Усть-Сысольский уезд
Усть-Сысольский уезд Вологодской губернии - история, демография, поиск и обмен информацией.
Гобан Россия, Республика Коми, г. Сыктывкар Сообщений: 1912 На сайте с 2010 г. Рейтинг: 3273 | Наверх ##
28 марта 2013 20:00 4 августа 2015 16:37 Мария ЕЛЬСОВА, краевед. https://forum.vgd.ru/12/48068/?a=edit&p=1400827Список основных фамилий г.Усть-Сысольск за XVI-XIX века Багин, Базов, Бачин, Безсонов, Бобин, Вагин, Вежов, Габов, Демин, Елфимов, Елькин, Есев, Жданов, Ждануков, Жеребцов, Жижев, Забоев, Заболоцкий, Зарубин, Кайдалов, Капин, Клыков, Клячин, Коданев, Козлов, Колегов, Комлин, Котюнев, Кочев, Кудинов, Кузнецов, Кузькоков, Кулаков, Куратов, Куштанов, Латкин, Лаушев, Лыткин, Малыгин, Мальцев, Михайлов, Молодцов, Надеев, Омелин, Осипов, Попов, Постников, Родев, Савин, Сивков, Сидоров, Сорвачев, Старцев, Суханов, Сюрвасев, Темноев, Тентюков, Титов, Улитин, Урсюзев, Фролов, Холопов, Цивилев, Чуистов, Шалев, Шешуков, Шляпников, Юркин, Юрьев. | | |
Максим 45 Курган Сообщений: 393 На сайте с 2011 г. Рейтинг: 180 | Наверх ##
28 марта 2013 20:59 привет соседям! мои предки Мажовы из Чердыни (17 в.) --- 1. АНФЕРОВЫ ЕЛЬШИНЫ МАЖОВЫ ПИЧКАЛЕВЫ ЗАМАХАЕВЫ ПУХАРЕВЫ
2. ВАСИЛЬЕВЫ ВОРОБЬЕВЫ ДРЮПИНЫ ЕМЕЛЬЯНОВЫ ЕФИМОВЫ КОНОВАЛОВЫ ЛИТВИНОВЫ МАКАРОВЫ МАРКОВЫ НАЗАРОВЫ НЕСТЕРОВЫ ПЕТРОВЫ ПОПОВЫ РОГАЧЕВЫ РЫЖИХ СОФРОНОВЫ ТРЕТЬЯКОВЫ ФЕДОРОВЫ ЦАПЛИНЫ
3. БАЙДАКОВЫ ДОЛГИХ ПЕЛЕВИНЫ САПОЖНИКОВЫ | | |
Гобан Россия, Республика Коми, г. Сыктывкар Сообщений: 1912 На сайте с 2010 г. Рейтинг: 3273 | Наверх ##
28 марта 2013 22:41 Максим 45 написал: [q] привет соседям! мои предки Мажовы из Чердыни (17 в.)[/q] Максим 45И Вам привет от зырян! Составители: В.Могильников, Д.Панов Перепись 1710 года: Сибирская губерния: Яренский уезд: Переписная книга города Яренска с уездом переписи стольника и воеводы Ивана Ивановича Немтинова (РГАДА. Ф. 350. Оп. 1. Д. 478. Л. 5-291) (л.26) Деревня Базлук Во дворе вдова Ксения Матвиева дочь а Георгиевская жена Тентюкова 64 лет у нее дворовые люди иноземской породы Василей 12 лет Андрей 8 лет Маремьяна 10 лет у нееж половник Филип Андреев сын Межев 53 лет жена ево Овдотья 50 лет дети ево Гаврило 23 лет Иван 15 лет Максим 13 лет Василей 5 лет Варвара 17 лет Фекла 8 лет у Гаврила жена Марина 20 лет сын ево Осип полугода | | |
Гобан Россия, Республика Коми, г. Сыктывкар Сообщений: 1912 На сайте с 2010 г. Рейтинг: 3273 | Наверх ##
28 марта 2013 23:04 Коми http://forum-eurasica.ru/index...%BC%D0%B8/Коми (в соответствии с их самоназванием, прежнее их название - зыряне) проживают на северо-восточных рубежах Европейской части России, главным образом в Республике Коми, а их южная группа, коми-пермяки, живут в Коми-Пермяцком автономном округе. Ещё одна группа коми живёт по притокам реки Язьвы, берущей начало в горах Урала, это так называемые коми-язьвинцы. Небольшими группами коми проживают также и в других регионах Российской Федерации, например, в Западной Сибири и на Кольском полуострове. Коми примерно полмиллиона, более 80 процентов из них хранят верность родному языку. Почти четверть населения Республики Коми составляют коми. Среди восточных финно-угорских народов история коми, вероятно, является наиболее своеобразной. Их часто упоминают как "самый европейский" из восточных финно-угорских народов. В истории коми, в их общественном развитии интересно то, что, с одной стороны, они в наибольшей степени усвоили "европейскую" (русскую) культуру, что произошло уже достаточно рано, а с другой стороны, им удалось сберечь древние традиции, имеющие финно-угорские корни, и сохранить свой язык. В последнее время народ коми продемонстрировал, что способен воспользоваться новыми возможностями. Таким образом, вовсе не случайно, что очередной Международный конгресс финно-угроведов, прошёл в Сыктывкаре, столице Республики Коми, ещё в 1985 году, при "старой системе". Это был первый случай, когда у целой большой международной группы появилась возможность изучить поближе мир восточных финно-угров - пусть даже поверхностно. Подобным же образом первый Всемирный конгресс финно-угорских народов в 1992 году тоже был организован в Сыктывкаре, уже после распада Советского Союза. Благодаря наступлению новых времён стало возможным в открытую говорить с точки зрения финно-угров о межнациональных конфликтах внутри Российской Федерации. | | |
Гобан Россия, Республика Коми, г. Сыктывкар Сообщений: 1912 На сайте с 2010 г. Рейтинг: 3273 | Наверх ##
29 марта 2013 0:17 Коми фамилии http://komikyv.ru/blog/489.htmlБлог им. komi_mort Агафонов Агиев Адамов Айбабин Амосов Андреев Антоновский Ануфриев Арихин Артеев Артемьев Афанасьев Бабиков Бабин Бабинов Багаев Багин Баженов Бажуков Базаров Базов Балин Бараксанов Баранов Батманов Башлыков Безменов Безносиков Безносов Безсонов Белоголов Беляев Бессонов Бобров Богачёв Богданов Богомолов Бозов Болотов Борисов Бородкин Брагин Братенков Бугаев Бугуев Будрин Буланов Булышев Бурмантов Бурнашев Буров Бусов Бутаков Бутарин Бутиев Бутиков Буткин Буторин Бутырев Бушенёв Бушуев Бызов Быков Вавилин Вавилов Ваддоров Вадоров Важенин Валейский Ванюта Васев Васькин Васютов Ватманов Вахнин Вежев Вежов Ветошев Ветошкин Витязев Вишератин Вишерский Власов Вокуев Волков Вольгин Воробьёв Ворсин Вурдов Вурдысев Выборов Высоких Выучейский Вязов Габов Габушев Галев Гамитин Ганов Гилёв Гирушев Гитев Гичев Гобанов Головин Горбунов Горинов Горчаков Грязных Гудырев Гужев Гуляев Давыдов Данилов Даньщиков Девков Дёмин Дикоев Димов Домашкин Донцов Доронин Другов Дуркин Дышев Дьяконов Евсюгин Екишев Елин Елизаров Елисеев Елохин Елькин Ермаков Ермолин Ерогодская Ершев Ершов Есев Есин Ефремов Жаков Жданов Жебов Желев Женидкоков Жеребцов Жиганов Жижев Жикин Жилина Забоев Завьялов Зайков Занин Зарубин Захаров Зебарев Зезегов Зеленин Зизганов Зиновьев Злобин Зобнин Золотарёв Зорин Зырянов Зюзев Иванов Ивашев Ивкин Игошин Игутов Игушев Изнобов Изъюров Ильчуков Исаков Истомин Итин Ичеткин Казаков Казаринов Кайдалов Каликов Калимов Калинин Калистратов Калов Камбалов Канев Канов Каракчиев Карманов Карпов Касев Катаев Качин Кетов Килюшев Кинев Киросов Кирушев Киселёв Кичигин Климов Климушев Климцов Клинцов Клочков Клыков Клюев Князев Коданёв Кожевин Козлов Кознин Коинов Коканин Коковкин Кокорин Кокшаров Колегов Колипов Колмаков Комлин Конаков Кондратьев Кондырев Конев Коннин Коновалов Кононов Конюхов Коняев Коровин Королёв Корычев Космортов Коснырев Косолапов Костарев Костин Костромин Костылев Косюков Котков Котов Кочанов Кочев Коюшев Красильников Кривошеин Кропанёв Крюков Кувардин Кудинов Кузиванов Кузнецов Кузьбожев Кузьвасев Кузькоков Кузьпелев Кузьчуктомов Куимов Куклин Кукольщиков Кулаков Куланов Куликов Кунгуров Куратов Курманов Курочкин Курыдкашин Кутьин Кутькин Кучаев Кучев Кучин Кучменев Кушманов Куштанов Куштысев Кызродев Кызъюров Кынев Кырнышев Кыштымов Ладанов Лажанев Лазарев Лапин Лапшин Ларев Ларуков Латкин Латышев Лебедев Леканов Лемесев Лемосов Летов Лимеров Липин Лихачёв Лобанов Лодыгин Ложкин Ложков Лопырев Лосев Лоскутов Луашев Лудыков Лукин Лучкин Лушков Лызлов Лыткин Лыюров Люосев Лютоев Лятиев Ляшев Маегов Майбуров Макаров Максимов Малафеев Малахов Малев Малыгин Мальцев Мамонтов Манов Марков Мартынов Мартюшев Маскаров Матвеев Матев Матюшев Машкалёв Машуков Межогских Мезенцев Мелехин Меников Меньшиков Меньшуткин Мизев Миков Минин Мингалёв Митин Митюнин Митюшёв Михайлов Михеев Мишарин Модысев Модянов Можегов Мозымов Молодцов Молчанов Момотов Морозов Мороков Морохин Москотельников Моторин Муравьёв Мусанов Надеев Надуткин Налимов Напалков Нахлупин Некрасов Немчинов Ненев Ненин Нестеров Нехорошев Нечаев Никифоров Никулин Новосёлов Носков Нючев Оботуров Обрезков Оверин Овчинников Огибин Огнёв Одинцов Ожегов Ольшанов Омелин Омринов Оньков Опарин Оплеснин Ортяков Осипов Остапов Остяков Отев Павлеков Павлов Падерин Пакшин Палев Палкин Пальшин Панев Панов Пантелеев Панюков Парначёв Парнев Пархачёв Паршин Паршуков Пасынков Патов Патраков Пашнин Паюсов Пельмегов Перминов Першин Петиев Петров Петрунёв Петухов Пешкин Пигулин Пипуныров Плаксин Плехов Плешев Плосков Подласов Подоров Подюков Поздеев Покровский Полев Полещиков Полин Политов Полугрудов Полумосквин Поляков Пономарёв Попвасев Попов Поповцев Порошкин Порсьюров Постников Поташов Потолицын Приезжев Прокопьев Прокушев Просужих Прошев Пувкоев Пудков Пудов Пунегов Путинцев Пылаев Пыстин Пятков Раевский Разманов Размыслов Ракин Раков Расов Распопов Распутин Рассыхаев Растворов Растегаев Римских Рогов Родев Роноев Рочев Рубцов Рудаков Русанов Русинов Рычков Савельев Сажин Самарин Седрисев Седрочев Седъюров Селиванов Сельков Селюков Семенчин Семуков Семяшкин Сенькин Сенюков Сергиевский Сердитов Сивергин Сивков Сидоров Сизев Симаков Симпелев Сингалев Ситкарев Скрипов Сладкоштиев Сметанин Смолев Собянин Сокерин Сорвачёв Соров Старцев Степанов Стрекалов Суворов Супрядкин Сурин Сурнин Суровцев Суханов Сухарев Сухогузов Сылашыдов Сыскин Сычёв Сюзев Сюрвасев Сюткин Сямтомов Тарабукин Тарасов Тарханов Таскаев Тебеньков Тентюков Терюков Тимин Тимонин Тимушев Тоинов Томов Тонких Торачев Торлопов Торопов Трапезников Тренев Тренькин Третьяков Трофимов Трошев Туголуков Туев Туисов Турбылев Туркин Турков Туробов Туров Турубанов Турышев Турьев Тутринов Тыдорский Тырбылев Тырин Тырышкин Тюкавин Тюрнин Тюфяков Тягинов Удоратин Ульныров Ульянов Уляшев Урнышев Уродов Урсюзев Устинов Ушаков Фёдоров Федюнёв Феофилов Филиппов Фирсов Фотиев Фролов Хабаров Харапов Хатанзейский Хозяинов Холопов Хотемов Худоев Худяев Худяков Цывилёв Цывунин Цыпанов Чабанов Чакилев Чаков Чаланов Чапин Чапышев Чарин Чарков Чевский Чегесов Чекренёв Чекуев Челпанов Чередов Черепанов Черных Чесноков Чеусов Чипсанов Чисталёв Чувьюров Чугаев Чудов Чужмаров Чукилев Чукчиев Чуманов Чупров Шабуров Шаглеев Шадрин Шаманов Шаньгин Шапин Шарапов Шарыгин Шахов Шахтаров Шашев Шеболкин Шебырев Шевелёв Шелепанов Шергин Шестаков Шехонин Шешуков Шибанов Ширяев Шиханов Шишкин Шлопов Шолопов Шомысов Шудов Шуйский Шуктомов Шулепов Шумилов Шурганов Шустиков Шучалин Шышев Щанов Щебенев Щербаков Югдысинов Югов Юдин Юранёв Юркин Юрков Юхнин Юшков Яборов Яйцев Яранов Ярапов Ярков Ячменёв komikyv.com коми | | |
Максим 45 Курган Сообщений: 393 На сайте с 2011 г. Рейтинг: 180 | Наверх ##
29 марта 2013 10:01 Гобан написал: [q] Перепись 1710 года: Сибирская губерния: Яренский уезд: Переписная книга города Яренска с уездом переписи стольника и воеводы Ивана Ивановича Немтинова (РГАДА. Ф. 350. Оп. 1. Д. 478. Л. 5-291)(л.26) Деревня Базлук Во дворе вдова Ксения Матвиева дочь а Георгиевская жена Тентюкова 64 лет у нее дворовые люди иноземской породы Василей 12 лет Андрей 8 лет Маремьяна 10 лет у нееж половник Филип Андреев сын Межев 53 лет жена ево Овдотья 50 лет дети ево Гаврило 23 лет Иван 15 лет Максим 13 лет Василей 5 лет Варвара 17 лет Фекла 8 лет у Гаврила жена Марина 20 лет сын ево Осип полугода[/q]
интересная инфа, к тому же Чердынь в свое время заселялась жителями Поморья, к которому если не ошибаюсь так же относилась и Вологодская губ., но мои к 1710 г. ушли и из Чердыни и жили ещё южнее на 200 км. Может у вас есть предположения что с языка Коми может означать фамилия Мажов - Межев или схожие фамилии? --- 1. АНФЕРОВЫ ЕЛЬШИНЫ МАЖОВЫ ПИЧКАЛЕВЫ ЗАМАХАЕВЫ ПУХАРЕВЫ
2. ВАСИЛЬЕВЫ ВОРОБЬЕВЫ ДРЮПИНЫ ЕМЕЛЬЯНОВЫ ЕФИМОВЫ КОНОВАЛОВЫ ЛИТВИНОВЫ МАКАРОВЫ МАРКОВЫ НАЗАРОВЫ НЕСТЕРОВЫ ПЕТРОВЫ ПОПОВЫ РОГАЧЕВЫ РЫЖИХ СОФРОНОВЫ ТРЕТЬЯКОВЫ ФЕДОРОВЫ ЦАПЛИНЫ
3. БАЙДАКОВЫ ДОЛГИХ ПЕЛЕВИНЫ САПОЖНИКОВЫ | | |
Гобан Россия, Республика Коми, г. Сыктывкар Сообщений: 1912 На сайте с 2010 г. Рейтинг: 3273 | Наверх ##
29 марта 2013 19:42 Максим 45 написал: [q] Может у вас есть предположения что с языка Коми может означать фамилия Мажов - Межев или схожие фамилии?[/q] Максим 45В коми-русском словаре под редакцией проф. В. И. Лыткина (где около 25000 слов) нет слова с основой на "маж". Есть слово "меж", в переводе на русский - баран. Межев - Баранов по правилам образования коми фамилии. Конечно фамилии менялись, в связи с переселением. Одна из моих фамилий Лютоев из Яренского уезда, изменилась на Алтае и стала писаться - Лютаев. | | |
Гобан Россия, Республика Коми, г. Сыктывкар Сообщений: 1912 На сайте с 2010 г. Рейтинг: 3273 | Наверх ##
29 марта 2013 22:05 И. Л. Жеребцов, И. И. Лейман (Сыктывкар) ПРОИСХОЖДЕНИЕ СЫКТЫВКАРСКОГО РОДА ЖЕРЕБЦОВЫХ http://museum-murom.ru/page.html?pid=251Жеребцовы живут в Сыктывкаре издавна. Основатели этого рода обитали в селениях, располагавшихся на территории нынешнего города еще тогда, когда самой фамилии не было. В Коми крае фамилии начали формироваться в XVI в., но и в течение XVIII в. ими обзавелись далеко не все жители. К тому же нередко фамилии менялись – вместо той, что сложилась на основе прозвища, следующее поколение брало новую – например, от «дедичества» (дедовского имени). А следующее поколение, случалось, опять возвращалось к прежней фамилии. Происходило это и в XVII, и даже в XVII вв. Именно так случилось, в частности, и с Жеребцовыми. Впервые эта фамилия упоминается в переписной книге 1707 г. в деревне Емовской – одной из составных частей погоста Усть-Сысолы. Поначалу ее стали носить обитатели двух соседних дворов, давние жители Емовской: как сказано в документе, они были «родом той деревни». Хозяина одного двора звали Игнатий (Игнат) Фомин Жеребцов. Было ему 40 лет, а старшему сыну его Марку – 15. В переписи не отмечен второй сын Игната, Исак, семью годами младше Марка. Более того, не записан в переписной книге и брат Игната Гаврила (он был лет на 20 старше). Причина этого заключается, видимо, либо в том, что население старалось укрыть от переписчиков часть обитателей, дабы платить поменьше налогов, либо в том, что Гаврила в это время находился в отлучке, жил где-нибудь в Сибири (куда уходили – надолго, а то и навсегда – многие жители Коми края) и появился на родине лишь перед следующей переписью 1720 г., когда его и зафиксировали переписчики. В другом дворе жил Кондратий (Кондрат) Андреев Жеребцов 30-ти лет и его сын Стефан, ровесник Марка. Кем они приходились друг другу, в переписной книге 1707 г. не сказано, но, заглянув в материалы предыдущей переписной книги 1678 г., можно выяснить, что Кондрат – племянник Игнатия, сын его старшего брата Андрея. В 1678 г. Андрей Фомин (т. е. сын Фомы, Фомич) жил вместе с братом Игнатом в той же деревне Емовской. Игнату (Ганьке, как записано в переписной книге) было тогда 10 лет. Андрей был, по крайней мере, на шесть лет старше, поскольку в переписной книге его возраст не указан – следовательно, по тогдашним правилам, он являлся уже взрослым, не моложе 16 лет (у всех, кто еще не достиг этого рубежа, возраст указывали обязательно). Андрей и Игнат записаны в переписной книге не как Жеребцовы, а как Дулины. В более ранней переписной книге 1646 г. не упомянуты ни Жеребцовы, ни Дулины. Отец Андрея и Игната Фоминых – Фома Поликарпов (т. е. Поликарпович) жил тогда в деревне Артемовской (по соседству с Емовской). Эта деревня была вначале частью Емовской и лишь к 1646 г. стала считаться отдельным селением. «Независимость» от Емовской провозгласил, вероятно, крестьянин Артем Данилов, живший на этом месте еще в 1586 г. (по его имени и названа деревня). Но к 1678 г. деревня Артемовская запустела – большинство ее обитателей, включая и Никиту Артемова (сына «основателя»), разбрелись кто куда: на Вятку, в другие районы Коми края или в близлежащие селения. Так сыновья Фомы Поликарпова – Андрей и Игнат – оказались в 1678 г. приписаны уже не к Артемовской деревне, а к Емовской. Фома Поликарпов происходил из находившейся неподалеку от Емовской деревни Ивановской, где жил его отец Поликарп Петров. Можно предположить, что Фома перебрался в другое селение потому, что у Поликарпа было большое семейство: в Ивановской один двор занимал он сам, другой – его сын Евдоким, а остальным сыновьям пришлось подыскать для жительства участки в соседних селениях. Флор Поликарпов поселился в д. Ереминской, а Фома Поликарпов – в Артемовской. Так что происхождение свое Дулины-Жеребцовы ведут из деревни Ивановской. А там они были коренными обитателями: отец Поликарпа Петрова, Петр (или Перша) Иванов, отмеченный в дозорной книге 1608 г. и писцовой книге 1586 г., был, вполне вероятно, сыном основателя этого селения, Ивана, по имени которого оно и получило свое название. Что было до 1586 г., неизвестно – документы не сохранились. Однако и четыре с лишним века, которые насчитывает сыктывкарский род Жеребцовых – весьма солидный возраст. Как уже говорилось, родоначальники были вначале бесфамильными, потом стали Дулиными, потом Жеребцовыми. Отметим, что Дулины жили не только в Емовской. В деревне Ереминской в 1678 г. жили Макар и Матвей Сидоровы Дулины. Приходились ли они какими-нибудь родственниками Андрею и Игнату Фоминым Дулиным-Жеребцовым, точно не известно. Но стоит отметить, что в той же д. Ереминской в 1646 г. обитал дядя Андрея и Игната Флор (может быть, родичи решили селиться поближе?). Отцом Макара и Матвея был, вероятно, Сидор Яковлев, живший в 1646 г. в близлежавшей д. Каменистой, а он, в свою очередь, являлся сыном Якова Филиппова, в 1608 г. обитавшего в д. Емовской (а его отец, Филип Никитин, был одним из старожилов Емовской – он значится среди ее жителей еще в 1586 г.). Любопытно, что ереминские Дулины, как и емовские, тоже за фамилию свою не слишком держались, и в 1707 году Матвей Сидоров, бывший Дулин, записан в переписной книге уже как Шкилев (Жгилев), а его племянник Аксен – как Коданев. Еще одни Дулины – Григорий и Давыд Ивановы Дулины – жили в 1678 г. в д. Каменистой. Отец их Иван Федоров по прозвищу Безсонко жил в той же деревне в 1646 г. Вероятно, что он – сын Федора Филиппова из д. Емовской (брата уже упоминавшегося Якова Филиппова), так что ереминские и «каменистые» Дулины – точно родственники. Еще раз отмечу, что все эти деревни: Емовская, Ереминская, Ивановская, Каменистая, Артемовская – находились по соседству, на территории будущего Кодзвиля (исторической части Сыктывкара в районе современных улиц Интернациональной, Красных партизан и начале Первомайской), так что перемещаться из деревни в деревню их обитателям было несложно. Дулины из д. Каменистой в 1707 г. тоже сменили фамилию и стали Бессоновыми – по прозвищу своего деда. Так что не исключено, что Бессоновы, Жгилевы, отчасти Коданевы происходят от одного корня с Жеребцовыми. Можно предположить, например, что отец Петра Иванова Иван и отец Филиппа Никитина Никита были братьями. В этом случае Андрей и Игнат Фомины Дулины приходились четвероюродными братьями Макару и Матвею Сидоровым Дулиным и Григорию и Давыду Ивановым Дулиным (Сидоровы и Ивановы приходились друг другу троюродными братьями). К середине XVIII в. семейство Жеребцовых разделилось. Напомним, что в 1707-1720 гг. в погосте Усть-Сысоле (с 1720 г. деревни, из которых состоял погост, в официальных документах перестали фиксироваться как отдельные селения) обитали две семьи Жеребцовых – Игнат Фомин с братом Гаврилой и их племянник Кондрат Андреев. Игнат Фомин Жеребцов к 1747 г. скончался. Его сын Марк в 1747 г. еще здравствовал, окруженный тремя сыновьями (двумя Федорами и Семеном) и столькими же внуками – Иваном Федоровым, сыном другого Федора Михаилом и Кузьмой Семеновым. Второй сын Игната Фомина, Исак, скончался; в ревизских сказках 1747 г. отмечен его сын Федот. Но и Марк Игнатьев, и его племянник Федот Исаков в ревизских сказках 1747 г. были записаны уже не как Жеребцовы, а как Фомины; на смену прежней фамилии пришло «дедичество», фамилия, происходившая от имени деда Фомы. Фамилию Жеребцовых продолжали носить потомки Гаврилы Фомина и Кондрата Андреева. Гаврило Фомин Жеребцов, как и его брат Игнат, до 1747 г. не дожил. После него остались сын Федор Гаврилов, внук Савелий и правнуки Климонт, Родион и Евсей. Кондрата Андреева в 1747 г. тоже не было в живых, зато его сын Стефан (Степан) обзавелся четырьмя сыновьями и тремя внуками: сыновья Емельян (его дети Петр и Иван), Максим (его сын Георгий), Михайло и Григорий. Второй сын Кондрата и младший брат Стефана Афанасий в 1747 г. имел двух сыновей, Петра и Андрея, и одного внука, тоже Петра (сын Андрея). Во второй половине XVIII – середине XIX вв. число Жеребцовых умножилось. В 1795 г. в городе Усть-Сысольске (погост Усть-Сысола был преобразован в город в 1780 г.) насчитывалось семь семейств Жеребцовых, одно из которых восходило к Гавриле Фомину Жеребцову (глава семьи – его правнук Евсей Савин Жеребцов), а шесть к Кондрату Андрееву Жеребцову: семьи его внука Андрея Афанасьева, правнуков Тимофея Андреева, Сергея и Григория Григорьевых, Федора Емельянова, праправнука Гаврилы Петрова. В 1858 г. в Усть-Сысольске было 10 семей Жеребцовых, причем все – потомки К. А. Жеребцова (Е. С. Жеребцов скончался в 1797 г., мужского потомства не оставив). Половина восходит к сыну К. А. Жеребцова Афанасию. Назовем глав этих семей: родные братья Афанасий и Иов Тимофеевы Жеребцовы – правнуки Афанасия Кондратьева Жеребцова и внуки Андрея Афанасьева Жеребцова; двоюродные братья Степан Алексеев, Василий Иванов и Павел Васильев Жеребцовы – праправнуки Афанасия Кондратьева Жеребцова, правнуки Андрея Афанасьева Жеребцова и внуки Петра Андреева Жеребцова, двоюродные племянники А. Т. и И. Т.Жеребцовых. Остальные пять семей ведут происхождение от другого сына К. А. Жеребцова – Степана. Перечислим их глав. Василий Федоров Жеребцов – правнук С. К. Жеребцова, внук Емельяна Степанова Жеребцова; Иван Сергеев Жеребцов, братья Иван и Никита Григорьевы Жеребцовы – правнуки С. К. Жеребцова (И. С. Жеребцов – двоюродный брат И. Г. и Н. Г.Жеребцовых), внуки Григория Степанова Жеребцова, троюродные братья В. Ф. Жеребцова; Степан Михайлов Жеребцов – прапраправнук С. К. Жеребцова, праправнук Емельяна Степанова Жеребцова, правнук Петра Емельянова Жеребцова и внук Гаврилы Петрова Жеребцова, двоюродный внучатый племянник В. Ф. Жеребцова и четвероюродный внучатый племянник И. С. Жеребцова, И. Г. Жеребцова и Н. Г. Жеребцова. С годами одни носители этой фамилии разбогатели и стали известными в Коми крае людьми, другие скромно занимались сельским хозяйством, торговлей, служили на небольших должностях. Былые родственные связи между разными семействами Жеребцовых позабылись, и к началу ХХ в. они стали числить себя лишь однофамильцами. К одной из ветвей рода Жеребцовых, происходящей от Степана Кондратьевича Жеребцова и его сына Емельяна, принадлежат и авторы настоящей работы. Упомянутый выше Василий Федорович Жеребцов и его супруга Надежда произвели на свет сына Ивана (произошло это около 1827 г.). У И. В. Жеребцова и его жены Авдотьи Михайловны, помимо двух или трех дочерей, родился сын Михаил (около 1865 г.), побывавший за свою жизнь и полицейским урядником, и продавцом казенной винной лавки, поживший в разных местах Коми края – Усть-Сысольске, Визинге, Корткеросе и Пожеге (где и упокоился в 1908 г.). У Михаила Ивановича и его жены Анны Осиповны было два сына (Николай и Иван) и пять дочерей (Агния, Мария, Анна, Евдокия и Александра). После 1914 г. семья вернулась в Усть-Сысольск. Николай, родившийся в 1894 г. (вероятно, в Корткеросе), сыграл выдающуюся роль в становлении спорта в Коми крае. Вернувшись из армии на родину в 1918 г. в чине прапорщика, он деятельно занялся организацией спорта в Коми крае – работал в усть-сысольском уездном военкомате, являлся инструктором всевобуча (всеобщее военное обучение), стал одним из организаторов образцового военно-спортивного клуба «Заря», созданного 1 марта 1920 г. при уездном отделе всевобуча и вскоре преобразованного в любительский спортклуб – первый в Коми крае, входил в совет старейшин, который на общественных началах занимался всей оргработой в клубе. Н. М. Жеребцов судил различные спортивные состязания, перед выступлениями спортсменов клуба читал лекции для собравшихся зрителей. В 1920 г. в Усть-Сысольске появилась первая в крае футбольная команда, одним из инициаторов создания которой также явился Н. М. Жеребцов, сам игравший в футбол. В 1921 г. состоялась первая летняя олимпиада коми спортсменов, организация и проведение которой также не обошлись без участия Н. М. Жеребцова. Летом 1924 г. он стал ответственным секретарем областного Совета физической культуры. Под руководством Н. М. Жеребцова в 1925-1926 гг. началось строительство первого в Усть-Сысольске стадиона «Наш ответ Чемберлену» с футбольным полем и беговой дорожкой. Н. М. Жеребцов часто печатал в газетах статьи и заметки о состоянии физкультурно-спортивной работы в Коми области, подписываясь псевдонимом Робур. В течение восьми лет он руководил областным Советом физической культуры. По словам бывшего инструктора всевобуча П. Малиновского, хорошо знавшего Жеребцова, Николай Михайлович «умело воспитывал спортивную смену. Известные в республике спортсмены братья Жилины, Мария Другова, Мария Кузьпелева, Герой Советского Союза Николай Оплеснин обязаны ему своими успехами». Н. М. Жеребцов женился на Серафиме Аполлоновне Шумковой из семьи церковнослужителей, живших в селе Зеленец, недалеко от Усть-Сысольска. В 1925 г. у них родился сын Любомир, в будущем – крупный коми ученый, один из организаторов коми этнографической науки, много лет руководивший этнографическими исследованиями в Коми республике, отец и дед авторов этой статьи. Исследования истории сыктывкарского рода Жеребцовых продолжаются. Плодотворно исследуется историками и краеведами и генеалогия ряда других старинных местных семейств, например, Сухановых. В перспективе намечено изучение истории всех наиболее древних сыктывкарских (усть-сысольских) фамилий и издание книги на эту тему. | | |
Гобан Россия, Республика Коми, г. Сыктывкар Сообщений: 1912 На сайте с 2010 г. Рейтинг: 3273 | Наверх ##
1 апреля 2013 23:37 | | |
Гобан Россия, Республика Коми, г. Сыктывкар Сообщений: 1912 На сайте с 2010 г. Рейтинг: 3273 | Наверх ##
2 апреля 2013 9:59 В качестве примера приведем еще один текст, записанный от Домны Ефимовны Сокериной: Сереговские - кречаты, Сереговские - кречеты, http://cyberleninka.ru/article...m-folkloreКоська - кутирима, Кошки - кутерьма, Половники - шыр мыш, Половники - спина (горб) мыши, Князьпогостскэй - бычок, Княжпогостские - бычок, Раковнинскэй - секрэт, Раковица - секрет, Кыркбтш - увтас, Кыркещ - низина, Сьбська - кокол, Шошка - хохол, Тыла - чукчи, Отла - глухарь, Гучерт - крукинь д^ Луг - кривой остров, Куавидзи - конда додь, Куавица - сани с сухо- стоем, Ыджыд Ыб - пристань, Онежье - пристань, Кбзлорд - школа, Козловка - школа, Туръя - ёс додь, Туръя - сани с мелкой рыбой, Куштысьорд - байдыг, Куштысевка - куропатка, Ягшбр - ком ббчка, Средние Кони - бочка хариуса, Вей Кони - лёль ббчка, Верхние Кони - бочка семги, Весляна - мык ббчка, Весляна - бочка ельца, ЁвдЫ - трэска ббчка, Евдино - бочка трески, Пегыш - яй ббчка [8]. Пегыш - бочка мяса. Происхождение деревенских номинаций в отдельных случаях имеет свои объяснения, чаще же приходится лишь предполагать. Так, Сереговские -кречаты, в других вариантах «кречат», «крича», может иметь связь с местной фамилией Кречатов [9]. Отметим, что в географических песнях такой тип обозначения селений является устойчивым, например: д. Оквад - Туркин (местная фамилия, в деревенской топографии есть Турка вад ‘лесное озеро Туркина'  , д. Кони - ветбш (от местной фамилии Ве-тошевы), с. ЕмдЫ - Тарас [10]. Не исключается возможность рассмотрения слова «крича» как искаженного от русского «кричать» и, соответственно, в связи с названием одной из частей с. Серегова - «шу-миловкой» (связано с деятельностью местного соль-завода, шумное, людное место) [4. С. 53]. Деревня Половники во всех вариантах устойчиво называется «шыр мыш». Версия, объясняю- щая это прозвище, имеется в материалах местного краеведа И.С. Лебедева (немаловажно, что сам он был уроженцем этой деревни): «Жителей деревни Половники дразнили «шыр мышъяс», то есть «мышиные спины». Видимо, от того, что в Половниках было трудное положение с лугами, очень много мелкоконтурных лугов, откуда сено таскали на себе, накладывая его на грабли или обхватывая веревками» [4, с. 58]. В отличие от исторической мотивировки Лебедева в полевых материалах Ю.Г. Рочева это прозвище интерпретировано с точки зрения традиционно негативных представлений о мыши: Визса - кань зад виле- Княжпогостские - коша-дысь, чий зад обгладывающие, Кошка - ур яй сёйны Кошки - беличье мясо едящие. Полоникса - шыр-мыш (неизвестно что, но обидное прозвище) [11]. В этом присловье прозвище Половников продолжает ряд формул, связанных с «нечистой», нечеловеческой пищей. У коми они имели достаточно широкое распространение (ср., например, «устъ-немса - понъюр виледісьяс» 'усть-немские - собачьи головы обгладывающие' из верхневычегодской традиции) [12], в вычегодско-вымской традиции подобные прозвища связывались с топонимическими легендами о Стефане Пермском и язычниках. Само по себе сочетание «шыр мыш» интересно и в плане этимологической неоднозначности, не исключающей возможности игры слов: шыр ‘мышь' и русское «мышь». Характеристики следующих деревень, Оне-жья и Козловки, связаны с общественно значимыми реалиями, такими как пристань и школа. То, что для соседних селений именно школа является самой яркой ассоциацией с д.Козловкой, можно связать с историей школьного двухэтажного здания, хозяином которого изначально был известный вымский купец - Павел Никитович Козлов (Микит Паш). В основе некоторых определений лежат особенности природного ландшафта. «Гучерт - кру-кинь ді», в вариантах «крукин», «крукля ді» (производные от крук ‘крюк', крукыль ‘загиб, изгиб'  , местные жители связывают с речным изгибом. Комментариями о том, почему Кыркещ называется «увтас» (низина), мы не располагаем. Уже само по себе значение слова «кыркотш» ‘крутой обрывистый берег' предполагает топографическую двойственность и может рассматриваться как ключ к образованию этой лексической пары. Также эта характеристика соответствует действительности по географическим признакам: возвышенности, на которой стоит деревня, предшествует полоса низкого берега. Определение д. Куавицы «конда додь» может иметь двоякое толкование. Лес рядом с деревней назывался «Конда грива» - конда ‘сухая на корню, крепкая, частослойная боровая сосна', такая сосна особо ценилась при строительстве домов. С другой стороны, возможно прочтение «конда додь» в значении негативной оценки - неправильные, кондовые сани. Образ промыслового достатка на Выми и Ел-ве находит свое отражение в характеристиках деревень от Коней до Пегыша. Эта часть выделяется по своей цельности, созданной за счет последовательного перечисления разных пород рыб (мяса в Пегыше) и многократного повтора слова «бочка» с выступающим на первый план значением меры изобилия. Этой характеристике противопоставляется турьинское «ёс додь» (вариант «ёс гу»): «Турья - это «ёс гу». Это потому что здесь плохую, мелкую рыбу - «ёс» ловят. А Кони - там сёмгу ловят, «лёль гоп» (яма с семгой), там яма с сёмгой, а здесь «ёс гу» (яма с мелкой рыбой)» [13]. От д. Кони и выше действительно были хорошие рыбные тони. В фольклорной интерпретации с ними связывается история заселения Выми, а ловля ценных пород рыбы оказывается соотнесенной с празднично-календарным кругом и соответственно определяется божьим промыслом. Например, в рассказе, записанном в д. Кони от Александра Федоровича Сокерина (1929 г.р.), говорится о том, что семгу ловили только на Петров день - местный храмовый праздник, а сига на Покров день [14]. Несмотря на то, что в песенном тексте очевидна проекция на реальность, для содержания скорее более важным является обозначение значимого для исполнительницы пространства, которое соответственно наделяется положительными признаками. Не случайно эта часть текста не имеет аналогов среди вариантов, записанных в других вымских селах. В некоторых географических песнях границы территории могут выходить за пределы Выми: населенные пункты Усть-Вымского, Удорского районов, Ижма, Печора. Иногда в текстах появляются и такие далекие образы, как река Волга и море. В качестве примера приведем запись, сделанную в с. Княжпогост: Был да козёл, На Волге пошел, К Анфисе козе. Ты йылын бубин, Ты дорын челпан, Аквадін - неляль, Емдінін - чирак, Сереговын - кречат, Коська - кутерма, Половникин - шыр мыш, Визаобня - бычок, Раковинский - пыркыс, Кыркетш - чишук, Сьоська - кутшей, Тыла - бубин, Ыб - волонтин, Турья - балкон, Кони - Вездін, Вездін и ватас, Сімдор - кепысь, Изьва - азьва, В конце озера бубин, У озера коврига, Оквад - неляль, Усть-Вымь - чирок, Сереговские - кречет, Кошки - кутерьма, Половникские - спина мыши, Княжпогост - бычок, Раковинские - пыркыс, Кыркещ - чишук, Шошка - орел, Отла - бубин, Онежье - волонтин, Туръя - балкон, Кони - Весляна, Весляна - речные жители, Синдор - рукавица, Ижма - кислая похлебка, Печераын - море, Печора - море, Море пытшкин сир поз, В море смола (букв. ‘гнез- до со смолой'  , Сир поз пытшкин ма В смоле мед поз [15]. (букв.‘гнездо меда'  . Благодаря образно-символическому воплощению темы пути в зачине и завершении песни расширение пространства приобретает эпический размах. Тождественные по своей семантике образы Волги (символическая территория русской культуры) и моря с выступающим на первый план значением запредельности и пространственной протяженности органично вплетены в сюжетный строй песни. По своей обобщенности к ним примыкают и образы контактных зон Ижмы, Печоры и Удоры (с. Глотово - Слобода). Вымской топографии могут предшествовать нижневычегодские селения (Усть-Вымский р-н) -д. Оквад и с. Усть-Вымь. В некоторых вариантах текста появляются фрагменты, в которых специфичность используемых словоформ определяет возможность двоякого прочтения смыслового содержания зачинных формул: «...На Волгу пошёл, Коквидзе пале, Палевидзе лёжись» - возможно, обыгрывание топонимов Коквицы (Усть-Вымский р-н) и Пале-вицы (Паль, Сыктывдинский р-н) Или: «Козел да возел На лужок пошел, Кок видзе казел и зелёный» [16] - «видз» в значении ‘луг', «на зеленый лужок»; «Ты йылын бубин, В конце озера бубин, Ты дорын чолпан» У озера коврига; Или: «Тыйылын - бубин, Тыдорын - чолпан» - д. Тыйыв (Конец-Озерье) и д.Тыдор Усть-Вымского р-на. На этом фоне географическая определенность и последовательность основной («вымской») части песни приобретает значимую для повышения этнокультурного статуса содержательно-смысловую рельефность. Нельзя не отметить, что географические песни находятся в тесной взаимосвязи с другими разновидностями прозвищного фольклора. Если говорить о вымской традиции, то для первых свойственна нейтральность (за редким исключением) се-ленческих характеристик. Уже само по себе перечисление топонимов связано с идей организации, упорядочивания и, в конечном итоге, стабильности существования на своей этнической территории. Собственно прозвищное содержание, в котором реализуется межселенческая оппозиция, представлено в иных фольклорных формах: присловьях, прозвищных преданиях, поговорках и т.д. Наделение положительными и отрицательными оценками жителей соответственно «своей» и соседних деревень - их основное функциональное назначение. Например, в присловье, записанном в д. Кони, представлена оценочная антитеза с д. Онежье: «Кониса - воиса, Кузя-дженида. Ыб улича - калича, Конские - открытые (избы), Длинные-короткие (подолы). Онежская улица - на задвижках, Быд керкаын ялича. В каждом доме ялича. У нас пускают в дома, приглашают. В Онежье не пускают. Ыб - это Онежье. «Ялича» - это видимо веревка. «Кузя-дженида» - специально так надевались, чтобы из-под верхней юбки выглядывали кружева» [17]. В Козловке зафиксирована характеристика жителей д. Онежье и с. Турья. Наличие каменных церквей и школ выделяло их среди других поселений, они противопоставлялись по своему жизненному укладу и в оценках соседей наделялись чертами скорее городских, чем деревенских жителей. Их относили к «служащим» и соответственно наделяли чертами бездельников. Ленивость онежских и турьинских нашла отражение в местной поговорке: «Через Онежье рыба прыгает до Козловки, до Ка-тыдпома, а потом через Туръю прыгает рыба до Кони» [18]. В некоторых случаях характеристики населенных пунктов обусловлены процессами семантической верификации. Так, например, при обозначении с. Туръи сюжетообразующим является образ рыбы, который может разворачиваться в разных оценочно-содержательных направлениях: место без рыбы - потому что ленивые (в приведенной выше поговорке); место с мелкой рыбой - не изобильное место, в сравнении с другими селениями (Туръя - ёс додь ‘Туръя - сани с мелкой рыбой'  ; рыбное место (Туръяса - чери 'Туръинские - рыба'  . В географическом тексте, записанном в верхневычегодской традиции (Усть-Куломской р-н), именно Туръя выступает в качестве центра «запредельного» (для вычегодского куста деревень) пространства Выми, которое, в свою очередь, также обозначено как рыбное место: Туръяса - чери, Рыбинной гульба (Туръинские - рыба, Рыбиннбй гульба) [19]. В формульной теме «Туръя - рыбное место» происходит усиление положительного смысла за счет появления русскоязычного дубля - «чери, рыбин-нбй гульбы». Причем этимология «рыбинной гульбы» оказывается взаимосвязанной с вымским вариантом названия д. Онежье - Ыб. В тексте, записанном в д. Отла (Вымь), присутствует, вероятно, исходный вариант этой формулы: «Туръяса - чери, Да Ыбанбй гульба» [20]. Как видно, варианты поэтических реализаций одного и того же центрального образа могут отражать абсолютно разные оценочные характеристики. И немаловажно, что процесс варьирования во многом определен жанрово-функциональной спецификой текстов: ярко выраженная прозвищная семантика в присловье и поговорке и гибкая система топографических характеристик в географических песнях. Еще один способ трансформаций, характерный для географических песен, связан с возникаю- щими вокруг основного образа звукосмысловыми ассоциациями. Например, еще одним мотивом, определяющим Туръю, является братчина (Туръя -братчин) [21]. Центральным местом этого обрядового комплекса, занимающего устойчивое место в вымском традиционном календаре, является угощение пивом: девушки в сопровождении специальных песен подносят его своим парням. В этом контексте логичен переход к образу бражки (Туръя -бражка) [22], и не только как следствие вторичного осмысления ритуального напитка, но и в результате возможных звукосмысловых ассоциаций (братшина -бращ - бражка). Следующий этап возможных интерпретаций связан уже собственно с фонетическими искажениями - появляется вариант «пряш-ки» (Туръя - пряшка) [23]. Таким образом, сохранившиеся в архивных записях образцы географических песен позволяют говорить о том, что еще в недавнем прошлом они занимали свое устойчивое место в песенной культуре Выми. Каждое произведение не только насыщено географической или этнографической конкретикой, но и автобиографично по своей сути, поскольку исполнитель вкладывает в них свое представление и свои знания о пространстве и времени. В результате тексты географических песен сохраняют главный принцип сюжетообразования, в основе которого лежит последовательное перечисление географических объектов, и при этом наблюдается содержательная вариативность, проявляющаяся главным образом в их характеристиках. Литература и источники 1. Карташова И.Ю., Кругляшова В.П. Из истории русского фольклора (песни о прозвищах) // Фольклор Урала: Фольклор и историческая действительность. Вып.5. Свердловск, 1980. С.105-112; Иванова А.А. «Географические песни» в фольклорном репертуаре Пинеж-ского р-на// Славянская традиционная культура и современный мир: Материалы науч.-практ. конф. Вып. 3. М., 1999. С.192-202; Дранникова Н.В. Локально-групповые прозвища в традиционной культуре Русского Севера: функциональность, жанровая система, этнопоэтика. Архангельск, 2004. 430 с. и др. 2. Калуцков В.Н., Иванова АА. Географические песни в традиционном культурном ландшафте России. М., 2006. С.5, 15-16. 3. Коми народные песни: Вымь и Удора / Сост. А.К. Микушев, П.И. Чисталев, Ю.Г. Рочев. Т. 3. Изд. 2. Сыктывкар, 1995. С.15. 4. Фольклорный фонд Института языка, литературы и истории Коми НЦ УрО РАН (далее -ФФ ИЯЛИ). А0627-3. Соб. А.К. Микушев, Ю.Г. Рочев, 1964. 5. Вниз по Емве-реке. Записки краеведа-лю-бителя Ивана Степановича Лебедева. Емва, 1995. С.29,37. 6. ФФ ИЯЛИ. В0606-28. Весляна, А.К. Габова, 1940 г.р. Соб. Г.С. Савельева, Е.Ю. Жилина, 2006. 7. Образцы коми зырянской речи / Сост. Т.И. Жилина, В.А. Сорвачева. Сыктывкар, 1971. С.197-199. 8. ФФ ИЯЛИ. А0627-4. Соб. А.К. Микушев, Ю.Г.Рочев, 1964. 9. ФФ ИЯЛИ. А0627-2. Соб. А.К. Микушев, Ю.Г.Рочев, 1964. 10. Жеребцов И.Л. Где ты живешь: Населенные пункты Республики Коми / Историко-демографический справочник. Сыктывкар, 1994. С.203. 11. ФФ ИЯЛИ. А0643-11, А0646-2. д. Онежье. Соб. А.К. Микушев, Ю.Г. Рочев, 1964. 12. Полевой дневник Ю.Г. Рочева. Вымская фольклорная экспедиция,1964. Л.91. 13. Ильина И.В., Уляшев О.И., А.-Л. Сиикала. Общедеревенские прозвища населения верхней Вычегды // Сельская Россия: прошлое и настоящее (Исторические судьбы северной деревни). Материалы Всероссийской научнопрактической конференции (Республика Коми, с. Усть-Цильма, 10-13 июля 2006 г.). Москва - Сыктывкар, 2006. С.290. 14. ФФ ИЯЛИ. В0606-37. с. Турья. Соб. А.В.Па-нюков, Г.С. Савельева, 2000. 15. ФФ ИЯЛИ. В0605-24. Соб. Г.С. Савельева, Е.Ю. Жилина, 2006. 16. ФФ ИЯЛИ. А0654-13. Соб. А.К. Микушев, Ю.Г. Рочев, 1964. 17. ФФ ИЯЛИ. А0639-2. с. Турья. А.Ф. Некрасова, 1926 г.р.; А0643-11. д. Онежье. Соб. А.К. Микушев, Ю.Г. Рочев, 1964. 18. ФФ ИЯЛИ. В0605-17. С.С. Вязова, 1933 г.р., С.Д. Куштысева, 1936 г.р., А.Ф. Сокерин, 1929 г.р. Соб. Г.С. Савельева, Е.Ю. Жилина, 2006. 19. ФФ ИЯЛИ. В0608-14. З.С. Спичак, 1929 г.р. Соб. Г.С. Савельева, Е.Ю. Жилина, 2006. 20. Научный архив Коми НЦ УрО РАН. Ф.27. Оп.1. Д.71. №57. Усть-Куломский р-н. Н.М. Лютоева, 1886 г.р. Соб. А.К. Микушев, 1956. 21. ФФ ИЯЛИ. В0648-9. д. Отла. Соб. А.К. Микушев, Ю.Г. Рочев, 1964. 22. ФФ ИЯЛИ. А0639-2. с. Турья, А.Ф. Некрасова, 1926 г.р. Соб. А.К. Микушев, Ю.Г. Рочев, 1964. 23. ФФ ИЯЛИ. А0643-11, А0646-2. д. Онежье. Соб. А.К. Микушев, Ю.Г. Рочев, 1964. 24. ФФ ИЯЛИ. В0699-11. Соб. А.К. Микушев, Ю.Г. Рочев, 1964. Статья поступила в редакцию 01.12.2011. | | |
|