⮉
VGD.ru | РЕГИСТРАЦИЯ | Войти | Поиск |
Яренский уезд Яренский уезд Вологодской губернии - история, демография, миграционные процессы.
|
← Назад Вперед → | Страницы: ← Назад 1 2 3 4 5 ... 51 52 53 54 55 * 56 57 58 59 ... 148 149 150 151 152 153 Вперед → Модераторы: Lesla, ЯТБ, dimarex, эльмира катромская |
Гобан Россия, Республика Коми, г. Сыктывкар Сообщений: 1912 На сайте с 2010 г. Рейтинг: 3284 | Глеб Горбовский ЗЫРЯНЕ Моей бабке А.А. Сухановой Издревле мы, из рани, древляне, ведуны, дремучие зыряне, на воду шептуны. Голубоглазый воздух над нашей головой. Из мёда мы, из воска, из ягоды живой. С кислинкою, с грустинкой, с куделью бороды, с прозрачной паутинкой, летящей вдаль мечты… Из нежити, из драни, из стыни и огня — зоряне, северяне, зелёная родня! …Не оттого ль, однако, как бред во мне, как бес, сидит занозой тяга — в глушь вековую, в лес? Из рвани — не в дворяне, с топориком — в рассвет! Таёжные цыгане, мы есть и как бы — нет… Порхают наши дети, как пчёлы без цветов, пока не ткнутся в сети прелестных городов. Из сини мы, из рани, крестьяне, рыбари, лесные соборяне, хранители зари! |
Лайк (19) |
Гобан Россия, Республика Коми, г. Сыктывкар Сообщений: 1912 На сайте с 2010 г. Рейтинг: 3284 | http://nashaucheba.ru/docs/36/35429/conv_1/file1.pdf Громыко Марина Михайловна Мир русской деревни Москва «Молодая гвардия» 1991 А в сообщении, например, из менее затронутого этими процессами Яренского уезда Вологодской губернии (из села Усть-Вым, в восьмидесяти верстах от Яренска) утверждалось без всяких оговорок: в случае нужды в деньгах или хлебе свободно обращаются к соседу; пользуются вещами, занятыми у соседей, иногда подолгу. Зажиточные крестьяне часто «берут к себе на воспитание в качестве помощников бездомных и бедных сирот и нищих не только своего, но и чужих приходов, приходящих к ним за мило- стыней». Этот корреспондент из Усть-Выма Т. Шумков писал о «безыскус- ственной простоте и гостеприимстве» во всех взаимоотношениях. В ходу было много пословиц о добрых соседских отношениях: «Себе согруби, а соседу удружи»; «не копи именья — наживи соседей»; «ближний сосед — лучше дальней родни»; «с соседом жить — дружить» и другие. В индивидуальной соседской помощи (как и в коллективной В Яренском уезде Вологодской губернии канун община организовывала обычно в летнее время. На устройство его с каждого двора собирали муку и деньги. Специально для этого выделенные лица варили общее пиво и готовили общий обед. В назначенный воскресный день приглашался причт с Крестным ходом и молебном на полях и лугах общины. После молебна причт приглашали в избу, где был приготовлен «канун»— пиво, чай, обед. К совместной общинной трапезе было принято приглашать бедняков, не участвовавших в сборе средств, и нищих. Традиционный общественный пир по |
vvizard 600-летний северный русский К-Чепецк, R-FGC39315,FMS:H3*,мж:T1a*. Сообщений: 377 На сайте с 2010 г. Рейтинг: 386 | Гобан написал: К совместной общинной трапезе было принято приглашать бедняков, не участвовавших в сборе средств, и нищих. Самое интересное, что современное ДНК тестирование по аутосомам показывает, что, в связи с небольшой численностью населения, все жители близлежащих деревень, тем или иным образом, оказываются генетическими родственниками на уровне ближайших 5-ти поколений. |
Гобан Россия, Республика Коми, г. Сыктывкар Сообщений: 1912 На сайте с 2010 г. Рейтинг: 3284 | vvizard написал: в связи с небольшой численностью населения, все жители близлежащих деревень, тем или иным образом, оказываются генетическими родственниками на уровне ближайших 5-ти поколений. Это особенно характерно для жителей некоторых деревень Удорского района, где веками одна фамилия его обитателей, не менялась |
ВладимирММ Моск. обл. Сообщений: 1210 На сайте с 2012 г. Рейтинг: 1812 | vvizard написал: Я подозреваю, что мы, ищущие вологодских предков и присутствующие здесь, тоже являемся родственниками в N - ном поколении. Во всяком случае, мои далёкие предки пересекались и с Воронцовыми, и с Авенировыми. |
vvizard 600-летний северный русский К-Чепецк, R-FGC39315,FMS:H3*,мж:T1a*. Сообщений: 377 На сайте с 2010 г. Рейтинг: 386 | ВладимирММ написал: Я подозреваю, что мы, ищущие вологодских предков и присутствующие здесь, тоже являемся родственниками в N - ном поколении. Во всяком случае, мои далёкие предки пересекались и с Воронцовыми, и с Авенировыми. А я даже не подозреваю ![]() ![]() Присоединяйтесь! И Вы убедитесь в этом. История записана в нашем ДНК без ошибок писарей! |
эльмира катромская Модератор раздела Вологда Сообщений: 16951 На сайте с 2010 г. Рейтинг: 15864 | Григо́рий Ефи́мович Распу́тин (Но́вых) (9 (21) января 1869 — 16 (29) декабря 1916) — крестьянин села Покровское Тобольской губернии. Предки и этимология фамилии Родоначальником рода Распутиных был «Изосим Федоров сын». В переписной книге крестьян села Покровского за 1662 год говорится, что он с женой и тремя сыновьями — Семёном, Насоном и Евсеем — пришёл на Покровскую слободу за двадцать лет до того из Яренского уезда и «стал на пашню». Сын Насон позже получил прозвище «Роспута». От него пошли все Роспутины, ставшие в начале XIX века Распутиными. По дворовой переписи 1858 года в Покровском значилось более тридцати крестьян, носивших фамилию «Распутины», в том числе и Ефим, отец Григория. Фамилия происходит от слов «распутье», «распутица», «перепутье»[1]. |
Гобан Россия, Республика Коми, г. Сыктывкар Сообщений: 1912 На сайте с 2010 г. Рейтинг: 3284 | http://ruspics.livejournal.com/863423.html Вологодская губерния, Юлий Михайлович Шокальский, 1890 г. Фотографии крестьян Яренского уезда. |
ВладимирММ Моск. обл. Сообщений: 1210 На сайте с 2012 г. Рейтинг: 1812 | Гобан написал: Чудесные фотографии. Яренск, Сольвычегодск, зыряне.... Почему так притягивают старинные фотографии? Почему хочется вглядываться в лица ушедших людей? Почему так хочется "заглядывать" в историю, разгадывать исторические и семейные тайны? Я думаю - это ностальгия: по исторической Родине; по "ушедшим" людям с которыми так хочется встретиться, но невозможно. Хочется хотя бы узнать, как они жили; по старому укладу жизни, который "на расстоянии" в век притягателен каким-то покоем, наивностью, стабильностью. Кажется, что тогда всё было хорошо. Потому что хорошо там, где нас нет; по нетронутой первозданной природе, которая сейчас всё более "портится" современными технологиями; И нужно понимать, что мир тогда, как и сейчас, был цветным. Это только фотографии были чёрно-белыми. |
vvizard 600-летний северный русский К-Чепецк, R-FGC39315,FMS:H3*,мж:T1a*. Сообщений: 377 На сайте с 2010 г. Рейтинг: 386 | Гобан, ВладимирММ Фотографии действительно редкостные и красивые. Но, у публикатора ruspics они обрезаны, отрезаны надписи автора и штамп библиотеки. Полноценный вариант опубликован тут: 34 фотографии Северо-Восточной Сибири, сделанные Юрием Михайловичом Шокальским в экспедиции 1890 г 5 янв, 2014, причём сделана ошибка в имени автора, надо Юлий. Почему-то оригиналы c октября 1892 года хранятся тут: Bibliotheque nationale de France Спасибо французам, всё сохранили и дали возможность бесплатно посмотреть. а про саму экспедицию в биографических данных Ю.М. Шокальского написано так: В 1890 г. Ш. произвел гидрографическое исследование и съемку реки Вычегды, главного притока Северной Двины, от устья до впадения реки Северной Кельтмы, на протяжении 650 верст, Северного Екатерининского канала, заброшенного в 1818 г., реки Джурич и Южной Кельтмы до Камы, а также рекогносцировку рек Южной Сосьвы и Тавды до Тобола; результаты этих исследований были изданы в 100 экз., а карта Вычегды — в масштабе 5 верст в 1 дюйме осталась в рукописи. ЭСБЕ/Шокальский, Юлий Михайлович Интересно, сохранился ли хоть один экземпляр этого издания и рукопись? Вот бы почитать! |
Гобан Россия, Республика Коми, г. Сыктывкар Сообщений: 1912 На сайте с 2010 г. Рейтинг: 3284 | http://www.musservice.ru/354/ История России в 18 веке. Коми Часть 3. Кроме подушной подати тяжелым бременем на населении лежали разного рода повинности. Наиболее тяжелой из них была гужевая. В 1725 г. из крестьян Яренского уезда было назначено к переводу на строительные работы в Петербурге 410 семей плотников. Волостная раскладка податей велась «по земле, по животам, и по промыслам». При подобной раскладке особенно резко сталкивались интересы малоимущих и «прожиточных» крестьян. Нередки были случаи занижения при раскладке своей доли со стороны зажиточных крестьян 5. В этих условиях обострялись классовые противоречия. Борьба против местной эксплуататорской верхушки — купечества и крестьян-скупщиков сочеталась с сопротивлением правительственной администрации. Наиболее распространенным видом протеста трудящихся масс являлись побеги крестьян и работных людей соляных промыслов. Количество населения, ушедшего со старых мест жительства под влиянием тяжелого обложения и в поисках заработков, было значительно. По переписной книге 1707 г. в Подгородной волости Яренского уезда из 160 жилых дворов 78 было пустых, в Ведской из 50 жилых 21 пустой, в Шеномской из 111 — 86 и т. д. Наряду с побегами бывали случаи отказа от уплаты налогов. Так, в 1730 г. крестьяне ряда волостей (Кибердской, Межадорской и др.) отказались платить повышенный ямской сбор1. Массовые жалобы крестьян были направлены против ^купечества, захватывавшего крестьянские земли. Эта борьба приводила иногда к расправе крестьян с наиболее ненавистными им представителями купечества. Так, в 1739 г. был убит вместе с семьей крупнейший из яренских купцов Иван Суханов 2. Одним из проявлений классовой борьбы было образование отрядов из обезземеленных крестьян, половников, а также наемных работников, действовавших против эксплуататоров. Так отряд атамана Ивана Кириллова, по свидетельству современников, вовсе не трогал местного крестьянства и его имущества. Действия его были направлены исключительно против местного купечества3. Растущее недовольство народных масс жестоко подавлялось царскими властями. Культура народа коми имела целый ряд специфических черт как в языке, обычаях и верованиях, так и в производственных навыках и приемах. В топографическом описании Архангелогородской губернии Т. Тутолмина читаем по этому поводу: «Древние жители сей страны были... зыряне, которые и поныне, обитая в Архангелогородской губернии, удержали наименовании свои, язык и образ жизни» 4. Кроме языка, коми сохранили до XVIII в. свою письменность, образцы которой находим в книге И. И. Лепехина. В ней имеется описание целого ряда характерных особенностей в быту, одежде и обрядах, в том числе пережитков языческих верований, особенностей в постройке дворов, в орудиях производства и т. д.5 Так И. И. Лепехин отмечает малое распространение телег. «У тутошнего жителя и с фонарем колеса не сыщешь, носами они ездят верхом, тягости возят на дровнях или санях» 6. Употребление телег наблюдалось только в соседних с русскими районах. Совместная жизнь и тесные связи с русским населением приводили к взаимному влиянию и воздействию культур. Большое распространение среди населения имело знание русского языка и русской письменности. Об этом свидетельствуют переписные книги Яренска и Устьсысольского погоста начала XVIII в., где сведения о каждом дворе подписывались его владельцем. В 20-х годах в доме Сухановых находился специальный учитель «ради обучения детей грамоте» .От 20-х годов XVIII в. дошли до нас образцы устного творчества народа коми. Среди них видное место занимают легенды, связанные с обогащением и гибелью одного из наиболее предприимчивых представителей семьи Сухановых — Ивана Афанасьевича, получившего прозвище Ши-пицы . Имеются некоторые сведения о медицинских познаниях населения. Одного из подобных врачей из народа встретил во время своего путешествия И. И. Лепехин, записавший несколько его рецептов2. Народная медицина пыталась, например, применить для лечебных целей нефть3. На протяжении первой половины XVIII в. значительно повышается общая товарность хозяйства Коми-края, разделение его территории на два района с ярко выраженной специализацией каждого. Усиливается процесс расслоения черносошного крестьянства Коми. Вследствие концентрации земельных владений и ростовщических операций купечества и крестьянской верхушки происходило закабаление непосредственных производителей-охотников и земледельцев. Вместе с тем сильное увеличение денежных сборов и натуральных повинностей, падавшее на первую четверть XVIII в., подрывало основы среднего крестьянского хозяйства. Это приводило к обезземеливанию известной группы крестьянства и значительному отливу населения. |
← Назад Вперед → | Страницы: ← Назад 1 2 3 4 5 ... 51 52 53 54 55 * 56 57 58 59 ... 148 149 150 151 152 153 Вперед → Модераторы: Lesla, ЯТБ, dimarex, эльмира катромская |
Генеалогический форум » Географический раздел » СТРАНЫ И РЕГИОНЫ » Российская Федерация » Россия, Северо-Западный округ » Вологодская область » Яренский уезд [тема №44698] | Вверх ⇈ |
|
Сайт использует cookie и данные об IP-адресе пользователей, если Вы не хотите, чтобы эти данные обрабатывались, пожалуйста, покиньте сайт Пользуясь сайтом вы принимаете условия Пользовательского соглашения, Политики персональных данных, даете Согласие на распространение персональных данных и соглашаетесь с Правилами форума Содержимое страницы доступно через RSS © 1998-2025, Всероссийское генеалогическое древо 16+ Правообладателям |