Загрузите GEDCOM-файл на ВГД   [х]
Всероссийское Генеалогическое Древо
На сайте ВГД собираются люди, увлеченные генеалогией, историей, геральдикой и т.д. Здесь вы найдете собеседников, экспертов, умелых помощников в поисках предков и родственников. Вам подскажут где искать документы о павших в боях и пропавших без вести, в какой архив обратиться при исследовании родословной своей семьи, помогут определить по старой фотографии принадлежность к воинским частям, ведомствам и чину. ВГД - поиск людей в прошлом, настоящем и будущем!
Вниз ⇊

Яренский уезд

Яренский уезд Вологодской губернии - история, демография, миграционные процессы.
Поиск и обмен информацией.

← Назад    Вперед →Страницы: ← Назад 1 2 3 4 5 ... 16 17 18 19 20 * 21 22 23 24 ... 146 147 148 149 150 151 Вперед →
Модераторы: Lesla, ЯТБ, dimarex, эльмира катромская
Гобан

Гобан

Россия, Республика Коми, г. Сыктывкар
Сообщений: 1912
На сайте с 2010 г.
Рейтинг: 3270
Глеб Горбовский

ЗЫРЯНЕ

Моей бабке А.А. Сухановой

Издревле мы, из рани,
древляне, ведуны,
дремучие зыряне,
на воду шептуны.
Голубоглазый воздух
над нашей головой.
Из мёда мы, из воска,
из ягоды живой.
С кислинкою, с грустинкой,
с куделью бороды,
с прозрачной паутинкой,
летящей вдаль мечты…
Из нежити, из драни,
из стыни и огня —
зоряне, северяне,
зелёная родня!
…Не оттого ль, однако,
как бред во мне, как бес,
сидит занозой тяга —
в глушь вековую, в лес?
Из рвани — не в дворяне,
с топориком — в рассвет!
Таёжные цыгане,
мы есть и как бы — нет…
Порхают наши дети,
как пчёлы без цветов,
пока не ткнутся в сети
прелестных городов.
Из сини мы, из рани,
крестьяне, рыбари,
лесные соборяне,
хранители зари!
Лайк (19)
ВладимирММ

ВладимирММ

Моск. обл.
Сообщений: 1208
На сайте с 2012 г.
Рейтинг: 1788

Гобан написал:
[q]
Сорокин Питирим Александрович
[/q]

В советское время на семинарах по маркс.- лен. подготовке и лекциях приезжих пропагандистов политпросвета Питирим Сорокин предсталялся, как исчадие ада, активный антикоммунист, враг - отщепенец, сбежавший в Америку.
Помню, что он - автор "теории конвергенции", с которой коммунистическая идеалогия не могла согласиться.
По этой теории происходит мирное сближение "двух систем" в экономической, культурной и политической сферах. Мы видим сейчас справедливость теории конвергенции в "глоболизации", охватившей весь мир.
Питирим Сорокин был в оппозиции к большевистскому режиму. В русском революционном движении он был эсером, пропагандистом. Выслан из России по инициативе Ленина в 1922г и ассоциируется с "филисофском пароходом", на котором был выслан "интеллектуальный светоч России".

С удивлением обнаружил, что Питирим Алексеевич с русского Севера, с Вологодской губ. Его мать - из коми-зырянского рода.
И никакой он не вражина! А пишет как хорошо! Поэтически! Просто - песня!
Спасибо, Гобан.

Прикрепленный файл: i.jpg
---
Ищу в Вологодской губ.: Мальцевых, Лысковых, Каменских, Устьрецких, Сиземских, Комаровых, Спасских, Ворониных.
Ищу в Приморье и Амурской губ.: Осиповых, Петуховых.
Интересуюсь историей: Кадниковск., Тотемск. у Вологодск. губ.; Красноярск.у Енис губ;
Гобан

Гобан

Россия, Республика Коми, г. Сыктывкар
Сообщений: 1912
На сайте с 2010 г.
Рейтинг: 3270

ВладимирММ написал:
[q]
С удивлением обнаружил, что Питирим Алексеевич с русского Севера, с Вологодской губ. Его мать - из коми-зырянского рода.
И никакой он не вражина! А пишет как хорошо! Поэтически! Просто - песня!
[/q]

Вы тоже это заметили. Я с удовольствием прочитал многие его произведения. Есть потрясающие наблюдения провинциальной жизни и глубинного характера коми народа.
Самое интересное, что мой дед Михаил Егорович Гобанов хорошо знал Питирима Сорокина, его отца и брата Василия, которого научил играть в городки.
Гобан

Гобан

Россия, Республика Коми, г. Сыктывкар
Сообщений: 1912
На сайте с 2010 г.
Рейтинг: 3270
http://kv.wikipedia.org/wiki/%...1%8F%D1%81
Коми кыввужъя овъяс

Гутов (Гу́тов) — «гут» (муха) кыйвысь
Дозморов (До́зморов) — «дозмöр» (глухарь) кывйысь
Зеров (Зе́ров) — «зэр» (дождь) либӧи «зöр» (овёс) кывйысь
Зонов (Зо́нов) — от «зон» (сын)
Ичеткин (Иче́ткин) — от «ичöт» (маленький)
Ичетовкин (аналогично Ичеткин)
Канев (Ка́нев) — от «кань» (кошка)
Кочев (Ко́чев) — от «кöч» (заяц)
Куимов (Куи́мов) — от «куим» (три)
Кушпелев (Ку́шпелев) — от «куш пель» (голое ухо)
Кычанов (Кыча́нов) — от «кычи» (щенок)
Кынкурогов (Кынкуро́гов) — от «кын курöг» (замёрзшая курица)
Коковихин — от «коко́в» (вихор на голове)
Лыюров (Лыю́ров) — от «лы юр» (костяная голова, твердолобый)
Мичкин (Ми́чкин) — от «мича» (миловидный)
Москоков (Моско́ков) — от «мöс кок» (коровья нога)
Ошкоков (Ошко́ков) — от «ош кок» (медвежья лапа)
Мошев (Мо́шев) — от «мош» (пчела)
Ошев (О́шев) — от «ош» (медведь)
Пуртов (Пу́ртов) — от «пурт» (нож)
Пыстин (Пы́стин) — от «пыста» (синица)
Рочев (Ро́чев) — от «роч» (русский) или «рöч» (бугор, кочка)
Сизёв — от «сизь» (дятел)
Сизимов (Сизи́мов) — от «сизим» (семь)
Сюзёв али Сюзев — от «сюзь» (филин)
Черанёв — от «черань» (паук)
Ческидов (Чески́дов) — от «чöскыд» (сладкий, приятный)
Юсев (Ю́сев) — от «юсь» (лебедь)
Бурматов — от «Бур» (добрый) и «морт» (человек)
Пупышев — от «пупыш» (прыщ)
Кыкин (Кы́кин) — от «кык» (два)
Волегов (Во́легов) — от «вильог» (скользкий, хитрый, ловкий)
Колегов (Ко́легов) — от «кальог» (болтливый)
Кырнаев (Кырна́ев) — от «кырны» (прорваться от размыва)
Кыров (Кы́ров) — от «кыр» (дятел, несговорчивый человек)
Кысов (Кы́сов) — от «кыс» (шкура с ног животного)
Койнов (Ко́йнов) — от «кöин» (волк)
Кынев — от «кынь» (песец)
Жунев (Жу́нев) — от «жунь» (снегирь)
Порсин (По́рсин) — от «порсь» (свинья)
Ракин (Ра́кин) — от «рака» (ворон)
Ручев (Ру́чев) — от «руч» (лисица)
Качесов (Ка́чесов) — от «катшöс» («белый», как кличка)
Лямпин (Ля́мпин) — от «лямпа» (лыжи)
Чушев (Чу́шев) — от «чуш» (губа)
Вилесов (Ви́лесов) — от «вильос» (новый)
Бызунов (Бы́зунов) — от «быздыны» (болтать, молоть чушь)
Габов (Га́бов) — от «Габ» (Агапит, христ. имя)
Пыстин — от «пыста» (синица)
[веськӧдны]Роч кыввужъя овъяс

[веськӧдны]Ас нимысь артмӧм овъяс

[веськӧдны]Сёрöн лöсьöдöм коми овъяс

Коми (ов).
[веськӧдны]История

Кыдзи висьталöны история документъяс, коми овъяс артмисны XV нэмсянь. Тайöс гöгöрвоöдöны сiйöн, мый Коми му (важöн ногöн - Эжваса Перым му) вöлi веськалö Вылькар республика улö, кöнi важöнсянь жö вöлiны ас овъяс.
[веськӧдны]Коми овъяс анбур серти

[веськӧдны]Коми зыряналöн
Айбабин
Арихин
Артеев
Афанасьев
Бабиков
Бабин
Бабинов
Багин
Баженов
Бажуков
Базов
Балин
Буров
Бараксанов
Батманов
Батиев
Башлыков
Безносиков
Безносов
Безсонов
Белоголов
Бобров
Богачёв
Богданов
Богомолов
Болотов
Бородкин
Брагин
Братенков
Бугаев
Бугуев
Будрин
Булышев
Бурмантов
Бусов
Бутаков
Бутиев
Буткин
Буторин
Бутырев
Бушенёв
Бушуев
Бызов
Быков
Вадоров
Ваддоров
Важенин
Валейский
Ванюта
Ватманов
Вахнин
Вежев
Вежов
Ветошев
Ветошкин
Витязев
Вишератин
Вишерский
Власов
Вокуев
Вольгин
Воробьёв
Ворсин
Вурдов
Вурдысев
Выборов
Высоких
Выучейский
Вязов
Габанов
Габов
Габушев
Галев
Гамитин
Ганов
Гилёв
Гичев
Гобанов
Головин
Горбунов
Горинов
Горчаков
Грязных
Гудырев
Гужев
Гуляев
Даньщиков
Девков
Дикоев
Домашкин
Донцов
Доронин
Другов
Дуркин
Дьяконов
Екишев
Елин
Елькин
Елохин
Ермолин
Ершев
Ершов
Есин
Жаков
Жданов
Жебов
Женидкоков
Жеребцов
Жиганов
Жижев
Забоев
Завьялов
Занин
Зарубин
Зебарев
Зезегов
Зеленин
Зизганов
Злобин
Зобнин
Зорин
Зюзев
Ивкин
Итин
Игошин
Игутов
Игушев
Изнобов
Изъюров
Ильчуков
Исаков
Истомин
Ичеткин
Казаринов
Кайдалов
Каликов
Калимов
Калинин
Калов
Камбалов
Канев
Канов
Карманов
Каракчиев
Карпов
Касев
Катаев
Качин
Кетов
Кинев
Киросов
Киселёв
Кичигин
Климцов
Клинцов
Клыков
Князев
Коданёв
Кожевин
Козлов
Кознин
Коинов
Коковкин
Кокорин
Колегов
Колипов
Конаков
Кондырев
Коннин
Коновалов
Конюхов
Коняев
Коровин
Королёв
Корычев
Косюков
Космортов
Коснырев
Костромин
Костылев
Котов
Кочанов
Кочев
Коюшев
Кривошеин
Крюков
Кудинов
Кузнецов
Кузьбожев
Кузьвасев
Кузиванов
Кузькоков
Кузьпелев
Кузьчуктомов
Кукольщиков
Кулаков
Куланов
Куликов
Кунгуров
Куратов
Курманов
Курочкин
Курыдкашин
Кутькин
Кучев
Кучин
Кучменев
Кушманов
Куштанов
Куштысев
Кызродев
Кызъюров
Кынев
Кырнышев
Кыштымов
Ладанов
Лажанев
Лапин
Лапшин
Ларуков
Латкин
Латышев
Лебедев
Леканов
Лемесев
Лемосов
Летов
Липин
Лихачёв
Лобанов
Лодыгин
Ложкин
Ложков
Лопырев
Лоскутов
Луашев
Лудыков
Лучкин
Лушков
Лызлов
Лыткин
Лыюров
Люосев
Лютоев
Лятиев
Ляшев
Маегов
Майбуров
Маскаров
Малахов
Мальцев
Малыгин
Мамонтов
Манов
Марков
Мартюшев
Матев
Матюшев
Машкалев
Машуков
Межогских
Мезенцев
Мелехин
Меников
Меньшиков
Миков
Мингалёв
Минин
Митюнин
Митюшёв
Мишарин
Модысев
Модянов
Можегов
Мозымов
Молодцов
Молчанов
Момотов
Морозов
Мороков
Морохин
Москотельников
Моторин
Муравьёв
Мусанов
Надеев
Надуткин
Налимов
Напалков
Нахлупин
Некрасов
Немчинов
Ненев
Ненин
Нехорошев
Нечаев
Носков
Нючев
Оботуров
Обрезков
Оверин
Овчинников
Огибин
Огнев
Одинцов
Ожегов
Омелин
Омринов
Оньков
Опарин
Оплеснин
Ортяков
Отев
Павлов
Падерин
Пакшин
Палкин
Пальшин
Панев
Панов
Панюков
Парначёв
Пархачёв
Паршин
Паршуков
Пасынков
Патов
Патраков
Пашнин
Паюсов
Пельмегов
Перминов
Першин
Петухов
Пешкин
Пигулин
Пипуныров
Плехов
Плешев
Плосков
Подласов
Подоров
Подюков
Поздеев
Полев
Полещиков
Полумосквин
Поляков
Пономарёв
Попвасев
Попов
Поповцев
Порошкин
Порсьюров
Постников
Потолицын
Приезжев
Просужих
Прошев
Пувкоев
Пунегов
Путинцев
Пылаев
Пыстин
Пятков
Раевский
Разманов
Размыслов
Ракин
Расов
Распутин
Рассыхаев
Растворов
Растегаев
Римских
Рогов
Родев
Роноев
Рочев
Рубцов
Русанов
Русинов
Рычков
Савин
Сажин
Самарин
Седрочев
Седрисев
Седъюров
Сельков
Селюков
Семенчин
Семуков
Семяшкин
Сенькин
Сенюков
Сивергин
Сивков
Сидоров
Сизев
Симаков
Сингалев
Симпелев
Ситкарев
Скрипов
Сладкоштиев
Сметанин
Смолев
Собянин
Сокерин
Сорвачёв
Соров
Старцев
Стрекалов
Суворов
Супрядкин
Сурин
Сурнин
Суровцев
Суханов
Сухарев
Сухогузов
Сылашыдов
Сыскин
Сычёв
Сюзев
Сюрвасев
Сюткин
Тарабукин
Тарханов
Таскаев
Тебеньков
Тентюков
Терюков
Тимин
Тимушев
Тимонин
Тоинов
Томов
Тонких
Торачев
Торлопов
Торопов
Трапезников
Тренев
Тренькин
Третьяков
Трошев
Туголуков
Туев
Туисов
Турбылев
Туркин
Турков
Туробов
Туров
Турубанов
Турышев
Турьев
Тутринов
Тыдорский
Тырбылев
Тырин
Тырышкин
Тюрнин
Тюфяков
Удоратин
Ульныров
Ульянов
Уляшёв
Урнышев
Уродов
Урсюзев
Ушаков
Хабаров
Харапов
Хатанзейский
Хозяинов
Холопов
Хотемов
Худоев
Худяков
Худяев
Цывилёв
Цывунин
Цыпанов
Чабанов
Чакилев
Чаков
Чаланов
Чапин
Чапышев
Чарин
Чарков
Чегесов
Чекренёв
Чекуев
Челпанов
Чередов
Черепанов
Черных
Чесноков
Чеусов
Чипсанов
Чисталёв
Чувьюров
Чугаев
Чудов
Чужмаров
Чукилев
Чукчиев
Чуманов
Чупров
Шабуров
Шаглеев
Шадрин
Шаманов
Шаньгин
Шарапов
Шахов
Шахтаров
Шеболкин
Шебырев
Шевелёв
Шелепанов
Шестаков
Шергин
Шешуков
Шибанов
Ширяев
Шиханов
Шишкин
Шолопов
Шомысов
Шудов
Шуйский
Шуктомов
Шулепов
Шумилов
Шурганов
Шустиков
Шучалин
Шышев
Щанов
Щебенев
Щербаков
Югов
Югдысинов
Юдин
Юранёв
Юркин
Юрков
Юхнин
Юшков
Яборов
Яйцев
Яранов
Ярапов
Ячменёв
[веськӧдны]Перым комияслöн

Аксёнов
Андров
Анфалов
Бажин
Базуев
Баталов
Батин
Батуев
Бахматов
Бачев
Башарин
Баяндин
Белых
Бормонтов
Бормотов
Боталов
Ботев
Будрин
Бурматов
Вавилин
Вилесов
Вогулкин
Волегов
Габов
Гагарин
Гаинцев
Галкин
Гачегов
Гилёв
Гойнов
Голев
Голигин
Гомзяков
Гордеев
Денисов
Долганов
Долдин
Дровнев
Дровняшин
Дунегов
Жаков
Жунёв
Зеров
Зонов
Зотев
Зубков
Зубов
Зуев
Зырянов
Зюлёв
Зюльганов
Иванчин
Иртегов
Исаев
Исаков
Истомин
Ичетовкин
Казанцев
Казаринов
Кайсаров
Калин
Канёв
Канюков
Караваев
Катаев
Категов
Кетов
Кивилёв
Климов
Кокшаров
Колыхматов
Кольчурин
Коновалов
Коньшин
Котельников
Котчуров
Кочев
Кочегов
Кочуров
Крохалев
Кудымов
Кузегов
Кузнецов
Куимов
Кучев
Кучевасов
Кыласов
Кынкурогов
Кышев
Кышов
Лопатин
Лузаков
Лунёв
Лунегов
Лызлов
Маегов
Мазеин
Майбуров
Маленьких
Мансуров
Мартюшев
Мелехин
Мелюхин
Меркучев
Меркушев
Мехоношин
Мизёв
Миков
Минин
Мисюров
Митюков
Митюшкин
Мичкин
Мишарин
Моёв
Можаев
Моисеевских
Мошев
Мошегов
Мушарин
Мырзин
Мысов
Мясников
Надымов
Нилогов
Нисов
Носков
Ожегов
Оньков
Онянов
Остяков
Отегов
Отинов
Ошев
Ошканов
Ошмарин
Пальшин
Панин
Панов
Пастухов
Патрушев
Пахоруков
Пермяков
Першин
Плотников
Полуянов
Пономарёв
Попов
Порошин
Порсев
Пуртов
Пыстогов
Радостев
Ракин
Ракишев
Распопов
Ратегов
Рачёв
Рисёв
Рисков
Рогожников
Рочев
Рысев
Сайкинов
Салтанов
Сальников
Сапожников
Седегов
Селин
Сизёв
Сизимов
Сизов
Сторожев
Суранов
Сырчиков
Сысолетин
Сыстеров
Сюзев
Сюркаев
Таскаев
Ташкинов
Тебеньков
Тетерлев
Тетюев
Тиунов
Тотьмянин
Трапезников
Трошев
Трубинов
Тудвасев
Тунёв
Туркин
Турушев
Турышев
Тутынин
Тютюков
Ужегов
Унегов
Усольцев
Устюжанцев
Утев
Утробин
Фадеев
Федосеев
Харин
Хозяшев
Хорошев
Хромцов
Цыбин
Чагин
Чажегов
Чазёв
Чазов
Чакилев
Чедов
Черанёв
Черемисин
Четин
Чугаев
Чугайнов
Шайдуров
Шайдыров
Шаньшеров
Шаров
Швецов
Шляков
Шырпужев
Щербинин
Щуков
Югов
Югринов
Юков
Юрин
Юркин
Юсев
Юшков
Яборов
Ябуров
Яговкин
Яковкин
Ярков
Ярусов
[веськӧдны]Ӧшмӧсъяс

Плесовский Ф.В. Комиын овъяс / Сост. И.Л. Жеребцов. - Сыктывкар, 1997. - 141 с.
Фамилии восточно-финского происхождения // Унбегаун Б.-О. Русские фамилии. - М.,1995. - С. 284.
Климов В.В. Миян фамиллёэз // Иньва, Кудымкар, 1987.
Кривощёкова-Гантман А.С. Русские фамилии коми-пермяцкого происхождения // Языки и ономастика Прикамья. - Пермь, 1973. - С. 78-84.
Кривощёкова-Гантман А.С. Фамилии на -ег, -ог // Ономастика Поволжья. - Саранск, 1976. - Вып.4. - С.91-93.
Мосин А.Г. Исторические корни уральских фамилий. - Екатеринбург, 2008.- С. 254-268.
Теплоухов А. Ф. Фамилии и географические названия Пермяцкого края в этнографическом и историко-географическом отношениях // Коми му. 1925. 9 (19). Усть-Сысольск. С. 34.
Лайк (1)
Гобан

Гобан

Россия, Республика Коми, г. Сыктывкар
Сообщений: 1912
На сайте с 2010 г.
Рейтинг: 3270
Андрей Леднев. К Бореальной карте Мезени
http://www.proza.ru/2011/06/11/310

Как видим, почти вся Мезень (до Чучепалы), Пинега до Кевроля, вся Северная Двина и Вычегда до Выми находились на дне моря. Необходимо добавить и почти полное затопление всей Финляндии так, что вся Скандинавия с Северной Карелией были большим островом. Отдельным, хотя и близким к Скандинавии островом был и Кольский полуостров.
Необходимо добавить, что по данным палеобиологии, температура на дне Белого моря-Океана была на 3-4 градуса выше, чем ныне (незамерзающий океан): и вообще на протяжении всей истории океана в среднем флора Океана была более теплолюбивой. В общем к 5,5 тыс. лет до Р.Х. сложились условия благоприятные условия для прибрежного морского народа на территории нынешней Балтики, Ногородской, Вологодской, а через "Северодвинский залив", верховьев Пинеги, Мезени, Вычегды, Печоры (т.е.Перми Великой), а за Уралом - Мангазеи (Океан не замерзал аж до востока Карского моря). Вся это территория может называться Поморьем. Гольфстриму даже не надо было огибать Скандинавию (было только одно препятствие - Тиманский кряж, где он и поворачивал на север)
Гобан

Гобан

Россия, Республика Коми, г. Сыктывкар
Сообщений: 1912
На сайте с 2010 г.
Рейтинг: 3270
Центральный государственный архив Республики Коми. Путеводитель. 1992

http://guides.eastview.com/bro...;sid=title
Гобан

Гобан

Россия, Республика Коми, г. Сыктывкар
Сообщений: 1912
На сайте с 2010 г.
Рейтинг: 3270
Коми – настоящее «поле чудес»
В списке уникальных объектов появились новые «адреса»
http://www.tribuna.nad.ru/modu...oryid=4446

Итак, всероссийский конкурс закончился. Но продолжается другой, объявленный народной «Трибуной», – «7 чудес Коми». Определить «великолепную семерку» должны сами жители республики.

Напомним, что в марте этого года мы обратились к читателям с просьбой предложить свой список главных достопримечательностей Коми – рукотворных и природных памятников родного края, из которых по итогам читательского голосования будут определены «семь чудес». Список этот оказался на удивление длинным, но продолжает пополняться. Среди основных «претендентов» на сегодня уже два десятка уникальных объектов и памятников, расположенных в самых разных уголках республики.

1. «Медвежья пещера» – древнейшее на территории Коми обиталище человека. Пещера расположена на территории Печоро-Илычского заповедника. Здесь у входа до сих пор нетронутыми лежат кости пещерных медведей и оленей.

2. Нефтешахты Яреги – единственное место в мире, где нефть добывается шахтным методом и где человек имеет возможность проникнуть внутрь нефтяного пласта.

3. Интинская башня – уникальное сооружение, возведенное руками заключенных и ставшее символом приполярного города.

4. Кажимская плотина – древнее сооружение, на берегу которого сохранились цехи чугунолитейного завода, работавшего еще в начале 19-го века.

5. Ульяновский монастырь – уникальный архитектурный комплекс, построенный на берегу Вычегды в 19-м веке.

6. Село Усть-Вымь – старинное село, центр распространения православия в Коми.

7. Святые источники села Иб – семь целебных источников (Сыктывдинский р-н).

8. «Каргортский угор» – обнажение юрских отложений на Сысоле в районе деревни Каргорт.

9. Канинская пещера – природный комплекс, служивший в эпохи бронзы, железного века и в средневековья жертвенным местом.

10. «Усинское болото» – один из самых крупных торфяников Европы.

11. Каменное «Окно» на реке Шарью – причудливое каменное образование в 30 км от Усинска.

12. Деревянный крест в Серегово, установленный на месте битвы жителей села с монахами Соловецкого монастыря в средние века.

13. Цилемские медные рудники – памятник первой русской геологоразведочной экспедиции 1491 года.

14. Нювчимский и Нючпасский железноделательные заводы – металлургические предприятия XVII века.

15. Рассолоподъемные скважины и башни в селе Серегово – памятник древнейшего солевого промысла на территории России.

16. Поселок «Рудник» в Воркуте – «точка отсчета» всей угледобывающей промышленности РК.

17. Печь Гофмана, труба и карьер Сереговского известкового завода, первенца строительной индустрии РК.

18. Штольни и карьер асфальтитового рудника вблизи поселка Кэмдин (Ухтинский район) – горнорудного предприятия, обеспечивавшего в 1930-50 годах отечественную промышленность высокостойким битумом.

19. Екатерининский канал – памятник гидротехнического инженерного искусства XVII века.

В этот список представители общественного движения «Коми войтыр» в Корткеросском районе предлагают внести церковь Пресвятой Богородицы в деревне Важкурья.

Строили ее всем миром с 1907 по 1914 годы. Архивные документы точно не отвечают на вопрос: кто же был архитектором храма? По одним данным, проектировал его Н. Кочанов, по другим – П. Першин (а Кочанов строил здание). Бесспорно одно – церковь была построена с душой, поэтому и сегодня она радует глаз. Пол здесь был выстелен мозаикой, крыша покрашена малахитом и мумие. Трагическая судьба не миновала это чудо архитектуры и строительства – после революции в церкви размещался клуб, затем здесь был склад. 21 сентября 1998 года восстановленную церковь вновь освятили, и она зажила новой жизнью.

Еще одним чудом, считают члены общественного движения, может стать корткеросская деревенька Троицк, в которой сохранилась не только архитектура традиционного коми села, но и традиционный быт, старинный уклад жизни северян.

Уважаемые читатели!

Итоги конкурса «7 чудес Республики Коми» будут подведены в конце года. А пока присылайте свои предложения по адресу: 167981, г. Сыктывкар, ул. Бабушкина, 4, редакция «Трибуны». E-mail: tribuna@online.ru. Кроме того, вы можете проголосовать за «семерку» на нашем сайте http://tribuna.nad.ru. /19.06.2008/
Лайк (1)
Гобан

Гобан

Россия, Республика Коми, г. Сыктывкар
Сообщений: 1912
На сайте с 2010 г.
Рейтинг: 3270
И. Л. Жеребцов (Сыктывкар)
ИЗ ИСТОРИИ РОДА ЕПОВЫХ
http://museum-murom.ru/page.html?pid=251

В 1899 г. в Санкт-Петербурге вышла книга В. К. Эпова «Род Эповых». Она начинается с рассказа о далеких предках автора, появившихся в Сибири. О том, откуда они явились, в этом труде говорится довольно неопределенно: «О происхождении этого рода существуют предания, и, как во всяких преданиях, встречаются некоторые разноречия. Общее в них одно: предок Василий Васильевич Эпов был выходцем из Европейской России, вероятно, еще в царствование Петра Великого, между 1720 и 1730 годами, из Вологодской губернии. По одним рассказам – из города Великого Устюга или Яранска, по другим – из деревни Мышкино Яранского уезда. По одним – это был мещанин, по другим – государственный крестьянин».
Как водится в таких случаях, истина оказалась где-то посредине. Эповы (тогда они еще именовались Еповы) были родом не из Великого Устюга и не из вятского города Яранска либо Яранского уезда, а из уезда с похожим названием – Яренского, а точнее, из окрестностей нынешнего села, а в старину – города и уездного центра Яренска. К сожалению, о происхождении Эповых-Еповых мне удалось узнать не так много, как хотелось бы. Однако некоторые сведения в документах все же сохранились. В писцовых и переписных книгах Яренского уезда фамилия Епов появляется только в 1678 г. (до этого многие местные жители вообще фамилий не имели). Согласно переписной книге Яренского уезда 1678 г. (опубликована Н. П. Воскобойниковой и М. А. Мацуком в книге «Документы по истории народа коми. Писцовая и переписные книги Яренского уезда XVII в.». - Сыктывкар, 1985) Еповы фигурировали в пяти деревнях, расположенных в окрестностях города Яренска на р. Вычегде и ее притоке Яренге:
д. Лантыш: Михейко (Михаил) Юрьев сын (т. е. Юрьевич) Епов, его брат родной Афонька (Афанасий) 13-ти лет. У Михаила возраст не назван, следовательно, он был старше 15-ти лет;
д. Иб на реке Яренге: Демка (Дементий) Юрьев сын Епов, сыновья Афонька (Афанасий) в возрасте (т. е. более 15 лет), Васька (Василий) − 1 год;
д. Базлук: Якушко (Яков) Юрьев сын Епов − ко времени проведения переписи 1678 г. уже скончался «помер в давних летех бездетен»;
д. Гортпон на реке Яренге: Титко (Тит) Никифоров сын (Никифорович) Епов «бездетен»;
дер. Бузтай: Ивашко (Иван) Титов сын (Титович) Епов − ко времени проведения переписи 1678 г. уже скончался («помер в давних летах бездетен»). Никакой деревни Мышкино в Яренском уезде не было, но по соседству с названными селениями располагалась довольно крупная деревня Микшина Гора (имевшая также название Решетниковская), однако в ней Еповых не было.
Михаил Епов из Лантыша, Дементий Епов из Иба, Яков Епов из Базлука были, очевидно, родными братьями, расселившимися по разным деревням. Иван Титов Епов из Бузтая, судя по отчеству, мог быть сыном Тита Никифорова Епова из Гортпона, отселившимся от отца в другую деревню. Смущает, правда, указание, что Т. Н. Епов «бездетен», но это, полагаю, могло обозначать, что его дети умерли либо с ним не проживали (т. е. в своем дворе, в своей деревне он жил без детей).
В каких родственных отношениях находились между собой они и два брата Еповы, неизвестно. Предполагаю, что Т. Н. Епов мог быть двоюродным или троюродным братом М. Ю., Д. Ю. и Я. Ю. Еповых, т. е. их отцы Юрий и Никифор были родными или двоюродными братьями.
Предшествовавшая переписная книга Яренского уезда составлялась в 1646 г. (см.: «Документы по истории народа коми. Писцовая и переписные книги Яренского уезда XVII в.». - Сыктывкар, 1985). В ней фамилия Епов не упоминается, но в д. Лантыш значатся Юрка (Юрий) Офонасьев сын (Афанасьевич) Есипов и жившие с ним его племянники Назарко (Назар) и Петрунька (Петр) Яковлевы дети (Яковлевичи). Петру было 9 лет, у Назара возраст не указан, следовательно, он был старше 15 лет. Очевидно, что Ю. А.Есипов − отец упомянутых в переписной книге 1678 г. М. Ю., Д. Ю. и Я. Ю. Еповых, только у его сыновей фамилия «сократилась» на две буквы − с «Есипов» до «Епов» (такие вещи были в то время, когда процесс формирования фамилий у местного населения еще далеко не завершился, были довольно обычным явлением). О предполагаемом брате Ю. А. Есипова Никифоре в переписной книге 1646 г., к сожалению, ничего не говорится; среди перечисленных в переписной книге жителей д. Лантыш и других селений в окрестностях г. Яренска ни одного подходящего на эту роль человека по имени Никифор мне найти не удалось. Но надо учитывать, что переписные книги не фиксировали абсолютно всех жителей, и к тому же переписная книга 1646 г. в этом отношении весьма уступала по полноте данных переписной книге 1678 г. Поэтому вполне вероятно, что Никифор был или пропущен переписчиками, что случалось сплошь и рядом, либо мог в период переписи отсутствовать.
Упомянутые в переписной книге 1646 г. племянники Ю. А. Есипова (Епова) Назар и Петр Яковлевичи были сыновьями его родного либо двоюродного брата. Судя по тому, что обычно в подобных документах о детях родного брата писали «родные племянники», а в данном случае этого сказано не было, то можно предположить, что Назар и Петр − дети двоюродного брата Ю. А. Есипова (Епова). Фамилия их в переписной книге 1646 г. не указана. В переписной книге 1678 г. среди жителей д. Лантыш указан Нестерко (Нестер) Яковлев сын (Яковлевич) «бездетен» и живший с ним родной племянник Стенька (Степан) Назаров сын (Назарович) − сын Назара Яковлевича, названного в переписной книге 1646 г. Сам Назар к этому времени, очевидно, умер.
О судьбе Петра Яковлевича, его брата, ничего не сказано; неясно, откуда взялся Нестер Яковлевич, их третий брат, в предыдущей переписной книге также не упомянутый. Либо он был пропущен в 1646 г., либо Петр 1646 г. и Нестер 1678 г. − одно лицо, по какой-то причине записанное разными переписчиками под разными именами. Подобные случаи происходили, но редко; обычно такое было связано с переменой имени с мирских (типа «Нечайко», «Первушка», «Пятко», «Петунька») на канонические Иван, Яков и т. д. Смена же одного канонического имени на другое не практиковалась, разве что случались ошибки в записи сходно звучащих имен не слишком радивыми переписчиками. Если предположить, что в 1646 г. переписчики ошиблись и записали Петрунька (т. е. Петр, каноническое имя) вместо мирского Петунька/Пятунька (от слова «пятый»), то в этом случае со временем мирское Петунька могло быть изменено на Нестер.
Часть писцовой книги 1628 г. (которая предшествовала переписи 1646 г.) с данными о д. Лантыш и большинстве соседних селений не сохранилась. Соответственно, ничего не известно и о том, жил ли там Юрка (Юрий) Офонасьев сын (Афанасьевич) Есипов и его брат. Но в сохранившихся фрагментах (см.: «Документы по истории народа коми») есть лишь упоминание о близлежавшей дер. Еремеевской, в которой жил Онашка (Ананий) Офонасьев сын (фамилия не указана), который, вполне вероятно, был родным братом (более старшим) Юрия Афанасьевича Есипова. (В 1646 г. в той же деревне Еремеевской жили двое его сыновей и несколько внуков).
В дозорной книге 1608 г. (опубликована А. М. Гневушевым в книге «Акты времени правления царя Василия Шуйского». - М., 1914) указан живший в деревне Еремеевской Сенька (Семен) Офонасьев сын с сыном Петрушкой (Петр). Можно предположить, что это был самый старший брат Юрия и Анания Афанасьевичей (разница в возрасте между сыновьями могла достигать полутора десятков лет и более). Ни Юрий, ни Ананий в книге 1608 г. не указаны, но этот документ, как и книга 1586 г., содержат значительно меньше данных о жителях (в ней фиксировались, главным образом, только хозяева дворов и их взрослые дети, а остальные обитатели, как правило, пропускались).
Родоначальником же этого семейства мог быть Офонька (Афанасий) Иванов (Иванович), отмеченный в писцовой книге 1586 г. (сотные, т. е. выписки из этой книги опубликованы А. А. Зиминым и А. И. Копаневым в работе «Материалы по истории Вымской и Вычегодской земель конца XVI в.», включенной в сборник «Материалы по истории Европейского севера СССР. Северный археографический сборник». - Вологда, 1970. – Вып. 1) как житель починка Сонноры, располагавшегося невдалеке от д. Лантыш. Фамилия его не указана, и, очевидно, он еще не имел ее («бесфамильными» были тогда почти все местные жители). Других «претендентов на отцовство» мне обнаружить не удалось, потому что никаких более подходящих жителей по имени Афанасий в книгах не значится (был, правда, в начале XVIII в. яренчанин Афанасий, но он имел фамилию Чувашев и к тому же в 1607 г. ушел из Яренского уезда неизвестно куда).
Каково было происхождение Афанасия Ивановича, не известно. Поскольку починком назвалось тогда относительно новое поселение, возникшее, как правило, в период между двумя переписями или писцовыми описаниями, и поскольку Афанасий был в 1586 г. единственным его жителем, можно предположить, что именно он основал этот починок в период между 1564 (когда проводилось предшествующее описание) и 1586 г., переселившись сюда, не исключено, из сравнительно большой (конечно, для того времени и для той местности) д. Лантыш, где жителям стало тесновато (там, кстати, четверо дворовладельцев в 1586 г. тоже были «Ивановичами» − не исключено, кто-то из них мог быть братом Афанасия). В починке Афанасий занимался землепашеством (в писцовой книге отмечены «пашни паханые»), но, видимо, без большого успеха, поскольку в этом документе он зафиксирован как «казак» (так иногда назвали, наряду с «бобылями», наименее состоятельную часть крестьянства). О детях Афанасия в книге 1586 г. никаких сведений не приведено. К 1608 г. починок запустел и в дозорной книге 1608 г. значится как «пустошь, что был починок Сонноры». Вероятно, Афанасий к этому времени умер, а его сыновья Семен, Ананий, Юрий и, возможно, Федор (об этом − ниже) переселились в поисках более удобных для хозяйствования мест в д. Еремеевскую, а оттуда один из них − Юрий − перебрался в Лантыш.
Та ветвь этого рода, которая осела в Еремеевской, к 1646 г. приобрела фамилию Офонасов (Афанасов). В переписной книге 1646 г. названы Якушко (Яков) Онаньин сын Офонасов с детьми (Сидор и Филимон) и Родион Онаньин сын Офонасов с детьми (Матвей, Гаврила) − сыновья Анания Афанасьевича, а также Ивашко Федоров сын Офонасов с двумя братьями, имевшими то же имя, и Филька (Филимон) Яковлев сын Офонасов с тремя детьми (Фома, Григорий, Аксен). Отцом Ивана Федоровича Офонасова был, вероятно, один из сыновей Афанасия Ивановича, не упомянутый в переписях (Федор). Филька (Филимон) Яковлев сын Офонасов был, можно предположить, старшим сыном Якова Онаньина сына, отделившимся от него в собственное хозяйство. Фамилия Офонасов (Афанасов) представляла собой «дедичество» − наследственное именование, образованное от имени деда, Афанасия.
Переселившийся в д. Лантыш Юрий Афанасьевич, как уже говорилось, в 1646 г. значился как Есипов. Происхождение этой фамилии можно объяснить двояко. Одно объяснение связано с деревнями, располагавшимися существенно ниже от Лантыша и ее окрестностей по Вычегде. В Плесовской волости возле погоста Пустынского в XVII в. (по более раннему времени данных нет) имелись две деревни с названием Есиповская. Обе имели и по второму названию (одна − Бориса Курцева, вторая − Антоновская). Нельзя исключать, что корни Есиповых/Еповых и Афанасовых − оттуда, и своей фамилией Есиповы/Еповы обязаны происхождению из д. Есиповкой (одной из двух упомянутых). Однако никаких данных в поддержку этого предположения привести я не могу. К тому же такие фамилии (топонимические) давались переселенцам на новом месте сразу же, т. е. его должен был получить еще Афанасий Иванович (если бы он переселился в Сонноры из Есиповской), а не его сын. Правда, писцы в 1586 г. могли просто пропустить фамилию Афанасия (по Яренскому уезду известны случаи, когда, например, у отца в переписных книгах фамилия указывалась, у сына − нет, а у внука опять указывалась).
Более вероятным мне представляется другое объяснение: Есипов, возможно, искаженное Осипов, т. е. фамилия происходит от имени Осип. Так могли звать, например, его прадеда (деда Афанасия Ивановича), но, разумеется, это не более, чем гипотеза.
Если попытаться поискать корни Есиповых/Еповых другим путем, отказываясь от их родства с Офонасовыми, то можно обратить внимание на нескольких людей по имени Осип, живших в 1608 г. в г. Яренске и окрестностях. Таковых, в принципе, двое: яренчанин Осип Данилов сын и Осип Власов сын из д. Беремской, отмеченные в дозорной книге 1608 г. Теоретически рассуждая, оба они могли иметь не указанного в книгах сына по имени Афанасий, сыном которого мог быть Юрий Афанасьевич Есипов. Но этот вариант мне не кажется особо убедительным.
Вполне возможно, что упомянутый в книге «Род Эповых» сибирский родоначальник семейства Василий Васильевич Эпов был сыном Василия Дементьевича Епова из д. Иб. Документы Читинского архива, которые стали известны М. И. Эпову в ходе его генеалогических разысканий, сообщают, что на рубеже XVII–XVIII вв. в Читинском остроге появились переселенцы Михаил, Назар, Дементий и Василий Еповы. Характерно сходство имен: как показывает опыт исследования антропонимии населения Яренского уезда, в семьях очень часто из поколения в поколения повторялись личные имена.
Немаловажно указать и на такую деталь: родственники Еповых, Офонасовы, начали осваивать сибирские просторы еще в период голода середины XVII в.: в переписной книге 1646 г. отмечено, что в Сибирь ушли Филимон Яковлев сын Офонасов и Иван Федоров сын Офонасов, которые взяли на себя, так сказать, роль разведчиков; по следам своих родственников Еповым было, наверное, несколько проще переселяться за Урал.
Говоря о причинах, которые могли вызвать уход Еповых из родных мест в Сибирь в конце XVII в., следует указать на серию неурожаев 1690-х гг., вызвавших сильный голод на Севере и, в частности, в Яренском уезде. Например, в 1695 г., по сообщению Вологодской летописи, «нача лето быти лютыми и буръными великими ветры и тучи з дождем великие безъпрестани; и на ржаной цвет по полям была великая поруха, болшими ветры цвет оби, и досталной хлеб, рожь и овес и всякую гобину мразами великими познобило, и всякой хлеб в полях за дожъдаами и мразы застоялося в суслонех, и во многих местах яровые поля стоят полосы нежаты и снегом запали, по декабря месяца ни жать, ни возить нельзя; и конской корм... везде погнило... А Поморские страны... во всех уездах... хлебы не сыспели и великими мразы побило. И жители тех стран, людие мужеска полу и женъска и с малыми детьми, пошли все на росходы в поволские грады и в уезды, где бы кому препитатися, доколе бог изволит».
Составить более точное представление о семействе Еповых и возможных переселенцах в Сибирь и на Дальний Восток, можно при специальной проработке материалов переписных книг Яренского уезда 1707 и 1710 гг., дабы установить, кто из Еповых остался на родине, а кто ушел. Но, на мой взгляд, и изложенные выше данные позволяют составить определенное представление о происхождении Еповых.
Ушедшие с Вычегды за Урал Еповы стали истинными сибиряками, а потомки их прославили свою новую родину. Одним из таких славных семейств стал род Еповых или Эповых, как позднее стала писаться эта фамилия. Из него вышли ученые, священнослужители, купцы и многие другие достойные люди, среди которых, например, видный российский ученый, член-корреспондент Российской академии наук, руководитель крупного научного института, расположенного в «научной столице» Сибири Новосибирске, Михаил Иванович Эпов, ученый-химик, лауреат Государственной премии СССР Антуанетта Афанасьевна Эпова и другие (подробнее о представителях этого замечательного рода можно познакомиться на весьма интересном сайте epov.ru).
Оставшиеся на родной Вычегде Еповы продолжали крестьянствовать. Среди вычегодской ветви этого рода, пожалуй, нет столь заметных фигур, как среди сибиряков, однако в историю родного края некоторые из них вписали свои имена. Один из них – уроженец д. Лантыш Иван Васильевич Епов (1891–1931). Приведем краткую биографическую справку о нем. И. В. Епов окончил учительскую семинарию в Архангельске, работал учителем в земском училище, в 1915 г. призван в армию, воевал на фронтах Первой мировой войны, дослужился до подпоручика, после Октября 1917 г. выбран командиром роты. В январе 1918 г. И. В. Епов вернулся в Яренский уезд, в марте назначен уездным комиссаром труда, в июне избран в состав уездного исполкома (стоявшего на небольшевистских позициях), стал вторым комиссаром по военным делам. В сентябре 1918 г. большевики захватили власть в Яренске. И. В. Епова назначили уездным военным комиссаром в новом уездисполкоме. В том же месяце он вступил в большевистскую партию (см.: Борцы за Советскую власть. - Сыктывкар, 1988).
В конце октября – начале декабре 1918 г. И. В. Епов командовал отрядом, направленным в один из отдаленных районов уезда, на р. Вашка, для проведения учета продовольствия у конфискации «излишков» у населения. Сопротивление местных жителей помешало осуществлению этой миссии. В декабре на р. Вашка и соседней р. Мезень начались бои между белыми и красными. И. В. Епов командовал ротой красноармейцев, воевал на Вашке до весны 1919 г. Затем его рота была выведена на Вычегду, а в июне 1919 г. переведена на Сев. Двину. И. В. Епов участвовал в боях до августа 1919 г., затем попал в плен, находился в заключении в Архангельске, на Кегострове. Суд приговорил его к расстрелу, однако потом И. В. Епова и некоторых других военнопленных вывезли в Англию, где он находился до весны 1920 г. В апреле 1920 г. состоялся обмен военнопленными, и И. В. Епов вернулся домой. Получил двухмесячный отпуск, затем вернулся на службу в Красную армию, в 1920–1921 гг. являлся начальником всеобуча в Яренском уезде, в 1921–1922 гг. — помощником Яренского уездного военкома, в 1923-1931 гг. — помощником областного военкома по всеобучу в Коми автономной области (см.: Борцы за Советскую власть; Королева Е. Г., Попов А. А. Гражданская война в Коми крае. - Сыктывкар, 1957; Прошев В. И. За власть Советов. - Сыктывкар, 1980). Написал книгу воспоминаний «Белогвардейщина на Удоре» (Удора – район Коми края, включающий верхнюю и среднюю Вашку и верхнюю Мезень).
Представляет интерес и жизнь ряда других представителей рода Еповых. Изучение генеалогического древа вычегодских Еповых следует продолжить. Заслуживают пристального внимания исследователя и многие другие старинные нижневычегодские семейства – Серебрянниковы, Лукошниковы, Лемзаковы…

Гобан

Гобан

Россия, Республика Коми, г. Сыктывкар
Сообщений: 1912
На сайте с 2010 г.
Рейтинг: 3270
http://www.kunstkamera.ru/file...9-3_12.pdf
В.В. Власова
СТАРООБРЯДЧЕСКИЕ ОБЩИНЫ КОМИ-ЗЫРЯН
в XIX–XX вв.: ПОЛОВОЗРАСТНОЙ СОСТАВ

В настоящее время можно говорить о существовании трех старовер-
ческих групп коми: удорской (среднее течение р. Вашки, приток Сев.
Двины); верхневычегодской (верховья р. Вычегды) и верхнепечорской
(верховья р. Печоры, населенные пункты до дер. Родионово). На Удоре
получили распространение даниловский / поморский и филипповский
толки, на верхней Вычегде — разные направления нетовщины (глухая,
поющая), на верхней Печоре — поморский и филипповский. В конце
XIX — начале XX в. на Удоре, а затем и на верхней Печоре появля-
ются сторонники наиболее радикального старообрядческого толка —
«истинно-православные христиане» (странствующие) [Власова 2006:
Гобан

Гобан

Россия, Республика Коми, г. Сыктывкар
Сообщений: 1912
На сайте с 2010 г.
Рейтинг: 3270
http://www.booksite.ru/fulltex.../index.htm

Удор - нижний край, как Вев-дор верхний край или конец у каждаго селения и волости. Это значение общее или нарицательное, а в собственном смысле называется Удорой целая северная часть яренскаго уезда между p.p. Мезенью и Вашкой; есть также деревня Удора на реке того же имени и другая деревня Удор на р. Выми. Многия урочища в этом крае носят названия Удор-войт - Цыновская пожня, против селения Турьи, Удор - полянка за Вымью ниже Серегова, Удора, Каиновская и проч.
Удорсакий край был прежде княжеством, вошедшим в состав великаго государства московскаго и полнаго титула Царскаго, но никаких следов местопребывания князей Удорских до сих пор не отыскано, и только название селения Княж-Погост дает возможность предположить, что в этой местности жили некогда князья.
Селение Княж-Погост было еще в 50-х годах совершенно ново, но тогда никаких следов старины близь него не замечено; существует только предание что будто бы в 20-х и 30-х годах в Княж-Погосте, как и в селении Турьинском были видны следы древняго укрепления и здесь говорят жил в старину Пан-Сотник, главный противник христианства, бывший главою Вымичей, а по иным преданиям Удорский князь 240) [240) Пан-Сотник, по писанию жития Св. Стефана Волхв - Пам или Пан по свид. А. Михайлова в ст. Устьвым В. Г. В. г. 1850 г.].
Кроме удорских князей, как известно, были князья „Вымские" о которых в первый раз упоминается в летописях 241) [241) Устюжских] под 1465 годом, когда по повелению в. кн. Иоанна Васильевича, принявшаго под свое покровительство Великую Перьмь, Устюжский атаман Василий Скряба ходил с вольницей на Вогуличей и Югров: „... а шли с ним хотячие люди, да князь Василий Вымский Ермолич с Выми и Вычегжане…"
Из другаго документа 242) [242) Синодальный летописец № 365.], где говорится о съезде в 1485 г. Сибирских князей в Устьвым, по вызову преосвященнаго Филофея, для окончательных переговоров об условиях подданства их России, можно заключить, что великие князья были в тоже время и Удорскими, о которых в летописи ничего не упоминается: ,,....Тое же зимы (1485 г.) князи Кодские Молдан с детьми, да Пынзей, да Пыткей да Сонта имали мир под Владычным городом Устьвымским за вси свои земли с князьями Вымскими с Петром, да с Федором, да с Вычегодским сотником Алексеем казаком да с Владычным слугою Левашем, на том что им лиха не мыслити.... "
Достойны также примечания погосты лежащие по берегам Вычегды: Туглимский (Благовещенский), Вожемский (Воже-ма, святая гора) Цилибский городок 243) [243) См. ниже: „предание о роде Осколковых" и „Городок Вожемский на Цилибской горе"] с бывшим укрепленным монастырем, Гамский и Жешартский. Все места эти, носящия древне-зырянския названия и отмеченныя в истории распространения христианской веры в крае заселены лицами русскаго происхождения.
Вымский погост Турьинский (селение Турье на реке Удоре с старинной деревянной церковью Воскресения Христова) называвшийся прежде городком лежал на старинном Сибирском или Березовском пути и потому имел таможню.
Далее по реке Мезени имеет примечательности погост Глотовский, называвшийся в старину Слободою. Вообще в Удорских волостях не мало прежних особенностей; там есть еще остатки городищ, там лежал путь завоевателей известный под именем Оленья Брода и пути торговыя. Погост Важ-горт (т. е. старый дом или жилище) был замечателен по торговому изстари съезду Ижемцев, Самоедов и Русских. Наконец там существует не мало заслуживающих внимания указаний на старинныя урочища, как то: Царев мыс, Могильный-бор и проч. В 1853 г. житель вологодской губ. Л. Богданов нашел у одного крестьянина селения Княж-Погост топорик железный украшенный вдоль серебрянными насечками, покрытый в промежутках золотом. По словам местных жителей это было „чудская вещь". Затем при раскопке Г. Богдановым Чудскаго кладбища за болотом близь Княж-погоста в одной из ям была найдена только „медная буса." 244) [244) См. В. Г. В. 1853. № 46. ст. Богданова. Прогулка по Княж-погосту.]
Гобан

Гобан

Россия, Республика Коми, г. Сыктывкар
Сообщений: 1912
На сайте с 2010 г.
Рейтинг: 3270
Путешествие четвертое

В родословия малых родин

http://www.booksite.ru/fulltext/cole/sni/kov/index.htm
Важно иметь в виду, что исчезали деревни и в годы земледельческого освоения приречно-приозерной территории. Вот, например, как отражено это в писцовой книге Яренского уезда 1585-1586 гг.: "...дер. Софроновская, во дворе Софронко Дмитриев, середней; дер. Огафоновская, дворы врозни, во дворе Трофимко Игнатьев, молотчей, во дворе Ивашко Тимофеев, молотчей; дер. Петровская, да к ней же припущен починок Фроловский" (далее отмечается, что в починке несколько дворов, в том числе двор, где обитает, вероятно, его основатель Ивашко Фролов.

Пройдемся по этим деревням. В первой всего один двор. По имущественному положению отнесен к группе "середних" (зажиточные составляли группу "лучших", бедные - "молотчих", позже, по мере усиления имущественного неравенства, были "худые", бобыли, нищие). Особый интерес представляет вторая, которая хоть и названа деревней, но дворы (вероятно, бывшие однодворные деревни) все еще стоят "врозь". А третья деревня уже укрупнилась за счет "припущенного" в общую пашню починка. По подсчетам Н. П. Воскобойниковой, в Яренском уезде число деревень с одним двором в 1585 году составило 27,6 процента, с двумя-четырьмя - 52,4 процента. В 1720 году удельный вес однодворных снизился до 19,9 процента, по второй группе - до 45,8 процента.

К середине XVI века среднее количество дворов на деревню в целом на Европейском Севере составляло около 2,8. В приуральских уездах, где массовое возникновение новых селений происходит уже в иной социально-экономической обстановке, дворность деревень в 2-3 раза выше. Примерно в 2 раза возрастает средняя дворность северной деревни к 80-м годам XVII века, причем наиболее высокие темпы укрупнения селений падают на 30-70-е годы. Наиболее мелкодворные деревни были в уездах Вятской земли. Признанный историками однодворный характер начального периода строительства деревень косвенно и документально подтверждает тот факт, что уже в XV-XVI веках начался процесс укрупнения.

По мере освоения удобных мест под новые селения с пашнями все большую ценность представляли пустоши, которые волости и волостные общины сдавали "охочим людям" в оброчное льготное владение с последующим включением в тягло. Вот пример: крестьянин Толшемской волости Тотемского уезда Агей Дмитриев в 1658 году взял на оброк "промеж деревенскими отхожими пашнями и с сенными покосы трех деревень порозшее лесом порослое место на горе и на пенниках", поставил там избу, клеть, овин. В 1672 году он продал это займище своему брату Павлу, который в 1678 году обратился с просьбой к писцам перевести пользование той "пашнишко, которая вновь распахана, и сенной росчистки и дворовой постройки". Писцы дали ему льготу еще на два года, но с условием "дворы и хоромы совсем построить и поля распахать". (РГАДА- Ф- 1209. К-484. Л. 972 об. - 975).

Итак, укрупнение как спонтанный процесс начался уже в первый период заселения Европейского Севера.

← Назад    Вперед →Страницы: ← Назад 1 2 3 4 5 ... 16 17 18 19 20 * 21 22 23 24 ... 146 147 148 149 150 151 Вперед →
Модераторы: Lesla, ЯТБ, dimarex, эльмира катромская
Вверх ⇈