Рогачевский уезд
Документы и полезные ссылки
valcha https://forum.vgd.ru/349/ Сообщений: 24853 На сайте с 2006 г. Рейтинг: 20490 | Наверх ##
29 января 2015 14:30 GrayRam написал: [q] вопрос национальной самоидентификации ......... прямого отношения к генеалогии жителей уезда не имеет, ИМХО.[/q]
Почему? Разве интересно только ФИО деда или прабабки? --- Платным поиском не занимаюсь. В личке НЕ консультирую. Задавайте, пож-ста, вопросы в соответствующих темах, вам там ответЯТ.
митоГаплогруппа H1b | | |
yurochka Мiнск, Беларусь Сообщений: 3106 На сайте с 2011 г. Рейтинг: 9764 | Наверх ##
29 января 2015 17:20 GrayRam написал: [q] Может быть дискуссию о "польскости/непольскости" конкретных населенных пунктов следует перенести за пределы темы собственно Рогачевского уезда?[/q]
valcha написал: [q] Разве интересно только ФИО деда или прабабки?[/q]
Речь идет о том, что для генеалогии важно кто куда ходил - в костел или в церковь, а вот поляком был или белорусом - это уже не вопрос генеалогии, а именно национальной самоидентификации. Леонид и призывает не переборщить с выяснением этих обстоятельств.... как мне кажется | | |
GrayRamVita sine libertate nihil  В Молдове ППЖ Сообщений: 12105 На сайте с 2009 г. Рейтинг: 8001 | Наверх ##
29 января 2015 19:08 yurochka написал: [q] как мне кажется[/q]
Именно! --- Сведения о моих предках размещены для восстановления истории семьи.
Мой дневник | | |
Палівач Сообщений: 632 На сайте с 2006 г. Рейтинг: 395
| Наверх ##
29 января 2015 20:48 yurochka написал: [q] важно кто куда ходил - в костел или в церковь, а вот поляком был или белорусом - это уже не вопрос [/q]
До самого последнего времени национальность в Беларуси как раз и определялась тем, куда ходишь. И в Антушах и в Марусенке с Тертежом никаких реальных поляков не было. Не было и разговорного польского языка. | | |
yurochka Мiнск, Беларусь Сообщений: 3106 На сайте с 2011 г. Рейтинг: 9764 | Наверх ##
29 января 2015 21:49 Палівач написал: [q] До самого последнего времени национальность в Беларуси как раз и определялась тем, куда ходишь. И в Антушах и в Марусенке с Тертежом никаких реальных поляков не было. Не было и разговорного польского языка.[/q]
Поэтому-то Леонид и предлагает не фиксировать внимания на национальности. Давайте обратимся к архивам! | | |
GrayRamVita sine libertate nihil  В Молдове ППЖ Сообщений: 12105 На сайте с 2009 г. Рейтинг: 8001 | Наверх ##
29 января 2015 21:59 Информация о костеле в Антушах. Антушевский римско-католический приход.Антуши - деревня в Рогачевском районе. Раньше - околица в составе Рогачевского уезда Могилевской губернии Луковской волости, в 5 верстах от почтово-телеграфной станции Красный Берег. В 1962 г. входила в состав Кормянского района. Первые сведения о костеле в Антушах относятся к началу XIX века и связаны с именем ксендза Константина Антушевича. Он родился в околице Антуши около 1744 г.. происходил из мелкой знати, учился в Виленской семинарии. В 1800 г арендовал в Антушах костел, который был освещен в 1802 году. В 1843 г. костел в Антушах стал приходским. Это произошло благодаря мерам священника Карпиловского костела Марцина Вашкевича. В 1839 г. Карпиловский костел должен был быть ликвидирован, Вашкевич добился, чтобы приходским костелом стал костел в Антушах. Правительственный Сенат 12 апреля1838 г. дал министру внутренних дел такое разрешение. В 1841 г. старый костел в Антушах был целиком перестроен снаружи, а в 1843 г. - внутри «совершенно конченный иждивением ксендза того же прихода, прихожанами и другими благотворительными лицами". С того времени костел известен под названьем «В небе жизни Пресвятой Девы Марии».  Костел в Антушах не сохранился. После закрытия в нем был детский дом, потом больница. Когда больницу перевели в деревню Поболово, строение оказалось заброшенным. В конце 1980-х-начале 1990-х гг. его разобрали. Остался только фундамент костела. --- Сведения о моих предках размещены для восстановления истории семьи.
Мой дневник | | Лайк (2) |
GrayRamVita sine libertate nihil  В Молдове ППЖ Сообщений: 12105 На сайте с 2009 г. Рейтинг: 8001 | Наверх ##
29 января 2015 22:03 29 января 2015 22:16 Для меня интересен Антушевский приход тем, что в нем крестили детей прихожане, проживавшие довольно далеко (около 40 км по прямой). 1889 г. Февраля 10 дня в Антушевском РК приходском костеле окрещен младенец по имени Анна ксендзом Бутурлиновичем с соблюдением всех обрядов таинства дворян Иосифа и Анны из Юдыцких Монкевичей законных супругов дочь родившаяся 08.01.1889 в Шацилках Бобруйского прихода. Восприемниками были Михаил Монкевич с Анною Михалевичевою.
У них же 24.12.1888 г. крещен сын Станислав.
ЗЫ: Уточняю фамилию ксендза - Бутурлевич либо Бутерлевич --- Сведения о моих предках размещены для восстановления истории семьи.
Мой дневник | | |
Палівач Сообщений: 632 На сайте с 2006 г. Рейтинг: 395
| Наверх ##
29 января 2015 22:34 Насколько понимаю, этот отрывок - перевод с белорусского (из моей книги). | | |
GrayRamVita sine libertate nihil  В Молдове ППЖ Сообщений: 12105 На сайте с 2009 г. Рейтинг: 8001 | Наверх ##
29 января 2015 22:57 Палівач написал: [q] Насколько понимаю, этот отрывок - перевод с белорусского (из моей книги). [/q]
Возможно. Источника не знаю, сорри. Нашел на просторах Сети. Иначе бы указал. Тогда вам, как автору, и карты в руки! Шатилковский костел возможно был некоторое время филиальным, верно? А относился он к Бобруйскому костелу. У меня имеются такие сведения: [q] 1842 г. Шатилковский приход Бобруйского уезда Монкевич Валериан - Филиальный Ксендз.
[/q]
или вот: [q] MONKIEWICZ Walerian 1842-1843 – filialistą. 1843 – parafia w dekanacie bobrujskim, z filialnym kościołem Bobrujska. 1844 – remont kościoła, obicie szczytu deskami, na dachu 3 kopuły zwieńczone krzyżami. Wewnątrz 4 ołtarze (NMP, św. Piotra i Pawła, św. Antoniego, św. Trójcy), organy 6 głosowe.
[/q]
А также из консисторского дела о заверении метрик: [q] Шатилковскому приходу поручено мною для надлежащего, по замечаниям Консистории, дополнения, тамошнему филиальному ксендзу Монкевичу [/q]
Может быть поэтому и крестили детей шатилковских в Антушах? Не всегда был ксендз в филиальном костеле для отправления треб. Да и по метрическим записям это видно: от рождения до крещения - месяц. --- Сведения о моих предках размещены для восстановления истории семьи.
Мой дневник | | |
Alex BobrowskiДзень добры у хату  Minsk Сообщений: 479 На сайте с 2013 г. Рейтинг: 353 | Наверх ##
29 января 2015 23:11 30 января 2015 1:39 yurochka написал: [q] Речь идет о том, что для генеалогии важно кто куда ходил - в костел или в церковь, а вот поляком был или белорусом - это уже не вопрос генеалогии, а именно национальной самоидентификации. Леонид и призывает не переборщить с выяснением этих обстоятельств.... как мне кажется [/q]
Переборщить? А что, тут есть неадекваты, которые на мечах сойдутся? ))) Глупости! Вы ещё фразу про перегиб на местах вспомните ))) valcha написал: [q] Разве интересно только ФИО деда или прабабки?[/q]
Для лиц, интересующихся только своим деревом, возможно и интересно только ФИО прадедов и т.д., а мне , например, интересна и ситуация, при которой тот мой прадед жил, в какой политической и национальной политике "варился", чтобы понять те или инные его действия (например, почему сьехал куда-то, почему менял взгляды и "хозяевов", почему НКВД забирало и т.д.) На фоне недостатка информации порой чужие воспоминания опубликованные в интернете окунают меня в тот период, после чего приходят варианты дополнительного поиска. Так уже год меня волновал вопрос, как так, что в один из дней почти всё мужское население Тертежа было арестовано НКВДшниками. И вот, в прилагаемой выше факультативной ссылке я читаю про подобное, но по Сеножаткам, где человек пишет свои воспоминания с указанием фамилий и имён арестованных и что в этом виноваты доносчики староверы из этой деревни. С одной стороны и исторические данные, с другой и генеалогические. Вот к примеру отрывок текста : "Красное колесо» репрессий жестоко прокатилось по Сеножаткам, раздавив десятки судеб. В Сеножатках всегда была непростая ситуация, поскольку жители их делились на три различные группы, которые имели свои отдельные кладбища, школы, исповедовали свои религии. Во-первых, это были белорусы, католики и православные, шляхта и, во-вторых, «мужики». Тут основное различие было религиозным, шляхта знала польский язык, молилась в костеле, сохраняла кое-какие «шляхетские» традиции и несколько свысока посматривала на «мужиков».Но в быту «шляхта» пользовалась тем же белорусским языком, работала на тех же полях рядом с «мужиками» – после революции имущественное расслоение между «шляхтой» и «мужиками» сгладилось. Происходило и постепенное смешение этих групп: браки между «шляхтичами» и «мужиками» были делом обычным, особенно в советские годы. Очень изолированно от двух первых групп жили россияне-староверы. Они жили компактно на своем конце деревни. Разговаривали на старорусском языке, на том же, что и их предки, убежавшие в Литву от религиозных гонений несколько столетий назад. Их одежда – длинные рубахи, широкие шаровары; внешность – все мужчины носили длинные бороды; обычаи – совместное мытье в бане всех взрослых и детей, миска, из которой поел православный или католик, отдавалась собаке, кружка, из которой попил «нечистый», выбрасывалась – все это очень отличалось от нравов остального населения. Браки староверы в дореволюционные и предвоенные годы заключали только между собою. Конфессиональные различия не способствовали сплочению деревни, в которой всегда «свои» противопоставлялись «чужим». Когда начались репрессии в стране, в Рогачевский НКВД из Сеножаток одно за другим начали поступать заявления, что католики поддерживают связь с Польшей, планируют диверсии против советской власти. Писала одна небольшая группка людей – отбившиеся от своих обычаев староверы. Собирались в бане, распивали спиртное и сочиняли доносы. Одним из первых забрали Яна Козла, пришлого, не имевшего в деревне родственников. Потом наступила очередь Сеноженских, Граховских, Рудковских, Михайловских, Витковских… У Юзефы Ивановны забрали двух родных братьев Александра и Игната. Оба были через месяц расстреляны в Гомеле. У Александра осталось четверо детей, у Игната – двое. Забирали кузенов, племянников. Буквально за два года мужчин-католиков не осталось: в Сеножатках и на близлежащих хуторах забрали 58 человек. Ни один из них живым не вернулся. Последним взяли мужа Юзефы Ивановны Ивана Граховского" http://urokiistorii.ru/node/218По вашему нет генеалогических данных? Палівач написал: [q] До самого последнего времени национальность в Беларуси как раз и определялась тем, куда ходишь. И в Антушах и в Марусенке с Тертежом никаких реальных поляков не было. Не было и разговорного польского языка. [/q]
С первым первым высказыванием согласен, ибо до революции национальность нигде не вписывалась и только высказывалась в устной заявительной форме и даже не всей массой католической публики и незначительной частью перешедшей в православие (ибо переход в православие открывал скрытому поляку возможность карьерного роста, обучения, военного продвижения по службе). Но, данная скрытость не делала его поляком меньше. Позже, с последующими поколениями пропольскость либо не афишировалась, особенно на фоне 1936-38 годов, когда массово выселялись в Казахстан и в мир иной. Далее эти спецпоселенцы не могли получить паспорта до 1959 года, а в некоторых районах и до 1970 года. "При паспортизации часть поляков предпочла указать другую славянскую национальность: украинец, белорус, русский, что позволяло им избавиться от позорного клейма «враг народа». [ ист - http://articlekz.com/article/8434 ] Плюс негласный указ 1946 года по сельским советам, чтобы при регистрации метрики на ребёнка отговаривать родителей об указании национальности поляк... Поэтому фраза " И в Антушах и в Марусенке с Тертежом никаких реальных поляков не было" стилистически не правильна из-за туманного слова "реальных", ибо термин не подходящий и весьма спорный. Я скажу иначе, лиц, считающих себя поляками в этих деревнях было масса, (кто из-за католичества, кто из-за дворянско-шляхетских корней, что уже обязывало знать польский язык, разговорный или нет - не знаю, предполагаю , что до 1863 года местные знали и польский и тутейший, потом после восстания российская империя начала закручивать гайки и польский стал под "табу" в делопроизводстве и при обучении, но это надо 3-4 поколения, чтобы его вывести полностью, а тут бац – 1-ая мировая [/ (В Могилёвской губернии насчитывалось около 146 тыс. беженцев, из них около 75 тыс. находились под опекой польских организаций помощи. http://www.hcpncr.com/journ1912/journ1912beliavina.html) Это значит, что опять польский язык рядом. А потом ещё и факт формирования польских легионов кавалеристов из российских военных польского происхождения начался именно на территории Антушевского прихода в августе 1917 года с согласия Временного правительства. Это легионеры корпуса генерала Довбор-Мусницкого. формировались и после Октябртской революции, ибо готовили они для Западного фронта (]что особенно интересно, почему именно здесь? Не потому ли, что явная "пропольскость" при Антушевском приходе, когда к примеру околица Тертеж была на 100% из католиков по книге переписи 1897 года. Я проверил, нет больше подобных деревень по другим регионам Могилёвской губернии с цифрами католики -100%.) Вот вам и удобный плацдарм для формирования польского корпуса легионеров. Командование легионов ощущало значительные финансовые трудности. 28 декабря 1917 г. оно обратилось с просьбой к землевладельцам и шляхте Беларуси об оказании финансовой помощи польским частям. [В Минске по инициативе дворян католического вероисповедания было создано товарищество друзей польского солдата. 1–й офицерский легион под командованием полковника Конажевского был направлен в Рогачев, 2–й (артиллерийский) под командованием подполковника Хабиха в район Бобруйска. Кавалерийский легион был выслан в Красный берег. Всего, в составе Первого корпуса тогда насчитывалось около 24 тысяч солдат и офицеров польского происхождения. Командовал корпусом кадровый военный Русской Императорской армии Юзеф Ромуальдович Довбор-Мусницкий. http://www.istpravda.ru/research/1977/ Войска польского корпуса Довбор-Мусницкого формировались в этом регионе, в том числе активно при Антушевском приходе с августа 1917 по февраль 1918, и в феврале разругавшись с советами начала боевые действия против большевиков в этом регионе и весьма успешно (захватили Бобруйск и даже Минск , наверное это в школах не преподают ))) ). Может это и обьясняет тот факт, что по преданиям моя пробабушка помогала на личных подводах подвозить некие ящики для воюющей стороны, имеющей погоны на плечах...И общалась с "казаками" (со слов родственников). Получается, что не казаки, а польские кавалерийские легионеры... А после гражданской войны была открыта польская школа при Антушевской костеле ( спасибо сообщившему, кстати, не знал)... Возможно, эта школа вернула в население охоту или моду ( что тоже может быть) на изучение польского языка, не знаю, могу только предполагать, потому что в моих семейных фотографиях периода 40-х годов на обратных сторонах фотографий , сделанных в Тертеж и Марусенька, памятные записи от руки на безошибочном польском языке... ( что весьма интересно для меня и не даёт мне покоя с этой пропольскостью некоторых околиц именно при Антушевском костёле ) --- Поиск информации и носителей фамилии Бобровский (Беларусь, Литва, Польша) , Чаша, Лесневский (дер. Тертеж, Марусенька) , Рудомина (-ны) (Литва, Польша, Россия), Якубовский (Минский уезд, Борисов) | | Лайк (1) |
|