Загрузите GEDCOM-файл на ВГД   [х]
Всероссийское Генеалогическое Древо
На сайте ВГД собираются люди, увлеченные генеалогией, историей, геральдикой и т.д. Здесь вы найдете собеседников, экспертов, умелых помощников в поисках предков и родственников. Вам подскажут где искать документы о павших в боях и пропавших без вести, в какой архив обратиться при исследовании родословной своей семьи, помогут определить по старой фотографии принадлежность к воинским частям, ведомствам и чину. ВГД - поиск людей в прошлом, настоящем и будущем!
Вниз ⇊

Староверы Ветки

Староверы, выходцы из России целый век жили в Гомельском районе со 2-й половины XVII века до 1764 г.

← Назад    Вперед →Страницы: ← Назад 1 2 3 * 4 5 6 7 ... 21 22 23 24 25 26 Вперед →
Модератор: dobby
РОДАСИ

РОДАСИ

Россия
Сообщений: 609
На сайте с 2008 г.
Рейтинг: 888
vam
Огромная Вам благодарность за предоставленный материал. В каком архиве Вы его нашли? Мой Вам +
Есть ли еще у Вас информация по старообрядцам, ушедшим к Польским границам?
---
Ищу Володимирской, Владимирский, Исаков, Калугин , Кузнецов, староверов "поляков" АЛТАЙ; .Калугин, Новосиб., Артамохин Севастополь, Новый Оскол, Орловская губ., Плахов Севастополь. Мои сайты http://rodasi.ucoz.ru/ и http://tradiciynk.ucoz.ru/ Все мои личны
РОДАСИ

РОДАСИ

Россия
Сообщений: 609
На сайте с 2008 г.
Рейтинг: 888
Katarina
Katarina написал:
[q]
Просмотрела книгу Горбацкого АА. "Старообрядчество на белорусских землях".
[/q]

Я знакома с автором монографии, более того, оцифровала его книгу, у него был один экземпляр. Если будет интерес, буду выкладывать в этой теме.
Спасибо Katarina за внимание.
---
Ищу Володимирской, Владимирский, Исаков, Калугин , Кузнецов, староверов "поляков" АЛТАЙ; .Калугин, Новосиб., Артамохин Севастополь, Новый Оскол, Орловская губ., Плахов Севастополь. Мои сайты http://rodasi.ucoz.ru/ и http://tradiciynk.ucoz.ru/ Все мои личны
Лайк (1)
vam

vam

Москва
Сообщений: 27458
На сайте с 2003 г.
Рейтинг: 3589
РГАДА фонд Сенат

171 слда Климова … в стародуб полку в топальской сотни при речке ирпе …. поселена в прошлом 1708 г

173об жена Севского уезду Камарицкой дворцовой волости из деревни Фетивижа
177 жена Севского уезду дворцовой волости из села Крупца

182об Сухарев польской нацыи жена от рода еврейска
187об Акулов отец ево бывал из рыльска пос челк
189 пашах у из дер козловой бывали помка як Никит сына Корсакова

190об григорей торофимов … он гр и жена ево Камарицкой волости из села Дубовицкого дворцов крне сходил он за грцу в польшу и жил в слде косицкой 191) а в прошлом 735 … определен на житье в слду Климову

192об лаврентей Платонов сын еловицкой 40 лет от народа он еврейского жыл и крещен в прошлом 730 году за польскою грцею в слободе ветке
193 а живет он Лаврентий с шурином своим для своего лекарского промыслу в стародубе

199 она пападья и муж ея Севского уезду Камарицкой дворцовой волости из села Савицы

207об слда чуровичи поселение имеет в стародуб полку в топальской сотни при урочище долгом логу на землях бывшаго стародуб полков сотника ив маркова сына чернолужского а поселена в прошлом 1706 г

217 киселев гор торопца пос челк

220 он Никифор Павлов и жена ево Севского уезду из села крупцов дворцовые крне

224 вас ивв 60 лет Севского уезду Камарицкой дворцовой волости из села новоселок

227об в том же вас кудрявцова дворе у живущаго на том же дворе у Петра Климова сына Дуба живет наемной рабк Антон Ильин сын метлов 30 лет у него антона жена зеновья Гаврилова дочь 20 лет он и жена Севского уезду Камарицкой дворцовой волости из села Хомутовки по перепискам Ергольского и брянченинова не написаны по неже во время Ергольского переписки в той слде не жил а в переписку брянченинова был в отлучке для прокормления

234 слда злынка поселение имеет в стародуб полку в топальской сотни при речке злынке на землях полковничьих а поселена в прошлом 1703 г

во дв алексей гр сын шахов 80 лет вдов галиц уду из села бокланова бывал крн помка ив исаева сына Скрыпицына и из за оного помка сшел он в слду злынку тому лет с 30

говядинов (от туда же)

243об слда деменка поселение имеет в стародуб полку в топальской сотни при речке деменке на землях полковничьих тростянских а поселена в прошлом 1692 г

244об на том же дворе вдова Евгения Афон дочь клементьевская жена як сына Жукова 60 лет муж ея бывал Севского уезду Камарицкой дворцовой волости из села Калиновки крн а она из Смоленска пос челка дочь а в слду деменку пришла с мужем после переписки Ергольского тому лет з 20 у ней вдовы Евгении сын Никифор 245) 20 лет у Никифора жена просковья казмина дочь 22 лет из той же слды деменки а отец ея бывал дворцов же крн оногож села Калиновки по переписке брянченинова она вдова платит в год 75 копеек а в подушном окладе в великоросии сын ея не написан

245об во дв Иван петров сын безъугольной 50 лет Севского уезду Камарицкой дворцовой волости из села Калиновки и оттоль вышел с отцом своим тому 35 лет и жили в малой росии

246 сухоруков Севского уезду Камарицкой дворцовой волости из дерни Толченой

247 федяев мещев уду из села Зимницы дорогожансго мря бывал кркой сын

248 на том же дв Андрей Никит сын 248об гомов 50 лет Севского уезду Камарицкой дворцовой волости из села Калиновки и оттоль пришел в деменку после перси Ергольского тому лет з 20 у него Андрея жена Февронья як дочь 30 лет Рыльского уду из села Черемошок аднадворческая дочь у негож Андрея дочь Дарья полугоду

249 Картавой Камарицкой дворцовой волости из дерни гламаздиной дворцов крн

бутарев ис Курска бывали посацкие

249об кублов 82 лет вдов польской нацыи из Варшавы

пузевской белев уду из дер пузевской крн кн ив юрча Трубецкого

253 повидаков смолен губ Бельского уду из дни жаркиной бывал крн смолен шляхтича мих ив сына потемкина

259об слобода тимошкин перевоз поселение имеет в стародуб полку в топальской сотни над рекою ипутью на землях полковничьих в дачах тростянских в прошлом 1700 г

во дв Иван Фролов сын коновалов 60 лет польской нацыи из местечка мира и оттольвышел он в слду Тимошкин перевоз тому з 25 лет у него Ивана жена анна Антон дочь 50 лет из Москвы посацкая у негож Ивана дети казма 20 матрена 16 дарья 10 лет ульяна полугоду да у негож Ивана двоюрод брат Кондрат Логинов 40 лет полской же нацыи у Кондрата жена аксилья гр дочь 30 лет 260) из роскольничей слды деменки где ныне живет отец ея гр ив сын коробейников у кондратаж сын Илья 2 лет

журавкин 65 лет Севского уезду Камарицкой дворцовой волости из села чаянки
266 войскобойников из севска пос челк


261 работник логин Тарасов сын сапожников лет Севского уезду Камарицкой дворцовой волости из села Дубровки

271 слда свяцкая в стародуб полку в новомеской сотни при речке часе на землях киево Печерского мря а поселена в прошлом 1714 г

271об фоломыкин 70 лет слеп из Курска пос челк
275об подребинников 276 40 лет из Курска пос челк
277об кожемяка 278 из москвы посацкие
топальцов малороссиянин стародубовском уду из села топали

282об матвей гавр сын козачеев 51 году он и жена Севского уезду Камарицкой дворцовой волости из села Гламаздина
родн брата жена 283 из тогож села гламаздина
из сев уду выходил он Матвей … за польскую грцу и жил в слде ветке и из грцы вышел … 735 г

285 кобанов из Москвы пос челк
288 у негож Леонтия карнеева во дворе живет в соседстве вдова Марья иевлева дочь михайловская жена ив сына лоскутова 70 лет у нея вдовы дети вас болшой 38 вас же меншой 32 лет из курска посацкие и оттоль вышли она з детьми своими за польскую грцу и жили в слде ветке 30 лет у вас большого жена анна Алексеева дочь 32 лет полской нацыи у васж большого дети вас 5 гр 4 тимофей 3 лет михла году у вас меньшого жена 288об Пелагея фдр дочь 30 лет ис Калуги отец ея бывал пос челк у васж меньшого дети ив 7 акулина 2 лет а в прошлом 731-м году по объявлении ея имп велва указу из слды ветки вышед она вд с оными детьми своими и явилась в глухов в канцелярии министерского правления и по доношению детей ея из оной канцрии указом определены на житье в слду свяцкую и по тому указу положено на детей ея платить подушных денег с 6 душ по 70 по 2 копейки с полукопейкою з души в год итого 4 рубли 35 коп а в великоросии в подушной оклад нигде дети ея не написаны

логутин из рыльска пос челк

297об работник сухоменок сев уду из села Дмитровки крн дворцов камариц волти
наемн рабк плотников лет Севского уезду Камарицкой дворцовой волости а какова села или дерни … в малолетстве сказать не знает

299об гольской москов уду из села коломенского крн дворцов волти

307 слда шеломы … в стародубовском полку в топальской сотни при речке карне на землях бывш влца значкового товща афанасья зенченка а поселена в прошлом 1656 г

401 ложкарев болахон у из села хохломы крн дворцов волти

407 ардонь а поселена в прошлом 1710 г
425об
на том же дворе безплатежная в хатке вд Аксинья Титова д ильин жена Титова 65 лет муж ея и она Севского уезду Камарицкой дворцовой волости из села хомутовки крне 246 и от толь сошла она с мужем и жили в малой росии а в ардонь пришла она вдова после переписки Ергольского тому 12 лет
Лайк (1)
РОДАСИ

РОДАСИ

Россия
Сообщений: 609
На сайте с 2008 г.
Рейтинг: 888
vam
vam написал:
[q]
РГАДА фонд Сенат
[/q]

Спасибо огромное! Буду ждать еще Ваших подарков, в виде архивных данных. + 101.gif
---
Ищу Володимирской, Владимирский, Исаков, Калугин , Кузнецов, староверов "поляков" АЛТАЙ; .Калугин, Новосиб., Артамохин Севастополь, Новый Оскол, Орловская губ., Плахов Севастополь. Мои сайты http://rodasi.ucoz.ru/ и http://tradiciynk.ucoz.ru/ Все мои личны
РОДАСИ

РОДАСИ

Россия
Сообщений: 609
На сайте с 2008 г.
Рейтинг: 888
Факторы толерантности в контексте развития белорусского общества (на примере Гомельского региона)
Ирина Безручка, историк
(Гомель)

На сегодняшний день межнациональные отношения в Беларуси не носят ярко выраженного характера и не перерастают в открытые конфликты, но, тем не менее, проблема развития толерантности в большей или меньшей степени актуальна для любого общества, в том числе и для Беларуси.

Достаточно большой по количеству этноконфессионной группой на Гомельщине были староверы (старообрядцы), которые не приняли церковную реформу 17 столетия в России и до 1906 года преследовались российским правительством. Их еще до недавнего времени называли “москали” или “московцы”. Еще в 60-е годы 20 века это было широко распространенное название. После раскола Русской православной церкви они бежали через границу Речи Посполитой от преследования российского правительства. Здесь они получали земли. И, что для нас важно отметить, они получали свободу вероисповедания. Они могли быть здесь староверами.
Староверы создали ряд слобод, которые и сейчас видны в нашей топографии. В Гомеле – Великая Спасова слобода – сразу за парком, где стоит красивая деревянная церковь. Белица некогда также была в основном староверской. Ветка – также слобода, которая стала крупным центром староверов. В середине 19 столетия староверов в Гомеле – 11 % населения. Чем занимались староверы? Некоторые занимались земледелием, огородничеством, но в основном -- торговлей. В начале 20 века на гомельском рынке “старовер с окладистой бородой” – примечательная фигура. Ветковские староверы контролировали всю торговлю. Документы не фиксируют конфликтных ситуаций белорусского населения со староверами, так как существовало экономическое разделение – белорусы в то время были преимущественно крестьянами.
Граф Николай Румянцев (1754 – 1826 гг.), который фактически являлся владельцем Гомеля, очень поддерживал староверов, они для него были “свои” на фоне местных униатов и католиков. Как пишет российский писатель Мельников–Печерский, “под покровительством Румянцева гомельские старообрядческие монастыри достигли цветущего состояния”. Старообрядцы выполняли торговые поручения графа, управляли его фольварками.
Таким образом, вместе с белорусской культурой существовала культура переселенцев из России. Характерным было то, что культуры эти мирно сосуществовали, но не смешивались. Хотя существовали взаимные культурные влияния. Ярким примером влияния культуры Беларуси на субкультуру староверов является “ветковская иконопись”, в которой заметен отход от византийского канона под влиянием барочного искусства Беларуси. В 18 столетии, когда в Беларуси господствовала барочная культура, на иконах ветковских старообрядцев появляются элементы интерьера, костюма, некоторые бытовые реалии, более живыми становятся образа. Влияние Ветковской школы иконописи пошло на Украину, в Молдавию, где также жили староверы. Языковеды отмечают влияние полесских говоров на язык старообрядцев, которые жили на Гомельщине. В быту белорусские староверы также отступали от традиций, которые они принесли с собой из России. Например, согласно традиции, староверам запрещалось иметь самовар и пользоваться им. Белорусские староверы обошли этот запрет, придумали, что они будут ставить самовар не на стол, а на лавку – тогда можно пользоваться.
Чернобыльская катастрофа ударила и по последним селам староверов. Тех деревень, где еще совсем недавно можно было найти интересные проявления жизни староверов, теперь просто нет. Деревни выселены, и таким образом самобытная культура отошла. Хотя на сегодняшний день в Республике Беларусь насчитывается около 20 тысяч человек, которые называют себя староверами, зарегистрированы 33 общины.
С течением времени на Гомельщине происходят значительные этнические и конфессионные изменения в составе населения, но общество не становится более однородным, не исчезает проблема сосуществования представителей разных культур и возможных конфликтов.
---
Ищу Володимирской, Владимирский, Исаков, Калугин , Кузнецов, староверов "поляков" АЛТАЙ; .Калугин, Новосиб., Артамохин Севастополь, Новый Оскол, Орловская губ., Плахов Севастополь. Мои сайты http://rodasi.ucoz.ru/ и http://tradiciynk.ucoz.ru/ Все мои личны
Лайк (2)
РОДАСИ

РОДАСИ

Россия
Сообщений: 609
На сайте с 2008 г.
Рейтинг: 888
РУССКИЕ СТАРООБРЯДЦЫ В БЕЛАРУСИ
На территории современной Беларуси старообрядцы появились во второй половине XVII - первой половине XVIII в.
Всего на территории Речи Посполитой к моменту её первого раздела насчитывалось до 100 тыс. русских старообрядцев.
Старообрядцы Беларуси не составляют однородной среды. Здесь сосуществуют и находятся в сложных отношениях несколько старообрядческих согласий: два поповских, три беспоповских (поморское, федосеевское и филиппоновское), много единоверцев.
В дореволюционное время именно старообрядцы составляли значительную часть (до 1863 г. преимущественное большинство) русского населения. Наибольшие группы в середине XIX в. проживали в Гомельском, Витебском, Полоцком, Сенненском, Дисненском, Бобруйском и Борисовском поветах. Около 28% старообрядцев жило в городах.
Сейчас основные места проживания старообрядцев-беспоповцев - Минск, Витебск, Полоцк, Гродно, Борисов, Бобруйск. Старообрядцы-поповцы в основном проживают в Гомельской области.
Важнейшим духовным и организационным русского старообрядчества на территории Белоруссии была Ветка. Бежавшие из России старообрядцы основали в 1685 г. старообрядческую слободку в Ветке, которая вскоре становится центром старообрядчества поповского (беглопоповского) направления. В 1764 г. Ветка была разорена и эта ее роль перешла к Стародубью.
Благодаря компактному расселению, приверженности своей вере и эндогамным бракам, они долгое время сохраняли свой традиционный уклад жизни и быта, поэтому долгое время не были втянуты в активные ассимиляционные процессы.
В одежде старообрядцев долгое время сохранялись черты русского костюма. Мужчины носили длинный кафтан, жилет или поддевку, рубашку-косоворотку навыпуск, широкие штаны, сапоги с высокими голенищами, лапти. Женщины - сарафан, девушки - блузу с юбкой, зимой - длинный тулуп, шубу, меховой салоп.
Костюм, предназначенный для совершения молитвы, который так и называется "моленный костюм", сохранился дольше. К примеру, обязательными атрибутами женского моленного костюма были и остаются большие платки, сколотые под подбородком и покрывающие большую часть фигуры.
Исследователь русских старообрядцев в Беларуси С.Е. Никитина пишет: "Казалось бы, яркая и мощная культура автохтонного населения должна "подмять под себя" культуру пришельцев. Но этого не произошло. В настоящее время мы имеем две культуры, четко противопоставленные друг другу и отчетливо осознающие свои различия, т.е. две культуры с развитым самосознанием. Культурная рефлексия особенно присуща старообрядцам в силу сознательно стимулируемой отгороженности от конфессионально чуждых соседей" (http://philologos.narod.ru/nikitina/Part_09.htm)
В советский период старообрядчество в Беларуси претерпевает существенные изменения: сокращается количество общин, наблюдается отток верующих, происходит стирание различий между старообрядческими толками и направлениями.
В настоящее время в республике имеется старообрядческое Древлеправославное религиозное объединение, в которое входят 27 общин поморского толка и 10 старообрядческих общин разных толков, действующих автономно (http://president.gov.by/rus/map2/cult/cult2.html#4).
Издания:
Абрамов И. Старообрядцы на Ветке // Живая старина, 1907. № 3.
Воронцова А.В. О полемике "ветковцев" с дьяконовцами: малоизученные полемические сочинения представилей "ветковского" согласия // Мир старообрядчества. Вып. 1. Личность. Книга. Традиции. Москва - Санкт-Петербург, 1992. С. 117-126.
Кобяк Н.А., Кукушкина О. В. Филологические задачи в рамках комплексных исследований района старообрядческих слобод Брянщины и Гомельщины //Из истории фондов научной библиотеки Московского университета. М., 1978.
Лилеев М. И. Из истории раскола на Ветке и в Стародубье XVII- XVIII вв. Киев, 1895.
Лилеев М. И. Новые материалы для истории раскола на Ветке и в Стародубье в XVII-XVIII вв. Киев, 1893
Мальцев А. Н. Россия и Белоруссия в середине XVII в., М., 1974.
Манаенкова А.Ф. Язык Ветки: Автореф. дис. ... д-ра филол. наук. Минск, 1974.
Поташенко Г. Русские старообрядцы в Великом княжестве литовском: становление древлеправославной традиции // Мир истории. 2002. № 4 (http://www.historia.ru/2002/04/potashenko.htm)
Сморгунова Е.М. Лингвистические проблемы в археографических исследованиях: (Языковые особенности русского старообрядческого населения) // Русские письменные и устные традиции и духовная культура. М., 1982.
---
Ищу Володимирской, Владимирский, Исаков, Калугин , Кузнецов, староверов "поляков" АЛТАЙ; .Калугин, Новосиб., Артамохин Севастополь, Новый Оскол, Орловская губ., Плахов Севастополь. Мои сайты http://rodasi.ucoz.ru/ и http://tradiciynk.ucoz.ru/ Все мои личны
Лайк (2)
VLXY
Новичок

Сообщений: 4
На сайте с 2009 г.
Рейтинг: 2
А могли ли староверы Купреевки оказаться в Рославльских лесах и осесть там?
---
ищу родственников д.Скоторж, д.Гутнево (Фроловы, Слеповы)
Kannelur
Начинающий

Сообщений: 38
На сайте с 2009 г.
Рейтинг: 11
А может кто-то встречал списки возвращающихся староверов из Польши, как я понял им выдавали паспорта?
Виталий след
Начинающий

Сообщений: 18
На сайте с 2009 г.
Рейтинг: 6
Здравствуйте, Вы не подскажите, когда и откуда на Алтай переместились староверы ?
---
Восстанавливаю родословную, по линии отца НАЛИМОВЫ Медведьевы-Усть-Калманка староверы имели мельницу, Кипровы -Чесноковка, мамы Карповы, Чивелевы Топчихинский район, д. Ракиты, Волгариха, Колыванское, Алтайский край.
Виталий след
Начинающий

Сообщений: 18
На сайте с 2009 г.
Рейтинг: 6
Если у кого то есть информация о староверах образовавших в 1732 г. с. Усть-Калманка в Алтайском крае (ранее Томская губерния) и вообще что то с этим связанное чиркните пожалуйста, особо интерес к фамилии Налимовы Медведьевы, также интересно в каких фондах центрального архива алт.края можно найти отражение о мельницах, таковая была у предков, выяснилось при изучении ВС переписи 1917 года.
---
Восстанавливаю родословную, по линии отца НАЛИМОВЫ Медведьевы-Усть-Калманка староверы имели мельницу, Кипровы -Чесноковка, мамы Карповы, Чивелевы Топчихинский район, д. Ракиты, Волгариха, Колыванское, Алтайский край.
← Назад    Вперед →Страницы: ← Назад 1 2 3 * 4 5 6 7 ... 21 22 23 24 25 26 Вперед →
Модератор: dobby
Вверх ⇈