Загрузите GEDCOM-файл на ВГД   [х]
Всероссийское Генеалогическое Древо
На сайте ВГД собираются люди, увлеченные генеалогией, историей, геральдикой и т.д. Здесь вы найдете собеседников, экспертов, умелых помощников в поисках предков и родственников. Вам подскажут где искать документы о павших в боях и пропавших без вести, в какой архив обратиться при исследовании родословной своей семьи, помогут определить по старой фотографии принадлежность к воинским частям, ведомствам и чину. ВГД - поиск людей в прошлом, настоящем и будущем!
Вниз ⇊

Важский уезд

18 век

← Назад    Вперед →Страницы: ← Назад 1 2 3 4 5 ... 22 23 24 25 26 * 27 28 29 30 Вперед →
Модераторы: Lesla, ЯТБ, dimarex, эльмира катромская
penizilin
Начинающий

penizilin

Санкт-Петербург
Сообщений: 35
На сайте с 2010 г.
Рейтинг: 72

ShishElov написал:
[q]
По Долговицам таже сумма указана, что и в ПКРЛ-1705? Не сравнивали? (У меня только одна страница, где начало фразы : " на церковного прикащика на Федора Иванова сына Вячеславова на вышеписанных деревень на всех крестьян положено повсягодно оброку по два рубли <…> )
[/q]


Да, совпадает...

<... и те оброчные, и откупные, и печатные, и челобитенные пошлинные деньги всего два рубли, тридцать два алтына, полторы деньги и полполденьги на 704 год взяты. Платил тое волости сборщик Семион Федоров, апреля в день, в 705 году; Важеского уезда Кокшенской четверти Долговицкой волости земской дьячок Федор Федоров сын Рышков, вместо тое волости вышеписанных всех деревень крестьян, что им те новоположенныя оброчныя, и откупныя, и печатныя, и челобитенныя пошлинныя деньги платить по вся годы без доимки, до переоткупщиков, по их велению руку приложил.>
---
Поповы, Силинские (Тотемский уезд, Вологодская губерния)
Павленко (Гомельский уезд, Могилевская губерния)
Лайк (1)
SofiaG

Санкт-Петербург
Сообщений: 118
На сайте с 2020 г.
Рейтинг: 121
Добрый день!
У меня вопросы к знатокам истории Важского уезда, в основном по переписи 1685 года, вернее о статусе крестьян того периода и вариантах его изменения.

Все мои предки по материнской линии родом из Спасской волости и Едемских деревень, входивших в неё. Волость считалась дворцовой.

Некоторые мои ветки дошли до 1685 года.

https://web.archive.org/web/20..._kului.htm

Например, вот куда упираются одни из них:
1. «Деревня Игнашевская
во дворе Аввакумко Леонтьев, у него сын Поликарпко 10, тягла под ним полчети и полполчети обж»

Здесь все понятно, это черносошные крестьяне, жившие хоть и на «царевой» земле, но имеющие на неё право; несли тягло в пользу государства, и имели свободу перемещений.

2. «Деревня Наумовская за рекою за Почею
во дворе Петрушка Павлов сын Едемской, у него дети Федка 5, Никишка 3,
Ивашко полугода.»

Здесь вроде тоже понятно - в этой деревне живет семейство Петра Павловича Едемского, одного из хозяев Едемских деревень. Про тягло не написано, наверное платит налоги за все деревни))

3. «Васки ж Едемского деревня Антипинская
во дворе Федка Савинов, у него дети Левка 20, Якушко 15, Андрюшка 13, Гришка 9 годов,»

А вот это семейство- крестьяне крепостные или дворцовые? Но крепостных вроде же не было в Спасской волости. Тягла у них нет, живут на земле «Васки Едемского». Как определить их статус?


Но в основном, к сожалению, многие ветки моего древа дошли лишь до переписи 1710 или 1719 годов.
Например, мой предок Никита Алексеевич Шишелов впервые появляется в 1719 году в деревне Пустошь Чертковская. А в 1745 он уже записан во Власьевской:
«Поселившейся из Едемских деревень из деревни пустоши Чертковской написанной в прежнюю перепись во оной деревне Никита Алексеев 74»

А Власьевская - чисто дворцовая деревня.
На каком основании он мог переселиться из одной деревни в другую, имеющие разную принадлежность? По собственной воле, или только по чьему-то принуждению?
Если бы я знала ответы на эти вопросы, то наверное мне легче было бы найти откуда он мог переселился в Пустошь Чертковскую.

Буду очень благодарна всем, кто прояснит мне эти вопросы.
---
— Вологодская обл., Тарногский р-н, Спасское с/п
— Крым, Судакский р-н, с. Шелен (Громовка)
Буду благодарна за ссылки на открытые источники о проживавших крестьянах в этих регионах России.
Лайк (1)
ShishElov
Новичок

ShishElov

Сообщений: 21
На сайте с 2023 г.
Рейтинг: 27
>> Ответ на сообщение пользователя SofiaG от 17 марта 2025 14:32

Если тягла нет - значит они бобыли.

Чертаково - во владении Едемских. Едемские в 17 веке - тоже черносошные, но с большими правами на недвижимость (на землю) . Это потомки новгородских своеземцев, той их части, которой в 1478 каким-то образом удалось договориться с Москвой. В тож евремя у менее сговорчивых новгородцев (в нашем случае других Едемских, владевших к примеру, Высогорскими деревнями) земли просто отняли. Так получилась "новая" чересполосица - Шупова, Хавденицы, Мадовицы - это Едемщина, Оброк, Наволоки, Тюреберь, Пёлтасы - чисто царские земли (это по гнездам Спасской вол). В течении 16-17 вв. бывшие своеземцы (землевладельцы) резко или постепенно, но окончательно окрестьяниваются, но земельные права за ними остаются. Спасское Едемское земельное общество, как вы знаете, продолжает функционировать с небольшими изменениями в границах (между Грязью и Оброком) как минимум до конца 19 в. (см. Бурцев "Спас на Кокшеньге"), а наверное и до самой революции.

Сценарий видится следующий: если деревня в какой-то момент пустеет, то чтобы земля не простаивала, а приносила доход, Васька Едемский (он ведь в казну отчисляет за владения своими землями) приглашает в пустой двор бобылей (такая практика была), отдает ее на оброк, то есть сдает в аренду безземельным бобылям. Тягло под Васькой, а они у него на оброке. В данном случае Васька Едемский - посредник между бобылем и государством. Если просмотреть Спасские Едемщины по ПК-1685, то , насколько я помню, там есть прямые указания, что тот или иной двор заселен бобылями. Кому это выгодно? Ваське - безусловно да, государству - наверное безразлично, бобылю - видимо да, и видимо платить аренду Ваське выгоднее чем, получить надел с тяглом от государства, иначе он бы просто ушел куда нибудь, например в Сибирь, на свободные от тягла земли.

Касательно Никиты: подозреваю, что с ним может быть аналогичная ситуация . А переселяться он мог по своему желанию куда угодно - он человек вольный, не крепостной. Он мог переселяться уже на том основании, что его свободу перемещения закон не ограничивал. И, как вы понимаете, уйдя из Чертакова, переселился он ОБРАТНО, в родную деревню, т.к. Шишеловых нигде, кроме как в Конце в Спасе больше нет. Прочие варианты его появления в Чертакове (Устья, Шошоша - где есть другие гнезда фамилии ) выглядят крайне маловероятно. (см. выше мой вопрос по деревням на Шоноше, там список деревень представляющих потенциальный интерес для исследования)

Касательно возможностей принудительного переселения: полагаю, у государства тогда просто не было таких рычагов. Если бы были - деревни бы не пустовали, а в ПК-1685 фиксируется убыль дворов и населения, хотя еще не такая катастрофическая как при петре. Настоящий рычаг , под действием которого крестьянство срывалось с мест - это обнищание под налоговым гнетом государства : "сбрел безвестно" , "от скудохлебия скитается" и т.п. Государство даже с этими процессами не справлялось, тут и речи не идет о такой постановке вопроса как: "решили кого-то куда-то переселить - и переселили".

Мне это так видится. На истину не претендую, вопрос дискуссионный.

Лайк (3)
SofiaG

Санкт-Петербург
Сообщений: 118
На сайте с 2020 г.
Рейтинг: 121

ShishElov написал:
[q]
>> Ответ на сообщение пользователя SofiaG от 17 марта 2025 14:32

Если тягла нет - значит они бобыли.

[/q]

>> Ответ на сообщение пользователя ShishElov от 18 марта 2025 2:15

А.А.Урюмов в своих очерках «Кокшеньга» написал :
« По данным переписи 1685 года, в кокшеньгских волостях насчитывалось подворников (с их детьми) 85 человек, а бобылей (тоже с детьми) – 63. К общему числу жителей Кокшеньги они составляли не более трех процентов, что говорит об относительной прочности хозяйств этого района.»

Но в переписи 1685 в Едемских деревнях все жители записаны без тягла.
Только про некоторых написано, что они бывшие бобыли. Например:
Андрюшки Едемского деревня Ильинская
во дворе Федка Федотов, у него сын Коземка 20, у Коземки сын Сенка году,
во дворе Кононко Евсеев, у него сын Гараска 10 годов,
Сенка Евтихеев, у него сын Никитка 20 годов.
Родом они Кокшенгские чети Спасские волости бобыли


Получается, что мои из Антипинской всё-таки не бобыли. А кто тогда?

Вот что написано в этой переписи в конце Спасской волости:
Всего Кокшенской четверти Спасские волости за Васкою, за Андрюшкою Ивановыми, за Гришкою, за Левкою Федоровыми, за Петрушкою Павловым детьми Едемскими за братьями и племянниками живущих тяглых четырнатцать деревень, в них крестьянских тритцать три двора крестьян, у них детей восмьдесять шесть человек, да две пустоши живущих, да деревня да пустошь на выделном, пашут их наездом да впусте три деревни да два двора крестьянских, а тех дворов тяглыми жеребьями владеют они же Васка з братьями и с племянники, да четыре двора и тяглые жеребьи крестьянские впусте, а жильцы тех дворов померли, а иные от скудости збрели безвесно.

Это просто безобразие, что про статус крестьян ничего не написали.

А.А.Угрюмов пишет, что помимо бобылей ещё были половники, захребетники, подворники, поденщики, домовницы. Но все они входят в три процента от всех жителей Кокшеньги. Значит все крестьяне Едемских деревень никак не могут быть ими. А кто ж они?

А может быть всё проще.
Предположим, было у родителей трое детей и трёхкомнатная квартира. Дети выросли, завели свои семьи. И хоть каждый имел законное право на свои квадратные метры, но жить по сути было негде. А тут у соседей стоит пустая квартира. И вот младший из троих со своей семьей снимает соседскую квартиру, и может даже с правом выкупа. С одной стороны он вроде и не бомж(бобыль), ведь у него есть свои метры в родительском доме, а с другой стороны и не собственник съемной квартиры.
Интересно, как таких крестьян тогда называли?
---
— Вологодская обл., Тарногский р-н, Спасское с/п
— Крым, Судакский р-н, с. Шелен (Громовка)
Буду благодарна за ссылки на открытые источники о проживавших крестьянах в этих регионах России.
Лайк (1)
ShishElov
Новичок

ShishElov

Сообщений: 21
На сайте с 2023 г.
Рейтинг: 27
>> Ответ на сообщение пользователя SofiaG от 18 марта 2025 7:04

Бобыль - не бомж. У него есть дом, возможно огород, но нет тягла, то есть за ним не закреплены участки поля и сенокоса, которые он обязан обработать в пользу государства и сдать зерно и сено. (тот же колхоз, только "в профиль" и на ранней стадии зарождения). Насколько помню, народ вообще в какой-то момент стремился перейти в разряд бобылей, сознательно и по понятным причинам. А "бобыль=бомж" это уже более поздний стереотип.

"Получается, что мои из Антипинской всё-таки не бобыли. А кто тогда?"
Они Едемские? Это прослеживается вверх? Если да - то все, в принципе, понятно, Едемские множатся, но только некоторые из них наследуют право владения деревнями. Думаю так.. А Если нет - то вариантов много: могут быть и бобылями/бывшими бобылями, просто писец по какой-то причине не указал это (государству, по большому счету, должно быть все равно, кто живет во дворе, т.к. фискальная система взаимодействует в данном случае непосредственно с Васькой Едемским, лишбь бы подати платил, а остальное - его внутренние проблемы).

"помимо бобылей ещё были половники" - ПОЛОВИННИКИ, они были в "доле", это так сказать партнеры владельца хозяйства. В ПКРЛ-1705, например, сказано что в Помелихе живет Герасим Кириллов дальше ониЕдемский и половинник Максим Федотов.

В общем, тут надо какие-то спец исследования искать и читать, чтобы разобраться как все это функционировало.

-----
Важно, что едемские деревни все указаны как "тяглые". Просто тягло накладывается на Едемских-владельцев, а дальше они уже сами думают, как его распределять (если есть между кем распределять, и народ не разбрелся невесть куда).
Лайк (2)
SofiaG

Санкт-Петербург
Сообщений: 118
На сайте с 2020 г.
Рейтинг: 121
>> Ответ на сообщение пользователя ShishElov от 18 марта 2025 13:06

У меня в древе три ветки Едемских. Две приводят в Наумовскую к сыновьям Петрушки Павлова Едемского - Фёдору и Ивану. А другая в Рыкаловскую - к Степану Петровичу Едемском, но эта ветка обрывается 1710 году.

А в Антипинскую у меня приводит ветка Коптяевых, которые впоследствии переселятся в Яринскую.

И всё-таки, у меня картина не складывается. В переписи 1685 года в Едемских деревнях все жители записаны без тягла.
https://web.archive.org/web/20..._kului.htm

Я специально пересчитала- в девяти деревнях ничего не написано , что были бобылями, и только в трёх есть такая запись.

Неужели переписчик был таким растяпой, что забыл в девяти деревнях написать об их бобыльной судьбе?
Получается, наш Никита Алексеевич родился черносошным крестьянином, потом стал бобылем, потом опять черносошным?
---
— Вологодская обл., Тарногский р-н, Спасское с/п
— Крым, Судакский р-н, с. Шелен (Громовка)
Буду благодарна за ссылки на открытые источники о проживавших крестьянах в этих регионах России.
Лайк (2)
ShishElov
Новичок

ShishElov

Сообщений: 21
На сайте с 2023 г.
Рейтинг: 27
>> Ответ на сообщение пользователя SofiaG от 18 марта 2025 14:39
один

Да, если во всех деревнях одна форма записи - значит это не ошибка.
----

Почему же без тягла? Вот, с Антипинской - 1,25 обжи, если я правильно понимаю формулировку "в живущем". Деревни-то все тяглые, но тягло с деревни под Едемским-владельцем закреплено, а не под жителями.

"Васки ж Едемского деревня Антипинская
во дворе Федка Савинов, ...
во дворе Ивашко Федоров,...
во дворе Кирюшка Федоров, ...
Пашни паханые середние земли, пятнатцать четей в поле, а в дву по тому ж и с луговою пашнею сена сорок копен, лесу пашенного шесть четей,
в живущем обжа с четью."

Обжа - это и есть мера тяглой повинности, один трудодень условного человеко-коня на пашне (+ потом сбор и обработка урожая на этой площади).

Лайк (2)
SofiaG

Санкт-Петербург
Сообщений: 118
На сайте с 2020 г.
Рейтинг: 121
>> Ответ на сообщение пользователя ShishElov от 18 марта 2025 16:23

Вот как начинается перечень Спасских деревень с жильцами:

« К тому ж погосту деревни и пустоши и селища тяглых пашенных крестьян

деревня Власовская
во дворе Ивашко Елисеев, у него сын Гераска 20, тягла под ним полобжи бес полчети,

во дворе Мишка Устинов, у него племянник Архипко Леонтьев 10 годов, тягла под ним треть обжи,

во дворе Гараска Анкидинов, у него пасынок Гришка Тарасов 5 годов, тягла под ним полтрети обжи…»


Сразу предупреждается, что все нижеперечисленных крестьяне - тягловые. А уже напротив каждого написан размер тягла.

А когда начинаются Едемские Деревни, то о статусе крестьян вообще ничего не написано, только перечислены хозяева:

« Спасской же волости деревни и пустоши Васки, Андрюшки Ивановых, Гришки, Левки Федоровых, Петрушки Павлова Едемских з братьями и племянники…»


Значит, все живущие у Едемских крестьяне не тягловые. А какие - непонятно. Поискала в интернете о крестьянах, информации много, но толкового ничего не нашла.))
Хотелось бы узнать разницу не в налогах, кто кому и сколько платили, а в правах - имели ли свободу переселений или нет.
---
— Вологодская обл., Тарногский р-н, Спасское с/п
— Крым, Судакский р-н, с. Шелен (Громовка)
Буду благодарна за ссылки на открытые источники о проживавших крестьянах в этих регионах России.
Лайк (1)
ShishElov
Новичок

ShishElov

Сообщений: 21
На сайте с 2023 г.
Рейтинг: 27

SofiaG написал:
[q]
Значит, все живущие у Едемских крестьяне не тягловые.
[/q]


Я вижу не так: Деревни Едеемщин тяглые, что указано в документе, соттветственно и кр-не обычные черносошные. Но в этих деревнях тягло под каждым не указывается, т.к. они сами между собой его сами распределяют (см. статью указанную ниже), в отличие от чисто "дворцовых" деревень, где тягло за каждым хоз-вом отдельно закреплено.

Можно почитать: Б. Д. Греков, Что такое “обжа”? Часть II, Известия Академии наук СССР. VI серия, 1926, том 20, выпуск 13, 1229–1252 (есть в сети)
Лайк (1)
SofiaG

Санкт-Петербург
Сообщений: 118
На сайте с 2020 г.
Рейтинг: 121

ShishElov написал:
[q]

SofiaG написал:
[q]

Значит, все живущие у Едемских крестьяне не тягловые.
[/q]



Я вижу не так: Деревни Едеемщин тяглые, что указано в документе, соттветственно и кр-не обычные черносошные. Но в этих деревнях тягло под каждым не указывается, т.к. они сами между собой его сами распределяют (см. статью указанную ниже), в отличие от чисто "дворцовых" деревень, где тягло за каждым хоз-вом отдельно закреплено.

Можно почитать: Б. Д. Греков, Что такое “обжа”? Часть II, Известия Академии наук СССР. VI серия, 1926, том 20, выпуск 13, 1229–1252 (есть в сети)
[/q]


Ох, я уже запуталась.
Вот что написано у Ю.С.Васильева на стр.189:

…Так, у Василия и Андрея Ивановых в 1685 г. собственная запашка составляла со- ответственно 32 и 54 % пашни. Не ясно, кто обрабатывал эту землю. Указания писцовых книг на то, что в той или иной деревне пашут сами Едемские, нельзя понимать в прямом смысле. Вероятнее всего, господскую запашку Едемских обрабатывали холопы, половники или зависимые крестьяне..
О наличии у Едемских холопов говорят следующие факты. В 1620 г. в дер. Бу- раковской жил «человек Герасимов Приезжеико Мелешин». Вероятно, он выпол- нял в вотчине роль приказчика и ключника. Часть пашни в деревне именуется «путничной заеской», и надел Мелешина значительно больше, чем у половников Герасима: 22 десятины пашни и 60 копен сена57. В дельной сыновей Федора Гав- рилова (1654 г.) записано: «А что мати наша споила и скормила малого Офонкою зовут Гуляев, и мы его после смерти матери наше Натальи з женою его Екате- ринкою и девку Александрицу отпустили прочь, и впред нам до них дела нет»58. Во второй половине XVII и начале XVIII в. используют Едемские и труд наймитов.
Но основная пашня Едемских сдана половникам, третникам и крестьянам. В деревнях, находившихся в Шенкурском и Ровдинском станах, живут в основ- ном половники и третники, а в кокшеньгских деревнях – крестьяне. Положение последних, видимо, близко к положению зависимых крестьян-порядчиков. В дельной братьев Федоровых (1654 г.) отмечается, что они получили деревни на Кокшеньге «з дворами и з жильцами», т.е. крестьянами. Последними вотчины пополнились и за счет населения дворцовых волостей уезда. Писцовая книга 1685 г. отмечает, что в 4 деревнях из 9 Петра Павлова Едемского живут крестья- не, «родом оне Кокшеньгские чети Спасские волости бобыли»59. Источники, к сожалению, не содержат данных о владельческих повинностях этих крестьян.

https://drevnostisevera.ru/wp-...severa.pdf


Всё-таки они, похоже, не совсем черносошные.
---
— Вологодская обл., Тарногский р-н, Спасское с/п
— Крым, Судакский р-н, с. Шелен (Громовка)
Буду благодарна за ссылки на открытые источники о проживавших крестьянах в этих регионах России.
Лайк (1)
← Назад    Вперед →Страницы: ← Назад 1 2 3 4 5 ... 22 23 24 25 26 * 27 28 29 30 Вперед →
Модераторы: Lesla, ЯТБ, dimarex, эльмира катромская
Вверх ⇈