Эпиграфические памятники, написанные старотатарским языком
эпиграфические памятники, написанные старотатарским языком на территории Республики Татарстан, Республики Башкортостан, Иркутской области, Кировской области, Оренбургской области, Саратовской области, Самарской области.
TuganN1a2b (P43) В226  д.Урман-Гирей( Андыш) - г. Янаул Сообщений: 746 На сайте с 2015 г. Рейтинг: 18931 | Наверх ##
5 июня 2022 10:58 Мулла Ахмади бин Ихсан бин Гомер бин Кадырмет бин Саид бин Ирман бин Исанкул аль-Мамсави ملا احمدی بن احسان بن عمر بن قدرمت بن سید بن ايرمن بن ايسانقل لممسویТретий имам. Родом из деревни Мамся, что недалеко от Ташкичу. Отец мулла Ихсан бин Гомер был имамом в деревне Бурбаш там прожил жизнь и умер. Мать – Салимаджан – дочь муллы Шамсетдина бин Хисаметдина бин Габделхамида аль-Сабави, сестра муллы Джамалетдина [бин Шамсетдина аль-Сабави]. После смерти муллы Фазыля, Ахмади стал имам-хатыбом и мударрисом в каменной мечети. Живя в медресе у Габдуллы бин Яхъя в Мачкаре, получил образование и смолоду стал хальфой. Славился своей правильностью и благонравием, справедливостью и трезвостью ума, выделялся скромностью. Из его учеников: родной брат мулла Мухаммади, мулла Габдулла бин Габделгаффар бин Сагид аль-Казани, мулла Габделгани бин Салих, мулла Хафизетдин бин Насиретдин бин Габдессалям и его брат Борханетдин и другие. Умер в 1287 (1870) году в месяце Рамадан. Похоронен на кладбище Мазарбаша. Перед смертью сказал махалле: «Не говорю, чтобы ставили после меня моего сына, Великий Аллах даст вам благосостояние. Вам в большую деревню нужен учёный с большими знаниями». В последние дни в шакирды разошлись из его медресе, осталось только два человека. «Если после останетесь в моём медресе, то пользы от друзей и товарищей не будет, от этого и польза от учителя будет такова», – сказав, освободил их. Мустафад-ел-эхбар фи эхвали Казан ва Булгар, 2 том 205-206 стр. Жена Нагима – дочь Хибатуллы бин Динмухаммед из Салауча. Он женился на не в 52 года, в 1862 году, поэтому это его вторая жена, заключает Р. Фахретдин в «Асар»е 15-я часть, №432. В ходе поездки на кладбище в Мазарбаш, обнаружились камни имама Ахмади и его сына имама Мухаммедсабира. Ниже приведём текст: Бисмилләһи-р-рахмәни- -р-рәхим. Куллю мән 'аләйһә фәәнин. Һәәзә мәркадь әл-имам вә мөдәррис мелла Әхмәди бине мелла Ихсан. Рамазан Шәриф аенда вафат 1870-нче елда мила- -дия илә Правая сторона: 57 яшендә Левая сторона: дәфен киленде. Размеры камня: высота 100 см, ширина 30 см, глубина: 10 см. https://vk.com/@epigraphy-mull...said-bin-i --- https://drive.google.com/file/d/1Q5F_-uow_tmQvml9E3y3nBUZIO1woWYv/view?usp=sharing | | Лайк (1) |
TuganN1a2b (P43) В226  д.Урман-Гирей( Андыш) - г. Янаул Сообщений: 746 На сайте с 2015 г. Рейтинг: 18931 | Наверх ##
9 июня 2022 8:28 9 июня 2022 8:31 МОЛИТВА НА КАМНЕ. СВЯЩЕННЫЕ ЭПИТАФИИ ПРЕДКОВ. Художественная резьба по камню в Среднем Поволжье XIII-XVI веков Самым северным пунктом распространения булгарских эпитафий является посёлок Гурья-Кала Балезинского района Удмуртии, самым южным -деревня Правая Волга Сызранского района Куйбышевской области. Самая восточная находка обнаружена в селе Старое Байрамгулово Учалинского района Башкортостана, на западе булгарские эпитафии охватывают восточные районы Чувашии. Известные по письменным источникам и материалам экспедиций булгарские эпиграфические памятники XIII-XIV веков картографированы в девяноста двух населённых пунктах. В них выявлено около четырёхсот булгарских намогильных камней 80-х годов XIII - середины XIV веков. Около ста пятидесяти памятников сохранились в Болгарском городище, на месте столицы Волжской Булгарии. Булгарские намогильные камни имеют вид плоского параллелепипеда с толщиной от семнадцати с половиной до двадцати двух сантиметров, шириной от пятидесяти двух до шестидесяти двух сантиметров и длиной от ста пятидесяти трёх до двухсот двадцати сантиметров. На лицевой, редко по боковым сторонам, размещается текст, сочетаемый с резным орнаментом. Надгробия устанавливались вертикально в изголовье погребённого, лицевой стороной на восток, и врывались в землю, для чего четвёртая или пятая часть плиты оставалась не обработанной. Боковые части и оборотная сторона памятников обрабатывались только в случае нанесения надписи или орнамента. Поверхность лицевой стороны камня состоит из завершения памятника с аркой или без неё (оголовник), где наносится кораническая формула или орнамент; основной части, где располагается текст, и основания. Тексты эпитафий оформлялись рельефным или врезанным (углублённым) почерком куфи, сульс, насх и другими. В отличие от надписей на металле, булгарских печаток, надпись на надгробиях "ясная", буквы крупные, чёткие. Только тексты некоторых эпитафий, отличающихся своей величиной и пышностью оформления, вырезаны трудно читаемой арабской вязью. http://tatarica.narod.ru/cult/miras/tash.htm
  --- https://drive.google.com/file/d/1Q5F_-uow_tmQvml9E3y3nBUZIO1woWYv/view?usp=sharing | | Лайк (1) |
TuganN1a2b (P43) В226  д.Урман-Гирей( Андыш) - г. Янаул Сообщений: 746 На сайте с 2015 г. Рейтинг: 18931 | Наверх ##
9 июня 2022 11:39 9 июня 2022 11:42 Память каменной вязиПодробнее: http://kazan-journal.ru/news/k...1412084072Адмиралтейское кладбище По версии некоторых авторов, это кладбище относится к эпохе Казанского ханства. Но объективных фактов, подтверждающих эту точку зрения, нет. Никто из известных учёных и исследователей, занимавшихся вопросами мусульманских кладбищ Казани, начиная с Шигабутдина Марджани и продолжая именами Г. Рахима, Г. Губайдуллина, Г. Ахмерова, С. Вахиди, не упоминали о находках старинных надгробий кладбища Адмиралтейской слободы, или как она называлась среди татар — Бишбалта. Сторонники версии о старинных корнях кладбища Бишбалта приводят в пример найденные там камни с датировкой 1320-х годов. Такие надгробия действительно есть. Но не надо забывать, что даты на мусульманских надгробиях писались по хиджре — мусульманскому лунному календарю. И 1300-е годы соответствуют в таком случае началу XX века. Вероятно, что татарское кладбище, существовавшее ещё во времена Казанского ханства, всё же было. Но располагалось оно, скорее всего, чуть дальше, в районе Петрушкина двора. На картах Казани кладбище Бишбалта появляется в конце XVIII века, самые ранние камни, найденные на нём, можно датировать серединой XIX века, да и то лишь по палеографическим особенностям — многие надгробия сохранились фрагментарно и определить даты их установки невозможно. Точная дата одного из старых камней — 1910 год. Всего на кладбище слободы Бишбалта было выявлено 25 арабографических памятников. С 1875 года попечителем кладбища был назначен отец Галимджана Баруди, Мухамеджан Галеев. Поскольку кладбище находилось недалеко от воды, каждую весну его территория подтапливалась. В 1879 году санитарная комиссия Городской думы предложила по этой причине закрыть кладбище. И только благодаря стараниям Мухамеджана Галеева оно было сохранено. В настоящее время кладбище Бишбалта уже не действует. Фрагмент могильного камня XIX века. Кладбище Адмиралтейской слободы.
 --- https://drive.google.com/file/d/1Q5F_-uow_tmQvml9E3y3nBUZIO1woWYv/view?usp=sharing | | Лайк (1) |
TuganN1a2b (P43) В226  д.Урман-Гирей( Андыш) - г. Янаул Сообщений: 746 На сайте с 2015 г. Рейтинг: 18931 | Наверх ##
1 июля 2022 19:43 5 июля 2022 20:22 --- https://drive.google.com/file/d/1Q5F_-uow_tmQvml9E3y3nBUZIO1woWYv/view?usp=sharing | | Лайк (1) |
TuganN1a2b (P43) В226  д.Урман-Гирей( Андыш) - г. Янаул Сообщений: 746 На сайте с 2015 г. Рейтинг: 18931 | Наверх ##
5 июля 2022 20:19 5 июля 2022 20:20 Наверное все-таки лучше начать с первой книги Усманова. На сегодня их пока 14. ВЕНЕР МУДАРИСОВИЧ УСМАНОВ Эпиграфические памятники Татарской Каргалы. Книга 1 Академия наук Республики Татарстан, Казань 2019 г. https://darul-kutub.com/books/1344/ --- https://drive.google.com/file/d/1Q5F_-uow_tmQvml9E3y3nBUZIO1woWYv/view?usp=sharing | | |
TuganN1a2b (P43) В226  д.Урман-Гирей( Андыш) - г. Янаул Сообщений: 746 На сайте с 2015 г. Рейтинг: 18931 | Наверх ##
8 июля 2022 13:09 18 июля 2022 10:13 --- https://drive.google.com/file/d/1Q5F_-uow_tmQvml9E3y3nBUZIO1woWYv/view?usp=sharing | | |
TuganN1a2b (P43) В226  д.Урман-Гирей( Андыш) - г. Янаул Сообщений: 746 На сайте с 2015 г. Рейтинг: 18931 | Наверх ##
17 июля 2022 12:27 --- https://drive.google.com/file/d/1Q5F_-uow_tmQvml9E3y3nBUZIO1woWYv/view?usp=sharing | | |
TuganN1a2b (P43) В226  д.Урман-Гирей( Андыш) - г. Янаул Сообщений: 746 На сайте с 2015 г. Рейтинг: 18931 | Наверх ##
19 июля 2022 6:51 Усманов В.М. Башкортстан Республикасы татар эпиграфик һәйкәлләре: Уфа. – Казан
Прикрепленный файл (Уфа.pdf, 8256500 байт)--- https://drive.google.com/file/d/1Q5F_-uow_tmQvml9E3y3nBUZIO1woWYv/view?usp=sharing | | |
TuganN1a2b (P43) В226  д.Урман-Гирей( Андыш) - г. Янаул Сообщений: 746 На сайте с 2015 г. Рейтинг: 18931 | Наверх ##
20 июля 2022 6:58 ВЕНЕР МУДАРИСОВИЧ УСМАНОВ Эпиграфические памятники Татарской Каргалы. Книга 4 Академия наук Республики Татарстан, Казань
 --- https://drive.google.com/file/d/1Q5F_-uow_tmQvml9E3y3nBUZIO1woWYv/view?usp=sharing | | |
TuganN1a2b (P43) В226  д.Урман-Гирей( Андыш) - г. Янаул Сообщений: 746 На сайте с 2015 г. Рейтинг: 18931 | Наверх ##
20 июля 2022 7:07 20 июля 2022 7:08 Памятники мусульманской культуры на Южном Урале. Ч. 2: Варна и Троицк Самый древний сохранившийся (условно) архитектурный памятник в Челябинской области возведен в XIV–XV вв., т.е. во время господства Золотой Орды в этих степях. Это так называемая «башня Тамерлана» (или мавзолей Кесене), находящаяся в 3 км. к востоку от поселка Варна. О принадлежности этого мавзолея ко времени Улуса Джучи говорят строительный материал (стандартный кирпич квадратной формы), схожая архитектура с аналогичными золотоордынскими памятниками, мусульманский обряд погребения (с отклонением от канона) и наличие у погребенных характерных серег в виде знака вопроса. Со временем мавзолей сильно обветшал, и в 80-е гг. XX века его остов был обнесен кирпичом, сделанным, кстати, по средневековым технологиям (оба образца кирпичей – средневековый и современный – выставлены в местном краеведчексом музее). Много интересной информации об этом памятнике содержится здесь, но некоторые суждения автора выглядят фантастическими (в прямом смысле). Вообще, множество мифов и баек окутано вокруг этого памятника. Однако академические исследователи аргументировано развеивают их.  https://ageev-vadim.livejournal.com/6768.html --- https://drive.google.com/file/d/1Q5F_-uow_tmQvml9E3y3nBUZIO1woWYv/view?usp=sharing | | |
|