Раздел редактируется только модераторами и администраторами форума, если нужно что-то изменить\ удалить\ подкорректировать в сообщении (вопросе, ответе), пишите в личные модераторам. Если вам ТОЧНО не известно место службы (полк, сотня, курень) или место жительства казака, задавайте вопросы в общей информационной теме: https://forum.vgd.ru/299/3376/
Все пустые посты с одним "спасибо" будут удаляться, для благодарностей есть кнопка рейтинга "+" и кнопка "отзыв" под аватаркой. |
КАЗАЦКИЕ Реестровые ПОЛКИ. Гетманщина (1648-1782)
✔️ Диалоговая тема, для тех, кто НЕ ЗНАЕТ ТОЧНУЮ полковую или сотенную принадлежность казацкой службы своего предка в реестровых полках Гетманщины 17-18 вв.
monaleks Y Киев Сообщений: 910 На сайте с 2005 г. Рейтинг: 281 | Наверх ##
25 марта 2005 1:59
Полковое устройство Гетманщины и Слобожанщины — военная и административно-территориальная структура, сложившаяся на территории так называемой Гетманщины (официально именуемой Войском Запорожским) и Слободской Украины в XVII—XVIII веках, основу которой первоначально составляли реестровые казацкие полки, позднее − казацкие полки, комплектовавшиеся из местного населения по территориально-милиционному (со времени учреждения постоянных армий милицией стали называть особый тип армии, которая формируется только на время войны) принципу.В Гетманщине (Войске Запорожском) существовали также различные военные формирования, которые не были административно-территориальными единицами, но также носили название полков — охочекомонных (компанейских), сердюцких и других. Полковому устройству Войска Запорожского положило начало заключение Куруковского соглашения которое было заключено 27 октября 1625 года коронным гетманом С. Конецпольским и казацкой делегацией во главе с кошевым атаманом Запорожской Сечи Михаилом Дорошенко во время восстания Марка Жмайло. По Куруковскому соглашению казацкое реестровое войско было разделено на 6 полков: Белоцерковский, Каневский, Киевский, Корсунский Переяславский, Черкасский. [center]Во время восстания 1648—1657 гг. (Богдан Хмельницкий) по образцу реестровых полков были сформированы казацкие полки, комплектовавшиеся из местного населения по территориально-милиционному принципу, которые таким образом сформировали военную и административно-территориальную структуру созданного в ходе восстания государства, полуофициально именуемого «Гетма́нщиной», а официально, в документах — «Войско Запорожское». Число полков, как административно-территориальных единиц, периодически колебалось. Руководство полками осуществляла администрация, именуемая «полковой старши́ной» во главе с полковником, которую избирали на полковом совете (раде). Полковая власть распространялась не только на казачество, но и на все население территории, с которой осуществлялся набор личного состава в полки.Полки делились на сотни, которых в каждом полку было различное количество (обычно, от 7 до 20), в зависимости от численности проживающего на полковой территории населения. | | Лайк (9) |
kijko Начинающий
Сообщений: 42 На сайте с 2010 г. Рейтинг: 34 | Наверх ##
15 января 2011 12:28 Нашел интересную статью о происхождении украинского казачества: " Институт казачества: тюркского и украинскогоНа протяжении двух веков исследуются исторический и филологический аспекты термина «казак», но до сих пор нет его точной этимологии, ученые колеблются относительно определения хронологической и географической границ первобытного ареала казачества. Этимологию термина «казак» разрабатывали преимущественно зарубежные востоковеды и темы украинского казачества они касались весьма бегло. Исторический аспект проблемы активно исследовали украинские историки (В.Антонович, М.Грушевский Д.Яворницкий) и, к сожалению, они не имели достаточных возможностей рассматривать феномен украинского казачества в связи с казачеством тюркским. Скованные идеологическими догмами историки большевистского периода имели право говорить о казачестве как социальном явлении позднего периода – не раньше XV столетия, а совмещать генезис украинского казачества с институтом казачества тюркского они, ясное дело, не осмеливались. Следом за выдающимся тюркологом В.Радловым большинство востоковедов констатируют факт, что первобытный ареал казачества – это те пространства современного Казахстана и Узбекистана, которые во времена средневековья называли Дешт-и-кипчак, то есть Кипчакскаая степь. Правда, А.Самойлович, отодвинув хронологическую границу слова «казак» к XI ст., распространил и границы кипчакской степи – вплоть до Черного моря, однако автор не пришел к мысли, что кипчакское казачество следует изучать только в связи с украинским. Но прообраз украинского казачества видели в полукочевых славянских обществах Приазовья, Причерноморья и Дона историки школы В.Антоновича. Начало Запорожья искали в Тмуторокани М.Максимович и М.Грушевский. Возникновение казачества связывали с судьбой смешанного украинско-тюркского населения такие историки, как М.Дашкевич, П.Клепатский. Видели связь между Черными Клобуками и казаками М.Погодин, М.Карамзин, С.Соловьев. Основу казачества видел в бродячих сообществах П.Голубовский: «Если казаки на Украине есть в 1499 году, то откиньте достаточное количество времени на образование самого Запорожья, имея при этом в виду, что оба эти явления должны были возникнуть не за год-два, а за десятки лет, чтобы создать те типичные черты, те, ни с чем не похожие обычаи и мораль, которыми отличалось Запорожье; проанализируйте все это и вы придете к концу ХІІІ или началу XIV века. Последняя весть о кочевниках относится к 1254 году. Но сообщество, уже известное, как кочевники, которое совершало экскурсии и в Венгрию, и в Византию, и смогло сохраниться к самому нашествию татар, не могло исчезнуть внезапно» [Голубовский 1884, 209]. М.Дашкевич в своей монографии о болоховцах, упоминавшихся в Ипатьевской летописи, пишет, что в 50-х годах XIII ст. уже и украинское население Побужья по примеру болоховцев решает объединиться с тюрками, которые остались в этом районе после монгольского нашествия. Как реальный факт существования тюркского казачества в причерноморских степях рассматривали историю этого ареала в XIII – XIV веках П.Клепатский и И.Каманин. В связи с этим первоочередное значение приобретает проблема этимологизации термина «казак». Относительно его происхождения существуют достаточно много версий, как наивно фантастических, так и достоверных, – большинство их рассмотрены в работе А.Самойловича [Самойлович 1927, 5]. Фактически все тюркологи считают термин «казак» производным от глагола qaz, сравнение: древнетюркское qaz – «рыть, копать», qazyan «получить, приобрести», qazyanc «достояние, прибыль, выгода, заработок» [Древнетюркский словарь 1969,439], середнетюркске (чагатайске) qaz «блуждать», казахское, крымско-татарское, турецкое qaz «копать», чагатайске, крымско-татарское qazaq «человек свободный, независимый, искатель приключений, бурлак; победоносный человек, ловкий всадник; неженатый мужчина», также чагатайске qazaq «делать разбой», qazaqana «то, что свойствено свободному степняку», qazaqсі «разбойник», qazaqlyq «приключение, странствие», qazaqlug «вожак разбойников», телеутское qazra «конокрадство», qazracy «похититель скота», qazran «ссориться» [Радлов 1899, 2, 361-367, 386], также турецкое qazaq «мужчина, который полностью властвует над женщиной», «мужчина-деспот [Турецко-русский словарь 977, 527]», кумыцкое (зам.) qazaq «слуга» [Бамматов 1969, 178], также «оруженосец при феодале», «дружинник» [Дмитриев 1962, 535]. Дискутируется также правомерность чтения древнетюркской рунической формы qazyaqym «приобретенный (не родной) сын» [Дискуссия...1968, 93]. Интересные свидетельства дает ногайский язык: «Ногайцы всех военных людей своей орды называли казаками» [Бутков 1822,193}; «Казаком у ногайцев назывался человек, который ушел со своей родины на заработки» [Милых 1949, 249]. Кстати, в грамоте конца XIV ст. слово казак, в значении «наемник» зарегистрировано на севере России: »...да слуга монастырской казак» [Срезневский 1893, П73]. В языках кавказских народов термин «казак», имеет подобные значения: осетинское qazaq «наемный воин, наемный рабочий», также qazajraq «крепостной», мегрельское qazaxi «крестьянин», «герой, молодец» [Абаев 1973, 2,272-27]. Сравните также: «Черкесских князей мегрелы до сих пор называют «кашах-мепе» [Адыги... 1974, 354], даргинске qazaq «слуга» [Мусаев 1966, 161]. Некоторые тюркологи считают, что тюркское qaraq «беглец, бурлак, вор» является фонетическим вариантом слова qazaq [Самойлович 1927, 10; Doerfer 1963 – 1967, 434]. Слово «казак» появляется в кипчацко-арабском словаре 1345 года: qazaq «сам, одинокий», а во второй раз – лишь в словаре XIV ст. с территории мамлюцкого Египта: qazaq basly «неженат» [Курышжанов 1970, 154}. Кроме того, среднеазиатский историк Мухаммед Хайдар (пом. 1551) в своей истории «Тарих-и Рашиди» дает очень интересное толкование слова «казак»: «После смерти Абдилгаир-хана в узбекском улусе произошел такой раздор, что степовики ради своей безопасности начали искать защиты у Кирей-хана и Джанибек-хана, которые отделились от узбекского ханства еще раньше, поэтому оба хана набрались силы благодаря беглецам. А что они отошли от своего улуса и определенное время были людьми беспоместными да еще и бурлаками, то их называли казаками» [Мухаммед Хайдар, 773 бы]. Двоюродный брат Мухаммеда Хайдара, известный узбекский писатель, султан Бабур в своих воспоминаниях описывает события приблизительно 1500 года и под термином «казачит» понимает в первую очередь такие определения: «существование родственных племен (народов) без единственной власти», «скитание без постоянного жилья», «безвластия», «борьба какого-то из князей за власть»: «Во времена казачества и безвластия моя мать была преимущественно со мной; Тугчи нападал на казаков Ганбала, разбивал их и привозил их отрубленные головы. Из околиц Андижану и Оша наши молодцы-казаки тоже неутомимо и доблестно отнимали у врага табуны и очень его ослабляли» [Бабур-наме 1958, 27, 87]. В таком же значении термин «казак», можно найти и в произведении Абдурразака Самарканде: «Некоторые из узбекского войска, став казаками, приходили в Мазандеран (1440 год. – Г.Х.) и, совершив повсеместно грабежи, шли прочь» [Тизенгаузен 1941, 2,799 –201]. Интересно, что в посольской грамоте царя Ивана Васильевича от 5 сентября 1477 года хан Менгли-Герай, который вплоть до 1475 года осуществлял длительную династическую борьбу со своими братьями, был назван казаком: «Когда еси был казаком»[Смирнов 1889, 273]. И это закономерно, ведь Менгли-Герай стал ханом только в 1475 году, а до тех пор он, отделившись от своего рода, боролся за власть. Лишь с конца XV ст. в противовес термину «узбек» слово «казак» приобретает политическое содержание, став этнонимом народа. Хотя среднеазиатские авторы начала XVI ст. продолжали употреблять термин «казак» в значении «свободен», «бурлак» одновременно с этническим понятием, первое значение этого слова теперь доминирует над второй частью первобытного ареала его распространения. То, что казацкие отряды гуляли в Крыму уже в XIII веке, не вызывает сомнения. Греческий Синаксар в 1308 году (Сугдея) сообщает: «В тот же день скончался раб божий Алмалчу, сын Самака, – увы, молодой человек, – его закололи казаки» [Заметки... 1863, 5,613]. Устав Генуэзских колоний 1499 (ошибка первоисточника – прим. Zarusskiy.org) года фиксирует определенные правовые принципы казачества как осознанного социального института на просторах Крыма: «Когда случится приобрести какую-то добычу казакам конным, на ловле татарских быков или еще где-то, постановляем и определяем: чтобы консул Кафы и другие чиновники или какое-либо высокое лицо никоим образом не смели требовать себе частицы из такой добычи, а пусть она трактуется как свободная (от налога) и с полным правом принадлежит тем, кто ее захватил или подстрелил, и пусть консул Кафы пытается таких казаков конных поддерживать, оказывая им всяческую помощь и ласку» [Заметки... 1863, 5, 767). Рузбехан (ум. 1521 г.) в своей «Мигман-намеи Бухара» свидетельствует, что ногайцы, которые кочевали возле Волги »... говорили о некоторых мурзах, которые в результате раздора были вытеснены из своих улусов: «Живут казаком... казачат... ездят в казаках... живут бобылем в казаках» [Ибрагимов 1960, 144]. Как видим, ареал казачества достигал Средней Азии, вбирал в себя степи южной Волги и Крыма – поэтому могут ли быть сомнения, что этот социальный институт бурно развивался в Причерноморье и украинских степях. Приводя характеристику, которую дал в 1466 году казакам Длугош: «Flugitivi, praedones et exules, quos sua lingua.kozakos appelant», П.Клепатский безоговорочно заявляет: «Следовательно, Крым и азовско-черноморские степи – вот первобытные колыбели казачества... уже в начале XIV ст. Наиболее распространенным такое явление стало, конечно, у татар; преимущественно из татарских улусов выходили смельчаки-молодцы на поиски легкой добычи. По примеру татарского молодечества из южнорусских замков и сел направились к степи ватаги искателей приключений и легкой добычи. А что аналогия между первыми и вторыми напрашивалась сама по себе, то и русские молодцы были названы казаками. Когда же казачество стало самым обычным явлением, то возникли и специальные термины –«ходить в казачество», которое значило прежде всего, – «выходить в поле» или «вниз» по добычу... Разбойничество и грабеж – только одна сторона деятельности казаков. С другой стороны, это промышленники, способные к охоте, пчеловодству, рыболовству, вывозу соли и тому подобному» [Клепатский 1912, 1,511]. Итоговую характеристику института тюркского казачества в «Энциклопедии ислама» дал известный востоковед В.Бартольд: «Еще недавно понятие qazaq вдохновляло эпическое славословие. Начиная с XV ст. тюрки и монголы называли казаком личность, которая с политической целью отделилась от своего государства и сама или с семьей вместе искала пути овладения степью, словом этим определялись и князья, которым не удалось достичь власти и которые вынуждены блуждать по стране без определенной цели. Это название распространилось позже и на целые племена или союзы, которые отделились от своего государства, чтобы стать казаками. И, наконец, у некоторых кочевых народов вошло в обычай посылать юношу, уже способного к военной службе, в степь, чтобы он там закалился. К самым известным казакам прошлого причисляют Тимюр-бека с его последователями и узбека Шайбани-хана (1500 – 1510) с его соратниками, их политической целью было изменение государственного порядка – они не признавали правопорядком установленные отношения. Политическая цель, а именно: улучшение положения своего народа или путем изменения правительства, путем обогащения ли его на костях врага – все это было только поводом к завоеванию славы, которая для героической личности имеет значение прежде всего. Когда же тяжелые времена XVII века привели к личному обогащению, то это послужило вырождению казачества» [Ваrthold 1927, 2, 896]. К сожалению, исследователи казачества оставляют вне поля зрения важный круг вопросов относительно первого периода становления украинского казачества. Возникло оно из украинского населения лишь как повторение тюркского казачества или стало результатом постепенного вливания тюрков в этот украинский рыцарский орден или же наоборот, или, в конечном итоге, появилось из двуязычного тюркско-украинского этнического сообщества на просторах Гуляй-поля? Не вызывает сомнения, что не только названия одежды, оружия, вещей хозяйственного и бытового потребления, но и вся военная и административная титулатура и атрибутика (кошевой, атаман, есаул, бунчук, горн) почти подряд тюркского происхождения. Более того, регламентация жизни и боя (деление на курени, защита лагерем и тому подобное) – заимствованно у тюрков. В то же время, в многочисленных документах, которые свидетельствуют о завоеваниях тюркских казацких отрядов в степи, даже не упоминают о существовании хотя бы примитивного казацкого ордена, который можно было бы сопоставлять с Запорожской Сечью. Если такой орден у тюрков был, если тюркское казачество существовало изолировано, разделяляясь на курени, руководствуясь атаманами и есаулами, объединяясь одним бунчуком и булавой, то остается одно из двух: или в южноукраинских степях в XIII – XIV ст. казачество уже существовало, и только нехватка документов той поры объясняет отсутствие информации, или же такой организм был в зародышевом состоянии и развиться мог только в лоне украинского общества. Гипотетически можно утверждать: центра, подобного Запорожской Сечи, у тюрков не было – как на просторах Средней Азии, так и в Приазовье. Его впервые создали смешанные тюркско-украинские казацкие отряды, которые в основу военной системы своего ордена положили многовековой опыт стратегии и тактики боя в степи, – начиная со времен черноклобуцких пограничных отрядов в армиях украинских князей домонгольского периода и заканчивая практикой такого совершенного военного организма, как Золотая Орда. Но и совсем отрицать существование казацких лагерей уже в XIII ст. или раньше категорически нельзя. Проблема требует проработки, причем развязать ее можно, использовав все материалы о социальных движениях и истории войн тюрков, как на поприщах современной Украины, так и на всем пути продвижения тюрков и монголов с их прародины до Черного моря и Крыма. Комплексное изучение проблемы может показать, что такие казацкие лагеря были уже в XI – XII ст. в бассейнах Роси и Сулы, где жило самобытное смешано тюркское-украинское население, преимущественно черноклобуцкий племенной союз, который исполнял роль пограничных отрядов в войске киевского князя. Интересно, что французский историк Шарль-Луи Лесюр (ум. 1849) в «Истории казаков» («Histoire des Kosaques»), изданной в 1814 году в Париже, считает, что предками казаков были половцы. После монгольского нашествия эта категория населения – профессиональные воины – не могла исчезнуть внезапно и навсегда. Вот свидетельство: «На протяжении татарского господства над Россией баскаки или татарские губернаторы или воеводы держали при себе по несколько сот татар – вооруженных всадников для собственной охраны и называли их казаками, потому что все были беспризорны и жили за плату» [Георги 1799, 199]. Как видим, традицию киевских князей продолжают обладатели и других земель уже в XIII ст.; так, ордынский баскак в Курском княжестве 1282 года »...призывал черкесов из Бештау или же Пятигорья и поселил их в слободах под названием казаки». За то, что эти казаки совершали вокруг грабеж, то курский князь Олег «разрешением хана прогнал их из Курского княжества. К этим изгнанникам, которые длительное время скрывались в лесах, присоединялись бродяги из русских княжеств. Наконец они достигли берегов Днепра, где от местного ханского правителя получили землю под жилище ниже Канева. Здесь они построили себе городок, а еще правильнее, острог да и назвали Черкасск, из-за того, что большая часть их была из рода черкассов» [Словарь... 1803, 3; Коков 1965, 25, 3-6]. Факт вливания в Запорожскую Сечь представителей адигских народов отрицать тяжело, ведь недаром русские длительное время выходцев из Украины называли черкассами. Первое упоминание о Черкассах относится к 1394 году, хотя сам город, конечно же, был основан раньше. П.Клепатский считает, что заселить черкессов в этом городе мог Владимир Ольгердович. Исследователь так характеризует жизнь жителей Черкащины: »...была у черкащан еще одна статья прибылей, которая имела важное значение в их жизни. Это был отход в казачество. Черкасский уезд, будучи окраиной стал прибежищем для всевозможных беглецов, которые прибывали не только из Литвы и Польши, но и с юга, – из Крыма и Турции и здесь находили себе защиту среди местного люда. Питались эти победоносные люди преимущественно за счет турков и татар, добывая себе так называемые «бутинки». Этот промысел находился даже под защитой власти и облагался налогом: »... кгди казаки в земли неприятельской здобившися приходят из добытку того старосте одно што лепшее»(Клепатский 1912, 1,413, 384]. Более категорически характеризовал ситуацию Любавский: «В Черкасском уезде Киевской земли в составе местного военного люда встречаем русских казаков – класс, который возник и развился по всем признакам чуть ли не из татарского ядра» [Любавский 1892,531]. Чтобы в большей мере представить ситуацию в степях послеордынского периода, возьмем во внимание мнение М.Ернста: «Когда мы представляем себе Золотую Орду в качестве разрушенного целого бунтующими частями, то это вполне правильно лишь для XV века. Относительно же XIII у нас есть рассказы путешественников – Плано Карпини и других, которые свидетельствовали об очень четкой организации Орды и ее частей, в результате чего была полная безопасность передвижения в степи для купеческих караванов. В XV ст. картина резко меняется. Уже с конца XIV ст. начались в Орде непрерывные и жестокие дрязги и среди них династическая борьба между потомками Тохтамыша и Тимур-кутлука. Параллельно ходу этой борьбы расшатывалась и организация Орды, и вся степь наполнилась татарскими отрядами, которые, слоняясь, не признавали никакой власти. Безопасное передвижение в степи, которое было раньше, заменилось грабежом, нападениями беспризорных отрядов на купеческие караваны. В те времена эти татарские отряды назывались казаками, которые не повиновались власти какого-то хана, а действовали независимо и только иногда шли к кому-то на службу. Свободные казаки-татары были на службе у генуэзского правительства в Кафе» [Ернст 1927, 1, 167]. Очевидно, идеальная картина, которую подает Ернст относительно XIII ст., правдоподобна лишь отчасти, ведь сам ученый сообщает о приписке на греческом Синаксари в 1308 году, когда казаки закололи юношу Самака. Да и историки той эпохи свидетельствуют, что разбой в Монголии в XII ст. был самым обычным делом, когда украсть втихаря считалось делом недостойным, а забрать силой – подвигом победоносным: «Некоторые из них рассматривали разбой и насилие, аморальность и пьянство как подвиги мужества и чего-то более высокого» [Кичанов 1973, 35]. Подобную характеристику дает и Аннемари фон Габен тем разбойничьим ватагам тюрков, которые захватили земли среднеазиатского ираноязычного населения: для таджиков такое поведение было проявлением жестокости и безбожничества, а для завоевателей признаком победы [Gabain 1960, 11, 161]. Документы свидетельствуют, что при монгольском нашествии на Украину часть степного населения в противовес основному легко поладила с Ордой. Например, Плоскиня, воевода бродячих, христианин, выдал монголам отряд русов. Да и вообще князья Болоховской земли придерживались дипломатии, отличающейся от политики князей Руси-Украины, их цель незаурядно похожа на желание казака – узбека: отделиться от общего массива и защитить автономию. Болоховцы добровольно повинуются монголам, чтобы только не быть под властью Даниила Галицкого. Не признавали Даниловой власти, а покорились монголам также жители Южного Побужья – соседи болоховцев. Летописцы называли таких «съдяще за татары» или «люди татарские». Когда Ольгерд захватил Подолье, часть тюркского населения, которая пришла с монголами, уже была украинизирована. Еще другая часть, убежав от Ольгердового войска на Черноморье и в Крым, вскоре вернулась и поселилась за Дунаем, в Добруджи. Стрийковский свидетельствует, что они разговаривали на славянском языке и вели хозяйство [Дашкевич 1876, 36]. Следует думать, что подобная ситуация была свойственна для всех южных окраин Украины. Вот как описал жителей Приазовья венгерский монах, который побывал там в 1237 году: «Ее обладатель и население называют себя христианами, книжки и священники у них греческие. Говорят, будто князь имеет сто женщин; все мужчины бреют голову, бороду же отпускают небольшую. Только благородные в знак своей воспитанности над левым ухом оставляют немного чубу» [Голубовский 1884,189]. Ассимиляцию татар на Подолье отмечал и И.Житецкий [Житецкий 1884.574]. Именно на Подолье в первый раз (в 1363 г.) появляется упоминание об украинских казаках, с помощью которых Ольгерд завоевывал Подолье [Дашкевич 1876, 41]. Одновременно появляется и термин «атаман» – один из самых употребляемых ранговых терминов в казацком войске. То, что термин «атаман», как и «есаул» и другие, занял такое важное место в административной лексике древней Украины, должно свидетельствовать о том, что прослойка тюркского населения на наших просторах была достаточно большой не только на границе с Диким полем. Рассматривая этнографический состав населения Киевской земли в XV ст., П.Клепатский отметил, что после украинцев наибольший процент занимают татары, а уже потом белорусы и поляки. Интересно и то, что второе место занимали татары и в кругу боярства Киевщины [Клепатский 1912, 1,446, 451]. При достаточно заметной ассимиляции (украинизации) тюрков как в городских и сельских общинах, так и в Запорожском войске, и в украиноязычных, так и в тюркоязычных документах вплоть до XVII ст. видим четкое противопоставление украинских (Христиан казаклари, Барабаш казаклари, Умань казаклари) и тюркских казаков (татар казаклари, бизим казаклари). Какие же причины такого противопоставления? Этническая принадлежность не имела существенного значения, большую роль играл религиозный фактор, но решающий фактор был иной. В отличие от тюркских казаков, для которых заработок путем грабежей или военной службы был основным, украинское казачество вместе с военной деятельностью (с целью защиты) развивает хозяйство: земледелие, рыболовство, ремесла – все то, что способствовало образованию на Запорожье не только военного лагеря, но и казацкой республики. В памятках украинского языка термин «казак», появляется достаточно поздно, впервые в 1499 году: «Которыи козаки в верху Дньпра... рыбы привозят... тогды мает осмьник воеводин то осмотрьти и обмытити» [Акты... 1848, 1, 194]. Появляется употребление термина слова казак по отношению к представителям крымско-татарских и ногайских казацких отрядов: «(в 1551 г.) Казаки Бългородскіе двадцать и чотыри чоловъки хотят к земли Московское ити... То есть имена тех козаков: Ясе-ходжа, Бокайчик, Карача-акгай» [Акты... 1848, 2, 157]. Украинской исторической науке, наконец, нужно систематизировать и осуществить анализ всех данных о казачестве. Ведь нельзя не учитывать и такое свидетельство, что, например, в работе Степана Лукомского (из 1770 г.): «1299 года, за князя литовского Витена козаков литовских 600 человек, впадши в Прусию великие вреда ... подилали» [Собрание... 1878, 326). Ведь этот и подобные исторические труды настойчиво заверяют, что в XII ст. казаки уже существовали, а возможно, это происходило и раньше. Ведь собственное имя Гзак в «Слове о полку Игореве» означает нечто другое, чем казак, потому что во многих тюркских языках на месте -к.– выступает вариант звонкого -г-, сравните, например, топоним Gazakh в Азербайджане. Кроме того, исследовать происхождение слова «казак» следует лишь в комплексе с изучением всей тюркской терминологии, которая употреблялась украинским казачеством: есаул, атаман, хорунжий, булава, бунчук, барабан, горн, лагерь, кош, курень, площадь, чайка, сал, как и производной лексики (гард, кирган и тому подобное). Есть основания утверждать, что эта лексика заимствовалась украинцами приблизительно одновременно и всвязи с исторической потребностью формирования украинского казачества. Если некоторые термины, скажем, «есаул», «атаман», появляются в староукраинских документах уже в XIV ст. возможно и нужно думать, что позднее засвидетельствование термина «казак» объясняется лишь спецификой его употребления, а не поздним заимствованием. Как итог, можно сказать: основу тюркского казачества составили кипчакские племена, а на поприщах современной Украины важную роль в формировании казацких отрядов играли ногайские племена. Однако, идея казачества и определенное ее развитие могли содержаться еще среди тюркских народов (Черных Клобуков), которые выполняли функцию пограничных отрядов в войске киевских князей. Таким образом, формирование казацкого братства могло состояться еще во время монгольской инвазии, завершалось же оно, несомненно, синхронно с упадком Золотой Орды. Целостная система военной терминологии, употребимой в войске Запорожском, не находит аналогии ни в одном тюркском языке, а свидетельствует, что такая система или была в мало документируемых тюркских языках (печенежская, половецкая, койне Черных Клобукив), или же длительное время создававлась в первую очередь в среде смешанного украинско-тюркского населения. Об этом отчасти свидетельствует и развитие значений термина «казак» в тюркских и украинском языках – от первобытного значения «лицо, которое отделилось от общества и нанялось на службу с целью заработка, или же стало на путь борьбы за власть» ко всем известному значению в украинском языке. Григорий Халимоненко ''Східний світ'', 1/1993" http://fstanitsa.ru/ancienthis...krainskogo | | |
kijko Начинающий
Сообщений: 42 На сайте с 2010 г. Рейтинг: 34 | Наверх ##
15 января 2011 15:38 "Малороссийский "табель о рангах" Малороссийские чины возникли в первой половине XIV веке, при польском короле Стефане Батории.
1).Гетман, главный вождь народа, верховный судья и военачальник, именовался, по примеру польских гетманов ясновельможным. Со времен Косинского казаки избирали гетманов вольным голосованием. Впоследствии свободное избрание соблюдалось формально и уполномоченные российского двора управляли волею народа. Доходы гетманские были первоначально в одном старостве Чигиринском, потом в Гадячском, в последствии составляли свыше ста тысяч рублей. После гетмана, следовали старшины генеральные, именуемые вельможными панами. Первый из них был: 2).Генеральный обозный, чин соответствовавший генералу-фельдцейхмейстеру, главный начальник полковой и городовой артиллерии, обозов всех войск казацких. В генеральной войсковой канцелярии, под непосредственным управлением гетмана, ведавшей всеми войсковыми делами - он был в старшинстве, получал на свое содержание тысячу польских злотых и мельницу, потом ему определены деревни в четыреста дворов, вместо содержания. 3).Генеральный судья. Их было два: старший председательствовал в Генеральном Суде - трибунале, высшей инстанции по судной части; младший был его членом. При гетмане Богдане Хмельницком жалованье положено им по триста злотых и по мельнице. После владели ранговыми деревнями в триста дворов каждый, вместо содержания. 4).Генеральный подскарбий учрежден в 1729 году. Председатель Генеральной Скарбовой Канцелярии. Заведовал всеми малороссийскими доходами и расходами. Надзирал за Генеральной Счетной Комиссией. Содержание определялось в триста дворов. 5).Генеральный войсковой писарь, важнейший сановник в Малороссии. Управлял всеми входящими и исходящими бумагами Генеральной Войсковой Канцелярии. Занимал первое место после Генерального Обозного, приводил в исполнение гетманские решения по военным и гражданским делам. При гетмане Богдане Хмельницком определено жалование в тысячу польских злотых и мельницу. Потом владел ранговыми деревнями и, в их числе, местечком Городищем в Лохвицком повете. 6).Генеральный войсковой есаул, первый, после Генерального Обозного, военачальник, управлявший в мирное и военное время, под главным предводительством гетмана, всем казацким войском, кроме запорожского. Он осматривал полки, искоренял замечаемые им беспорядки, присутствовал в Генеральной Войсковой Канцелярии. Все полковники были ему подчинены. Первоначально эту должность исполнял один чиновник, впоследствии два, из которых каждый заведовал особой частью, поручаемой гетманом. На них, в мирное время, возлагались и дела гражданские. Получали содержания по четыреста злотых и по мельнице. Потом каждый из них имел ранговые деревни, состоявшие из двухсот дворов. 7).Генеральный войсковой хорунжий. Был хранителем большого войскового знамени, получаемого каждым гетманом, при избрании, от польских королей, потом от Российских Самодержцев. Это знамя всегда находилось при особе гетманской. Вместо денежного жалования, владел ранговыми деревнями, в которых насчитывалось до двухсот дворов. 8).Генеральный войсковой бунчужный - хранитель гетманского бунчука, имел одинаковое содержание с Генеральным хорунжим. В мирное время присутствовал по гетманскому повелению в Войсковой Канцелярии. В военное время все бунчуковые товарищи состояли под его начальством. 9).Полковники занимали первые места после генеральных старшин. Звание берет начало в Малороссии со времен Стефана Батория с 1576 года. Им подчинялись все военные, полицейские и земские дела, а также полковая артиллерия. Каждый из них предводительствовал в своей полковой канцелярии, а с 1763 года, по Статуту, как воевода, в городском суде, где слушались уголовные дела. Полковая старшина и сотники, число которых не во всех полках было одинаково, находились в непосредственном их подчинении. Полковник имел при себе полковое знамя, особый жезл - пернач и полковую музыку. При Богдане Хмельницком они пользовались доходами с мельниц. При сыне его, Юрии, получали жалование из малороссийских сборов, по сто ефимков и по мельнице. Потом владели ранговыми деревнями, состоявшими в некоторых полках из нескольких тысяч душ. Доходы их были столь значительны, что даже генеральные старшины переходили в полковники. 10).Подкоморий. Был (с 1763 года) судьей в подкоморном суде, который, по присылаемым из земских судов делам, лично свидетельствовал межи спорной земли, разграничивал их и старые обновлял. Имел двух помощников, называемых коморниками. Вместо жалования определялись им и писарям суда, по Статуту, доходы с дел. 11).Бунчуковый товарищ - чин, установленный гетманом Мазепой, для придания большей важности своим клейнодам. Возводились в бунчуковые товарищи сыновья генеральных старшин, полковников и знатнейшего шляхетства. Эти молодые люди в военное время находились безотлучно при гетмане, охраняли его хоругвь и бунчук. Состояли под начальством генерального бунчужного. Служили без жалования, на собственном содержании, не имели определенной должности. При преемниках Мазепы в отсутствие полковников командовали полками, председательствовали в полковых канцеляриях, присутствовали, по гражданским делам, в генеральном суде и в особых комиссиях. Число их не превышало сто человек, а впоследствии умножилось. Кроме бунчуковых были в Малороссии и другие товарищи. Главное место между ними занимали знатные войсковые товарищи. Так именовались отставные генеральные старшины и полковники, бравшие в публичных собраниях первенство не только над бунчуковыми товарищами, но даже и над настоящими генеральными старшинами и полковниками. Шляхетство не столь богатое было известно в полках под названием знатных такого-то полка товарищей. Беднейшие гордились тем же названием, с прибавлением только вместо полка сотни, в которой служили. 12).Судья земский (восстановленный в 1763 году) избирался шляхетством повета, в котором находился суд, председательствовал в нем и получал, вместо жалования, определенные Статутом доходы от дел. 13).Подсудок земского суда также избирался шляхетством и пользовался одинаковым с судьей содержанием. 14).Есаул Генеральной артиллерии. Со времен Богдана Хмельницкого, присутствовал в канцелярии гетманской артиллерии. Смотрел за полковой и городовой сотнями. Находился под начальством генерального обозного и, в его отсутствие, командовал артиллеpией. 15).Писарь Суда Генерального. Чин существовал исстари при войске. В Генеральном Суде писарь управлял всеми входящими и исходящими бумагами. Место его занял впоследствии секретарь. При Богдане Хмельницком получал ежегодно по сто злотых. Потом ему определили ранговые деревни. 16).Полковник компанейский. Их было три. Они получали жалование из войскового скарба. 17).Обозный полковой. Первый старшина в полку. Подчинялся полковнику. Находился под начальством генерального обозного и Канцелярии Генеральной артиллерии. Присутствовал в полковой канцеляpии, исполнял должность полковника во время его отлучки или болезни, если не было в полку бунчукового товарища. Вместо жалования имел насколько дворов из ранговых деревень. 18).Cтapший войсковой канцелярист Войсковой Генеральной Канцелярии, прежде назывался регентом. Их было два. Они соответствовали секретарям и пользовались также небольшими ранговыми деревнями. В полковых канцеляриях эти чиновники назывались старшими полковыми канцеляристами. 19).Судья полковой. Второй старшина в полку, присутствовал по полковым делам в канцелярии. Стоял рангом ниже обозного. Первый член городского суда. Владел ранговым имением. 20).Хорунжий артиллерии Генеральной. Хранитель главного артиллерийского знамени. Присутствовал в канцелярии Генеральной артиллерии. Подчинялся генеральному обозному. При Богдане Хмельницком получал годовое жалование в пятьдесят польских злотых. 21).Обозный охочекомонного или компанейского полка исполнял одинаковую должность с обозным полковым. 22).Писарь земский докладывал о делах в земском поветовом суде, подписывал выдаваемы решения и прочие бумаги. Избирался из шляхетства и пользовался узаконенными от дел доходами. 23).Писарь полковой. Третий старшина в полку. Занимался в полковой канцелярии тем же, чем генеральный писарь в Генеральной Войсковой Канцелярии. При Богдане Хмельницком получал пятьдесят злотых годового жалования. Позднее имел небольшие ранговые деревни. Писарь городской в городском суде исполнял должность секретаря. Вместо жалования получал доходы от дел. Назывался раньше писарем суда полкового. Писарь подкоморский имел в своем хранении дела суда подкоморного, выезжал с подкоморием или коморником на спорные вопросы о земле, исполнял должность секретаря. 24).Есаул полковой. Четвертый старшина полка. Наблюдал за порядком в мирное время, присутствовал в полковой канцелярии. Их было два в каждом. При Богдане Хмельницком они получали в год по двести злотых жалования, позднее владели ранговым имением. 25).Хорунжий полковой, пятый старшина полка. Хранил полковое знамя и присутствовал иногда в канцелярии. При Богдане Хмельницком получал жалования пятьдесят злотых в год. 26).Сотник. Звание учреждено в казацком войске Стефаном Баторием, в 1576 году. В своей сотне был тоже, что в полку полковник. Надзирал за благочинием, разбирал словесно между казаками земские и маловажные уголовные дела. Сотники служили большей частью на собственном содержании. Немногие из них имели ранговые деревни. Доказательство, сколь доходно было место, ими занимаемое! 27).Войсковой товарищ. Исполнял разные военные и гражданские должности, командовал сотней в отсутствие сотника. Определенного числа им не было. Сначала они зависели от полковников и полковых канцелярий, потом от Малороссийской Коллегии. 28). и 29).Писарь полковой компанейский и писарь артиллерии Генеральной. Исполняли должности секретарей. Последний докладывал о делах в канцелярии Генеральной артиллерии. 30).Войсковой канцелярист. В это звание, в Генеральную Войсковую Канцелярию, поступали сыновья чиновников малороссийских. По окончании наук, стажировались в службе. Число их не определялось. Богатые служили из чести, недостаточные помещались в Глухов в казенный дом. На содержание их предоставлено в Лубенском полку (ныне в Лохвицком повете) село Воронки, в котором насчитывалось до восьмисот душ. В полках подчинялись старшим канцеляристам, в Генеральной Войсковой Канцелярии генеральному, а в Суде генеральном судовому писарю. 31).Есаул полковой компанейский. Исполнял одинаковую должность с есаулом полков городовых. 32).Атаман артиллерии Генеральной. Командовал пушкарями. 33).Хорунжий полковой компанейский одинаковая должность с хорунжим полка городового. 34).Значковый товарищ прежде именовался знатным полковым товарищем, получил, вероятно, это название от малых значков, находившихся, кроме знамени, в сотнях казацких. Значковые товарищи возили оные. В это звание поступали сыновья полковых старшин и других чиновников. Именным указом 8 августа 1734 года положено их было во всех десяти полках 420 человек. Сначала определялись Генеральной Канцелярией, потом полковниками, напоследок Малороссийской Коллегией. 35).Есаул артиллерии полковой, надзирал за полковой артиллерией. 36).Атаман городовой заведовал полицией в полковых городах; сотенный - первый старшина в сотне после сотника, присутствовал вместе с ним в сотенной канцелярии, смотрел за полицией, исполнял обязанности сотника. 37).Сотник или ротмистр компанейский. 36).Капитан Жолдатской роты. 39).Писарь сотенный. Исполнял в сотенной канцелярии должность секретаря, как и №40 40).Писарь артиллерии полковой. 41).Канцелярист полковой. В больших полках, при полковых канцеляриях, было шестнадцать человек, в меньших по десяти. При открытии земских поветовых судов, половина полковых канцеляристов переведено туда. Они получали жалование. 42).Есаул сотенный принадлежал к сотенной старшине, младший офицер в сотне. 43).Хорунжий полковой артиллерии или хранитель артиллерийского полкового знамени. 44).Хорунжий сотенный. Исполнял одинаковую должность в сотне, как полковой есаул в полку; получал при Богдане Хмельницком тридцать злотых годового жалования. 45).Атаман артиллерии полковой начальствовал над пушками в полку. 46).Сотенная старшина компанейская, состояла из атамана, писаря, есаула и хорунжего. 47).Атаман жолдатский. 48).Атаман куренный. Командир казаков, обитающих в курене. 49).Городничие. Исполняли полицейскую должность в полковых городах и сотенных местечках; надзирали за колодниками. 50).Атаман сельский. Командир казаков подпомощников, живущих в его селении. Впоследствии атаманы переименованы в выборные. В казенных и владельческих селениях именовался войтом сельским. 51).Казаки, прикомандированные к канцеляриям для посылок, назывались есаульцами или стойчиками.
Кроме этих чинов издавна в Малоросcии были возные при судах земских и городских. Они вручали позывы к суду, вводили во владения имениями, свидетельствовали насилия, убытки и мертвые тела. Избирались из шляхетства, получали доход с дел. Главный из них, генерал-возный, был потом при Малороссийском Генеральном Суде. Полк казацкий, малороссийский, составлял целую область или провинцию, назывался по главному своему городу или местечку, и, кроме местечек, состоял из множества сел и деревень. В полковом городе находились: полковник, старшины и канцелярия полка. Каждый полк разделялся на сотни, их число было неравным. Полковники определялись сначала гетманами за деньги, потом, по представлению гетманов, с утверждения государей. В полковую старшину и в сотники производил гетман. Сотня носила именование от местечка или селения, в котором была расположена главная ее квартира, заключала несколько сел и деревень, разделялась, которые были менее запорожских. В каждом курене находилось на курени несколько десятков выборных казаков и подпомощников. Казаки, имевшие собственную амуницию - мундир, ружье, пику, также лошадь, исполнявшие таким образом службу на родине и за границею, назывались выборными. Бедные, снаряжались от нескольких дворов, снабжали всем нужным одного казака, который по этой причине именовался подпомощником. Число тех и других в сотнях было неравное. В каждой сотне выборных насчитывалось от ста, двести и более казаков, подпомощников до тысячи и свыше. Первые считались поголовно, последниеe хатами или семьями. Часто крестьянин, женясь на казацкой дочери или на вдове казака, получив или купив землю казацкую, делался казаком, а казак, избегая службы, крестьянином. Многие сотники вписывали крестьян в казаки для увеличения своей власти. Сначала реестровые или выборные казаки получали годовое жалование по тридцать злотых каждому, но впоследствии это было отменено, служба внутри границ была за свое содержание, за границей получали продовольствие и фураж, только обязаны были иметь собственных лошадей, мундиры, ружья и пики. В мирное время выборные казаки содержали цепь на границе Великой России и Турции: подпомощники несли пешую и конную внутреннюю службу, находясь при сотенных и полковых канцеляриях, для разных посылок. Артиллерия - главная и полковая комплектовалась из казаков: армашами или пушкарями и фурлейтами. Был еще особый род служивых казаков, по требованию гетманов, определяемых полковниками и сотниками, а именно: бобровники, стрельцы и пташники. Первые ловили для гетмана бобров, вторые стреляли зверей, последние птиц. За это они освобождались от военной службы. Их находилось в Малороссии несколько тысяч дворов. После графа Разумовского они начали платить денежную подать в скарб малороссийский, вместо производимой ими до того охоты. Кроме конных казацких полков были в Малороссии пехотные, известные под названием сердюков. О них в первый раз упоминают малороссийские летописцы в 1674 г. Должно полагать, что это войско, набранное не из одних казаков, а также из других свободных людей, получавших жалование, учреждено Дорошенко. Сердюки, при Мазепе, составляли три полка. Квартировали в Батурине и в окрестностях этого города: "были..." - по словам Георгия Конисского - " …ангелами-хранителями Мазепы, духами, исполнявшими самые мановения гетманския. Горе человеку, попадавшемуся в их pуки! Лучшие чиновники содрогались, увидев у себя в доме кого-либо из этих гвардейцев, за ним присланного. Чернью они играли, как мячом, поэтому были ненавидимы народом. И войско не терпело их. При падении своем (в 1708 году, исключая одного полка, вернаго) сделались притчею в людях, избегшие участи смерти питались заработками самыми низкими: в народных банях, винокурнях, обратились в поденщики" (стр. 420). Из вольнонабираемых людей содержались также на жаловании охочокомонные или компанейские полки, которые имели зеленые казацкие мундиры. Их было сначала пять полков, потом три конных, по пятьсот человек в каждом. Для охранения гетманского знамени, называемого надворною хоругвь, находилась еще особая небольшая конная команда на денежном жаловании из войскового скарба. Она именовалась: командою у надворной хоругви. Последний гетман, граф Разумовский, дал ей гусарские зеленые мундиры. До открытия в Малороссии наместничеств, эта команда находилась в Глухове при генерал-губернаторском доме, потом обращена в губернскую Новгород - Северскую штатную роту. В Генеральной Войсковой Канцелярии и других главных малороссийских присутственных местах несла караул пехотная рота, известная под названием Жолдатской, набираемая из двух казацких селений Жолдаки и Спаское (Кролевецкого повета). Рядовые имели над собой хорунжего и других старшин, носили мундир казацкий верхний темно-синий с красными отворотами и красное полукафтанье. Все они получали жалование. При генерал-губернаторе графе Румянцеве - Задунайском эта рота обращена в регулярную пехотную, названную фузелерною. Она переведена потом в штатную губернскую роту Новгород - Северскую. До 1763 года выборные казаки не во всех полках имели одинаковый мундир. Но гетман - граф Разумовский, определил мундир одного цвета и покроя: недлинный верхний суконный жупан (кафтан) темно-синий с красными отворотами и такими же обшлагами, а по краям на полях и внизу у красного сукна узенькая опушка, полукафтанье белое суконное, штаны белые суконные польские. Жупан и полукафтанье были длиною по колена, кушак красный стамедовый, шапка польская низкая, разноцветная в каждом полку, с черным овчинным околышем, плащи синие, ружья и сабли гусарские, пики и седла казацкие. Многие из генеральных старшин, подражая гетману, носили немецкие мундиры того же цвета, кафтан синий с красными круглыми обшлагами, с желтыми на стороне и на обеих полах пуговицами, с красным воротником, камзол и нижнее платье белого сукна, шпагу конную офицерскую. При графе Разумовском некоторые полковники старались уже заводить строй и порядок регулярный. Малороссийское шляхетство составилось из коренных жителей, жалованных поместьями от королей польских, потом от Самодержцев Всероссийских, стяжавшее чины и имения пролитием крови своей на ратном поле, службою, полезною для государей и отечества. Совместно с польскими и иноземными дворянами, переселившимися на жительство в Украину, получило в XVI столетии, на основании Статута великого княжества Литовского, разные преимущества: 1).Участвовало в избрании: королей, послов на генеральный сейм, подкомория, писаря и земских судей, хорунжего и возных. 2).Могло располагать, по желанию, имением своим, родовым, выслуженным, купленным и другим образом приобретенным. 3).Было освобождено от повинностей: поставки подвод, дачи домов, под квартиры, строительства и починки замков королевских, устройства мостов и других дорожных работ. 4).Не лишалось достоинств и должностей по заочному доносу. 5).Без решения суда не поступало под стражу. 6).Имело свободный выезд в иностранные государства, кроме земель неприятельских. 7).Все дворяне от вельможи до беднейшего признаны равными.
Простолюдин, оказавший явные, именитые и воинские заслуги, храбрость против неприятелей, удостаивался от короля привилегий на вольности шляхетские и на герб. Называвшийся ложно дворянином лишался своих имений, а дворянин, занимающийся промыслом купеческим, лишался дворянских на то время преимуществ. Мещанам городов дарованы от королей польских права Магдебургские. Это города: Kиев, Чернигов, Переяславль, Стародуб, Нежин, Погар, Мглин, Остер, Новгород - Северский и Кролевец. В правах записано: получив обиду от князей, господ дворян и крестьян их, на случай неудовлетворения, вызывать каждого в суд земский для поступления по законам. Посполитые или крестьяне в Малороссии не имели права продавать и закладывать земли свои без позволения помещика; могли переходить с места на место, но, оставив все нажитое господину, заплатив ему за льготное время и получив от него письменный отпуск. Помещикам не позволялось иначе продавать их, как с землями. Не имевшие земель и дворов крестьяне известны были в Малороссии под названием суседи и подсуседи. Они, переходя к разным владельцам, обрабатывали их поля. В награду получали от зажиточных участки, удобные для хлебопашества и сенных покосов, водворялись в тех местах. Такие крестьяне именовались грунтовыми.
Подборка и частичные изменения сделаны Ю.И.Палкиным" | | |
Элла Зотова Новичок
Владивосток Сообщений: 20 На сайте с 2011 г. Рейтинг: 12 | Наверх ##
16 января 2011 10:21 16 января 2011 10:50 Доброго Всем дня!! Подскажите, уважаемые знатоки ,есть ли в Ваших списках ЛЫСЕНКО (ЛИСЕНКО) из Кременчугского уезда? С. Горбы. ( Глобинского р-на) на реке Кривая Руда... В соседних Гриньках жили потомки старинного старшинского козачьего рода Лисенко - потомки будущего композитора... знаю, что в Горбах, композитор проводил своё детство.. могли там жить родственники? Или это разные Лысенко?
--- ищу Лысенко, Зотовых, Дроновых, Степановых | | |
Часть сообщений этой темы была выделена в тему "Полтавская область и губерния" (16 января 2011 12:18)
|
Nick02 Кировоград Сообщений: 3184 На сайте с 1970 г. Рейтинг: 9133 | Наверх ##
16 января 2011 14:50 Элла Зотова Лубенский полк, Жовнинская сотня. -местечко Жовнин -село Клишинцы -село Матвеевка -село Горбы -село Липовое -деревня Гриньки В 18 веке (до 1782 года) по полковым реестрам в Горбах и Гриньках не проживали Ваши Лисенко. Нет их ни среди козаков, ни среди посполитих .... Вполне могли в этот период жить либо в Чигриндубраве или в Жовнино, а может и в Веремеевке... Посмотрю теперь ревизскую сказку этих сел от 1782 года и другие документы конца 18-середины 19 веков. --- Великий вопрос жизни, как жить среди людей.
Выбирая свой путь, ты никогда не знаешь, кому перейдешь дорогу.
E-mail: hope02@rambler.ru | | |
Nick02 Кировоград Сообщений: 3184 На сайте с 1970 г. Рейтинг: 9133 | Наверх ##
16 января 2011 16:10 16 января 2011 16:16 Элла ЗотоваЭлла Зотова написал: [q] В соседних Гриньках жили потомки старинного старшинского козачьего рода Лисенко [/q]
Старинный старшинский козачий род Лисенко нашелся. В 1737 году в Лубенском полку Лисенки получили села Клишинец и Галицкое. Элла Зотова написал: [q] потомки будущего композитора... [/q]
А предки будущего композитора Лисенка жили в местечке Жовнин. Еще в 1802 году в местечке Жовнин проживал подполковник Лисенко Виталий Романович (отец композитора Николая Лисенка, 1842-1912 г.г.) с женой Ольгой. И владели они землей: 24 десятины и 1800 сажень. Затем, наверное по службе или купив землю, они переезжали в село Гриньки, а потом в 1855 году семья Лисенко вернулась, переехав обратно из села Гриньки в местечко Жовнин. А в Клишинцах проживали наследники генерал-лейтенанта Михаила Лисенко. Капитан Захарий Лисенко (у него была жена Анастасия) в 1820 году в этом селе имел винокуренный завод. Будущий композитор Николай Лисенко обучался в Харьковской гимназии и каникулы проводил в м. Жовнин и в селе Клишинцы. --- Великий вопрос жизни, как жить среди людей.
Выбирая свой путь, ты никогда не знаешь, кому перейдешь дорогу.
E-mail: hope02@rambler.ru | | |
Semplinski Сообщений: 253 На сайте с 2005 г. Рейтинг: 108 | Наверх ##
16 января 2011 22:21 Подскажите, не встречалась ли какая-либо информация по Яровым?
В частности по проживавшим в 19-20 вв. в Кропивне (Черниговск. обл.) --- http://www.semplinski.narod.ru
Дворяне Семплинские, Потоцкие, однодворцы Батаевы, Аксеновы, Алатарцевы Новохоперский и Енотаевский уезды, Яровые Конотопский уезд, Горенские Ольгопольский уезд, Декартовы Чембарский уезд | | |
AppSR1a  Україна Сообщений: 1817 На сайте с 2009 г. Рейтинг: 1651 | Наверх ##
17 января 2011 10:41 Semplinski[q] проживавшим в 19-20 вв. в Кропивне (Черниговск. обл.) [/q]
а Вы знаете, что в Черниговской области два населенных пункта с таким названием? Кропивне Ніжинського району Кропивне Бахмачського району | | |
Semplinski Сообщений: 253 На сайте с 2005 г. Рейтинг: 108 | Наверх ##
17 января 2011 12:02 17 января 2011 12:06 AppS написал: [q] в Черниговской области два населенных пункта с таким названием[/q] да конечно, в Бахмачском районе. --- http://www.semplinski.narod.ru
Дворяне Семплинские, Потоцкие, однодворцы Батаевы, Аксеновы, Алатарцевы Новохоперский и Енотаевский уезды, Яровые Конотопский уезд, Горенские Ольгопольский уезд, Декартовы Чембарский уезд | | |
Элла Зотова Новичок
Владивосток Сообщений: 20 На сайте с 2011 г. Рейтинг: 12 | Наверх ##
17 января 2011 15:43 17 января 2011 15:45 Ой!! ОйОй!!!!!  Неужели по ложному следу иду? Nick02 Спасибо, что нашли время, посмотрели! Отрицательный ответ - тоже ответ! Эх, Лысенко мои, потеряшки... Где 'ж вас искать теперь? Фамилия то на Украине не редкая... --- ищу Лысенко, Зотовых, Дроновых, Степановых | | |
|