Староверы Ветки
Староверы, выходцы из России целый век жили в Гомельском районе со 2-й половины XVII века до 1764 г.
vam Москва Сообщений: 27505 На сайте с 2003 г. Рейтинг: 3593 | Наверх ##
2 июня 2009 21:02 РГАДА фонд Сенат
171 слда Климова … в стародуб полку в топальской сотни при речке ирпе …. поселена в прошлом 1708 г
173об жена Севского уезду Камарицкой дворцовой волости из деревни Фетивижа 177 жена Севского уезду дворцовой волости из села Крупца
182об Сухарев польской нацыи жена от рода еврейска 187об Акулов отец ево бывал из рыльска пос челк 189 пашах у из дер козловой бывали помка як Никит сына Корсакова
190об григорей торофимов … он гр и жена ево Камарицкой волости из села Дубовицкого дворцов крне сходил он за грцу в польшу и жил в слде косицкой 191) а в прошлом 735 … определен на житье в слду Климову
192об лаврентей Платонов сын еловицкой 40 лет от народа он еврейского жыл и крещен в прошлом 730 году за польскою грцею в слободе ветке 193 а живет он Лаврентий с шурином своим для своего лекарского промыслу в стародубе
199 она пападья и муж ея Севского уезду Камарицкой дворцовой волости из села Савицы
207об слда чуровичи поселение имеет в стародуб полку в топальской сотни при урочище долгом логу на землях бывшаго стародуб полков сотника ив маркова сына чернолужского а поселена в прошлом 1706 г
217 киселев гор торопца пос челк
220 он Никифор Павлов и жена ево Севского уезду из села крупцов дворцовые крне
224 вас ивв 60 лет Севского уезду Камарицкой дворцовой волости из села новоселок
227об в том же вас кудрявцова дворе у живущаго на том же дворе у Петра Климова сына Дуба живет наемной рабк Антон Ильин сын метлов 30 лет у него антона жена зеновья Гаврилова дочь 20 лет он и жена Севского уезду Камарицкой дворцовой волости из села Хомутовки по перепискам Ергольского и брянченинова не написаны по неже во время Ергольского переписки в той слде не жил а в переписку брянченинова был в отлучке для прокормления
234 слда злынка поселение имеет в стародуб полку в топальской сотни при речке злынке на землях полковничьих а поселена в прошлом 1703 г
во дв алексей гр сын шахов 80 лет вдов галиц уду из села бокланова бывал крн помка ив исаева сына Скрыпицына и из за оного помка сшел он в слду злынку тому лет с 30
говядинов (от туда же)
243об слда деменка поселение имеет в стародуб полку в топальской сотни при речке деменке на землях полковничьих тростянских а поселена в прошлом 1692 г
244об на том же дворе вдова Евгения Афон дочь клементьевская жена як сына Жукова 60 лет муж ея бывал Севского уезду Камарицкой дворцовой волости из села Калиновки крн а она из Смоленска пос челка дочь а в слду деменку пришла с мужем после переписки Ергольского тому лет з 20 у ней вдовы Евгении сын Никифор 245) 20 лет у Никифора жена просковья казмина дочь 22 лет из той же слды деменки а отец ея бывал дворцов же крн оногож села Калиновки по переписке брянченинова она вдова платит в год 75 копеек а в подушном окладе в великоросии сын ея не написан
245об во дв Иван петров сын безъугольной 50 лет Севского уезду Камарицкой дворцовой волости из села Калиновки и оттоль вышел с отцом своим тому 35 лет и жили в малой росии
246 сухоруков Севского уезду Камарицкой дворцовой волости из дерни Толченой
247 федяев мещев уду из села Зимницы дорогожансго мря бывал кркой сын
248 на том же дв Андрей Никит сын 248об гомов 50 лет Севского уезду Камарицкой дворцовой волости из села Калиновки и оттоль пришел в деменку после перси Ергольского тому лет з 20 у него Андрея жена Февронья як дочь 30 лет Рыльского уду из села Черемошок аднадворческая дочь у негож Андрея дочь Дарья полугоду
249 Картавой Камарицкой дворцовой волости из дерни гламаздиной дворцов крн
бутарев ис Курска бывали посацкие
249об кублов 82 лет вдов польской нацыи из Варшавы
пузевской белев уду из дер пузевской крн кн ив юрча Трубецкого
253 повидаков смолен губ Бельского уду из дни жаркиной бывал крн смолен шляхтича мих ив сына потемкина
259об слобода тимошкин перевоз поселение имеет в стародуб полку в топальской сотни над рекою ипутью на землях полковничьих в дачах тростянских в прошлом 1700 г
во дв Иван Фролов сын коновалов 60 лет польской нацыи из местечка мира и оттольвышел он в слду Тимошкин перевоз тому з 25 лет у него Ивана жена анна Антон дочь 50 лет из Москвы посацкая у негож Ивана дети казма 20 матрена 16 дарья 10 лет ульяна полугоду да у негож Ивана двоюрод брат Кондрат Логинов 40 лет полской же нацыи у Кондрата жена аксилья гр дочь 30 лет 260) из роскольничей слды деменки где ныне живет отец ея гр ив сын коробейников у кондратаж сын Илья 2 лет
журавкин 65 лет Севского уезду Камарицкой дворцовой волости из села чаянки 266 войскобойников из севска пос челк
261 работник логин Тарасов сын сапожников лет Севского уезду Камарицкой дворцовой волости из села Дубровки
271 слда свяцкая в стародуб полку в новомеской сотни при речке часе на землях киево Печерского мря а поселена в прошлом 1714 г
271об фоломыкин 70 лет слеп из Курска пос челк 275об подребинников 276 40 лет из Курска пос челк 277об кожемяка 278 из москвы посацкие топальцов малороссиянин стародубовском уду из села топали
282об матвей гавр сын козачеев 51 году он и жена Севского уезду Камарицкой дворцовой волости из села Гламаздина родн брата жена 283 из тогож села гламаздина из сев уду выходил он Матвей … за польскую грцу и жил в слде ветке и из грцы вышел … 735 г
285 кобанов из Москвы пос челк 288 у негож Леонтия карнеева во дворе живет в соседстве вдова Марья иевлева дочь михайловская жена ив сына лоскутова 70 лет у нея вдовы дети вас болшой 38 вас же меншой 32 лет из курска посацкие и оттоль вышли она з детьми своими за польскую грцу и жили в слде ветке 30 лет у вас большого жена анна Алексеева дочь 32 лет полской нацыи у васж большого дети вас 5 гр 4 тимофей 3 лет михла году у вас меньшого жена 288об Пелагея фдр дочь 30 лет ис Калуги отец ея бывал пос челк у васж меньшого дети ив 7 акулина 2 лет а в прошлом 731-м году по объявлении ея имп велва указу из слды ветки вышед она вд с оными детьми своими и явилась в глухов в канцелярии министерского правления и по доношению детей ея из оной канцрии указом определены на житье в слду свяцкую и по тому указу положено на детей ея платить подушных денег с 6 душ по 70 по 2 копейки с полукопейкою з души в год итого 4 рубли 35 коп а в великоросии в подушной оклад нигде дети ея не написаны
логутин из рыльска пос челк
297об работник сухоменок сев уду из села Дмитровки крн дворцов камариц волти наемн рабк плотников лет Севского уезду Камарицкой дворцовой волости а какова села или дерни … в малолетстве сказать не знает
299об гольской москов уду из села коломенского крн дворцов волти
307 слда шеломы … в стародубовском полку в топальской сотни при речке карне на землях бывш влца значкового товща афанасья зенченка а поселена в прошлом 1656 г
401 ложкарев болахон у из села хохломы крн дворцов волти
407 ардонь а поселена в прошлом 1710 г 425об на том же дворе безплатежная в хатке вд Аксинья Титова д ильин жена Титова 65 лет муж ея и она Севского уезду Камарицкой дворцовой волости из села хомутовки крне 246 и от толь сошла она с мужем и жили в малой росии а в ардонь пришла она вдова после переписки Ергольского тому 12 лет | | Лайк (1) |
РОДАСИ Россия Сообщений: 609 На сайте с 2008 г. Рейтинг: 888 | Наверх ##
13 июня 2009 7:17 13 июня 2009 7:18 vamvam написал: [q] РГАДА фонд Сенат[/q]
Спасибо огромное! Буду ждать еще Ваших подарков, в виде архивных данных. + --- Ищу Володимирской, Владимирский, Исаков, Калугин , Кузнецов, староверов "поляков" АЛТАЙ; .Калугин, Новосиб., Артамохин Севастополь, Новый Оскол, Орловская губ., Плахов Севастополь. Мои сайты http://rodasi.ucoz.ru/ и http://tradiciynk.ucoz.ru/ Все мои личны | | |
РОДАСИ Россия Сообщений: 609 На сайте с 2008 г. Рейтинг: 888 | Наверх ##
17 июня 2009 19:04 Факторы толерантности в контексте развития белорусского общества (на примере Гомельского региона) Ирина Безручка, историк (Гомель) На сегодняшний день межнациональные отношения в Беларуси не носят ярко выраженного характера и не перерастают в открытые конфликты, но, тем не менее, проблема развития толерантности в большей или меньшей степени актуальна для любого общества, в том числе и для Беларуси.
Достаточно большой по количеству этноконфессионной группой на Гомельщине были староверы (старообрядцы), которые не приняли церковную реформу 17 столетия в России и до 1906 года преследовались российским правительством. Их еще до недавнего времени называли “москали” или “московцы”. Еще в 60-е годы 20 века это было широко распространенное название. После раскола Русской православной церкви они бежали через границу Речи Посполитой от преследования российского правительства. Здесь они получали земли. И, что для нас важно отметить, они получали свободу вероисповедания. Они могли быть здесь староверами. Староверы создали ряд слобод, которые и сейчас видны в нашей топографии. В Гомеле – Великая Спасова слобода – сразу за парком, где стоит красивая деревянная церковь. Белица некогда также была в основном староверской. Ветка – также слобода, которая стала крупным центром староверов. В середине 19 столетия староверов в Гомеле – 11 % населения. Чем занимались староверы? Некоторые занимались земледелием, огородничеством, но в основном -- торговлей. В начале 20 века на гомельском рынке “старовер с окладистой бородой” – примечательная фигура. Ветковские староверы контролировали всю торговлю. Документы не фиксируют конфликтных ситуаций белорусского населения со староверами, так как существовало экономическое разделение – белорусы в то время были преимущественно крестьянами. Граф Николай Румянцев (1754 – 1826 гг.), который фактически являлся владельцем Гомеля, очень поддерживал староверов, они для него были “свои” на фоне местных униатов и католиков. Как пишет российский писатель Мельников–Печерский, “под покровительством Румянцева гомельские старообрядческие монастыри достигли цветущего состояния”. Старообрядцы выполняли торговые поручения графа, управляли его фольварками. Таким образом, вместе с белорусской культурой существовала культура переселенцев из России. Характерным было то, что культуры эти мирно сосуществовали, но не смешивались. Хотя существовали взаимные культурные влияния. Ярким примером влияния культуры Беларуси на субкультуру староверов является “ветковская иконопись”, в которой заметен отход от византийского канона под влиянием барочного искусства Беларуси. В 18 столетии, когда в Беларуси господствовала барочная культура, на иконах ветковских старообрядцев появляются элементы интерьера, костюма, некоторые бытовые реалии, более живыми становятся образа. Влияние Ветковской школы иконописи пошло на Украину, в Молдавию, где также жили староверы. Языковеды отмечают влияние полесских говоров на язык старообрядцев, которые жили на Гомельщине. В быту белорусские староверы также отступали от традиций, которые они принесли с собой из России. Например, согласно традиции, староверам запрещалось иметь самовар и пользоваться им. Белорусские староверы обошли этот запрет, придумали, что они будут ставить самовар не на стол, а на лавку – тогда можно пользоваться. Чернобыльская катастрофа ударила и по последним селам староверов. Тех деревень, где еще совсем недавно можно было найти интересные проявления жизни староверов, теперь просто нет. Деревни выселены, и таким образом самобытная культура отошла. Хотя на сегодняшний день в Республике Беларусь насчитывается около 20 тысяч человек, которые называют себя староверами, зарегистрированы 33 общины. С течением времени на Гомельщине происходят значительные этнические и конфессионные изменения в составе населения, но общество не становится более однородным, не исчезает проблема сосуществования представителей разных культур и возможных конфликтов. --- Ищу Володимирской, Владимирский, Исаков, Калугин , Кузнецов, староверов "поляков" АЛТАЙ; .Калугин, Новосиб., Артамохин Севастополь, Новый Оскол, Орловская губ., Плахов Севастополь. Мои сайты http://rodasi.ucoz.ru/ и http://tradiciynk.ucoz.ru/ Все мои личны | | Лайк (2) |
РОДАСИ Россия Сообщений: 609 На сайте с 2008 г. Рейтинг: 888 | Наверх ##
17 июня 2009 19:16 РУССКИЕ СТАРООБРЯДЦЫ В БЕЛАРУСИ На территории современной Беларуси старообрядцы появились во второй половине XVII - первой половине XVIII в. Всего на территории Речи Посполитой к моменту её первого раздела насчитывалось до 100 тыс. русских старообрядцев. Старообрядцы Беларуси не составляют однородной среды. Здесь сосуществуют и находятся в сложных отношениях несколько старообрядческих согласий: два поповских, три беспоповских (поморское, федосеевское и филиппоновское), много единоверцев. В дореволюционное время именно старообрядцы составляли значительную часть (до 1863 г. преимущественное большинство) русского населения. Наибольшие группы в середине XIX в. проживали в Гомельском, Витебском, Полоцком, Сенненском, Дисненском, Бобруйском и Борисовском поветах. Около 28% старообрядцев жило в городах. Сейчас основные места проживания старообрядцев-беспоповцев - Минск, Витебск, Полоцк, Гродно, Борисов, Бобруйск. Старообрядцы-поповцы в основном проживают в Гомельской области. Важнейшим духовным и организационным русского старообрядчества на территории Белоруссии была Ветка. Бежавшие из России старообрядцы основали в 1685 г. старообрядческую слободку в Ветке, которая вскоре становится центром старообрядчества поповского (беглопоповского) направления. В 1764 г. Ветка была разорена и эта ее роль перешла к Стародубью. Благодаря компактному расселению, приверженности своей вере и эндогамным бракам, они долгое время сохраняли свой традиционный уклад жизни и быта, поэтому долгое время не были втянуты в активные ассимиляционные процессы. В одежде старообрядцев долгое время сохранялись черты русского костюма. Мужчины носили длинный кафтан, жилет или поддевку, рубашку-косоворотку навыпуск, широкие штаны, сапоги с высокими голенищами, лапти. Женщины - сарафан, девушки - блузу с юбкой, зимой - длинный тулуп, шубу, меховой салоп. Костюм, предназначенный для совершения молитвы, который так и называется "моленный костюм", сохранился дольше. К примеру, обязательными атрибутами женского моленного костюма были и остаются большие платки, сколотые под подбородком и покрывающие большую часть фигуры. Исследователь русских старообрядцев в Беларуси С.Е. Никитина пишет: "Казалось бы, яркая и мощная культура автохтонного населения должна "подмять под себя" культуру пришельцев. Но этого не произошло. В настоящее время мы имеем две культуры, четко противопоставленные друг другу и отчетливо осознающие свои различия, т.е. две культуры с развитым самосознанием. Культурная рефлексия особенно присуща старообрядцам в силу сознательно стимулируемой отгороженности от конфессионально чуждых соседей" (http://philologos.narod.ru/nikitina/Part_09.htm) В советский период старообрядчество в Беларуси претерпевает существенные изменения: сокращается количество общин, наблюдается отток верующих, происходит стирание различий между старообрядческими толками и направлениями. В настоящее время в республике имеется старообрядческое Древлеправославное религиозное объединение, в которое входят 27 общин поморского толка и 10 старообрядческих общин разных толков, действующих автономно (http://president.gov.by/rus/map2/cult/cult2.html#4). Издания: Абрамов И. Старообрядцы на Ветке // Живая старина, 1907. № 3. Воронцова А.В. О полемике "ветковцев" с дьяконовцами: малоизученные полемические сочинения представилей "ветковского" согласия // Мир старообрядчества. Вып. 1. Личность. Книга. Традиции. Москва - Санкт-Петербург, 1992. С. 117-126. Кобяк Н.А., Кукушкина О. В. Филологические задачи в рамках комплексных исследований района старообрядческих слобод Брянщины и Гомельщины //Из истории фондов научной библиотеки Московского университета. М., 1978. Лилеев М. И. Из истории раскола на Ветке и в Стародубье XVII- XVIII вв. Киев, 1895. Лилеев М. И. Новые материалы для истории раскола на Ветке и в Стародубье в XVII-XVIII вв. Киев, 1893 Мальцев А. Н. Россия и Белоруссия в середине XVII в., М., 1974. Манаенкова А.Ф. Язык Ветки: Автореф. дис. ... д-ра филол. наук. Минск, 1974. Поташенко Г. Русские старообрядцы в Великом княжестве литовском: становление древлеправославной традиции // Мир истории. 2002. № 4 (http://www.historia.ru/2002/04/potashenko.htm) Сморгунова Е.М. Лингвистические проблемы в археографических исследованиях: (Языковые особенности русского старообрядческого населения) // Русские письменные и устные традиции и духовная культура. М., 1982. --- Ищу Володимирской, Владимирский, Исаков, Калугин , Кузнецов, староверов "поляков" АЛТАЙ; .Калугин, Новосиб., Артамохин Севастополь, Новый Оскол, Орловская губ., Плахов Севастополь. Мои сайты http://rodasi.ucoz.ru/ и http://tradiciynk.ucoz.ru/ Все мои личны | | Лайк (2) |
VLXY Новичок
Сообщений: 4 На сайте с 2009 г. Рейтинг: 2 | Наверх ##
14 августа 2009 14:40 А могли ли староверы Купреевки оказаться в Рославльских лесах и осесть там? --- ищу родственников д.Скоторж, д.Гутнево (Фроловы, Слеповы) | | |
Kannelur Начинающий
Сообщений: 38 На сайте с 2009 г. Рейтинг: 11 | Наверх ##
19 сентября 2009 18:46 А может кто-то встречал списки возвращающихся староверов из Польши, как я понял им выдавали паспорта? | | |
Виталий след Начинающий
Сообщений: 18 На сайте с 2009 г. Рейтинг: 6 | Наверх ##
20 сентября 2009 0:05 Здравствуйте, Вы не подскажите, когда и откуда на Алтай переместились староверы ? --- Восстанавливаю родословную, по линии отца НАЛИМОВЫ Медведьевы-Усть-Калманка староверы имели мельницу, Кипровы -Чесноковка, мамы Карповы, Чивелевы Топчихинский район, д. Ракиты, Волгариха, Колыванское, Алтайский край. | | |
Виталий след Начинающий
Сообщений: 18 На сайте с 2009 г. Рейтинг: 6 | Наверх ##
20 сентября 2009 0:13 Если у кого то есть информация о староверах образовавших в 1732 г. с. Усть-Калманка в Алтайском крае (ранее Томская губерния) и вообще что то с этим связанное чиркните пожалуйста, особо интерес к фамилии Налимовы Медведьевы, также интересно в каких фондах центрального архива алт.края можно найти отражение о мельницах, таковая была у предков, выяснилось при изучении ВС переписи 1917 года. --- Восстанавливаю родословную, по линии отца НАЛИМОВЫ Медведьевы-Усть-Калманка староверы имели мельницу, Кипровы -Чесноковка, мамы Карповы, Чивелевы Топчихинский район, д. Ракиты, Волгариха, Колыванское, Алтайский край. | | |
nametlena Новичок
Сообщений: 10 На сайте с 2009 г. Рейтинг: 2 | Наверх ##
10 декабря 2009 6:17тоже старовер мельник виталий привет!история моих предков схожа с твоей.староверы из Гомеля.и мельница тоже была но фамилия и село другие.ты ссылаешься на Вс перепись -где мне её посмотреть.?а тебе могу дать ссылку на хороший архивный сайт по алт краю -http//archives.vorotyntsev.name с уваж елена | | |
РОДАСИ Россия Сообщений: 609 На сайте с 2008 г. Рейтинг: 888 | Наверх ##
16 февраля 2010 19:20 СТАРОВЕРЫ (starover.religare.ru) постоянный адрес публикации: http://www.starover.religare.ru/article7174.html________________________________________ И. Н. Юркин "От города до города на прежния жилища" ("выгонки" беглых из-за польской границы в 30-х годах XVIII в. и распространение старообрядчества) 1733-1735 гг. – период массо¬вых "выгонок" российских беглых из пригранич¬ных с Россией территорий Польши и столь же мас¬совых последующих их переселений. Возможность для осуществления этих масштабных операций воз¬никла после вступления России в борьбу за польское наследство, конкретно – после перехода 30 сен¬тября 1733 г. на правый берег Вислы двадцатиты¬сячного русского корпуса под командованием гу-бернатора Лифляндии генерал-аншефа П.П.Ласси. Среди насильственно возвращённых в Россию было немало старообрядцев. А акция в районе Ветки, осуществлённая весной 1735 г., прямо преследовала цель разгромить крупнейший западный центр старообрядчества. Остановимся на некоторых подробностях этих событий, основное внимание сосредоточив не столько на "выгонках" (они в литературе описаны), сколько на том, как "выведенные из Польши" воз¬вращались в Россию. В качестве источников ис-пользуем документы фонда Тульской провинциаль¬ной канцелярии Тульского госархива и законода¬тельные материалы, опубликованные в Полном собрании законов (первом). Событиям в Ветке предшествовало пере¬селение беглых, задержанных за границей в 1733 – 1734 гг. Арестованных отправляли партиями из нескольких десятков человек. Документы сооб¬щают следующий маршрут их движения (в даль¬нейшем многократно повторявшийся): Белго¬род – Курск – Орёл – Мценск – Чернь – Тула – Серпухов. Колодники (крестьяне и однодвор¬цы) отсылались из канцелярии Киевского гене¬рал-губернатора фон Вейсбаха с именным реест¬ром и промеморией. С "выведенными" отправля¬ли солдат или рассыльщиков местной канцелярии. По прибытии в очередной город провожатых от¬пускали, а арестантов принимали в воеводскую канцелярию. Через день или два, дав новых со-провождающих, отправляли дальше (1). География рассылки определялась перво¬начальным местожительством задержанных, кото¬рое выясняли при их допросе. Партии комплекто¬вались так, чтобы свести к минимуму связанные с их сопровождением хлопоты. Их составляли из жителей уездов, находившихся неподалёку от избранного маршрута; при приближении к месту назначения от основной партии отделялись небольшие группы, сопровождавшиеся далее одним-двумя провожатыми. Так, партия, прибывшая в Тулу 6 мая 1734 г., состояла из жителей Московской и Санкт-Петербургской губерний, из городов (и относящихся к ним уездов) Москвы, Кашина, Коломны, Мурома, Костромы, Старой Руссы, Твери, Великого Новгорода, Торопца, Пскова и других (2). Медленно двигавшиеся группы постепенно таяли, причём не только потому, что от них отделялись добравшиеся до дома, но также из-за смертей и повторных побегов. Отметим, что в использованных документах, отражающих пересылки 1734 г., о расколе не упоминается. Но есть все основания полагать, что среди "выведенных" уже в это время были и старообрядцы. В первый день апреля 1735 г. российские войска – 5 полков под общим командованием полковника Якова Григорьевича Сытина – окружили старообрядческую Ветку и вошли в неё. Так началась её первая "выгонка". Операция эта готовилась давно. Ещё 31 июля 1734 г. в утверждённом императрицей документе (№ 6609 в ПСЗ) находим указание: "полкам приближаться таким образом, чтоб оныя все места, в которых те беглецы жилища имеют, вдруг войсками окружены и они забраны и выведены были в Российскую сторону, а жилища их разорить, чтоб впредь прибежища к поселению их не было". Здесь же – основные правила, которыми следовало руководствоваться при организации переселения (3). Предыдущие акции по возвращению в Россию проживавших в Польше беглых в известной мере подготовили власти к осуществлению весьма масштабной операции, в которую грозило вылиться расселение жителей Ветки и непосредственно связанных с нею слобод. На этот раз в Великороссию предстояло переселить, по одним данным, более 13 тысяч человек (4), по другим – до 40 тысяч (5)! Предвосхищая события, 18 февраля 1735 г. Сенат выпустил указ (№6691 в ПСЗ), определивший порядок рассылки и продовольствования (на время пребывания в пути) являющихся из-за границы беглых. Рассылать их вменялось на "прежния Подход ещё более унифицировался: "посадских и разных чинов людей и крестьян со всеми их по¬житками разослать на прежний жилища, кто отку¬да бежат". Тех, кто утверждал, что места прежне¬го жительства не помнит, следовало отправлять в Петербург для поселения в Ингерманландии. Ком¬пактное поселение старообрядцев не разрешалось. Данное им прежде разрешение селиться "в Украи¬не и при Украинской линии" отменялось. В рабо¬те с возвращёнными в Великороссию особое вни¬мание предлагалось обратить на выявление "рас¬кольнических учителей". Требовалось "всякими удобными способы разведывать, кто между ими есть наставники, учители, показывая, будто того желают ведать для определения их к ним, расколь¬никам, по-прежнему". Но в случае успеха дозна¬ния предлагалось "тех наставников и учителей всех взять под крепкий караул" и "держать до указа". Третий пункт указа подтверждал ранее установлен¬ные правила выдачи переселенцам провианта (16). Решение о рассылке старообрядцев на "пре¬жним жилища", полагая ослабить раскол путём их помещения в конфессионально чуждую среду, ко¬торая должна была их растворить или, по меньшей мере, нейтрализовать, в действительности лишь способствовало распространению раскола. Полу¬чилось, что с помощью властей по всем городам и весям были разосланы агитаторы, прошедшие ве¬ликолепную подготовку в крупнейшем центре за¬рубежного старообрядчества. Это стало очевидным очень скоро и потребовало принятия мер. Им по¬священ сенатский указ от 21 марта 1736 г. (в ПСЗ под №6928), более детально разработавший один из вопросов указа от 4 сентября 1735 г. Новый указ устанавливал очень жестокие наказания за распро¬странение раскола. По пункту первому старообряд¬цы, "совратившие правоверных", в случае дока¬зательства их вины, ссылались вечно на галеры, а их движимое и недвижимое имущество подлежало конфискации. Такому же наказанию подлежали и попустительствовавшие тому представители мест¬ной власти – сельские приказчики и старосты, в городах – бурмистры и ратманы. Особый пункт касался распространения старой веры через семью. В случае, если старообрядец желал крестить или венчать своих детей у священника господствующей церкви, совершать обряд тому разрешалось только "по чину церковному и по новоисправным треб¬никам". Отцы крестившихся должны были взять на себя обязательство (под присягой и с составле¬нием сказки) "тех детей своих... раскольнической прелести не учить, и к раскольническому учению не привлекать", более того, по достижении ими семилетнего возраста они должны были их "пред¬ставлять в церкви ко исповеди и Святых Тайн при-чащению". "Впредь расколу не содержать, но быть в правоверии твёрдым" обязаны были и те, кто по обряду официальной церкви сочетался браком Подтверждался запрет общения с "раскольническими злыми учителями" и требование, в случае, если они где "явятся, то таковых, ловя, отдавать в гражданския правительства, в которых принимать их, содержать в самых крепких местах под крепким караулом до указа, дабы они утечки и здравию своему повреждения учинить не могли". Местной администрации предписываюсь немедленно рапортовать о них Синоду, под страхом "за умедление тем командирам неотменнаго... штрафования" (17). Этот указ (печатный) через губернские и провинциальные административные структуры в апреле-мае 1736 г. был разослан во все города (18). В нашем распоряжении нет полной информации о возвращённых в Россию старообрядцах, дифференцированной по уездам, в которые они рассылались. Но есть данные по Тульскому и нескольким окрестным уездам за всю кампанию, пока осуществлялась высылка из Польши. Они относятся к 1743 г. В августе этого года в связи, возможно, с подготовкой ко второй ревизии, Камер-Коллегия по распоряжению Сената попыталась проверить, все ли из переселённых из Польши беглых старообрядцев были записаны в подушный оклад. Для "подлинной справки", сняв с присланных из сенатской конторы именных ведомостей точные копии, она послала их в губернии и провинции с тем, чтобы там, на местах, сравнили их с имеющимися переписными генералитетского свидетельства книгами и прочими ведомостями (19). В приложенных к указу копиях с именных списков персонально упомянуты 106 человек обоего пола, распределяющиеся по городам и уездам следующим образом: Алексин с уездом – 39 человек (36,8 % от общего числа); Одоев с уездом – 29 человек (27,4 %); Тула с уездом – 20 человек (18,7 %); Лихвнн с уездом – 8 человек (7,5 %); Епифань с уездом – 7 человек (6,6 % ); Крапивна с уездом – 3 человека (2,8 % ) (20). Имеются данные о том, в каких слободах на территории Польши жили беглые. Упомянуты 12 слобод и деревень, а именно: слобода Азаричи, слобода Буда, слобода Ветка, слобода (или деревня) Городянка (Городенки), слобода (деревня) Косецкая (Косицкая), слобода Костянтиновка (Костентиновка), слобода Леонтьева, слобода Михайловка, слобода Новый Крупец, деревня Побушки, деревня Романова и слобода Старый Крупец. По меньшей мере в трёх слободах: в са¬мой Ветке, Городянке и Косецкой – жили выходцы из разных уездов (из указанных в наших списках – в трёх – четырёх). Интересны данные о времени, когда беглецы пришли в Польшу. К сожалению, в списках указаны, как правило, относительные даты (в диапазоне от 1 года до 34 лет), использовать которые затруднительно, поскольку неясно, от какого времени произведен отсчёт – от "выгонки" (1735 г.) или от 1743 г., к которому относится указ Камер-оллегий. Но в ряде случаев (6 раз) даты абсолютные. Они охватывают ровно треть столетия. Самый ранний случай – крепостной из Крапивенского уезда, бежавший из России в 1700 г., самый поздний – дворовый человек из Лихвинского уезда, пришедший в слободу Городенки в 1733 г. (21). Судя по сравнительно равномерно распределённым относительным датам, "подпитка" Ветки пришлым населением на протяжении первой трети XVIII в. шла постоянно. "Выгонки" старообрядцев из Польши преследовали две основные цели: увеличение совокупного подушного сбора (путём возвращения в ряды плательщиков значительной по численности их группы) и борьбу со старообрядчеством. Вопроса, перекрыл ли прирост подати "себестоимость" "выгонки" (оценить последнюю непросто) здесь не касаемся. Но в плане борьбы с расколом эффект был достигнут прямо противоположный ожидаемому. "Турне" старообрядцев по городам России сопровождалось весьма эффективной по результатам пропагандой старой веры (относящиеся к концу 1740-х годов прямые свидетельства на этот счёт для той же Тулы мы уже приводили) (22). По завершении переселения старообрядцев на "прежния жилища" выявилось опасное (для государственной церкви) увеличение их численности в регионах, ранее сравнительно мало затронутых расколом. Фактически вся территория России, благодаря настойчивым усилиям административных и военных структур, оказалась "засеянной" старообрядчеством в его ветковской редакции. Надежды на то, что старообрядцы, расселённые среди приверженцев официальной церкви, откажутся от своих заблуждений и "обратятся", не оправдывались. Люди в своём большинстве глубоко религиозные, к тому же только что обиженные грубым вторжением властей в свою жизнь, отнюдь не собирались принимать веру, которую прямо с этой властью связывали. Напротив, многие из них, будучи талантливыми агитаторами, несмотря на строгие запреты, активно распространяли свои убежде¬ния – в результате немногочисленные явные "об-ращения" сопровождали куда более многочислен¬ные тайные "совращения". "Выгонки" беглых из Польши, прежде все¬го первая ветковская выгонка – важный эпизод в истории распространения старообрядчества в Рос¬сии в 30-40-е годы XVIII в. ПРИМЕЧАНИЯ 1. Государственный архив Тульской области (да¬лее – ГАТО). Ф.55. Оп.1. Д.3305. Л.5,8. 2. Там же. Л.9-12. 3. ПСЗ-1. № 6609. С.382. 4. Лилеев М.И. Из истории раскола на Ветке и в Стародубье XVII-XVIII вв. Киев,1895. С.302. 5. Мельников П.И. Очерки поповщины //Мельников-Печерский П.И. Полное собрание сочинений. Т.13. СПб.;М.,1898. С.119. 6. ПСЗ-1. № 6691. С.481. 7. ГАТО. Ф.55. Оп.1. Д.4257. Л.1-1об. 8. Там же. Д.3544. Л.1-1об. 9. Там же. Л.4-5. 10. Там же. Д.4257. Л.З. 11. Там же. Д.3544. Л.7-7 а. 12. Там же. Л.6, 8, 8об., 12 – 12об. 13. Там же. Л.17-29об. 14. Там же. Л.27об., 30~31об. 15. Там же. Л.33-35. 16. ПСЗ-1. № 6802. С.573-575. 17. Там же. № 6928. С.791. 18. ГАТО. Ф.55. Оп.1. Д.3879. Л.1-1об., 4. 19. Там же. Д.6234. Л.1-1об. 20. Там же. Л.2-11об. 21. Там же. Л.4, 10. Юркин И.Н. Связи Тулы со старообрядчес¬кими центрами в 1-й пол. XVIII в. // Старообрядчество: история, культура, современность: Материалы. М.,1998. С. 147. Источник: Самарское Староверие --- Ищу Володимирской, Владимирский, Исаков, Калугин , Кузнецов, староверов "поляков" АЛТАЙ; .Калугин, Новосиб., Артамохин Севастополь, Новый Оскол, Орловская губ., Плахов Севастополь. Мои сайты http://rodasi.ucoz.ru/ и http://tradiciynk.ucoz.ru/ Все мои личны | | Лайк (2) |
|