Лето 1963 года выделили мне на мамином предприятии путевку в пионерский лагерь «Мюссера»*,который был расположен на берегу Чёрного моря. Путевка на 21 день стоила 9 рублей.
С мамой на 7 трамвае доехали с другого конца Тбилиси до железнодорожного вокзала.
Мама вернулась домой, так как поезд отправлялся в полночь. Вокзал представлял собой красивое капитальное здание сталинской постройки по проекту известного архитектора Тер-Микелова Г.М. Я думаю, что он легко бы простоял 3 века. В зале было просторно. По радио на вокзале часто крутили песню «Сиреневый туман». Объявили посадку на наш поезд. Проводники поезда и наш сопровождающий сжульничали, и многие ребята были вынуждены лежать и спать на 3 полке. Утром приехали на уютную тогда станцию г. Гудаута, и оттуда нас на автобусах привезли пионерлагерь. Стоимость проезда по железной дороге и автобусе туда и обратно составляла 12 рублей.
В лагере стояли одноэтажные капитальные здания, рассчитанные на 15-20 человек. Ночью здания запирались, как как это считалось пограничной зоной. Хорошо, что можно было открывать окна.
Когда просыпались, то приводили в порядок свою кровать. Простыня складывалась в широкую, сантиметров 30-45 полосу, одеяло складывалось по ширине кровати, затем 30-35 сантиметров этой простыни укладывали под одеяло с одной стороны, простыня дальше ложилась на одеяло, и оставшаяся часть простыни укладывалась под одеяло с другой стороны.
Ребята приводили себя в порядок. Затем шли на утреннюю гимнастику.
Утром и вечером была пионерская линейка, на которые гордо зазывал пионерский горнист. На линейках обсуждались жизнь в лагере, иногда награждались лучшие пионеры, распекали пионеров, убегавших с лагеря. Родителям последних приходилось несладко, так как этих ребят удаляли из лагеря, а добираться из лагеря было проблемой. Как потом я узнал, председателем пионерской дружины лагеря была моя одноклассница Ольга, с которой учился потом в девятом и десятом классе средней школы в Тбилиси.
Также по очереди пионеры из отрядов помогали работникам кухни.
Лагерь считался престижным, состав пионеров представляли ребята из других мест, в том числе из Москвы. Питание было обычное для пионерлагеря, еды хватало. Некоторые ребята говорили, что наш лагерь в Мюссера второй после «Артека»**.
Пляж был песчаный. В самую жару нас выводили на пляж, заставляли минут 10–15 загорать, потом полчаса плавали. Были и импровизированные соревнования по скорости плавания. Один мальчик стал тонуть, но его слава богу спасли. Он ещё долго плакал на берегу. Непонятно, почему нас выводили в самое жаркое время.
Руководителем нашего отряда был известный грузинский писатель***, он жаловался, что ему задерживают выплату гонораров за его произведения - 1300 и 1800 рублей. Пионервожатой была симпатичная русская учительница.
Место было довольно живописное, за лагерем был лес. Я и не знал, но у нас в отряде один пионер постоянно ловил змей, зачастую это были ужи, попадались и ядовитые, что их так много в этом лесу. В радиорубке часто крутили песню, в которой были слова «Чайка, черноморская чайка- моя мечта». По вечерам были танцы. Проводились разные соревнования в лагере, мне удалось выиграть шахматный турнир.
В один из дней приехали в гости двое молодых мужчин армянской национальности . Они практически сразу пошли плавать в море, к ним тут же присоединились две молодые воспитательницы -армянки. Плавающие шумно выражали радость от плавания в тёплой и чистой воде, красивые были молодые люди.
Пару раз ходили в баню, душ, которые располагались в километре от нас. Дорога шла через лес.

Один раз мы пошли в поход в село, где жил потомок декабристов. Пожилой мужчина рассказывал о восстании декабристов 1925 года на грузинском языке. В его усадьбу, огороженную оградой из прутьев, нас не пустили, мало ли что мы могли там натворить. Домик потомка не выглядел богатым.
В 2-3 километрах от нас располагался пансионат «Золотой берег», довольно ухоженный. Там жило много туристов из ГДР. Одна немецкая семья приходила к нам в гости, наши пионеры обменивались с ними значками. Много было значков пионеров ГДР. Я выменял красивый значок со звёздным небом.
В один из дней после обеда была экскурсия по морю на теплоходе. Многим было плохо с вытекающими последствиями. Эта прогулка многим не понравилась. Я же остался в лагере, и от души поплавал всё это время в море.
Была организована интересная экскурсия в г. Сухуми. Дорога была живописной, по краям росли красавцы-кипарисы. В порту увидели красивые корабли, в том числе, и корабль длиной 117 метров, что для нас было в диковинку. Поднимались на фуникулёр, откуда открывался приятный вид на город. Посетили, ухоженный в то время, ботанический сад, Впервые увидел банановые кусты, бананы были зелёными.
Красивая бамбуковая роща выглядела хорошо.
На работе мне выделили бесплатную путёвку на следующую смену, но я отказался.
* Лагерь располагался в природном заповеднике.
** Через 33 года побывал пару раз в "Артеке". Парк в лагере был в неухоженном состоянии. Парки рядом в санаториях "Крым" и "Имени Айвазовского" выглядели намного интересней.
Парк в лагере был по состоянию похож на парк санатория "Карасан".
*** На фото они представлены.