| Lola63 Участник
Сообщений: 70 На сайте с 2020 г. Рейтинг: 19 | Наверх ##
24 декабря 2025 22:48 Прерванный дневник… (Дневник мамы)
Вместо предисловия В этих воспоминаниях рассказывается об удивительных детских годах жизни автора дневника, Евгении Александровны Левицкой, прошедших в прекрасном курортном городке Гагры (Абхазия) на берегу Чёрного моря (1911 -1924 годы). Использованы записи из последнего дневника, которые она вела в 1973-1974 годах. События и люди, о которых пишет автор, проиллюстрированы уникальными снимками из семейного фотоархива. В текстах также помещены комментарии сына автора дневника - Вениамина Левицкого, выделенные курсивом. Они приглашают читателя вместе с ним окунуться в годы молодости его матери и почувствовать вкус того времени. Мы надеемся, что эти воспоминания вызовут интерес у тех читателей, жизнь которых в той или иной степени сопричастна описываемым событиям и людям.
«...Все люди по-своему интересны. Надо любить людей вообще, тогда с любым человеком будет интересно поговорить. И не обязательно, чтоб он импонировал именно эстетическому чувству. Помимо чувства изящного, есть в человеке много других чувств, много граней, каждая из которых по-новому освещает человека... ...Самый обширный, образованный ум находит для себя много нового, поучительного и интересного в народной мудрости. А в каждом, даже самом незначительном человеке живёт крупица её... ...Любила очень и воспоминания своей мамы. Всегда открывается какая-то новая, хоть и прошедшая, страница... Приглядись, прислушайся поближе к любому человеку и в каждом ты найдёшь что-то своеобразное, интересное, стоящее внимания наблюдательного человека...».
Е.Левицкая (из письма сыну) Давно хотелось мне перечитать сохранившийся последний дневник моей мамы, Левицкой Евгении Александровны, её письма, ещё раз попытаться с их помощью проникнуть в глубокий духовный мир мамы, понять, почувствовать, слиться, соприкоснуться с сокровенным: ведь часть этого мира – мой мир, её мысли – мои мысли, её мечты – мои мечты, её радости – мои радости, её страдания, жизненные неудачи и ошибки – мои страдания, неудачи и ошибки. Когда начал читать её записи в дневнике и письма, возникло желание подготовить их для публикации – маме так хотелось, чтобы хотя бы её внуки и правнуки узнали о её жизни. А может быть, жизнь этой прекрасной Женщины будет интересна и внукам и правнукам других людей?
Мама умерла в 67 лет, 9 мая 1978 года. Последние годы её жизни были отравлены болезнями. У мамы не было сил им сопротивляться. Она угасала на моих глазах, а я, её сын, занятый своими переживаниями и жизненными проблемами, к сожалению, мало помогал ей в эти тяжёлые для неё дни. Конечно, по мере возможности старался видеться с ней почти каждый день, чтобы поговорить (домашнего телефона у меня в то время не было), поддержать морально, но теперь понимаю, что всё-таки до конца не осознавал, что теряю мою горячо любимую, близкую, родную, дорогую маму. И чувство вины перед ней не оставляет меня... Прости, мама, меня, прости... Текст дневниковых записей автора, Е.А.Левицкой, полностью сохранён. Я позволил себе только в некоторых местах дать короткие комментарии и необходимые, как мне кажется, пояснения (они выделены курсивом). К сожалению, записи в дневнике охватывают лишь первые годы жизни мамы (1911-1924годы) и внезапно обрываются. Все фотографии, иллюстрирующие текст автора, подобраны мною из семейного архива. Подписи к ним также выделены курсивом (если они не взяты из текста).
Сын автора, Вениамин Левицкий, август 2009 года. «Для того, чтобы написать свои воспоминания, вовсе не нужно быть великим человеком или видавшим виды авантюристом, прославленным художником или государственным деятелем. Вполне достаточно быть просто человеком, у которого есть что рассказать, и который хочет это сделать. Мемуары, конечно, могут быть скучными, и жизнь, в них рассказанная, бедной и незначительной... Тогда не читайте их!..»
Герцен А.И. «Былое и думы» «Юность, скажи мне, когда ты вернёшься. Я подожду, не уйду...»... О.Генри 1973 год 2 января 1973 года
Много раз я думала, с каким бы интересом я прочла записки своей бабушки или прабабушки, даже если содержание их было бы «бедным и незначительным». Когда пыталась рассказать эпизоды своего детства или юности своим детям, то это не вызывало в них никакого интереса. И я подумала, что, может быть, моим внукам будет интересна жизнь их бабушки, конечно, очень приблизительная, т.к. невозможно, даже человеку талантливому, описать подробно свою жизнь. У мамы было двое детей – сын от первого брака и дочь от второго, и трое внуков. К сожалению, внуки пока не проявляли никакого интереса к жизни своей бабушки. А дети... Дочь... Она была слишком интровертирована, поэтому маме казалось, что у дочери нет желания больше знать о жизни своей мамы... Сын... Как ни горько в этом признаться, наверное, тоже не проявлял должного интереса... А вообще-то желание осмыслить жизнь родителей (и предков) по-настоящему приходит к нам, к сожалению, тогда, когда мы, в более чем зрелом возрасте, пытаемся осмыслить свою жизнь, но к этому времени родителей уже нет в живых... Жизнь каждого человека богата, многообразна, бесконечно сложна и интересна. Недаром говорят, что мир каждого человека – Вселенная! Попробуй втисни её в клочки бумаги! Не только по традиции «мемуаров» хочется написать хоть несколько строк о своих «предках» (далеко не восходящих к «Рюриковичам», но, судя по фамилии отца, - Стрельцов – во всяком случае, берущих свои истоки от стрельцов времени Петра Первого). Но я, конечно, знала, вернее, слышала от мамы о ближайших – о моих дедушке и бабушке. Мама, Антонина Алексеевна Шапошникова, была старшей из шестерых детей моей бабушки Александры Ивановны Шапошниковой (урождённой Решетниковой), рано ставшей вдовой, т.к. мой дедушка попал под поезд в сравнительно молодом возрасте. Мамин папа происходил из купеческой среды города Воронежа, так же, как и так же, как и моя бабушка.
Папа, Александр Рафаилович Стрельцов, происходил из дворянской семьи. Знаю о его брате Владимире и сёстрах – Марии, Евлампии и Олимпиаде (Липочке и Лапочке). Тётя Мария (сестра папы) вышла замуж за врача Петра Мжедалова и уехала с ним сначала во Владивосток, а затем, в 1913 году, - на Гавайские острова. Она имела троих детей: старшего Александра, примерно 1914 года рождения, дочь Лёлю и младшую дочь Женю, названную в честь меня. Тётя Липочка вышла замуж за богатого заводчика и имела двух дочерей – Милочку и Веру. Младшая сестра папы, тётя Лапочка, имела единственного сына Александра, впоследствии ставшего как будто бы химиком и имевшего сына Рафаила. Вот всё, что я знаю о папиной родне. В 1928 году я видела некоторых из моих родственников, о чём напишу в своё время (не успела написать). 15 января 1973 года «Лиха беда начало» - надеюсь, что смогу продолжать «благое», с моей точки зрения, дело... Думала – «ни дня без строчки», а вот прошло столько времени, прежде чем я взялась «за перо». Итак, мамина родня: У моей бабушки было два брата (вообще-то у неё было всего 15 братьев и сестёр, но кто-то умер в раннем возрасте, о других я ничего не слышала). Старший Николай был миллионером. Мукомольная промышленность и дома, сдаваемые внаём, принесли этот огромный капитал. Но был невероятным скупцом. Своей сестре, оставшейся вдовой с шестью детьми, он материально не помогал, а только устраивал их «на казённый счёт» учиться в гимназии и хлопотал о пенсии. Женился он шестидесяти лет на двадцатилетней девушке. Та мечтала поскорее стать молодой вдовой-миллионершей, но пришла Революция – и дядя мой (к радости всей родни) стал нищим. Молодая жена его бросила и жила отдельно с 14-летней дочерью Валей, затем вышла за кого-то замуж Второй брат Василий очень счастливо женился, имел трёх дочерей – Полину, Любовь и Клавдию, о которых потом я напишу подробнее (в возрасте 18 лет я жила у дедушки Василия и бабушки Ани в Ростове-на-Дону). Мама, осиротев, вынуждена была бросить гимназию (окончив всего 6 классов), т.к. она была старшая в семье и должна была помогать матери. Дядя Николай устроил её учительницей в т.н. «железнодорожную школу» в станице Тихорецкая. Из Тихорецкой мама переехала учительствовать в станицу Ново-Покровская на Кубани, где и встретилась с папой. Александр Рафаилович Стрельцов был исключён из Московского университета в 1905 году за революционную деятельность и сослан на Кубань. В станице Ново-Покровской он был инспектором училищ. На одном из «балов» встретил мою маму, любовь с первого взгляда – и они поженились в 1906 году. |