Загрузите GEDCOM-файл на ВГД   [х]
Всероссийское Генеалогическое Древо
На сайте ВГД собираются люди, увлеченные генеалогией, историей, геральдикой и т.д. Здесь вы найдете собеседников, экспертов, умелых помощников в поисках предков и родственников. Вам подскажут где искать документы о павших в боях и пропавших без вести, в какой архив обратиться при исследовании родословной своей семьи, помогут определить по старой фотографии принадлежность к воинским частям, ведомствам и чину. ВГД - поиск людей в прошлом, настоящем и будущем!
Вниз ⇊

Эпиграфические памятники, написанные старотатарским языком

Эпиграфические памятники, написанные старотатарским языком на территории Республики Татарстан, Республики Башкортостан, Иркутской области, Кировской области, Оренбургской области, Саратовской области, Самарской области.

← Назад    Вперед →Страницы:  1 2 Вперед →
Модераторы: ЮрийАлекс-41, Asmodeika
Tugan
N1a2b (P43) В226

Tugan

д.Урман-Гирей( Андыш) - г. Янаул
Сообщений: 753
На сайте с 2015 г.
Рейтинг: 18531
---
https://drive.google.com/file/d/1Q5F_-uow_tmQvml9E3y3nBUZIO1woWYv/view?usp=sharing
Tugan
N1a2b (P43) В226

Tugan

д.Урман-Гирей( Андыш) - г. Янаул
Сообщений: 753
На сайте с 2015 г.
Рейтинг: 18531
Библиография татарской эпиграфики

Агеев В.В. Касимовский мусульманский некрополь: история и перспективы изучения // Древности Поочья. Сборник научных работ к 60-летию В.В. Судакова / Сост. А.А. Гомзин, В.И. Завьялов, И.Г. Кусова; отв. ред. А.О. Никитин. Рязань: РИКО, 2016. С. 264-274.
Агеев В.В. Надгробия касимовских татар как исторический источник // XI Фаизхановские чтения: Ислам в Рязанской области: прошлое, настоящее и будущее. Материалы XI Всероссийской научно-практической конференции г. Рязань, 14 апреля 2015 г. М, 2016. С. 85-89.
Аджигалиев С.И. Особенности мемориальной эпиграфики Западного Казахстана // Известия ИАНРК. Серия филологическая. Алма-Ата, 1994. № 1. С. 44-57.
Андреев Н.А. Чувашские порядковые числительные в сравнении с порядковыми числительными булгарских намогильных памятников // Ученые записки / НИИ яз., лит. и истории при Совете Министров Чуваш. АССР. Чебоксары, 1956. Вып. 14 С. 236–245.
Ахмаров Г.Н. Заметки о происхождении нескольких кладбищ при татарских селениях Волжско-Камского края // ИОАИЭ. Казань, 1893. Т. XI, вып. 3. С. 277.
Ахметзянов М.И. О лексике татарских эпитафий XVII–XVIII вв. // Историко-лингвистический анализ старописьменных памятников. Казань, 1983. С. 75-84.
Ахметзянов М.И. Тайны эпитафий // История Лаишевского края. Без указания места издания, 1997. С. 114-117.
Ахметзянов М.И. Болгар теленең язмышы (Эпиграфика материаллары буенча) // Татарская археология. Казань, 1998. № 1(2). С. 99-120.
Ахметзянов М.И. Биектау төбәгенең XIII–XVII гасырлардан калган татар эпиграфикасы // Очерки истории Высокогорского района Республики Татарстан. Казань, 1999. С. 90-123.
Ахметзянов М.И. Үлгәннәрнең каберен бел. Әлмәт төбәге эпиграфик истәлекләре. Казан, 2000. 158 б.
Ашмарин Н.И. Болгарские надписи, найденные около с. Тукмакла // Известия общества исследования и изучения Азербайджана. Баку, 1928. № 5. С. 16-21.
Ашмарин Н.И. О мусульманском камне в загородном архирейском доме в Казани // ИОАИЭ. Казань, 1905. Т. 21, вып. I. С. 92-112.
Әхмәтҗанов М.И. Әстерхан өлкәсе татар зиратлары һәм алардагы кабер өсте культурасы // Милли-мәдәни мирасыбыз: Әстерхан татарлары. Казан, 2017. Б. 9-52.
Әхмәтҗанов М.И. Татарстандагы татар зиратлары ташбилгеләре язмалары. Беренче кисәк. Казан, 2016. 92 б.
Әхмәтҗанов М.И. Ташларның да тамыры бар // Милли-мәдәни мирасыбыз: Пермь татарлары. Барда. Казан, 2017. Б. 9-48.
Башкиров А.С. Памятники булгаро-татарской культуры на Волге. Казань, 1929. 117 с.
Бороздин И.Н. Два татарских надгробия близ городища Иски Казань // МОРРП ТАССР. Казань, 1930. Вып.4. С. 58-65.
Борисов В.Л. Мусульманская надпись из деревни Куземетьево // ИОАИЭ. Казань, 1899. Т. 15, вып.4.
Булатов А.Б. Булгарские эпиграфические памятники XIII–XIV вв. Правобережье Волги // Эпиграфика Востока, XVI. М.-Л.: Наука, 1963. С. 56-71.
Булатов А.Б. Эпиграфические памятники Закамья // Ученые записки НИИЯИИЭ. Чебоксары, 1967. С. 198-215.
Валеев Ф.Х. Орнамент казанских татар. Казань: Таткнигоиздат, 1969. 202 с.
Валеев Ф.Х. Древнее и средневековое искусство Среднего Поволжья. Йошкар-Ола: Марийское книжное издательство, 1975. 216 с.
Валеев Ф.Х. Архитектура и искусство Волжско-Камской Булгарии // Ученые записки Казанской государственной консерватории. Казань, 1970. Вып. 4. С. 79-110.
Валеев Ф.Х. Архитектурно-декоративное искусство Казанских татар. Сельское жилище. Йошкар-Ола: Марийское книжное издательство, 1975. 92 с.
Валеев Ф.Х. Народное декоративное искусство Татарстана. Казань: Таткнигоиздат, 1984. 171 с.
Валеева-Сулейманова Г.Ф., Шагеева Р.Г. Декоративно-прикладное искусство казанских татар. М.: Советский художник, 1990. 215 с.
Валеева Д.К. Художественная резьба в архитектуре и эпиграфике золотоордынских булгар // Татарская археология № 1 (2). Казань, 1998. С. 88-98.
Валеева Д.К. Искусство волжских булгар периода Золотой Орды (XIII–XIV вв.). Казань: Фикер, 2003. 230 с.
Валеев Р.М., Мухаметшин Д.Г. Великий Болгар — памятник булгаро-татарской цивилизации. Анкара, 2000. 192 с. илл.
Вельяминов-Зернов В.В. Исследования о Касимовских царях и царевичах. Ч. I. 1863. Ч. II. 1864. Ч. III. 1866.
Вознесенский П.Н. Надгробные камни в Жукотинском округе по левую сторону Камы. Сорочьи горы на Каме // ИОАИЭ. Казань, 1894. Вып. I. С. 75-78.
Воробьев Н.И. О болгаро-татарских надгробных камнях Мамадышского кантона ТАССР // МОРРП ТАССР. Казань, 1929. Вып. III. С. 11-14.
Гайнетдинов А.М. Арча районы эпиграфик истәлекләре. Казан: ТР ФА Ш.Мәрҗани исем. Тарих институты, 2016. 456 б.
Гайнетдинов А.М. Әтнә районы эпиграфик истәлекләре. Казан: ТР ФА Ш.Мәрҗани исем. Тарих институты, 2017. 556 б.
Гайнетдинов А.М. Казанның Бишбалта бистәсе эпиграфик истәлекләре // Казан: ТР ФА Ш.Мәрҗани исем. Тарих институты, 2018. 68 б.
Гайнетдинов А.М. Ташка язу осталары бертуган Солтанбәковлар // Гасырлар авазы. Эхо веков, 2015. № 3-4. Б. 254-258.
Гайнетдинов А.М. Өйрәнелгән таш шомара, яткан таш мүкләнә // Милли-мәдәни мирасыбыз: Арча. Казан, 2017. Б. 71-88.
Гариф Н.Г. Болгар-татар ташъязмалары / Булгаро-татарские надгробные камни. Казан: Иман, 2012. 308 б.
Гариф Н.Г. Казан ханлыгы чорына караган эпиграфик ташларны барлау, исәпкә алу һәм аларга статистик анализ // Фәнни Татарстан. № 2. 2019. Б. 167-174.
Гариф Н.Г. Казан ханлыгы чоры ташъязмалары. Казан: ТФА Тарих институты басмаханәсе, 2010. 128 б.
Гомәров И.Г., Усманов В.М. Көрнәленең тарихына ташлар шаһит (Коры Көрнәле авылындагы ташъязма истәлекләр) // Коры Көрнәле авылы тарихы. Казан, 2018. Б. 18-38.
Денике Б.П. Орнаментация минарета «Малого столба» в Болгарах // МОРРП ТАССР. Казань, 1928. Вып. II. С. 5-10.
Drozd, Andrzej Corpus Inscriptionum Tartarorum Poloniae et Lithuaniae. Warszawa, 2016. 614.
Дульский П. Несколько слов по поводу орнаментики памятников XVI–XVII вв. // МОРРП ТАССР. Казань, 1929. Вып. III. С. 22-27.
Егерев В.В. Архитектура города Болгара // МИА № 61. Москва, 1958. С. 360-392.
Износков И.А. Эпиграфический памятник Волжской Булгарии // ИОАИЭ. Казань, 1893. Т. II, вып.3. Отдельный оттиск.
Ильминский Н.И. Татарские надписи из времен Казанского ханства в Лаишевском уезде // Записки Археологического общества. Москва, 1851. Т. III. С. 114-118.
Калинин Н.Ф. Булгаро-татарские эпиграфические памятники как исторический источник // Тезисы докладов на конференции по археологии, древней и средневековой истории народов Поволжья в Казани в 1956 г. Казань, 1956. С. 25-31.
Катанов Н.Ф. Эпиграфический памятник Волжской Булгарии // ИОАИЭ. Казань, 1905. Т. 21. Вып. 3. С. 1-8.
Катанов Н.Ф. Эпиграфический памятник Волжской Булгарии // Казанский музейный вестник. № 1-2. Казань, 1921. С. 54-57.
Кобеко Д.Ф. Надгробные надписи в Касимове // Труды Рязанской ученой архивной комиссии. 1892. Т. VII. Вып. 4.
Кобеко Д.Ф. Еще о надгробных надписях в Касимове // Труды Рязанской ученой архивной комиссии. 1894. Т. IX.
Корнилов П.Е. К орнаментике булгаро-татарского резного камня // МОРРП ТАССР. Казань, 1929. Вып. 3. С. 53-55.
Корнилов П.Е. К изучению эпиграфического резного камня болгаро-татарской эпохи // МОРРП ТАССР. Казань, 1929. Вып. 3. С. 1-4.
Кузьмин-Юманади Я.Ф. Об истоках «булгарской эпиграфики второго стиля» // Формирование и функционирование татарского языка. Казань, 1986. С. 22-34.
Кузьмин-Юманади Я.Ф. О чувашских словах в булгарских эпитафиях // Истоки татарского литературного языка. Казань, 1988. С. 72-88.
Магницкий В.К. Старые, оставленные кладбища во втором стане Чебоксарского уезда // Казанские губ. ведомости № 46. 1866.
Малов С.Е. Булгарские и татарские эпиграфические памятники // Эпиграфика Востока. М.-Л., 1947. Вып. I. С. 38-45.
Малов С.Е. Булгарская и татарская эпиграфика // ЭВ. М.-Л., 1948. Вып. II. С. 41-48.
Марданов Р.Ф. Археографические находки из Заказанья // Заказанье: Проблемы истории и культуры. Материалы конференции. Казань: Заман, 1995. С. 145-147.
Марданов Р.Ф., Хадиев И.Г. Таш архив серләре // Эхо веков. 2002. № 3-4.
Марданов Р.Ф., Хадиев И.Г. Некоторые итоги изучения эпиграфических памятников Кукморского района РТ (предварительное сообщение) // Диалог культур Евразии. Проблемы истории и археологии. Изучение и сохранение историко-культурного наследия. Под ред. А.А. Бурханова. Казань, 2001. Вып. 2. С. 382-385.
Мәрданов Р.Ф. Хадиев И.Г. Әгерҗе төбәгенең ташъязма истәлекләре. Казан: Тамга, 2008. 148 б.
Мәрданов Р.Ф. Хадиев И.Г. Әтнә төбәгенең ташъязма истәлекләре. Казан: Татар. кит. нәшр., 2018. 595 б.
Мәрҗани Ш. Мөстәфад әл-әхбәр фи әхвәли Казан вә Булгар. Казань: Таткнигоиздат, 1989. 415 б.
Муллин И.Р. Горячее дыхание холодных камней // Национально-культурное наследие. Дрожжаное. Казань, 2016. С. 21-34.
Мухамадиев А.Г. Монеты как источник по изучению булгарского языка // Исследования по источниковедению истории Татарии. Казань, 1980. С. 122-136.
Мухамадиев А.Г. Булгаро-татарская монетная система XII–XV вв. Москва: Наука, 1983. 165 с. С таб.
Мухамадиев А.Г. Древние монеты Поволжья. Казань: Таткнигоиздат, 1990. 192 с.
Мухаметшин Д.Г. Молитва на камне // Казань. № 11-12. 2002. С. 64-70.
Мухаметшин Д.Г. Мемориальная эпиграфика города Болгара // МИРАС – НАСЛЕДИЕ. Том 1. Татарстан – Крым. Город Болгар и изучение татарской культуры в Татарстане и Крыму в 1923–1929 гг.: в 2 т. / Сост. и отв. ред. C.Г. Бочаров, А.Г. Ситдиков. Казань, 2016. С. 312-447.
Мухаметшин Д.Г. Резьба по камню в Среднем Поволжье по материалам эпиграфики XIII–XIV вв. Поволжье в Средние века. Нижний Новгород, 2001. С. 100-101.
Мухаметшин Д.Г. О новых эпиграфических памятниках Болгарского городища // Из истории культуры и быта татарского народа и его предков. Казань: Издательство КФАН СССР, 1976. С. 60-71.
Мухаметшин Д.Г. Об орнаментике эпиграфических памятников города Болгара // Древности Волго-Камья. Казань, 1977. С. 103-110.
Мухаметшин Д.Г. О региональных вариантах булгарских эпиграфических памятников XIII–XV вв. // Северное Причерноморье и Поволжье во взаимоотношениях Востока и Запада в XII–XVI вв. Ростов на Дону: Издательство Ростовского университета, 1989. С. 32-38.
Мухаметшин Д.Г. Социальная терминология булгарских эпитафий XIII–XIV вв. // Историко-археологическое изучение Поволжья. Межвузовский сборник. Йошкар-Ола, 1994. С. 100-107.
Мухаметшин Д.Г. Топонимы Биляр и Сувар на материалах нумизматики и эпиграфики // Биляр и Волжская Булгария. Изучение и охрана археологических памятников // Тезисы научной конференции. Билярск, сентябрь 1997 г. Казань: Фест, 1997. С. 59-61.
Мухаметшин Д.Г., Хакимзянов Ф.С. Эпиграфические памятники Болгара // Город Болгар. Очерки истории и культуры. Москва: Наука, 1987. С. 143-158.
Мухаметшин Д.Г., Хакимзянов Ф.С. Эпиграфические памятники города Булгара. Казань: Таткнигоиздат, 1987. 128 с.
Мухаметшин Д.Г. Эпиграфические памятники Болгарского городища // Первое в Поволжье археолого-этнографическое совещание. Тез. док. Казань, 1974. С. 46.
Мухаметшин Д.Г. Эпиграфические памятники Казанского ханства как исторический источник // Из истории Золотой Орды. Казань, 1993. С. 118-133.
Радлов В.В. Разбор надписей надгробных камней найденных в 1886 году внутри текии Шах Али хана в Касимове // Записки Императорской Академии Наук. Том 61. Кн. 1. СПб, 1889. С. 1-8.
Рахим А. О двух татарских надгробных памятниках XVII в. // Материалы по охране, ремонту и реставрации памятников ТАССР. Казань, 1929. Вып. 3. С. 14-22.
Рахим А. Булгаро-татарские эпиграфические памятники в Вятском крае. // МОРРП ТАССР. Казань, 1930. Вып. IV. С. 49-57.
Рахим А. Татарские эпиграфические памятники XVI в. // Труды Общества изучения Татарстана. Казань, 1930. Т. I. С. 145-172.
Смирнов А.П. О надгробных камнях близ села Калмаюр // Заволжский муравей. Казань, 1833. № 4.
Список памятников истории и культуры ТАССР, находящихся на государственной охране. Казань: Минкультуры, 1987. 111 с.
Таиров Н. О чем говорят могильные камни // Татарстан. № 11/12. 1995.
Усманов В.М. Исторические памятники. Древние мусульманские надгробные камни города Оренбург. 7-ая книга. Каталог. Оренбург, 2013. 432 с.
Усманов В.М. Исторические памятники. Мусульманские древние надгробные камни города Оренбург. 8-ая книга. Каталог. Оренбург, 2013. 364 с.
Усманов В.М. Исторические памятники. Мусульманские эпитафии города Троицка. 5-ая книга. Стерлитамак, 2013. 300 с.
Усманов В.М. Исторические памятники. Мусульманские эпитафии Чишмы. 10-ая книга. Уфа, 2014. 68 с.
Усманов В.М. Исторические памятники (Эпиграфические памятники Сеитовой слободы). Стерлитамак, 2005. 366 с.
Усманов В.М. Тарихи ядкәрләр. Беренче китап. Уфа, 2005. 168 с.
Усманов В.М. Тарихи ядкәрләр. Икенче китап. Эстәрлетамак, 2005. 368 б.
Усманов В.М. Тарихи ядкәрләр. Өченче китап. Сакмар: ГУП "Сакмарская типография", 2007. 138 б.
Усманов В.М. Тарихи ядкәрләр. Дүртенче китап. Бакча, 2011. 190 б.
Усманов В.М. Тарихи ядкәрләр. Алтынчы китап. Троицк шәһәре мөселман эпитафияләре. Уфа: Аркаим, 2013. 128 б.
Усманов В.М. Рәдүт авылының ташъязма истәлекләре // Милли-мәдәни мирасыбыз: Оренбург өлкәсе татарлары. Казан, 2016. Б. 48-61.
Усманов В.М., Шамсутдинов И.М. Эпиграфические памятники города Троицка. Троицк, 2012. 200 с.
Усманов В.М. Эстәрлебаш ташъязмалары // Фәнни Татарстан. № 1. 2019. Б. 124-127.
Усманов М.А. Заветная мечта Хусаина Фаизханова. Казань: Таткнигоиздат, 1980. 223 с.
Усманов М.А. Салкын ташларның кайнар сулышы // Мирас. № 5-6. 1994. Б. 54-66.
Фейезханов Х. Три надгробных булгарских надписи. Известие Археологического общества. СПб., 1863. Т. IV. С. 396-404.
Хакимзянов Ф.С. Следы диалектов в языке памятников Волжской Булгарии // Советская тюркология, № 4. 1974. С. 15-17.
Хакимзянов Ф.С. Следы диалектов в языке памятников Волжской Булгарии // Тезисы докладов III научной конференции молодых ученых. Казань, 1974. С. 15-17.
Хакимзянов Ф.С. Консанантизм языка эпитафий волжских булгар // Аспекты лингвистического анализа (на материалы языков разных систем). Москва, 1974.
Хакимзянов Ф.С. Булгарские эпитафии как источник по истории тюркских языков Урала и Поволжья // Вторая Южно-Уральская археографическая конференция. Уфа, 1975.
Хакимзянов Ф.С. Язык памятников Волжской Булгарии (на материале эпитафий XIII–XIV вв.) Автореф. дис. канд. филолог. наук. М., 1976. 21 с.
Хакимзянов Ф.С. О приемах интерпретации булгарских эпиграфических текстов // Археография и лингвистическая текстология Южного Урала. Уфа, 1977. С. 67-74.
Хакимзянов Ф.С. Двуязычный булгарский памятник // Советская тюркология, № 2. 1978. С. 62-68.
Хакимзянов Ф.С. Эпиграфические памятники г. Булгара // Источниковедение и история тюркских языков. Казань, 1978. С. 21-36.
Хакимзянов Ф.С. Булгарские эпиграфические памятники Закамья // Исследование языка древнеписьменных памятников. Казань, 1980. С. 33-40.
Хакимзянов Ф.С. О Поволжском варианте среднетюркского литературного языка // Историко-лингвистический анализ старописьменных памятников. Казань, 1983. С. 3-25.
Хакимзянов Ф.С. О языке межэтнического общения в Волжской Булгарии // К формированию языка татар Поволжья и Приуралья. Казань: ИЯЛИ КФАН СССР, 1985. С. 76-90.
Хакимзянов Ф.С. Эпиграфические памятники Волжской Булгарии и их язык. М.: Наука, 1987. 192 с.
Хакимзянов Ф.С. Эпиграфические памятники города Булгар // Эхо веков. 1995. № 2. С. 75-82.
Хакимзянов Ф.С., Мухаметшин Д.Г. Эпиграфические памятники Волжской Булгарии // Языкознание. Тезисы докладов и сообщений. Ташкент: ФАН, 1980. С. 33-34.
Һадиев И.Г., Мәрданов Р.Ф. Кукмара төбәгенең ташъязма истәлекләре. Казан: Милли китап, 2014. 200 б.
Һадиев И.Г., Мәрданов Р.Ф. Мамадыш төбәгенең ташъязма истәлекләре. Казан: Татар. кит. нәшр., 2015. 199 б.
Червонная С.М. История изобразительного искусства и архитектуры с древнейших времен до 1917 года. М.: Искусство, 1987. 352 с.
Шпилевский С.М. Древние города другие булгаро-татарские памятники в Казанской губернии. Казань, 1877. 585 с.
Эрдман Ф.И. О надгробных надписях в Болгарах // Заволжский муравей. Казань, 1832. № 21. 1219-1231 с.
Юсупов Г.В. Татарские эпиграфические памятники XV в. (К вопросу о происхождении Казанских татар) // Эпиграфика Востока. М.-Л., 1951. Т. 5. С. 78-94.
Юсупов Г.В. Булгаро-татарские эпиграфические памятники XIII–XVII веков (к вопросу о происхождении казанских татар). Автореф. дис. канд. ист. наук. Уфа: 1952. 15 с.
Юсупов Г.В. О некоторых булгарских эпиграфических памятниках // Эпиграфика Востока. 1953. Вып. VII. С. 26-30.
Юсупов Г.В. К вопросу об истории и классификации булгаро-татарской эпиграфики // Эпиграфика Востока. 1956. Вып. XI. С. 44-54.
Юсупов Г.В. Две надгробные надписи с древнего башкирского кладбища // Вопросы башкирской филологии. Москва, 1959.
Юсупов Г.В. Введение в булгаро-татарскую эпиграфику. М.-Л.: Издательство АН СССР, 1960. 322 с.
Юсупов Г.В. Новые находки эпитафий периода Казанского ханства // Эпиграфика Востока. — Москва: Наука, 1963. Вып. XVI. С. 72-78.
Юсупов Г.В. Итоги полевых эпиграфических исследований (1961–1963 гг.) // Тезисы докладов итоговой научной сессии ИЯЛИ АН СССР за 1963 год. Казань, 1964. С. 69-71.
Юсупов Г.В. Антропонимы в булгаро-татарской эпиграфике // Личные имена в прошлом, настоящем и будущем. Москва, 1970.
Юсупов Г.В. Булгаро-татарская эпиграфика и топонимика как источник к вопросу об этногенезе казанских татар // Вопросы этногенеза тюркоязычных народов Среднего Поволжья. Казань, 1971. С. 217-232.
Юсупов Г.В. Итоги полевых эпиграфических исследований 1961–1963 гг. в Татарской АССР // Эпиграфика Востока. 1972. Вып. XXI.
Юсупов Г.В., Хисамутдинов Г.М. Булгарские эпиграфические памятники, найденные летом 1947 г. // Эпиграфика Востока. 1951. Вып. 4. С. 68-76.
---
https://drive.google.com/file/d/1Q5F_-uow_tmQvml9E3y3nBUZIO1woWYv/view?usp=sharing
Tugan
N1a2b (P43) В226

Tugan

д.Урман-Гирей( Андыш) - г. Янаул
Сообщений: 753
На сайте с 2015 г.
Рейтинг: 18531
Мулла Ахмади бин Ихсан бин Гомер бин Кадырмет бин Саид бин Ирман бин Исанкул аль-Мамсави
ملا احمدی بن احسان بن عمر بن قدرمت بن سید بن ايرمن بن ايسانقل لممسوی

Третий имам.

Родом из деревни Мамся, что недалеко от Ташкичу. Отец мулла Ихсан бин Гомер был имамом в деревне Бурбаш там прожил жизнь и умер. Мать – Салимаджан – дочь муллы Шамсетдина бин Хисаметдина бин Габделхамида аль-Сабави, сестра муллы Джамалетдина [бин Шамсетдина аль-Сабави]. После смерти муллы Фазыля, Ахмади стал имам-хатыбом и мударрисом в каменной мечети. Живя в медресе у Габдуллы бин Яхъя в Мачкаре, получил образование и смолоду стал хальфой. Славился своей правильностью и благонравием, справедливостью и трезвостью ума, выделялся скромностью.

Из его учеников: родной брат мулла Мухаммади, мулла Габдулла бин Габделгаффар бин Сагид аль-Казани, мулла Габделгани бин Салих, мулла Хафизетдин бин Насиретдин бин Габдессалям и его брат Борханетдин и другие.

Умер в 1287 (1870) году в месяце Рамадан. Похоронен на кладбище Мазарбаша. Перед смертью сказал махалле: «Не говорю, чтобы ставили после меня моего сына, Великий Аллах даст вам благосостояние. Вам в большую деревню нужен учёный с большими знаниями». В последние дни в шакирды разошлись из его медресе, осталось только два человека. «Если после останетесь в моём медресе, то пользы от друзей и товарищей не будет, от этого и польза от учителя будет такова», – сказав, освободил их.

Мустафад-ел-эхбар фи эхвали Казан ва Булгар, 2 том 205-206 стр.

Жена Нагима – дочь Хибатуллы бин Динмухаммед из Салауча. Он женился на не в 52 года, в 1862 году, поэтому это его вторая жена, заключает Р. Фахретдин в «Асар»е 15-я часть, №432.

В ходе поездки на кладбище в Мазарбаш, обнаружились камни имама Ахмади и его сына имама Мухаммедсабира. Ниже приведём текст:

Бисмилләһи-р-рахмәни-
-р-рәхим. Куллю мән
'аләйһә фәәнин. Һәәзә
мәркадь әл-имам вә мөдәррис
мелла Әхмәди бине мелла
Ихсан. Рамазан
Шәриф аенда вафат
1870-нче елда мила-
-дия илә
Правая сторона: 57 яшендә

Левая сторона: дәфен киленде.

Размеры камня: высота 100 см, ширина 30 см, глубина: 10 см.
Uf2OVXRspI-2eAifu2JYtBqgmbqm-Ot2y1Wx-TAxM0hhgNbkeZ17NbvSl15xRAhCwI-SdsJB.jpg?size=720x1080&quality=96&type=album
https://vk.com/@epigraphy-mull...said-bin-i
---
https://drive.google.com/file/d/1Q5F_-uow_tmQvml9E3y3nBUZIO1woWYv/view?usp=sharing
Лайк (1)
Tugan
N1a2b (P43) В226

Tugan

д.Урман-Гирей( Андыш) - г. Янаул
Сообщений: 753
На сайте с 2015 г.
Рейтинг: 18531
МОЛИТВА НА КАМНЕ. СВЯЩЕННЫЕ ЭПИТАФИИ ПРЕДКОВ.
Художественная резьба по камню в Среднем Поволжье XIII-XVI веков
Самым северным пунктом распространения булгарских эпитафий является посёлок Гурья-Кала Балезинского района Удмуртии, самым южным -деревня Правая Волга Сызранского района Куйбышевской области. Самая восточная находка обнаружена в селе Старое Байрамгулово Учалинского района Башкортостана, на западе булгарские эпитафии охватывают восточные районы Чувашии.

Известные по письменным источникам и материалам экспедиций булгарские эпиграфические памятники XIII-XIV веков картографированы в девяноста двух населённых пунктах. В них выявлено около четырёхсот булгарских намогильных камней 80-х годов XIII - середины XIV веков. Около ста пятидесяти памятников сохранились в Болгарском городище, на месте столицы Волжской Булгарии.

Булгарские намогильные камни имеют вид плоского параллелепипеда с толщиной от семнадцати с половиной до двадцати двух сантиметров, шириной от пятидесяти двух до шестидесяти двух сантиметров и длиной от ста пятидесяти трёх до двухсот двадцати сантиметров. На лицевой, редко по боковым сторонам, размещается текст, сочетаемый с резным орнаментом.

Надгробия устанавливались вертикально в изголовье погребённого, лицевой стороной на восток, и врывались в землю, для чего четвёртая или пятая часть плиты оставалась не обработанной. Боковые части и оборотная сторона памятников обрабатывались только в случае нанесения надписи или орнамента. Поверхность лицевой стороны камня состоит из завершения памятника с аркой или без неё (оголовник), где наносится кораническая формула или орнамент; основной части, где располагается текст, и основания.

Тексты эпитафий оформлялись рельефным или врезанным (углублённым) почерком куфи, сульс, насх и другими. В отличие от надписей на металле, булгарских печаток, надпись на надгробиях "ясная", буквы крупные, чёткие. Только тексты некоторых эпитафий, отличающихся своей величиной и пышностью оформления, вырезаны трудно читаемой арабской вязью.

http://tatarica.narod.ru/cult/miras/tash.htm

Прикрепленный файл: tash12.jpgtashlar22.jpg, 16282 байт
---
https://drive.google.com/file/d/1Q5F_-uow_tmQvml9E3y3nBUZIO1woWYv/view?usp=sharing
Лайк (1)
Tugan
N1a2b (P43) В226

Tugan

д.Урман-Гирей( Андыш) - г. Янаул
Сообщений: 753
На сайте с 2015 г.
Рейтинг: 18531
Память каменной вязи
Подробнее: http://kazan-journal.ru/news/k...1412084072
Адмиралтейское кладбище

По версии некоторых авторов, это кладбище относится к эпохе Казанского ханства. Но объективных фактов, подтверждающих эту точку зрения, нет. Никто из известных учёных и исследователей, занимавшихся вопросами мусульманских кладбищ Казани, начиная с Шигабутдина Марджани и продолжая именами Г. Рахима, Г. Губайдуллина, Г. Ахмерова, С. Вахиди, не упоминали о находках старинных надгробий кладбища Адмиралтейской слободы, или как она называлась среди татар — Бишбалта.

Сторонники версии о старинных корнях кладбища Бишбалта приводят в пример найденные там камни с датировкой 1320-х годов. Такие надгробия действительно есть. Но не надо забывать, что даты на мусульманских надгробиях писались по хиджре — мусульманскому лунному календарю. И 1300-е годы соответствуют в таком случае началу XX века. Вероятно, что татарское кладбище, существовавшее ещё во времена Казанского ханства, всё же было. Но располагалось оно, скорее всего, чуть дальше, в районе Петрушкина двора.

На картах Казани кладбище Бишбалта появляется в конце XVIII века, самые ранние камни, найденные на нём, можно датировать серединой XIX века, да и то лишь по палеографическим особенностям — многие надгробия сохранились фрагментарно и определить даты их установки невозможно. Точная дата одного из старых камней — 1910 год. Всего на кладбище слободы Бишбалта было выявлено 25 арабографических памятников.

С 1875 года попечителем кладбища был назначен отец Галимджана Баруди, Мухамеджан Галеев. Поскольку кладбище находилось недалеко от воды, каждую весну его территория подтапливалась. В 1879 году санитарная комиссия Городской думы предложила по этой причине закрыть кладбище. И только благодаря стараниям Мухамеджана Галеева оно было сохранено. В настоящее время кладбище Бишбалта уже не действует.

Фрагмент могильного камня XIX века. Кладбище Адмиралтейской слободы.

Прикрепленный файл: 61092188ba277_Памятник №3.jpg
---
https://drive.google.com/file/d/1Q5F_-uow_tmQvml9E3y3nBUZIO1woWYv/view?usp=sharing
Лайк (1)
Tugan
N1a2b (P43) В226

Tugan

д.Урман-Гирей( Андыш) - г. Янаул
Сообщений: 753
На сайте с 2015 г.
Рейтинг: 18531
В.М. Усманов Татарские эпиграфические памятники. Книга 12- ая Оренбургская область.

https://darul-kutub.com/upload...cf7f57.pdf
---
https://drive.google.com/file/d/1Q5F_-uow_tmQvml9E3y3nBUZIO1woWYv/view?usp=sharing
Лайк (1)
Tugan
N1a2b (P43) В226

Tugan

д.Урман-Гирей( Андыш) - г. Янаул
Сообщений: 753
На сайте с 2015 г.
Рейтинг: 18531
Наверное все-таки лучше начать с первой книги Усманова. На сегодня их пока 14.
ВЕНЕР МУДАРИСОВИЧ УСМАНОВ
Эпиграфические памятники Татарской Каргалы. Книга 1
Академия наук Республики Татарстан, Казань
2019 г.
https://darul-kutub.com/books/1344/
---
https://drive.google.com/file/d/1Q5F_-uow_tmQvml9E3y3nBUZIO1woWYv/view?usp=sharing
Tugan
N1a2b (P43) В226

Tugan

д.Урман-Гирей( Андыш) - г. Янаул
Сообщений: 753
На сайте с 2015 г.
Рейтинг: 18531
ВЕНЕР МУДАРИСОВИЧ УСМАНОВ
Эпиграфические памятники Татарской Каргалы. Книга 2
Академия наук Республики Татарстан, Казань
2022 г.
https://darul-kutub.com/books/1675/
df09b509de0d6b54ecfcc756d7d2096ff479f17c.png
---
https://drive.google.com/file/d/1Q5F_-uow_tmQvml9E3y3nBUZIO1woWYv/view?usp=sharing
Tugan
N1a2b (P43) В226

Tugan

д.Урман-Гирей( Андыш) - г. Янаул
Сообщений: 753
На сайте с 2015 г.
Рейтинг: 18531
ВЕНЕР МУДАРИСОВИЧ УСМАНОВ
Эпиграфические памятники Татарской Каргалы. Книга 3
Академия наук Республики Татарстан, Казань
2020 г.
https://darul-kutub.com/books/1676/
---
https://drive.google.com/file/d/1Q5F_-uow_tmQvml9E3y3nBUZIO1woWYv/view?usp=sharing
Tugan
N1a2b (P43) В226

Tugan

д.Урман-Гирей( Андыш) - г. Янаул
Сообщений: 753
На сайте с 2015 г.
Рейтинг: 18531
Усманов В.М.
Башкортстан Республикасы татар эпиграфик һәйкәлләре: Уфа. –
Казан


Прикрепленный файл (Уфа.pdf, 8256500 байт)
---
https://drive.google.com/file/d/1Q5F_-uow_tmQvml9E3y3nBUZIO1woWYv/view?usp=sharing
← Назад    Вперед →Страницы:  1 2 Вперед →
Модераторы: ЮрийАлекс-41, Asmodeika
Генеалогический форум » Генеалогия: теория и практика » Некрополистика » Некрополистика. Источники и литература. » Эпиграфические памятники, написанные старотатарским языком [тема №121998]
Вверх ⇈