На сайте ВГД собираются люди, увлеченные генеалогией, историей, геральдикой и т.д. Здесь вы найдете собеседников, экспертов, умелых помощников в поисках предков и родственников. Вам подскажут где искать документы о павших в боях и пропавших без вести, в какой архив обратиться при исследовании родословной своей семьи, помогут определить по старой фотографии принадлежность к воинским частям, ведомствам и чину. ВГД - поиск людей в прошлом, настоящем и будущем!
Сразу предупреждаю, что сказанное здесь является моим личным мнением, не претендует на истину в последней инстанции, и т.д. Об однодворцах написано мало, а то, что написано, чаще всего взято из официальных источников типа энциклопедий. Официальные-же источники - довольно скользкая почва. Там всегда есть стремление о вещах сложных написать покороче, т.е. попроще и посхематичнее.
И уж тем более пагубно сказывается на официальных данных политические установки. Как известно, Пётр 1-ый устроил на Руси большие-пребольшие реформы. Помимо всего прочего, их целью стало создание новой элиты. Но будучи поставлена дословно так, эта цель привела бы к бунту, поэтому объявили о другом - о перевоспитании старой элиты. Т.о. "старая" элита должна была всё-таки откуда-то взяться, чтобы быть перевоспитанной. В энциклопедиях старую элиту от не-элиты отделяет добавление к "служилым людям" слов "по отечеству", в противовес тем, что "по прибору". Тех, что по прибору, делят на стрельцов, солдат, рейтар, городовых казаков, и т.д, а по отечеству - дворяне, дети боярские, итп. Но реально ли тогда было такое разделение? Имхо, нет. Табель о рангах Пётр установил не на пустом месте, ибо понятие "должность, чин, уряд" ещё до петра значило больше чем "происхождение". И если сын боярский или дворянин пошёл в солдаты или рейтары, то кем он становился в этой иерархии "по прибору/по отечеству"? Непонятно. Понятно одно - не от хорошей жизни пошёл, но и только. И тут мы подходим к реальной границе между элитой и не-элитой. Это хорошая жизнь. Это поместья, земли, и ессно, крепостные. Причём чем больше - тем лучше жизнь. И, надо признать, у "живших хорошо" с происхождением почти всегда всё было в порядке.
А на окраинах государства разницы между "по прибору/по отечеству" было мало, если была вообще. Ибо жить хорошо там в основном не приходилось, да и с бумагами было туго, с грамотами дворянскими... В итоге, когда понадобилось создавать новую элиту при Петре, разделяли наверняка, т.е. исходя из имущественного положения. Кое-какая мелочь с грамотами, впрочем, тоже могла попасть, но могла и не попасть во дворянство. Из основной-же массы землевладельческой мелочи сделали сословие однодворцев, причём верстали туда, особенно не вникая, был ли он когда-то "по отечеству" или "по прибору". Если у него трое крепостных, да пять десятин, и документов нет, ну какой он нафиг дворянин, т.е. по-тогдашнему, шляхтич? Тот факт, что потомков бывшей элиты уже официально не считают элитой, очень заботил и этих потомков, и, соответственно, власть. Именно поэтому, изначально сословие однодворцев "позиционировалось" в общем, где-то невдалеке от дворянства. И только потом, приучив однодворцев всё-таки "знать своё место", их начали приближать к остальным гос.крестьянам. И это было вполне оправдано, если бы не стояла задача обеспечить переемственность сословий. Иллюзия переемственности сословий потребовалась, чтобы оправдать табель о рангах и выслугу во дворянство. Ибо более-менее приличным оправданием раздачи гербов и имений явным мещанам и крестьянам могло быть только то, что все "настоящие" дворяне уже как минимум признаны. Тогда, имхо, и появился миф о том, что якобы, однодворцы - в огромном большинстве своём потомки тех, что "по прибору". Не слишком лепо было бы признать, что однодворцы - непонятная смесь самого разнообразного происхождения людей, которых объединяет только то, что они мелкие землевладельцы, и потомки служилых людей различных типов, а равно и то, что огромное их количество, если не большинство, не попало во дворянство только потому, что московское государство не удосужилось снабдить их предков документами. Это, в сущности, вечная история - упадок старой элиты и торжество новой. Просто этот конкретный эпизод, по моему, следует слегка проветрить. Мы с готовностью развенчиваем культы личности, идеологические установки и подтасовки недавнего времени, так пора бы попробовать и поглубже копнуть.
Своеземцы, или земцы —социальный класс крестьян-собственников.
Был характерен для Новгородской и Псковской республик. Этого класса не существовало на всем пространстве княжеской Руси: там все крестьяне работали либо на государственных, либо на частных господских землях.
[/q]
Насколько я запомнил, когда какое-то время назад изучал Новгородские пятины 16 века и соответствующие писцовые книги (самые ранние - 1498 г.), своеземцы - это прежние помещики, которые остались на этой земле со времен до падения Новгородской республики в 1470-х гг., в отличие от детей боярских, которые были собраны из разных уездов Московского государства и поселены на эти земли взамен прежних помещиков (в писцовых книгах обычно указано, за кем поместье было прежде), которые были выселены. То есть, своеземцы находились по прежнему на своей земле....
Войсковые обыватели — сословие, приравнивалось к государственным крестьянам, было образовано в 1765 году.
Это были потомки людей, служивших в украинсих пограничных слободских («черкасских») и ландмилицских полках, которые набирались из однодворцев и слободских казаков.
Одни из войсковых обывателей, например орловские, тамбовские и тульские, пользовались всеми правами однодворцев.
Для других, например екатеринославских, харьковских, белгородских, воронежских и курских — сохранялись льготы (не все), дарованные слободским казакам Петром Первым. Самое главное — в войсковых селениях, слободах, местечках, городах (кроме нескольких) разрешалось винокурение. Также была разрешена соледобыча, за которой ездили на Тор. Также разрешались другие промыслы (изготовление на продажу различных вещей, продажа продуктов и пр.) — без уплаты налогов.
До 1837 года войсковые обыватели подчинялись военному ведомству, сначала — местным воеводам, затем — особому управлению Военного министерства. Войсковые обыватели по жребию служили в территориальных полках постоянного состава. Полковой состав в мирное время был установлен маленький — 1000 человек на полк, но зачастую превышался, иногда значительно. Остальные войсковые обыватели призывного возраста, не прошедшие по жребию, периодически проходили учебные сборы. При начале войны полки расширялись по штату военного времени, и в её продолжении по мере надобности получали из мирной губернии в зону боевых действий пополнения из прошедших подготовку в составе маршевых эскадронов.
При основании в 1837 году Министерства государственных имуществ, войсковые обыватели были переданы в гражданское управление.
Наибольшее число войсковых обывателей было в Екатеринославской и Харьковской губерниях, образовавшихся из слободских полков, затем в Воронежской, Орловской, Тамбовской, Астраханской, Херсонской, Белгородской, Курской, Тульской и Казанской.
В 1837 году всех войсковых обывателей в Российской империи насчитывалось около 400000 человек.
24 ноября 1866 года был издан закон «О поземельном устройстве государственных крестьян», в соответствии с которым сословие войсковых обывателей упразднялось.
Также исследовавший эти края в начале XX века Н. М. Могилянский писал: «Гораздо полнее сохранился женский костюм в некоторых селах Новосильского уезда, где, как, например, в селе Вышней Залегощи, этот женский „обряд“ сохранился в поразительной полноте и разнообразии и до сих пор пользуется весобщим признанием. На помещенных здесь снимках изображены две замужние женщины в праздничных костюмах; из них одна — в „сороке“, головном уборе, состоящем, в целом, из четырнадцати отдельных частей, надеть который — длинная и сложная процедура, требующая и много времени и большой сноровки…Между прочим, небольшое количество серебра в нитках этих „золотных“ головных уборов служит причиной их массовой гибели: скупщики покупают уборы сотнями и выжигают из них серебро.»
Н. В. Глаголев также указывает, как на одно из отличий казацкого жилища от «барского» — «часто встречающиеся избы с прорубленными окнами на двор; на улицу пробито маленькое волоковое окно». Это старый однодворческий и в то же время «полехский» (распространённый в Полесье) обычай.
Глаголев, давая общую сравнительную характеристику новосильским казакам и «барским» крестьянам, отмечал еще некоторые особенности казаков, главным образом в их характере - леность и бесхозяйственность, отсутствие промыслов и зимних работ, суеверие, строгое соблюдение церковных постановлений и глубокое уважение к духовенству, грубоватость и недоверчивость при отсутствии лукавства и криводушия. «Барские» вообще были зажиточнее «казаков», у них почти не встречалось кликуш, очень обычных у казаков. Это же отмечал и другой местный автор, И. Нечаев в 1850 году, по которому кликуши были только у казенных крестьян. В то же время им же отмечается полное отсутствия какого-либо заискивания или подобострастия при общении казаков с дворянами или чиновниками, столь обычного у «барских».
Новосильские казаки с «барскими» роднились крайне редко, поэтому длительное время сохраняли свои языковые, культурные и бытовые особенности.
В 1765 году новосильские казаки были исключены из ведения местных воевод и находились в подчинении собственного особого управления Военного министерства, что и обусловило сохранению за местными казаками такого самоназвания, не встречающегося у прочих потомков городовых казаков. Жители «казацких» сел вплоть до 1836 года в метрических книгах, земельном генеральном плане и других официальных документах писались казаками. Профессор Е. Ф. Будде приводит несколько мест из актов Новосильского полицейского управления 1883 и 1886 годов, где местные крестьяне продолжали называть себя и своих соседей казаками
Сюжет о казаках очень интересный, настоящая история занимательнее курса лекций, кого только не было и своеземцы, белопашцы, беломестцы, сторожа, затинщики, казаки всякого рода, однодворцы разной типологии, пахотные солдаты и т.д. Вот составили бы словарь по социальным группам служилого и податного населения
если мои предки в 17 веке служили сотенную и городовую службу в детях боярских , со 2 половины 17 века записаны в рейтарский строй -- рейтарами -- затем в Переписной книге за 1710 год и за 1716 год они так же указаны как " ...рейтары..." , а в 1 ревизию 1719 года как ".....ефремовцы....." , а начиная со второй ревизии как "....однодворцы..." ---- то кто они ? значит до второй ревизии 1745 года они были старых служб служилые люди ? а уже со второй ревизии однодворцы ?