⮉
| VGD.ru | РЕГИСТРАЦИЯ | Войти | Поиск |
Яренский уезд Яренский уезд Вологодской губернии - история, демография, миграционные процессы.
|
| Вперед → | Страницы: ← Назад 1 2 3 4 5 ... 25 26 27 28 29 * 30 31 32 33 ... 152 153 154 155 156 157 Вперед → Модераторы: Lesla, ЯТБ, dimarex, эльмира катромская |
| Гобан Россия, Республика Коми, г. Сыктывкар Сообщений: 1915 На сайте с 2010 г. Рейтинг: 3306 | Глеб Горбовский ЗЫРЯНЕ Моей бабке А.А. Сухановой Издревле мы, из рани, древляне, ведуны, дремучие зыряне, на воду шептуны. Голубоглазый воздух над нашей головой. Из мёда мы, из воска, из ягоды живой. С кислинкою, с грустинкой, с куделью бороды, с прозрачной паутинкой, летящей вдаль мечты… Из нежити, из драни, из стыни и огня — зоряне, северяне, зелёная родня! …Не оттого ль, однако, как бред во мне, как бес, сидит занозой тяга — в глушь вековую, в лес? Из рвани — не в дворяне, с топориком — в рассвет! Таёжные цыгане, мы есть и как бы — нет… Порхают наши дети, как пчёлы без цветов, пока не ткнутся в сети прелестных городов. Из сини мы, из рани, крестьяне, рыбари, лесные соборяне, хранители зари! |
Лайк (19) |
| Гобан Россия, Республика Коми, г. Сыктывкар Сообщений: 1915 На сайте с 2010 г. Рейтинг: 3306 | Фильмы Анатолия Балуева http://dmayburov.livejournal.com/100484.html dmayburov March 22nd, 13:01 Несколько месяцев назад на youtube появились фильмы коми-пермяцкого режиссёра Анатолия Балуева. |
| Гобан Россия, Республика Коми, г. Сыктывкар Сообщений: 1915 На сайте с 2010 г. Рейтинг: 3306 | Долгожданное «Предание о чуди» увидело свет http://www.etnic.ru/video/predanie-o-chydi.html Коми сторик и реконструктор Игорь Андриянов из Сыктывкара завершил работу над фильмом «Предание о чуди». Фильм снимался больше года. Как рассказал Финно-угорскому порталу автор «Предания», это самая долгосрочная его киноработа. В двадцатиминутном «Предании о чуди» две сюжетных линии. Первая основана на преданиях, добытых из письменных и устных фольклорных источников. Большинство из них принадлежит Удорскому району, где издавна проживала чудь. Вторая линия относится к сегодняшнему дню. О народе, жизнь которого покрыта тайной и обросла множеством мифов, повествуют ученые. Научными консультантами Игоря Андриянова стали этнографы Института языка, литературы и истории КНЦ УрО РАН Павел Лимеров, Олег Уляшев, археолог Элеонора Савельева. В «Предании о чуди» в несколько художественном варианте перерабатываются основные легенды о самом загадочном населении Коми вплоть до начала XX века, после чего, согласно легендам, представители чуди окончательно исчезли. Художественно-постановочная часть фильм снималась в лесу под Сыктывкаром. Вокальную композицию «Плач чуди» к картине создавали на основе нескольких вариантов наиболее архаичных плачей и молений пермских народов, начиная от удмуртов и заканчивая коми ижемцами. На их основе был создан оптимальный вариант-стилизация напева под текст «плача». Плач чуди» исполнила специалист-этномузыковед, инструктор-методист Колледжа искусств Республики коми Надежда Чашникова. Текст песни был записан фольклористами Коми во время полевых сборов в селе Чернутьево Удорского района и опубликован в книге «Сотворение мира», составителем которой является кандидат филологических наук Павел Лимеров. СМОТРЕТЬ ФИЛЬМ |
| Гобан Россия, Республика Коми, г. Сыктывкар Сообщений: 1915 На сайте с 2010 г. Рейтинг: 3306 | https://sites.google.com/site/destesaviran/the-team/cud Чудь В бурю поморы читали заговор против чуди, финские лопари убили двух заблудившихся студентов, приняв их за чудь, чудью пугали непослушных детей. Примерно такой «заставкой» открывает тему о чуди Р. Агеева1. В ней многочисленные факты, сохранившие жуткий образ таинственного древнего народа, склонного к убийствам. Черта свойственная не многим, но воинственным, оставившим о себе печальную историческую память. Таким в древности были ассирийцы, эфталиты, а в средневековье – русь. По преданиям карел (и не только) чудь – «душегубы лютые», каждое лето приходили с гор и убивали много людей. Кто они мы не знаем, но располагаем кое-какой, правда, не очень надежной информацией об их потомках. Одни из них коми- зыряне и пермяки, хотя они отличали себя от старой «настоящей чуди». Молва числила за карелами и некоторыми мелкими югорскими народами также чудское происхождение, хотя лопари, которые хорошо знали чудь, не смешивали их с карелами. Причина, очевидно, в соседстве, они знали чудь в лицо. Ричард Джемс, посетивший Россию в начале 17 века, записал, что в Холмогорах «прежде жила чудь, и они говорили на языке, отличном от языка лопарей и самоедов, но теперь они там больше не находятся». Из русской летописи известно, что в перечне народов севера чудь непременно следует за русью (еще одной неизвестной народностью) и подразделяются на чудь заволочскую и поморскую (у моря Варяжского т.е. Балтийского). Последние были соседями новгородских славян. Как союзниками киевских князей, принимали участие во всех их походах и последствии в числе «лучших людей» удостоились чести быть переселены в Киев. От них там осталось название «чудских ворот». Невероятно, предания о чуди носят глобальный характер. Они не ограничиваются Восточной Европой и уходят в Сибирь до Байкала. По преданиям алтайцев, во времена давние Алтай был также населен чудью2. И хотя Агеева и другие относят их к финно-угорским племенам, а в этнониме видят след языка готов или славян, доподлинно их этническое происхождение неясно. То же можно сказать, об облике. Агеева, на основании того, что коми-пермяки считали своими предками чудь, приводит их описание: волосы темно-русые, почти черные, лицо продолговатое, кожа смуглая, глаза темно-карие и карие, нос прямой и узкий, губы тонкие, подбородок острый, из которого вырисовывается облик людей средиземноморского расового типа, но отнюдь не северного3. В книге «Тайная история татар и Великого переселения народов» приведена иная версию происхождения чуди. Их этноним имеет связь с кетами4, а появление на севере Восточной равнине с расселением сейминско-турбинских племен, которых не стоит смешивать с современными кетами. Их молва относить к числу загадочных народов Сибири, но фактически они потомками аборигенов Северной Азии, но не настоящих кетов. Их облик низколицый монголоидный, не оставляет сомнений в родовых связях с населением Западной Сибири. По всем признакам, древние кеты имели иной облик, а именно: средиземноморский, распространенный в то время в Южной Сибири, но из-за связей с таежными монголоидами, в основном через женщин, приобрели некоторые признаки монголоидов. До нас дошло всего одно изображение – это фигурка кинжала из Ростовкинского могильника близ Омска. По мнению В. Матющенко, у него широкое лицо, выступающие скулы, раскосые глаза и уплощенное лицо. Явно монголоидный тип. Изображение воина на рукояти ножа . Все ли из них имели подобный расовый тип? Сказать трудно, учитывая многокомпонетность сейминско-турбинских племен. Известно, что они в своем движении на запад увлекли за собой другие народы, а в Зауралье пополнили свои ряды выходцами из срубно-абашевской среды (иранцев), которые заняли в их составе «особое положение, но вряд ли достаточно высокое положение»5. Возможно, некоторые ответы на вопросы о чуди можно найти в исторических событиях, которые предшествовали их появлению на арене истории в XVI вв. до н.э.. Их судьба тесно переплетена с двумя другими, не менее известными народами Азии. Карасукцами и китайцами Аньяна. Все они имели сходную, а главное передовую для того времени культуру металлообработки и занимались коневодством. Влияние этой культуры достигло таежных областей, загадочных самусьцев, но это, похоже, предки современных кетов. Настоящие кеты занимали плодородные земли Южной Сибири, богатые запасами меди и олова. По всем признакам они люди пришлые. Прибыли откуда-то с юга, хотя отмечаются связи с населением Прибайкалья (древними средиземноморцами?). Коневодство, в частности изображения лошадей на рукоятях ножей, связывают их с регионами Монгольского Алтая и Восточного Тянь-Шаня. С культурами неолита и бронзы Прибайкалья (Исаково, Китой, Серово, Глазково) их роднить кремниевый инвентарь6. Если попытаться реконструировать исторические события, которые привели к появлению на исторической арене чудь, то вероятнее всего, оно имело связь очередными подвижками степного населения в период расселения иранцев. Появление андроновцев в степях восточной части Евразии, о которых можно судить по мумиям Тарима (XVШ века до н.э.) не обошлось без кровавых разборок. В это же время, как отмечает антрополог К. Солодовников, в горных и лесостепных «районах Южной и Западной Сибири складываются культуры самусьско-сейминского историко-хронологического пласта, в числе которых кротовская, самусьская, каракольская и наиболее яркая – окуневская». Сходство между ними определяется единым антропологическим обликом средиземноморского происхождения, появление которого объясняется «масштабной миграцией населения из районов Передней Азии». Известно, что на север переселись только мужчины, и жен он они взяли на месте из числа местных женщин. Афанасьевцы были их соседями, но их отношения нельзя назвать, ни дружескими, ни враждебными. Скорее всего, они, как и индоарийцы, были озабочены «чистотой свое крови». По-иному себя повели андроновцы. Они появились позднее, и оттеснили какую-то часть «кавказских» племен» на север, а с другой ее частью - сошлись. Таким образом, древний иранский палеоевропеоидный тип дополнился кавказским, а точнее средиземноморским7. В этот водоворот событий оказались вовлечены также предки тохар. Они появились на исторической арене в тоже время, что и самусьцы, и также как и они имели средиземноморский облик, а именно: высоколицый и узколицый, аналоги которому можно найти в Передней Азии. В процессе большой миграции из Поволжья, где-то на востоке они сошлись сейминско-турбинскими племенами. Интересно, предки тохар не имели у себя на родине традиций металлургического производства, подобного сейминско-турбинским, но неожиданно обрели на востоке. То же случилось с китайцами. Они также неожиданно обрели технологию бронзолитейного производства, и коневодство. Но где состоялась историческая встреча неясно. Возможно, ответ кроется в языке кетов, необъяснимый с точки зрения развития культур Северной Евразии, но имеющий определенные аналогии с переднеазиатскими культурами и древним населением северо-запада Китая. В частности, в речи кетов отмечаются связи с тибето-бирманскими языками. Остается только предполагать, что тохары могли заимствовать прогрессивные достижения от своих продвинутых соседей где-то между Китаем и Алтаем. Весьма вероятно, в Восточном Туркестане. Возможно, они и повинны в изгнании сейминско-турбинских племен. Как бы то ни было, с этого времени в центральноазиатском регионе начинается эра трехсотлетнего доминирования карасукцев, а на севере Евразии - эра тысячелетнего доминирование чуди. Если точно, то оно (доминирование) растянулось почти на две с половиной тысяч лет. Их имя было известно Иордану - создателю истории "Деяния готов", и Нестору - творцу "Повесть временных лет". По-видимому, их с полным основанием можно сравнить с конкистадорами, но только бронзового века, прошившими в поисках «чести и богатств» толщу евразийских культур. Их памятники разбросаны на огромных расстояниях. От Манчжурии до Финляндии и Молдовы, а путь отмечен грабежами и массовыми убийствами. В итоге им удалось захватить власть над многими народами. И память о них дошла до нас в преданиях о чуди, имя которых, даже спустя тысячелетия, наводило ужас на население севера России и Сибири. Известный историк Бочкарев полагает, что уход абашевцев и срубников из лесостепных регионов в степи был вызван появлением агрессивно настроенных сейм-турбинских племен. То есть чуди. После чего, огромный край перешел в их безвозмездное пользование. Р. Агеева приводит карту ареала чуди (чудь, чудин, чудской). Заметно выделяются скопления в районе проживания заволочской (Вологда) и варяжской чуди (Чудское озеро), в Архангельской области (карела), на Урале (коми) и Подмосковье. Если наложить ее на карту гаплогрупп J, то налицо совпадение по северу Среднерусской Равнины8. Карта концентрации гаплогрупп J и ареала чуди (ареал чуди по Р. Агеевой). Среди носителей гапло J выделяются два субклада. Один J2а, другой J2b. Какой и откуда сказать сложно, ибо трассы их носителей, весьма запутаны. Со стороны Балкан их могли занести шнуровики, со стороны Южной Сибири – потомки древних скотоводов Азии. Но родина у них одна, а именно: Передняя Азия. Высоколицый узколицый средиземноморский тип чаще всего можно встретить в Иране, но видоизмененный, также среди населения Восточной Европы. По данным генетики среди русских и коми Приуралья, поморов Архангельской области и населения Западной Сибири живут носителями гаплогруппы N1b, время появления которых в Восточной Европе совпадает с расселением сейминско-турбинских племен. На этом основании некоторые из исследователей пытаются отождествлять их носителями сейминско-турбинских племен, но такое решение кажется чересчур простым. Если они и были среди них, то в качестве одного из компонентов. Примечание. 1. статья «Русь, чудь и вси языци» Книга «Страны и народы: происхождение названий. Наука. 1990г. 2. А. М. Сагалаев. Алтай в зеркале мифа. Новосибирск. Наука. 1992. 3. Безоговорочно принимать это мнение трудно. В эпоху Великого переселения народов в среду коми влились сарматы. Они принесли с собой понтийский тип, который до сего времени отчетливо проявляется у всего лесостепного населения от Среднего Урала до Поднепровья. Далее на запад, его много у болгар и венгров. 4. Переход звука «к» в «ч» явление обычное. Греческое керкеты, современные черкесы. Карл-Чарльз. 5. Е. Черных. С. Кузьминых. Статья о сейминско-турбинском феномене в сборнике Археология СССР. 6. Возможно, в процессе этих перемещений чудь перенесла название горного массива Южной Сибири Алтая на Валдай. Но это могли сделать также угры в процессе большой миграции и-за Урала. 7. В.А.Дремов. Антропологические данные о южных связях населения Сибири эпохи неолите и бронзы. Но этот расовый тип не был единственным. Другой во многих отношениях сходный с ним (высоколицый и долихокранный с резко выступающим носом) расовый тип отличался широким лицом. Солодовников К. Н. Население горного и лесостепного Алтая эпохи ранней и развитой бронзы по данным палеоантропологии. 8. На карте гаплогрупп повышенными значениями J отчетливо выделяется Кавказ, Верхнее Приднепровье, южные и юго-восточный регионы России. В последних двух происхождение носителей гапло J имеет явную связь со степным населением (срубниками, скифами, сарматами, аланами, татарами). Логично, они жили между населением севера и юга и них черты тех и других. И как мы увидим дальше, со степными племенами, родственными чуди, которые в годы Великого переселения народов достигли Восточной Европы. Здесь ими были образованы государства Куявия, Арсания и Славия. Их наследники Киевский каганат, Рязанское княжество и Новгородская республика. |
| Гобан Россия, Республика Коми, г. Сыктывкар Сообщений: 1915 На сайте с 2010 г. Рейтинг: 3306 | http://www.dopotopa.com/a_komo..._chud.html А.Комогорцев. Таинственая чудь. Кем были чудские металлурги? Мои работы на разные темы > Работы других авторов на разные темы > А.Комогорцев Главная страница сайта Содержание с анонсами НОВОСТИ и обновления О легендарном племени чудь, населявшем некогда север европейской части России и Приуралья, известно в основном из преданий народности коми. Предания о чуди - органичная составляющая фольклора не только живущих на севере русских, но и их соседей от Скандинавии до Урала. Современная историография отождествляет чудь с финно-угорским населением северо-востока Русской равнины. Считается, что под именем "чудь" выступали предки современных эстонцев, вепсов, карелов, коми и коми-пермяков. Возникнувшее в новгородских землях и зафиксированное уже в начальных строках летописей, это этническое определение для народов с языком и обычаями отличными от славянских (или "чудными"), по мере продвижения русских на восток распространилось до Урала, а затем проникло и в Сибирь. |
| Гобан Россия, Республика Коми, г. Сыктывкар Сообщений: 1915 На сайте с 2010 г. Рейтинг: 3306 | http://samlib.ru/t/turow_w_a/ Туров Валентин Алексеевич: биармия - продолжение гипербореи http://www.proza.ru/2013/01/01/1070 О заволоцкой Чуди Александр Чашев http://lib.rus.ec/b/370923/read ВЛАДИМИР ПЕТРУХИН МИФЫ ФИННО-УГРОВ ВВЕДЕНИЕ Мир и миф древних финно-угров. Финно-угорская общность: миф и язык |
| Гобан Россия, Республика Коми, г. Сыктывкар Сообщений: 1915 На сайте с 2010 г. Рейтинг: 3306 | Журнал Министерства Народного Просвещения, июль 1864 г. К ВОПРОСУ О НАРОДАХ, ОБИТАВШИХ В СРЕДНЕЙ И СЕВЕРНОЙ РОССИИ ДО ПРИБЫТИЯ СЛАВЯН. http://www.kolamap.ru/library/1886_europeus.html I. Археологические исследования о первобытном состоянии России до появленья в ней Славян долгое время ограничивались почти одним собиранием и описанием некоторых древних предметов, причем, конечно, нельзя было представить никаких твердых этнографических данных, которые доказывали бы существование того или другого до славянского народа в северной и средней России. Некоторые филологи и историки, как-то: академик г. Шегрен, знаменитый исследователь финско-венгерских и северно-азиатских языков г. Кастрен, редактор книги “Список населенных мест Владимирской губернии” и др., конечно, обратили внимание и на местные названия нерусского происхождения, особливо в северной и средней России до Оки реки, и хотя еще не имели никаких верных оснований, однако же утверждали, что большая часть таких названий не только в северной и средней России, но и в приалтайском крае, в Сибири, будто финского происхождения. Один г. Шегрен откровенно признавал, что по крайней мере некоторые названия, встречающиеся около северной Двины, принадлежат языку пока неизвестному. Окончательное определение этих названий, даже при самых тщательных исследованиях, должно было в самом деле быть невозможным, пока в 1864 году членом венгерской академии, г. Гунфалви, не была издана первая часть исследований вогульского языка, произведенных знаменитым венгерским путешественником и исследователем приуральских языков, г. Антоном Регули. Это сочинение, вышедшее под заглавием: Reguly Hagyomanyai, то есть, Регульево наследство, не раньше двух лет тому назад сделалось известным у нас в России. |
| Гобан Россия, Республика Коми, г. Сыктывкар Сообщений: 1915 На сайте с 2010 г. Рейтинг: 3306 | http://www.gazeta-respublika.ru/article.php/54392 Зырянское родословие от Марии Ельсовой / Сыктывкарский краевед проследила генеалогию всех жителей Усть-Сысольска за несколько веков. = Сыктывкарская исследовательница составила родословную села Выльгорт Сыктывдинского района Коми. Вышла в свет книга Родословная роспись уроженцев села Выльгорт за 16-20 век, составленная краеведом Марией Ельсовой, которая до выхода на пенсию работала в Национальной библиотеке Коми. В первой части издания собраны данные обо всех жителях села, начиная с его основания до наших дней. Основу книги составляют фамилий людей, поселившихся в Выльгорт в 19-20 веке. Исследователю удалось собрать сведения о более четырех тысячах семей. Книга основана на материалах Национального архива Коми, архива Сыктывдинского района, Российского архива древних актов. Отдельные статьи рассказывают об истории села Выльгорт, деревень и церквей района. Ватманов Власов Денисов Жаков Жижев Игушев Каликов Киселев Козлов Костин Кочев Кузиванов Кузьпелев Лыткин Мальцев Налимов Оплеснин Пылаев Русанов Сенькин Сивков Соколов Суханов Тренев Худяев Чеусов Шеболкин Юркин И много других фамилий жителей поселившихся в селе Вильгорт в 19 - 20 вв. |
Лайк (1) |
| Гобан Россия, Республика Коми, г. Сыктывкар Сообщений: 1915 На сайте с 2010 г. Рейтинг: 3306 | Коми инкогнито" расскажет об истории и современности пермского звериного стиля http://www.krtk.ru/video/1505/ http://3wk.ru/%D0%B7%D0%B2%D0%...b2e1d.html История и современная жизнь пермского звериного стиля стала темой новой серии из цикла «Коми инкогнито» на телеканале Юрган. Главный герой нового телесюжета - литой олень, который на протяжении всей серии создают мастера-реконструкторы Игорь Андрианов и Максим Филиппов. Режиссер Сергей Авдеев и журналист Алена Терентьева выяснили, что технология создания мифических фигурок в пермском зверином стиле практически не изменилась. Что такое пермский звериный стиль, когда он зародился, каковы его особенности и какой след он оставили в современной культуре - об этом съемочной группе «Коми инкогнито» рассказала археолог Элеонора Савельева. В Коми бронзовые фигурки, изображающие животных, находили в бассейнах рек Печоры и Вычегды. Следы звериного стиля обнаруживают также в Тюменской области и Пермском крае. Изображения дают понимание того, как далекие финно-угорские предки представляли себе окружающий мир. К примеру, коми делили его на три части - небесный, где обитают птицы, средний, где живут люди и звери и нижний мир мертвых. Поэтому в сложных образах пермского звериного стиля фигурки животных и человека переплетаются диковинным образом. Предметы, выполненные в зверином стиле, находятся в нескольких музеях России - начиная от местных Чердынского краеведческого музея и коллекций Пермского государственного университета и кончая Государственным историческим музеем и Государственным Эрмитажем. В кадре "Коми инкогнито» окажутся предметы музея КНЦ Уро РАН. |
| Sosna Санкт-Петербург Сообщений: 304 На сайте с 2012 г. Рейтинг: 10617 | Гобан написал: О легендарном племени чудь, населявшем некогда север европейской части России и Приуралья, известно в основном из преданий народности коми. Предания о чуди - органичная составляющая фольклора не только живущих на севере русских, но и их соседей от Скандинавии до Урала. Встретила очень интересные книги по истории Пермского края. Может быть Вам это будет интересно в Ваших исследованиях по истории края. Автор сборника исторических статей и материалов Дмитриев А. "Пермская старина", Древности бывшей Перми Великой 1880. starieknigi.info/Knigi/D/Dmitriev_A_Permskaya_starina_01_1889.pdf |
| Гобан Россия, Республика Коми, г. Сыктывкар Сообщений: 1915 На сайте с 2010 г. Рейтинг: 3306 | http://russiasib.ru/krestyanstvo-krestyane/ Крестьянство в XVII — первой половине XIX в. Сибирское крестьянство, начиная с XVII в., формировалось в основном выходцами с Русского Севера: промышленными и гулящими людьми из Поморья (бассейн рек Пинеги и Мезени); черносошным (т. е. невладельческим) крестьянством из Сухонско-Двинского бассейна; зырянским промыслово-земледельческим населением из расположенного между Северной Двиной и Уралом Яренского края (бассейн реки Вычегды). Мезенцы, двиняне и зыряне-вычегодцы попадали в Сибирь либо непосредственно, либо через Предуралье, Ближнее Зауралье, а также Среднее Поволжье. Районом притяжения северян здесь выступал Вятский край, особенно юг с центром в слободе Кукарской. |
| Вперед → | Страницы: ← Назад 1 2 3 4 5 ... 25 26 27 28 29 * 30 31 32 33 ... 152 153 154 155 156 157 Вперед → Модераторы: Lesla, ЯТБ, dimarex, эльмира катромская |
Генеалогический форум » Географический раздел » СТРАНЫ И РЕГИОНЫ » Российская Федерация » Россия, Северо-Западный округ » Вологодская область » Яренский уезд [тема №44698] | Вверх ⇈ |
|
|
| Сайт использует cookie и данные об IP-адресе пользователей, если Вы не хотите, чтобы эти данные обрабатывались, пожалуйста, покиньте сайт Пользуясь сайтом вы принимаете условия Пользовательского соглашения, Политики персональных данных, даете Согласие на распространение персональных данных и соглашаетесь с Правилами форума Содержимое страницы доступно через RSS © 1998-2025, Всероссийское генеалогическое древо 16+ Правообладателям |