«Где бы мы ни были, куда бы ни заносила нас судьба – хотя бы мысленно мы всегда возвращаемся туда, где родились»
Поточкин Василий Николаевич
В Васильевской школе на протяжении многих лет работает краеведческий музей, в нем собраны различные материалы по истории родного края, в том числе сведения о деревнях и селах района как исчезнувших, так и существующих до сих пор: Кошово, Есиплево, Пятницкий Погост, Синега, Ошарово, Клепиково и другие.
Информация об Ошарово в целом основывалась на воспоминаниях старожила деревни Поточкина Николая Ивановича. Но в феврале 2012 года на электронный адрес школы пришло письмо от Поточкина Николая Васильевича, который случайно зашел на наш сайт и, читая работы по истории родного края, заинтересовался деревней Ошарово. Оказалось, что его отец – Василий Николаевич - уроженец этой деревни. Василий Николаевич бережно хранил память о малой Родине и оставил свои воспоминания в семейной книге - летописи, посвятив родной деревне отдельную главу, но, к сожалению, так и не успев ее завершить, доведя историю Ошарово до 1932 года. Теперь дело отца продолжает сын. Николай Васильевич обратился к нам с просьбой поделиться информацией о деревне Ошарово, чтобы продолжить семейную книгу и закончить главу о Родине отца. В ходе этой переписки Николай Васильевич предоставил нам рукопись отца, а также старые фотографии с жителями деревни. Проанализировав полученные сведения, сравнив их с теми фактами, которые уже были нам известны о деревне из воспоминаний Николая Ивановича Поточкина, мы решили обобщить все материалы по истории Ошарово в этой работе.
Данная тема кажется нам важной именно сейчас, когда исчезают сотни деревень с лица земли. Не в наших силах их возродить, но мы можем о них рассказать, мы можем сохранить о них память, ведь каждая маленькая деревенька – это чья-то Родина, часть чьей-то жизни, часть истории. Именно в этом мы видим ценность нашего исследования. Также предполагаем, что полная история Ошарово, сведения о жителях деревни, если они станут известны людям, помогут восстановить утраченные родственные связи, расширят представления потомков о родине своих бабушек и дедушек.
1. История деревни Ошарово.
1.1. Этимологическая справка.
Этимологическую справку мы получили в архиве Великого Устюга.
В конце 16 – начале 17 в. в. с развитием Великого Устюга как торгового города и центра проходящих путей на Север, на Урал, в Сибирь стали вводиться торговые пошлины и расширяться таможенные службы. Летний торговый путь проходил по реке, а зимой санный путь проходил на Архангельск горой. Примерно через 20-30 километров были постоялые дворы. На некоторых из них были таможенные пункты. Такой таможенный пункт с постоялым двором и корчмой был и на Ошарово. Название деревни от старорусского слова «ошарить», то есть осмотреть, досмотреть тот груз, товар, который вывозит или ввозит купец на данную территорию. С утерей торговых связей и значения Великого Устюга как торгового центра таможни закрылись, но люди не уехали из этих мест, а остались жить.
1.2. Географическое положение.
Малая Двина от Великого Устюга до Котласа. Длина между городами полсотни километров. Где-то посередине этого отрезка приютилась деревня Большое Ошарово. Деревня возвышалась над местностью. Сразу на Восток открывался величественный вид на луга и поля. Хорошо просматривалась Малая Двина с ее крутым обрывистым берегом. Севернее и южнее деревни, в небольших долинах, протекали небольшие речушки, по берегам которых росли кустарник и смешанный лес. Сразу за речкой к югу местность круто шла вверх, и скат ее был покрыт еловым лесом, на запад на два километра расположились поля, а дальше уходил большой лес. Примерно в километре от Большого Ошарово полукругом размещались маленькие деревеньки: Малое Ошарово, Межницы и Мишулькино. Далее мы будем называть Большое Ошарово просто Ошаровым. План расположения деревни Ошарово и близлежащих деревень представлен в Приложении 1. Сейчас большинство этих деревень исчезли.
1.3. План деревни.
Схема расположения построек и природных объектов на территории Ошарово была начерчена как Николаем Ивановичем Поточкиным, так и Василием Николаевичем Поточкиным. Сравнив оба плана, воспоминания жителей, пришли к следующим результатам. Ниже представлен план Василия Николаевича, план Николая Ивановича представлен в Приложении 2.

Деревня была обнесена изгородью с тремя въездными воротами. Изгородь видна на многих фотографиях. С одной стороны деревни протекала речка Мостовица, а с другой речка Есиплянка. В Ошарове были дома 3 поколений:
Кто жил в селе, тот знает:
Легко понять без слов
Характеры хозяев
По облику домов.
Гляди – на бабку древнюю
Похожа та изба.
Плывут цветы по дереву –
Старинная резьба.
А вон за палисадом,
От краски полосатой
Иного склада дом:
С простецким мезонином,
С распахнутым крыльцом.

Фото2. Такой изгородью была окружена деревня

Первое поколение – это первые избы 16-17 веков, низенькие, с невысокими оконцами; второе поколение - это избы просторные с пристройками для скота, три окошка, крыши тесовые; третий тип домов – двухэтажные, с большой мансардой. Таких изб было всего пять, все они были вывезены из Ошарово. Один из таких домов можно увидеть и сейчас, он находится в Красавино. Рос в деревне могучий раскидистый тополь больше метра в диаметре. Настоящий красавец.
Фото3. Дом Плешкова А. Е. Перевезен в Красавино
Про него пели так:
На деревне стоит тополь,
Стоит тополь – старожил.
Только он, наверно, помнит
Кто, когда и где тут жил.
Под деревней было два родника, около одного из них стояли бани. Была и пасека под черемухами. Церкви в селении не было, жители ходили в храм на Пятницкий Погост.
В довоенное время, в 30 – е годы, в Ошарове был зерноток, овин, силосная яма, сушилка, пожарный водоем, шорня, где производили ремонт сбруи. Стояли склады для зерна, скотный двор на 100 голов, конюшня на 50 голов, кузница. Школы также не было, но в предвоенное время, как отмечает Василий Николаевич, открылась изба-читальня, которая располагала небольшой библиотекой и патефоном, поэтому сюда часто приходили жители почитать и послушать музыку.
1.4. Жизнь деревни в предвоенное время.
В предвоенное время деревня состояла примерно из 20 дворов. Основа крестьянской жизни в деревне – это труд, непрерывный и неустанный. Помимо пищи нужно было иметь и одежду, поэтому, кроме злаковых и овощей, жители сеяли лен, обрабатывали его, женщины пряли пряжу, ткали холст, изготовляли скатерти.
В крестьянском хозяйстве нужны были деньги на различные вещи, плотничий и другой инструмент. Для этого крестьянин должен был заниматься отхожим и кустарным промыслами. Дед Василия Николаевича, например, занимался изготовлением из бересты лаптей, а затем на базаре в Красавино продавал эту обувь.


Фото 5. Вкусна малинка у родной деревеньки.
Лето – пора сенокоса. Вслед за деревенскими косарями остаются лежать ряды поверженной травы. Проходит некоторое время и на лугу вместо травы появляются копны уложенного сена. Также летом необходимо запастись дровами на долгую холодную зиму.
Обширные леса вокруг деревни были богаты ягодами и грибами, особенно ценились белые, красноголовики и грузди. В изобилии росли черника, голубика, малина, брусника, клюква. Жители старались использовать грибные и ягодные сезоны, делая заготовки на зиму. В это же время запасались калиной и рябиной.
Приближалось время осени. Надо было убирать выращенный урожай. Крестьяне трудились от зари до зари, ведь от этой работы зависело благополучие жителей на весь год.
В деревне были как зажиточные, так и совсем бедные семьи. Но, как отмечает Василий Николаевич, все жители помогали друг другу. Когда приходила решающая пора уборки хлебов и их обмолот, крестьянин приглашал своих соседей помочь в этом. Называлось в народе такая помощь помогой. Предоставляя работу, крестьянин предоставлял и угощение, неважно где: в поле, на гумне или у себя дома. Сегодня у одного, завтра у другого. А это благотворно сказывалось на взаимной выручке. Василий Николаевич вспоминал: «Особенно впечатляющим было, когда вся деревня выходила на луга косить траву, заготавливать корма для животных. Крестьянин шел косить спозаранку, по росе. Коса шла легко, трава ложилась под косою ровно. Когда поднималось в небе горячее солнце, собирались люди в тень под деревом на кратковременный отдых, беседуя о новостях и трапезничая. Но заканчивался трудовой день. Усталые, но довольные сделанные, возвращались в деревню поздно вечером, иногда вместе и тогда их прибытие знаменовала песня. Пели голосистые женщины».
После окончания полевых работ жители имели возможность поехать на заработки. В то же время были у людей и другие заботы, связанные с ремонтом помещения и инвентаря.
Наряду с трудовыми буднями умели жители и отдыхать. По воспоминаниям Василия Николаевича: «Народ жил, творил, веселился, находя для этого время и место. В деревнях молодежь устраивала играния. Договаривались с хозяином дома, собиралась молодежь не только своей деревни, но и некоторых других деревень. Приносили гармони, организовывали пляски. Знакомились парни и девчата». Особенно с приходом зимы работы становилось меньше, сосед шел к соседу. В гостеприимных семьях порой собирались многие деревенские жители. В таких беседах люди делились своими новостями, впечатлениями и горестями. Чествовались народные праздники: Новый год, Рождество, Масленица, где народ организовывал развлечения и гуляния.
В 1933 году 1 апреля в ходе коллективизации в деревне был создан совхоз «Северная волна». В него вошли крестьяне Ошарово и близлежащих деревень. С организацией колхоза жизнь в деревне стала меняться. Первые годы земля обрабатывалась теми же примитивными орудиями- плугом и бороной, тянущимися лошадью. Но в ближайшие годы стали поступать сенокосилки и жнейки в упряжке двух лошадей. Потом из МТС пришли трактора колесные ХТЗ со шпорами. Вспашка полей практически полностью обеспечилась ими. Коллективный труд с внедрением механизации в деревне делал свое дело. Высвобождались рабочие руки, что способствовало оттоку крестьян из деревни в город. А молодые люди и вовсе не возвращались обратно. Наверно, так постепенно и начинался процесс разрушения деревни.
1.5. О деревенских жителях.
Деревня не бывает без обитателей. Люди – главная ее ценность и содержание.
Жители Ошарово примерно поровну носили фамилии Поточкиных и Плешковых, одна семья была Жигаловых. По именам к людям обращались редко, каждый житель деревни имел прозвище, стоило только в разговоре назвать прозвище, как становилось понятно, о ком идет речь.
Так, Афанасий Ефремович Плешков имел гармонь, но владел ею не в полной мере, мелодия в руках игрока издавала такой звук: марга, марга, марга. Вот и закрепилось за ним прозвище Марга.

В центре деревни проживал в большом и очень старом доме Илья Поточкин по прозвищу Катушка. С бельмом на глазу, в лаптях, он олицетворял саму бедность. Его жена Татьяна, чуть горбатенькая, была строгой хозяйкой в доме, но женщиной доброй и справедливой. В семье было два сына и дочь. Старший Николай стал колхозным счетоводом, а младший Миша по прозвищу Медведь (за неразворотливость) длительное время пас колхозных и крестьянских коров. Незадолго перед войной были призваны на военную службу в Красную Армию и в первые дни войны погибли, защищая Отечество. В своей семейной книге Василий Николаевич Поточкин рассказывает о председателях колхоза. Многие дела зависели от непосредственного руководителя, от его организаторских способностей.
Удачным периодом правления колхозом можно считать председательство Верховцева Ивана Ивановича из Новой Деревни. Человек твердый и последовательный, поблажек лентяям и нарушителям трудовой дисциплины не давал. Также Василий Николаевич отмечает Алексея Афанасьевича Плешкова, который поначалу даже вступать в колхоз не хотел, но потом в 1941-1942 годах был его председателем.
Конечно, нужно поговорить и о маленьких жителях Ошарово, тем более сам Василий Николаевич был в то время подростком и все тяготы и радости деревенской жизни испытал на себе.

В деревне ребята и девчата приобщаются к посильному труду рано, принимая участие в севе, сеноуборке и уборке хлебов, работы и по дому хватало. Но не обходилось без детских развлечений и забав. Зимой катались на лыжах и санках, кто-то даже и коньках, летом – собирали грибы да ягоды. Еще занимались рыбной ловлей, группами ходили на реку Двину с ночевкой. Те, кто крепко засыпал, оказывался разрисованным углем и сажей. Никакое лето не проходило без купаний на речке, часто организовывались игры в футбол между деревнями. По вечерам ребята играли в лапту, городки, стрижа, классы. Случалось, что и проказничали. Школы в деревне не было, ребята ходили учиться в Волосово и Васильевское.
1.6. Ошарово в военное время.
Сведения о жизни деревни во время войны отражены в статье Николая Ивановича Поточкина «Война в памяти Поточкиных». Подробно на этом останавливаться не будем, так как эта информация уже была опубликована в газете «Советская мысль». Из воспоминаний Николая Ивановича: «Война началась, когда мне было четыре года. Многое, что здесь будет сказано, услышано от матери и более старших односельчан. О начале войны узнали от возвратившихся с работы из г. Красавино и от учеников, которые вернулись с занятий. По деревням с этим известием были разосланы посыльные».
С началом войны в деревне остались одни женщины, малолетние дети и старики. Некоторые молодые женщины также были призваны в армию или на трудовой фронт. Все работы в колхозе легли на женские плечи и на ребятишек. Перед войной ребятни в деревне было много. В некоторых семьях осталось по 3-5 малолетних детей.
Молодежь, повзрослев, отправлялась на трудовой фронт: лесосплав, погрузка барж, лесозаготовки и т. д. Некоторые были мобилизованы на рытье окопов. Труд в колхозах в то время практически не оплачивался. Источником существования в основном было свое хозяйство, свой огород и подножный корм, дары леса (грибы, ягоды), пистики (хвощ) весной, пучка (борщевик), шишка клевера и др. Садили картофель, небольшие участки (5-10 соток), сеяли в основном ячмень. Земли давали ограниченно (25 соток).
Почти все семьи держали домашний скот: корову, овец, куриц. Но от этого мало что оставалось для собственного потребления. Были установлены обязательные поставки государству сельхозпродукции - молоко, мясо, яйца, шерсть. Никто не освобождался от этих поставок. За невыполнение судили, конфисковывали скот, отправляли на принудительные работы. Хотя жизнь в деревне и так была хуже каторжной. Как рассказывает одна женщина, от домашнего скота оставалась шкура - ее палили и варили из нее «суп».
На войну из мужчин из деревни было призвано 17 человек. Из них вернулись 12. Четверо погибли на войне, и один - Николай Александрович по инвалидности находился в госпитале в Ленинграде.
Таковы воспоминания о войне Поточкина Николая Ивановича. Николай Иванович сам составлял эти списки, беседовал с жителями, в результате включил. А вот Василий Николаевич в семейной книге писал о том, что на войне погибли еще два жителя деревни – братья Поточкины Николай Ильич и Михаил Ильич, ушедших в ряды Красной Армии накануне войны. В списках также не оказалось и самого Василия Николаевича. Таким образом, список мы пополняем еще тремя фамилиями, теперь он выглядит так:
Поточкин Александр Николаевич, 1897 г. - 21.02.1942 г.
Поточкин Иван Васильевич, 1902 г. - 14.01.1943 г.
Поточкин Николай Владимирович, 1924 г. - 15.08.1943 г.
Поточкин Алексей Иванович, 1915 г.
Поточкин Анатолий Петрович, 1926 г.
Поточкин Зосима Александрович, 1910 г.
Поточкин Иван Алексеевич, 1907 г.
Поточкин Николай Александрович, 1903 г.
Поточкин Николай Михайлович, 1925 г.
Поточкин Павел Васильевич, 1924 г.
Поточкин Николай Александрович, 1925 г.
Плешков Николай Алексеевич, 1923 г. - 20.04.1943 г.
Плешков Александр Васильевич, 1910 г.
Плешков Алексей Васильевич, 1915 г.
Плешков Афанасий Александрович, 1899 г.
Плешков Николай Иванович, 1919 г.
Плешков Сергей Иванович, 1925 г.
Поточкин Николай Ильич
Поточкин Михаил Ильич
Поточкин Василий Николаевич
1.7. После войны
Война окончилась. Но радости и облегчения деревне это дало ненадолго. Голод 1946-1947 гг. был страшнее военных лет. Видя бесперспективность дальнейшей жизни в деревне, чувствуя ответственность за содержание своих семей, большинство из вернувшихся уехали в северные города и увезли свои семьи. В деревне остались в основном вдовы погибших в войну да вдовы фронтовиков, вернувшихся, но умерших уже дома. Так постепенно и исчезла деревня Ошарово. В конце 50-х годов вышло Постановление о неперспективных деревнях, которое приняло окончательное решение об упразднении деревни Ошарово.
Из воспоминаний Василия Николаевича: «На месте бывшей моей деревни Большое Ошарово раскинулось обширное поле местного совхоза, ничем даже не напоминая о том, что здесь когда-то жили и трудились люди. Даже три кедра, что там росли, не пощадили. Остался, ниже поля к речке заброшенный родник – место сбора жителей когда-то существовавшей деревни».
Из воспоминаний Николая Ивановича: «Исчезла и наша деревня Ошарово. Но мы все чтим память о ней. В селе Васильевском есть улица Ошаровская. И пока мы живы, каждый год летом собираемся в деревне у родничка, построенного нашими прадедушками. Родничок течет - будет течь и наша жизнь вперед».
2. История семьи Поточкиных.
Почти не осталось в живых коренных жителей деревни Ошарово, но потомки бережно хранят память о Родине своих предков. Нам бы хотелось рассказать о семье Поточкиных, которые поделились с нами материалами о деревне Ошарово. Люди без преувеличения замечательные, посвятившие в нескольких поколениях жизнь служению Родине, выполнению своего гражданского долга.
http://s05017.edu35.ru/images/...rovo11.jpgФото8. Зосим, Матрена, Павла, Николай и Екатерина Поточкины (Слева направо)
Александр Михайлович Поточкин был потомственным крестьянином и большим тружеником. Невысокого роста, крепкого телосложения и с небольшой бородой. Человек с твердым характером и крутым нравом, он также был и справедливым, умел строго держать в руках семейное хозяйство. Его жена Авдотья Даниловна была добрейшей и душевной женщиной, умевшей в трудную минуту поддержать и согреть добрым словом и делом. В семье было пятеро детей: Зосим, Матрена, Павла, Николай и Екатерина. Все дети выросли, став достойными и честными людьми, у них у самих стало много детей, каждый из которых нашел свое место в жизни.

Поточкин Василий Николаевич. г. Барановичи. 1980-е год
http://s05017.edu35.ru/index.p...harovo.htm