Всероссийское Генеалогическое Древо
На сайте ВГД собираются люди, увлеченные генеалогией, историей, геральдикой и т.д. Здесь вы найдете собеседников, экспертов, умелых помощников в поисках предков и родственников. Вам подскажут где искать документы о павших в боях и пропавших без вести, в какой архив обратиться при исследовании родословной своей семьи, помогут определить по старой фотографии принадлежность к воинским частям, ведомствам и чину. ВГД - поиск людей в прошлом, настоящем и будущем!
Вниз ⇊

Староверы Ветки

Староверы, выходцы из России целый век жили в Гомельском районе со 2-й половины XVII века до 1764 г.

← Назад    Вперед →Страницы: ← Назад 1 2 * 3 4 5 6 ... 18 19 20 21 22 23 Вперед →
Модератор: dobby
РОДАСИ

РОДАСИ

Россия
Сообщений: 1178
На сайте с 2008 г.
Рейтинг: 801
Нашла хорошую статью о Ветке, делюсь.

Дмитрий Гусаков
"О ВРЕМЕНИ ОСНОВАНИЯ ВЕТКИ И СТАРООБРЯДЧЕСКИХ СЛОБОД НА ГОМЕЛЬЩИНЕ".
Когда была основана Ветка? Исторической науке известно, что этот город был основан старообрядцами в 1685 г. Иногда называется и другая возможная дата основания города - 1682 г. Разница между этими датами небольшая, но всё-таки для истории и краеведения она существенная. Что касается времени основания старообрядческих слобод и поселения старообрядцев на Гомельщине, то называется весьма «расплывчатая» дата – конец 17- начало 18 в.в. То есть, это может быть 1680 г. или, к примеру, 1720. А эти слободы, между прочим, дали начало многим современным населённым пунктам Гомельской области. Таким образом, выяснив даты основания слобод и время поселения старообрядцев, мы можем узнать о времени основания целого ряда населённых пунктов Гомельской области. К сожалению, в настоящее время история сельских населённых пунктов Гомельской области изучена неудовлетворительно. Здесь необходимо изучать архивные документы. Но доступ к ним для исследователей сильно затруднён, т.к. документы 17- 18 в.в. находятся в лучшем случае в Национальном историческом архиве в Минске, а многие документы – в архивах Польши, Литвы, России.
Но один из таких документов вполне доступен. Это материалы комиссии по «расследованию касательно новой веры, появившейся среди людей московской нации, осевших на слободах». Документ был составлен 18 февраля 1690 г. на польском языке и предоставлен в гродский суд в Речице 21 февраля того же года. Местом, где происходило действие, была Ветка. Документ был издан в сборнике «Могилёвская старина» в 1900 г., где к нему есть перевод на русский язык и обширные комментарии выдающегося белорусского археолога, этнографа, краеведа, уроженца Новой Белицы Евдокима Романовича Романова (1). Данный документ, а также другие источники и литература позволяют ответить на многие интересующие нас вопросы.
Для начала обратимся к истории поселения старообрядцев на землях Речи Посполитой. Эти люди стали переселяться на территорию современной Беларуси ещё в 1650-е г.г.(2) Одним из центров раскола в конце 1660-х гг. стала соседняя с Великим княжеством Литовским (ВКЛ) Стародубская земля, которая после Андрусовского перемирия 1667 г. вошла в состав Гетманской Украины и Московского государства.
В конце 1670-х г. туда эмигрировала колония московских старообрядцев в 20 человек во главе с попом Козьмой, и по указанию стародубского полковника, приятеля Козьмы, заняла местечко Понуровку.
Стрелецкий бунт 1682 г., поддержанный раскольниками, нашёл здесь отзвук, вследствие чего из Москвы последовал указ о возвращении стародубских раскольников на родину. Поп Козьма и другой поп Стефан, выходец из Белева, удалились за московскую границу и поселились на острове Ветке (3). Таким образом, первая колония старообрядцев появилась на острове Ветка не позднее 1682 г. Название это происходит от рукава, или ветви реки Сож, который образовал остров.
7 апреля 1685 г. (по старому стилю - авт.) последовал новый царский указ, по которому против раскольников были приняты самые жестокие меры, и раскол был совершенно запрещён в пределах Московского государства. После этого старообрядцы из Стародубья и более дальних земель толпами двинулись за пределы Московского государства. Часть из них осела на Ветке. Но переселенцев было так много, что небольшой остров не мог вместить всех желающих, и многие из них поселились в слободах в окрестностях Ветки, Гомеля и на других территориях в пределах Великого княжества Литовского. Ветка вскоре сделалась главным центром одного из направлений раскола- поповщины.
Теперь перейдём непосредственно к документу. В конце 17 века земли, на которых возникло новое поселение, принадлежали панам Халецким. Родовое имение Халецких Хальч, как и Гомельское староство входило в состав Речицкого повета Минского воеводства. В конце 17 века между Казимиром Халецким и старостой Гомельским Красинским шёл судебный процесс о земельных границах. Спорное дело дошло до высшего «трибунального» суда ВКЛ. Для окончательного решения спора король Ян Собесский в начале 1690 г. назначил комиссию, во главе которой стал его секретарь Пётр Михал Полтев (в оригинале Piotr Michal Polttiew - авт.) (4). Главной задачей комиссии было разграничить Гомельское староство и имение Хальч. Но, из-за зимнего времени, производить расследование относительно межевых знаков и границ было признано неудобным, и это дело было отложено до весны. Но П.М. Полтеву было дано и другое поручение: «произвести расследование относительно новой веры появившейся среди людей московской нации, осевших на слободах». Полтев выступает здесь в качестве судьи с полномочиями от римской курии («апостольской столицы») и, несомненно, он был в достаточной мере сведущ в богословско- ритуальных вопросах. Кроме того, расследование он проводил не один. В качестве участников комиссии он пригласил нескольких местных шляхтичей, двух судебных приставов Речицкого повета, ксёндза Раймунда Халецкого и православного священника из Хальча Федора Волотовского. Все они удостоверили своё присутствие при следствии собственноручными подписями в конце документа (5).
Расследование распадается на четыре части:
о происхождении
о вере
о жизни
и нравственности
и о количестве
На вопрос об их происхождении старообрядцы отвечали так: «Мы вольные люди из московских владений. И подобно тому, как и на Москве не мало людей вольных из Великого княжества Литовского, на том самом основании и мы осели в пределах е. в. короля». Далее они рассказали комиссии о расколе и преследованиях, которым они подвергались в Московском государстве и как они оказались на территории ВКЛ: «…Другие же, не желая переносить мучений и подчиняться вопреки уставам святых отцев, в том числе и мы, без всякой задержки, с пожитками своими вышли из Москвы. И осели мы: одни на Северщине между казаками, которые также крестом знаменуются, а другие пришли во владение е. кор. вел., государя нашего милостивого. Поэтому мы и не подлежим пункту пятому, касающемуся людей своевольных, так как мы не преступники, а вышли по доброй воле. И ещё много нашей братии желают устремиться под крылья е. кор. вел., как государя благочестивого». О своей национальности они ответили так: «мы православные русские люди».
По поводу веры, комиссия после долгих расспросов в области богословия и обрядности выяснила, что это ничто иное как «та старая вера, какая в Москве». Ничего предосудительного и опасного в ней, а также в обрядах и образе жизни старообрядцев найдено не было. Полтев также спросил: «Что же говорят, будто вы своих умерших не погребаете, а сжигаете?» Тогда они показали свои могилы на острове. Выяснилось, что это вымысел и погребение умерших они «совершают самым обычным образом». На каждой из могил был поставлен деревянный крест,- одни кресты новые, другие - гнилые, давние и могилы старые, потому что над некоторыми из них были сделаны каплички. Церкви своей у них ещё не было, но под её строительство на кладбище уже было освящено место. Зато на Ветке имелась часовня, где по праздникам вёл службу местный православный протопоп. На вопрос, в каком количестве они пришли из Московского государства, старообрядцы отвечали, что не могут знать, но одни поселились здесь под Хальчем, другие под Гомелем, иные под Лоевом, Холмечем и в других местностях, где кто облюбовал себе место. Внизу текста в виде сноски Е.Р. Романов приводит названия старообрядческих слобод, которые возникли под Хальчем и Гомелем:
Ветка,
Тарасовка,
Марьино,
Косицкая,
Романово,
Попсуевка,
Дубовый Лог,
Вылево,
Буда,
Крупец,
Городня,
Спасова Слобода,
Мильча,
Красная,
Костюковка,
Грабовка,
Нивки

Данный документ имел для старообрядцев исключительное юридическое значение. С 18 февраля 1690 г. старообрядцы становились подданными Речи Посполитой (РП) и находились под покровительством её законов. Им было разрешено свободно исповедовать свою веру, собираться в слободы и селиться в пределах РП. Кроме того, Полтев предостерегал, чтобы «тем людям, впредь до дальнейшего распоряжения е. к. в., не чинили никаких претензий, бесправия и привлечения к судам», иначе виновные будут подвергнуты суду как нарушители общественной безопасности. Конечно, государство соблюдало здесь свои меркантильные интересы. Помимо того, что старообрядцы не представляют опасности для государства, комиссия выяснила, что они ещё и владеют ремёслами, занимаются торговлей, сельским хозяйством, вполне платёжеспособны и могут исправно платить за землю и платить налоги. А именно это и было необходимо краю, который ещё не пришёл в себя после непрерывных войн и бедствий 1648- 1667 г.г. Поэтому поселение старообрядцев было исключительно выгодным для властей Речи Посполитой и местных землевладельцев.
Таким образом, из приведённого документа и других данных можно сделать следующие выводы:
1. Поселение на острове Ветка была основано не в 1685 г., а по крайней мере на три года раньше - в 1682 г., когда сюда пришли попы Козьма и Стефан с несколькими десятками своих единомышленников. Более того, есть несколько других свидетельств того, что беглые старообрядцы селились здесь раньше 1685 г. и 1682 г. В связи с этим Романов пишет, что «поселения москалей на Ветке должны быть отнесены настолько вдаль от 1690 года, чтобы описываемое Полтевым кладбище имело придаваемый ему вид, «с гнилыми крестами и давними могилами», хотя, с другой стороны, некоторые из лиц, вышедших из Москвы лично «со всею своею худобою» представляются живыми и беседующими с Полтевым. Во всяком разе, это поселение на Ветке было гораздо раньше собора московского 1682 года, решившего усилить средства к розыску раскольников и 1685 года, когда вследствие указных статей о раскольниках, раскол был совершенно запрещён в государстве Московском. По всей вероятности, она заселена тотчас же после собора 1667 года. По крайней мере, имеются данные, что московские выходцы находились «в Хальчу» в 1675 г.». Известно, что раскольники селились под Хальчем, в Косицкой волости, в конце 1670-х г.г. Ещё ранее 1684 г. Ветка упоминается в дипломатической переписке о границе между Москвой и Речью Посполитой. А в августе 1684 г. Казимир Халецкий, староста Мозырский, жаловался Стародубскому полковнику Самойловичу на обиды, причинённые в Стародубье его порубежным подданным, людям московским, осевшим на слободах (7).
2. Первый массовый «исход» старообрядцев за пределы Московского государства на территорию Гомельщины приходится на 1685 г. До этого сюда, видимо, эмигрировали сравнительно небольшие их группы. А в 1685 г. сюда пришли целые толпы старообрядцев со всеми пожитками. Здесь они застали уже обжитое поселение на острове Ветка, но всем там места не хватило. Поэтому они осели «на слободах» под Хальчем, Гомелем, Лоевом, Холмечем и в других местах, о чём прямо указывается в документе. Местные паны охотно предоставляли им землю на выгодных для себя условиях.
3. Старообрядческие посёлки, о которых упоминает Е.Р. Романов, возникают одновременно с Веткой или немного позднее в 1680-е г.г. Некоторые из них могли возникнуть несколько позже – в 1690-е г.г.
Посёлки основываются или на пустующих землях (Тарасовка, Марьино, Косицкая, Попсуевка, Дубовый Лог и другие).
Или недалеко от уже существующих деревень (Вылево, Костюковка, Мильча и другие). В этом случае старообрядческая слобода брала себе название этой деревни.
4. Отдельного упоминания заслуживает Спасова слобода или Спасовка, которая возникла под самым Гомелем (район современных улиц Пролетарской, Комиссарова, Фрунзе и Гагарина). Наиболее вероятное время появления здесь старообрядческого поселения – 1680- е г.г. Этому не противоречат данные археологических раскопок. По словам О.А. Макушникова, на территории Спасовой слободы имеются материальные свидетельства поселения конца 17 века. В связи с этим Л. Виноградов писал: «Один из их посёлков незаметно вырос под самым Гомелем в полуверсте от замка и вскоре обратился в Спасову слободу (т.е. свободную общину), насчитывающую до сотни дворов» (. В другом дореволюционном издании читаем следующее: «На том месте, где теперь стоит храм св. пророка Ильи в Гомеле прежде был дремучий лес, в котором имели убежище старообрядческие иноки. По первому храму и монастырёк назывался Спасовым, а по нему и образовавшийся здесь посёлок из прибывших из разных сторон старообрядцев получил название Спасовой слободы, сохранившейся доселе»(9). В 18- 1-пол 19 в.в. Спасова слобода была предместьем Гомеля, а в середине 19 в. официально вошла в городскую черту. Для составления более полной картины необходимо дальнейшее исследование архивных документов конца 17 века.

___________________________________________________________
1. К истории Ветки.//Могилёвская старина. Вып.1. Могилёв, 1900. Под ред. Е.Р. Романова.
2. Стараабраднікі.//Энцыклапедыя гісторыі Беларусі. Т.6. Ч.1. Мн., 2001. С.406.
3. Стародубье.//Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона. Спб., 1890-1907. Электронный вариант; Ветка и Ветковское согласие.// Там же; Раскол.//Там же.
4. К истории Ветки.//Могилёвская старина. Вып.1. Могилёв, 1900. Здесь и далее использованы комментарии Е.Р.Романова.
5. Там же. Комментарий Е.Р. Романова.
6. Тарасовка- деревня в Ветковском р-не, Марьино- деревня в Добрушском р-не, Косицкая- бывшая деревня в Ветковском р-не, отселённая после аварии на ЧАЭС, Романово- нет данных, Попсуевка- бывшая деревня в Ветковском р-не, отселённая после аварии на ЧАЭС, Дубовый Лог- деревня в Добрушском р-не, Вылево- бывшая деревня в Добрушском р-не, отселённая после аварии на ЧАЭС, Буда- нет данных, Крупец- Старый Крупец Добрушского р-на, Городня- Огородня- Гомельская и Огородня- Кузминичская Добрушского р-на, Спасова Слобода- в черте г. Гомеля, Мильча- Новая Мильча, Гомельский р-н, Красная- деревня Красное в Гомельском р-не, Костюковка и Грабовка- деревни в Гомельском р-не, Нивки - деревня в Добрушском р-не.
7. Лилеев М.И. Из истории раскола на Ветке и Стародубье в 17-18 вв. Вып.1. Киев, 1895. С. 141-142, 150. (by.ethnology.ru/by_lib).
8. Виноградов Л. Гомель. Его прошлое и настоящее. 1142-1900г. М., 1900, Гомель, 1992. С.24.
9. Жудро Ф.А., Сербов И.А., Довгялло Д.И. Город Гомель. Географическо-статистический очерк.//Записки Северо-Западного отдела Императорского Русского географического общества. Кн.2. Вильна, 1911.
Автор: Дмитрий Гусаков
Источник: http://nashkraj.info/
---
Ищу Володимирской, Владимирский, Исаков, Калугин , Кузнецов, староверов "поляков" АЛТАЙ; .Калугин, Новосиб., Артамохин Севастополь, Новый Оскол, Орловская губ., Плахов Севастополь. Мои сайты http://rodasi.ucoz.ru/ и http://tradiciynk.ucoz.ru/ Все мои личны
РОДАСИ

РОДАСИ

Россия
Сообщений: 1178
На сайте с 2008 г.
Рейтинг: 801
Сделала из энциклопедии выборку сел основанных староверами из России на Польской земле (совр.Беларусь). Выборку сел буду продолжать.

Из энциклопедии города и вески Беларуси

Город ВЕТКА (Гомельской обл.)
Центр Ветковского района, в 22 км северо-восточнее Гомеля, есть ж/д станция, на ветке Жлобин – Цераховка, 323 км от Минска. Рельеф равнинно-холмистый, на востоке река Сож (приток Днепра). 7,8 т.жителей в 2004г.
Основана слобода в 1685г. На землях пана Халецкого. Заселяли слободу староверы, которые при царе Алексее Михайловиче убежали из России от преследования во время раскола Русской церкви. В 1695г была построена и начала действовать Покровская церковь, позднее Покровский моностырь. Ветка преобразовалась в центр староверчества. В Польше охотно принимали беглых староверов и разрешали им селиться на свободных землях. Поселенцы платили арендную плату, строили свои общины и жили своими интересами.
В 1735г 5 конных полков под командованием полковника Сытина окружили Ветковские слободы, разорили дома и скиты. Пригодные к военной службе староверы были забраны в солдаты а остальные переселены в отдаленные районы России. Однако эта первая выгонка староверов не принесла радикальных перемен в Ветке. Раскольники быстро вернулись назад и пришли новые поселенцы.
В 1764г Российское правительство предприняли вторую выгонку староверов с Ветковского района. Генерал Маслов выслал 20 тыс. раскольников, после этого Ветка перестала являться центром старообрядчества.

КОСИЦКАЯ (Ветковского района)
Село – 10км от Ветки, 31 км от Гомеля. Пострадало во время аварии на Чернобыльской АЭС, от радиационного заражения. Переселено 92 семьи в чистые места.
По документам известна с 18 века. Большую часть жителей составляли староверы, которые пришли из России.
В 1764 г. Войсковые отряды под командованием генерала Маслова выслали со слободы в Сибирь всех староверов.

КУПРЕЕВКА (Ветковского района)
Село в 5 км на Восток от Ветки, в 27 км от Гомеля
Пострадало во время аварии на Чернобыльской АЭС, от радиационного заражения. Переселено семьи в чистые места.
По документам известна с 18 века как слобода в Речицком повете Минского воеводства. Большую часть жителей составляли староверы, которые пришли из России.
В 1764 г. Войсковые отряды под командованием генерала Маслова выслали со слободы в Сибирь всех староверов.

Попсуевка (Ветковского района)
Село, в 15 км на Восток от Ветки, 37 км от Гомеля
Пострадало во время аварии на Чернобыльской АЭС, от радиационного заражения. Переселено семьи в чистые места.
По документам известна с 18 века как слободав составе имения Хальч, в Речицком повете Минского воеводства. Большую часть жителей составляли староверы, которые пришли из России.
В 1764 г. Войсковые отряды под командованием генерала Маслова выслали со слободы в Сибирь всех староверов.

ГРАБОВКА (Гомельского района)
Село, центр Грабовского с/с, в 5 км от ж/д станции Церуха (на линии Гомель – Чернигов), 35 км на СВ от Гомеля на реке Грабовка (приток р.Церуха). 305 хозяйств, 824 жителя (2004г).
По документам известна с 18 века как слобода в Речицком повете Минского воеводства. Большую часть жителей составляли староверы, которые пришли из России.
По повелению короля Августа 3 от 5.11.1762г во владении помещика Фашч
В 1764 г. Войсковые отряды под командованием генерала Маслова выслали со слободы в Сибирь всех староверов.

КОСТЮКОВКА (Гомельского района)
- село в Яроминским с/с в 5км на север от Гомеля, трасса Довск-Гомель. 382 хозяйства, 850 жителей в 2004г.
По документам известна с 18 века как слобода в Речицком повете Минского воеводства. Большую часть жителей составляли староверы, которые пришли из России.
---
Ищу Володимирской, Владимирский, Исаков, Калугин , Кузнецов, староверов "поляков" АЛТАЙ; .Калугин, Новосиб., Артамохин Севастополь, Новый Оскол, Орловская губ., Плахов Севастополь. Мои сайты http://rodasi.ucoz.ru/ и http://tradiciynk.ucoz.ru/ Все мои личны
РОДАСИ

РОДАСИ

Россия
Сообщений: 1178
На сайте с 2008 г.
Рейтинг: 801
Немного о поселениях староверов близ Гомеля, в Гомельской волости.

Переселение старообрядцев
Еще в начале 18 века при Петре I и его преемниках в Гомельскую волость через рубеж стали переходить русские-калужане, орловцы и тверяне, искавшие свободного отправления богослужения по старопечатным книгам и привлеченные в здешний край молвой о непроходимости лесов, об отсутствии двойных налогов, рекрутчины и паспортов и о полной готовности панов уступать им землю.
Все это было верно. Движимые своекорыстными и отчасти политическими соображениями гомельские старосты Василий Красинский, а затем его преемники Фома и Николай Красинские не останавливали этого массового переселения. Великорусские выходцы расходились по всей волости, занимали все понравившиеся им лужайки и пролески, строили около источников келлии и небольшие монастырки и основывали поселки, презрительно сторонясь от местных жителей и братски поддерживая друг друга. Старостам и панам они вполне исправно платили за землю, требуя одного, чтобы те не вмешивались в их дела. Благодаря этому, старообрядцы составили особый мирок, чуждавшийся местных нужд и живили собственными интересами. Один из их поселков незаметно вырос под самым Гомелем в полуверсте от замка и вскоре обратился в Спасову слободу (т. е. свободную общину), насчитывавшую до сотни дворов.
Гомельские старообрядцы соперничали зажиточностью даже с соседними ветковцами, у которых тогда был собственный епископ Епифаний, и выстроили у себя церковь во имя Преображения Господня, во всем подобную ветковской. Стоявшие во главе их попы Иоаким и Матвей убеждали их устроить у себя раскольничью епископскую кафедру и, если ветковцы не отдадут Епифания, то насильно увести его в Гомель. По их советам, гомельские старообрядцы 31 марта 1735 года толпами пошли на Ветку добывать Епифания, но неожиданное вмешательство расстроило их планы.
Правительство императрицы Анны Иоанновны, пользуясь бессилием Польши, из фискальных соображений приказало полковнику Сытину вступить в польские пределы и вывести обратно в Россию ветковских старообрядцев. Это было исполнено 1 апреля 1735 г.; гомеляне, увидав, что полки Сытина окружают Ветку, спешили по домами, а некоторые из них тут же решили добровольно уйти в Россию: разобрали свою церковь и во главе с Варлаамом Казанским переселились в Клинцы(см.).
Но с уходом их приток старообрядцев в окрестности Гомеля не ослабевал. Около 1750 г. пришел из Вереи некий Макарий, положивший начало Макарьеву-Терловскому скиту; около того же времени возникли скиты:
Филатов в 15 верстах от города;
Спасский в предместьи города с игуменом Валаамом;
Анфимов, основанный в 1750 году псевдо-епископом Анфимом над Сожом в 10 верстах выше Гомеля, в урочище Боровицы, на месте уцелевшей от 1735 года часовни;
в 1760 г. Пахомьев и одновременно Асафов скит, построенный выходцем из Гжатска, старцем Иосафом в урочище Чолнский или Чонский обрыв;
первенствующее место среди всех их принадлежало Лаврентьеву, основанному еще в 1735 году калужским выходцем Лаврентием.
Недостаток в священнослужителях побуждал гомельских старообрядцев обращаться еще в 1759 г. к Святому Синоду с просьбой о поставлении им епископа по старым книгам, но это было отклонено. Их зажиточность и взаимная поддержка были соблазном к тому, что некоторые из православных и ушатов стали переходить в их согласия, чему, конечно, много способствовало легковерие простодушных белоруссов.
После присоединения Гомеля к России, старообрядцы нашли себе могущественных покровителей в лице Румянцевых, и их самобытность была надолго обеспечена.
---
Ищу Володимирской, Владимирский, Исаков, Калугин , Кузнецов, староверов "поляков" АЛТАЙ; .Калугин, Новосиб., Артамохин Севастополь, Новый Оскол, Орловская губ., Плахов Севастополь. Мои сайты http://rodasi.ucoz.ru/ и http://tradiciynk.ucoz.ru/ Все мои личны
vam

vam

Москва
Сообщений: 15766
На сайте с 2003 г.
Рейтинг: 2481
ф248 д1838

л1 книга переписная роскольничьих слобод обретающихся в Малой России в Стародуб и в Чернигов полках … по перепискам полка Ергольского и капна Брянченинова в тех слободах были написаны … в нынеш 1736 г

1об слда Еленка поселение имеет в стародуб полку поселена в прошлом 7192

3 на том же дворе живет безплатежной тихан вас сын Моисеев 53 лет ис Калуги пос человек и оттоль сшед жить за границею в польще вслде ветке а в еленку пришол после перки Ергольского тому 16 лет

21 на том же дворе живет вдова Аксинья Игнатьева дочь ивская жена Кривенкова 60 лет свекор мужа ея отец Семен Сергеев родимец бывал из Москвы дворовой человек помка корабьина а имя и отчества того помка не знает и из Москвы оной ея свекор вышел в малую росию тому лет з 90 и жил прежде в стародуб уде в слде понуровке где и родся муж ея а она аксинья орлов уде помка 21об) Кривцова …

24 отец бывал с Москвы дворов человек помка леонтья мих сына Коробьина

25об Пашахон уду из дни тукалова помка Петра андр сына Татаринова

26 Моск уду дворцов вол из села мячкова

32 отец ево бывал с Москвы дворов человек помка Степана Вас сына Коробьина

36 Балахон у дворцов городец вол из дер Улыбиной крн … живал за полськой грцей в слободе ветке
36об синельник болахон у кержен дворцов вол из села Семенова 37) за польскую грцу


54 слда Воронок … в стародуб полку в топальской сотни прии речке воронку … а в прошлом 7199 г поселена

59 Овчинниковы алатор уду из дерни городища крне льва Кирилова сына Нарышкина

60 голиков Вологод уду из дни половады крне Павлова мря

60об жена сев уду дворцовой камариц волти из села лемешевки

62 жена пашахон уду из села богороцкого крская дочь помка кондратья фомина сына нарышкина

жена сев уду камариц вол из села витижа

62об сын Никифоров из рыльска пос люди

63об Петр Лоскутов 47 лет из Москвы пос челк

69об во дв Василей Борис сын Сирота 75 лет казел уду дворцов Дудинской вол из села мендинцова из оной волти вынесен отцем ево 2 лет и живал в стародуб уде в миклошевском селе понуровке а в воронок пришел тому с 30 лет у него Вася жена анна Исаева дочь 60 лет сев уду камариц дворцов волти из дни хомутовки у негож вася дети …

72об на том же дворе Ульян Антипов сын Коваль 70 лет сев уду камариц дворцов волти из села калиновки и из оного с Калки вышел тому лет с 50 жил в расколнич слде еленке а в воронок пришел тому больше 20 лет ….

74 петр перфил сын долгой 58 лет отец ево бывал твер уду корельской природы … жена Шуйского уду из дерни Дьяковой корельской же природы

74об вдова камариц волти из дер щепятиной

75 Дубан 60 лет изза Москвы Дмитриевского уду из дни дедеревой троицы Сергиева мря бывал крн

75об филат семен сын мошков 55 лет из Москвы из Алексеевской слды пос челка сын … дети акиндин 28 … у акиндина жена Наталья Ульянова дочь 26 лет тоеж слды воронка а отец ея бывал сев уду камариц волти из дни Калиновки

76об клачков галиц уду из дни кавыкиной помка князя ив ив сына Львова

88об отец ея был сев уду камариц дворц волти из села шевякина


97 слда Лужки … в стародуб полку в топальской сотни по речке черемошке … а поселена в прошлом 7202 году

106об стряпчей из белева пос человек
107 потемкин из белева пос человек
109 глибин из донского города черкаского
110 во дворе Фрол Терентьев сын Лыжин 50 лет костромского уезду дворцовой волти из дерни кущугиной и оттоль вышел он з женою своею в слду лужки тому 111) лет с 30 жена ево Ирина михва дочь 45 лет у негож Фрола дети осип 15 иван 12 Февронья 9 лет у негож Фрола родная сестра вдова Марья 60 лет у ней вдовы сын Гаврило 25 лет у Гаврила жена Марфа ивва дочь 20 лет тоеж слды Лужков а отец ея в ту слду отколь пришлой и чей того они оставшаяся в малолетстве не знает у гаврилыж дети Петр 3 лет Дарья году по перепискам Ергольского и брянченинова он Фрол и сестра ево написаны окладу в год платит 5 рублев а в подушной оклад в великоросии нигде не написан

Пресветой костом уду дворцов волти из дни Матвейкова

112 костром уду двороцов волти из села даниловского
112об костром уду двороцов даниловской волти из дер починка

121 Капаница каломен уду дворцов волти из села Дедилова крн

123 жена камариц дворцов волти из дер демениной

123об вдова анна андр дочь ивская жена вас сына Глибина 53 лет сказывал ей малолетной отец ея что бывал крн сев уду камариц дворцов волти а которого села или дерни про то не слыхивала

127об во дв вдова Пелагея Афон дочь степанская жена Карпова сына Долгалина 70 лет московская из дому помка кн ив Федорова сына Козловского

139об Зависной Рузского уду из села петровского крн Воскресенского мря

142об из оной слободы из старых жителей бежали безвестно
а имянно
…бежавшие из старых жителей которые написаны по перепискам Ергольского и брянченинова …

Степан Яковлев сын Лыжин с сестрою Марьею бежал в том же 718 году оклад на нем было 2 рубли 50 копеек

145об слда митковка поселение имеет в Стародубском уде в топальской сотни при речке митковке на землях бывшаго гетмана Ивана Скоропадского в дачах ропских и могилевецких а поселена в прошлом 1709 г

148 вд Саламонида ив д Осипов жена ив сына Носова 85 лет у нея вдовы дети терентей 60 федор 35 лет у терентья жена … она вдова и муж ея бывали с вятского уду из дни черевух и оттоль вышли … тому з 20 лет

151об Суворин польской нацыии

152 Вязем уду помка графа Платона Ив сына Пушкина


171 слда Климова … в стародуб полку в топальской сотни при речке Ирпе …. поселена в прошлом 1708 г
Katarina

Минск
Сообщений: 811
На сайте с 2003 г.
Рейтинг: 213
Просмотрела книгу Горбацкого АА. "Старообрядчество на белорусских землях".Книга нстолько информативна,что цитировать ее в рамках этой темы просто невозможно.История возникновения староверческих поселений,история развития и гонений,множество фамилий и фактов.В самом начале написано,что на юго-восточные земли Белоруссии,а это места возле Орши,Сенно,Черикова,Могилева,Копыси,Гомеля,Ветки,Мстиславского воеводства и Речицкого уезда Минской губернии, попадали поповцы и,в небольшом количестве,беспоповцы( поморцы и федосеевцы).
---
Ищу: Блистиновы(Блистановы)-везде,Дунаевы,Чернеевы,Агаповы- Поволжье,Полосухины,Прорубщиковы-Тверская губерния,Лисичины- Витебская губерния
РОДАСИ

РОДАСИ

Россия
Сообщений: 1178
На сайте с 2008 г.
Рейтинг: 801
vam
Огромная Вам благодарность за предоставленный материал. В каком архиве Вы его нашли? Мой Вам +
Есть ли еще у Вас информация по старообрядцам, ушедшим к Польским границам?
---
Ищу Володимирской, Владимирский, Исаков, Калугин , Кузнецов, староверов "поляков" АЛТАЙ; .Калугин, Новосиб., Артамохин Севастополь, Новый Оскол, Орловская губ., Плахов Севастополь. Мои сайты http://rodasi.ucoz.ru/ и http://tradiciynk.ucoz.ru/ Все мои личны
РОДАСИ

РОДАСИ

Россия
Сообщений: 1178
На сайте с 2008 г.
Рейтинг: 801
Katarina
Katarina написал:
[q]
Просмотрела книгу Горбацкого АА. "Старообрядчество на белорусских землях".
[/q]

Я знакома с автором монографии, более того, оцифровала его книгу, у него был один экземпляр. Если будет интерес, буду выкладывать в этой теме.
Спасибо Katarina за внимание.
---
Ищу Володимирской, Владимирский, Исаков, Калугин , Кузнецов, староверов "поляков" АЛТАЙ; .Калугин, Новосиб., Артамохин Севастополь, Новый Оскол, Орловская губ., Плахов Севастополь. Мои сайты http://rodasi.ucoz.ru/ и http://tradiciynk.ucoz.ru/ Все мои личны
vam

vam

Москва
Сообщений: 15766
На сайте с 2003 г.
Рейтинг: 2481
РГАДА фонд Сенат

171 слда Климова … в стародуб полку в топальской сотни при речке ирпе …. поселена в прошлом 1708 г

173об жена Севского уезду Камарицкой дворцовой волости из деревни Фетивижа
177 жена Севского уезду дворцовой волости из села Крупца

182об Сухарев польской нацыи жена от рода еврейска
187об Акулов отец ево бывал из рыльска пос челк
189 пашах у из дер козловой бывали помка як Никит сына Корсакова

190об григорей торофимов … он гр и жена ево Камарицкой волости из села Дубовицкого дворцов крне сходил он за грцу в польшу и жил в слде косицкой 191) а в прошлом 735 … определен на житье в слду Климову

192об лаврентей Платонов сын еловицкой 40 лет от народа он еврейского жыл и крещен в прошлом 730 году за польскою грцею в слободе ветке
193 а живет он Лаврентий с шурином своим для своего лекарского промыслу в стародубе

199 она пападья и муж ея Севского уезду Камарицкой дворцовой волости из села Савицы

207об слда чуровичи поселение имеет в стародуб полку в топальской сотни при урочище долгом логу на землях бывшаго стародуб полков сотника ив маркова сына чернолужского а поселена в прошлом 1706 г

217 киселев гор торопца пос челк

220 он Никифор Павлов и жена ево Севского уезду из села крупцов дворцовые крне

224 вас ивв 60 лет Севского уезду Камарицкой дворцовой волости из села новоселок

227об в том же вас кудрявцова дворе у живущаго на том же дворе у Петра Климова сына Дуба живет наемной рабк Антон Ильин сын метлов 30 лет у него антона жена зеновья Гаврилова дочь 20 лет он и жена Севского уезду Камарицкой дворцовой волости из села Хомутовки по перепискам Ергольского и брянченинова не написаны по неже во время Ергольского переписки в той слде не жил а в переписку брянченинова был в отлучке для прокормления

234 слда злынка поселение имеет в стародуб полку в топальской сотни при речке злынке на землях полковничьих а поселена в прошлом 1703 г

во дв алексей гр сын шахов 80 лет вдов галиц уду из села бокланова бывал крн помка ив исаева сына Скрыпицына и из за оного помка сшел он в слду злынку тому лет с 30

говядинов (от туда же)

243об слда деменка поселение имеет в стародуб полку в топальской сотни при речке деменке на землях полковничьих тростянских а поселена в прошлом 1692 г

244об на том же дворе вдова Евгения Афон дочь клементьевская жена як сына Жукова 60 лет муж ея бывал Севского уезду Камарицкой дворцовой волости из села Калиновки крн а она из Смоленска пос челка дочь а в слду деменку пришла с мужем после переписки Ергольского тому лет з 20 у ней вдовы Евгении сын Никифор 245) 20 лет у Никифора жена просковья казмина дочь 22 лет из той же слды деменки а отец ея бывал дворцов же крн оногож села Калиновки по переписке брянченинова она вдова платит в год 75 копеек а в подушном окладе в великоросии сын ея не написан

245об во дв Иван петров сын безъугольной 50 лет Севского уезду Камарицкой дворцовой волости из села Калиновки и оттоль вышел с отцом своим тому 35 лет и жили в малой росии

246 сухоруков Севского уезду Камарицкой дворцовой волости из дерни Толченой

247 федяев мещев уду из села Зимницы дорогожансго мря бывал кркой сын

248 на том же дв Андрей Никит сын 248об гомов 50 лет Севского уезду Камарицкой дворцовой волости из села Калиновки и оттоль пришел в деменку после перси Ергольского тому лет з 20 у него Андрея жена Февронья як дочь 30 лет Рыльского уду из села Черемошок аднадворческая дочь у негож Андрея дочь Дарья полугоду

249 Картавой Камарицкой дворцовой волости из дерни гламаздиной дворцов крн

бутарев ис Курска бывали посацкие

249об кублов 82 лет вдов польской нацыи из Варшавы

пузевской белев уду из дер пузевской крн кн ив юрча Трубецкого

253 повидаков смолен губ Бельского уду из дни жаркиной бывал крн смолен шляхтича мих ив сына потемкина

259об слобода тимошкин перевоз поселение имеет в стародуб полку в топальской сотни над рекою ипутью на землях полковничьих в дачах тростянских в прошлом 1700 г

во дв Иван Фролов сын коновалов 60 лет польской нацыи из местечка мира и оттольвышел он в слду Тимошкин перевоз тому з 25 лет у него Ивана жена анна Антон дочь 50 лет из Москвы посацкая у негож Ивана дети казма 20 матрена 16 дарья 10 лет ульяна полугоду да у негож Ивана двоюрод брат Кондрат Логинов 40 лет полской же нацыи у Кондрата жена аксилья гр дочь 30 лет 260) из роскольничей слды деменки где ныне живет отец ея гр ив сын коробейников у кондратаж сын Илья 2 лет

журавкин 65 лет Севского уезду Камарицкой дворцовой волости из села чаянки
266 войскобойников из севска пос челк


261 работник логин Тарасов сын сапожников лет Севского уезду Камарицкой дворцовой волости из села Дубровки

271 слда свяцкая в стародуб полку в новомеской сотни при речке часе на землях киево Печерского мря а поселена в прошлом 1714 г

271об фоломыкин 70 лет слеп из Курска пос челк
275об подребинников 276 40 лет из Курска пос челк
277об кожемяка 278 из москвы посацкие
топальцов малороссиянин стародубовском уду из села топали

282об матвей гавр сын козачеев 51 году он и жена Севского уезду Камарицкой дворцовой волости из села Гламаздина
родн брата жена 283 из тогож села гламаздина
из сев уду выходил он Матвей … за польскую грцу и жил в слде ветке и из грцы вышел … 735 г

285 кобанов из Москвы пос челк
288 у негож Леонтия карнеева во дворе живет в соседстве вдова Марья иевлева дочь михайловская жена ив сына лоскутова 70 лет у нея вдовы дети вас болшой 38 вас же меншой 32 лет из курска посацкие и оттоль вышли она з детьми своими за польскую грцу и жили в слде ветке 30 лет у вас большого жена анна Алексеева дочь 32 лет полской нацыи у васж большого дети вас 5 гр 4 тимофей 3 лет михла году у вас меньшого жена 288об Пелагея фдр дочь 30 лет ис Калуги отец ея бывал пос челк у васж меньшого дети ив 7 акулина 2 лет а в прошлом 731-м году по объявлении ея имп велва указу из слды ветки вышед она вд с оными детьми своими и явилась в глухов в канцелярии министерского правления и по доношению детей ея из оной канцрии указом определены на житье в слду свяцкую и по тому указу положено на детей ея платить подушных денег с 6 душ по 70 по 2 копейки с полукопейкою з души в год итого 4 рубли 35 коп а в великоросии в подушной оклад нигде дети ея не написаны

логутин из рыльска пос челк

297об работник сухоменок сев уду из села Дмитровки крн дворцов камариц волти
наемн рабк плотников лет Севского уезду Камарицкой дворцовой волости а какова села или дерни … в малолетстве сказать не знает

299об гольской москов уду из села коломенского крн дворцов волти

307 слда шеломы … в стародубовском полку в топальской сотни при речке карне на землях бывш влца значкового товща афанасья зенченка а поселена в прошлом 1656 г

401 ложкарев болахон у из села хохломы крн дворцов волти

407 ардонь а поселена в прошлом 1710 г
425об
на том же дворе безплатежная в хатке вд Аксинья Титова д ильин жена Титова 65 лет муж ея и она Севского уезду Камарицкой дворцовой волости из села хомутовки крне 246 и от толь сошла она с мужем и жили в малой росии а в ардонь пришла она вдова после переписки Ергольского тому 12 лет
РОДАСИ

РОДАСИ

Россия
Сообщений: 1178
На сайте с 2008 г.
Рейтинг: 801
vam
vam написал:
[q]
РГАДА фонд Сенат
[/q]

Спасибо огромное! Буду ждать еще Ваших подарков, в виде архивных данных. + 101.gif
---
Ищу Володимирской, Владимирский, Исаков, Калугин , Кузнецов, староверов "поляков" АЛТАЙ; .Калугин, Новосиб., Артамохин Севастополь, Новый Оскол, Орловская губ., Плахов Севастополь. Мои сайты http://rodasi.ucoz.ru/ и http://tradiciynk.ucoz.ru/ Все мои личны
РОДАСИ

РОДАСИ

Россия
Сообщений: 1178
На сайте с 2008 г.
Рейтинг: 801
Факторы толерантности в контексте развития белорусского общества (на примере Гомельского региона)
Ирина Безручка, историк
(Гомель)

На сегодняшний день межнациональные отношения в Беларуси не носят ярко выраженного характера и не перерастают в открытые конфликты, но, тем не менее, проблема развития толерантности в большей или меньшей степени актуальна для любого общества, в том числе и для Беларуси.

Достаточно большой по количеству этноконфессионной группой на Гомельщине были староверы (старообрядцы), которые не приняли церковную реформу 17 столетия в России и до 1906 года преследовались российским правительством. Их еще до недавнего времени называли “москали” или “московцы”. Еще в 60-е годы 20 века это было широко распространенное название. После раскола Русской православной церкви они бежали через границу Речи Посполитой от преследования российского правительства. Здесь они получали земли. И, что для нас важно отметить, они получали свободу вероисповедания. Они могли быть здесь староверами.
Староверы создали ряд слобод, которые и сейчас видны в нашей топографии. В Гомеле – Великая Спасова слобода – сразу за парком, где стоит красивая деревянная церковь. Белица некогда также была в основном староверской. Ветка – также слобода, которая стала крупным центром староверов. В середине 19 столетия староверов в Гомеле – 11 % населения. Чем занимались староверы? Некоторые занимались земледелием, огородничеством, но в основном -- торговлей. В начале 20 века на гомельском рынке “старовер с окладистой бородой” – примечательная фигура. Ветковские староверы контролировали всю торговлю. Документы не фиксируют конфликтных ситуаций белорусского населения со староверами, так как существовало экономическое разделение – белорусы в то время были преимущественно крестьянами.
Граф Николай Румянцев (1754 – 1826 гг.), который фактически являлся владельцем Гомеля, очень поддерживал староверов, они для него были “свои” на фоне местных униатов и католиков. Как пишет российский писатель Мельников–Печерский, “под покровительством Румянцева гомельские старообрядческие монастыри достигли цветущего состояния”. Старообрядцы выполняли торговые поручения графа, управляли его фольварками.
Таким образом, вместе с белорусской культурой существовала культура переселенцев из России. Характерным было то, что культуры эти мирно сосуществовали, но не смешивались. Хотя существовали взаимные культурные влияния. Ярким примером влияния культуры Беларуси на субкультуру староверов является “ветковская иконопись”, в которой заметен отход от византийского канона под влиянием барочного искусства Беларуси. В 18 столетии, когда в Беларуси господствовала барочная культура, на иконах ветковских старообрядцев появляются элементы интерьера, костюма, некоторые бытовые реалии, более живыми становятся образа. Влияние Ветковской школы иконописи пошло на Украину, в Молдавию, где также жили староверы. Языковеды отмечают влияние полесских говоров на язык старообрядцев, которые жили на Гомельщине. В быту белорусские староверы также отступали от традиций, которые они принесли с собой из России. Например, согласно традиции, староверам запрещалось иметь самовар и пользоваться им. Белорусские староверы обошли этот запрет, придумали, что они будут ставить самовар не на стол, а на лавку – тогда можно пользоваться.
Чернобыльская катастрофа ударила и по последним селам староверов. Тех деревень, где еще совсем недавно можно было найти интересные проявления жизни староверов, теперь просто нет. Деревни выселены, и таким образом самобытная культура отошла. Хотя на сегодняшний день в Республике Беларусь насчитывается около 20 тысяч человек, которые называют себя староверами, зарегистрированы 33 общины.
С течением времени на Гомельщине происходят значительные этнические и конфессионные изменения в составе населения, но общество не становится более однородным, не исчезает проблема сосуществования представителей разных культур и возможных конфликтов.
---
Ищу Володимирской, Владимирский, Исаков, Калугин , Кузнецов, староверов "поляков" АЛТАЙ; .Калугин, Новосиб., Артамохин Севастополь, Новый Оскол, Орловская губ., Плахов Севастополь. Мои сайты http://rodasi.ucoz.ru/ и http://tradiciynk.ucoz.ru/ Все мои личны
← Назад    Вперед →Страницы: ← Назад 1 2 * 3 4 5 6 ... 18 19 20 21 22 23 Вперед →
Модератор: dobby
Вверх ⇈