МурзилкаМодератор раздела  Сообщений: 3304 На сайте с 2009 г. Рейтинг: 1133 | Наверх ##
13 декабря 2009 8:24 Тотемические символы неистребимы: передаваясь от поколения к поколению, они живут не только в изображениях и изваяниях, но и в традиционных обрядах. Никакие идеологические и религиозные доминанты не смогли вытеснить тотемические образы из русской свадебной лирики, главные герои которой жених и невеста - именуются по-тотемному - утка да селезень, сокол да лебедь: Сокол да Сокол Соколович, // Свет добрый родной молодец... // Летал Сокол по крутым горам, // Искал Сокол лебединые стада...
Загадочные на первый взгляд свадебные прозвания уходят своими корнями в те невообразимо далекие времена русской предыстории, когда представители одних тотемных родов женились или выходили замуж за иноплеменников другой тотемической принадлежности. Именно с такими брачно-тотемными именами-символами столкнулись арабские купцы-путешественники, описавшие языческие нравы и обычаи наших далеких предков. Те песни, что пели они, по-прежнему поются в российской глубинке.
Их записано сотни, они не канули в лету, а по сей день выступают неотъемлемой исполнительской стороной русского свадебного обряда. Естественно, соколами и лебедями, селезнями и утками обрядовый фольклор не ограничивается. Так, известно множество вариантов шуточной песни про свадьбу совы, что выходит замуж за “белого луня, за милого друга”. Здесь тотемная сова заменила традиционную лебедь (утицу), а тотемный сокол превратился в свою более редкую для фольклора ястребиную разновидность - луня.
Тотемное прошлое живет и во множестве современный русских фамилий. Сами они сравнительно недавнего происхождения, а у простого люда в России вообще появились только после отмены крепостного права. Но образовались многие из них от древнейших тотемных имен (имеются в виду не христианские имена греческого, римского или библейского происхождения). Если открыть ономастиконы (сборники, составленные филологами на основе анализа разного рода документов прошлого), то обнаружится великое множество таких тотемных имен, распространенных вплоть до Петровской эпохи.
Вот лишь некоторые из них, взятые наугад: звериные (Баран, Барсук, Бобр, Бык, Белка, Волк, Заяц, Конь, Корова, Кот, Кошка, Лиса, Медведь, Овца, Пес, Соболь, Хомяк); птичьи (Гоголь, Голубь, Гусак, Дрозд, Дятел, Жаворонок, Кулик, Курица, Лунь, Сова); рыбьи: (Ерш, Карась, Щука); растительные (Береза, Гриб, Дуб, Калина, Капуста, Крапива, Осина, Ракита, Орех); прочие (Блоха, Жаба, Жук, Комар, Муравей, Муха, Паук, Пчелка, Рак, Таракан).
Именно эти и многие другие аналогичные древнерусские имена и прозвища, происходящие от славянских, общеиндоевропейских и доиндоевропейских тотемов, вошли в живые русские фамилии, породив всех бесчиссленных Лебедевых, Селезневых, Уткиных, Петуховых, Соколовых, Орловых, Коршуновых, Ястребовых, Грачевых, Вороновых, Воробьевых, Скворцовых, Кукушкиных и т.д. и т.п.
Откуда же взялось такое множество тотемов, каковы причины их дробления и появления новых? Объясняется это достаточно просто. Человек по природе своей всегда стремится всячески подчеркнуть собственную уникальность, обособить место и условия своего существования, обозначив их по возможности разного рода отличительными особенностями в одежде, жилище, манере поведения и общения, а также в соответствующей символике. При смене поколений, распаде родоплеменных структур, обособлении семей каждое новое социально-этническое образование придерживается, как правило, сложившихся и усвоенных традиций, но одновременно стремится к выпячиванию собственных неповторимых черт. При смене жизненных ориентаций переход к новым ценностям осуществляется в демонстративной форме и сопровождается принятием новой символики. Отсюда такое обилие и разнообразие тотемов, возникших не в раз, а на протяжении веков и тысячелетий.
Механизм данного явления, срабатывающий в течение жизни нескольких поколений, хорошо иллюстрирует одна мансийская легенда, касающаяся лебедя и его тотемических функций.
Лебедь, повествуют сказители, был когда-то человеком, но затем из-за царивших между людьми постоянных драк и столкновений стал просить Бога превратить его в птицу. Желание было исполнено, и таким образом появился лебедь. Он же был сначала и царем всех птиц, а орел служил при нем князем. Впоследствии царская власть перешла журавлю, так как лебедь не умел вовремя кричать. И так далее - пока царем не стал орел. Из этой северной легенды совершенно отчетливо видно, как происходила смена тотемов внутри единой некогда народности, когда попеременно доминировали то одни, то другие тотемы.
История тотемов - и русских, и мировых - это неисчерпаемый кладезь знаний о далеком прошлом, охватывающем отрезок времени, несоизмеримый с письменной историей. В учебниках и научных книгах обычно описывается история, которая занимает всего 2 тысячи новой эры и примерно 3 тысячи лет до новой эры, итого - 5 тысяч лет. Это жизнь всего лишь 150 поколений, если считать по демографическому канону: 3 поколения в столетие. Не так уж и много с учетом, что сюда умещается вся история мировых цивилизаций, начиная с расщепления арийской этнокультурной общности и становления древнейших государств Индостана, Китая, Двуречья, Малой Азии и Египта.
“Тотемная история” неизмеримо богаче и шире: 40 тысяч лет существования человечества , включая и современный этап, - это 1200 поколений. Так, не будем обеднять собственную историю! Тем более, что тотемное прошлое не исчезло бесследно и по-прежнему живет в настоящем: в современных символах, обрядах, традициях, во многих современных фамилиях, названиях рек и озер, древних городов, селений и просто заповедных мест.
По ним-то и можно расшифровать пути древних миграций и восстановить мысленные контуры заветной страны Лебедии, которую - в честь древних русских тотемов - с неменьшим правом можно было бы назвать и Соколией, и Оленией, и Медведией, и еще какой-то волшебной страной, что не отыскать ни на одной карте!
|