На сайте ВГД собираются люди, увлеченные генеалогией, историей, геральдикой и т.д. Здесь вы найдете собеседников, экспертов, умелых помощников в поисках предков и родственников. Вам подскажут где искать документы о павших в боях и пропавших без вести, в какой архив обратиться при исследовании родословной своей семьи, помогут определить по старой фотографии принадлежность к воинским частям, ведомствам и чину. ВГД - поиск людей в прошлом, настоящем и будущем!
Сразу предупреждаю, что сказанное здесь является моим личным мнением, не претендует на истину в последней инстанции, и т.д. Об однодворцах написано мало, а то, что написано, чаще всего взято из официальных источников типа энциклопедий. Официальные-же источники - довольно скользкая почва. Там всегда есть стремление о вещах сложных написать покороче, т.е. попроще и посхематичнее.
И уж тем более пагубно сказывается на официальных данных политические установки. Как известно, Пётр 1-ый устроил на Руси большие-пребольшие реформы. Помимо всего прочего, их целью стало создание новой элиты. Но будучи поставлена дословно так, эта цель привела бы к бунту, поэтому объявили о другом - о перевоспитании старой элиты. Т.о. "старая" элита должна была всё-таки откуда-то взяться, чтобы быть перевоспитанной. В энциклопедиях старую элиту от не-элиты отделяет добавление к "служилым людям" слов "по отечеству", в противовес тем, что "по прибору". Тех, что по прибору, делят на стрельцов, солдат, рейтар, городовых казаков, и т.д, а по отечеству - дворяне, дети боярские, итп. Но реально ли тогда было такое разделение? Имхо, нет. Табель о рангах Пётр установил не на пустом месте, ибо понятие "должность, чин, уряд" ещё до петра значило больше чем "происхождение". И если сын боярский или дворянин пошёл в солдаты или рейтары, то кем он становился в этой иерархии "по прибору/по отечеству"? Непонятно. Понятно одно - не от хорошей жизни пошёл, но и только. И тут мы подходим к реальной границе между элитой и не-элитой. Это хорошая жизнь. Это поместья, земли, и ессно, крепостные. Причём чем больше - тем лучше жизнь. И, надо признать, у "живших хорошо" с происхождением почти всегда всё было в порядке.
А на окраинах государства разницы между "по прибору/по отечеству" было мало, если была вообще. Ибо жить хорошо там в основном не приходилось, да и с бумагами было туго, с грамотами дворянскими... В итоге, когда понадобилось создавать новую элиту при Петре, разделяли наверняка, т.е. исходя из имущественного положения. Кое-какая мелочь с грамотами, впрочем, тоже могла попасть, но могла и не попасть во дворянство. Из основной-же массы землевладельческой мелочи сделали сословие однодворцев, причём верстали туда, особенно не вникая, был ли он когда-то "по отечеству" или "по прибору". Если у него трое крепостных, да пять десятин, и документов нет, ну какой он нафиг дворянин, т.е. по-тогдашнему, шляхтич? Тот факт, что потомков бывшей элиты уже официально не считают элитой, очень заботил и этих потомков, и, соответственно, власть. Именно поэтому, изначально сословие однодворцев "позиционировалось" в общем, где-то невдалеке от дворянства. И только потом, приучив однодворцев всё-таки "знать своё место", их начали приближать к остальным гос.крестьянам. И это было вполне оправдано, если бы не стояла задача обеспечить переемственность сословий. Иллюзия переемственности сословий потребовалась, чтобы оправдать табель о рангах и выслугу во дворянство. Ибо более-менее приличным оправданием раздачи гербов и имений явным мещанам и крестьянам могло быть только то, что все "настоящие" дворяне уже как минимум признаны. Тогда, имхо, и появился миф о том, что якобы, однодворцы - в огромном большинстве своём потомки тех, что "по прибору". Не слишком лепо было бы признать, что однодворцы - непонятная смесь самого разнообразного происхождения людей, которых объединяет только то, что они мелкие землевладельцы, и потомки служилых людей различных типов, а равно и то, что огромное их количество, если не большинство, не попало во дворянство только потому, что московское государство не удосужилось снабдить их предков документами. Это, в сущности, вечная история - упадок старой элиты и торжество новой. Просто этот конкретный эпизод, по моему, следует слегка проветрить. Мы с готовностью развенчиваем культы личности, идеологические установки и подтасовки недавнего времени, так пора бы попробовать и поглубже копнуть.
Интереснейший документ. В очередной раз подтверждающий что не всё так однозначно. И везде были свои исключения...
[/q]
Сам в шоке. Это первый документ с такой записью, который мне встретился. А просмотрел я уже несколько тысяч метрик в разных губерниях по однодворцам и помещичьим крестьянам.
--- Вопрошающие, большая просьба - приводите ссылки на документы из общедоступных источников.
DIM1983 Смотрите какую интересную запись о бракосочетании нашёл - о бывшем помещичьем крестьянине, причисленном к однодворческому сословию. Это МК за 1832 год, Тульская губерния, Ефремовский уезд. Так что появляются некоторые вопросы
[/q]
Здравствуйте. Я не вижу в этой записи ничего странного. Женился на однодворке, переселился в ее дом, причислился к тому же сословию, что и жена. Если однодворцы были не против. Тем более, что он освобожден, ему же надо куда-то еще приписаться.
DIM1983 Смотрите какую интересную запись о бракосочетании нашёл - о бывшем помещичьем крестьянине, причисленном к однодворческому сословию. Это МК за 1832 год, Тульская губерния, Ефремовский уезд. Так что появляются некоторые вопросы
[/q]
Здравствуйте. Я не вижу в этой записи ничего странного. Женился на однодворке, переселился в ее дом, причислился к тому же сословию, что и жена. Если однодворцы были не против. Тем более, что он освобожден, ему же надо куда-то еще приписаться.
[/q]
Вот не смог не ответить. Скоропись хорошо читаете? Если нет, попросите кто это умеет делать хорошо.
--- Поиск в РГАДА
Если хочешь знать историю, всегда лучше обращаться к первоисточникам.
П. И. Бартенев
Освобожденный, причисленный к сословию, холост. И сделать правильный вывод
[/q]
Ход Ваших мыслей понятен. Но мой вариант тут нельзя исключить тоже. "а няне освобожденный от рабства и причисленный к однодворческому сословию". "Ныне". т.е. накануне венчания, вероятно. Его причисление к однодворцам, по любому, должно быть связано с его невестой.
Освобожденный, причисленный к сословию, холост. И сделать правильный вывод
[/q]
Ход Ваших мыслей понятен. Но мой вариант тут нельзя исключить тоже. "а няне освобожденный от рабства и причисленный к однодворческому сословию". "Ныне". т.е. накануне венчания, вероятно. Его причисление к однодворцам, по любому, должно быть связано с его невестой.
[/q]
С этим нельзя не согласится. Но по факту документ уникален, бывший крепостной и сословие однодворческое. Возможно все юридические тонкости нам не доступны.
--- Поиск в РГАДА
Если хочешь знать историю, всегда лучше обращаться к первоисточникам.
П. И. Бартенев
Вообще чем больше занимаешься родословной, тем больше убеждаешься, что догма - документ это аксиома, здесь не всегда работает. Здесь все больше теоремы.
--- Поиск в РГАДА
Если хочешь знать историю, всегда лучше обращаться к первоисточникам.
П. И. Бартенев
Корень нужно искать в понятии "освобожденный от рабства". Т.е. бывший крепостной. До отмены крепостного права - случай довольно редкий! Далее - подавалось прошение о причислении к сословию однодворцев. Такие дела попадаются в фондах РГИА.
Вопрос по однодворцам У меня нашлись странные записи в исповедальных книгах по тверской губернии в 1850-м году семья была крестьянской (помещичьи), а в 1860-м с кончиной главы семьи записаны уже как однодворцы, что впоследствии послужило и формированием фамилии у конкретно этих людей и их дети уже записаны как Однодворцевы. С чем мог быть вызван такой переход?