Великоустюгский уезд
Великоустюгский уезд Вологодской губернии - это, пожалуй, самый приоритетный в области изучения черносошного крестьянства уезд.
dimarexМодератор раздела Ведущий историк-генеалог, писатель-краевед Частный специалист Север - Вологда, Антарктида станция ВГД Сообщений: 3227 На сайте с 2010 г. Рейтинг: 3741 | Наверх ##
23 августа 2012 2:04 28 апреля 2017 22:03Великоустюгский уезд --- Чтить! Помнить! Поминать!
Я нужен людям, поэтому и должен... к/с "Черная метка" (Майкл Вестен)
Генеалогические исследования: абсолютно все Вологодские фамилии. Дневник dimarex и почта: dimaximus72@yandex.ru | | Лайк (14) |
forbid Челябинск Сообщений: 499 На сайте с 2010 г. Рейтинг: 654 | Наверх ##
9 августа 2022 13:37 Строительство или какие то хозяйственные работы в уже построенной, точно не скажу. Видимо привлечение к строительству или работам в цитадели ( крепости,укреплении) выделялось отдельно, раз для него свой термин. --- Шахматовы, Жилины, Погребной, Бардаш, Курган.
В 1528 году 3 ноября составлена купчая Артемия и Малафея Ивановых Шахматовых и Елизария Григорьева Шахматовых на дер. Рагуйловскую,
R-Y38349 FGC4537 * FGC4541 * FGC4535 formed 2900 ybp | | Лайк (1) |
Gjurgi г. Ухта Сообщений: 647 На сайте с 2015 г. Рейтинг: 954
| Наверх ##
9 августа 2022 15:15 9 августа 2022 15:34 igorpopov написал: [q] forbid написал:
[q] Сидатель - Цитадель.
[/q]
Надо понимать на строительство Новодвинской крепости?[/q]
Может быть и Петропавловская крепость и город Санкт-Петербург. Встречал выражения: "умер у городовой сидательской работы", "у городового сидательского строения" и т.п. с указанием конкретного места. | | Лайк (1) |
igorpopov Северодвинск Сообщений: 474 На сайте с 2020 г. Рейтинг: 938 | Наверх ##
10 августа 2022 1:19 Gjurgi написал: [q] Может быть и Петропавловская крепость[/q]
Для Новодвинской крепости 1714 и 1717 годы пожалуй поздновато. Нападение шведов на недостроенную Новодвинскую крепость было летом 1701 года. В переписи 1718 года правда по Онежскому уезду указывалось конкретное место " в Малой Двинке".
 | | Лайк (2) |
nadin_vl Владивосток Сообщений: 230 На сайте с 2015 г. Рейтинг: 116
| Наверх ##
12 августа 2022 13:08 12 августа 2022 14:13 igorpopov написал: [q] При наборе Синегоцкой трети Ярокурского стана Устюжского уезда в деле 350-1-436 1717го года нашел две непонятных мне записи.
Форумчане! "Сидательская работа" это что???
[/q]
Навели на мысль. Только что вернулась из Устюга. Смотрела исповедные ведомости . Обратила внимание, что у многих моих родичей стояли пометки -не был у исповеди 1-2-3 года. Отсутствовали семьями. Вызвало недоумение. Возможно, уходили на строительство цитадели. --- Ищу потомков Гармановых, Калининских из деревень по речкам Шарденьге, Юг, Луза В-Устюгский уезд Вологодская губерния (Шарденская Георгиевская церковь и Шарденская Николаевская церковь и др). Ищу детей девиц Гармановых из Коми. Ищу потомков Горожанкиных из г. Старица Тверской губернии | | Лайк (2) |
Gjurgi г. Ухта Сообщений: 647 На сайте с 2015 г. Рейтинг: 954
| Наверх ##
12 августа 2022 15:53 12 августа 2022 15:57 nadin_vl написал: [q] igorpopov написал:
[q] При наборе Синегоцкой трети Ярокурского стана Устюжского уезда в деле 350-1-436 1717го года нашел две непонятных мне записи.
Форумчане! "Сидательская работа" это что???
[/q]
Навели на мысль. Только что вернулась из Устюга. Смотрела исповедные ведомости . Обратила внимание, что у многих моих родичей стояли пометки -не был у исповеди 1-2-3 года. Отсутствовали семьями.
Вызвало недоумение. Возможно, уходили на строительство цитадели.
[/q]
Я тоже обращал на это внимание. А сейчас, обработав Летопись Слободской Спасо-Преображенской церкви Антропьевой слободы, https://disk.yandex.ru/i/aQnXR4zqxMYzqQ, понял, что, на самом деле, прихожане не так уж и регулярно ходили на исповеди. Так, автор летописи (местный священик) отмечает количество бывших на исповеди и отсутствовавших: как правило, отсутствовали "по опущению", т.е. по неуважительной причине, до 2/3 прихожан. Правда, это касается 2-й половины 19 в., а в 17-18 вв., насколько я знаю, за это штрафовали. Мои тоже не бывали на исповеди всей семьёй годами. Из-за этого моя прапрабабушка, крещеная Марией, в исповедных ведомостях до 15 лет была записана Натальей. То есть, священник первоначально ошибочно записал её Натальей, а заметили это только тогда, когда пришло время выходить замуж - вероятно, и она и её родители за эти годы у исповеди не бывали. | | Лайк (1) |
osipchuk55 Комсомольск-на-Амуре Сообщений: 257 На сайте с 2020 г. Рейтинг: 3000 | Наверх ##
13 августа 2022 1:53 13 августа 2022 2:39 nadin_vl написал: [q] Навели на мысль. Только что вернулась из Устюга. Смотрела исповедные ведомости . Обратила внимание, что у многих моих родичей стояли пометки -не был у исповеди 1-2-3 года. Отсутствовали семьями.[/q]
Добрый день! Причиной отсутствия на исповедях были еще служба в армии и раскол , который церковные власти долго скрывали, пока не стали делать отчеты , "отход" на заработки ( с выдачей паспортов на срок до трех и пяти лет) Раскольники при первой ревизии были обложены двойным налогом ( двоеданство): один налог зачислялся в государственные подати, а другой в качестве штрафа за раскол – Синоду. Таким образом ,правительство превратило борьбу с раскольниками из затратного полицейского мероприятия в фискально прибыльное. Родители моей бабушки, например , не были на исповеди с 1912 г ( по ИВ 1914 г) т.к. в это время жили уже в д. Гомзиково Басмановской волости Шадринского уезда Пермской губернии. --- Бревновы,Гомзиковы,Шашерины,Подольские,Собакины,Рогозины, Корепины,Баданины- Вологодская губерния,Кожуричевы,Лопаревы-Костромская губерния | | Лайк (4) |
nadin_vl Владивосток Сообщений: 230 На сайте с 2015 г. Рейтинг: 116
| Наверх ##
13 августа 2022 4:02 >> Ответ на сообщение пользователя osipchuk55 от 13 августа 2022 1:53 Мои точно не были раскольниками и благополучно появлялись на исповеди спустя несколько лет. Служба в армии тоже не подходит в моем случае. Мои служили, да, но в таком случае оставшаяся семья передвигалась в раздел дети, жены военнослужащих. Взятых было из деревни из моего рода не больше одного и жены оставались на месте. --- Ищу потомков Гармановых, Калининских из деревень по речкам Шарденьге, Юг, Луза В-Устюгский уезд Вологодская губерния (Шарденская Георгиевская церковь и Шарденская Николаевская церковь и др). Ищу детей девиц Гармановых из Коми. Ищу потомков Горожанкиных из г. Старица Тверской губернии | | Лайк (1) |
nadin_vl Владивосток Сообщений: 230 На сайте с 2015 г. Рейтинг: 116
| Наверх ##
13 августа 2022 4:08 13 августа 2022 4:09 >> Ответ на сообщение пользователя Gjurgi от 12 августа 2022 15:53 В моем случае выглядит так будто на хозяйстве оставляли стариков, детей и одну молодую, но сильную семейную пару. Уходили молодые и сильные мужчины со своими женами лет 30ти и с ними главным опытный мужчина лет 50-ти. Мой вывод - или на строительство шли, или на заработки в большой город. --- Ищу потомков Гармановых, Калининских из деревень по речкам Шарденьге, Юг, Луза В-Устюгский уезд Вологодская губерния (Шарденская Георгиевская церковь и Шарденская Николаевская церковь и др). Ищу детей девиц Гармановых из Коми. Ищу потомков Горожанкиных из г. Старица Тверской губернии | | Лайк (1) |
Gjurgi г. Ухта Сообщений: 647 На сайте с 2015 г. Рейтинг: 954
| Наверх ##
13 августа 2022 8:28 13 августа 2022 10:41 nadin_vl написал: [q] >> Ответ на сообщение пользователя Gjurgi от 12 августа 2022 15:53 В моем случае выглядит так будто на хозяйстве оставляли стариков, детей и одну молодую, но сильную семейную пару. Уходили молодые и сильные мужчины со своими женами лет 30ти и с ними главным опытный мужчина лет 50-ти. Мой вывод - или на строительство шли, или на заработки в большой город.
[/q]
Да, многие уходили на заработки. Тем не менее, вот выписка из летописи за 1882 год: "... бывших у исповеди и св. тайн причастия мужеска пола 77, женска 116; не бывших по опущению мужеска 304, женска 313; по отлучкам мужеска и женска не было; по малолетству мужеска 103, женска 105; в приходе всех вообще и с духовными мужеска 484, женска 534". Ещё цитата: "Большою религиозностью прихожане не отличаются; вследствие чего, по воскресным и праздничным дням стечение богомольцев в храме Божием всегда бывает очень ограниченное. За отсутствием религиозности не почитаются даже такие праздники, как Успеньев день, Петров день и проч. с царскими днями в августе, не говоря о воскресных днях, в кои круглый год у большинства населения идёт разовая случающаяся работа, как и в будние дни. Молодого же поколения – кр-н мужеска и женска пола, за редким исключением, почти никогда не бывает в церкви." Справедливости ради нужно отметить следующее: низкая посещаемость церкви объясняется тем, что половина деревень прихода находилась на другом берегу реки Лузы, и у прихожан не всегда была возможность переправиться через неё. | | Лайк (3) |
laskot Сообщений: 161 На сайте с 2022 г. Рейтинг: 405
| Наверх ##
16 августа 2022 18:43 igorpopov написал: [q]
Форумчане, а "Мунгал Петр" это кто? [/q]
Несмотря на то, что вам уже ответили, приведу цитату из статьи М.С. Черкасовой МИГРАЦИИ НАСЕЛЕНИЯ ВЕЛИКОГО УСТЮГА В ХVII - ПЕРВОЙ ЧЕТВЕРТИ ХVIII века. [q] Нередко среди обитателей посадских дворов переписные книги 1710 и 1717 гг. указывают «купленных в Сибири калмыков и мунгалов» (как взрослых мужчин и женщин, так и детей 8-12 лет): «купленка-кичманка (невольница. - М.Ч.) мунгалской породы», «купленной калмычок». Согласно первой ревизии 1721 г., во дворе у И.Н. Кушеверского проживал крепостной калмыцкой породы 22-летний Михайло с сыном. Во дворах устюжских купцов между отдельными крепостными работниками (по сути зависимыми должниками) и «купленными девками мунгалской породы» заключались браки, и в переписных книгах фиксируются родившиеся от них дети. У торгового человека Н.А. Бушковского жил 45-летний работник А.Г. Пермогоров, женатый на 40-летней «мунгальской породы» Евдокии Ивановой, и у них был 8-летний сын. Подобные браки были возможны при переходе «мунгалов» в православие. Переписью 1710 г. отражены случаи, когда для купленных в Сибири «мунгалов» детского и подросткового возраста устюжские купцы становились крестными отцами, то есть этих детей в Устюге крестили в православие. Вслед за тем, по мере взросления, они создавали семьи с местными посадскими людьми. Показательна вновь возникшая фамилия - Василий Терентьев сын Мунгалов 19 лет. У купца Я.В. Путилова приказчиком служил 40-летний Михаил Макарьев «калмыцкой породы». Пребывание калмыков и монголов в Устюге было стабильным, отмечены лишь единичные случаи бегства «купленного калмычка» или ухода «мунгала» обратно в Сибирь.[/q] | | Лайк (4) |
|