Загрузите GEDCOM-файл на ВГД   [х]
Всероссийское Генеалогическое Древо
На сайте ВГД собираются люди, увлеченные генеалогией, историей, геральдикой и т.д. Здесь вы найдете собеседников, экспертов, умелых помощников в поисках предков и родственников. Вам подскажут где искать документы о павших в боях и пропавших без вести, в какой архив обратиться при исследовании родословной своей семьи, помогут определить по старой фотографии принадлежность к воинским частям, ведомствам и чину. ВГД - поиск людей в прошлом, настоящем и будущем!
Вниз ⇊
0_bce0f_4fa17f03_S.png
i.gif Пожалуйста, по своим личным поискам (по фамилиям рода) и отдельным населенным местам
открывайте фамильные или дневниковые темы.
Географический раздел по Киевской губернии разбит на уезды/волости.
Придерживайтесь, пожалуйста, выбранной схемы, открывая новые темы.


i.gif
Пользуйтесь папками с микрофильмами, которые собрали участники форума -

Украинские архивы https://drive.google.com/drive...X3RUrhN9eb


i.gif ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ на то, что
ВСЕ украинские разделы и темы закрыты для редактирования...
Напечатав свое сообщение, не поленитесь проверить его на предмет грамматических ошибок и неточностей в изложении
через опцию "Предварительный просмотр"...и только потом отправляйте на форум через опцию "Отправить"..


i.gif Коллеги, просьба не забалтывать ИНФОРМАТИВНЫЕ темы, которые (без вопросов/ответов).

i.gif Ведем дискуссии в рамках приличия, не нанося друг другу взаимных обид и оскорблений.
Взвешенно и аргументировано обсуждаем вопросы/ответы участников, работающих по регионам раздела.

Богуславский район (цетр - г. Богуслав)

(Бывш.) Каневский уезд Киевской губернии

← Назад    Вперед →Страницы: 1 * 2 3 4 Вперед →
Модератор: Tomilina
SBARGOLGA
Участник

Сообщений: 60
На сайте с 2010 г.
Рейтинг: 27
'Еврейской энциклопедии' Брокгауза-Ефрона,
издававшейся в 1908-1913 гг.


Богуслав — в эпоху исторической Польши город Киевского уезда, Киевского воеводства: встречается в летописях 12 в. В 1589 г. Б. получил разные права и льготы от кн. Ивана Острожского, подтвержденные королем Сигизмундом в 1620 г. Евреи, жившие здесь с начала 17 в. (а может быть, и ранее), сильно пострадали от неприятельских набегов, особенно в 1672 г., казаков под предводительством Самуся в 1702 г. и в эпоху гайдаматчины 1768 г. Кроме того, они постоянно должны были вести борьбу с мещанами на экономической почве. В привилегии 1620 г. сказано, что последние жаловались на притеснения со стороны евреев, вследствие чего король Сигизмунд приказал, чтобы никто из евреев не держал в аренде "броваров", солодовен и городских "грунтов". Ввиду того, что евреев было довольно много и они занимали своими домами и лавками почти весь рынок и все улицы города, король отправил в Богуслав особую комиссию, чтобы исследовать условия, в каких живут евреи, и определить размеры уплачиваемых ими податей. В люстрации 1622 года числится 15 шинкарей, однако не указано, евреи ли они. По официальным данным 1765 г., в кагале Б. и в соседних местностях, ему подчиненных, числилось 875 человек (в самом Б. 574), в 1775 г. — 355 (251), в 1778 г. — 514 (297), в 1784 г. — 896 (622) и в 1787 г. — 851 (587); число домов в последние два года — 56 и 137. По другим сведениям в 1765 и 1789 гг. постоянно жило 123 евр., а число домов в 1789 г. — 100; посреди рынка имелось 18 каменных лавок. В это время, незадолго до раздела Польши, мещане относились довольно враждебно к евреям. Кагал обратился по этому поводу в 1789 г. со следующей просьбой к ревизорам, производившим люстрацию: "Не следовало бы мещанам восставать против нас и желать выселять евреев из города, когда Речь Посполитая разрешила нам здесь жить. Ведь, кроме специальных податей, которые мы платим, мы приносим пользу государству вывозом польских продуктов в чужие края и ввозом оттуда товаров, за которые вносим пошлины в казну... В торговле мы мещанам не препятствуем; мы привозим из заграничных городов (из Лейпцига и Франкфурта) разные товары, которыми торгуем, католики же этим не занимаются. Когда бунт черни был подавлен (имеется в виду гайдаматчина 1768 г.), мы, вернувшись в город, не нашли ни домов своих, ни своего имущества" (ограблены на 284 тысяч золотых). — Ср.: Baliński-Lipiński, Starozytna Polska, II, 643; "Арх. Юго-Зап. России", ч. V, т. II; Slownik geograficzny, I.
M. B.
Раздел5.
Ныне — мест. Каневск. уезда, Киевск. губ. В 1796 г. местечко назначено уездным городом Киевского наместничества; в 1837 году уездное управление перенесено в Канев, но до 1844 г. уезд назывался Богуславским. В уезде, вместе с местечком, в 1797 г. евреев-купцов 19 (христ. 10), мещан 1680 (христ. 3265); в 1805 г. купц. 19 (христ. 62). мещ. 1921 (христ. 2165); в 1847 г. богуславское еврейское общество состояло из 5294 душ; по переписи 1897 г. — жит. 11372, из них евреев 7445, правосл. 3690. Имеются: Большая синагога и 15 молитвенных домов (молельня портных, сапожников, ткачей, скорняков, столяров, общества погребальщиков, и др.).

О времени возникновения молитвенных домов нет точных данных; но предание относит основание Большой Синагоги к самому зарождению еврейской общины, "Старый клауз" — к началу 18 в.; прочие молельни возникли частью в конце 18 и начале 19 веков ("Желтая школа" была устроена в 1821 г. местным богачом и деятелем Ямпольским). В свое время устройство некоторых молелен было вызвано борьбой с хасидами. В большом бет га-мидраше сохранился старинный служивший при богослужении так наз. "ציץ", на котором имеется дата ת''קד (1743/4 г.). Существуют два кладбища. Старое, которое относится ко времени возникновения общины; здесь сохранился лишь один памятник над могилой цадика р. Ионы, сына Элиезера из Острога (товарища р. Леб Суреса и Арье-Леба, так наз. "дед из Шполы"); тут также похоронен р. Шая, родоначальник нынешних Ржищевских цадиков. Новое кладбище устроено в 1816/7 г. ( תקע''ז ); впрочем, на нем встречаются и более старые памятники, так как сюда перенесены были останки со старого кладбища, которое, находясь над оврагом, постепенно разрушалось. Здесь похоронены цадик р. Герш-Менахем, сын цадика р. Зуся из Ганополя и раввин р. Моше-Ейкел Гуревич. Имеется также ряд братских могил, где погребены скончавшиеся от холеры в 1847/8 г. — В местном населении сохранилась память ο событиях, известных под общим названием "бегства" ( הנדיחית ), как следует полагать, от казацких преследований. Очень популярна память ο р. Моше-Ейкеле Гуревиче, раввине р. Аврааме Рапопорте, авторе ידח היתנים, и рав. р. Давиде Кругляке; помнят также ο типографии, бывшей в Б. в начале 19 века. Имеются пинкосы (с 1819 г.) погреб. братства и общества погребальщиков ( חנדת נושאי המטה ); в пинкосе последних есть собственноручная подпись известного цадика р. Мордехая, сына р. Нухима из Чернобыля. Сохранились также два отрывка из старинных пинкосов погребального братства; более старинный писан на пергаменте в 1749 году ( ת''קט ), другой составляет часть устава погребального братства, написанного в 1780/1 г. ( ת''קמא ) острожским раввином р. Меером. В отрывке 1747 г. имеется, между прочим, следующая заметка: "... У нас уже давно существовало священное братство ( חנדת קדישא ) и пинкос с уставом ( הקנות ), как водится; но вследствие бегств "חנדיחות", бывших в нашей общине, мы лишились всего этого... Теперь же мы возобновили все это по-прежнему и учредили хорошие и справедливые установления, как это было прежде" (о каких "бегствах" говорится, неизвестно; набеги Гонты последовали 20 лет спустя). Из пинкоса видно, что наряду с погребальным братством здесь некогда существовало "больничное общество" ( חנדת נקוד חולים ), заботившееся ο бедных и оказывавшее услуги богатым больным. Пинкос указывает на то, что выборщики ( נודידים ) погребального братства выбирали "габая" Большой синагоги, членов "биккур-холим", главу общины и других. В отрывках имеется характерное постановление не допускать ремесленников, а также фельдшеров, к занятию общественных должностей, если же они будут избраны по жребию ( קלפי ), то для исполнения этих почетных обязанностей их следует заменять другими, более достойными ( יודת חשונים ) членами общины. — Ныне (1909) существуют: больница, в течение долгого времени функционировавшая в виде так наз. "Гекдеша", попечительства ο сиротах и общество пособия бедным, расходующее ежегодно более 8000 рубл., талмуд-тора с 130 ученик., три частных мужских училища и более 20 хедеров с 400 учен., три женских училища с 150 ученицами (одно бесплатное), училище 2-го разряда, учрежденное богуславским просветительным обществом, во главе которого стоит христианин и где обучаются более 50 еврейских учеников. Общая сумма коробочного сбора около 6000 рублей в год, из коих на еврейские нужды идет лишь 2600 p., остальные на общие потребности (пожарный обоз 900 р. и др.). — Ср.: Семенов, "Стат. геогр. словарь"; М—н, "Уст. евр. общ."; Анкетные сведения (сообщены Д. Лучинским); арх. матер.
SBARGOLGA
Участник

Сообщений: 60
На сайте с 2010 г.
Рейтинг: 27
Коробочный сбор
— Первоначально К. сбор имел, как полагают, целью погашать долги еврейских обществ римско-католическому духовенству, каковые образовались двояким путем: с одной стороны, католическое духовенство налагало на евреев денежные взыскания, пользуясь для этого разными поводами (напр. после религиозных диспутов, к которым оно принуждало евреев), с другой стороны — еврейские общества, не имея средств, чтобы оплатить чрезмерные государственные и поземельные повинности, делали займы у духовенства. С этой же целью делались займы и у частных лиц. Однако впоследствии, не позже чем во второй половине 18 века, К.-С. в отдельных местах получил и другие назначения. К.-С. существовал не во всех обществах; кое-где он вводился лишь на время ярмарок.

Смета К.-С. по мест. Богуславу Каневского уезда Киевской губ. (1908 г.):

1) На губернские надобности
797 руб. 66 коп.
2) На пособие Городскому Управлению
100 руб. 62 коп.
3) На содержание десятских и полицейских
844 руб. 00 коп.
4) На содержание пожарного обоза
900 руб. 00 коп.
5) На устройство фонарей и освещение
300 руб. 00 коп.
6) На очистку площадей и улиц
100 руб. 00 коп.
7) На оспопрививание для бедных
20 руб. 00 коп.
8) На лечение бедных евр. в больницах
100 руб. 00 коп.
9) На молитвенный дом в с. Карапишах
30 руб. 00 коп.
10) На больницу (официально богадельню)
1400 руб. 00 коп.
11) На Талмуд-тору
1100 руб. 00 коп.
12) На метрическ. книги и губерн. ведом. 16 руб. 22 коп.
Остаток ежегодный 9 руб. 50 коп.
Всего 5718 руб. 00 коп.
AppS
R1a

AppS

Україна
Сообщений: 1817
На сайте с 2009 г.
Рейтинг: 1651
[q]
Не заслуженно забытый
[/q]

Ну все в школе проходят "Думу про Марусю Богуславку", про дівку-бранку, которая помогла невольникам сбежать, но сама не вернулась домой:

«Ой, козаки,
Ви, біднії невольники!
Кажу я вам, добре дбайте,
В городи християнські утікайте,
Тільки, прошу я вас, одного города Богуслава
не минайте,
Моєму батьку й матері знати давайте:
Та нехай мій батько добре дбає,
Грунтів, великих маєтків нехай не збуває,
Великих скарбів не збирає,
Та нехай мене, дівки-бранки,
Марусі, попівни Богуславки,
3 неволі не викупає,
Бо вже я потурчилась, побусурменилась
Для роскоші турецької,
Для лакомства нещасного!»
SBARGOLGA
Участник

Сообщений: 60
На сайте с 2010 г.
Рейтинг: 27

Народное образование на Богуславщини
имеет свою историю, но, к сожалению, данных о школах и учащихся района до 1917 года мало.

В Киевской губернии в тысяча восемьсот шестьдесят-пять - одна тысяче восемьсот шестьдесят-шесть годах было открыто 38 училищ, из них 20 народных были на содержании казны. Вместе. с открытием уездных училищ для учителей был введен «Устав о службе», в котором говорилось, что «учителя науки утверждаются в чине двенадцатого класса по выслуге четырех лет» в должности учителя. Учитель, плохо выполняет свою работу, должен внести деньги, которые назывались «штрафными», «за неисправность по должности». В школах преподают Закон Божий, святинна и церковная истории, русский язык, арифметика и геометрия, история государства Российского, правописание. Украинский язык в школах не преподавали.
В 1892 году из учеников в 100 человек закончило училище только 15 парней и одна девушка. Закон Божий вел Павел Петрович Тихвинский 14 парней и одна девушка закончили второй Богуславское училище в 1895-96 учебном году - и это из 92 учеников. В этом году удилище была введена «военная» гимнастика, которую вел отдельный учитель, которому платили 75 рублей. В 1899 году закон божий вел священник Павел Евграфович Циприанович. Обучалось в училище 110 учащихся (91 парень и 19 девушек).
В Богуславе в 1888 году существовала частная мужская еврейская школа (училище) 3-го (ряда в, наемном доме. Учеников в ней было 14. Удерживал училище и преподавал русский язык, арифметику и правописание Лейба тапир. В 1899 году было два частных еврейских училища . Мужская удерживал Моисей Гинзоург за счет платы родителей за обучение. Учеников в нем было 25. Вторым было женское училище, которое удерживала К. Гинсберг. В этом платном училище училось 30 девушек.
В 1912 году с разрешения Киевского учебного округа открыто в Богуславе женскую гимназию. Директором гимназии стала Квинихидзе Мария Александровна, женщина из дворянской семьи. Гимназия просуществовала до 1937 года, когда дом был изъят в пользу еврейской школы, а затем передан школе № 1.
Первые школы, которые открывались в селах были церковно, заведовал в них поп. Церковь финансировала работу школы, поп вел уроки закона божьего. Такие школы действовали в селах Мисайловка, Саварка, Тептиевка, Москаленки, Медвин, Исайки, Дмитренко, Побережка и в городе Богуславе.
Церковно школы просуществовали по селам до революции. Позже открывались четырехлетней школы, а также семилетние школы.
В период войны большинство школ в районе были закрыты и не работали. После войны началось восстановление помещений и большинство школ стали средними.
На Богуславщини учились и учительствовали многие из всемирно именами: Галик Алимпий - выдающийся художник, иконописец; Сошенко Иван Максимович живописец; Шолом Алейхем - еврейский писатель-классик; Кошиц Александр Антонович - украинский композитор; Кравчук Михаил Филиппович - ученый-математик: Лойцкер Ефим Борисович - литературовед; Кротевич Евгений Максимович - писатель; Левицкий Федор Петрович - крепостной певец; Нечуй-Левицкий Иван Семенович - писменник-классик; Васильченко Степан Васильевич - писатель; Люлька Архип Михайлович - академик, конструктор авиационных двигателей; Тимошеико Александра Александровна - олимпийская чемпионка по гимнастике ; Гальчинский Анатолий Степанович - советник президента Украины; Василенко Василий Яковлевич - директор Одесского театра оперы и балета.
С 2000 года Богуславская ООШ I-III степени стала специализированной школой с углубленным изучением украинского, английского языков, математики, правоведения. В том же году в Богуславской ООШ I-III ступеней № 2 начал функционировать профильный класс естественно-математического цикла. В Богуславский ООШ I-III ступеней № 2 и Богуславский СШ I-III ступеней № 1 открыты музеи образования района.

http://boguslavschool2.at.ua/index/istorija_zakladu/0-20
SBARGOLGA
Участник

Сообщений: 60
На сайте с 2010 г.
Рейтинг: 27
Образование Богуславщины

автоперевод с украинского

Первыми известными учебными заведениями Богуславщины были духовное и приходское училища.

Известно, что в начале XIX в. Киевская епархия была разделена на благотворительные и училищные округа. К Богуславской училищного округа входили: 5 округ Каневского уезда, в которых насчитывалось 108 церквей, 5 округ Звенигородского уезда с 61 церковью и 2 округа Таращанского уезда с 32 церквями. Дети священников этих благотворительных округ имели обязанность учиться в Богуславском духовном училище, основанном 1818. Находилось оно в пригороде Богуслава возле Николаевского монастыря.

Училище имело свое правление от духовенства, которое избиралось, надзирателя и его заместителя.
В училище было 3 класса: инфими, средний класс и синтаксис. Срок обучения в каждом классе длился по два года. Однако Синод ввел еще и подготовительный, который назывался заправляльним. 1884 училище перешло в новое помещение (ныне старый корпус Богуславского гуманитарного колледжа им. И.С.Нечуя-Левицкого). Существовало оно до 1902 года. Когда Киевская духовная семинария переселилась в новой постройки, то старые помещения перешли к епархиального духовенства, которое решило объединить Богуславское и Подольское духовные училища в одно и разместить в освобожденных помещениях. Синод дал на это согласие. И тогда Богуславское духовное училище вместе с учительским составом переводят в Киев.
С этого же училища вышли будущие оперные певцы: Павел Кошиц, Орест Левицкий. Олейников, Сикачинский, Трезвинський.

В 1818 в Богуславе открывается и приходское училище (школа). Находилось оно рядом Параскевского церкви в помещении, которое принадлежало Духовному правлению. Пожаром 1826 училище было уничтожено. Но, чтобы не остановить процесс обучения, надзиратель училища протоиерей Федор Андриевский нанял дом. Приходское училище существовало до 1828 года.

"Памятная книга Киевской губернии за 1900 год" дает сведения о училища (школы), открытые в 1900 Такими школами были классных начальных народных училищах в Богуславе, Исайках и Чайках, открытые 1862.
Богуславское одноклассное училище народное училище находилось в общественном здании. Содержалось казной и обществом. В 1862 году обучалось 58 детей. От учителей тогда не требовали успеваемости, однако следили за качеством проведенного урока. Школу заканчивали не все ученики. Часто оставляли учебу едва научившись читать и писать. При каждой школе должен быть обязательно хор.

1882 года в доме Удельного ведомства открывается второе народное училище (ныне - это помещение райвоенкомата). Содержалось на средства Киевской удельной конторы.
1884 построено деревянное помещение Министерской четырехклассной школы в Богуславе на горе Лобунка.
1888 года открыто мужскую еврейскую школу (частную). Удерживал ее Лейба Тапир.
1899 было 2 частных еврейских училища. Мужское удерживал учитель Моисей Гинзбург. Содержалось в наемном помещении и содержалось за счет платы за обучение. Обучалось 25 мальчиков.
Вторым было женское училище, которое содержалось учительницей Гинсбург. Содержалось тоже в наемном помещении (Каменица или желтая школа). Содержалось тоже за счет платы за обучение. Обучалось 30 девочек.

Относительно сельских школ Богуславщины известны следующие данные:
1870 г. - открылась школа в Дешках,
1876 г. - Медвинской одноклассное народное училище,
1879 г. - Мисайловская одноклассное народное училище,
1880 г. - Михайловское народное училище,
1881 - двухклассное училище в Биевцах,
1895 - Дмитренковская одноклассная школа,
1889 - САВАРСКИЙ трехклассная школа.
А в 1890 г. - построен земскую школу в Мисайливке.
1910 открываются Розкопанецьке и Медвинской двухклассные земские приходские училища (школы).

А в 1912 г. в Богуславе на Лобунци рядом с министерской школой открывается приходское училище (кирпичное помещение). Строил и занимался им протоиерей Николай Кротевич.
Этот же 1912 с разрешения попечителя Киевского учебного округа в Богуславе открыла двери женская гимназия, директорм которой была Мария Александровна Квинихидзе. Находилась она по улице Кочубеевские (Франко). Образование в гимназии была семилетней. Учились девочки из украинских и еврейских семей.

1915 М.О.Квинихидзе обращалась в Министерство народного просвещения с ходатайством ввести в младших классах совместное обучение мальчиков и девочек. Однако Министерство отклонило его, как такое, что отрицает Закона об образовании. Но, принимая во внимание численность населения Богуслава значение его как торгового и административного центра, позволили открыть восьмой общеобразовательной класс, при условии точного соблюдения процентной нормы евреев. Министерство предложило также открыть мужскую гимназию. Вероятно, что Мария Александровна приняла это предложение. Поскольку гимназия открыта 1915 года. Однако, самой М.О.Квинихидзе была не под силу такое дело. Расходы на аренду помещения, оборудование должны быть серьезные. Вероятно этим замыслам помог осуществиться предприниматель Покрас.
Гимназия находилась по Почтовой улице (Шевченко). Теперь на том месте - участок завода "Мулит". Начальником гимназии был киевский педагог Волошинов.
Богуславскую женскую гимназию закончили скульптор О.В.Квинихидзе и научный сотрудник Белоцерковской селекционной станции К.В.Квинихидзе. а в мужской гимназии учился известный писатель Федор Бурлака (Горшковский). Автор романов "Накануне" и "Потопленные пороги" о судьбе двух семей К.И.Запорожця.
Женская гимназия закрылась 1920 года. Помещение 1921 национализирован, а с 1924 года открыто еврейскую школу, директором которой был Рывкин Моисей Григорьевич. Ее так и называли "школа Рывкина". В этом помещении учились ученики 5-7 классов, а в бывшей мужской гимназии - учащиеся 1-4 классов. С 1930 по 1939 гг была десятилетка. С 1939 года становится российской.
До 1917 года на Богуславини было 15 двухклассных и трехклассная школ. А в 1921 году почти в каждом селе открывается начальная школа. В Богуславе, Медвине, Саварке - семилетние.
В 20-30-е годы осуществляется общая начальное образование детей и молодежи. Проводится ликвидация неграмотности взрослого населения.
1931 года в с. Ивановна открыто семилетку. А 1936-37 учебного года - средние школы в Богуславе, Медвине, Ивановне, Саварке, Ольховец.
Период оккупации почти не исследован. Правда известно, что работали все учреждения оккупационной власти. Руководителями этих учреждений, в основном, назначались члены ОУН или те, кто разделял идеи самостийности. С 1941 по 1943 годы заведующим отделом образования и культуры был талантливый богуславский педагог Петр Солуха. Был он и редактором газеты "Освобожденная Украина".
Областным отделом образования были разработаны временные положения об общей школу, которая ставила перед собой цель "... Дать ученикам систематический курс общеобразовательных знаний, воспитать у детей лучшие общественные и личные добродетели, любовь к украинскому народу ... "
Обучение в общей школе быть обязательным и бесплатным. Делилась общая школа на начальную (1-4 кл.) И высшую начальную (5-7 кл.). ученики, окончившие 4 класса и имели не менее 12 лет, могли вступать в ремесленные училища. Выпускники 7 класса имело право поступления по экзаменами в средних профессиональных школ.
Областной отдел образования утверждал учебники и пособия для использования.
Норма нагрузки на класс составляла 40 учеников. Иногда разрешалось снижать количество учащихся в 30-35. при недостаточном количестве разрешалось создавать двух-и три комплектные школы. но количество учащихся не должна была превышать 20 на одного учителя. Открытие или закрытие школы разрешалось только с санкции отдела образования и культуры. В 1-3-х классах нагрузка составляла 20 часов., А 4-7-х классах - 15 час.
Школа подлежала руководству государственных органов: отдела культуры и образования, районной инспектуры и непосредственно директору школы, который предназначался отделом образования.
В штат общей школы входили: директор, инспектор, учителя-классоводы 1-3-х классов, преподаватели отдельных предметов 4-7-х кл., учитель по основам религии, врач, библиотекарь.
Оценивались знания по системе: 5 (видминно), 4 ( хорошо), 3 (достаточно), 2 (недостаточно), 1 (плохо). При приеме в школу родители должны подавать соответствующие сведения о национальности, вероисповедания, состояния здоровья, метрику.
Отделом образования и культуры разрабатывались предметные программы, давались пояснения к ним.
Подаю для примера программу по географии без комментариев.

Программа по географии

География, предмет, имеющий претерпеть в своем преподавании изменения по сравнению с тем, что нам придется подавать ученикам. Это особенно касается черт хозяйства и политического строя отдельных государств, освещались в учебниках так, чтобы занехаяты, унизить все в других странах и хвастаться своим советским.
Этой тенденцией пропитано очень много в учебниках. Всю агитацию мы должны искоренить и дать детям правдивую картину жизни народов за рубежом, их экономику и вместе с тем развить национальное чувство любви к нашей Украины и показать возможность развития свободного и богатой жизни без московского империализма, который забирая богатства Украины, сделал их нищими ...
Относительно карт, то придется к получению новых, пользоваться старыми, но детям давать названия не большевистские, а такие, которые принимались ранее.
Вопреки большевистским идеям безбожия, новая украинская школа должна прививать веру в Бога, бессмертие человеческой души, уважение к родителям и стариков, любовь к своей Родине, к ее героям, культуры, истории ...
В период войны большинство школ в районе были закрыты и не работали.
После освобождения территории от оккупантов школы Киевщины работают по старым программам.
В 1944 году в районе было начальных школ - 26 в них 101 класс и 2016 учеников, 63 комплекта, 16 неполных средних школ, в них 119 классов, 3426 учащихся, 72 комплекта, 5 средних школ, 5 классов, 1637 учащихся, 29 комплектов.
Во время войны немцы жгли школьные библиотеки.
В 1947 году в библиотеках начальных школ было всего до 200 книг, в семилетних и средних - до 800.
С 1950 г. соответствующими постановлениями партии и правительства узаконивается обязательное семилетнее образование. В настоящее время по району 408 классов, 371 комплект, 11843 ученики, в том числе в городе 51 класс и 51 комплект, 1707 учащихся. В районе 7 вечерних школ, в которых обучалось 129 учеников. 8-10 классы средних школ были платными.
С 1956 года узаконивается общая восьмилетнее образование.
http://osvitaboguslav.at.ua/index/0-17
SBARGOLGA
Участник

Сообщений: 60
На сайте с 2010 г.
Рейтинг: 27
1918 - 1920 годы - годы установления советской власти.

Так описывает происходящее в своих "Воспоминаниях" Н. Полетика:
«… На Украине одновременно сосуществовало несколько режимов: 1) советский, 2) украинский и австрогерманский, 3) добровольческий, 4) англо-французских оккупантов, 5) польская власть. Отдельные районы по несколько раз переходили из рук в руки в зависимости от превратностей гражданской войны.

Деревня и небольшие города находились под властью банд. Здесь царствовали Махно, Григорьев, Зеленый, Струк, Ангел, Сокол, Соколов, Соколовские, Волынец, Ромашко, Мордалевич, Шепель, Голуб и др. "Батьки-атаманы" переходили поочередно от Советской власти на сторону Украинской Рады и Директории, а затем на сторону Добровольческой армии. Власть того или другого режима распространялась лишь на города и местечки, занятые его войсками.
Линия фронта на Украине плясала, как маятник, ежедневно в ту или другую сторону. Многочисленные "батьки-атаманы" банд опирались на крестьянство, пополнявшее их ряды. Они вели набеги на города, устраивали погромы, главным образом еврейские, грабили, убивали и насиловали население. Военные коменданты отдельных городов и районов не подчинялись своему "центральному" правительству.
В такой чересполосице военных режимов и диктатур и их быстрой смене мирные жители могли сохранить свою жизнь лишь посредством социальной и политической мимикрии. Быть очень "щирым" украинцем было нельзя - при очередной смене власти могли расстрелять большевики". Быть очень советским - тоже нельзя, могли расстрелять деникинцы или "сичевики"... Было важно уцелеть под ливнем противоречивых требований и приказов быстро сменяющихся властей…»


Погромы 1919 год

(По материалам Всеукревобкома)
Богуслав, Каневск. уезда. Всего 20.000 жителей, 2/3 евреев. Много фабрик, заводов.

...После повстанцев вошли Большевики, которые пробыли с 13 по 26 августа. За этот период еврейское население сильно пострадало от грабежей и реквизиций, преимущественно от 6-го Украинского Советского полка. Затем прибыл отряд 4-й сотни Терского 7-го Пластунского батальона. Убито, зарублено и повешено было несколько десятков евреев...

Долгое время население было терроризировано местным крестьянством, воодушевленным примером предыдущих погромов.

Местной самообороны в 1919 г. евреям не удалось организовать вследствие запрещения большевистских властей. 1 января 1920 г. удалось добиться разрешения и организовать оборону, которая выросла в крепкую организацию. Никакие повстанцы из окрестных деревень не решались напасть на Богуслав. Перед наступлением Поляков 389-й Богунский полк разоружил охрану, и после ухода большевиков местечко подверглось погрому Сюрюпы.

Сергей Дундин ПОГРОМЫ: НЕ ХОЧЕТСЯ ВСПОМИНАТЬ, НО ПРИХОДИТСЯ. "Иностранец", №21 (426), 18.6.2002, с. 41-43. http://krotov.info/history/20/1910/1919pogr.html

В ходе Гражд. войны в апр. 1919 Б. был захвачен, разграблен и сожжен войсками Директории; пострадало здание синагоги; погром длился ок. 20 дней. Во время погрома, учиненного частями Добровольческой армии 3 сент. 1919, было убито 40 евреев. В Б. была создана еврейская самооборона, остановившая погром; был прекращен погром и в дек. 1919. Самооборона насчитывала ок. 1 тыс. бойцов, город стал прибежищем для евреев из соседних местечек и деревень. Обществ. раввином в Б. в это время был Д.А.Лучинский. В 1921 в Б. открылось отд-ние Евсекции. В нач. 1920-х гг. в Б. действовала нелег. сионистская орг-ция. В сент. 1922 в Б. была арестована группа сионистов.
Alec I-tzky

Alec I-tzky

Сообщений: 1516
На сайте с 2013 г.
Рейтинг: 7417
Опись 3: Еврейский социалистический (с 1923 г. коммунистический) союз рабочей молодежи (Югенд Поалей-Цион), 1918-1928 гг.
http://www.idc.nl/ead/dsc.php?...usfaid.xml

Название: письма, телеграммы Богуславской организации ЕССРМ - Югенд (Поалей- Цион) Киевской губернии в ЦК ЕССРМ об избрании комитета, чтении лекций, проведении беспартийной конференции молодежи. Имеется список членов организации.
Даты: 1921-05 - 1921-07
Физическая характеристика: 8 с. / с. с об.
Языки: русский; идиш
Номер дела: Фонд 272, опись 3, дело 63
Notes: подлинники
Содержание:
Материалы в деле имеют отношение к следующим людям, организациям, краям и периодическим изданиям: Мень, В. Г.; ЦК ЕССРМ (Югенд Поалей-Цион); Центральный комитет Еврейского социалистического союза рабочей молодежи (Югенд Поалей-Цион); Богуслав; Киевская губерния.
SBARGOLGA
Участник

Сообщений: 60
На сайте с 2010 г.
Рейтинг: 27

Alec I-tzky

Потрясающе! А как можно прочитать эти документы? Их в электронном виде нет?
Alec I-tzky

Alec I-tzky

Сообщений: 1516
На сайте с 2013 г.
Рейтинг: 7417

SBARGOLGA написал:
[q]
А как можно прочитать эти документы? Их в электронном виде нет?
[/q]

Документы Молод. Поалей-Цион находятся в РГАСПИ в Москве http://www.rgaspi.org/
Фонд 272, опись 3, дело 63
Насчёт электронной копии в интернете - не знаю, не думаю.
SBARGOLGA
Участник

Сообщений: 60
На сайте с 2010 г.
Рейтинг: 27

26 июля 1941 г. оккупация

Богуслав был оккупирован германскими войсками. Значительная часть еврейского населения Богуслава успела эвакуироваться. Оставшиеся вспоминали Первую мировую войну и не верили в зверства немцев.
«…. в Богуславе никто же не думал, что немцы так быстро подойдут к их родным местам. Где-то в конце июля военкомат собрал со всего Богуслава и Богуславского района парней 1924-25 годов рождения, и нас отправили на восток. Это называлось «мобилизационный резерв», потому что призывать нас в армию было еще рано. Шли пешком, в Каневе перешли мост через Днепр и двинулись в сторону Полтавы, прошли целый ряд городов, но в основном шли по сельской местности. Нам сказали, что идем на Донбасс. Дошли до города Крюкова Полтавской области, и в это время в Крюкове высадился немецкий десант. В городе начались бои. Руководство нашего отряда заявило, что мы прекращаем организованное движение, что отряд распускается, и чтобы каждый из нас сам думал каким образом устраивать свою дальнейшую жизнь. Народ начал разбегаться кто куда.»
http://iremember.ru/pulemetchi...ovich.html

15 сентября 1941г. все оставшееся еврейское население Богуслава было уничтожено. Зондеркоманды расстреляли в лесу 322 евреев и 13 коммунистов.

«... Помню, на деревьях уже желтели листья и в воздухе плыла паутина бабьего лета, когда в один из дней на рассвете немцы с автоматами на груди и полицаи с короткими винтовками за плечами согнали всех жителей Богуслава – всех поголовно, от младенцев, которых матери несли на руках, до дряхлый стариков – на две городские площади: евреев с вещами – на большую базарную, а украинцев без вещей – на гораздо меньшую площадь перед бывшим районным Домом культуры, в котором теперь размещалось какое-то увеселительное заведение «Только для немцев».
Для чего и зачем согнали, никто не знал, но все догадывались, что сегодня должно произойти что-то важное. Такого, чтобы вот так разом подняли на ноги весь город, тем более спозаранку, ещё не случалось. И ещё не видели в Богуславе столько гитлеровцев с нашитыми на левых рукавах орлами и солдат, у которых кроме автоматов, висели на груди похожие на полумесяцы железные бляхи. Они, эти солдаты, вперемежку с полицаями оцепили всю нашу толпу.
На верхней ступеньке парадного входа в Дом культуры появился кто-то в гражданском и на чистом украинском языке стал говорить: Внимание! Германские власти призывают вас к порядку. Никаких разговоров! Стойте и ждите. Причину, почему вас здесь собрали, вам объяснят позже. Неповиновение будет караться по законам военного времени. Прошу отнестись к этому со всей серьёзностью.
Сколько так стояли, сказать трудно, но очень долго. Потом говорили, что шесть часов.
На ступеньках Дома культуры снова появился тот гражданский, перепоясанный ремнями: Внимание! Всем организованно выходить на улицу, строиться по четверо в ряд! Лицом направо! – Он указал в ту сторону, куда ехали грузовики. – Если будет давка, солдатам приказано стрелять без предупреждения.
Ужас, охвативший толпу, не берусь передать. Все боялись, что автоматы затрещат раньше времени, и выливались с площади на проезжую улицу тягучим медленным потоком, который на мостовой сужался до четырёх человек в ряд. Никогда прежде этим людям строиться, конечно, не доводилось, но теперь они строились так, будто делали это не в первый раз. Не было ни суеты, ни ропота. Под конвоем солдат с бляхами и полицаев нас погнали через город на его окраину, к знакомой всем богуславчанам круглой котловине у леса, потом колонну повернули влево, в поле, и остановили, приказав повернуться к лесу. Получилось четыре шеренги, которые так и погнали дальше к котловине.
….То, что я увидел в котловине, сначала меня только изумило. Ближняя её половина оказалась забитой евреями без вещей. Чуть дальше от их плотной толпы и ближе к лесу тоже находились евреи, мужчины и женщины с лопатами. Растянувшись по всей котловине, они копали громадный ров. Уже вырыли его до пояса и продолжали копать глубже, кидая землю на обе стороны рва.
Потом я увидел, что вся котловина окружена поверху фашистами с серебристыми орлами на рукавах. Кроме того, в разрыве между нашими шеренгами и с трёх остальных сторон стояли пулемёты с их обслугой. А там, на дне котловины всё копали. Из широченного и длиннющего рва уже выглядывали только макушки голов, и россыпью летела земля на свеженабросанные валы. На противоположном склоне котловины откуда-то из леса появилась цепь автоматчиков с бляхами на груди, растянувшаяся с большими интервалами во всю длину рва.
Гитлеровцы сошли вниз, поднялись на гребень земляного вала надо рвом. Что-то прокричали копальщикам. Я видел только, как сразу же на нашу сторону рва вместо земли полетели лопаты. Потом раздались автоматные очереди. Солдаты стрелял в ров. Копавших ров убивали там же, во рву. Затем те солдаты, закончив стрельбу, вернулись назад, на гребень котловины у леса. Евреев партиями отделяли от общей толпы, ставили лицами к лесу на гребень земляного вала надо рвом и строчили им из автоматов в спины. Люди падали в ров. Стрельба в котловине продолжалась до тех пор, пока ров не заполнился телами убитых совсем, и от многотысячной толпы евреев не осталось никого.
За всем происходящим внизу наши шеренги следили окаменело. Не было слышно ни детского плача, ни вздохов. Тишина ничем не нарушалась и когда вдоль шеренг пошли солдаты с бляхами. Оставляя на месте слишком уж дряхлых стариков, женщин с младенцами и детей поменьше, они всех остальных выталкивали в сторону, ближе к кромке котловины.
Всех отобранных цепь автоматчиков погнала вниз, ко рву, где их остановили и приказали поднять лопаты. Потом они начали забрасывать землёй ров и работали, пока не перекидали туда весь вал. Над рвом вырос новый вал, уже могильный.
Я думал, что теперь, когда ров с убитыми забросан, им прикажут копать возле него такую же могилу для нас. Но все стоявшие за их спинами автоматчики неожиданно повернулись и полезли по склону котловины вверх, к лесу. Уходили к дороге и те немцы, и полицаи, которые стояли сзади и впереди наших поредевших шеренг. Т.е. в котловане и мы наверху остались без всякой охраны. Прошло немало времени, прежде чем люди сообразили, что расстрел кончился, больше убивать никого не будут. Побросав лопаты, народ из котловины повалил наверх, к нашим шеренгам, к тому моменту сомкнувшимся и превратившимся в толпу».

А.С. Иванченко ПУТЯМИ ВЕЛИКОГО РОССИЯНИНА Роман-исследование о подлинной истории Руси - России
Санкт-Петербург 2006




Лайк (1)
← Назад    Вперед →Страницы: 1 * 2 3 4 Вперед →
Модератор: Tomilina
Вверх ⇈