На сайте ВГД собираются люди, увлеченные генеалогией, историей, геральдикой и т.д. Здесь вы найдете собеседников, экспертов, умелых помощников в поисках предков и родственников. Вам подскажут где искать документы о павших в боях и пропавших без вести, в какой архив обратиться при исследовании родословной своей семьи, помогут определить по старой фотографии принадлежность к воинским частям, ведомствам и чину. ВГД - поиск людей в прошлом, настоящем и будущем!
Сразу предупреждаю, что сказанное здесь является моим личным мнением, не претендует на истину в последней инстанции, и т.д. Об однодворцах написано мало, а то, что написано, чаще всего взято из официальных источников типа энциклопедий. Официальные-же источники - довольно скользкая почва. Там всегда есть стремление о вещах сложных написать покороче, т.е. попроще и посхематичнее.
И уж тем более пагубно сказывается на официальных данных политические установки. Как известно, Пётр 1-ый устроил на Руси большие-пребольшие реформы. Помимо всего прочего, их целью стало создание новой элиты. Но будучи поставлена дословно так, эта цель привела бы к бунту, поэтому объявили о другом - о перевоспитании старой элиты. Т.о. "старая" элита должна была всё-таки откуда-то взяться, чтобы быть перевоспитанной. В энциклопедиях старую элиту от не-элиты отделяет добавление к "служилым людям" слов "по отечеству", в противовес тем, что "по прибору". Тех, что по прибору, делят на стрельцов, солдат, рейтар, городовых казаков, и т.д, а по отечеству - дворяне, дети боярские, итп. Но реально ли тогда было такое разделение? Имхо, нет. Табель о рангах Пётр установил не на пустом месте, ибо понятие "должность, чин, уряд" ещё до петра значило больше чем "происхождение". И если сын боярский или дворянин пошёл в солдаты или рейтары, то кем он становился в этой иерархии "по прибору/по отечеству"? Непонятно. Понятно одно - не от хорошей жизни пошёл, но и только. И тут мы подходим к реальной границе между элитой и не-элитой. Это хорошая жизнь. Это поместья, земли, и ессно, крепостные. Причём чем больше - тем лучше жизнь. И, надо признать, у "живших хорошо" с происхождением почти всегда всё было в порядке.
А на окраинах государства разницы между "по прибору/по отечеству" было мало, если была вообще. Ибо жить хорошо там в основном не приходилось, да и с бумагами было туго, с грамотами дворянскими... В итоге, когда понадобилось создавать новую элиту при Петре, разделяли наверняка, т.е. исходя из имущественного положения. Кое-какая мелочь с грамотами, впрочем, тоже могла попасть, но могла и не попасть во дворянство. Из основной-же массы землевладельческой мелочи сделали сословие однодворцев, причём верстали туда, особенно не вникая, был ли он когда-то "по отечеству" или "по прибору". Если у него трое крепостных, да пять десятин, и документов нет, ну какой он нафиг дворянин, т.е. по-тогдашнему, шляхтич? Тот факт, что потомков бывшей элиты уже официально не считают элитой, очень заботил и этих потомков, и, соответственно, власть. Именно поэтому, изначально сословие однодворцев "позиционировалось" в общем, где-то невдалеке от дворянства. И только потом, приучив однодворцев всё-таки "знать своё место", их начали приближать к остальным гос.крестьянам. И это было вполне оправдано, если бы не стояла задача обеспечить переемственность сословий. Иллюзия переемственности сословий потребовалась, чтобы оправдать табель о рангах и выслугу во дворянство. Ибо более-менее приличным оправданием раздачи гербов и имений явным мещанам и крестьянам могло быть только то, что все "настоящие" дворяне уже как минимум признаны. Тогда, имхо, и появился миф о том, что якобы, однодворцы - в огромном большинстве своём потомки тех, что "по прибору". Не слишком лепо было бы признать, что однодворцы - непонятная смесь самого разнообразного происхождения людей, которых объединяет только то, что они мелкие землевладельцы, и потомки служилых людей различных типов, а равно и то, что огромное их количество, если не большинство, не попало во дворянство только потому, что московское государство не удосужилось снабдить их предков документами. Это, в сущности, вечная история - упадок старой элиты и торжество новой. Просто этот конкретный эпизод, по моему, следует слегка проветрить. Мы с готовностью развенчиваем культы личности, идеологические установки и подтасовки недавнего времени, так пора бы попробовать и поглубже копнуть.
У меня два вопроса к Андрею Старухину. К какому казачьему полку были зачислены в 1748 г. однодворцы Изюмского уезда (это информация самого же Андрея) ? И были ли городовые казаки Ефремова поверстаны в дети боярские ? Интересная деталь: несколько источников в Инете относят костюм однодворок к литовскому. Странно.
--- Кузнецовы (Самарская д.НовоЗапрудное, с. Липовка, с. Дмитриевка, д. Новая Поляна (Лопатино). Скоповы (Воронежская -- с. Пески, д. Мазурка, д. Марьевка Байчурово тож) Кретинины (интересны все, Воронежская обл., Украина - г. Запорожье, Казахстан)
Пугины,Бо
Ну, не пожелал однодворец наследный числить себя крестьянином. Честь рода оказалась важнее указа 1866 года. На мой взгляд слово однодворец записано другим почерком
[/q]
рассказ "Божье древо" Иваном Буниным написан в 1920 - ые годы , в этом рассказе его персонаж именует себя "одндворцем" , ( описываемое время примерно 1910 - ые годы )
".........Сад в нынешнем году снял у нас мещанин Богомолов. Стеречь его прислал своего земляка, однодворца из-под Козлова. Явился этот однодворец в усадьбу и поселился в шалаше в главной аллее как-то совсем незаметно. Мы узнали о его существовании только вчера. Пошли гулять, вошли в аллею и видим, что под липой против шалаша дымится костерчик, а на него стоит смотрит какой-то мужик. Подходим ближе - мужик шутливо, с усмешкой опускает руки по швам, вытягивается: - Господам дворянам почтение! Мы приостановились: - Доброго здоровья. Караульщик? Он снял шапку и уже без всякой шутливости, низко, истово поклонился: - Так точно. Буду караулить, вам и хозяину угожать. - Так... Надевай шапку-то. - Ничаго, и без шапки постоим. Вы господа, я мужик. Бог лесу, и то не сравнял. - А откуда ты и как величать тебя? - Козловский однодворец, Знаменской волости, сельца Прилепы. А звали Яковом. Яков Демидыч Нечаев. И все так ладно, бодро. Что однодворец, сразу заметно - по говору. Возраста неопределенного, - лет под пятьдесят, должно быть, хотя можно дать и меньше, - наружности довольно обычной, но чем-то очень приятной. Посконная рубаха, такие же портки, на ногах лапти, - все не новое, поношенное, но опрятное. Глаза живые, немного насмешливые и прищуренные, умудренные наблюдательностью и житейским опытом, в соответствии с небольшой кое-где седеющей бородой, которая еще курчавится ..............."
примеры употребления слова однодворец в литературе
Примеры употребления слова однодворец в литературе.
В этих словах боярина прозвучала ненависть к недругу всех самых больших бояр: не опричник, не однодворец какой-нибудь, сам такой же боярин, старинного рода, - он разорял боярство, лишая его родовых, прадедовских привилегий и прав.
За вьюгами подули по затвердевшему серому насту полей жесткие ветры, оборвали последние коричневые листья с бесприютных дубовых кустарников в логах, рошел тонуть в непролазных наносах, испещренных заячьими следами, однодворец Тарас Миляев, спокон веку приверженный охоте, превратились в мерзлые глыбы водовозки, наросли ледяные скользкие бугры вокруг прорубей, накатались дороги по сугробам - и зимние будни установились.
У подъезда раздался стук беговых дрожек, и через несколько мгновений вошел в комнату старик высокого росту, плечистый и плотный, однодворец Овсяников.
Стихотворец Отец, я бедный однодворец, Сперва подьячий был, а ныне стихотворец.
Говоря вообще, у нас до сих пор однодворца трудно отличить от мужика: хозяйство у него едва ли не хуже мужицкого, телята не выходят из гречихи, лошади чуть живы, упряжь веревочная.
Но, быть может, читателю уже наскучило сидеть со мною у однодворца Овсяникова, и потому я красноречиво умолкаю.
Его братья, однодворцы, только что не молились на него, шапки перед ним издали ломали, гордились им.
Он знал однодворцев - крестьян во дворянском званье, равно владеющих саблею и сохой: сколько из них в засушливый год пошло бы с охотой в холопы.
И там, где лога сходились, торчали на мысу крылья двух раскрытых ветряков, окруженных несколькими избами однодворцев, - Мысовых, как назвал их Оська, - и белела на выгоне вымазанная мелом школа.
Родитель его вышел из однодворцев и только сорокалетней службой добился дворянства.
Ну, в сторону дворян, - начал я, - что вы мне об однодворцах скажете, Лука Петрович?
Счастлив был тот, кто получал позволение вернуться с подводой домой, но не всегда это случалось: после доставки припасов шведы гнали мужиков и однодворцев на работы, - чинить крепости, строить сараи и амбары.
Однодворцы, владевшие крепостными людьми, после отобрания у них крестьян остались хуторянами, небольшие помещики промотались и крестьян допродали на овод в дальние губернии, а землю купцам или разбогатевшим однодворцам.
о родовой чести детей боярских - однодворцах пишут на многих форумах в интернете --- например нашел вот это ........
Предыдущая часть истории закончилась фразой "купецкого человека" Посошкова, ни во что ни ставившего боевые качества служилых людей самого конца XVII - начала XVIII вв. Может, оно так и было (хотя в этом есть существенные сомнения - ну филозоф-самоучка, прожектер, что с него взять?), но вот применительно к детям боярским XVI эти его поносные слова если и имели отношение, то не в пример меньшее. Почему - создается впечатление, что тогдашние дети боярские и дворяне, мечтая порой о легкой службишке, тем не менее, в массе своей, руководствовались иным принципом, иной идеей, четко выраженной в старинном «Поучении отца сыну». В нем старший наставлял младшего: «Сыну, аще на рать со князем поидеши, то с храбрыми наперед поиди, да роду своему честь наедеши, и собе добро имя (выделено нами – Thor). Что бо того лучши есть, еже пред князем оумрети…». Мы не случайно выделили слова о добром имени служилого человека и родовой чести. Добрая служба и геройская смерть, если уж доведется испить смертную чашу, не только составит доброе имя самому служилому человеку, но и добавит «чести» всему его роду. А честь дворянская была не пустым звуком, и дети боярские внимательно следили за тем, чтобы ей, не дай Бог, не было порухи, и ради этого готовы были идти на самые крайние меры (о чем пишет, к примеру, американская исследовательница Н. Коллманн в своем исследовании под говорящим названием «Соединенные честью» ). Оплошность, допущенная когда-то сыном боярским, могла несмываемым пятном лечь на весь род на много, много лет вперед. В 1622 г., к примеру, князь Д.М. Пожарский (тот самый Пожарский, спаситель Русского государства) в местнической тяжбе с князем Б.М. Лыковым говорил судьям, что из-за многолетней опалы, наложенной государем на его деда, его предки не были в «именных службах». Однако, подчеркивал князь, несмотря на опалу, «государева милость до нас холопей была, что, государь, с нашими родители и с чужими ни с кем не посылывал, и меньши ни ково не бывали, и потерьки, государь, нигде не бывало…». И уж тем более было недопустимо, если среди сродственников вдруг попадалась паршивая овца, позорящая весь род – как это было, к примеру, с рязанцами Хириными, в стройные ряды которых решил затесаться некий Артемий Хирин (и ладно бы если просто затесаться, но Артемий решил еще и наследственную хириновскую вотчину прибрать к своим рукам), обвинивший своих сродственников в том, что они де не признают его своим, «но называют его, Ортемья, и сестер его…, бутто их добыл отца его Яковлев человек Хирина Васка Шулист…». Следственное дело по челобитью Артемия длилось без малого два десятка лет, пока вернувшийся из двадцатилетнего (sic - !) турецкого плена племянник Якова Хирина Ковыла Хирин и Иван Хирин, сын Афанасия Хирина, другого племянника Якова, не сумели доказать, что оный Артемий и его потомки не имеют права именоваться Хириными, поскольку Артемий и его брат Михаил «выблетки ане деда моего Якавлева дваровава человека Васки Шулиста».
о родовой чести детей боярских - однодворцах пишут на многих форумах в интернете --- например нашел вот это ........
Предыдущая часть истории закончилась фразой "купецкого человека" Посошкова, ни во что ни ставившего боевые качества служилых людей самого конца XVII - начала XVIII вв. Может, оно так и было (хотя в этом есть существенные сомнения - ну филозоф-самоучка, прожектер, что с него взять?), но вот применительно к детям боярским XVI эти его поносные слова если и имели отношение, то не в пример меньшее. Почему - создается впечатление, что тогдашние дети боярские и дворяне, мечтая порой о легкой службишке, тем не менее, в массе своей, руководствовались иным принципом, иной идеей, четко выраженной в старинном «Поучении отца сыну». В нем старший наставлял младшего: «Сыну, аще на рать со князем поидеши, то с храбрыми наперед поиди, да роду своему честь наедеши, и собе добро имя (выделено нами – Thor). Что бо того лучши есть, еже пред князем оумрети…». Мы не случайно выделили слова о добром имени служилого человека и родовой чести. Добрая служба и геройская смерть, если уж доведется испить смертную чашу, не только составит доброе имя самому служилому человеку, но и добавит «чести» всему его роду. А честь дворянская была не пустым звуком, и дети боярские внимательно следили за тем, чтобы ей, не дай Бог, не было порухи, и ради этого готовы были идти на самые крайние меры (о чем пишет, к примеру, американская исследовательница Н. Коллманн в своем исследовании под говорящим названием «Соединенные честью» ). Оплошность, допущенная когда-то сыном боярским, могла несмываемым пятном лечь на весь род на много, много лет вперед. В 1622 г., к примеру, князь Д.М. Пожарский (тот самый Пожарский, спаситель Русского государства) в местнической тяжбе с князем Б.М. Лыковым говорил судьям, что из-за многолетней опалы, наложенной государем на его деда, его предки не были в «именных службах». Однако, подчеркивал князь, несмотря на опалу, «государева милость до нас холопей была, что, государь, с нашими родители и с чужими ни с кем не посылывал, и меньши ни ково не бывали, и потерьки, государь, нигде не бывало…». И уж тем более было недопустимо, если среди сродственников вдруг попадалась паршивая овца, позорящая весь род – как это было, к примеру, с рязанцами Хириными, в стройные ряды которых решил затесаться некий Артемий Хирин (и ладно бы если просто затесаться, но Артемий решил еще и наследственную хириновскую вотчину прибрать к своим рукам), обвинивший своих сродственников в том, что они де не признают его своим, «но называют его, Ортемья, и сестер его…, бутто их добыл отца его Яковлев человек Хирина Васка Шулист…». Следственное дело по челобитью Артемия длилось без малого два десятка лет, пока вернувшийся из двадцатилетнего (sic - !) турецкого плена племянник Якова Хирина Ковыла Хирин и Иван Хирин, сын Афанасия Хирина, другого племянника Якова, не сумели доказать, что оный Артемий и его потомки не имеют права именоваться Хириными, поскольку Артемий и его брат Михаил «выблетки ане деда моего Якавлева дваровава человека
---
[/q]
о родовой гордости городовых детей боярских -- однодворцев наглядно указывает документ 1649 года по Ефремовскому уезду
где сын боярский уроженец Мценского уезда СЕНКА КОРНИЛОВ сын ПИШКОВ называл и оскорблял нововерстонного в дети боярские крестьянского сына ГРИШКУ ФЕДОРОВА сына ЛАЗУКИНА цитирую " ....блядиным сыном . и холоп ...." и что он " ...его отцом жил во крестьянах ......" на что новорестанных сын боярский Лазукин спросил " ...а ты не чей холоп и кто твой боярин ...."
на что сын боярский Сенка ( Семен) Пишков ответил " .....у него боярина нет а холп де он праведного государя и наперед де он Сенка служид по Мценску в детях боярских а в крестьянах де он Сенка ни за кем не живал