуется только доходами и вовсе не радеет об управлении монастырем…".
1590. Стефан Иванович Д. Продал свое имение Сенницы князю Горскому. (Волоцкой, 29-39).
1598. Петр Д. - занимал должность пинского поветного маршалка ("Дост.", II, 304).
1599. Петр Д. - маршалок Пинского повета и член главного трибунала великого княжества Литовского. (Волоцкой, 32).
XVI-XVII века. Представители рода Достоевских участвуют в защите православия и русского населения в борьбе с католизацией и полонизацией. ("Архив Юго-Западной России", ч.4, т.1, прилож., стр.71, 73, 74 и сл.).
XVII век. В Литве, в Минской области, в районе Пинских болот находилось имение шляхетской фамилии Достоевских Dostojewo , принадлежавшее гербу Радван. ("A.Dost.", 16.).
Представители Достоевских (Волоцкой, 39, 40, 41):
Акиндий - иеромонах Киево-Печерского монастыря.
Филипп - товарищ Пинской поветовой хоругви (военный отряд), обвинялся вместе с хоругвью в захвате имущества Речицких и нанесении побоев их крестьянам. Д-ий - владел имением Секун, Владимирского повета, на Волыни.
1604. Ярош Д., подстароста овручский, является родоначальником ветви Д., которая окончательно осела на Волыни ( "Дост.", II, 304).
1606-1609. Октября 14. Убит Станислав Карлович, земянин минский, причем в убийстве обвинена жена его Марианна Стефановна, урожденная Достоевская. Приговорена к смертной казни, н дело переведено в высшую инстанцию. Сестра ее Раина Стефановна обвинялась в подделке завещания убитого (Акты изд. Виленской комиссии для разбора древних актов, т. XVII, 201-219).
1619. Петр Д. - член Главного трибунала в качестве депутата от города Пинска. (Волоцкой, 32).
1622. Бенедикту Д-му предложено Сигизмундом III разрешать распри с соседями судом, а не самовольным преследованием. (Волоцкой, 36).
1624. Стефан Д., вернувшись из турецкого плена, повесил серебрянные цепи перед иконой богородицы во Львове. (Волоцкой, 30).
1627.
Петр Д.- судья гродской пинский. В 1628 - маршалок и королевский дворянин Пинского повета. (Волоцкой. 38). Филон Д.- земский судовой урядник, третейский судья со стороны пинского епископа. (волоцкой, 36).
1622-1669. Бенедикт Д.- помещик села Достоева, земский судовой урядник. (Волоцкой, 36).
1634. Федор Д. - член главного трибунала Великого княжества Литовского от города Пинска. (Волоцкой, 38).
1648. Д-е: Александр, Богумил, Станислав принимают участие в избрании короля Яна-Казимира. ("Дост.", II, 304).
1649. Андрей Д. - хорунжий поветовой хоругви (военный отряд) Волынского воеводства. ("Архив Юго-Западной России", ч.III, т.4, 370).
1669. Леон Д. - принимал участие в избрании короля Михаила Вишневецкого. ("Дост.", II, 304).
1697. Ян Д. - католик, участник избрания короля Августа II. ("Дост.", II, 305).
XVIII век. Стефан Д. - поступает в монастырь и достигает епископского сана. (" А.Dost.", 18).
XVIII век, конец.
Андрей (Михайлович?) Д. - дед писателя, протоиерей г.Брацлава, Подольской губ. (Исследование о "Богогласнике" С.А.Щегловой, Киев, 1918; Волоцкой, 42).
Дочери: Анна, Фотина, Констанция, Фекла, Мария и Лукерья.
Сыновья: Лев, Михаил (отец писателя). (Волоцкой, 44).
Михаил Андреевич Достоевский
1789. Михаил - рождения 1789 года, Подолия, в семье униатского священника (1 формулярный список).
1797 и 1798. Михаил Андреевич Достоевский - в Подольской семинарии.
1809.
Михаил Д. - уходит от родителей и отправляется в Москву.
Октября 14. Поступает в число воспитанников Московского отделения Императорской медико-хирургической академии. (1 формулярный список). Уточнение: Из Подольской семинарии, к которой была к тому времени присоединена Шаргородская семинария, отправлен по окончании класса риторики, через Подольскую врачебную управу в московское отделение Медико-хирургической академии на казенное содержание.
1812.
Августа 15. По надобности во врачах во время последней против Французов войне командирован Г-м Вице-президентом Академии в Московскую Головинскую госпиталь для пользования больных и раненых. (Послужной список. 1828).
Медаль за 1812 год с надписью: "Не нам, не нам, а имени твоему". Сентябрь 1. Переведен в Касимовскую военно-временную госпиталь, откуда командируется в Верейский уезд для борьбы с эпидемией.
1813.
Августа 5. Произведен в штаб-лекари полка 1 отделения. (1 формулярный список). Бородинский пехотный полк.
1816.
Августа 5. Произведен в штаб-лекари полка. Октября 20.Помещен в том же полку на оклад 1 класса с жалованием по 500 рублей в год.
1818. Апреля 29.Переведен в Московскую военную госпиталь ординатором.
1819. Мая 7. Помещен на оклад старшего лекарь 2 класса с жалованием по 600 рублей в год.
1827. Награжден чином коллежского асессора.
1828.
Апреля 20. Составлен формулярный список о службе.
Июня 28. Михаил Д. Занесен вместе с сыновьями в книги Московского потомственного дворянства. (Постановление Московского дворянского депутатского собрания 12 сентября 1881 года на прошение А.Г.Достоевской о внесении ее с детьми в родословную книгу. Роду дозволено использовать герб "Радван", который принадлежал Достоевским с 16 века.
1829.
Январь. Пожалован кавалером ордена св.Владимира 4 степени (2 формулярный список). Уточнение по другим источникам: пожалован орденом св.Анны 3 степени.
Вывод:
Достоевские принадлежат древнему шляхетскому (дворянскому) мелкопоместному роду. Род Достоевских был внесен в Общий гербовник и в родословную книгу по части выслуженного дворянства (ч.3), т.к. у Михаила Андреевича Достоевского совершенно очевидно никак не хватило бы очень солидных средств, возможностей и времени для того, чтобы заниматься розыском документов, подтверждающих древнее происхождение шляхетского рода Достоевских, как этого требовал Правительственный сенат и геральдическая комиссия.
Именно в период после нескольких лет с окончания Отечественной войны 1812 года и в течение всего 19 века представители дворянских родов были обязаны представить подтверждения благородного происхождения и большинство (в особенности, из крайне нестабильного польско-белорусско-литовского региона) не могли этого сделать из-за постоянной утери документальных архивов (постоянные войны, непрекращающийся передел сфер влияния между православной и католической церквей; очередной раздел Польши в 1793 году).
Однако, судя по должностям, которые занимали Достоевские с 16 века, и по имуществу, которым они располагали, - представители рода принадлежали к мелкопоместному шляхетскому (дворянскому) роду. Переход обедневшей шляхты в духовное сословие был регионе обычным делом. Эти обстоятельства указывали на древнее происхождение рода, что стало основанием для быстрого решения о признании во дворянстве и права на герб.
По весьма вероятной гипотезе исследований Н.П.Чулкова (Справка о происхождении Достоевских), Данило Иванович Иртищ (Ртищевич, Иртищевич, Артищевич) ведет начало от одной из ветвей великорусского рода Ртищевых, след которой обнаруживается под Пинском в начале 16 века в лице одного из бояр князя Пинского Федора Ивановича Ярославича (Отец последнего бежал из Московии в Литву еще в 1456 году при Василии Темном). Этому боярину и жалует князь "вечно и непорушно" несколько дворов в селе Достоево в 1506 году ("Хроника рода Достоевского. М., 1933, с.25).
Ртищевы ведут начало от Аслан-Челеби-мурзы, выехавшего из Золотой Орды в 1389 году с 30 татарами своего знамени, крещенного в православии великим князем московским Дмитрием Донским под именем Прокопия ("Родословные разведки.", Т.1. СПб., 1912, с.284-285) и женившегося на дочери княжеского стольника Зотика Житова - Марии. Ему был пожалован город Кременецк. ("Опыт исторического родословия Арсеньевых.", СПб., 1841, с.5-6). У сего Прокопия был сын Лев по прозванию Широкий Рот, коего потомки Ртищевы Российскому Престолу служили Стольниками и в иных чинах, и жалованы были от Государей поместьями. (Общий гербовник дворянских родов Российской империи, ч.3).
На гербе Ртищевых - полумесяц и шестиугольная звезда, что указывает на татарское происхождение рода Ртищевых.
Использованы источники:
"Хроника рода Достоевского", М.В.Волоцкой, М., 1933.
"Жизнь и труды Ф.М.Достоевского. Биография в датах и документах". Л.Гроссман. Москва-Ленинград, 1935.
"Летопись жизни и творчества Ф.М.Достоевского". СПб, 1993, т.1.
"Родиться в Росии". И.Волгин. "Октябрь", 1989, №3.
Общий гербовник дворянских родов Российской империи", ч.3.
Польский гербовник. Роды герба "Радван". Herbarz Polski. Adam Boniecki. Warszawa, 1899, I.
© Европейское общество геральдики и генеалогии, 2005 Составитель: Владимир Илляшевич (Эстония, Таллин),
член Союза писателей России,
автор книги "Достоевский и Ревель", М., 2001.
| | Лайк (1) |
| severinn Сообщений: 7353 На сайте с 2005 г. Рейтинг: 2473
| Наверх ##
13 декабря 2010 20:13 ПОДІЛЬСЬКІ РОДИЧІ ДОСТОЄВСЬКОГО
Більшість дослідників життя і творчості видатного письменника Федора Достоєвського відстежують його походження від дворянського роду, який з 1506 року мав прізвище Достоєвських, яке одержав від назви маєтку Достоєво в Білорусії. Достоєвських було багато і в Білорусії, і в Польщі, і на Волині. Проте жодних доказів, що це справді предки письменника, немає.
Єдиним реальним предком є дід письменника - подільський священик Андрій Достоєвський, який не мав дворянського звання.
Згідно з постановою польського сейму всі православні церкви на правобережній Україні були перетворені в 1717 році на уніатські. Враз православних церков не стало. Уніатською була і церква в селі Війтівці, що під Вінницею. В 1781 році місцева громада обрала священиком села Війтівці Андрія Достоєвського. Документ про це був надрукований у 4-му випуску "Трудов комитета историко-статистического описання Подольской епархии". В "Подольских епархиальных ведомостях" згадано про Івана Достоєвського, який в 1780-1786 роках був уніатським священиком у селі Скеля Животовської протопопії. Це село трохи північніше Війтівців. Але невідомо, чи він був родичем Андрія Достоєвського.
Андрій Достоєвський був освіченою людиною, поетом. Один з його віршів надруковано в "Богогласнику", цікавій друкованій збірці української релігійної поезії, яка вийшла в світ у Почаєві в 1790-1791 роках в двох томах. В ньому з'явився друком акростих Андрія Достоєвського "Песнь покаянная". Акростих - це поетичний твір, в якому початкові літери кожного рядка, прочитувані згори вниз, утворюють слово або фразу. В цьому вірші читаємо "А. Достоевски". Завдяки акростихам до нас дійшли прізвища багатьох поетів, які друкувались у цьому збірнику.
У Андрія Достоєвського було восьмеро дітей. Дочки Ганна, Фотина, Констанція, Текля, Марія, Ликера. Сини Михайло і Лев. У 1805 році Михайло і Лев навчалися в Кам'янці-Подільському в Подільській православній духовній семінарії. Лев мав дуже слабке здоров'я. Після закінчення семінарії служив священиком у рідних Війтівцях, помер бездітним у сорок років близько 1830 року. Всі дочки Андрія Достоєвського вийшли заміж, три з них стали попадями.
У документі про закінчення Подільської семінарії Михайлом Достоєвським зазначено, що народився він у Війтівцях під Вінницею. Він залишив семінарію в 1809 році після завершення загальноосвітнього курсу, відмовився готуватись до сану священика і без згоди батька залишив Кам'янець-Подільський і поїхав до Москви, де став студентом медико-хірургічної академії. У 1812 році під час Вітчизняної війни Михайла з 4-го курсу мобілізували до госпіталю. Лише згодом він завершив навчання і став дипломованим лікарем.
Одружився на дочці московського купця Маші Нечаєвій, сім'я якої походила з ремісників Коломни. У Михайла і Марії в Москві в 1821 році народився син Федір.
Оскільки Михайло працював у державному госпіталі, він вважався державним службовцем - чиновником. В 1828 році він дослужився до чину колезького асесора, що відповідав військовому званню майора. І згідно закону став дворянином за вислугу. Його сину Федору було тоді сім років. Зв'язків із своїми рідними Михайло не підтримував. Коли йому з рідного села відповіли, що брат Лев помер, то він звернувся через газету до родичів з проханням відгукнутися. Та хто тоді на Поділлі читав московські газети?
Народжений у Москві, Федір Достоєвський, який навчався і майже все життя прожив у Петербурзі (крім років каторги, яку відбував в Омському острозі, та служби солдатом у Семипалатинську). Він зажив слави "самого петербузького" з російських письменників. В історичних книгах Федір Михайлович зустрічав прізвище Достоєвських. Всіх своїх православних однофамільців вважав своїми предками, хоча добре знав, що сам є дворянином лише з 1828 року. Його психологічні романи виходили за межі проблематики інших письменників. Сучасники його називали "хворою совістю нашою", хоча й підкреслювали, що головне в них - поставлені питання, а не відповіді на них. Чи знав Федір Михайлович про своїх українських родичів? Майже все життя ні.
Лише в 1879 році Федір Михайлович одержав листа від дочки своєї тітки Ликери, двоюрідної сестри Надії, вдови сільського диякона Глембоцького. Звичайно, вона просила в свого родича, вже знаменитого письменника, матеріальної допомоги. Але саме вона описала склад родини діда письменника - священика Андрія Достоєвського. Так за півтора року до смерті Федір Достоєвський довідався про всіх своїх українських родичів.
Наймолодша дочка Андрія Текля вийшла заміж за священика Івана Черняка, який служив у селі Шаулиха Київської губернії. Іван і Текля мали десятеро дітей. У XX віці відомий вчений-біолог Ф.Г. Добржанський твердив, що він є правнуком Теклі Черняк-Достоєвської. Тут ми знову повертаємося до питання про відображення українського, подільського родоводу в творчості Федора Достоєвського. Бо, не знаючи своїх родичів, він знав, звідки його батько. Про це ще сто літ тому писав відомий російський історик С. В. Любимов. Він вважав, що "південноруське походження Достоєвського і не зовсім втрачені, а радше заглушені, його племінні властивості і співчуття", здається, можуть "пояснити деякі сторони багатогранної і глибокої діяльності великого письменника". І чому б не взятися за дослідження цих властивостей в діяльності великого письменника землякам його батька?
Євген НАЗАРЕНКО, краєзнавець. "Подільські Вісті", N143 (18565) від 19 жовтня 2004 р. | | Лайк (1) |
| severinn Сообщений: 7353 На сайте с 2005 г. Рейтинг: 2473
| Наверх ##
13 декабря 2010 20:15 Родом от Данилы Иртищева
Н. ШАРЛЕМАН. Малоизвестный портрет В сознании современного человека установилось несколько стереотипов, связанных с именем писателя. К примеру, фамилия писателя Достоевского редко воспринимается отдельно от фамилии писателя Льва Толстого. Они как знаки плюс и минус необычайно сильного и до конца не познанного энергетического поля литературы. Лев Толстой – это стремление к положительным идеалам. Герои Толстого, даже отрицательные, не разрушают гармонию мира. Читателю «Войны и мира» и «Анны Карениной» понятен, доступен и желанен мир, созданный гением Толстого, его герои не только любимы, но и родственны. Мир Достоевского иной. Его нельзя назвать дисгармоничным или алогичным, – он иной. Взлёты и падения героев Достоевского открывают читателю глубины, которые чаще ужасают, чем восторгают. В этом мире читателю неудобно – но в него тянет заглянуть, чтобы прикоснуться к неведомому и непознанному. «Душа человеческая суть вместилище всех добродетелей и грехов человеческих, она мятётся, страдает, спасается, – она моя душа», – это единственное и главное, в чём безоговорочно соглашается с Достоевским читатель.
Следует сказать, что и Толстой, и Достоевский оказали колоссальное влияние почти на всех писателей, творивших после них. И если русские писатели чаще других учителем называли Толстого, то западные практически единодушно в учителя зачисляли Достоевского.
О «завоевании» Запада Достоевским точнее других написал Андре Жид. Именно он указал на загадочность этой исполинской фигуры, которая наряду с Ибсеном и Ницше завладела умами западных читателей.
Не вызывает сомнения, что Европа почувствовала в Достоевском то, чего не было в прочих русских писателях, а именно – родственность себе. Да, Достоевский говорил о том, что русская душа – это «вакантная нация, способная стать во главе общечеловеческого дела». Он писал, что не понимает эмигрантов, сумасшедших, по его разумению. Он считал, что «на Западе Христа потеряли по вине католицизма». И тем не менее Запад безоговорочно принял Достоевского-писателя и Достоевского-философа.
В чём причина? Конечно, можно вспомнить высказывания «старого русского европейца» Достоевского, что «высшая русская мысль есть всепримирение идей» Европы, что «Европу и назначение её окончит Россия», что «какой истинный русский не думает прежде всего о Европе» и что «русскому скитальцу необходимо именно всемирное счастие, чтобы успокоиться». Некоторое мессианство русской идеи могло найти отклик на Западе, но не более.
Причины того, что идеи Достоевского овладели западными умами, на наш взгляд, лежат глубже.
Всем известно – корни Ф.М. Достоевского находятся в Великом княжестве Литовском, крупном западнорусском государстве, объединённом униями ХIV – ХV веков с Польшей и присоединённом впоследствии Российской империей. Что мы знаем о предках Фёдора Михайловича? Анна Григорьевна Достоевская написала в 1897 г. священнику в село Достоево на Брестчине: «Мой покойный муж Фёдор Михайлович Достоевский много раз говорил мне, что его род происходит из (исторической) Литвы от пинского маршалка Достоевского, избранного в сейм в 1598 г. Пётр Достоевский и его потомки жили в Достоеве». Анна Григорьевна просила прислать ей сохранившиеся в церковных книгах сведения о предках Фёдора Михайловича. Мы не знаем, получила ли из Достоева какие-либо сведения Анна Григорьевна. Но от дочери Фёдора Михайловича Любови Фёдоровны известно, что отец писателя, Михаил Андреевич, без денег и протекции поступил «в число казённых воспитанников по медицинской части императорской Медико-хирургической академии в Московское отделение... 1809 г. октября 11». Его отец был протоиереем в городе Брацлаве Подольской губернии. Вероятно, он не одобрял выбор сына, оттого «без денег и протекции». В 1837 г. Фёдор Достоевский уехал из Москвы в Петербург, где поступил в военно-инженерное училище. А на следующий год своими крепостными был убит Михаил Андреевич...
Белорусский литературовед С. Букчин провёл архивные разыскания о предках Ф.М. Достоевского, в том числе им были исследованы Литовская метрика, писцовая книга Пинского староства, акты Виленской археографической комиссии.
Первым из датированных документов была грамота, выданная 6 октября 1506 г. пинским князем Фёдором Ивановичем Ярославичем родоначальнику Достоевских Даниле Ивановичу Иртищеву на владение селом Достоевым между реками Пиной и Ясельдой: «А дали есмо тому нашему боярину тое именье со всем с тым, што из старины к тем дворищом прислухало, с землями пашными и з бортными, и з их ловы, и з реками, и з луги, и з сеножатьми, и з езы, и з озёры и со всих тых земель входы. А волен тот боярин наш в том своём именьи, в данине нашей двор собе поселити, и пашню вчинити, и млыны сыпати... А людем его подводы не давати, а ни в облаву не ходити, и ни повозу не возити. А дали есмо тое именье тому нашему боярину вечно и непорушно, ему и его жоне, и их детем, и их счадком».
Таким образом, потомки Данилы Иртищева отныне навсегда становятся Достоевскими. Его сыну, Семёну Даниловичу Достоевскому, в связи с женитьбой «Подтвердительную грамоту» жалует королева Бона. Фёдора Ивановича Достоевского, «земянина Пинской хоругвии», называет своим «уполномоченным приятелем» бежавший в Литву Андрей Курбский. Брат Фёдора, Стефан, получает от короля Стефана Батория привилей на минский Вознесенский православный монастырь: «...и того монастыра со всим спокойне ужывати, аж до живота своего». Но владел Стефан им недолго: митрополит киевский Илья и каштелян минский Ян Глебович пожаловались королю, что Достоевский, будучи человеком светским и «к тому же закону не греческого», доходами пользуется, а об управлении монастырём не заботится: «Только дей для пожитку своего тот монастыр держит, а фала божья никгды в нём водле закону греческого полнена не бывает».
Представитель четвёртого поколения рода Пётр Достоевский – маршал Пинского повета и член Главного трибунала Великого княжества Литовского. Именно его знала А.Г. Достоевская. «По своему положению, – писал В. Кирпотин, – поветовые маршалы стояли высоко, их дальнейшим повышением являлось сенаторское кресло; они были главными вождями дворянского ополчения своего повета и иногда разбирали дела, подлежащие дворному королевскому суду». К слову, сессии Главного трибунала проходили раз в год в самом древнем и мощном замке Великого княжества Литовского – Новогрудском.
Стефан Достоевский подписывался по-белорусски, Пётр – по-польски...
Проживать имение начал Бенедыкт Петрович Достоевский. Во второй половине ХVII века на Достоеве уже был долг в восемь тысяч злотых. Имение сына Бенедыкта Романа Остров было разграблено. Кстати, в Пушкинском доме Академии наук России хранится принадлежавшее ему старинное Евангелие.
С ХVII века среди предков Ф.М. Достоевского отмечены лица духовного звания, наиболее известен из них иеромонах Киево-Печерской лавры Акиндий Достоевский. Надо сказать, именно в ХVII веке проявилось сильное внутреннее сопротивление религиозной Брестской унии 1596 г., по которой ущемлялись права православного населения Великого княжества Литовского. Многие потомки белорусской и украинской шляхты уходили в служители православия.
В ХVIII веке предки Ф.М. Достоевского жили преимущественно на Украине, прадед писателя был священником в Брацлаве на Подолии. Очевидно, Достоевские в ХVII – ХVIII веках прошли тот же путь, что и подавляющее большинство «застянковой» шляхты Литвы, – измельчание, утрата имений, прав, состояний. Оставались лишь память о былом величии, о гордых предках, которые в одиночку могли заблокировать любое решение сейма.
Итак, Великое княжество Литовское попало сначала под влияние других государств, потом исчезло. А судьбы отдельных людей всегда были напрямую связаны с судьбами общества. Достоевские, как и многие, прошли путь от величия к нищете и безвестности.
Европа для Достоевских генетически не была далёкой заграницей. Они, Достоевские, от Данилы Ивановича до Фёдора Михайловича, ощущали Европу и плотью, и духом. Это подтверждается пристальным вниманием Фёдора Михайловича к пресловутому «польскому вопросу», этой кровоточащей язве на теле империи. Он принял живейшее участие в развернувшейся полемике не только по своему положению редактора журнала «Время», но и по зову крови. «Польское дело», «польский вопрос», судьба Западного края были его исторической болью, которую следовало пережить и превозмочь. Великое княжество Литовское было сильно подвержено европейским интеграционным процессам. Оно существовало в политической и религиозной системах координат Европы, со всеми их плюсами и минусами. И погибло оно именно из-за антагонизма между православным населением и окатоличенной верхушкой. Народ тянулся к Москве, к братьям по вере; знать, её богатейшая часть, не мыслила себя вне Европы. Радзивиллы, например, с шестнадцатого века были князьями Священной Римской империи.
Да, Европа Россию не любила, о чём и говорил Достоевский: «Мы никогда в Европе не возбуждали симпатии, и она, если можно было, всегда с охотою на нас ополчалась. Она не могла не признать только одного: нашу силу, – и эта физическая, материальная сила (так по крайней мере Европа должна была смотреть на нас) всегда возбуждала в ней негодование».
Многое ли изменилось в отношении Европы к России с середины позапрошлого века? Вероятно, ничего. По-прежнему Европа при случае охотно на неё ополчается, по-прежнему боится она российской физической силы.
Но Ф.М. Достоевского, при
всей резкости его высказываний о ней, Европа, а с ней и остальной цивилизованный мир приняли безоговорочно. Не Пушкин, не Тургенев, не Лев Толстой явили миру загадочную русскую душу, – Фёдор Достоевский. Именно в Раскольниковых, Карамазовых, Мышкиных, Грушеньках, Ставрогиных благополучная Европа наконец разглядела то, что, во-первых, сделало Россию Россией, а во-вторых, что никогда не примирит её с Россией. Прочитав Достоевского, европейцы догадались о некоей несовместимости России и Запада, – этого оказалось достаточно.
Пусть Россия и шла бы своим путём по азиатскому бездорожью. Но она слишком велика, слишком непредсказуема, слишком близка, слишком опасна. Её нельзя оставлять одну на свободе, ей надо помочь. И помогают, как могут. Уверен, с опаской в Европе стали относиться к России во многом благодаря Достоевскому.
Вот уж за полузабытым польским восстанием в России разразилось чеченское, – и многим ли они отличаются? Кажется, что их и нет, отличий. Гибнут простые люди, власть мечется, не находя верных решений, и демократическая интеллигенция рассуждает о либеральных ценностях.
Европа, кажется, уж и прочла «Дневник писателя» Достоевского, но предпочитает о нём помалкивать. Это материк, ещё не исследованный ни в самой России, ни на Западе.
Человеческая цивилизация жила и живёт прозрениями своих гениев. Но Достоевский стоит особняком и среди них.
Алесь КОЖЕДУБ | | Лайк (1) |
| Скандер Onegaborg Сообщений: 1171 На сайте с 2009 г. Рейтинг: 435
| Наверх ##
13 декабря 2010 22:03 Насколько достоверно происхождение предков писателя от тех Достоевских, которые были упомянуты в 16 веке? Ведь его родословная, как тут сказано, может быть чётко прослежена лишь до его деда, униатского священника Андрея Достоевского. Шляхтичи довольно редко переходили в священническое сословие.
И насколько достоверно происхождение шляхтичей Достоевских от русских дворян Ртищевых. Скорее всего Данила Иртищев просто однофамилец русских Ртищевых. Откуда Ртищевым взяться в Белоруссии, если они с 14 века служили московским князьям? Вообщем всё шито белыми нитками. | | |
| severinn Сообщений: 7353 На сайте с 2005 г. Рейтинг: 2473
| Наверх ##
13 декабря 2010 22:48 13 декабря 2010 22:51 СкандерСкандер написал: [q] Насколько достоверно происхождение предков писателя от тех Достоевских, которые были упомянуты в 16 веке? Ведь его родословная, как тут сказано, может быть чётко прослежена лишь до его деда, униатского священника Андрея Достоевского. Шляхтичи довольно редко переходили в священническое сословие.
И насколько достоверно происхождение шляхтичей Достоевских от русских дворян Ртищевых. Скорее всего Данила Иртищев просто однофамилец русских Ртищевых. Откуда Ртищевым взяться в Белоруссии, если они с 14 века служили московским князьям? Вообщем всё шито белыми нитками. [/q]
Данила Иртищ был "слугой" (аналог сына боярского) князя Федора Ивановича Ярославича Боровского, бежавшего из Московского княжества, прямого потомка двоюродного брата Дмитрия Донского Владимра Серпуховского от сына Владимира Ярослава (отсюда и прозвание ветви рода Ярославичи) Шляхтичи ОЧЕНЬ НЕ РЕДКО переходили в православие еще в 17-18 веках: посмотрите фамилии священников Черниговской губернии - половина, если не более, аналог шляхетсских фамилий Подолии, Волыни и ВКЛ. | | |
| Скандер Onegaborg Сообщений: 1171 На сайте с 2009 г. Рейтинг: 435
| Наверх ##
14 декабря 2010 0:51 severinn написал: [q] Данила Иртищ был "слугой" (аналог сына боярского) князя Федора Ивановича Ярославича Боровского, бежавшего из Московского княжества, прямого потомка двоюродного брата Дмитрия Донского Владимра Серпуховского от сына Владимира Ярослава (отсюда и прозвание ветви рода Ярославичи)[/q]
Бежал не сам Фёдор Иванович, а его отец Иван Васильевич Боровский лет за 50 до описываемых событий. А в родословной Ртищевых есть такое лицо - Данила Иванович? Я к сожалению почти не знаю историю этого рода. severinn написал: [q] Шляхтичи ОЧЕНЬ НЕ РЕДКО переходили в православие еще в 17-18 веках: посмотрите фамилии священников Черниговской губернии - половина, если не более, аналог шляхетсских фамилий Подолии, Волыни и ВКЛ.[/q]
Ну это отчасти может быть объясняется тем, что фамилии у священников были по большей части выдуманные? При поступлении в семинарию семинаристам "облагораживали" фамилию. Именно поэтому например митрополиты Тихон Оболенский и Евдоким Мещерский (церковные деятели начала 20 века) хоть и носили "княжеские" фамилии, не имели ровным счётом никакого отношения к своим княжеским тёзкам. Вспомнился почему-то профессор МГИМО и телеведущий Юрий Вяземский (Симонов). Неглупый вообщем-то человек, он тем не менее помешан на своих якобы "благородных" корнях, очень долго пытался возвести свою родословную к князьям Вяземским и даже снялся ради этого в программе Моя родословная. Но нашёл он у себя среди предков не князей, а ... попов. | | |
| severinn Сообщений: 7353 На сайте с 2005 г. Рейтинг: 2473
| Наверх ##
14 декабря 2010 19:31 14 декабря 2010 19:32 Скандер написал: [q] severinn написал:
[q] Данила Иртищ был "слугой" (аналог сына боярского) князя Федора Ивановича Ярославича Боровского, бежавшего из Московского княжества, прямого потомка двоюродного брата Дмитрия Донского Владимра Серпуховского от сына Владимира Ярослава (отсюда и прозвание ветви рода Ярославичи)[/q]
Бежал не сам Фёдор Иванович, а его отец Иван Васильевич Боровский лет за 50 до описываемых событий. А в родословной Ртищевых есть такое лицо - Данила Иванович? Я к сожалению почти не знаю историю этого рода.. [/q]
Не стал специально это уточнять, т.к. сути не меняет Ртищевыми не занимался, но форма прозвища Иртыщ характерна для 15 века, похожее прозвище с начальной "И" (у сына исчезнувшей) есть в начальной генеалогии Татищевых. Скандер написал: [q] severinn написал:
[q] Шляхтичи ОЧЕНЬ НЕ РЕДКО переходили в православие еще в 17-18 веках: посмотрите фамилии священников Черниговской губернии - половина, если не более, аналог шляхетсских фамилий Подолии, Волыни и ВКЛ.[/q]
Ну это отчасти может быть объясняется тем, что фамилии у священников были по большей части выдуманные? При поступлении в семинарию семинаристам "облагораживали" фамилию. Именно поэтому например митрополиты Тихон Оболенский и Евдоким Мещерский (церковные деятели начала 20 века) хоть и носили "княжеские" фамилии, не имели ровным счётом никакого отношения к своим княжеским тёзкам.
Вспомнился почему-то профессор МГИМО и телеведущий Юрий Вяземский (Симонов). Неглупый вообщем-то человек, он тем не менее помешан на своих якобы "благородных" корнях, очень долго пытался возвести свою родословную к князьям Вяземским и даже снялся ради этого в программе Моя родословная. Но нашёл он у себя среди предков не князей, а ... попов. [/q]
На Украине православные священники большей частью из шляхты и козаков. Точно. | | |
| Дрозд Дмитрий | Наверх ##
15 декабря 2010 0:19! Скандер написал: [q] Шляхтичи довольно редко переходили в священническое сословие.[/q]
Явление достаточно распространенное - особенно для больших шляхецких семей - старшие сыновья получали наследство, младшим, чтоб не делить богатство на многме части, часто предстоял пусть в священники или даже монахи. Это тоже давало приличный доход. Что касается связи Достоевского с теми далекими Достоевскими - то все исследователи как раз и пишут, что эта связь не доказана. А раз так, то он может быть потомком совсем другого рода. | | |
PetrovichУшел из жизни 22.03.2024, светлая память!  Севастополь Сообщений: 2618 На сайте с 2005 г. Рейтинг: 861 | Наверх ##
15 декабря 2010 13:26 Знаю несколько родов шляхтичей Высоцких, перешедших в 17 веке в духовное сословие. А вот путь обратно был куда сложнее. --- Ищу все о Высоцких из Екатеринославской губернии(Днепропетровская обл), а также со всей Украины, Белоруссии, Польши и Литвы, о Гавшиных и Савенковых из Белгородской области. Мой сайт http://wysocki.nsknet.ru/index.html | | |
| елена шванебах Сообщений: 803 На сайте с 2006 г. Рейтинг: 498
| Наверх ##
21 октября 2011 1:08 Самая детальная роспись Ртищевых есть у Кашкина в "Родословных разведках", но там, насколько мне известно, Данилы Иртища нет. --- Лена | | |
|