Загрузите GEDCOM-файл на ВГД   [х]
Всероссийское Генеалогическое Древо
На сайте ВГД собираются люди, увлеченные генеалогией, историей, геральдикой и т.д. Здесь вы найдете собеседников, экспертов, умелых помощников в поисках предков и родственников. Вам подскажут где искать документы о павших в боях и пропавших без вести, в какой архив обратиться при исследовании родословной своей семьи, помогут определить по старой фотографии принадлежность к воинским частям, ведомствам и чину. ВГД - поиск людей в прошлом, настоящем и будущем!
Вниз ⇊

Рогачевский уезд

Документы и полезные ссылки

    Вперед →Страницы: ← Назад 1 2 3 4 5 ... 117 118 119 120 121 * 122 123 124 125 ... 298 299 300 301 302 303 Вперед →
Модератор: dobby
Палівач

Сообщений: 632
На сайте с 2006 г.
Рейтинг: 395

GrayRam написал:
[q]
[/q]


Что в этих сведениях ошибочно?
Палівач

Сообщений: 632
На сайте с 2006 г.
Рейтинг: 395

Палівач написал:
[q]
[/q]

И что это за общество дворян и католиков? Союз меча и орала?
yurochka

yurochka

Мiнск, Беларусь
Сообщений: 3106
На сайте с 2011 г.
Рейтинг: 9763

GrayRam написал:
[q]
таварыству дваран і сялян-каталікоў
[/q]




Палівач написал:
[q]
[/q]

http://be.wikipedia.org/wiki/М...гаспадаркі - думаю, что тут ответ
Палівач

Сообщений: 632
На сайте с 2006 г.
Рейтинг: 395
Там речь об "обществе крестьян" - общине. Но что делают в общине крестьян дворяне?
Палівач

Сообщений: 632
На сайте с 2006 г.
Рейтинг: 395
Что такое Цярцеж: Cierciż → czertiż, kawał uprawnej roli uzyskany po wykarczowaniu lasu.

А это вам по-белорусски:

падсяканне (падчэрчванне) дрэў з мэтай засушыць (Чарцёж, Чарцеж, Чарцяжы, Чэрці, Чэрцы);
GrayRam
Vita sine libertate nihil

GrayRam

В Молдове ППЖ
Сообщений: 12105
На сайте с 2009 г.
Рейтинг: 7998

Палівач написал:
[q]
Что в этих сведениях ошибочно?
[/q]

Полагаю, что вот эти сведения ошибочны:
- Польскай мовай в Марусеньке валодалі адзінкі
- Сітуацыя змянілася, калі пасля рэвалюцыі ў Антушах адчынілі польскую школу, у якую хадзілі дзеці католікаў з усёй ваколіцы (видимо школу открыли, потому что была в этом потребность у местного населения, а не наооборот).
- Вось ад гэтага і веданне польскай мовы ў тых, хто там вучыўся да вайны (и тут ИМХО, причина и следствие должны поменяться местами).


Палівач написал:
[q]
И что это за общество дворян и католиков? Союз меча и орала?
[/q]

Ну, а это вообще-то не ко мне.
Я дал ссылку на источник.

Что до остального, то я высказал мнение. Это суждение частное, оценочное.
На научность не претендующее. dntknw.gif
И дано оно мной не для разжигания спора. А только для понимания того, чем, возможно, население Марусеньки отличалось (или могло отличаться) от населения соседних мест.
---
Сведения о моих предках размещены для восстановления истории семьи.
Мой дневник
GrayRam
Vita sine libertate nihil

GrayRam

В Молдове ППЖ
Сообщений: 12105
На сайте с 2009 г.
Рейтинг: 7998

Палівач написал:
[q]
А это вам по-белорусски:
падсяканне (падчэрчванне) дрэў з мэтай засушыць (Чарцёж, Чарцеж, Чарцяжы, Чэрці, Чэрцы);
[/q]

Спасибо, лично мне не надо. 101.gif
Эта версия происхождения топонима Тертеж самая известная.
Я привел просто иные варианты.
---
Сведения о моих предках размещены для восстановления истории семьи.
Мой дневник
Палівач

Сообщений: 632
На сайте с 2006 г.
Рейтинг: 395
Польским языком на Гомельщине владели единицы. До революции (до 1905 года) обучение польскому языку было законодательно запрещено. Школы открыли только после 17 года, так как отождествлялась польская национальность и конфессийная принадлежность. Под рукой нет документа о языковой ситуации именно в Марусенке, но есть в близкой Люшевской парафии (1938 г.):

Да Кастрычніцкай рэвалюцыі насельніцтва Любавінскага сельсавета не мела магчымасці адкрыта вучыцца па-польску, школы не было. Вучылі чытаць на польскай мове скрытна па дамах. Па расказах старажылаў, калі даведваўся аб існаванні такой школы ўраднік, то прыязджаў, адбіраў кнігі, школу разганяў. З часу рэвалюцыі была арганізаваная польская школа, дзе настаўнікам быў Міхайлоўскі Вацэк, які пасля з’ехаў у Польшчу. Пасля Міхайлоўскага настаўнікам быў нейкі прафесар Парноўскі, які жыў у ксяндза Сабачынскага Мечыслава, у 1922 г. таксама выехаў у Польшчу. Настаўніцай заступіла Сталыпка Яніна (Ястражэмская), бежанка з Польшчы, якая ўчыцельствавала ў Любавінскай школе да 1929 г., яе муж Сталыпка Міхаіл высланы за межы БССР як контррэвалюцыянер…
Да 1926 г. у Любавіне быў сельсавет беларускі, пры перавыбарах у 1926 г. па ініцыятыве Крукоўскага Івана Іосіфавіча, Сенажэцкага Вікенція Стэфанавіча, Залескага Аляксандра і Антона Міхайлавіча, Сталыпка Ігната Міхайлавіча арганізаваны польскі нацыянальны Савет. Першы састаў склалі: старшыня — Сталыпка І. М., сакратар — Міхайлоўскі Іван Антонавіч, члены — Вярбоўскі Пётр, Залескі Антон, Сенажэцкі Аляксандр, Ніцыеўскі Дзмітрый, Успенскі Свірыд, з ліку якіх у даны момант высланы Сенажэцкі, Ніцыеўскі, Залескі. Сам старшыня сельсавета Сталыпка Ігнат, у чэрвені 1928 г. зняты з работы за тое, што праводзіў кулацкую лінію, і засуджаны на 6 месяцаў прымусовай працы. Справаводства Любавінскага сельсавета, калі арганізоўваўся нацсавет, вялося на беларускай мове, за выключэннем пратаколаў пленумаў і прэзідыума сельсавета, запісаў актаў грамадзянскага стану, таму што ў райвыканкаме не могуць чытаць па-польску, і патрэбна перапіску весці на беларускай мове. Насельніцтва вельмі мала ўжывала польскую мову, за выключэннем некалькіх гаспадарак.
Сучасная польская сямёрка ў Любавіне ўкамплектаваная наступным чынам: Рудзінская Вера Іванаўна — дырэктар школы калгаснай моладзі, скончыла Мінскі тэхнікум, добра валодае польскай мовай; Чэрнушэвіч Вацлаў, Рудзінскі Вэнэк, скончылі Ленінградскі польпедтэхнікум, добра валодаюць польскай мовай; Чарнышэвіч П., Сталыпка Косця — мясцовыя настаўнікі, скончылі 6-месячныя курсы пры педтэхнікуме; Навіцкая Геня, таксама з курсаў, слаба падрыхтаваная да педпрацэсу. Апрача таго, Сталыпка К., Чарнушэвіч П. маюць высланых родзічаў».
Палівач

Сообщений: 632
На сайте с 2006 г.
Рейтинг: 395

GrayRam написал:
[q]
Я привел просто иные варианты.
[/q]


Рогалев, к сожалению, очень часто некритично относится к источникам.
Палівач

Сообщений: 632
На сайте с 2006 г.
Рейтинг: 395
Из работы одной школьницы, родители которой из Сеножаток: "В Сеножатках всегда была непростая ситуация, поскольку жители их делились на три различные группы, которые имели свои отдельные кладбища, школы, исповедовали свои религии. Во-первых, это были белорусы, католики и православные, шляхта и, во-вторых, «мужики». Тут основное различие было религиозным, шляхта знала польский язык, молилась в костеле, сохраняла кое-какие «шляхетские» традиции и несколько свысока посматривала на «мужиков». Но в быту «шляхта» пользовалась тем же белорусским языком, работала на тех же полях рядом с «мужиками» – после революции имущественное расслоение между «шляхтой» и «мужиками» сгладилось. Происходило и постепенное смешение этих групп: браки между «шляхтичами» и «мужиками» были делом обычным, особенно в советские годы. "
    Вперед →Страницы: ← Назад 1 2 3 4 5 ... 117 118 119 120 121 * 122 123 124 125 ... 298 299 300 301 302 303 Вперед →
Модератор: dobby
Вверх ⇈