Загрузите GEDCOM-файл на ВГД   [х]
Всероссийское Генеалогическое Древо
На сайте ВГД собираются люди, увлеченные генеалогией, историей, геральдикой и т.д. Здесь вы найдете собеседников, экспертов, умелых помощников в поисках предков и родственников. Вам подскажут где искать документы о павших в боях и пропавших без вести, в какой архив обратиться при исследовании родословной своей семьи, помогут определить по старой фотографии принадлежность к воинским частям, ведомствам и чину. ВГД - поиск людей в прошлом, настоящем и будущем!
Вниз ⇊

Литовские поляки

Самая интригующая и при том единственная нераскрытая до сих пор ветка в моём роду. Имение близ Вилкомира, арест отца семейства и имения. Приёмные семьи, брак обманом, убийство доносчика, потерянные братья...

    Вперед →Страницы: ← Назад 1 2 3 4 * 5 6 7 8 ... 15 16 17 18 19 20 Вперед →
Модератор: manager_mix
manager_mix
Модератор раздела

manager_mix

Москва
Сообщений: 315
На сайте с 2016 г.
Рейтинг: 189
Ну, кажется, я худо-бедно разобрался в этой их системе с деканатами и епархиями. По идее, я отсмотрел всё, что было возможно по Тельшевской епархии, там выложены консисторские экземпляры, есть нужные мне годы и, по сути, я охватил запад, юг, восток и центр. Результат - нуль. Интересно, что я так ни разу и не увидел имени Олимпия или Олимпиада. Зато 3-4 Генриха в том или ином виде всё-таки показались.

Теперь остался тот самый Гедройтский деканат, он относится уже к Виленской епархии, а по ней консисторских экземпляров нет выложенных вроде бы, хотя я нашёл шифры дел в архиве, сами дела существуют: ф. 604, оп. 22, дд. 17 и 18.

Я отсмотрел приходские экземпляры, тоже ничего не нашёл, НО. Не хватает там двух - Корвинского костёла (думаю, пёс бы с ним, он прям уже там возле Вильны) и Шешольского. А вот этот Шашоуляй (Šašuoliai), если смотреть на карту - ну прям возле Вилькомира. Очень подозрительно. Этот приход просто необходимо отработать. Плюс, мне кажется, консисторских экземпляр может содержать какие-нибудь филиальные ошмётки, не углублялся, но мало ли.

Какой пока напрашивается вывод? Сохранность метрик вроде бы чуть ли не 100%, не заметил каких-то лакун. По идее, если люди были - должны найтись.
Лайк (1)
manager_mix
Модератор раздела

manager_mix

Москва
Сообщений: 315
На сайте с 2016 г.
Рейтинг: 189
Пересмотренная хронология.

Литва, предположительно Виленская губерния, Виленский уезд, но где-то ближе к городу Вилькомиру (Укмерге) (возможно, в приходе Шешольского костёла). Малятская волость? Возможно, какой-то фольварк (Кевкле, который почему-то (выяснить!) указывается при костёле, кажется, как раз был где-то на реке, например).

1857 - вероятный год рождения Олимпиады, месяц, возможно - декабрь. (Вроде я и в прошлый раз смотрел католический святцы, но тогда откуда-то всплыл март, сейчас - везде декабрь вижу).
1863 - в январе начинается польское восстание.
1863 - осенью случается "донос", Казимир уходит из имения, затем умирает дочь Франя в возрасте 4-х лет.
1864 - ранней весной Казимир тайно приходит повидаться домой.
1864 - в июне подавляется восстание. Вероятно, летом, или ранней осенью происходит арест? Казимира, а затем и Марии, опись имения.


1864 - осень, начало жизни в Минске, в приёмной семье.
1864 - возможно, тут накладывается отъезд Петруся в корпус, т.е. он уезжает, а как бы "на его место" капитан Раймунд берёт под опеку Олимпиаду. И это всё происходит как раз осенью 1864 года. Но, возможно, Петрусь уедет позже.
1874 - умирает Фэля, приёмная мать, примерно 17 лет Олимпиаде в этот момент. Проходит 2-3 года с момента её смерти и
1877 - лето, брак с Алексеем и переезд в Москву. Алексею 20 лет, а родился он в 1857 году точно.


1880-81 - вероятно, зима с 80 на 81, рождение первого (во всяком случае, из выживших) ребёнка - Анны.
Лайк (1)
Karel_Bel

Санкт-Петербург
Сообщений: 1448
На сайте с 2020 г.
Рейтинг: 3153

manager_mix написал:
[q]
Интересно, что я так ни разу и не увидел имени Олимпия или Олимпиада.
[/q]

Здравствуйте!
Возможно причина этому - в имени. Вероятно, католическое имя было близкое по звучанию, но не Олимпия.
С уважением, Елена.
Лайк (1)
manager_mix
Модератор раздела

manager_mix

Москва
Сообщений: 315
На сайте с 2016 г.
Рейтинг: 189

Karel_Bel написал:
[q]
Вероятно, католическое имя было близкое по звучанию, но не Олимпия.
[/q]


Так и похожих не видно. И я как-то не могу представить, а какое похожее-то? Могу сделать предположение, что раз в поеме она Олеся, то, может быть, Александра. Но вот в какой момент она тогда сменила имя и зачем - загадка, в русских метриках она Олимпиада или Олимпия. Внук знал её под именем Олимпиада. Святые католические подходящие есть. В русских именах тоже есть Олимпиада\Лампиада. Они тоже редкие, но штук 5 на древо у меня имеется.

Тут, конечно, проблема в том, что женские имена я глазом зацеплял значительно реже. Потому что имя новорожденного в католической метрике запрятано чёрте где, а просмотру подвергаются имена родителей, где первым идёт отец, плюс там сначала написано сословие, а следовательно крестьян я просто пропускал. Но, всё равно, объём большой просмотрел, ничего похожего. Казимеры\Казимежи есть, Марьян завались, Францишек - море, Людвиков - прилично, Генрих\Хенрик - мало, но нашлись.

На примере Генриха могу предположить, что имя редкое. Ещё есть у меня, как и в русских метриках, ощущение моды на имена по местности (например, в одном из регионов было аномальное количество Михаилов) и поколению. Если бы были видны имена новорожденных - может, там бы встретилось. Потому что в те разы, когда я всматривался - там отличались имена от родительских.
Лайк (1)
Karel_Bel

Санкт-Петербург
Сообщений: 1448
На сайте с 2020 г.
Рейтинг: 3153

manager_mix написал:
[q]
Но вот в какой момент она тогда сменила имя и зачем - загадка
[/q]

Возможно, приемная семья в Минске была не римско-католического вероисповедания, а, к примеру, была прихожанами униатской церкви, которая в середине 19 века перешла автоматически в православие, и при удочерении, скажем, Оливию, присоединили к православию с наречением Олимпиадой.
Я только предполагаю, так как точно сама не знаю, как осуществлялся переход униатской церкви в православную, то есть, если человек был Сигизмундом, обязательно ли ему меняли имя на православное?

manager_mix написал:
[q]
Потому что имя новорожденного в католической метрике запрятано чёрте где, а просмотру подвергаются имена родителей
[/q]
Ничего не поделаешь, надо внимательно вычитывать и то, и другое.

Ещё. Надо выяснить, каков был порядок удочерения в Минске. Какая организация была уполномочена узаконить эту процедуру? На девочку, взятую под опеку государства, выделялись финансовые средства, поэтому должен был быть учёт детей. Конечно, это не совсем показательный для Вас пример, но всё же, посмотрите, каким был учёт:
https://forum.vgd.ru/post/1215/136011/p4260726.htm#pp4260726
А ещё посмотрите на форуме тему: https://forum.vgd.ru/1471/63686/0.htm?a=stdforum_view&o=
Здесь информация по столичному региону, но это может сориентировать с названиями подобных учреждений в Минске или Вильно, чтобы искать документы в архивных фондах.
С уважением, Елена.
Лайк (1)
dobby

dobby

Минск, Беларусь
Сообщений: 5286
На сайте с 2013 г.
Рейтинг: 4969

Karel_Bel написал:
[q]

Возможно, приемная семья в Минске была не римско-католического вероисповедания, а, к примеру, была прихожанами униатской церкви, которая в середине 19 века перешла автоматически в православие, и при удочерении, скажем, Оливию, присоединили к православию с наречением Олимпиадой.
Я только предполагаю, так как точно сама не знаю, как осуществлялся переход униатской церкви в православную, то есть, если человек был Сигизмундом, обязательно ли ему меняли имя на православное?
[/q]

Нет, такое невозможно. Униаты - это крестьяне в основном, польская шляхта - однозначно только католики. При присоединении униатов к православию имена никто не менял, никто не перекрещивал более миллиона людей, это невозможно.
---
Мой дневник
Нет неинтересных родословных - есть недоисследованные
Лайк (3)
dobby

dobby

Минск, Беларусь
Сообщений: 5286
На сайте с 2013 г.
Рейтинг: 4969

manager_mix написал:
[q]
Так и похожих не видно. И я как-то не могу представить, а какое похожее-то? Могу сделать предположение, что раз в поеме она Олеся, то, может быть, Александра. Но вот в какой момент она тогда сменила имя и зачем - загадка, в русских метриках она Олимпиада или Олимпия. Внук знал её под именем Олимпиада. Святые католические подходящие есть. В русских именах тоже есть Олимпиада\Лампиада. Они тоже редкие, но штук 5 на древо у меня имеется.
[/q]

Католическое имя Олимпия в Беларуси использовали. Вот Вам дела из фонда римско-католической констистории с указанием этого имени:
Фонд № 1781, Опись № 11, Дело № 599 Дело о заверении крестной метрики Калеты Иосифовны Новодворской и погребальной Олимпии Новодворской 12.03.1892 - 12.03.1892
Фонд № 1781, Опись № 12, Дело № 459 Об исправлении метрики о браке Олимпии-Стефании Андреевой Олехнович с Владиславом Мартиновым Корженевским 30.03.1894 - 30.03.1894
Фонд № 1781, Опись № 12, Дело № 702 О выдаче кр. метрик Екатерины Верлыго и Олимпии Струмилло по исправлению первой 16.12.1894 - 16.12.1894
Фонд № 1781, Опись № 14, Дело № 232 Дело о заверении метрики о крещении Иозефы-Олимпии Иосифовны Борсук. 18.06.1900 - 31.12.1900
Фонд № 1781, Опись № 8, Дело № 404 Дело по прошению мещанки Олимпии Полонской, урожденной Дорошкевич о выдаче крестной ее метрики 01.10.1886 - 05.11.1886
Фонд № 1781, Опись № 8, Дело № 422 Дело по прошению мещанки Олимпии Гельмольд о выдаче следственной крестной метрики сына ее Константина-Франца 10.10.1886 - 12.11.1886
Фонд № 1781, Опись № 8, Дело № 885 Дело по прошению дворянки Иозефы Харитонович о выдаче погребной метрики Олимпии Харитонов. 19.09.1887 - 05.10.1887 Фонд № 1781, Опись № 8, Дело № 504 Дело по прошению дворянина Нестора Татура о выдаче брачной метрики отца его Александра Татура с Олимпией Крампулец, о крещении их детей: Марии, Люции, Малгориты, Ирины, Елены и Станислава и погребной Александра Татура. 14.12.1886 - 16.09.1893
---
Мой дневник
Нет неинтересных родословных - есть недоисследованные
Лайк (2)
dobby

dobby

Минск, Беларусь
Сообщений: 5286
На сайте с 2013 г.
Рейтинг: 4969

manager_mix написал:
[q]
капитан Раймунд
[/q]

Похоже Вы правильно угадали фамилию Раймунда. В минском НИАБе есть такое дело:
Фонд № 1781, Опись № 10, Дело № 40 Дело по прошению оставного капитана Раймунда Оленикова-Романовского об исправлении крестных метрик Иозефы и Стефании Королькевичей, о заверении брачной его метрики с вдовою Стефанией Королькевич, о добавлении в погребальной метрике Ивана Королькевича второго его имени Франца и о выдаче крестной метрики Мальвины Королькевич. 08.02.1889 - 07.08.1889
Был отставной капитан Раймунд и фамилия его именно Олеников-Романовский.
---
Мой дневник
Нет неинтересных родословных - есть недоисследованные
Лайк (1)
dobby

dobby

Минск, Беларусь
Сообщений: 5286
На сайте с 2013 г.
Рейтинг: 4969
Вообще у Вас интересное исследование. Вот только как мне кажется можно использовать возможности минского архива. Можно попробовать поискать документы о свадьбе Холина и Олимпиады. Вы ведь писали, что они видимо поженились в Минске? Надо посмотреть в базе данных минского НИАБа наличие документов о браке. То что Вам ответил архив мало что значит. Даже если метрик о браке нет, то есть книги брачных обысков. Например, книги брачных обысков Минского Екатерининского Собора (сейчас Петропавловский, сохранился):
фонд 1313 опись 1 дело 19 КБО за 1868-1874 годы
дело 21 КБО за 1874-1877 годы
дело 22 КБО за 1879-1881 годы
дело 23 КБО за 1883-1885 годы и так далее.
С пробелами, правда, сохранились. По Кафедральному собору вроде бы КБО нет, но я посмотрю Вам 20 сентября, когда буду в НИАБе. Вообще православных приходов в Минске того времени мало, с учетом приписных церквей - наверное, только два этих прихода и было.
Заодно надо проверить, а нет ли случайно исповедок минских костелов того времени. Их всего два было - кафедральный и Св. Троицы (ныне больше известен как Св. Роха) - оба сохранились. Кажется нет, но это можно проверить. Частично сохранились метрики католических костелов этого времени.
---
Мой дневник
Нет неинтересных родословных - есть недоисследованные
Лайк (3)
manager_mix
Модератор раздела

manager_mix

Москва
Сообщений: 315
На сайте с 2016 г.
Рейтинг: 189

Karel_Bel написал:
[q]
семья в Минске была не римско-католического вероисповедания
[/q]


Подозреваю, что это очень маловероятно. Ну и у Олимпиады в русских метриках чёрным по белому написано, что она римско-католического вероисповедания. В православие её записали после революции в домовой книге, но там и национальность сменили, и возраст, это уже не в счёт. Дед говорил, что она его в костёл водила, т.е. даже в 30-х она веру держала.


Karel_Bel написал:
[q]
Ничего не поделаешь, надо внимательно вычитывать и то, и другое.
[/q]


Не, ну зачем, если родители Антон и Дорота. 101.gif У меня метод простой, смотришь в среднюю графу - если там не "у крестьян", смотришь, кто родители. Если первый Казимир, читаешь, что за жена, если это Казимир и Марьяна - уже ломаешь глаза о первую графу - а там, как правило, они родили Константина. Не годится. И так далее. Выяснилось, что Казимиров и Марьян на несколько деканатов в нужные годы рожало всего-то пар пять. С крестьянами будет больше, конечно, но их я пока не смотрел.
Лайк (1)
    Вперед →Страницы: ← Назад 1 2 3 4 * 5 6 7 8 ... 15 16 17 18 19 20 Вперед →
Модератор: manager_mix
Вверх ⇈