⮉
| VGD.ru | РЕГИСТРАЦИЯ | Войти | Поиск |
Яренский уезд Яренский уезд Вологодской губернии - история, демография, миграционные процессы.
|
| ← Назад Вперед → | Страницы: ← Назад 1 2 3 4 5 6 7 8 9 * 10 11 12 13 ... 152 153 154 155 156 157 Вперед → Модераторы: Lesla, ЯТБ, dimarex, эльмира катромская |
| Гобан Россия, Республика Коми, г. Сыктывкар Сообщений: 1915 На сайте с 2010 г. Рейтинг: 3306 | Глеб Горбовский ЗЫРЯНЕ Моей бабке А.А. Сухановой Издревле мы, из рани, древляне, ведуны, дремучие зыряне, на воду шептуны. Голубоглазый воздух над нашей головой. Из мёда мы, из воска, из ягоды живой. С кислинкою, с грустинкой, с куделью бороды, с прозрачной паутинкой, летящей вдаль мечты… Из нежити, из драни, из стыни и огня — зоряне, северяне, зелёная родня! …Не оттого ль, однако, как бред во мне, как бес, сидит занозой тяга — в глушь вековую, в лес? Из рвани — не в дворяне, с топориком — в рассвет! Таёжные цыгане, мы есть и как бы — нет… Порхают наши дети, как пчёлы без цветов, пока не ткнутся в сети прелестных городов. Из сини мы, из рани, крестьяне, рыбари, лесные соборяне, хранители зари! |
Лайк (19) |
| Гобан Россия, Республика Коми, г. Сыктывкар Сообщений: 1915 На сайте с 2010 г. Рейтинг: 3306 | Каллистрат Фалалеевич 1866 ЖАКОВ 1926 Лев Толстой, Николай Рерих, Максим Горький, Питирим Сорокин и другие величайшие мыслители рубежа веков высоко ценили его, сказочника земли северной и путешественника, не ведающего покоя, в терзаниях и лишениях ишущего ответы на вопросы, которые сам себе задавал. Вся его жизнь прошла в поисках высшей духовности, которую не нашёл он ни среди учителей, ни среди учёных, ни среди философов. Что, впрочем, не помешало ему самому стать и прекрасным учителем, и большим учёным - математиком, астрономом, этнографом, филологом, лингвистом, и просто великим мудрецом. До самого конца своей долгой и тяжёлой жизни, в нищете и лишениях, проповедовал он, Калистрат Жаков, сын резчика по дереву и крестьянки, учёный-энциклопедист и поэт, свою собственную универсальную религию. "Сквозь строй жизни" Главы из автобиографического романа Каллистрата Жакова (К.Жаков "СКВОЗЬ СТРОЙ ЖИЗНИ"-Сыктывкар. Коми книжное издательство, 1996. с.346-349) http://www.komi.com/zhakov/biogr_ru.html |
| Гобан Россия, Республика Коми, г. Сыктывкар Сообщений: 1915 На сайте с 2010 г. Рейтинг: 3306 | Изменения климата и демографическая история Европейского Севера И. Л. Жеребцов Жеребцов Игорь Любомирович — доктор исторических наук, заместитель директора Института языка, литературы и истории Коми Научного центра Уральского отделения Российской академии наук (г. Сыктывкар) Все развитие человечества в той или иной мере было связано с его сопротивлением пагубному воздействию неблагоприятных природно-климатических условий, со стремлением найти «место под солнцем», позволяющее избежать этого воздействия или хотя бы минимизировать таковое. Никакими человеческими усилиями невозможно было остановить или замедлить глобальные природные катаклизмы, подобные оледенениям. Напор ледников ломал относительно устоявшуюся жизнь древнего человека, стирал племена с лица земли или заставлял их перемещаться на огромные расстояния, лишая возможности развивать свою культуру. И лишь тысячелетия спустя, с отступлением льда, у людей появилась возможность обживать новые пространства, осваиваться, постепенно формируя свои особенные традиции жизнедеятельности. http://www.rsijournal.net/izme...go-severa/ |
| Гобан Россия, Республика Коми, г. Сыктывкар Сообщений: 1915 На сайте с 2010 г. Рейтинг: 3306 | Глава из книги "Зырянский мир. Очерки о традиционной культуре коми народа." / Под ред. Н.Д. Конакова. - Сыктывкар: Коми книжно е издательство, 2004. - 432 с.mor http://www.academia.edu/1256900/_._._._._._._-_2004._-_432_ Т.И. Чудова СИМВОЛИКА ПИЩИ В КОНТЕКСТЕ КАЛЕНДАРНОЙ ОБРЯДНОСТИ КОМИ (ЗЫРЯН) http://vestnik.udsu.ru/2012/2012-054/vuu_12_054_12.pdf |
| Гобан Россия, Республика Коми, г. Сыктывкар Сообщений: 1915 На сайте с 2010 г. Рейтинг: 3306 | Список населённых пунктов Ленского района Архангельской области Материал из Википедии — свободной энциклопедии Основная статья: Ленский район (Архангельская область) Это служебный список статей, созданный для координации работ по развитию темы. Его необходимо преобразовать в информационный список или глоссарий или перенести в один из проектов. Данное предупреждение не устанавливается на информационные списки и глоссарии. *Административные центры указаны жирным шрифтом Козьминское сельское поселение — деревни: Базлук, Берег, Бережная, Березник, Большой Гыжег, Бор, Борисовская, Васильевская-1, Васильевская-2, Вожем, Голяниновская, Голяшово, Дорофеевская, Забелино, Залужье, Захаринская, Звоз, Ивановка, Карповская, Кононовская, Костино, Кулига, Лукинская, Малая Толша, Малая Шонома, Малый Гыжег, Мыс, Некрасовская, Ошмановская, Речка, Самыловская, Серединская, Томиловская, Устюг, Фоминская, Цилиба, Шалевская, Шаровицы, Шубинская, Юрчаково, Юрчаково-Пахомовская, Ярант, посёлки: Гыжег, Песочный сёла: Козьмино, Лена, Урдома. Сафроновское сельское поселение — сёла: Ирта, Тохта, Яренск, деревни: Берег, Богослово, Большой Кряж, Борок, Верхний Базлук, Выемково, Гора, ГЭС, Жуково, Заполье, Кересаг, Конец-Озерья, Крюковка, Курейная, Лантыш, Лопатино, Матлуг, Микшина Гора, Новая Деревня, Паладино, Паста, Пристань Яренск, Пустошь, Сафроновка, Шордынь, Юргино посёлки: Запань Яреньга, Лысимо, Пантый, Савкино, Усть-Очея. Сойгинское сельское поселение — деревни: Белопашино, Бердышиха, Березовская, Бызовская, Вандыш, Германовская, Горка, Григорьевская, Губинская, Дегилевская, Емельяновская, Заимка, Конюшевская, Коротовинская, Кочуринская, Кулига, Литвино, Лупья, Мосеева Гора, Нефедовская, Нечаевская, Новоселова Гора, Рябово, Рязановская, Седуновская, Селивановская, Сендуга, Слудка, Средняя Софроновская, Тимасова Гора, Устье, Ушаковская, Фоминская, Харинская, Чакула, Черныханы, Чернышевская, Шеинская, Шипино, Якимовская, посёлки: 52-го квартала, Запань Лупья, Литвино, Сойга село: Слободчиково. Урдомское городское поселение — посёлки: Урдома, Вандыш, Витюнино, Железнодорожный, Лупья, Пилес, Тыва, железнодорожные станции: 1180 км, Светик, Слободчиково, Тыва, Тыла-Иоль, Шиес деревни: Большой Мыс, Бор, Верхний Конец, Загарье, Заречье, Ошлапье, Суходол. Категория: Списки населённых пунктов Архангельской области |
Лайк (1) |
| Гобан Россия, Республика Коми, г. Сыктывкар Сообщений: 1915 На сайте с 2010 г. Рейтинг: 3306 | Коми фамилии Все ныне существующие коми фамилии используют русскую систему имяобразования: при помощи суффиксов -ов (-ев), -ин, -ский. При этом корни, от которых образованы фамилии можно разделить на три группы: 1) Корни из коми языка; 2) Корни из русского языка; 3) Корни-интернациональные собственные имена в том виде, в котором они оформились в русской культурной среде. [править]Фамилии с корнями из Коми языка Бурматов — от «Бур» (добрый) и «морт» (человек) Бызунов (Бы́зунов) — от «быздыны» (болтать, молоть чушь) Вилесов (Ви́лесов) — от «вильос» (новый) Волегов (Во́легов) — от «вильог» (скользкий, хитрый, ловкий) Габов (Га́бов) — от «Габ» (Агапит, христ. имя) Гутов (Гу́тов) — от «гут» (муха) Дозморов (До́зморов) — от «дозмöр» (глухарь) Жунёв (Жунёв) — от «жунь» (снегирь) Зеров (Зе́ров) — от «зэр» (дождь) или «зöр» (овёс) Зонов (Зо́нов) — от «зон» (сын) Ичеткин (Иче́ткин) — от «ичöт» (маленький) Ичетовкин (аналогично Ичеткин) Канев (Ка́нев) — от «кань» (кошка) Качесов (Ка́чесов) — от «катшöс» («белый», как кличка) Койнов (Ко́йнов) — от «кöин» (волк) Коковихин — от «коко́в» (вихор на голове) Колегов (Ко́легов) — от «кальог» (болтливый) Кочев (Ко́чев) — от «кöч» (заяц) Кушпелев (Ку́шпелев) — от «куш пель» (голое ухо) Кыкин (Кы́кин) — от «кык» (два) Кынев — от «кынь» (песец) Кынкурогов (Кынкуро́гов) — от «кын курöг» (замёрзшая курица) Кырнаев (Кырна́ев) — от «кырны» (прорваться от размыва) Кырнышев (Кы́рнышев) — от «кырныш» (ворон) Кыров (Кы́ров) — от «кыр» (дятел, несговорчивый человек) Кысов (Кы́сов) — от «кыс» (шкура с ног животного) Кычанов (Кыча́нов) — от «кычи» (щенок) Лыюров (Лыю́ров) — от «лы юр» (костяная голова, твердолобый) Лямпин (Ля́мпин) — от «лямпа» (лыжи) Мичкин (Ми́чкин) — от «мича» (миловидный) Москоков (Моско́ков) — от «мöс кок» (коровья нога) Мошев (Мо́шев) — от «мош» (пчела) Ошев (О́шев) — от «ош» (медведь) Ошкоков (Ошко́ков) — от «ош кок» (медвежья лапа) Порсин (По́рсин) — от «порсь» (свинья) Пупышев — от «пупыш» (прыщ) Пуртов (Пу́ртов) — от «пурт» (нож) Пыстин (Пы́стин) — от «пыста» (синица) Ракин (Ра́кин) — от «рака» (ворона) Рочев (Ро́чев) — от «роч» (русский) или «рöч» (бугор, кочка) Ручев (Ру́чев) — от «руч» (лисица) Сизёв — от «сизь» (дятел) Сизимов (Сизи́мов) — от «сизим» (семь) Сюзёв и Сюзев — от «сюзь» (филин) Черанёв — от «черань» (паук) Ческидов (Чески́дов) — от «чöскыд» (сладкий, приятный) Чушев (Чу́шев) — от «чуш» (губа) Юсев (Ю́сев) — от «юсь» (лебедь) Кудымовы - от мифологического коми-пермяцкого героя Кудым-Оша. Батуевы - в честь вызывавшего уважение у коми-пермяков Батыя. Мехоношины - от дорогой одежды приезжих купцов. Четины - от древнего пермского слова «чети (чӧт») - сват, посредник. Шабаев - от «шаапа» (юнец) Шудеговы, Волеговы, Ратеговы, Колеговы, Ужеговы, Басеговы - от древних пермских имён Шудег, Волег, Ратег, Колег, Ужег, Басег Лунёв - от «лун» (день) Порсев (от «порсь» - свинья), Рочев (от «роч» - русский), Мошев (от «мош» - пчела), Кочев (от «кӧч»- заяц); Чедов (от «чӧд»- черника), Кучев (от «куч»- орел). Знаменитая «северная» фамилия Пыстогов произошла от названия птицы («пистӧг» - синица). А фамилия Сырчиков - от «сырчик»- трясогузка. Сысолетины (населявшие бассейн северной реки Сысола); Тотьмянины (из местечка Тотьма). Мошегов, Ошканов, Кынкурогов появились непосредственно в условиях коми-пермяцкого обихода. Кушманов (от «кушман» - редька). Бадьин - от «баддяин» (место, заросшее ивой) Майбуровы - от «майбыр» (счастливчик) Распространённые коми-пермяцкие фамилии также - Баталовы, Федосеевы. Пыстин - от «пистӧг» - синица Кузьбожев, Кузиванов - от Кузь «длинный» Кызъюров - от «Кыз» - толстая, «юр» - голова. Изъюров - от «Из» - камень, «юр» - голова. Зырянов - от Зыряне (коми-зыряне) [править]История Фамилии среди коми населения появились довольно давно — начиная с XV века. Объясняется это тем, что Пермь Вычегодская и Пермь Великая первоначально входили в сферу влияния Новгородской республики, где фамилии были распространены с раннего времени среди всех слоёв населения. [править]Литература Фамилии восточно-финского происхождения // Унбегаун Б.-О. Русские фамилии. М., 1995. С. 284. Кривощёкова-Гантман А. С. Русские фамилии коми-пермяцкого происхождения // Языки и ономастика Прикамья. Пермь, 1973. С. 78-84. Её же. Фамилии на -ег, -ог // Ономастика Поволжья. Вып. 4. Саранск, 1976. С. 91-93. Мосин А. Г. Исторические корни уральских фамилий. Екатеринбург, 2008. С. 254—268. http://ru.wikipedia.org/wiki/%...0%B8%D0%B8 |
Лайк (1) |
| Гобан Россия, Республика Коми, г. Сыктывкар Сообщений: 1915 На сайте с 2010 г. Рейтинг: 3306 | "Я глядел на Хазиади и невольно вспоминал зырянские лица: он напоминал их и по складу речи, и по характеру." "Цуруга — почему название японское кончается на "уга", ведь "уга" и "юга" — это финские корни, означающие реку. А вот, говорят, впереди станция называется Майбара. "Майбыр" — слово зырянское и означает "счастливый". Да, непонятно. И лица японские напоминают или зырян или финнов." "Кумо" — облако по-японски, по-зырянски "кьшор", "хи-би" — огонь, по-зырянски "би". "Анэ" — старшая сестра, по-нашему "ань"... Сотни слов были одинаковы и по смыслу, и по значению, и грамматика родственна... Чудеса... Что, если японцы — древние зыряне, смешанные с какими-то австралийскими племенами, с малайцами? Или я с ума сошел от утомления, и чудится мне невероятное?.. " — Кто такие мы, японцы, откуда пришли, мы не знаем, — сказал Хигучи. — Может быть, мы корейцы или сиямцы, или что-нибудь третье. Одно известно: мы смесь разных народностей. — Я думаю, вы урало-алтайцы. — И такое мнение высказывалось. "Ты в это лето водил меня в далекую Японию и дал мне новую тайну разгадать: японцы и зыряне - одно племя, языки и х родственны." Г-та Кузбасс (1999) N 248 (29.12.99) Японский язык сродни... алтайскому открытие Интересное открытие сделано в Сибирском институте международных отношений и регионоведения (СИМОР) группой студентов и преподавателей под руководством профессора кафедры иностранных языков Юрия Тамбовцева. Доказано, что японский язык родствен... алтайскому! - Я был поражен, - делится впечатлениями от результатов эксперимента профессор Тамбовцев, - предполагал, что он будет близок языкам аборигенов Австралии или, например, китайскому... Я был просто изумлен - почему алтайский?.. До сих пор японский язык является одним из самых загадочных. Фактически он единственный с большим количеством говорящих, генетическая принадлежность которого неизвестна. Существует более десятка самых разных гипотез его происхождения. “Алтайская теория” не является изобретением профессора Тамбовцева. Родилась она еще в начале века на основе лексикологии (сопоставлением значений слов), потом то выходила на первый план, то забывалась, перебиваясь другими теориями. Новосибирские лингвисты впервые подтвердили ее на фонетическом уровне - сравнивая звуковые картины разных языков (всего сопоставлялось 107 языков). - Можно сказать, - объясняет профессор Тамбовцев, - теория стояла на одной ноге, ей дали другую ногу. Она теперь на двух ногах. Сам Юрий Тамбовцев - автор двух монографий, 177 научных статей, опубликованных в России и за рубежом. Научную диссертацию защищал в Санкт-Петербурге у профессора Пиотровского, работал на кафедре фонетики у Лидии Бондарко - ученицы знаменитого Щербы, книга которого по мат. лингвистике, без преувеличения, библия для специалистов. В Японии принят в почетные члены Японского фонетического общества, где в настоящее время в единственном числе представляет Россию. Все исследования стали возможны благодаря уникальному методу, разработанному Тамбовцевым. Точнее, он модернизировал и впервые применил в языкознании метод, известный в математике как метод Карла Пирсона “хи-квадрат”. Использование этого метода и позволило “промерять” расстояния между языками (основываясь на анализе частоты встречаемости фонем в разных языках). - Беру звуки, забиваю в компьютер и смотрю, насколько типология звучаний сходна, - по-простому объясняет ход эксперимента профессор. Самой сходной оказалась типология звучания японского и алтайского языков, что и дало повод говорить о подтверждении “алтайской теории” с точки зрения фонетики. Но перед тем как языковой материал “забивается в компьютер”, он проходит длительную и кропотливую обработку. Материал для исследования профессор собирал 20 лет. Японские тексты, например, помогла проанализировать Ольга Павловна Фролова, преподаватель японского языка НГУ, ее студенты в свое время расписывали для Юрия Алексеевича японские иероглифы. Обработку остальных сотни с лишним языков либо делал сам, либо, если была возможность, брал материалы из литературы. Работа с языком, по рассказам профессора, - занятие достаточно увлекательное. Приглашается носитель языка (его еще называют “информатором”) и с ним производятся различные манипуляции. Составляются рентгенограммы - для этого язык носителя языка (извините за каламбур) мажется барием, после чего на рентгеносхеме видно положение языка при произнесении различных звуков. Или вставляется искусственное небо, и намазанный барием язык оставляет на нем отпечатки, соответственно определяется, какого типа этот звук, насколько продвинут, насколько отодвинут, насколько низкий... Впрочем, это уже чисто профессиональные тонкости. Помимо чисто лингвистического материала, работа с информаторами дает и много интересного “человеческого” материала. - У меня был очень интересный информатор по мансийскому языку, - говорит профессор. - Шаман. Шаманы тогда были запрещены, и он скрывал, что шаман. Был самым образованным человеком во всей мансийской деревне. К тому же певец и сказитель народный. Хвалился мне, что сам из каких-то там старых князей... Мансийский князь брился перочинным ножом и очень интересовался высотными домами, которые видел впервые. В магазинах скупал пуговицы и солдатские ремни, пуговицы нашивал себе везде. - Это был последний шик моды, - улыбается Юрий Алексеевич, - пришивал себе везде эти солдатские пуговицы как украшение... Для него норковая шуба - ничто, солдатские пуговицы - о-го-го. Может, он бы и поменял норковую шубу на солдатский ремень - другая система ценностей. Оказался шаман и народным умельцем - уникальным резчиком по дереву. С собой привез деревянную скульптуру, в основном в зверином стиле - мифические мансийские животные... Были и люди, например, Ленин в малице (национальной мансийской шубе). Местный музей пришел в восторг от его изделий, купил все эти фигурки и потом с успехом выставлял в Токио, Канаде, Торонто... Уникальный метод, разработанный профессором Тамбовцевым, открывает широкие возможности, причем не только в области фонологических исследований различных языков. Юрий Алексеевич уже пробовал с его помощью сопоставлять и различные стили одного языка. Например, экспериментировал с различными стилями - поэзией, прозой, газетным, техническим текстом и т. д. английского языка. А недавно, когда читал детектив одного местного автора, подумал - почему бы “мозаику” этого текста не сопоставить с “мозаикой”, например, текста Марининой или Дашковой. Интуиция ему подсказывает, что если совпадение и не будет полным, то, по крайней мере, тексты окажутся где-то рядом... (А вот, например, Толстой отличается от Достоевского, как японский от языка мангарайи - умели же классики быть непохожими друг на друга!). Уникальное “японо-алтайское” открытие Юрия Тамбовцева лингвистический мир Новосибирска не потрясло. Поскольку такого понятия, как “лингвистический научный мир”, в городе просто не существует. Лингвисты работают в одиночку или отдельными изолированными группами. Нет, например, практики объединенного семинара, который бы собирался с определенной периодичностью и позволял обмениваться информацией об интересных наблюдениях и открытиях. В Институте филологии в свое время выходили сборники научных работ, откуда тоже можно было получать информацию, теперь их издание под большим вопросом. Однако Юрий Алексеевич уверен, что все это не повод не заниматься лингвистической наукой. И даже мечтает организовать в городе свою школу, правда, со специалистами будет сложно. В свое время в НГУ была сильная школа математической лингвистики, но, не находя здесь работы по специальности, специалисты в большинстве своем разъехались или перепрофилировались в преподавателей иностранных языков... “Вечерний Новосибирск”. Cервер Компании "Мега" "Экономика и жизнь Кузбасса" 22.10.2012 Японская родня тайны жизни Калистрата Жакова / Из почты главреда В 1991 году в Сыктывкаре прошел конгресс финно-угорских народов с участием японцев. Меня это удивило: что может быть общего у коми и японцев? Оказывается, много лет назад этим же вопросом задавался и известный зырянский лингвист Калистрат Жаков... В 1913 году он побывал в Японии. Сохранились воспоминания об этой поездке: «Владивосток. Жаков и его товарищи садятся на пароход, следующий в Японию. Пароход плывет вблизи японских островов. На берегу видны маленькие домики и бегущие люди. «Цуруга», – объявляют стоящие рядом с пассажирами японцы. Жаков осмысливает, что значит «цуруга». – «Уга» по угро-фински – река, – громко произносит он. Тем временем, они сошли на берег и на рикшах поехали к железнодорожной станции. «Майбыра» – снова различает знакомое слово ученый. «Как майбыра?», – переспрашивает он. «Это станция Майбыра», – поясняет ему. «Да ведь слово «майбыра» зырянское. Означает «счастливый». Неужто японский язык вправду схож с зырянским?», – задумался турист. Утром в гостинице девушка с длинной косой подавала чай. – Я все понял, что говорила эта красавица. Она говорила по-японски, но зырянскими словами, или я начинаю сходить с ума, – признался друзьям Калистрат Фалалеевич. – Одежда по-японски «кимоно», а по коми – «ком». Утро по-японски «аса», а по-зырянски – «асыв», облако – «кумо», у нас «кымор». Я все время слышу зырянские слова в японском языке. Говорят отрывисто и коротко, как зыряне. В зарубежных поездках в Венгрию, Румынию и Болгарию мне приходить слышать восточную речь. Я ничего не мог понять, но их говор точь-в-точь напоминал ижемский. В Ижме, на родине моей супруги, первое время я тоже ничего не понимал. С женой мы всю жизнь говорили только по-русски. Поэтому я на стороне Жакова: японской, финский и коми близки по грамматике и фонетике. Убедился в этом и во время исследований в Прилузье. Где, например, рукавицу «кепысь» называют «тепысь», а руку «ки» – «ти». А по-японски рука – «те». Близость японского языка к финно-угорской группе была доказана и венгерскими лингвистами в первой половине 20-го века. По итогам поездки в страну восходящего солнца, Жаков в 1913-ом выступил на заседании лингвистической секции неофилологического общества Санкт-Петербургского университета, которое закончилось крупным скандалом. Вот как об этом написала газета «Речь»: «Профессор Жаков, по происхождению зырянин, сопоставлением и сравнением отдельных зырянских и японских слов, установил тождество корней и показал родство языков восточнофинских с японским. Доклад вызвал оживленные прения, в которых участвовали многие видные лингвисты. Они указывали, что выводы Жакова совершенно необоснованны, а доказательства лишены научного характера. Лектор японского языка при восточном факультете Санкт-Петербурского университета предположил, что докладчик берет для сравнения японские слова китайского происхождения, что совершено недопустимо». Критика сильно взволновала нашего земляка. Когда председательствующий – профессор Бодуен-де-Куртене – резюмировал прения, всецело соглашаясь с оценками, Калистрат Фалалеевич заявил, что не может оставаться в учебном сообществе, так как там нет компетентных лиц, а оппоненты нанесли ему оскорбление пренебрежительным отношением к его исследованиям. Старания председателя успокоить профессора не достигли цели: докладчик демонстративно покинул собрание. Иван ПАНЮКОВ, историк Корткеросский район http://www.kzskomi.ru/news/2117/ |
| Гобан Россия, Республика Коми, г. Сыктывкар Сообщений: 1915 На сайте с 2010 г. Рейтинг: 3306 | Древнепермское письмо Битва с «прокудливой березой» http://www.rbardalzo.narod.ru/4/komi.html Анна Истомина Как рождаются языки и народы? http://www.pisatel-komiperm.narod.ru/jazyki.narody.doc |
| Гобан Россия, Республика Коми, г. Сыктывкар Сообщений: 1915 На сайте с 2010 г. Рейтинг: 3306 | Кандинский Василий Васильевич Жизнь и творчество Вологодская записная книжка, 1889 г июнь — 22 (4 июль) Ездил 45 в. верхом. О, Боже, не пошли же сего и врагу моему. Найдена еще песня, но ... без конца. Зыряне — премилый народ. Все на них клевещут. В первый раз испытал ощущение трясущейся трясины. Оказывается, что мы проездили 70 верст! До Керчома-то 35! Выехали в 7 ч. утра, в и были там, а в 3 ч. назад. Конец песни найден, но не м[ожет] б[ыть] пропет, т.к. певец заболел. Нашел загадки. Найдена еще песня о вдове и ее дочери. Здесь бы пожить, то кое-что нашлось бы. Я положительно влюблен в зырян. Был в В[олостном] правлении. Были у меня Инспектор зем[ских] школ, благочинный и учитель из Усть-Выма. В ночь выехал при трагич[еской] картине прощания с зырянами. http://www.kandinsky-art.ru/li...va100.html |
| Гобан Россия, Республика Коми, г. Сыктывкар Сообщений: 1915 На сайте с 2010 г. Рейтинг: 3306 | ISSN 1997-292X № 6 (20) 2012, часть 2 47 УДК 947.06(470.13) В статье исследуется крестьянская поземельная община на территории Яренского уезда Вологодской губернии в XVIII веке, где отсутствовало помещичье землевладениие, а власть в волостях и деревнях находилась в руках выборного крестьянского управления. Опираясь на неопубликованные источники, автор основное внимание концентрирует на функциях крестьянской общины: поземельной, фискальной и административной. Ключевые слова и фразы: Российский государственный архив древних актов; Яренский уезд; деревня; волость; крестьянский «мир»; государственные крестьяне; архиерейские крестьяне; воеводские канцелярии; сотский; целовальник; староста. Анна Капитоновна Гагиева, д.и.н., доцент Кафедра документоведения и архивоведения Коми республиканская Академия государственной службы и управления gngkol2@mail.ru КРЕСТЬЯНСКАЯ ПОЗЕМЕЛЬНАЯ ОБЩИНА НА ТЕРРИТОРИИ ЯРЕНСКОГО УЕЗДА ВОЛОГОДСКОЙ ГУБЕРНИИ В XVIII ВЕКЕ © Изучение истории крестьянской поземельной общины в феодальную эпоху имеет давнюю традицию [2]. Однако до сих пор не исследованы вопросы, связанные с определением места и роли крестьянской организации в решении поземельных конфликтов, не изучены функции «мира» и сфера деятельности выборного крестьянского управления. Не нашла своего отражения и история крестьянских организаций, которые функционировали в различных регионах Российской империи на протяжении последних столетий. Цель настоящей статьи — изучение крестьянской поземельной общины Яренского уезда Вологодской губернии в XVIII веке. Для ее достижения исследовались основные функций крестьянской организации, определялись место и роль общины в повседневной крестьянской жизни. Основными источниками для написания данной работы стали архивные документы, сосредоточенные в фондах Яренской воеводской канцелярии Российского государственного архива древних актов [6]. Неопубликованные документы были представлены как краткими погодными записями о рассмотренных делах, так и конкретными делами. Практически все архивные документы, отражающие историю общины, включали не один, а несколько сюжетов. В изучаемое время Яренский уезд входил в состав Вологодской губернии [1, c. 216]. Население, проживающее здесь, относилось к крестьянскому сословию. Оно издавна было объединено в крестьянские союзы, границы которых соответствовали границам волостей. Каждая волость включала в свой состав несколько деревень, которые также являлись крестьянскими организациями. При отсутствии на изучаемой территории помещичьего землевладения вся земля находилась в собственности государства, которое возложило сбор государственных податей и выполнение натуральных повинностей на крестьянскую общину. Государство (в лице уездных канцелярий) через крестьянское управление строго контролировало сбор денежных налогов и выполнение натуральных повинностей населением. Обычно два раза в год из уездного центра, в нашем случае из города Яренска, в волость поступал указ о сборе с крестьян денежного налога за землю. Собирался «мирской» сход, и между общинниками производилась раскладка налога, то есть каждый крестьянин должен был заплатить определенную сумму за владение участком земли и сенокоса. При этом учитывались не только количество детей и взрослых в семье, но и состоятельность крестьянина. Как показывают архивные материалы, крестьянские «миры» Яренского уезда строго контролировали выплату денежного налога, используя при этом «круговую поруку», то есть сбавляя сумму налога с бедных крестьян и прибавляя богатым. Например, в 1782 году при проведении раскладки в Межадорской волости на «мирском» сходе крестьянину Морозову было «прибавлено за владение землей 2 копейки с десятины, а крестьянину Давыдову той же волости убавили 2 копейки». Такое решение было вынесено сходом потому, что Морозов был более состоятелен и имел мельницу и сенокосы, тогда как Давыдов относился к «малоимущим» [6, д. 134, л. 56]. После того, как необходимая сумма была собрана, ее отправляли в Яренск. Если образовывались недоимки, то в волости для выяснения причин посылались чиновники канцелярии. На «мирских» сходах в присутствии прибывшего чиновника происходило разбирательство. В том случае, если они были вызваны «нерадением или леностью» крестьян, то наказание было неотвратимо. Оно заключалось в «порке крестьян батогами», «выставлением на правеж» и так далее. Если же недоимки были связаны с заморозками, половодьем, засухой, то их «прощали» или списывали [Там же, д. 123-145]. Натуральные повинности включали или поставку рекрут для армии, или расчистку почтового тракта, или сопровождение почты, или доставку грузов в уездный город. После поступления указов из канцелярии о «неукоснительном» их выполнении, на «мирских» сходах начиналось обсуждение данных документов. Как показывают материалы Яренской воеводской канцелярии, внутри волости, при выполнении той или иной повинности, между деревнями существовала очередь, то есть каждая деревня поочередно или «поставляла рекрутов», или «расчищала тракт», или «сопровождала до города Яренска преступников» и так далее. Если случалось, что очередь не соблюдалась, то мирские сходы деревень решительно отказывались выполнять ту или иную повинность, мотивируя это тем, что их очередь еще не наступила. В 1782 году, например, возник спор между крестьянами деревни Занулье Ижемской волости и крестьянами деревни Чупрово той же волости. Первые отказывались «разчищать участок тракта, ибо оное они уже делали, и теперь очередь за крестьянами деревни Чупрово...» [Там же, д. 654, л. 67]. Вопросы, связанные с выплатой денежных налогов и выполнением повинностей, были неразрывно связаны с земельными вопросами. Изученные нами исторические источники показывают, что вся земля, находящаяся в пользовании крестьян, делилась самими крестьянами на два вида. Это общие для всех крестьян земли: «мирские поскотины», земли под улицами, расчищенные всем «миром» пашни и другие [Там же, д. 165, 168, 189] и земли, которыми распоряжались крестьяне индивидуально [Там же, д. 187-189]. В связи со строительством на изучаемой территории металлургических заводов довольно часто их владельцы через своих поверенных «захватывали» общие, «мирские» крестьянские земли, не платя при этом налогов за пользование землей крестьянскому сообществу. Крестьянские «миры» не хотели мириться с таким положением вещей и отправляли жалобы в канцелярию. Так, в 1738 году в Яренской воеводской канцелярии рассматривали явочное челобитье Яренского уезда, Вымских третей мирского посыльщика Дмитрия Иванова от крестьян вымских волостей о неплатеже гостем Панкратовым в «мир» податей за захваченные «у оных Вымчских третей земли». Анологичная жалоба была подана на заводовладельцев Нювчимского, Нючпасского и Кажимского заводов [Там же, д. 178, л. 123]. Крестьянский «мир» решал поземельные конфликты и среди односельчан. Как показывают документы, большинство дел подобного рода заканчивалось «полюбовно», то есть крестьяне «не ходя в суд, помирились», но если это не удавалось, то обращались в канцелярию. Приведем типичный пример. В 1746 году в Яренской воеводской канцелярии рассматривалось дело крестьянина Ибской волости Михаила Шулепова на крестьянина той же волости Андрея Завьялова о «завладении Андреем скотского выпуска», который был расчищен отцом Михаила Шулепова – Иваном. При этом Шулеповым в канцелярию были представлены подтверждающие документы. В результате его челобитная была удовлетворена [Там же, д. 138, л. 45]. С поземельной и фискальной функциями общины связаны вопросы отхода крестьян на заработки. Ведь, уходя из волости, крестьянин оставлял свой земельный надел или родственнику, или «миру», которые должны были выплачивать за участок ушедшего земельную ренту [Там же, д. 123, л. 46]. Только после этого крестьянин мог получить паспорт, где указывались длительность и место отхода. Получить такой документ можно было только «с общего согласия» и разрешения канцелярии [Там же, д. 187, 198, 200]. В 1765 году в Яренскую воеводскую канцелярию поступили сведения от сотских Иртовской, Жешартской, Киберской и других волостей о выдаче 119 паспортов крестьянам, желающим уйти из волости за пределы края для поиска работы «в разные российские города» [Там же, д. 165-178]. Как уже было отмечено, все вышеназванные вопросы решались на «мирских» сходах. Здесь выбиралось управление общиной, заслушивались отчеты каждого должностного лица, проводились финансовые провер- ки их деятельности и т.д. [Там же, д. 145, 167, 189, 199]. Должностные лица крестьянского «мира» (сотские, старосты, целовальники, «мирские посыльщики» и другие) выбирались на строго определенный срок и, выполняя обязанности, возложенные на них общиной, должны были соответствовать определенным требованиям: быть верующими, непьющими, зажиточными и справедливыми. Если поведение такого «выборного» не соответствовало этим критериям, то его «самовольно», «миром» смещали. В 1762 году крестьяне Гамской волости Яренского уезда жаловались на сотского Габова, что он «советов не слушает, пьянствует… мирские деньги на пол высыпает и каждого, кто жалуется, своей рукою и палкою бьет». Крестьяне просили разрешения переизбрать сотского до срока. В волость был направлен представитель Яренской канцелярии, и сотский был снят [Там же, д. 681, л. 87-88]. Крестьянские «миры» могли сместить с должности не только выборных из своей среды крестьян, но и ходатайствовать о смещении представителей царской администрации. В фондах Яренской воеводской канцеля- рии сохранилось дело о смещении воеводы Яренского уезда Василия Бурцева, датированное 1767 годом. Крестьяне 16 волостей Яренского уезда жаловались на воеводу, что он «берет взятки, заставляет работать на себя, требует подарков и подношений». В конце документа шла просьба о назначении нового воеводы. Жалоба ушла в г. Великий Устюг. В Яренск прибыла комиссия, и воевода был снят [Там же, д. 689, л. 113]. В изучаемое время на территории Яренского уезда проживали не только государственные, но и монастырские крестьяне (с 1764 года – экономические крестьяне). Характеристику деятельности общины этой категории населения представляет фонд экономических казначеев и Коллегии экономии [5, д. 134-156]. Яренские экономические казначеи подчинялись непосредственно Сольвычегодскому экономическому правлению. В ведение экономических органов, как это показывают «Наставления экономическим правлениям», утвержденные 4 апреля 1771 года, входило не только наблюдение за регулярным поступлением денежных сборов, но и за «безволокитным разрешением» судебных дел экономических крестьян с посторонними людьми. Экономические учреждения имели право разделения крестьян на тягла, перераспределения земли, отчуждения земель, а также активно участвовали в деятельности крестьянского управления [3, с. 200]. Таким образом, функционировавшая в XVIII веке на территории Яренского уезда Вологодской губернии крестьянская поземельная община являлась сложным хозяйственным организмом, который обеспечивал условия жизнедеятельности каждой крестьянской семьи и решал поставленные государством задачи. Они включали своевременное внесение денежных налогов в казну, выполнение натуральных повинностей и сохранение «порядка и спокойствия» в волостях. ISSN 1997-292X № 6 (20) 2012, часть 2 49 Список литературы 1. История Коми с древнейших времен до конца XX века. Сыктывкар: Коми кн. изд-во, 2004. Т. I. 480 c. 2. Колесников П. А. Северная деревня в XV - первой половине XIX века: к вопросу об эволюции аграрных отношений в Русском государстве. Вологда: Северо-Западное кн. изд-во, 1976. 416 с. 3. Комисаренко А. И. Материалы ЦГАДА по истории Вятки XVIII в.: источниковедческие аспекты // Проблемы исто- риографии и источниковедения Европейского Севера. Вологда, 1992. С. 189-203. 4. Мальцева А. К. Общинная организация и правосознание крестьян Коми края во второй половине XVIII века // Социально-правовое положение северного крестьянства (досоветский период). Вологда, 1981. С. 54-60. 5. Российский государственный архив древних актов (РГАДА). Ф. 403. Оп. 1. 6. РГАДА. Ф. 609. Оп. 1. http://www.gramota.net/article...6-2_11.pdf |
| Гобан Россия, Республика Коми, г. Сыктывкар Сообщений: 1915 На сайте с 2010 г. Рейтинг: 3306 | Зыряне и Щановы. В своих исследовательских рассказах я не раз упоминал Щановых, проживающих в Коми Республике. Они считаются на национальности – коми. Точнее из зырян. Зырянами их величали русские. А у самих у них было свое именование – коми. Считается, что они самые ближайшие сродники финнам. О Щановых в этих землях упоминается примерно под 1710 годом и зафиксированы Щановы в дозорной книге Яренского уезда под 1608 годом!! Именно благодаря этой дате, узнано самое древнее родовое «гнездо» нашего рода. На в то время имелось несколько семей, проживающих, видимо, в нескольких селах: Онежье и Княж-Погост, что на реке Вымь. С 1451 по 1502 этими землями правили так называемые вымские князья, которые однако уже полностью подчинялись Московскому царю. Эти места осваивались русскими издревле. Ибо по ним проходил тракт с волоками на Сибирь и Север, на Мезень. Однако к концу XVII века пути в Сибирь проходить начали южнее, и связно это было с тем, что уменьшилась добыча сибирского соболя (1). «Зыряне, заселяющие теперь северную часть Вологодской губернии, признаются большинством исследователей прямыми потомками финнов. По намекам скандинавских саг, жители северного края входили еще в IX или X веках в торговые сношения с норманнами и будто бы еще в те далекие времена обитатели верховьев Северной Двины и Камы получили название «биармийцев», а местность, ими заселенная, «Биармии», впоследствии – «Пермии». Более точные сведения о внешней торговле северян получаются только с XI века. Сношения Новгорода с варягами начались до основания Русского государства. Во времена Святослава и Владимира скандинавские купцы приезжали для торговли в Новгород. Писатель XI века Адам Бременский говорит, что в его время были торговые сношения с северным краем Руси. Во всяком случае, несомненно, что при Ярославе I эти сношения уже существовали. В этом столетии ходили ватаги новгородцев под начальством Умбата в Угрию*(Обилием соболей славилась Угра и Самояд, страны, подвластные Новгороду, который оттуда, главным образом, добывал дорогие собольи меха. Югра сама говорила новгородцам: «копим серебро и золото и ино узорочье»), страну, лежавшую за Уральским хребтом, и наложили дань на обитателей берегов Печоры; надо полагать, что, проникнув в самую северную часть нынешней Вологодской губернии, новгородцы, положив основание славянской колонизации в ближайших к Новгороду местностях, вместе с тем продолжали иметь торговые сношения со Скандинавией, о которых упомянуто выше. Стремление к обогащению было причиной походов новгородцев на восток и в северные страны, и во время этих походов новгородские ушкуйники, ездя волоками (реками и речками по лесам, через которые местами должны были волочить – тащить свои суда) до верховьев Кубенских и Северо-Двинских притоков, назвали край этот «Заволочьем», а жителей, тут обитавших – «чудью заволоцкой». По местным историческим изысканиям Заволочье в древности заключало в себе местность, занимаемую теперь частями уездов Вологодского, Кадниковского, Устюжского, Вельского, Тотемского и Никольского. Уезд Сольвычегодский с частями Устюжского и Вельского входил в состав Двинской земли. Земли же Устьсысольского, Яренского и частью Сольвычегодского уездов, заселенные зырянами, носили общее название Печоры и составляли часть Пермской земли. Проникая на север, новгородцы порабощали местных жителей, обращая их в своих данников и завладевая некоторыми чудскими поселениями, начали возводить свои городки и укрепления, в которых поселялись сами, в видах поддержания власти над своими данниками и с целью отражения нападений разных враждебных племен и народов. Первые вологодские летописные сведения о местностях, входящих в состав теперешней Вологодской губернии, мы находим лишь только с начала XII столетия.»(2). Итак, первыми из русских, кто проходили по этим землям, были новгородцы да скандинавы. Они отчасти только заселяли эти земли. Большее заселение началось во время нашествия татаро-монгол, когда с юга потянулись вереницы людей в поисках спасения от Орды. С тех пор русских все прибывало и пребывало… Однако голодные годы были не редким явлением, поэтому немало семей уходило дальше или на Север или в Сибирь. Нанимались в стрельцы, казаки. Поэтому с охотой пошли на татар местные жители во главе с Ермаком в 1574 году – терять было нечего, да и оставлять тоже(3). На узнавание Чукотки и Аляски вместе с Семеном Дежневым (уроженцем Великого Устюга) также шли зыряне… Народ зырянский ассимилировался с русскими. И наоборот. Но не все. Истинные коми сохранили не только уклад своей жизни, но и язык. И поверья их все были связаны с лесом и водой. О чем поведал нам и святитель Стефан Пермский, который проповедовал Христа именно в этих местах с 1379 года(4). Самое древнее родовое «гнездо» фамилии Щанов является село Онежье в Коми Республике. Некоторые этот топоним связывают с городом Онега (Онег), однако, думается, что связано оно в большей мере или с именем Онежского озера или Онежского залива Белого моря. Видимо, были первопоселенцами северные поморы (или соучастниками в походах новгородцев). Именно в этом селе в 1608 году жили Щановы. Вероятно, даже несколько семей. Кто они Щановым из Пензенской и Владимирской областей? Уральским и удмуртским, карельским и сибирским? Родственники. Хотя и дальние. Но, видимо, именно из этого корня произросло древо Щановых… Имеем ли мы черты северности? Имеем. Конечно, в самой большой мере – Щановы, которые пишут в графе национальность «коми». И правильно, потому что живя 400 лет на этих землях они остались потомками финно-угров. То же можно сказать и об удмуртских, уральских и сибирских Щановых. Хотя последние два колена – в меньшей мере. И еще в меньшей мере у Щановых пензенско-владимирских (да ивановских). Дело в том, что по моим расчетам получается, что Щановы-пензенские имели общего предка с годом рождения примерно в 1680 году. И тут должно сказать, что Щановы до середины XVIII столетия были свободными, но попали в крепостные. Но каким путем? Как ни странно, я свожу их только к двум. Первое – они могли в поисках заработка оказаться на Южном Урале (а с Яренского уезда немалое число семей уходило на Урал тоже) и оказаться на горнодобывающих заводах Твердышевых-Мясниковых. Где Мясников был дедушкой Александры Григорьевны Козицкой, в замужестве Лаваль. Именно у Лавалей мы находим род Щановых – самых близких родственников, но которые в документах 19 века признаются только русскими. Второй вариант: известно, что среди прочих жителей Яренского уезда (видимо, Княж-Погоста) был также Щанов, который примерно в 1710 году был забран на строительство…Санкт-Петербурга(3). Этот Щанов (или его сын) во время или после строительства северной столицы мог впасть в кабалу к сильным мира сего. А его правнуки (первый из них - Василий Щанов, 1762 года рождения) был уже на послушании у того же Г. Козицкого. Но по мере разрастания семьи (или по другим причинам) Щановых могли или отселить или подать в приданое Александре Григорьевне Лаваль, которая имела самое крупное имение в селе Большой Вьяс в Пензенской губернии…ибо по Ревизским скаскам 1811 года Щановы зафиксированы, но этим годом и завершается их учет (мною в Пензенском архиве были проверены эти документы; но они могут быть не все, может, что-то и я сам не доглядел – но среди пензенских крестьян у Козицких Щановых не обнаружил, т.е. до начала 19 века). Теперь вернемся к 1608 году к дозорной книге по поводу села Онежье. Там обретается несколько семей Щановых. Но вот что удивительно, и в то же время закономерно. Писарь в дозорной книге пишет несколько вариантов нашей будущей фамилии (ибо сами по себе фамилии формируются в 18-19 веках): Щанов, Чанов, Тчанов, Шчанов, - наконец: Щанов становится единой нормой записи. Что из этого получается? Во-первых, видимо, эта называние рода было не совсем знакомо, то есть наш род появился в этих местах относительно недавно; во-вторых, у него, у имени, притяжательный суффикс –ов, указывающий на русское происхождение будущей фамилии; в-третьих, у зырян не было чистого звука Щ, эта буква обозначала заимствованные русские слова… « Звука щ не было в большинстве диалектов коми языка до колонизации. Буква щ используется в словах из русского языка… (Очерк грамматики Коми языка (Фонетика) проф.В.И.Лыткин и Д.А.Тимушев, 1961)» (5). В-четвертых, получается, что и для самих зырян имя наше было труднопроизносимым. (Попутно замечу странную особенность: в современном написании нашей фамилии в польском языке имеет вид SZCZanow, то есть произносится как ШЧ-, но мягко (по современным правилам в английской транскрипции фамилия записывается SHCHanov). Потому что не верно трактуется этимология нашей фамилии: звук Щ у нас повсюду равен ШЯ, а не ШЧ(ТЧ, Ч). Хотя, честно сказать, по всей жизни со своей фамилией постоянно имеются некоторые трудности: даже сегодня в русской среде (не говоря о какой-либо иной) приходится по нескольку раз повторять как произносится и пишется наша фамилия – и это при поголовной грамотности! Словом, прожив не менее 100-150 лет, род Щановых разделился. Одни остались на Севере, полностью ассимилировавшись с коми, а другие, обретя и некоторые черты и кровь северного народа, ушли на соединение в очередной раз с русскими, поляками, германцами и французами…впрочем: не все, а только потомки Емилиана Щанова… Но на этом история не заканчивается. Она продолжается. Ибо так и не раскрыто значение Щан. Потому что это имя и не финно-угорского происхождения… Память свт.Льва, епископа Катанского и святого благоверного великого князя Ярослава Мудрого (во святом крещении – Георгия). Лысково. 2009. Великий Пост. http://mornstar.narod.ru/uporo...raneSh.htm 1. Деятельность таможенных пунктов Сысолы и Прилузья в XVII в.( Доклад на Международной научной конференции "Коренные этносы Севера европейской части России на пороге нового тысячелетия: история, современность, перспективы (Сыктывкар, 17-19 2000 года)" 2. Степановский И.К. Вологодская старина (историко-археологический сборник). Вологда, 1890. На сайте: РусАр: http://www.rusarch.ru/stepanovsky1.htm 3. Григорий Спичак. Откуда пришли князья на Вымь? Проза. Ру. 4. Житие Святителя Стефана Пермского. Портал «Русская цивилизация». 5. Коми-русский словарь. http://foto11.com/komi/vocabular/31.shtml |
| ← Назад Вперед → | Страницы: ← Назад 1 2 3 4 5 6 7 8 9 * 10 11 12 13 ... 152 153 154 155 156 157 Вперед → Модераторы: Lesla, ЯТБ, dimarex, эльмира катромская |
Генеалогический форум » Географический раздел » СТРАНЫ И РЕГИОНЫ » Российская Федерация » Россия, Северо-Западный округ » Вологодская область » Яренский уезд [тема №44698] | Вверх ⇈ |
|
|
| Сайт использует cookie и данные об IP-адресе пользователей, если Вы не хотите, чтобы эти данные обрабатывались, пожалуйста, покиньте сайт Пользуясь сайтом вы принимаете условия Пользовательского соглашения, Политики персональных данных, даете Согласие на распространение персональных данных и соглашаетесь с Правилами форума Содержимое страницы доступно через RSS © 1998-2025, Всероссийское генеалогическое древо 16+ Правообладателям |