⮉
VGD.ru | РЕГИСТРАЦИЯ | Войти | Поиск |
Яренский уезд Яренский уезд Вологодской губернии - история, демография, миграционные процессы.
|
← Назад Вперед → | Страницы: ← Назад 1 2 3 4 5 ... 18 19 20 21 22 * 23 24 25 26 ... 148 149 150 151 152 153 Вперед → Модераторы: Lesla, ЯТБ, dimarex, эльмира катромская |
Гобан Россия, Республика Коми, г. Сыктывкар Сообщений: 1912 На сайте с 2010 г. Рейтинг: 3285 | Глеб Горбовский ЗЫРЯНЕ Моей бабке А.А. Сухановой Издревле мы, из рани, древляне, ведуны, дремучие зыряне, на воду шептуны. Голубоглазый воздух над нашей головой. Из мёда мы, из воска, из ягоды живой. С кислинкою, с грустинкой, с куделью бороды, с прозрачной паутинкой, летящей вдаль мечты… Из нежити, из драни, из стыни и огня — зоряне, северяне, зелёная родня! …Не оттого ль, однако, как бред во мне, как бес, сидит занозой тяга — в глушь вековую, в лес? Из рвани — не в дворяне, с топориком — в рассвет! Таёжные цыгане, мы есть и как бы — нет… Порхают наши дети, как пчёлы без цветов, пока не ткнутся в сети прелестных городов. Из сини мы, из рани, крестьяне, рыбари, лесные соборяне, хранители зари! |
Лайк (19) |
Гобан Россия, Республика Коми, г. Сыктывкар Сообщений: 1912 На сайте с 2010 г. Рейтинг: 3285 | http://www.runivers.ru/newenc/184877/ Удорская земля Часть территории Яренского уезда, сформировавшаяся в течении XV в. на ее северо-западе в бассейнах рек Мезень и Вашка. Первоначально существовала обособлено от Перми Вычегодской Основу земли составляли три погоста по реке Удоре: Венденга, Кривой Наволок, Важгорт, и два на Верхней Мезени: Глотова слобода и Кослон. Этническая группа удорских коми (удораса) сформировалась в XV веке. Она сложилась в результате слияния нижневычегодских пермян с представителями прибалтийско-финских народов - вепсов, карел, а также с русскими. В XVI веке происходило заселение верхней Мезени - туда пришли вымские коми. В волости Глотовой Слободки, помимо русских, сформировалась группа глотовских коми. Существует предположение, что на Удору бежали жители Перми Вычегодской, непринявшие крещение Стефана Пермского. Вычегодско-Вымская летопись сообщает о набеге в 1389 году на Яренск пермян с Пинеги и Вашки: «Лета 6897 пришедшу с Удоры и с Пинеги пермяне-идолопоклонницы на Еренский городок, монастырское Пречистые Богородицы пожгли, пограбили, людей монастырских посекли». Крещение Удорской земли произошло в 1444 г., когда по сообщению той же летописи епископ Пермский Питирим: «привел к святой вере пермяков удоренов на Вашке реке, игуменов и попов им дал, святей храмы тамо воздвиг». Включение Удоры в состав Пермской епархии означало фактическое присоединение этой территории к Москве, чему противились новгородцы, осуществив в 1471 г. поход на Вашку и добившись ее временного подчинения. С окончательным падением независимости Новгорода в 1478 г. Удорская земля, как и вся Пермь Вычегодская вошли в состав Московского государства. В жалованной грамоте. Ивана III 1485 г жителям Перми Вычегодской на владение реками, озерами и угодиями, «которыми были их дедины и отчины» называются в числе Удорских земель угодья по реке Удоре (Вашке) со всеми притоками до Олемы и по реке Мезени от верховьев почти до Вашки: «А ловити удореном в тое пермских местах и в реках и озерах всем за один. А государевы дани за соболи и за белку и за бобровые гоны и за кречатьи садбища и за рыбные и звериные ловли с дву сотни с двудесяти осьми люков пять сороков двацеть восемь соболей. Не будет соболь, ино за соболь по четыре гривны». По завещанию великого князя Ивана III 1504 г. «Удора» вместе с «Вычегдой», «Вымью» и «Сысолой» и «со всеми их месты» предназначаются его старшему сыну Василию (т.е. входит в основную территорию великого княжества), а в первой половине XVI века из Удорской земли выделилась самостоятельная земля-волость Глотова Слободка, в состав которой входил и погост Косланский. В 1567 г. Удорская земля была взята в опричнину Ивана Грозного: «...князь Афанасий Вяземский повелением князя великово отписал погосты удорскии на Усть-Вашке и Каращельское, и Олему, и Пинежку, и Кебское присуду мезенскому на опричнину». «Удора» также упоминается в завещании царя Ивана Грозного 1572 г., составленного уже после отмены опричнины, в том же контексте пермских земель, как и в завещании Ивана III 1504 г., предназначавшихся наследнику престола и государства – в 1572 г. царевичу Ивану Ивановичу. В царской грамоте 1582 г. Удора выделена в числе четырех относительно самостоятельных административно-территориальных образований (Еренского городка, Выми, Сысолы). Глотова Слободка в грамоте не названа, возможно, потому что она входила в состав Выми. В 1582 году Удорским сотником являлся Артемий Першин. Ему подчинялись старосты целовальники и другие должностные лица земель волостей. Центром Удоры вероятно являлся погост Важгорт. Как писал академик М.Н.Тихомиров, в Удорской земле «пашня имела второстепенное значение. Жители занимались скотоводством, рыбной ловлей и звериным промыслом». К каждому поселению были приписаны обширные луга и звериные ловли – «слопцы» (ловушки для мелкого зверя) и «плашки» (ловушки для горностая), значительны были и рыбные угодья. Особую проблему в изучении Удорской земли представляет включение ее названия в царский титул и составление в связи с этим специального герба, вошедшего в герб Российского царства, а затем Российской империи. Впервые в 1577 г. на государственной печати появляется отдельная эмблема с изображением хищного зверя с текстом «Печать Удорская». Причем в той же печати располагалось изображение схожего зверя с подписью «Печать Обдорская». В этом случае речь могла идти о территории в Сибири на Оби. Ведь рядом с ней располагались «печати» других Сибирских и земель, которые только предполагалось включить в состав Российского царства: «Кондинской» и собственно «Сибирской». Очевидно, схожесть названий и изображений привело к тому, что в наиболее известном источнике русских земельных гербов – Титулярнике 1672 г. оба герба Обдорский и Удорский были помещены в одном геральдическом щите-картуше. Уже в позднейших описаниях Большого герба Российской империи обе эти герба Удорский и Обдорский еще больше унифицировались и трактуются первый, как «Удорский - в черном поле серебряная лисица с червлеными глазами и языком», второй «Обдорский - в серебояном поле серебряная лисица с червлеными глазами и языком». Оба герба ныне официально утверждены – Удорский, для муниципального района Республики Коми, Обдорский – для Салехарда - столицы Ямало-Ненецкого округа. Но вопрос какая Удорская земля имелась ввиду в XVI-XVII вв. – Вашкинско-Мезенская или расположенная рядом с Обдорской землей схожая по названию сибирская земля остается открытым. |
Гобан Россия, Республика Коми, г. Сыктывкар Сообщений: 1912 На сайте с 2010 г. Рейтинг: 3285 | ТРОИЦА ДЛЯ «ЛЕСУ ДИКОВА» http://www.rusvera.mrezha.ru/517/10.htm Когда говорят о догмате Троицы в связи с историей Коми земли, то непременно вспоминают знаменитый образ «Зырянская Троица», написанный рукой равноапостольного просветителя епископа Стефана Пермского. Действительно, эта икона имела большое значение для просвещения пермян-язычников, посредством ее святитель очень доходчиво, в образе древа с тремя ветвями, объяснил лесным жителям самый сложный церковный догмат. Это было в начале христианизации Коми края. Но немногие знают, что Пресвятая Троица была и с теми, кто завершал дело святого миссионера. Сейчас к изданию готовится книга коми краеведа Н.С.Калинина «История Удорского района», в которой автор на основе летописных документов показывает, что «удорский угол» был самым неподдающимся для христианской проповеди. Именно туда с Вычегды бежали жрецы-язычники, потеряв под ногами почву после Стефановой проповеди. Туда же, по некоторым сведениям, ушел и Пам – верховный жрец, посрамленный после того, как отказался войти вместе со Стефаном в горящий костер. По легендам Удора в ту пору имела свою пермскую княжескую власть, и, естественно, отцы народа (айки) не хотели изменять языческой вере предков, которая помогала им править. Каким же образом пришло христианство на эту землю? Вот что нашел в архивах Николай Степанович КАЛИНИН. В Вычегодско-Вымской летописи есть запись за 1444 год (48-й год после кончины епископа Стефана): «Владыко Питирим привел к святой вере пермяков-удоренов на Вашке-реке, игуменов и попов им дал, святеи храмы тамо создвиг». Вашка – это река в глубине Удорского края. Вероятнее всего, владыка Питирим пришел на Удору по этой реке со стороны Яренска и в ознаменование того, что достиг Удоры, в первом же населенном пункте – Вендинге – основал монастырь. Однако более точных данных о времени появления монастыря не имеется. В «Истории российской церковной иерархии» о нем не упоминается, следовательно, митрополит Евгений, писавший эту историю, не знал о его существовании. Причина тут одна: это был маленький мужской монастырь в таежной глухомани Севера России. Но в Жалованной грамоте Ивана III за 1585 год (т.е. через 30 лет после смерти епископа Питирима), в которой впервые упоминается Удорская земля, мы можем найти: «Да на Удоре ж, на Вендюге Монастырское Троицы Вознесения. А угодии к тому монастырю по реке по Удоре вверх по версте да вниз по версте ж, да от реки по правые и левые стороны лесу дикова по две версты; да монастырю ж, игумену Прохору или то по нем будет рыбные ловли речка Пурвежа да озеро Вежависка». После основания Троицкого монастыря в 1444-1455 годах летописи и другие документы хранят о нем молчание в течение 150 лет. Что случилось с ним за эти годы? Сохранилось несколько преданий. Вологодский историк Н.И.Суворов в 1868 году писал: «Ныне про Венденгской Успенской церкви... сохранилось предание, что означенная Троицкая пустыня сперва находилась в 9-ти верстах от этой церкви вниз по р.Вашке на правом ее берегу, но из-за подрыва берегов напором воды монастырь сначала был переведен на левый берег реки на одну версту ниже по течению против д.Крестовской, где в 1667 г. и была построена деревянная монастырская церковь во имя Святой Троицы». Сохранилось несколько народных преданий, приписывающих основание монастыря Стефану Пермскому. Так, со слов Важгортского крестьянина И.Качина в 1925 году в Кослане записано устное сказание о деятельности Стефана Пермского на Удоре – «Удорская княгиня», где говорится: «Прибыл Степан Пермский на Вашку, стал крестить вашчан и строить церкви. Важгортцы, венденгцы крестились без большого сопротивления. Не хотела новую веру вендингская княгиня. Пока Степан строил в Венденге монастырь, она ежедневно выезжала на середину реки Вашки и с утра до позднего вечера пела песни о прежней привольной жизни и оплакивала свою неудачную старость, а встреч со Степаном и людьми избегала. Однажды пришел на берег против того места, где она пела, Степан и стал просить, чтобы она вышла на берег к нему на беседу. Княгиня не обращала внимания на слова Степана, а все пела свою песню. Тогда Степан попросил ее подать лодку, чтобы переехать на другой берег реки. Она не обращала внимания на слова Степана и продолжала петь свою песню. Тогда всесильный Степан подъехал к ней на том камне, где он сидел на берегу, и причалил к лодке княгини. Чтобы не слушать проповеди Степана, княгиня пропела еще раз свою песню сначала и до конца, а затем бросилась в реку и утопилась». Священник Ертомской Троицкой церкви Н.Казаков в «Ведомостях» сообщал еще один факт: «На Удоре есть древний крест, с которым связаны разные предания о просвещении удорских зырян. Эти предания говорят, что святитель Стефан сам побывал на Удоре, прошел до Венденгского прихода, всюду крестил народ и в память своего посещения поставил сделанный новопросвещенными зырянами крест на берегу реки Вашки – там, где ныне стоит Крестовая деревня». В этих преданиях важны не ссылки на епископа Стефана (монастырь не мог быть им основан), а упоминания самого монастыря и Поклонного креста. Исторически они между собой тесно связаны, поскольку, скорее всего, крест был поставлен в память Троицкого монастыря на том самом месте, на котором тот первоначально располагался. Крест стоял внутри часовни. По описанию того же священника Н.Казакова, он был изготовлен из толстого соснового дерева и имел вырезанную надпись: «Поставлен бысть крест лета 7078 года января 7 дня». По нынешнему летоисчислению – в 1570 году. А 7 января по старому стилю – это первый день после Крещения Господня. По преданию, записанному в ертомской Троицкой церкви, деревянный крест был установлен возобновителем Троицкой (Крестовоздвиженской) пустыни монахом Иовом. Краевед А.А.Попов, уроженец с.Ертом, в 1908 – 1916 годах видел этот крест несколько раз и зарисовал его вид. Интересно, что на средней перекладине, в центре, был врезан старинный медный крестик. Сей крестик и являлся главной святыней. Староста часовни, житель деревни Крестовой Илья Матвеев, рассказал А.А.Попову легенду о том, как на черемухе был когда-то давным-давно обнаружен медный крест. Его сняли с черемухи, перенесли в сельскую церковь, но на следующий день он снова оказался на черемухе. И так повторялось три раза, пока не врезали его в часовенный Крест. Эта, сильно разросшаяся, черемуха сохранялась еще до 1916 года. Она росла у северной стороны часовни, огороженная изгородью. Исследователь А.А.Сидоров, посетивший Удору в 1925 году, отмечает такую подробность: «Перед крестом от стены до стены проведен брус... На нем вырезан орнамент, имеющийся на ручке костяной ложки, найденной в Кудымкаре у пермяков, и относимой А.А.Синицыным к XIII – XIV векам», то есть ко времени жизни Стефана. Но этот орнамент могли вырезать и позже. В любом случае, крест был очень древним, священник И.Верюжский отмечал: «В продолжение четырех веков то огонь, то время истребили несколько часовен, но к кресту не прикоснулась разрушительная сила тления». Какова дальнейшая история деревянного креста, неизвестно, а вот история медного крестика была следующей. По сведениям краеведа А.А.Попова, недалеко от часовни с крестом в том же лесу была построена другая, более вместительная часовня. Святыней в ней служила икона великомученицы Параскевы размером 60 на 80 см. К этой иконе в день Параскевы Пятницы собиралось множество паломников со всех окрестных деревень. В 1930 годах здание этой часовни было перевезено в с.Ертом, и в нем до 60-х годов размещалась сельская библиотека, а икону Параскевы Пятницы хранила в своем амбаре жительница д.Крестовой Параскева Ивановна Матвеева. Так вот, на этой иконе, по мнению А.А.Попова, и висел тот самый медный крестик, который явился в древности на черемухе. Судя по писцовым книгам Яренского уезда, Троицкий Вознесенский монастырь на Удоре, превращенный в приходской храм, был восстановлен заново после 1608 года. Только переменил название – на Живоначальной Троицы и Воздвижения Креста Господня. Окончательно он опустел в период с 1658 по 1678 гг., просуществовав более 200 лет. Троицкий же собор, оставшийся от пустыни, действовал в д.Крестовской до 1826 года, затем по причине подмыва берега был сплавлен ниже по течению в д.Ертомскую и там освящен заново, а в 1890 году его разобрали за ветхостью. К тому времени почти во всех населенных пунктах Удоры уже стояли церкви или часовни. Христианизация таежного угла Коми земли была завершена. |
Гобан Россия, Республика Коми, г. Сыктывкар Сообщений: 1912 На сайте с 2010 г. Рейтинг: 3285 | "Дух народный возмущен…" / 170 лет назад был подавлен Усть-Куломский бунт - крупнейшее крестьянское выступление в Коми крае http://www.gazeta-respublika.ru/article.php/59279 Диорама "Усть-Куломский бунт" Центральная улица Усть-Кулома, заканчивающаяся Петро-Павловским храмом. Так Петро-Павловский храм выглядит в наши дни. 170 лет назад в Коми крае произошло событие, приковавшее к себе внимание российского кабинета министров и самого государя Николая I. Весной 1843 года после нескольких лет противоборства был подавлен Усть-Куломский бунт – крестьянское восстание, направленное против злоупотреблений местных чиновников. Усть-Куломское восстание стало одним из многочисленных стихийных народных выступлений, прокатившихся по нашему краю в первой половине XIX века, при этом самым массовым, драматичным и ярким из всех. Подробностям и причинам этого бунта посвящена наша сегодняшняя публикация. К царю за правдой Всевозможные социальные катаклизмы характерны не только для нашего времени. Неспокойной, бурной в этом отношении выдалась и первая половина XIX века. Основным мотивом стихийных выступлений государственных крестьян Коми края, пришедшихся на это время, историки называют стремление обрести свободу в хозяйственной деятельности и желание освободиться от бесконечных бюрократических пут. А также снизить или смягчить гнет многочисленных повинностей и податей, которыми были обложены государственные крестьяне северного края. Но основной причиной десятка выступлений, вспыхивавших то в одном, то в другом месте Усть-Сысольского и Яренского уездов, стал «девятый вал» мздоимства и казнокрадства чиновников всех уровней, захлестнувший в описываемое время многие российские губернии. Беззастенчиво присваивавшие себе собранные с крестьянского мира деньги, представители местной власти объявляли о новых сборах средств, обрекая на нищету сельское население. В это же время, как, наверное, никогда прежде, в чиновничью практику вошла и укрепилась система всевозможных подарков, а также денежных подношений для вышестоящего начальства. Вертикаль власти действовала по принципу «рука руку моет…». Однако по мере увеличения начальственных аппетитов все чаще стали наблюдаться и случаи неповиновения со стороны крестьян, выступавших против не-уклонно ползущих вверх поборов. Первой «ласточкой» назревающих нестроений в северных волостях стали единичные еще жалобы и прошения, направляемые жителями сел и деревень вышестоящим чиновникам, даже в Москву на имя царя. В самом начале XIX века «возмутителями спокойствия» стали крестьяне сыктывдинского села Палевицы, забросавшие высшую власть письмами о нерадении, пьянках и мздоимстве сельского старосты. Своеобразную эстафетную палочку от них приняли выльгортские и зеленецкие крестьяне, оказавшие неповиновение зарвавшемуся местному начальству. А вслед за этим, как говорится, пошла писать губерния… В хранящихся в Национальном архиве РК фондах Яренского и Усть-Сысольского уездных судов отложились десятки дел, в которых запечатлено для истории сопротивление северных крестьян в первой половине XIX века творившемуся произволу. А о том, где, на чем «погорел» тот или иной чиновник, сами за себя говорят названия архивных дел. Вот лишь некоторые из них. «Дело о невнесении в уездное казначейство взятых из Косланского селения бывшим Вендингским головою Дубленниковым государственной подати в сумме 170 рублей»; «Рапорт о незаконном сборе с крестьян денег Усть-Вымским волостным головой Васевым»; «Рапорт о присвоении бывшим волостным головою Арабачского волостного правления Рычковым денег, полученных из казначейства на содержание сельских приходов»; «Рапорт об израсходовании в личных целях Сереговским волостным головой денег в сумме 102 рубля, взысканных с крестьян для оплаты землемера во время проверки земли»… Око за око, зуб за зуб... Однако выведение на чистую воду казнокрадов было сопряжено с большими препятствиями. Главное из них – низкий уровень грамотности местного населения. Даже написать прошение со стройным изложением мыслей и фактов было тогда под силу далеко не каждому. К тому же жалобы на самих себя местные власти принимать и фиксировать отказывались; для того чтобы прошение достигло цели, приходилось снаряжать ходоков в уездный, губернский центры, а то и в саму Первопрестольную. Узнав об этом, сельский голова или староста зачастую объявляли жалобщика «ябедником» и давали волю рукам. «Прошение крестьянина Шежамского селения Федора Борисова о поступлении по закону с головой Одинцовым за безвинное сечение розгами крестьян», «Прошение крестьянина Княжпогостского селения Михаила Попова о порке розгами сельским старостой Леушевым» – эти и многочисленные другие архивные материалы красноречиво свидетельствуют, чем в то время зачастую оборачивался для крестьянина поиск справедливости. Тем не менее ни наказание розгами, ни другие притеснения не останавливали «смутьянов». В первой половине XIX века крестьянские волнения захватили весь Коми край, они вспыхивали в Шежамской и Усть-Цилемской волостях, в селениях Ляли, Коквицы, Визинга, Ношуль, Вендинга, Ижма, Серегово… Обратная сторона этого набирающего обороты противостояния сельчан и облеченных властью чиновников – резкое падение морально-нравственных устоев в крестьянском обществе, отход северных хлебопашцев от традиционных ценностей, фиксирование явлений, до этого никогда не наблюдавшихся. В архивных документах того времени зафиксированы не только многочисленные случаи того, как разъяренные крестьяне непочтительно, грубо и дерзко вымещают свою злобу на представителях власти. В этот же период по краю прокатилась волна страшных преступлений, в том числе убийств. В описываемый промежуток времени в Коми крае принимает массовый характер и отход жителей от прикрывающей произвол властей гос-подствующей церкви, растет число приверженцев раскола. Впервые появляются староверы в исконно коми селениях по Печоре, на Вашке, Вычегде, Лузе… Порождением волнений и нестроений стало появление в северных волостях и всякого рода шарлатанов, провидцев, ясновидящих. К примеру, в Усть-Сысольском уездном суде рассматривалось дело о крестьянине Ужгинской волости Иване Шарапове, называвшем себя государем-императором. А в Усть-Куломе в 1842 году крестьянская девка Анна Липина вовсю «смущала» односельчан близостью предстоящего чуда. Таковым «чудом», можно считать, и стало достигшее к тому времени своего апогея противостояние крестьян и волостного руководства в этом селе. Казнокрады и ябедники Многие подробности Усть-Куломского бунта сохранились благодаря бытописателю и краеведу Василию Кунгину. В своем очерке, написанном в 1911 году, он воспроизвел ход этого затяжного восстания, а также остановился на главных причинах, которые, по мнению расспрошенных им устькуломцев, и побудили к междуусобице. «С 1835 года крестьянин второго податного участка села Усть-Куломского Григорий Анисимов Кипрушев служил по выбору общества сельским старостой (по тогдашнему времени, еще до открытия учреждений управления Государственных имуществ в губерниях, по-простому, по-народному называвшийся целовальником), – писал В.Кунгин. – Занимаемая Кипрушевым должность обязывала его и собирать подати. Как сыну зажиточного крестьянина от Усть-Куломского общества, ему было дано большое доверие, и среди местного населения он слыл «большим человеком». На неограниченном доверии, еще будучи целовальником, и были им собраны от Усть-Куломского общества три тысячи рублей и им же растрачены. Усть-Сысольское окружное начальство хотя знало о растраченной сумме, но суду его не предавало. По прошествии шести лет, в 1841 году, при преобразовании Усть-Куломского сельского управления в волость, волостным писарем поступил зять Кипрушева, отставной солдат Дмитрий Тимофеев Русинов, а помощником его крестьянин Иван Елисеев Попов. Через этих двух личностей Кипрушев и выдвинул план, по которому в смету расходов на 1842 год были вписаны и растраченные им три тысячи рублей, которые якобы числились недоимкой крестьян за прежние годы. Кроме этой суммы были назначены и новые незаконные сборы. Всего от Усть-Куломского общества подлежало раскладке 17641 рубль, что составляло на 754 ревизские души по 23 рубля 40 копеек». Все тайное, как известно, когда-нибудь становится явным. Растраченная Кипрушевым сумма еще в 1836 году сподвигла 39 усть-куломских домохозяев, прознавших об «испарившихся» деньгах, обратиться в суд. Но вместо того, чтобы расследовать изложенные в их жалобе злоупотребления должностного лица, судейские чины, подстрекаемые самим казнокрадом Кипрушевым, принялись искать «ябедных лиц» для расправы с ними. Под нажимом сверху часть из них отказалась от своих подписей, в конце концов жалобу признали и вовсе фальшивой. Дело, как говорится, ни шатко ни валко тянулось вплоть до 1841 года, после чего поднаторевшие во всякого рода уловках чиновники подвели его под царский манифест, который признал Кипрушева невинов-ным. Злоупотребления сельских старост или старшин после отставки Кипрушева расцвели еще более пышным цветом. В 1840 году на эту должность вступил преемник казнокрада Кипрушева Прокопий Мамонтов, при котором сумма собираемой с крестьян подати выросла в разы. Сребролюбивый и жестокий сельский начальник самолично порол крестьян-недоимщиков, тех же, кто не мог платить год от года увеличивающиеся поборы, заковывал в деревянные колодки, применяя и другие меры физического воздействия. Все его действия как будто испытывали самообладание местных крестьян. Коса на камень Но всякому терпению приходит конец. Под занавес лета 1841 года более 140 усть-куломских крестьян поставили свои подписи под жалобой на действия Мамонтова, которую поручили доставить в Вологду крестьянину села Носим Герасиму Сладкоштиеву. Однако письмо, что называется, было спущено на тормоза: его переслали для разбирательства в Усть-Сысольск, где оно было расценено не иначе как «ябедничество» и осталось без рассмотрения. Не возымело никакого действия для нечистых на руку чиновников и очередное письмо, на этот раз доставленное тем же Г.Сладкоштиевым в Министерство государственных имуществ. Жестокий Мамонтов силой заставил отказаться многих подписантов от перечисленных ими претензий. Вот тут-то и напомнил вновь о себе бывший усть-куломский старшина Кипрушев, действия которого подробно описал писатель В.Кунгин. Подговорив своего родственника писаря и войдя в сговор со старостой Мамонтовым, они взвинтили сумму податной повинности с крестьян за 1842 год до 23 рублей вместо положенных 19. Когда группа крестьян стала требовать с сельских властей объяснения по этому поводу, выяснилось, что три тысячи рублей взыскиваются по особому реестру (считай, для возврата прикарманенных Кипрушевым денег), а еще 700 рублей предназначены в качестве подарков вышестоящему начальству. Крестьяне отказались платить увеличенную незаконно сумму, предлагая утвердить норму, действовавшую с 1835 года. Одновременно с этим они наотрез отказались подчиняться сельскому голове, собрав подписи о его немедленной отставке. С этого времени, можно сказать, противостояние между крестьянами и местными властями приняло форму широкого, открытого неповиновения. Из среды усть-куломских крестьян выдвинулся свой лидер, грамотный крестьянин Гавриил Попов. Крестьяне на своих сходках обговорили условия, при которых они вновь начнут повиноваться властям. Никаким должностным лицам из Усть-Сысольска они подчиняться не намеревались, а для разбирательства сложившейся ситуации ждали если не самого царя, то хотя бы цесаревича. Для подготовки писем, донесений и других неминуемых канцелярских дел в Усть-Кулом был приглашен знаменитый в Коми крае крестьянский заступник из села Шежам Дмитрий Балин, которого власти не случайно считали «тайной пружиной» всех народных выступлений начала и середины XIX века, заслужившего безграничное уважение и доверие среди коми крестьян. Об этом красноречиво свидетельствует и то, что, несмотря на все меры по поимке «преступника Балина», он почти всегда выходил сухим из воды, избежав водворения на неминуемую пожизненную каторгу. (Судьбе Д.Балина была посвящена публикация «Крестьянский заступник» в приложении «Дым Отечества» от 24 января 2004 года.) «Умоли о пощаде несчастных мужиков...» Открытое противостояние, продолжавшееся около 13 месяцев, вместило в себя множество коллизий, драматических, а подчас и комических. Из числа восставших крестьян сразу же выделилась группа преданных Г.Попову сподвижников в количестве восьми человек. Всего же недовольных сельчан, примкнувших к ним, насчитывалось около 200. Среди них были и крестьяне из соседних деревень – Носима, Дона, Керчомъи, Усть-Нема. Свое-образной штаб-квартирой восставших стал дом Гавриила Попова в Усть-Куломе. Его голбец уже вскоре был превращен в своего рода «кутузку» для многочисленных представителей власти, заточенных сюда после неудачных попыток выкрасть, а затем заключить под стражу организатора «смутьянов» Г.Попова. За подпольем, ставшим тюрьмой, строго следила жена хозяина дома Дарья Васильевна. Не проходило недели, чтобы в Усть-Кулом не наведывались высокопоставленные чиновники. Но вместо того чтобы выслушать претензии крестьян и внять их доводам, все они лишь пытались обезглавить бунтарей, любыми средствами изолировать Г.Попова. Вслед за усть-сысольским окружным начальником А.Поповым и другими уездными чинами в вычегодское село дважды наведывался управляющий губернской палатой государственных имуществ Нагель. С единственной целью – организовать поимку главного бунтаря. Вторая попытка для высокопоставленного чиновника из Вологды чуть не закончилась водворением его в голбец в доме Поповых. От лиха Негель спасся в какой-то баньке, где долго отсиживался, а потом сумел незамеченным покинуть село. Еще более комичной в народной памяти осталась поездка в Усть-Кулом помощника окружного начальника Троицкого. Один из потомков восставших крестьян (а возможно, и участник), Егорь Турьев, материалами которого в начале ХХ века для написания своего очерка и воспользовался писатель В.Кунгин, так описывал бегство Троицкого из восставшего села: «Группа крестьян во главе с Осипом Конановичем Липиным устроила погоню за уезжающим помощником окружного начальника Троицким, нагнала его на деревянском волоке, вытащила из кибитки, отобрала тулуп, пуховые подушки, отняла лошадей и заставила Троицкого идти пешком до Деревянска. При этом ему было заявлено, что тулуп и подушки пойдут на покрытие податных недоимок, так упорно взимаемых с них начальством». Ничем закончился приезд в самоуправляемое селение и вологодского губернатора Волховского. Между тем стихийное выступление крестьян в этом отдаленном населенном пункте действительно стало обретать формы местного самоуправления. На выборах сельского старшины крестьяне выдвинули кандидатуру своего человека, ему же вручили казенные печать и штемпель, которыми стали скреплять свои решения, посылаемые на имя царя и шефа жандармов графа А.Х.Бенкендорфа. Всего за время противостояния усть-куломцы отправили около 25 жалоб, каждая из которых начиналась примерно так: «Припадаем к стопам вашего сиятельства умолить о пощаде несчастных мужиков, которых без вины перед лицом нашего царя в бунтарстве обвиняют, скрывая истину нашего правого дела, и мы, как люди дикие, неграмотные, просим, чтобы нам послали верного человека и защитника правды. Пощади несчастных крестьян, которых везде в целом нашем и Яренском уезде грабят поборами окружные начальники...» Надежда на войско В январе 1843 года о сложившейся в Усть-Куломе ситуации было доложено Николаю Первому. В это же время чувствующий свое полное бессилие перед несговорчивыми крестьянами Усть-Кулома вологодский губернатор Волховский обратился в Министерство государственных имуществ с просьбой о посылке в охваченное бунтом село 300 вооруженных солдат. Однако Николай I с отсылкой войск решил повременить. «Нужен отсюда человек, который бы был достаточно ловок, чтобы внушить доверие», – записка с таким текстом, написанная рукой самодержца на французском языке, сохранилась до наших дней. Вскоре «ловкий человек» нашелся, им стал жандармский полковник Витковский, чья миссия поставила крест на переговорах со взбунтовавшимися крестьянами. По прибытии в Усть-Кулом Витковский первым делом потребовал от крестьян присяги на верность законной власти села и округа, чем сразу же вызвал недовольство оппонентов. Они, в свою очередь, выдвинули свои аргументы, главный из которых – немедленный арест и наказание повинных в незаконном увеличении податей представителей местного начальства. Обменом этими требованиями встреча и завершилась. По прибытии в Усть-Сысольск Витковский рапортовал в Москву, что для усмирения бунтовщиков есть только один выход – прислать сюда войска. Правда, в своем рапорте на имя Бенкендорфа он указал, что излишние сборы с крестьян все же были совершены. Как и крупные хищения, допущенные сельскими старшинами вплоть до окружного начальника. Но это не изменило его решения: прекратить бунт нужно самым решительным, жесточайшим методом. Карательный отряд из 200 солдат, вооруженный четырьмя пушками, выдвинулся из Вологды 7 марта 1843 года. 29 марта он достиг Деревянска. Первыми в мятежное село вступили четверо священно-служителей, которым вменялось уговорить народ выдать предводителей восстания, а остальным смутьянам безоговорочно сдаться властям. На следующий день весь Усть-Кулом высыпал на берег Вычегды встречать военный отряд. Приехавший с ними губернатор Волховский на следующий день призвал народ прийти к Петро-Павловской церкви на общее раскаяние. После розог – в Сибирь В рапортах воинских чинов осталось зафиксированным, что 110 усть-куломских крестьян, примкнувших к бунтарям, были подвергнуты «легкому полицейскому исправлению». Вот как это «исправление» расшифровывал в своих воспоминаниях уже упоминавшийся житель Усть-Кулома Федор Турьев: «На следующий день в присутствии начальства началась порка розгами. Для порки были привезены четыре воза прутьев. Пороли беспощадно, без счета ударов. В случае если розги ломались, то исполнители экзекуции перевертывали розги другой стороной и били толстым концом. Били так жестоко, что со спины истязуемых сучья и оконечности розг пришлось снимать щипцами». Восемь руководителей восстания скрылись на лыжах по охотничьим избам. Но после истязаний членов их семей большинство вышли из леса и сдались властям. Дольше всех скрывался Гавриил Попов. Место его пребывания за полуштоф вина выдал властям местный житель Марк Нехорошев. В урочище Вуктыв-ю, находившемся в 19 километрах от Усть-Кулома, была организована облава, в ходе которой руководитель бунта был схвачен. Около сотни солдат из карательной команды оставались в Усть-Куломе долгих 11 месяцев. Их прокорм лег новыми податными сборами для местных крестьян. Многих жителей Усть-Кулома покрытие «прогонных и кормовых расходов» окончательно разорило, они вынуждены были продать свои дома и покинуть родину. Оставшимся категорически запрещалось собираться на посиделки, ходить в вечерние и ночные часы по улицам. Зато солдаты от безделья могли безнаказанно куролесить, особенно доставалось от их приставаний сельским девушкам. Суд над главарями восстания состоялся 24 августа 1843 года в Усть-Сысольске. Всех обвиняемых приговорили к ссылке в Сибирь. Но перед этим каждый должен был пройти процедуру «легкого полицейского исправления». Уездный суд постановил, что наказать плетьми обвиняемых должны при городской полиции. Но правительственный Сенат опротестовал это решение, сообщив, что эту меру воздействия необходимо произвести в самом «логове» крестьянского бунта – в селе Усть-Кулом. 30 ноября все восемь осужденных в последний раз побывали в родных местах. Экзекуция вновь происходила на глазах сотен жителей села. Гавриил, Михаил Поповы и Сидор Морохин получили 50 ударов плетьми, а пятеро их сподвижников – Родион, Тихон Поповы, Герасим Сладкоштиев, Василий Кипрушев, Федор Турьев – по 30 ударов. После чего всех заковали в кандалы и отправили в Сибирь. Возле каменного свидетеля Из местного же начальства, обвинения которого в присвоении податных средств и в других зло-употреблениях были доказаны специальной комиссией, заслуженного наказания так никто и не понес. Усть-куломские старшины Кипрушев и Мамонтов были полностью оправданы. А некоторые их покровители, упоминавшиеся выше А.Попов и Троицкий, были лишь смещены со своих должностей. Хотя ради справедливости следует заметить, что после Усть-Куломского выступления дела, связанные с откровенными хищениями денег из собранных в сельских обществах, в Коми крае заметно пошли на убыль. Во всяком случае среди архивных материалов их не так много. В 1927 году исполнилось 85 лет со дня подавления Усть-Куломского восстания. К этой дате уже известный к тому времени коми поэт и драматург Виктор Савин задумал написать историческую пьесу о памятных еще для многих событиях, которую затем и осуществил. Пьеса «Кул\мдiнса бунт» («Усть-Куломское восстание») была поставлена на сцене республиканского театры драмы, она много лет не сходила с театральных афиш. Для сбора материалов В.Савин наведался и в Усть-Кулом. В рукописи своей пьесы, хранящейся в Национальном архиве РК, он по следам своей поездки сделал некоторые уточнения к существующим уже публикациям. К примеру, подчеркнул, что вожаков бунта наказывали розгами не около церкви, а на огороде стоящего по соседству с храмом дома здешнего дьячка. «Интересно, сохранился ли до наших дней дом дьячка – свидетель драматических событий 170-летней давности?» – этот вопрос и привел меня на набережную реки Вычегды в Усть-Куломе, где до сих пор стоит сельская достопримечательность – Петро-Павловский храм. Церковь, когда-то впечатлявшая всех и своими размерами, и внутренним благолепием, за прошедшие богоборческие годы пришла в запустение. Одна из ее стен сейчас опутана строительными лесами, историческое здание потихоньку восстанавливают. Что же касается окружающего церковь пространства, то оно за более чем полтора столетия сильно изменилось. Здесь уже почти не осталось старых домов, на выходящей от храма центральной улице тянутся бесформенные строения магазинов и складов. Ничего не слышали о происходящих здесь 170 лет назад событиях и те, кого попыталась расспросить на сельских улицах. «Усть-Куломский бунт? А что это такое? Никогда никто не рассказывал» – примерно так отвечали и молодые, и средних лет устькуломцы, спешащие по своим делам по пятачку рядом с храмом. Оказалось, что об Усть-Кулом-ском бунте мало знают и школьные учителя, ничего об этом нет и в школьном краеведческом музее. Отсутствие материалов о самом громком за весь XIX век в Коми крае историческом событии в его «эпицентре» отчасти объясняется тем, что в Усть-Куломе, можно сказать, не поставлена краеведческая работа. Усть-Кулом – чуть ли не единственный райцентр в республике, где до сих пор не создан районный краеведческий музей, нет здесь в отличие от других крупных сел и краеведов-следопытов. Будь по-другому, Усть-Куломский бунт обязательно нашел бы отражение в каком-нибудь мемориальном знаке, установленном на одной из центральных улиц села. К сожалению, до сих пор никем не прослежена и дальнейшая судьба руководителей восстания, следы которых теряются где-то в Томской губернии. Как сложилась жизнь остававшихся в этом селе близких Гавриила Попова – жены и сыновей¸ а также родных его сподвижников? Проживают ли их потомки в Усть-Куломе до сих пор? Какие уроки для них преподали предки, одними из первых в Коми крае возвысившие свой голос за социальную справедливость и равенство всех граждан перед законом? Эти вопросы во время поездки в Усть-Кулом остались без ответа... Анна СИВКОВА. Фото Дмитрия НАПАЛКОВА. Центральная улица Усть-Кулома, заканчивающаяся Петро-Павловским храмом. Именно на ней и разворачивались основные действия, связанные с восстанием. 1911 г. Так Петро-Павловский храм выглядит в наши дни. Диорама «Усть-Куломский бунт», выполненная художником Пантелеймоном Митюшевым, является частью экспозиции Национального музея РК, посвященной дореволюционной истории Коми края. |
Гобан Россия, Республика Коми, г. Сыктывкар Сообщений: 1912 На сайте с 2010 г. Рейтинг: 3285 | Яренск Виктор Проскуряков http://stihi.ru/2013/01/12/4548 Районный тихий городок, Так дорог мне и миру славен, Есть факт асфальтовых дорог, И нет на окнах крепких ставен. Народ пленяет летняя пора, Съезжаются, на время, в отпуск, Чудесны, взбаламошны вечера, Дающие для жизни оттиск. У тополей вечерняя прохлада, Дома попрятались в куртины, Петляет Кижмола – детей отрада, Былая Русь оставила картины. Но жизни супротивен самотёк, Пропали заливные сенокосы, Кусты и кустики утопят Городок, Да и к чему, пока, покосы? Я верю в труд, остался лес, Проснётся мужичок, сплетёт корзины, Наполнит их не с «Поля из чудес», А полновесным урожаем из новины. |
Гобан Россия, Республика Коми, г. Сыктывкар Сообщений: 1912 На сайте с 2010 г. Рейтинг: 3285 | Ещё о Яренске Люблю в вечерние часы Пройти по улице, по Первой, Чуть слышны где-то «Верасы», Что выдают в окошко перлы. А под ногами теплота Замшелых досок тротуара, Конец июля, темнота Накрыла тенью покрывала. Здесь ОРС и склады Райсоюза, Музей – собор Преображенский, И близко дом – жилище Музы, И дом Советов Ленский. Люблю бывать в одной семейке, Открыл калитку, шаг во двор, Егор Мисихин, на скамейке, Сидит и курит «Беломор» Опала пыль. Уснул народ. Страда… и сенокос в разгаре, Гудит далёкий пароход, А я стою на тротуаре. Семидесятые года… Правленье Брежнева, застоя, Но если бросить взгляд туда, Всё ж было время неплохое. |
Гобан Россия, Республика Коми, г. Сыктывкар Сообщений: 1912 На сайте с 2010 г. Рейтинг: 3285 | Кулига Виктор Проскуряков http://www.proza.ru/2012/01/10/589 Кулига – ровное место, чистое и безлесное. Вот что я выяснил при чтении «Толкового словаря живого, великорусского языка» Владимира Даля. Кулига - так называлась архангельская деревенька, в девять домов, добротных, срубленных из звонких сосновых брёвен, мастерами плотниками. Было и другое название, официальное: деревня Яковлево – Запольская, Ленского сельсовета, Ленского района. И ещё были названия, происходившие от того, к кому в деревню гость направлялся, с кем водился. В деревне три микрорайона: Капустины, Помылевы, Торковы. Так и говорили на стороне, в Лене, например: пошёл к Капустиным; или – из Ирты пошёл к Торковым. Была, правда, одна «неправильная» фамилия – Юринские, но общего порядка в деревне это не нарушало. Деревня старинная, нашёл я упоминание о деревне Яковлевской погоста Лена, в «Сотной с писцовых книг И.Г.Огарёва и подъячего Ф.Юрьева на город Яренск с уездом» за 1585 – 86 годы. 62°03;25 ;N 48°44;05 ;E – географические координаты деревни. http://kosmosnimki.ru/ - карта. Почему место ровное, чистое и безлесное? Почему люди охотно селились на этих землях? Наволок - заливной луг, созданный самой гуляющей в России, в пределах своей долины, реки Вычегды. Весенний разлив, большая вода по - местному, половодье, делало добро, но и зло чинило немалое. Деревни в пойме реки, в лучшем варианте, находились на клочках суши, среди стремительного потока воды, шириной в несколько километров, в иные годы – «плавали». Лодки, у кого они были, привязывали к крыльцу; живность загоняли по взвозу, наклонному бревенчатому настилу с земли на повети, на второй этаж хлева, куда зимой завозили на лошадях возы сена. Нижняя часть дома, от земли до пола, строилась высотой 1,5-2 метра. Вода до пола не поднималась. Настоящая благодать перепадала сенокосным угодьям. Все они были на наносных песках, от излишка влаги не страдали, а ил, принесённый большой водой, хорошо удобрял, травы росли в рост человека. Больше всего доставалось обрывистым песчаным берегам: круговерть половодья с легкостью съедала их, не могли защитить родные берега деревья и кустарники, живущие на них. Закон природы: ничто не исчезает бесследно. Река работает – в одном месте забирает грунт, на другое место откладывает его. По какой прихоти производится перемещение земляных масс, неизвестно, только река-матушка знает и работает. Вот по такому стихийному проекту, за одну весну конца 40-х годов, на берег торковского микрорайона, Вычегда стала намывать песчаную косу. Проект был с изюминкой: до коренного берега коса, после первоначального примыкания, не доходила на полусотню метров. Образовался глубокий залив, без речной быстрины, богатый рыбой. В летнюю межень, деревня занимала луга своеобразного полуострова. С северо-западной стороны протекал вадьинский полой, направляясь к Лене; с юга – Вычегда блистала полуденным солнцем. Между полоем и рекой, восточная граница полуострова, – водная перемычка, Ручей называют местные жители, хотя по ширине это добрая река. Сухой путь только в другие деревни Ленского Наволока. Сплошные луга занимали обозримое пространство. На лугах много мелких озёр, не пересыхающих в летнюю жару, родной дом утиного народа. Есть одно порядочное озеро, с хорошим именем – Лукинское, место обитания упитанных, красномедных карасей. Несколько вековых берёз, заросли ивы, по-местному талины, черёмухи, рябины, с приложением шиповника и смородины – представляли лес благословенного уголка Севера, наволокской деревеньки – Яковлево-Запольской, Кулиги. Здесь, в 30-х годах прошлого века, организовали колхоз. Назвали его мудро: « Северное Сияние». С таким именем жил и работал до своего скончания. Соседи были не так дальновидны, назвали они колхоз именем Берии, пришлось печати переделывать и думать: кто будет дальше на знамени колхоза? Решили - Маленков, но и он долго не продержался. Ещё крепче задумались колхозники, мало того что ненадёжный товарищ, так и уполномоченным районным в выступлениях перед колхозниками, не надо будет нести крамолу: «Маленков должен сдать государству 8 тонн картошки…» А откуда у Маленкова 8 тонн картошки? Пришла, наконец, здравая мысль: назвали колхоз «Родина», отныне навеки. Колхоз «Северное Сияние» получился неплохим и для государства, и для членов колхоза, колхозники не были голодными даже во время войны. Небольшое хозяйство легче справлялось со сдачей продукции государству. Толковому хозяину – председателю, бригадиру, счетоводу – всё в одном лице, всегда можно было выкроить из произведённого продукта необходимую, для прожития колхозников, долю заработанного. Пашня и сенокосные луга, небольшие по площади, обеспечивали кормами двадцать коровушек с приплодом. Услугами МТС колхоз не пользовался, обходился пятком лошадей, механизаторам за работу пришлось бы отдать добрую долю урожая. Вот в такой необыкновенный и «богатый» край, весной 1950 года, переехала наша семья. Время жизни в этой деревне, осталось в моей памяти, лучшим временем юношеских лет. Я впервые, в своей, ещё малой жизни, почувствовал тяжесть в желудке от натуральной пищи. Нет, мы ещё не ели хлеб из чистой муки, добавками шла картошка, ягоды шиповника, цветущие метёлки дикого щавеля, клевер, но про мох, ягель и сфагнум, про кору хвойных деревьев, про солому, про ворон, с их совершенно безвкусным мясом, имеющим потребительские свойства сырой резины, начали забывать. Место действия подготовлено, время определено, действующие лица и волнующие их заботы повседневной жизни, будут описаны в виде коротких рассказов. |
ВладимирММ Моск. обл. Сообщений: 1210 На сайте с 2012 г. Рейтинг: 1814 | Кулига А.В.Кузнецов. "Русские топонимы Тотемского края". (booksite.ru) Термин "Кулига" в старину был широко распространён в русских говорах на Севере. В современных словарях он даётся с такими пояснениями, как "деревня, находящаяся на отшибе от др. деревень" или "местность, деревни которой стоят по обеим берегам реки". Последнее как раз подходило для Тиксенской Кулиги: д.Фёдоровская и Верхотина находились на левом берегу Тиксны, а Маслиха, Якуниха и Угрюмиха - напротив их, на правом. Вероятно, слово "кулига" пришло в русский язык из финно-угорских языков, где до сих пор сохр., например, такие слова, как финское kyla - "деревня", эстонское kula - "населённая по соседству местность", вепсское kula - "чужая деревня". Мне встретился этот материал в связи с поисками истоков фамилии предков "Мальцевы". Другое название д. Верхотина Тиксенской Кулиги - Мальцево. Думаю, это была изначально - зырянская деревня. |
Гобан Россия, Республика Коми, г. Сыктывкар Сообщений: 1912 На сайте с 2010 г. Рейтинг: 3285 | Из коми - русского словаря: кулига 1) лужайка, прогалина в лесу; небольшой покос; кулига обл; 2) окольная улочка, тупик; |
IreneJedi Санкт-Петербург Сообщений: 177 На сайте с 2012 г. Рейтинг: 71 | Подскажите, можно ли в свободном доступе найти какую-нибудь перепись Яренского уезда посвежее 1710 года? |
dimarex Модератор раздела Ведущий историк-генеалог, писатель-краевед Частный специалист Север - Вологда, Антарктида станция ВГД Сообщений: 3226 На сайте с 2010 г. Рейтинг: 3751 | IreneJedi написал: Подскажите, можно ли в свободном доступе найти какую-нибудь перепись Яренского уезда посвежее 1710 года? скачал что есть, посвежее нет видимо. |
← Назад Вперед → | Страницы: ← Назад 1 2 3 4 5 ... 18 19 20 21 22 * 23 24 25 26 ... 148 149 150 151 152 153 Вперед → Модераторы: Lesla, ЯТБ, dimarex, эльмира катромская |
Генеалогический форум » Географический раздел » СТРАНЫ И РЕГИОНЫ » Российская Федерация » Россия, Северо-Западный округ » Вологодская область » Яренский уезд [тема №44698] | Вверх ⇈ |
|
Сайт использует cookie и данные об IP-адресе пользователей, если Вы не хотите, чтобы эти данные обрабатывались, пожалуйста, покиньте сайт Пользуясь сайтом вы принимаете условия Пользовательского соглашения, Политики персональных данных, даете Согласие на распространение персональных данных и соглашаетесь с Правилами форума Содержимое страницы доступно через RSS © 1998-2025, Всероссийское генеалогическое древо 16+ Правообладателям |