На сайте ВГД собираются люди, увлеченные генеалогией, историей, геральдикой и т.д. Здесь вы найдете собеседников, экспертов, умелых помощников в поисках предков и родственников. Вам подскажут где искать документы о павших в боях и пропавших без вести, в какой архив обратиться при исследовании родословной своей семьи, помогут определить по старой фотографии принадлежность к воинским частям, ведомствам и чину. ВГД - поиск людей в прошлом, настоящем и будущем!
Сразу предупреждаю, что сказанное здесь является моим личным мнением, не претендует на истину в последней инстанции, и т.д. Об однодворцах написано мало, а то, что написано, чаще всего взято из официальных источников типа энциклопедий. Официальные-же источники - довольно скользкая почва. Там всегда есть стремление о вещах сложных написать покороче, т.е. попроще и посхематичнее.
И уж тем более пагубно сказывается на официальных данных политические установки. Как известно, Пётр 1-ый устроил на Руси большие-пребольшие реформы. Помимо всего прочего, их целью стало создание новой элиты. Но будучи поставлена дословно так, эта цель привела бы к бунту, поэтому объявили о другом - о перевоспитании старой элиты. Т.о. "старая" элита должна была всё-таки откуда-то взяться, чтобы быть перевоспитанной. В энциклопедиях старую элиту от не-элиты отделяет добавление к "служилым людям" слов "по отечеству", в противовес тем, что "по прибору". Тех, что по прибору, делят на стрельцов, солдат, рейтар, городовых казаков, и т.д, а по отечеству - дворяне, дети боярские, итп. Но реально ли тогда было такое разделение? Имхо, нет. Табель о рангах Пётр установил не на пустом месте, ибо понятие "должность, чин, уряд" ещё до петра значило больше чем "происхождение". И если сын боярский или дворянин пошёл в солдаты или рейтары, то кем он становился в этой иерархии "по прибору/по отечеству"? Непонятно. Понятно одно - не от хорошей жизни пошёл, но и только. И тут мы подходим к реальной границе между элитой и не-элитой. Это хорошая жизнь. Это поместья, земли, и ессно, крепостные. Причём чем больше - тем лучше жизнь. И, надо признать, у "живших хорошо" с происхождением почти всегда всё было в порядке.
А на окраинах государства разницы между "по прибору/по отечеству" было мало, если была вообще. Ибо жить хорошо там в основном не приходилось, да и с бумагами было туго, с грамотами дворянскими... В итоге, когда понадобилось создавать новую элиту при Петре, разделяли наверняка, т.е. исходя из имущественного положения. Кое-какая мелочь с грамотами, впрочем, тоже могла попасть, но могла и не попасть во дворянство. Из основной-же массы землевладельческой мелочи сделали сословие однодворцев, причём верстали туда, особенно не вникая, был ли он когда-то "по отечеству" или "по прибору". Если у него трое крепостных, да пять десятин, и документов нет, ну какой он нафиг дворянин, т.е. по-тогдашнему, шляхтич? Тот факт, что потомков бывшей элиты уже официально не считают элитой, очень заботил и этих потомков, и, соответственно, власть. Именно поэтому, изначально сословие однодворцев "позиционировалось" в общем, где-то невдалеке от дворянства. И только потом, приучив однодворцев всё-таки "знать своё место", их начали приближать к остальным гос.крестьянам. И это было вполне оправдано, если бы не стояла задача обеспечить переемственность сословий. Иллюзия переемственности сословий потребовалась, чтобы оправдать табель о рангах и выслугу во дворянство. Ибо более-менее приличным оправданием раздачи гербов и имений явным мещанам и крестьянам могло быть только то, что все "настоящие" дворяне уже как минимум признаны. Тогда, имхо, и появился миф о том, что якобы, однодворцы - в огромном большинстве своём потомки тех, что "по прибору". Не слишком лепо было бы признать, что однодворцы - непонятная смесь самого разнообразного происхождения людей, которых объединяет только то, что они мелкие землевладельцы, и потомки служилых людей различных типов, а равно и то, что огромное их количество, если не большинство, не попало во дворянство только потому, что московское государство не удосужилось снабдить их предков документами. Это, в сущности, вечная история - упадок старой элиты и торжество новой. Просто этот конкретный эпизод, по моему, следует слегка проветрить. Мы с готовностью развенчиваем культы личности, идеологические установки и подтасовки недавнего времени, так пора бы попробовать и поглубже копнуть.
точней с.Ольшанец(впоследствии Верхний) Здесь о родне моего прямого предка,который тоже обитал в данном месте. Кстати Вы не в курсе откуда заселялся Ольшанец(всмысле людьми с каких мест)? У меня оттуда 5 фамилий(известных на сегодня)моих прямых предков по разным линиям.
В России в начале 19-го века , когда Императором и его чиновниками было принято очередное решение о массовом переселении , а точнее заселении Урала , Сибири и дальнего Востока однодворцами и прочими крестьянами новых территорий, то ни о каком самовольном переселении речи и быть не могло. Каждый крестьянин или однодворец и его пути миграции контролировались империей. Это подтверждается в ходе изучения переселенческих дел в РГИА, поэтому могу точно сказать , что крестьяне назначались к переселению под руководством государства, им выделялись определенные денежные средства серебром на прожитье и дорогу и все строго учитывалось.
[/q]
Конечно переселение велось с ведома государства и контролировалось им. До Сибири переселение шло сначала на территорию Поволжья, Оренбуржья, Кавказа. Но на мой взгляд однодворцы сами были рады переселению, так как страдали от малоземелья и сами решали кто поедет на новые земли. О принудительном переселении мне, кажется, речь не шла. Принудительное переселение называлось ссылкой. Например, когда принудительно переселяли староверов семьями в Бурятию их всю дорогу охранял конвой. У однодворцев такое не наблюдалось, как и более поздних переселенцев крестьян. Им просто давались деньги на дорогу и определялось конкретное место куда они следуют.
Йомены, йоменри (англ. Yeomen, Yeomanry) — в феодальной Англии свободные мелкие землевладельцы, которые, в отличие от джентри, самостоятельно занимались обработкой земли. Термин «Йомен» отличается известной неопределённостью. Считается, что в устной форме слово имеет хождение с раннего Средневековья, а в текстах находят упоминания начиная с двенадцатого столетия. Первые упоминания о «йоменах» находят в англо-германо-скандинавском эпосе Беовульф, создание которого датируется VII—VIII веком.
По распространённой версии, «йомен» трансформировалось от слова «янгмен» (англ. young man —молодой человек). Возможно слово относилось к свободнорожденным слугам, являвшим собой нечто среднее между эсквайром и пажом. Начиная с периода нормандского завоевания Англии в XI веке, и даже ранее, социальный статус индивидуума очень жёстко привязывается к количеству и степени владения землёй. И само понятие «йомена» начиная с тёмных веков обозначает человека владеющего своим наделом по праву фригольда, копигольда или аренды.
Ядро йоменов составляли свободные крестьяне-фригольдеры (англ. free-holders — «свободные держатели») средневекового манора (см. Фригольд). Однако далеко не все йомены обладали землёй, что не мешало им принадлежать к своему классу. Они были «сервентами» в замках феодалов, но не уровня простой прислуги, а скорее уровня «мажордомов», «интендантов», управляющих. Хотя в целом класс йоменов, согласно раннему англо-саксонскому законодательству, определяется как «аристократическое» крестьянство. Слой йоменов, оставаясь весьма размытым, согласно книге судного дня — первому серьёзному документальному источнику, складывался в своеобразный средний класс раннефеодальной Англии. Верхние слои йоменства поднимались до уровня мелкого дворянства, низшие слои оставались просто крестьянами. При этом, хоть и в разной форме, все йомены находились в манориальной (поместной) службе при короле или крупном феодале. Но, и это принципиально важно, весь класс йоменов являлся классом лично свободных людей.
Во времена крестовых походов, йоменами начали называть молодых вооружённых слуг, подручных, зачастую, самих ставших всадниками, в окружении рыцаря. Что более точно отражало их статус, и отличало их, например, от пажей.
Суммируя, можно сказать, что к концу периода раннего Средневековья, «йоментри» оформилось в сословие, тремя неотъемлемыми атрибутами которого стали: личная свобода —незакрепощённость — в противоположность коттариям, вилланам, керлам, вооружённость, земельный участок, как правило, в частном владении. Йомены в качестве пеших лучников привлекались к службе в королевской армии. Особенно они хорошо зарекомендовали себя во время Столетней войны. Во времена Генриха VII, в 1485 году, из них был сформирован гвардейский корпус. Тогда шла война Алой и Белой Розы. Отряд йоменов, через десятилетия превратившийся в вышеназванный корпус, отчаянно бился в сражении «При Босворте». И заслужил честь стать «Отрядом личных телохранителей королевы» The Queen’s Body Guard of the Yeomen of the Guard. Йомены этого корпуса дошли до наших времён в виде легендарных «мясоедов» (beefeaters) —привратников и смотрителей Тауэрской Башни.
К XV веку йоменами стали называться все крестьяне, ведущие самостоятельное хозяйство, независимо от юридического статуса их держателя.. В условиях дальнейшего развития товарно-денежных отношений слой йоментри стал размываться, поляризуясь на зажиточную верхушку и деревенскую бедноту. Тем не менее вплоть до середины XVII века йомены составляли основную массу английского крестьянства.
Из йоменов происходили Уильям Шекспир и Исаак Ньютон.
Во времена английской Гражданской войны йомены стали социальной базой парламентской армии . Столетие, последовавшее за революцией, и дальнейшее развитие капиталистических отношений, привели к почти полному исчезновению йоменов с исторической арены. Однако сам термин сохранился в названии иррегулярных воинских частей добровольцев (например, Имперская Йоменри )
Карл Маркс в «Капитале» описывает исчезновение класса йоменов как одно из условий первоначального накопления капитала в руках крупных земельных собственников:
Ещё в последние десятилетия 17-го века йомены, независимое крестьянство, были многочисленнее, чем класс арендаторов. Оно было главной силой Кромвеля и, по признанию самого Маколея, представляло выгодный контраст по сравнению с кутилами-дворянчиками и их слугами. Приблизительно в 1750-м году йомены исчезают, а в последние десятилетия 18-го века изглаживаются всякие следы общинной собственности землевладельцев
не согласен Виктор с Вами йомен - это скорее ясашный или черносошный крестьянин, а однодворец - это эсквайер как минимум, потомок англосаксонских земледвладельцев
Робин Гуд был йомен. Какой же он крестьянин ? А Шекспир с Ньютоном тоже крестьяне ? Потом крестьянин в средневековой Англии дворянином стать не мог. А йомен - мог. Примерно такая же ситуация была в России с государственными крестьянами и однодворцами.
Сам Съедин пользовался большим уважением у однодворцев и воспользовавшись этим подговорил к разбою до 100 однодворцев - земляков , которые посоветовавшись с Съединым с дубинами и цепями разгромили соседнюю Воронежскую черсасскую слободу .
[/q]
Андрей, только разгромили они не Воронежскую, а Воскресенскую черкасскую слободу, которая действительно была поселена в однодворческих дачах.
По поводу географической привязки в комплектовании ландмилицийских полков:
Такой интересный момент - смотрел на днях дела по однодворцам, так там материалы по доукомплектованию ландмилицийских полков. Что интересно, даже в середине XVIII века прежде всего комплектовали по провинциальному типу, например Орловский полк из Орловской провинции, Белгородский из Белгородской и только если не хватало тамошних однодворцев -- добирали из поселённых на Украинской линии и из других провинций.
Люди науки и искусства не всегда были из благородного сословия , мы с приятелем, он специалист по истории Англии всегда шутили, что йомен - это оскорбительное прозвание для потомка русских однодворцев, а вообще любые аналогии сомнительные, но просто я с такой аналогией не согласен, землевладение однодворцев четвертное а не общинное как у йоменов и йомены не служили по отечеству как многие однодворцы бывшие городовыми дворянами, но спорить не хочу просто не согласен, если быть дотошными то однодворцы - это социально неоднородный класс от служивших по прибору до потомков Рюриковичей. А насчет дворянства, источником чести был Суверен и пожаловать в условиях абсолютизма XVII века он мог кого угодно. Кстати ясашные и черносошные могли служить как и йомены по гражданской и военной части особенно до XIX века.
" В 1644 году царь Михаил Федорович, посетивший новосильский Свято-Духов монастырь, по просьбе его настоятеля выдал новосильским «служилым людям» — стрельцам, пушкарям, казакам и прочим грамоты на владение землёй в «Диком Поле». Однако те не спешили воспользоваться царским «подарком», предпочитая жить в слободах при Новосиле. К концу XVII века Новосильский край утратил значение пограничного форпоста, поэтому отпала и необходимость в государственном содержании местных служилых людей. В 1715 году, по высочайшему указу Петра I новосильские казаки, пушкари и стрельцы были принудительно расселены из слобод по всему пространству выделенной им земли и фактически превращены в «пахотных» драгун и солдат, оставаясь однако в казачьем звании. Проживавшие в селе Судбищи (Сторожевом), а также в находящихся рядом сёлах —Домнах, Лазавке и Залесном, однодворцы и государственные крестьяне вероятнее всего были потомками сторожевых казаков, которые жили в остроге-«стороже» возле Судбищ и имели здесь земельные наделы." (Википедия, статья Новосильские казаки)