Загрузите GEDCOM-файл на ВГД   [х]
Всероссийское Генеалогическое Древо
На сайте ВГД собираются люди, увлеченные генеалогией, историей, геральдикой и т.д. Здесь вы найдете собеседников, экспертов, умелых помощников в поисках предков и родственников. Вам подскажут где искать документы о павших в боях и пропавших без вести, в какой архив обратиться при исследовании родословной своей семьи, помогут определить по старой фотографии принадлежность к воинским частям, ведомствам и чину. ВГД - поиск людей в прошлом, настоящем и будущем!
Вниз ⇊

Усть-Сысольский уезд

Усть-Сысольский уезд Вологодской губернии - история, демография, поиск и обмен информацией.

← Назад    Вперед →Страницы: 1 * 2 3 4 5 ... ... 41 42 43 44 45 46 Вперед →
Модераторы: Lesla, ЯТБ, dimarex, эльмира катромская
Гобан

Гобан

Россия, Республика Коми, г. Сыктывкар
Сообщений: 1912
На сайте с 2010 г.
Рейтинг: 3285
И. Л. Жеребцов, И. И. Лейман (Сыктывкар)
ПРОИСХОЖДЕНИЕ СЫКТЫВКАРСКОГО РОДА ЖЕРЕБЦОВЫХ
http://museum-murom.ru/page.html?pid=251

Жеребцовы живут в Сыктывкаре издавна. Основатели этого рода обитали в селениях, располагавшихся на территории нынешнего города еще тогда, когда самой фамилии не было. В Коми крае фамилии начали формироваться в XVI в., но и в течение XVIII в. ими обзавелись далеко не все жители. К тому же нередко фамилии менялись – вместо той, что сложилась на основе прозвища, следующее поколение брало новую – например, от «дедичества» (дедовского имени). А следующее поколение, случалось, опять возвращалось к прежней фамилии. Происходило это и в XVII, и даже в XVII вв. Именно так случилось, в частности, и с Жеребцовыми.
Впервые эта фамилия упоминается в переписной книге 1707 г. в деревне Емовской – одной из составных частей погоста Усть-Сысолы. Поначалу ее стали носить обитатели двух соседних дворов, давние жители Емовской: как сказано в документе, они были «родом той деревни». Хозяина одного двора звали Игнатий (Игнат) Фомин Жеребцов. Было ему 40 лет, а старшему сыну его Марку – 15. В переписи не отмечен второй сын Игната, Исак, семью годами младше Марка. Более того, не записан в переписной книге и брат Игната Гаврила (он был лет на 20 старше). Причина этого заключается, видимо, либо в том, что население старалось укрыть от переписчиков часть обитателей, дабы платить поменьше налогов, либо в том, что Гаврила в это время находился в отлучке, жил где-нибудь в Сибири (куда уходили – надолго, а то и навсегда – многие жители Коми края) и появился на родине лишь перед следующей переписью 1720 г., когда его и зафиксировали переписчики.
В другом дворе жил Кондратий (Кондрат) Андреев Жеребцов 30-ти лет и его сын Стефан, ровесник Марка. Кем они приходились друг другу, в переписной книге 1707 г. не сказано, но, заглянув в материалы предыдущей переписной книги 1678 г., можно выяснить, что Кондрат – племянник Игнатия, сын его старшего брата Андрея.
В 1678 г. Андрей Фомин (т. е. сын Фомы, Фомич) жил вместе с братом Игнатом в той же деревне Емовской. Игнату (Ганьке, как записано в переписной книге) было тогда 10 лет. Андрей был, по крайней мере, на шесть лет старше, поскольку в переписной книге его возраст не указан – следовательно, по тогдашним правилам, он являлся уже взрослым, не моложе 16 лет (у всех, кто еще не достиг этого рубежа, возраст указывали обязательно). Андрей и Игнат записаны в переписной книге не как Жеребцовы, а как Дулины.
В более ранней переписной книге 1646 г. не упомянуты ни Жеребцовы, ни Дулины. Отец Андрея и Игната Фоминых – Фома Поликарпов (т. е. Поликарпович) жил тогда в деревне Артемовской (по соседству с Емовской). Эта деревня была вначале частью Емовской и лишь к 1646 г. стала считаться отдельным селением. «Независимость» от Емовской провозгласил, вероятно, крестьянин Артем Данилов, живший на этом месте еще в 1586 г. (по его имени и названа деревня). Но к 1678 г. деревня Артемовская запустела – большинство ее обитателей, включая и Никиту Артемова (сына «основателя»), разбрелись кто куда: на Вятку, в другие районы Коми края или в близлежащие селения. Так сыновья Фомы Поликарпова – Андрей и Игнат – оказались в 1678 г. приписаны уже не к Артемовской деревне, а к Емовской.
Фома Поликарпов происходил из находившейся неподалеку от Емовской деревни Ивановской, где жил его отец Поликарп Петров. Можно предположить, что Фома перебрался в другое селение потому, что у Поликарпа было большое семейство: в Ивановской один двор занимал он сам, другой – его сын Евдоким, а остальным сыновьям пришлось подыскать для жительства участки в соседних селениях. Флор Поликарпов поселился в д. Ереминской, а Фома Поликарпов – в Артемовской. Так что происхождение свое Дулины-Жеребцовы ведут из деревни Ивановской. А там они были коренными обитателями: отец Поликарпа Петрова, Петр (или Перша) Иванов, отмеченный в дозорной книге 1608 г. и писцовой книге 1586 г., был, вполне вероятно, сыном основателя этого селения, Ивана, по имени которого оно и получило свое название. Что было до 1586 г., неизвестно – документы не сохранились. Однако и четыре с лишним века, которые насчитывает сыктывкарский род Жеребцовых – весьма солидный возраст.
Как уже говорилось, родоначальники были вначале бесфамильными, потом стали Дулиными, потом Жеребцовыми. Отметим, что Дулины жили не только в Емовской. В деревне Ереминской в 1678 г. жили Макар и Матвей Сидоровы Дулины. Приходились ли они какими-нибудь родственниками Андрею и Игнату Фоминым Дулиным-Жеребцовым, точно не известно. Но стоит отметить, что в той же д. Ереминской в 1646 г. обитал дядя Андрея и Игната Флор (может быть, родичи решили селиться поближе?). Отцом Макара и Матвея был, вероятно, Сидор Яковлев, живший в 1646 г. в близлежавшей д. Каменистой, а он, в свою очередь, являлся сыном Якова Филиппова, в 1608 г. обитавшего в д. Емовской (а его отец, Филип Никитин, был одним из старожилов Емовской – он значится среди ее жителей еще в 1586 г.). Любопытно, что ереминские Дулины, как и емовские, тоже за фамилию свою не слишком держались, и в 1707 году Матвей Сидоров, бывший Дулин, записан в переписной книге уже как Шкилев (Жгилев), а его племянник Аксен – как Коданев.
Еще одни Дулины – Григорий и Давыд Ивановы Дулины – жили в 1678 г. в д. Каменистой. Отец их Иван Федоров по прозвищу Безсонко жил в той же деревне в 1646 г. Вероятно, что он – сын Федора Филиппова из д. Емовской (брата уже упоминавшегося Якова Филиппова), так что ереминские и «каменистые» Дулины – точно родственники. Еще раз отмечу, что все эти деревни: Емовская, Ереминская, Ивановская, Каменистая, Артемовская – находились по соседству, на территории будущего Кодзвиля (исторической части Сыктывкара в районе современных улиц Интернациональной, Красных партизан и начале Первомайской), так что перемещаться из деревни в деревню их обитателям было несложно. Дулины из д. Каменистой в 1707 г. тоже сменили фамилию и стали Бессоновыми – по прозвищу своего деда. Так что не исключено, что Бессоновы, Жгилевы, отчасти Коданевы происходят от одного корня с Жеребцовыми. Можно предположить, например, что отец Петра Иванова Иван и отец Филиппа Никитина Никита были братьями. В этом случае Андрей и Игнат Фомины Дулины приходились четвероюродными братьями Макару и Матвею Сидоровым Дулиным и Григорию и Давыду Ивановым Дулиным (Сидоровы и Ивановы приходились друг другу троюродными братьями).
К середине XVIII в. семейство Жеребцовых разделилось. Напомним, что в 1707-1720 гг. в погосте Усть-Сысоле (с 1720 г. деревни, из которых состоял погост, в официальных документах перестали фиксироваться как отдельные селения) обитали две семьи Жеребцовых – Игнат Фомин с братом Гаврилой и их племянник Кондрат Андреев. Игнат Фомин Жеребцов к 1747 г. скончался. Его сын Марк в 1747 г. еще здравствовал, окруженный тремя сыновьями (двумя Федорами и Семеном) и столькими же внуками – Иваном Федоровым, сыном другого Федора Михаилом и Кузьмой Семеновым. Второй сын Игната Фомина, Исак, скончался; в ревизских сказках 1747 г. отмечен его сын Федот. Но и Марк Игнатьев, и его племянник Федот Исаков в ревизских сказках 1747 г. были записаны уже не как Жеребцовы, а как Фомины; на смену прежней фамилии пришло «дедичество», фамилия, происходившая от имени деда Фомы.
Фамилию Жеребцовых продолжали носить потомки Гаврилы Фомина и Кондрата Андреева. Гаврило Фомин Жеребцов, как и его брат Игнат, до 1747 г. не дожил. После него остались сын Федор Гаврилов, внук Савелий и правнуки Климонт, Родион и Евсей. Кондрата Андреева в 1747 г. тоже не было в живых, зато его сын Стефан (Степан) обзавелся четырьмя сыновьями и тремя внуками: сыновья Емельян (его дети Петр и Иван), Максим (его сын Георгий), Михайло и Григорий. Второй сын Кондрата и младший брат Стефана Афанасий в 1747 г. имел двух сыновей, Петра и Андрея, и одного внука, тоже Петра (сын Андрея).
Во второй половине XVIII – середине XIX вв. число Жеребцовых умножилось. В 1795 г. в городе Усть-Сысольске (погост Усть-Сысола был преобразован в город в 1780 г.) насчитывалось семь семейств Жеребцовых, одно из которых восходило к Гавриле Фомину Жеребцову (глава семьи – его правнук Евсей Савин Жеребцов), а шесть к Кондрату Андрееву Жеребцову: семьи его внука Андрея Афанасьева, правнуков Тимофея Андреева, Сергея и Григория Григорьевых, Федора Емельянова, праправнука Гаврилы Петрова.
В 1858 г. в Усть-Сысольске было 10 семей Жеребцовых, причем все – потомки К. А. Жеребцова (Е. С. Жеребцов скончался в 1797 г., мужского потомства не оставив). Половина восходит к сыну К. А. Жеребцова Афанасию. Назовем глав этих семей: родные братья Афанасий и Иов Тимофеевы Жеребцовы – правнуки Афанасия Кондратьева Жеребцова и внуки Андрея Афанасьева Жеребцова; двоюродные братья Степан Алексеев, Василий Иванов и Павел Васильев Жеребцовы – праправнуки Афанасия Кондратьева Жеребцова, правнуки Андрея Афанасьева Жеребцова и внуки Петра Андреева Жеребцова, двоюродные племянники А. Т. и И. Т.Жеребцовых.
Остальные пять семей ведут происхождение от другого сына К. А. Жеребцова – Степана. Перечислим их глав. Василий Федоров Жеребцов – правнук С. К. Жеребцова, внук Емельяна Степанова Жеребцова; Иван Сергеев Жеребцов, братья Иван и Никита Григорьевы Жеребцовы – правнуки С. К. Жеребцова (И. С. Жеребцов – двоюродный брат И. Г. и Н. Г.Жеребцовых), внуки Григория Степанова Жеребцова, троюродные братья В. Ф. Жеребцова; Степан Михайлов Жеребцов – прапраправнук С. К. Жеребцова, праправнук Емельяна Степанова Жеребцова, правнук Петра Емельянова Жеребцова и внук Гаврилы Петрова Жеребцова, двоюродный внучатый племянник В. Ф. Жеребцова и четвероюродный внучатый племянник И. С. Жеребцова, И. Г. Жеребцова и Н. Г. Жеребцова.
С годами одни носители этой фамилии разбогатели и стали известными в Коми крае людьми, другие скромно занимались сельским хозяйством, торговлей, служили на небольших должностях. Былые родственные связи между разными семействами Жеребцовых позабылись, и к началу ХХ в. они стали числить себя лишь однофамильцами.
К одной из ветвей рода Жеребцовых, происходящей от Степана Кондратьевича Жеребцова и его сына Емельяна, принадлежат и авторы настоящей работы. Упомянутый выше Василий Федорович Жеребцов и его супруга Надежда произвели на свет сына Ивана (произошло это около 1827 г.). У И. В. Жеребцова и его жены Авдотьи Михайловны, помимо двух или трех дочерей, родился сын Михаил (около 1865 г.), побывавший за свою жизнь и полицейским урядником, и продавцом казенной винной лавки, поживший в разных местах Коми края – Усть-Сысольске, Визинге, Корткеросе и Пожеге (где и упокоился в 1908 г.). У Михаила Ивановича и его жены Анны Осиповны было два сына (Николай и Иван) и пять дочерей (Агния, Мария, Анна, Евдокия и Александра). После 1914 г. семья вернулась в Усть-Сысольск.
Николай, родившийся в 1894 г. (вероятно, в Корткеросе), сыграл выдающуюся роль в становлении спорта в Коми крае. Вернувшись из армии на родину в 1918 г. в чине прапорщика, он деятельно занялся организацией спорта в Коми крае – работал в усть-сысольском уездном военкомате, являлся инструктором всевобуча (всеобщее военное обучение), стал одним из организаторов образцового военно-спортивного клуба «Заря», созданного 1 марта 1920 г. при уездном отделе всевобуча и вскоре преобразованного в любительский спортклуб – первый в Коми крае, входил в совет старейшин, который на общественных началах занимался всей оргработой в клубе. Н. М. Жеребцов судил различные спортивные состязания, перед выступлениями спортсменов клуба читал лекции для собравшихся зрителей. В 1920 г. в Усть-Сысольске появилась первая в крае футбольная команда, одним из инициаторов создания которой также явился Н. М. Жеребцов, сам игравший в футбол. В 1921 г. состоялась первая летняя олимпиада коми спортсменов, организация и проведение которой также не обошлись без участия Н. М. Жеребцова. Летом 1924 г. он стал ответственным секретарем областного Совета физической культуры. Под руководством Н. М. Жеребцова в 1925-1926 гг. началось строительство первого в Усть-Сысольске стадиона «Наш ответ Чемберлену» с футбольным полем и беговой дорожкой. Н. М. Жеребцов часто печатал в газетах статьи и заметки о состоянии физкультурно-спортивной работы в Коми области, подписываясь псевдонимом Робур. В течение восьми лет он руководил областным Советом физической культуры. По словам бывшего инструктора всевобуча П. Малиновского, хорошо знавшего Жеребцова, Николай Михайлович «умело воспитывал спортивную смену. Известные в республике спортсмены братья Жилины, Мария Другова, Мария Кузьпелева, Герой Советского Союза Николай Оплеснин обязаны ему своими успехами». Н. М. Жеребцов женился на Серафиме Аполлоновне Шумковой из семьи церковнослужителей, живших в селе Зеленец, недалеко от Усть-Сысольска. В 1925 г. у них родился сын Любомир, в будущем – крупный коми ученый, один из организаторов коми этнографической науки, много лет руководивший этнографическими исследованиями в Коми республике, отец и дед авторов этой статьи.
Исследования истории сыктывкарского рода Жеребцовых продолжаются. Плодотворно исследуется историками и краеведами и генеалогия ряда других старинных местных семейств, например, Сухановых. В перспективе намечено изучение истории всех наиболее древних сыктывкарских (усть-сысольских) фамилий и издание книги на эту тему.




Гобан

Гобан

Россия, Республика Коми, г. Сыктывкар
Сообщений: 1912
На сайте с 2010 г.
Рейтинг: 3285
Дневник Андрей_Леднев_Северянин

Часть 32. Чудо-юдо, рыба-кит и белые угры-югры-ухры-уры-юры Беломорья. Из цикла "Там Русский Дух, там Русью пахнет".
http://www.liveinternet.ru/users/4515221/post199056219/
Гобан

Гобан

Россия, Республика Коми, г. Сыктывкар
Сообщений: 1912
На сайте с 2010 г.
Рейтинг: 3285
В качестве примера приведем еще один текст, записанный от Домны Ефимовны Сокериной: Сереговские - кречаты, Сереговские - кречеты,
http://cyberleninka.ru/article...m-folklore

Коська - кутирима, Кошки - кутерьма,

Половники - шыр мыш, Половники - спина

(горб) мыши, Князьпогостскэй - бычок, Княжпогостские - бычок,

Раковнинскэй - секрэт, Раковица - секрет,

Кыркбтш - увтас, Кыркещ - низина,

Сьбська - кокол, Шошка - хохол,

Тыла - чукчи, Отла - глухарь,

Гучерт - крукинь д^ Луг - кривой остров,

Куавидзи - конда додь, Куавица - сани с сухо-

стоем,

Ыджыд Ыб - пристань, Онежье - пристань,

Кбзлорд - школа, Козловка - школа,

Туръя - ёс додь, Туръя - сани с мелкой

рыбой,

Куштысьорд - байдыг, Куштысевка - куропатка,

Ягшбр - ком ббчка, Средние Кони - бочка

хариуса,

Вей Кони - лёль ббчка, Верхние Кони - бочка

семги,

Весляна - мык ббчка, Весляна - бочка ельца,

ЁвдЫ - трэска ббчка, Евдино - бочка трески,

Пегыш - яй ббчка [8]. Пегыш - бочка мяса.

Происхождение деревенских номинаций в отдельных случаях имеет свои объяснения, чаще же приходится лишь предполагать. Так, Сереговские -кречаты, в других вариантах «кречат», «крича», может иметь связь с местной фамилией Кречатов [9]. Отметим, что в географических песнях такой тип обозначения селений является устойчивым, например: д. Оквад - Туркин (местная фамилия, в деревенской топографии есть Турка вад ‘лесное озеро Туркина'a_003.gif, д. Кони - ветбш (от местной фамилии Ве-тошевы), с. ЕмдЫ - Тарас [10]. Не исключается возможность рассмотрения слова «крича» как искаженного от русского «кричать» и, соответственно, в связи с названием одной из частей с. Серегова - «шу-миловкой» (связано с деятельностью местного соль-завода, шумное, людное место) [4. С. 53].

Деревня Половники во всех вариантах устойчиво называется «шыр мыш». Версия, объясняю-

щая это прозвище, имеется в материалах местного краеведа И.С. Лебедева (немаловажно, что сам он был уроженцем этой деревни): «Жителей деревни Половники дразнили «шыр мышъяс», то есть «мышиные спины». Видимо, от того, что в Половниках было трудное положение с лугами, очень много мелкоконтурных лугов, откуда сено таскали на себе, накладывая его на грабли или обхватывая веревками» [4, с. 58]. В отличие от исторической мотивировки Лебедева в полевых материалах Ю.Г. Рочева это прозвище интерпретировано с точки зрения традиционно негативных представлений о мыши:

Визса - кань зад виле- Княжпогостские - коша-дысь, чий зад обгладывающие,

Кошка - ур яй сёйны Кошки - беличье мясо

едящие.

Полоникса - шыр-мыш (неизвестно что, но обидное прозвище) [11].

В этом присловье прозвище Половников продолжает ряд формул, связанных с «нечистой», нечеловеческой пищей. У коми они имели достаточно широкое распространение (ср., например, «устъ-немса - понъюр виледісьяс» 'усть-немские - собачьи головы обгладывающие' из верхневычегодской традиции) [12], в вычегодско-вымской традиции подобные прозвища связывались с топонимическими легендами о Стефане Пермском и язычниках. Само по себе сочетание «шыр мыш» интересно и в плане этимологической неоднозначности, не исключающей возможности игры слов: шыр ‘мышь' и русское «мышь».

Характеристики следующих деревень, Оне-жья и Козловки, связаны с общественно значимыми реалиями, такими как пристань и школа. То, что для соседних селений именно школа является самой яркой ассоциацией с д.Козловкой, можно связать с историей школьного двухэтажного здания, хозяином которого изначально был известный вымский купец - Павел Никитович Козлов (Микит Паш).

В основе некоторых определений лежат особенности природного ландшафта. «Гучерт - кру-кинь ді», в вариантах «крукин», «крукля ді» (производные от крук ‘крюк', крукыль ‘загиб, изгиб'a_003.gif, местные жители связывают с речным изгибом.

Комментариями о том, почему Кыркещ называется «увтас» (низина), мы не располагаем. Уже само по себе значение слова «кыркотш» ‘крутой обрывистый берег' предполагает топографическую двойственность и может рассматриваться как ключ к образованию этой лексической пары. Также эта характеристика соответствует действительности по географическим признакам: возвышенности, на

которой стоит деревня, предшествует полоса низкого берега.

Определение д. Куавицы «конда додь» может иметь двоякое толкование. Лес рядом с деревней назывался «Конда грива» - конда ‘сухая на корню, крепкая, частослойная боровая сосна', такая сосна особо ценилась при строительстве домов. С другой стороны, возможно прочтение «конда додь» в значении негативной оценки - неправильные, кондовые сани.

Образ промыслового достатка на Выми и Ел-ве находит свое отражение в характеристиках деревень от Коней до Пегыша. Эта часть выделяется по своей цельности, созданной за счет последовательного перечисления разных пород рыб (мяса в Пегыше) и многократного повтора слова «бочка» с выступающим на первый план значением меры изобилия. Этой характеристике противопоставляется турьинское «ёс додь» (вариант «ёс гу»): «Турья - это «ёс гу». Это потому что здесь плохую, мелкую рыбу - «ёс» ловят. А Кони - там сёмгу ловят, «лёль гоп» (яма с семгой), там яма с сёмгой, а здесь «ёс гу» (яма с мелкой рыбой)» [13]. От д. Кони и выше действительно были хорошие рыбные тони. В фольклорной интерпретации с ними связывается история заселения Выми, а ловля ценных пород рыбы оказывается соотнесенной с празднично-календарным кругом и соответственно определяется божьим промыслом. Например, в рассказе, записанном в д. Кони от Александра Федоровича Сокерина (1929 г.р.), говорится о том, что семгу ловили только на Петров день - местный храмовый праздник, а сига на Покров день [14].

Несмотря на то, что в песенном тексте очевидна проекция на реальность, для содержания скорее более важным является обозначение значимого для исполнительницы пространства, которое соответственно наделяется положительными признаками. Не случайно эта часть текста не имеет аналогов среди вариантов, записанных в других вымских селах.

В некоторых географических песнях границы территории могут выходить за пределы Выми: населенные пункты Усть-Вымского, Удорского районов, Ижма, Печора. Иногда в текстах появляются и такие далекие образы, как река Волга и море.

В качестве примера приведем запись, сделанную в с. Княжпогост:

Был да козёл,

На Волге пошел,

К Анфисе козе.

Ты йылын бубин,

Ты дорын челпан,

Аквадін - неляль,

Емдінін - чирак,

Сереговын - кречат,

Коська - кутерма,

Половникин - шыр мыш,

Визаобня - бычок,

Раковинский - пыркыс,

Кыркетш - чишук,

Сьоська - кутшей,

Тыла - бубин,

Ыб - волонтин,

Турья - балкон,

Кони - Вездін,

Вездін и ватас,

Сімдор - кепысь,

Изьва - азьва,

В конце озера бубин,

У озера коврига,

Оквад - неляль, Усть-Вымь - чирок, Сереговские - кречет, Кошки - кутерьма, Половникские - спина мыши,

Княжпогост - бычок, Раковинские - пыркыс, Кыркещ - чишук, Шошка - орел,

Отла - бубин,

Онежье - волонтин, Туръя - балкон,

Кони - Весляна, Весляна - речные жители,

Синдор - рукавица, Ижма - кислая похлебка,

Печераын - море, Печора - море,

Море пытшкин сир поз, В море смола (букв. ‘гнез-

до со смолой'a_003.gif,

Сир поз пытшкин ма В смоле мед

поз [15]. (букв.‘гнездо меда'a_003.gif.

Благодаря образно-символическому воплощению темы пути в зачине и завершении песни расширение пространства приобретает эпический размах. Тождественные по своей семантике образы Волги (символическая территория русской культуры) и моря с выступающим на первый план значением запредельности и пространственной протяженности органично вплетены в сюжетный строй песни. По своей обобщенности к ним примыкают и образы контактных зон Ижмы, Печоры и Удоры (с. Глотово - Слобода).

Вымской топографии могут предшествовать нижневычегодские селения (Усть-Вымский р-н) -д. Оквад и с. Усть-Вымь. В некоторых вариантах текста появляются фрагменты, в которых специфичность используемых словоформ определяет возможность двоякого прочтения смыслового содержания зачинных формул:

«...На Волгу пошёл,

Коквидзе пале,

Палевидзе лёжись» - возможно, обыгрывание топонимов Коквицы (Усть-Вымский р-н) и Пале-вицы (Паль, Сыктывдинский р-н)

Или:

«Козел да возел

На лужок пошел,

Кок видзе казел и зелёный» [16] - «видз» в значении ‘луг', «на зеленый лужок»;

«Ты йылын бубин, В конце озера бубин,

Ты дорын чолпан» У озера коврига;

Или:

«Тыйылын - бубин,

Тыдорын - чолпан» - д. Тыйыв (Конец-Озерье) и д.Тыдор Усть-Вымского р-на.

На этом фоне географическая определенность и последовательность основной («вымской») части песни приобретает значимую для повышения этнокультурного статуса содержательно-смысловую рельефность.

Нельзя не отметить, что географические песни находятся в тесной взаимосвязи с другими разновидностями прозвищного фольклора. Если говорить о вымской традиции, то для первых свойственна нейтральность (за редким исключением) се-ленческих характеристик. Уже само по себе перечисление топонимов связано с идей организации, упорядочивания и, в конечном итоге, стабильности существования на своей этнической территории. Собственно прозвищное содержание, в котором реализуется межселенческая оппозиция, представлено в иных фольклорных формах: присловьях, прозвищных преданиях, поговорках и т.д. Наделение положительными и отрицательными оценками жителей соответственно «своей» и соседних деревень - их основное функциональное назначение. Например, в присловье, записанном в д. Кони, представлена оценочная антитеза с д. Онежье:

«Кониса - воиса,

Кузя-дженида.

Ыб улича - калича,

Конские - открытые (избы),

Длинные-короткие (подолы).

Онежская улица - на задвижках,

Быд керкаын ялича. В каждом доме ялича.

У нас пускают в дома, приглашают. В Онежье не пускают. Ыб - это Онежье. «Ялича» - это видимо веревка. «Кузя-дженида» - специально так надевались, чтобы из-под верхней юбки выглядывали кружева» [17].

В Козловке зафиксирована характеристика жителей д. Онежье и с. Турья. Наличие каменных церквей и школ выделяло их среди других поселений, они противопоставлялись по своему жизненному укладу и в оценках соседей наделялись чертами скорее городских, чем деревенских жителей. Их относили к «служащим» и соответственно наделяли чертами бездельников. Ленивость онежских и турьинских нашла отражение в местной поговорке: «Через Онежье рыба прыгает до Козловки, до Ка-тыдпома, а потом через Туръю прыгает рыба до Кони» [18].

В некоторых случаях характеристики населенных пунктов обусловлены процессами семантической верификации. Так, например, при обозначении с. Туръи сюжетообразующим является образ рыбы, который может разворачиваться в разных оценочно-содержательных направлениях: место

без рыбы - потому что ленивые (в приведенной выше поговорке); место с мелкой рыбой - не изобильное место, в сравнении с другими селениями (Туръя - ёс додь ‘Туръя - сани с мелкой рыбой'a_003.gif; рыбное место (Туръяса - чери 'Туръинские - рыба'a_003.gif. В географическом тексте, записанном в верхневычегодской традиции (Усть-Куломской р-н), именно Туръя выступает в качестве центра «запредельного» (для вычегодского куста деревень) пространства Выми, которое, в свою очередь, также обозначено как рыбное место: Туръяса - чери, Рыбинной гульба (Туръинские - рыба, Рыбиннбй гульба) [19]. В формульной теме «Туръя - рыбное место» происходит усиление положительного смысла за счет появления русскоязычного дубля - «чери, рыбин-нбй гульбы». Причем этимология «рыбинной гульбы» оказывается взаимосвязанной с вымским вариантом названия д. Онежье - Ыб. В тексте, записанном в д. Отла (Вымь), присутствует, вероятно, исходный вариант этой формулы: «Туръяса - чери, Да Ыбанбй гульба» [20].

Как видно, варианты поэтических реализаций одного и того же центрального образа могут отражать абсолютно разные оценочные характеристики. И немаловажно, что процесс варьирования во многом определен жанрово-функциональной спецификой текстов: ярко выраженная прозвищная семантика в присловье и поговорке и гибкая система топографических характеристик в географических песнях.

Еще один способ трансформаций, характерный для географических песен, связан с возникаю-

щими вокруг основного образа звукосмысловыми ассоциациями. Например, еще одним мотивом, определяющим Туръю, является братчина (Туръя -братчин) [21]. Центральным местом этого обрядового комплекса, занимающего устойчивое место в вымском традиционном календаре, является угощение пивом: девушки в сопровождении специальных песен подносят его своим парням. В этом контексте логичен переход к образу бражки (Туръя -бражка) [22], и не только как следствие вторичного осмысления ритуального напитка, но и в результате возможных звукосмысловых ассоциаций (братшина -бращ - бражка). Следующий этап возможных интерпретаций связан уже собственно с фонетическими искажениями - появляется вариант «пряш-ки» (Туръя - пряшка) [23].

Таким образом, сохранившиеся в архивных записях образцы географических песен позволяют говорить о том, что еще в недавнем прошлом они занимали свое устойчивое место в песенной культуре Выми. Каждое произведение не только насыщено географической или этнографической конкретикой, но и автобиографично по своей сути, поскольку исполнитель вкладывает в них свое представление и свои знания о пространстве и времени. В результате тексты географических песен сохраняют главный принцип сюжетообразования, в основе которого лежит последовательное перечисление географических объектов, и при этом наблюдается содержательная вариативность, проявляющаяся главным образом в их характеристиках.

Литература и источники

1. Карташова И.Ю., Кругляшова В.П. Из истории русского фольклора (песни о прозвищах) // Фольклор Урала: Фольклор и историческая действительность. Вып.5. Свердловск, 1980. С.105-112; Иванова А.А. «Географические песни» в фольклорном репертуаре Пинеж-ского р-на// Славянская традиционная культура и современный мир: Материалы науч.-практ. конф. Вып. 3. М., 1999. С.192-202; Дранникова Н.В. Локально-групповые прозвища в традиционной культуре Русского Севера: функциональность, жанровая система, этнопоэтика. Архангельск, 2004. 430 с. и др.

2. Калуцков В.Н., Иванова АА. Географические песни в традиционном культурном ландшафте России. М., 2006. С.5, 15-16.

3. Коми народные песни: Вымь и Удора / Сост. А.К. Микушев, П.И. Чисталев, Ю.Г. Рочев. Т. 3. Изд. 2. Сыктывкар, 1995. С.15.

4. Фольклорный фонд Института языка, литературы и истории Коми НЦ УрО РАН (далее -ФФ ИЯЛИ). А0627-3. Соб. А.К. Микушев, Ю.Г. Рочев, 1964.

5. Вниз по Емве-реке. Записки краеведа-лю-бителя Ивана Степановича Лебедева. Емва, 1995. С.29,37.

6. ФФ ИЯЛИ. В0606-28. Весляна, А.К. Габова, 1940 г.р. Соб. Г.С. Савельева, Е.Ю. Жилина, 2006.

7. Образцы коми зырянской речи / Сост. Т.И. Жилина, В.А. Сорвачева. Сыктывкар, 1971. С.197-199.

8. ФФ ИЯЛИ. А0627-4. Соб. А.К. Микушев, Ю.Г.Рочев, 1964.

9. ФФ ИЯЛИ. А0627-2. Соб. А.К. Микушев, Ю.Г.Рочев, 1964.

10. Жеребцов И.Л. Где ты живешь: Населенные пункты Республики Коми / Историко-демографический справочник. Сыктывкар, 1994. С.203.

11. ФФ ИЯЛИ. А0643-11, А0646-2. д. Онежье. Соб. А.К. Микушев, Ю.Г. Рочев, 1964.

12. Полевой дневник Ю.Г. Рочева. Вымская фольклорная экспедиция,1964. Л.91.

13. Ильина И.В., Уляшев О.И., А.-Л. Сиикала. Общедеревенские прозвища населения верхней Вычегды // Сельская Россия: прошлое и настоящее (Исторические судьбы северной деревни). Материалы Всероссийской научнопрактической конференции (Республика Коми, с. Усть-Цильма, 10-13 июля 2006 г.). Москва - Сыктывкар, 2006. С.290.

14. ФФ ИЯЛИ. В0606-37. с. Турья. Соб. А.В.Па-нюков, Г.С. Савельева, 2000.

15. ФФ ИЯЛИ. В0605-24. Соб. Г.С. Савельева, Е.Ю. Жилина, 2006.

16. ФФ ИЯЛИ. А0654-13. Соб. А.К. Микушев, Ю.Г. Рочев, 1964.

17. ФФ ИЯЛИ. А0639-2. с. Турья. А.Ф. Некрасова, 1926 г.р.; А0643-11. д. Онежье. Соб. А.К. Микушев, Ю.Г. Рочев, 1964.

18. ФФ ИЯЛИ. В0605-17. С.С. Вязова, 1933 г.р., С.Д. Куштысева, 1936 г.р., А.Ф. Сокерин, 1929 г.р. Соб. Г.С. Савельева, Е.Ю. Жилина, 2006.

19. ФФ ИЯЛИ. В0608-14. З.С. Спичак, 1929 г.р. Соб. Г.С. Савельева, Е.Ю. Жилина, 2006.

20. Научный архив Коми НЦ УрО РАН. Ф.27. Оп.1. Д.71. №57. Усть-Куломский р-н. Н.М. Лютоева, 1886 г.р. Соб. А.К. Микушев, 1956.

21. ФФ ИЯЛИ. В0648-9. д. Отла. Соб. А.К. Микушев, Ю.Г. Рочев, 1964.

22. ФФ ИЯЛИ. А0639-2. с. Турья, А.Ф. Некрасова, 1926 г.р. Соб. А.К. Микушев, Ю.Г. Рочев, 1964.

23. ФФ ИЯЛИ. А0643-11, А0646-2. д. Онежье. Соб. А.К. Микушев, Ю.Г. Рочев, 1964.

24. ФФ ИЯЛИ. В0699-11. Соб. А.К. Микушев, Ю.Г. Рочев, 1964.

Статья поступила в редакцию 01.12.2011.

Гобан

Гобан

Россия, Республика Коми, г. Сыктывкар
Сообщений: 1912
На сайте с 2010 г.
Рейтинг: 3285
Донской приход
Вологодская губерния - Усть-Сысольский уезд
Современное местоположение: Усть-Куломский р., Республика Коми

История прихода

Церковь была перестроена из часовни и освящена 28 июня 1867 г. Деревянная, с колокольней в одной связи. Престол: во имя Вознесения Господня. Первоначально церковь была приписана к Усть-Куломской приходской церкви, находившейся в 13 верстах от деревни.
В д. Жежимская имелась часовня во имя сщмч. Власия, епископа Севастийского. В той же деревне строилась церковь во имя того же святого.
Библиография


НА РК, ф. 230, оп. 1, д. 335, л.л. 560-562.
Принятые сокращения
Обратная связь
http://isles.ru/depository/parish/parish_history.php?id=78
Гобан

Гобан

Россия, Республика Коми, г. Сыктывкар
Сообщений: 1912
На сайте с 2010 г.
Рейтинг: 3285
http://isles.ru/depository/parish/parish_history.php?id=8

Ибский приход
Вологодская губерния - Усть-Сысольский уезд
Современное местоположение: Сыктывдинский р., Республика Коми

История прихода

В Сотной с писцовых книг 1586 г. И.Г.Огарева и подъячего Ф.Юрьева на Сысольскую волость упоминаются две церкви: во имя свт. Никола Чудотворца и во имя Пророка Илии.
В 1789 г. построена Ильинская церковь, освящена 5 июля 1789 г. Церковь теплая, деревянная, одноэтажная. В 1760 г. построена Николаевская церковь, освящена 7 мая 1761 г., холодная, деревянная, одноэтажная. В 1770 г. в одной версте от приходской церкви построили церковь во имя вмц. Параскевы, которая была освящена в 1771 г., холодная, деревянная, одноэтажная.
В 1825 г. началось строительство Вознесенской каменной церкви, с каменной же колокольней. Престол освятили в честь Вознесения Господня. Церковь холодная, с двумя теплыми приделами: по правую сторону - во имя св. Пророка Илии, а по левую - во имя Святителя и Чудотворца Николая. Холодная церковь была освящена 4 июня 1838 (1835?) г. В теплой церкви по случаю перемены полов и иконостасов приделы освящены: в правом - 5 сентября 1850 г., в левом - 7 июля (июня?) 1851 г.
Была еще кладбищенская церковь во имя св. вмц. Параскевы, нареченной Пятницы. Каменная, теплая, с колокольней в одной связи, отстоящая от приходской церкви в 1 версте. Эта церковь была построена усердием прихожан и освящена 5 июня 1846 г. В 1897 г. отремонтирована, алтарь перестроен и освящен 6 ноября 1898 г. Здесь хранилась чтимая икона вмц. Параскевы. Возможно, она была привезена новгородцами Муравьевыми, создателями ранее существовавших на этом месте храмов. Существовало также предание о том, что икона явилась на "дереве ель" одному крестьянину, на месте явления была построена часовня. Икона была написана в рост великомученицы, сверху, снизу и с боков помещены жития и страдания. Высота иконы составляла 6 четвертей и ширина - 5 четвертей. Риза на ней была серебряная, 84 пробы, весом 8 фунтов. Крестный ход совершался ежегодно с 29 июня по 10 июля вокруг всего селения с местными иконами.
По обычаю, в приход для поклонения приносили икону свт. Стефана Пермского из Вотчинской Богородской церкви. (В клировой ведомости за 1900 г. написано: "в нынешний 1900 год принесена не была по упорству причта дать ее сюда для молитвословий".)
Приписная церковь: во имя вмц. Параскевы Пятницы в Чулибе, построена в 1846 г.
Деревянные часовни: 1) в д. Березнике, во имя свт. Николая Чудотворца, построена на основании указа Велико-Устюжского духовного правления от 15 мая 1732 г. за №61; 2) в д. Ем, во имя Александра Невского в память коронования Императора Александра 3-го и супруги Его Марии Феодоровны; 3) в д. Подгорье, во имя св. равноапостольной Марии Магдалины, в память восшествия на престол императора Александра 3-го и супруги его Марии Феодоровны, построена на основании указа Велико-Устюжского духовного правления от 12 июня 1889 года за №1137; 4) в Мыргаибе, во имя Благовещения Пресвятой Богородицы; 5) на горе Кубримыльк, построенная в память 500-летия со дня блаженной кончины свт. Стефана, просветителя зырян. По преданию, свт. Стефан Пермский с этой горы начал свою проповедь зырянам. Часовня строилась по указу Велико-Устюжского духовного правления от 4 апреля 1896 года за №628.
Молитвенные дома в деревнях: в Каргорте, сначала во имя Покрова Пресвятой Богородицы, затем во имя Крестителя Господня Иоанна Предтечи; в Жидаче, во имя Преображения Господня; в Вад-Керосе, во имя Воскресения Христова.
15 сентября 1928 г. обновленческим архиепископом Усть-Сысольским и Усть-Вымским Александром был освящён деревянный храм в честь свт. Стефана Пермского, перестроенный из часовни. Иконостас для этой церкви был получен из закрытой Усть-Сысольской тюремной церкви.
Библиография

НА РК, ф. 230, оп. 1, д. 284, л.л. 30-32.
НА РК, ф. 230, оп. 1, д. 335, л.л. 120-122.
НА РК, ф. 234, оп. 1, ед.хр. 10, л. 72.
Принятые сокращения
Обратная связь
Гобан

Гобан

Россия, Республика Коми, г. Сыктывкар
Сообщений: 1912
На сайте с 2010 г.
Рейтинг: 3285
http://isles.ru/depository/parish/parish_history.php?id=11

Керчемский приход
Вологодская губерния - Усть-Сысольский уезд
Современное местоположение: Усть-Куломский р., Республика Коми

История прихода

Деревянная церковь во имя Иоанна Предтечи была построена в 1755-1756 годах тщанием прихожан. Колокольня стояла отдельно. В 1846 г. вместо обветшавшей деревянной была построена каменная церковь в одной связи с колокольней. Престолы: во имя св. Пророка и Предтечи Иоанна, освящён 8 декабря 1847 г.; в приделе - во имя свт. Николая Мирликийского, освящён 12 февраля 1870 г. В 1890 году второй клир был переведён к Вочевской церкви.
Приходское попечительство было открыто в 1873(?) г., председателем избран старший священник Евгений Богданов.
Библиография

НА РК, ф. 230, оп. 1, д. 335, л.л. 617-618.
ВЕВ. - 1873. - №5. - С. 57.
Принятые сокращения
Обратная связь
Гобан

Гобан

Россия, Республика Коми, г. Сыктывкар
Сообщений: 1912
На сайте с 2010 г.
Рейтинг: 3285
http://isles.ru/depository/parish/parish_history.php?id=12

Киберский приход
Вологодская губерния - Усть-Сысольский уезд
Современное местоположение: с. Куратово, Сысольский р., Республика Коми

История прихода

В Сотной с писцовых книг 1586 г. И.Г.Огарева и подъячего Ф.Юрьева на Сысольскую волость упоминается церковь во имя Преображения Господня, теплая.
В 1660 г. построена деревянная, одноэтажная, холодная церковь. Освящена в 1663 г. во имя Спаса Нерукотворного Образа. Другая церковь, во имя Преображения Господня, построена в 1684 г., освящена в 1685 г.; деревянная, одноэтажная, теплая.
Еще одна церковь существовала в первой половине 19-го века, неизвестно, когда построенная. Деревянная, одноэтажная, холодная, c деревянной отдельной колокольней. Престол во имя св. Пророка и Крестителя Господня Иоанна Предтечи.
В 1840 г. построена каменная двухэтажная церковь, в одной связи с колокольней. В 1871 г. было пристроено каменное крыльцо с тремя помещениями, одно было приспособлено для постановления усопших, другое - для склада предметов, жертвуемых в пользу церкви, в третьем находились принадлежности церковных сторожей. Престолы: в верхней церкви - во имя Нерукотворного Образа Христа Спасителя, а в нижней - во имя Пророка Предтечи и Крестителя Иоанна. Нижний храм был теплый, освящен в 1841 году, а холодный верхний - в 1850 году.
Во владении церкви была водяная мукомольная мельница, находившаяся на крестьянской земле.
Деревянные часовни: во имя Собора Пресвятой Богородицы в Ягибе; во имя Святого Великомученика Георгия в Ждановцах; во имя св. Николая Чудотворца в Расске; во имя Христа Спасителя в Шор-Иле; во имя св. Модеста Патриарха Иерусалимского в Ибпоне; во имя Пророка Божия Илии в Энтыльской; во имя св. Николая Великорецкого в Митигасьевской; во имя Рождества Пресвятой Богородицы в Моме; во имя св. Великомученицы Параскевы в Шерпоне.
В клировой ведомости за 1871 год указаны часовни: во имя Рождества Пресвятой Богородицы в д. Митигасьевской; во имя св. Николая Чудотворца (Великорецкого) в д. Улич-поне. В 1914 г. - еще и часовня в д. Раевсиктская.
Библиография

НА РК, ф. 230, оп. 1, д. 284, л.л. 143-145.
НА РК, ф. 230, оп. 1, д. 335, л.л. 193-195.
Принятые сокращения
Обратная связь
Гобан

Гобан

Россия, Республика Коми, г. Сыктывкар
Сообщений: 1912
На сайте с 2010 г.
Рейтинг: 3285
http://isles.ru/depository/parish/parish_history.php?id=18

Межадорский приход
Вологодская губерния - Усть-Сысольский уезд
Современное местоположение: Сысольский р., Республика Коми

История прихода

В церковном архиве хранились документы, на основании которых утверждалось, что первая церковь в приходе появилась около 1680 года.
В 1792 г. построена церковь Преображения Господня, освящена 12 октября 1794 г. Холодная, деревянная, одноэтажная, с особой колокольней. Престолы: во имя Преображения Господня; в теплом приделе - во имя Введения Пресвятой Богородицы.
В 1843 г. началось строительство каменной двухэтажной церкви, в одной связи с колокольней. Верхняя церковь - холодная, во имя Преображения Господня, освящена в сентябре 1858 года, нижняя, теплая, - во имя Введения во храм Пресвятой Богородицы, освящена в сентябре 1850 г.
Ежегодно в первое воскресенье после Петрова дня совершался крестный ход с иконой Введения Пресвятой Богородицы до Вотчинской Богородской церкви. Как говорили старожилы, икона Введения Пресвятой Богородицы принадлежала Вотчинской Богородской церкви, откуда была перенесена в Межадорскую Введенскую церковь. Икона была украшена серебряной позолоченной ризой, весом 14 фунтов 60 золотников 84-й пробы, ценой в 730 рублей.
Молитвенные дома в деревнях: Грездской, Ягдорской и Ыджыд-Шорской. В 1900 г. было 4 молитвенных дома.
В клировой ведомости за 1914 г. упоминаются 6 часовен.
Библиография

НА РК, ф. 230, оп. 1, д. 284, л.л. 75-77.
НА РК, ф. 230, оп. 1, д. 335, л.л. 136-138.
Принятые сокращения
Обратная связь
Гобан

Гобан

Россия, Республика Коми, г. Сыктывкар
Сообщений: 1912
На сайте с 2010 г.
Рейтинг: 3285
Волости Усть-Сысольского уезда Вологодской губернии
http://zemstvo.com/volosti-ust-sysolskogo-uezda
В 1885 г. Усть-Сысольский уезд включал в себя 26 волостей:
Благовещенская,
Богородская,
Богоявленская,
Борисовская,
Визингская,
Выльгортская,
Воронцовская,
Вотчинская,
Керчемская,
Киберско-Спасская,
Койгородская,
Корткеросская,
Кочергинская,
Межадорская,
Мординская,
Небдинская,
Ношульская,
Печорская,
Подъельская,
Помоздинская,
Савиноборская,
Уркинская,
Усть-Куломская,
Усть-Немская,
Шиловская,
Щугорская.
В 1890 г. добавились Деревянская и Ибская, в 1912 – 1917 гг. добавились Пезмогская и Пожегодская волости.
Гобан

Гобан

Россия, Республика Коми, г. Сыктывкар
Сообщений: 1912
На сайте с 2010 г.
Рейтинг: 3285
Ф-6 (Полицейское управление Усть-Сысольского уезда Волоодской губернии. 1862-1917 гг. )

Перечень списков
http://na.rkomi.ru/sprav/spf6spiski.html
← Назад    Вперед →Страницы: 1 * 2 3 4 5 ... ... 41 42 43 44 45 46 Вперед →
Модераторы: Lesla, ЯТБ, dimarex, эльмира катромская
Вверх ⇈