Важский уезд
18 век
penizilinНачинающий  Санкт-Петербург Сообщений: 35 На сайте с 2010 г. Рейтинг: 72 | ShishElov написал: [q] По Долговицам таже сумма указана, что и в ПКРЛ-1705? Не сравнивали? (У меня только одна страница, где начало фразы : " на церковного прикащика на Федора Иванова сына Вячеславова на вышеписанных деревень на всех крестьян положено повсягодно оброку по два рубли <…> )[/q]
Да, совпадает... <... и те оброчные, и откупные, и печатные, и челобитенные пошлинные деньги всего два рубли, тридцать два алтына, полторы деньги и полполденьги на 704 год взяты. Платил тое волости сборщик Семион Федоров, апреля в день, в 705 году; Важеского уезда Кокшенской четверти Долговицкой волости земской дьячок Федор Федоров сын Рышков, вместо тое волости вышеписанных всех деревень крестьян, что им те новоположенныя оброчныя, и откупныя, и печатныя, и челобитенныя пошлинныя деньги платить по вся годы без доимки, до переоткупщиков, по их велению руку приложил.> --- Поповы, Силинские (Тотемский уезд, Вологодская губерния)
Павленко (Гомельский уезд, Могилевская губерния)
| | Лайк (1) |
SofiaG Санкт-Петербург Сообщений: 118 На сайте с 2020 г. Рейтинг: 121
| Наверх ##
17 марта 14:32 17 марта 14:50 Добрый день! У меня вопросы к знатокам истории Важского уезда, в основном по переписи 1685 года, вернее о статусе крестьян того периода и вариантах его изменения. Все мои предки по материнской линии родом из Спасской волости и Едемских деревень, входивших в неё. Волость считалась дворцовой. Некоторые мои ветки дошли до 1685 года. https://web.archive.org/web/20..._kului.htmНапример, вот куда упираются одни из них: 1. « Деревня Игнашевская во дворе Аввакумко Леонтьев, у него сын Поликарпко 10, тягла под ним полчети и полполчети обж»Здесь все понятно, это черносошные крестьяне, жившие хоть и на «царевой» земле, но имеющие на неё право; несли тягло в пользу государства, и имели свободу перемещений. 2. «Деревня Наумовская за рекою за Почею во дворе Петрушка Павлов сын Едемской, у него дети Федка 5, Никишка 3, Ивашко полугода.»Здесь вроде тоже понятно - в этой деревне живет семейство Петра Павловича Едемского, одного из хозяев Едемских деревень. Про тягло не написано, наверное платит налоги за все деревни)) 3. «Васки ж Едемского деревня Антипинская во дворе Федка Савинов, у него дети Левка 20, Якушко 15, Андрюшка 13, Гришка 9 годов,»А вот это семейство- крестьяне крепостные или дворцовые? Но крепостных вроде же не было в Спасской волости. Тягла у них нет, живут на земле «Васки Едемского». Как определить их статус?Но в основном, к сожалению, многие ветки моего древа дошли лишь до переписи 1710 или 1719 годов. Например, мой предок Никита Алексеевич Шишелов впервые появляется в 1719 году в деревне Пустошь Чертковская. А в 1745 он уже записан во Власьевской: «Поселившейся из Едемских деревень из деревни пустоши Чертковской написанной в прежнюю перепись во оной деревне Никита Алексеев 74»А Власьевская - чисто дворцовая деревня. На каком основании он мог переселиться из одной деревни в другую, имеющие разную принадлежность? По собственной воле, или только по чьему-то принуждению? Если бы я знала ответы на эти вопросы, то наверное мне легче было бы найти откуда он мог переселился в Пустошь Чертковскую. Буду очень благодарна всем, кто прояснит мне эти вопросы. --- — Вологодская обл., Тарногский р-н, Спасское с/п
— Крым, Судакский р-н, с. Шелен (Громовка)
Буду благодарна за ссылки на открытые источники о проживавших крестьянах в этих регионах России. | | Лайк (1) |
ShishElovНовичок  Сообщений: 21 На сайте с 2023 г. Рейтинг: 27 | >> Ответ на сообщение пользователя SofiaG от 17 марта 2025 14:32 Если тягла нет - значит они бобыли. Чертаково - во владении Едемских. Едемские в 17 веке - тоже черносошные, но с большими правами на недвижимость (на землю) . Это потомки новгородских своеземцев, той их части, которой в 1478 каким-то образом удалось договориться с Москвой. В тож евремя у менее сговорчивых новгородцев (в нашем случае других Едемских, владевших к примеру, Высогорскими деревнями) земли просто отняли. Так получилась "новая" чересполосица - Шупова, Хавденицы, Мадовицы - это Едемщина, Оброк, Наволоки, Тюреберь, Пёлтасы - чисто царские земли (это по гнездам Спасской вол). В течении 16-17 вв. бывшие своеземцы (землевладельцы) резко или постепенно, но окончательно окрестьяниваются, но земельные права за ними остаются. Спасское Едемское земельное общество, как вы знаете, продолжает функционировать с небольшими изменениями в границах (между Грязью и Оброком) как минимум до конца 19 в. (см. Бурцев "Спас на Кокшеньге"), а наверное и до самой революции. Сценарий видится следующий: если деревня в какой-то момент пустеет, то чтобы земля не простаивала, а приносила доход, Васька Едемский (он ведь в казну отчисляет за владения своими землями) приглашает в пустой двор бобылей (такая практика была), отдает ее на оброк, то есть сдает в аренду безземельным бобылям. Тягло под Васькой, а они у него на оброке. В данном случае Васька Едемский - посредник между бобылем и государством. Если просмотреть Спасские Едемщины по ПК-1685, то , насколько я помню, там есть прямые указания, что тот или иной двор заселен бобылями. Кому это выгодно? Ваське - безусловно да, государству - наверное безразлично, бобылю - видимо да, и видимо платить аренду Ваське выгоднее чем, получить надел с тяглом от государства, иначе он бы просто ушел куда нибудь, например в Сибирь, на свободные от тягла земли. Касательно Никиты: подозреваю, что с ним может быть аналогичная ситуация . А переселяться он мог по своему желанию куда угодно - он человек вольный, не крепостной. Он мог переселяться уже на том основании, что его свободу перемещения закон не ограничивал. И, как вы понимаете, уйдя из Чертакова, переселился он ОБРАТНО, в родную деревню, т.к. Шишеловых нигде, кроме как в Конце в Спасе больше нет. Прочие варианты его появления в Чертакове (Устья, Шошоша - где есть другие гнезда фамилии ) выглядят крайне маловероятно. (см. выше мой вопрос по деревням на Шоноше, там список деревень представляющих потенциальный интерес для исследования) Касательно возможностей принудительного переселения: полагаю, у государства тогда просто не было таких рычагов. Если бы были - деревни бы не пустовали, а в ПК-1685 фиксируется убыль дворов и населения, хотя еще не такая катастрофическая как при петре. Настоящий рычаг , под действием которого крестьянство срывалось с мест - это обнищание под налоговым гнетом государства : "сбрел безвестно" , "от скудохлебия скитается" и т.п. Государство даже с этими процессами не справлялось, тут и речи не идет о такой постановке вопроса как: "решили кого-то куда-то переселить - и переселили". Мне это так видится. На истину не претендую, вопрос дискуссионный. | | Лайк (3) |
SofiaG Санкт-Петербург Сообщений: 118 На сайте с 2020 г. Рейтинг: 121
| Наверх ##
18 марта 7:04 18 марта 7:36 ShishElov написал: [q] >> Ответ на сообщение пользователя SofiaG от 17 марта 2025 14:32
Если тягла нет - значит они бобыли.
[/q]
>> Ответ на сообщение пользователя ShishElov от 18 марта 2025 2:15 А.А.Урюмов в своих очерках «Кокшеньга» написал : « По данным переписи 1685 года, в кокшеньгских волостях насчитывалось подворников (с их детьми) 85 человек, а бобылей (тоже с детьми) – 63. К общему числу жителей Кокшеньги они составляли не более трех процентов, что говорит об относительной прочности хозяйств этого района.»Но в переписи 1685 в Едемских деревнях все жители записаны без тягла.Только про некоторых написано, что они бывшие бобыли. Например: А ндрюшки Едемского деревня Ильинская во дворе Федка Федотов, у него сын Коземка 20, у Коземки сын Сенка году, во дворе Кононко Евсеев, у него сын Гараска 10 годов, Сенка Евтихеев, у него сын Никитка 20 годов. Родом они Кокшенгские чети Спасские волости бобыли.»Получается, что мои из Антипинской всё-таки не бобыли. А кто тогда? Вот что написано в этой переписи в конце Спасской волости: Всего Кокшенской четверти Спасские волости за Васкою, за Андрюшкою Ивановыми, за Гришкою, за Левкою Федоровыми, за Петрушкою Павловым детьми Едемскими за братьями и племянниками живущих тяглых четырнатцать деревень, в них крестьянских тритцать три двора крестьян, у них детей восмьдесять шесть человек, да две пустоши живущих, да деревня да пустошь на выделном, пашут их наездом да впусте три деревни да два двора крестьянских, а тех дворов тяглыми жеребьями владеют они же Васка з братьями и с племянники, да четыре двора и тяглые жеребьи крестьянские впусте, а жильцы тех дворов померли, а иные от скудости збрели безвесно.Это просто безобразие, что про статус крестьян ничего не написали. А.А.Угрюмов пишет, что помимо бобылей ещё были половники, захребетники, подворники, поденщики, домовницы. Но все они входят в три процента от всех жителей Кокшеньги. Значит все крестьяне Едемских деревень никак не могут быть ими. А кто ж они? А может быть всё проще. Предположим, было у родителей трое детей и трёхкомнатная квартира. Дети выросли, завели свои семьи. И хоть каждый имел законное право на свои квадратные метры, но жить по сути было негде. А тут у соседей стоит пустая квартира. И вот младший из троих со своей семьей снимает соседскую квартиру, и может даже с правом выкупа. С одной стороны он вроде и не бомж(бобыль), ведь у него есть свои метры в родительском доме, а с другой стороны и не собственник съемной квартиры. Интересно, как таких крестьян тогда называли? --- — Вологодская обл., Тарногский р-н, Спасское с/п
— Крым, Судакский р-н, с. Шелен (Громовка)
Буду благодарна за ссылки на открытые источники о проживавших крестьянах в этих регионах России. | | Лайк (1) |
ShishElovНовичок  Сообщений: 21 На сайте с 2023 г. Рейтинг: 27 | Наверх ##
18 марта 13:06 18 марта 13:29 >> Ответ на сообщение пользователя SofiaG от 18 марта 2025 7:04 Бобыль - не бомж. У него есть дом, возможно огород, но нет тягла, то есть за ним не закреплены участки поля и сенокоса, которые он обязан обработать в пользу государства и сдать зерно и сено. (тот же колхоз, только "в профиль" и на ранней стадии зарождения). Насколько помню, народ вообще в какой-то момент стремился перейти в разряд бобылей, сознательно и по понятным причинам. А "бобыль=бомж" это уже более поздний стереотип. "Получается, что мои из Антипинской всё-таки не бобыли. А кто тогда?" Они Едемские? Это прослеживается вверх? Если да - то все, в принципе, понятно, Едемские множатся, но только некоторые из них наследуют право владения деревнями. Думаю так.. А Если нет - то вариантов много: могут быть и бобылями/бывшими бобылями, просто писец по какой-то причине не указал это (государству, по большому счету, должно быть все равно, кто живет во дворе, т.к. фискальная система взаимодействует в данном случае непосредственно с Васькой Едемским, лишбь бы подати платил, а остальное - его внутренние проблемы). "помимо бобылей ещё были половники" - ПОЛОВИННИКИ, они были в "доле", это так сказать партнеры владельца хозяйства. В ПКРЛ-1705, например, сказано что в Помелихе живет Герасим Кириллов дальше ониЕдемский и половинник Максим Федотов. В общем, тут надо какие-то спец исследования искать и читать, чтобы разобраться как все это функционировало. ----- Важно, что едемские деревни все указаны как "тяглые". Просто тягло накладывается на Едемских-владельцев, а дальше они уже сами думают, как его распределять (если есть между кем распределять, и народ не разбрелся невесть куда). | | Лайк (2) |
SofiaG Санкт-Петербург Сообщений: 118 На сайте с 2020 г. Рейтинг: 121
| >> Ответ на сообщение пользователя ShishElov от 18 марта 2025 13:06 У меня в древе три ветки Едемских. Две приводят в Наумовскую к сыновьям Петрушки Павлова Едемского - Фёдору и Ивану. А другая в Рыкаловскую - к Степану Петровичу Едемском, но эта ветка обрывается 1710 году. А в Антипинскую у меня приводит ветка Коптяевых, которые впоследствии переселятся в Яринскую. И всё-таки, у меня картина не складывается. В переписи 1685 года в Едемских деревнях все жители записаны без тягла. https://web.archive.org/web/20..._kului.htmЯ специально пересчитала- в девяти деревнях ничего не написано , что были бобылями, и только в трёх есть такая запись. Неужели переписчик был таким растяпой, что забыл в девяти деревнях написать об их бобыльной судьбе? Получается, наш Никита Алексеевич родился черносошным крестьянином, потом стал бобылем, потом опять черносошным? --- — Вологодская обл., Тарногский р-н, Спасское с/п
— Крым, Судакский р-н, с. Шелен (Громовка)
Буду благодарна за ссылки на открытые источники о проживавших крестьянах в этих регионах России. | | Лайк (2) |
ShishElovНовичок  Сообщений: 21 На сайте с 2023 г. Рейтинг: 27 | Наверх ##
18 марта 16:23 18 марта 17:59 >> Ответ на сообщение пользователя SofiaG от 18 марта 2025 14:39 один Да, если во всех деревнях одна форма записи - значит это не ошибка. ---- Почему же без тягла? Вот, с Антипинской - 1,25 обжи, если я правильно понимаю формулировку "в живущем". Деревни-то все тяглые, но тягло с деревни под Едемским-владельцем закреплено, а не под жителями. "Васки ж Едемского деревня Антипинская во дворе Федка Савинов, ... во дворе Ивашко Федоров,... во дворе Кирюшка Федоров, ... Пашни паханые середние земли, пятнатцать четей в поле, а в дву по тому ж и с луговою пашнею сена сорок копен, лесу пашенного шесть четей, в живущем обжа с четью." Обжа - это и есть мера тяглой повинности, один трудодень условного человеко-коня на пашне (+ потом сбор и обработка урожая на этой площади). | | Лайк (2) |
SofiaG Санкт-Петербург Сообщений: 118 На сайте с 2020 г. Рейтинг: 121
| >> Ответ на сообщение пользователя ShishElov от 18 марта 2025 16:23 Вот как начинается перечень Спасских деревень с жильцами: « К тому ж погосту деревни и пустоши и селища тяглых пашенных крестьян
деревня Власовская во дворе Ивашко Елисеев, у него сын Гераска 20, тягла под ним полобжи бес полчети,
во дворе Мишка Устинов, у него племянник Архипко Леонтьев 10 годов, тягла под ним треть обжи,
во дворе Гараска Анкидинов, у него пасынок Гришка Тарасов 5 годов, тягла под ним полтрети обжи…»Сразу предупреждается, что все нижеперечисленных крестьяне - тягловые. А уже напротив каждого написан размер тягла. А когда начинаются Едемские Деревни, то о статусе крестьян вообще ничего не написано, только перечислены хозяева: « Спасской же волости деревни и пустоши Васки, Андрюшки Ивановых, Гришки, Левки Федоровых, Петрушки Павлова Едемских з братьями и племянники…»Значит, все живущие у Едемских крестьяне не тягловые. А какие - непонятно. Поискала в интернете о крестьянах, информации много, но толкового ничего не нашла.)) Хотелось бы узнать разницу не в налогах, кто кому и сколько платили, а в правах - имели ли свободу переселений или нет. --- — Вологодская обл., Тарногский р-н, Спасское с/п
— Крым, Судакский р-н, с. Шелен (Громовка)
Буду благодарна за ссылки на открытые источники о проживавших крестьянах в этих регионах России. | | Лайк (1) |
ShishElovНовичок  Сообщений: 21 На сайте с 2023 г. Рейтинг: 27 | Наверх ##
18 марта 17:59 18 марта 18:05 SofiaG написал: [q] Значит, все живущие у Едемских крестьяне не тягловые. [/q] Я вижу не так: Деревни Едеемщин тяглые, что указано в документе, соттветственно и кр-не обычные черносошные. Но в этих деревнях тягло под каждым не указывается, т.к. они сами между собой его сами распределяют (см. статью указанную ниже), в отличие от чисто "дворцовых" деревень, где тягло за каждым хоз-вом отдельно закреплено. Можно почитать: Б. Д. Греков, Что такое “обжа”? Часть II, Известия Академии наук СССР. VI серия, 1926, том 20, выпуск 13, 1229–1252 (есть в сети) | | Лайк (1) |
SofiaG Санкт-Петербург Сообщений: 118 На сайте с 2020 г. Рейтинг: 121
| ShishElov написал: [q] SofiaG написал:
[q] Значит, все живущие у Едемских крестьяне не тягловые.
[/q]
Я вижу не так: Деревни Едеемщин тяглые, что указано в документе, соттветственно и кр-не обычные черносошные. Но в этих деревнях тягло под каждым не указывается, т.к. они сами между собой его сами распределяют (см. статью указанную ниже), в отличие от чисто "дворцовых" деревень, где тягло за каждым хоз-вом отдельно закреплено.
Можно почитать: Б. Д. Греков, Что такое “обжа”? Часть II, Известия Академии наук СССР. VI серия, 1926, том 20, выпуск 13, 1229–1252 (есть в сети)[/q]
Ох, я уже запуталась. Вот что написано у Ю.С.Васильева на стр.189: …Так, у Василия и Андрея Ивановых в 1685 г. собственная запашка составляла со- ответственно 32 и 54 % пашни. Не ясно, кто обрабатывал эту землю. Указания писцовых книг на то, что в той или иной деревне пашут сами Едемские, нельзя понимать в прямом смысле. Вероятнее всего, господскую запашку Едемских обрабатывали холопы, половники или зависимые крестьяне.. О наличии у Едемских холопов говорят следующие факты. В 1620 г. в дер. Бу- раковской жил «человек Герасимов Приезжеико Мелешин». Вероятно, он выпол- нял в вотчине роль приказчика и ключника. Часть пашни в деревне именуется «путничной заеской», и надел Мелешина значительно больше, чем у половников Герасима: 22 десятины пашни и 60 копен сена57. В дельной сыновей Федора Гав- рилова (1654 г.) записано: «А что мати наша споила и скормила малого Офонкою зовут Гуляев, и мы его после смерти матери наше Натальи з женою его Екате- ринкою и девку Александрицу отпустили прочь, и впред нам до них дела нет»58. Во второй половине XVII и начале XVIII в. используют Едемские и труд наймитов. Но основная пашня Едемских сдана половникам, третникам и крестьянам. В деревнях, находившихся в Шенкурском и Ровдинском станах, живут в основ- ном половники и третники, а в кокшеньгских деревнях – крестьяне. Положение последних, видимо, близко к положению зависимых крестьян-порядчиков. В дельной братьев Федоровых (1654 г.) отмечается, что они получили деревни на Кокшеньге «з дворами и з жильцами», т.е. крестьянами. Последними вотчины пополнились и за счет населения дворцовых волостей уезда. Писцовая книга 1685 г. отмечает, что в 4 деревнях из 9 Петра Павлова Едемского живут крестья- не, «родом оне Кокшеньгские чети Спасские волости бобыли»59. Источники, к сожалению, не содержат данных о владельческих повинностях этих крестьян. https://drevnostisevera.ru/wp-...severa.pdfВсё-таки они, похоже, не совсем черносошные. --- — Вологодская обл., Тарногский р-н, Спасское с/п
— Крым, Судакский р-н, с. Шелен (Громовка)
Буду благодарна за ссылки на открытые источники о проживавших крестьянах в этих регионах России. | | Лайк (1) |
|