На сайте ВГД собираются люди, увлеченные генеалогией, историей, геральдикой и т.д. Здесь вы найдете собеседников, экспертов, умелых помощников в поисках предков и родственников. Вам подскажут где искать документы о павших в боях и пропавших без вести, в какой архив обратиться при исследовании родословной своей семьи, помогут определить по старой фотографии принадлежность к воинским частям, ведомствам и чину. ВГД - поиск людей в прошлом, настоящем и будущем!
Пожалуйста, по отдельным населённым пунктам и своим личным поискам открывайте темы в фамильных или дневниковых разделах. Раздел по губернии создан по уездам/волостям/районам. Просьба - придерживаться этой схемы.
Свои вопросы и ответы, оставляйте, пожалуйста, в ЭТОЙ ТЕМЕ (жмите на ссылку)
[/q]
Воронеж. Церковь Всех Святых (утрачена)
Всесвятская церковь — православный храм Воронежской епархии. Была расположена в городе Воронеже. Первое воскресенье после праздника Святой Живоначальной Троицы Православная Церковь посвящает памяти Всех Святых Ветхого и Нового заветов. Храмы во имя Всех Святых обычно воздвигались на кладбищах, поскольку считалось, что среди новопреставленных, несомненно, есть и Божьи угодники, которые будут Им сопричислены к сонму святых. И в Воронеже Всесвятская церковь была возведена на пригородном кладбище. Но обо всем - по порядку.
В начале позапрошлого века местность за современной улицей 20-летия Октября (тогда она именовалась Большой Чижовской), входившая в состав Чижовской волости Воронежского уезда, была еще незаселенной. В 1828 году территорию напротив Острогожской улицы (Пушкинская) отвели под Чижовское кладбище (Предтеченское уже заполнилось). Но новое кладбище находилось слишком далеко от селения и вскоре было покинуто местными жителями. О нем вспомнили воронежцы в 1831 году, когда на город обрушилась холера. Люди ежедневно умирали десятками, устраивать братские могилы на старых кладбищах, плотно окруженных кольцом жилой застройки, было небезопасно. Тут и пригодился заброшенный погост вдали от жилья. В 1831 году здесь нашли последнее пристанище несколько тысяч воронежцев. Холера миновала, и кладбище вновь пришло в запустение. Как писал священник М.Ф. Аскоченский в статье по истории кладбища и церкви, здесь «оставались печальными памятниками пережитого ужаса деревянные кресты, немного намогильных камней да один кирпичный столб». Несколько лет спустя «печальным памятником» на скорбном месте решено было сделать церковь.
Строительство церкви: В июле 1834 губернский архитектор Иван Андреевич Блицын (1780-е - после 1841) выполнил проект церкви во имя Всех Святых. Один из приделов решено было посвятить святителю Митрофану Воронежскому, только что канонизированному Русской Церковью. В ноябре 1835 г. чертежи рассмотрели в Петербурге и утвердили, в следующем году началось строительство. 25 мая 1841 архимандритом Елпидифором (Бенедиктовым) освящен придел во имя святого Митрофана, находившийся в правой части трапезной, в 1842 году уже ставший викарным епископом Елпидифор освятил придел во имя преподобной мученицы Евдокии, расположенный в левой части трапезной...
Целиком же Всесвятская церковь была завершена к 1851 году и освящена викарным епископом Феогностом (Лебедевым). По архитектуре церковь была близка к храмовой части нынешнего Покровского собора, да и строились они практически одновременно. Ее тоже относили к образцам «благородного, выдержанного классицизма». Это обстоятельство и дает возможность предположить в обоих случаях авторство одного и того же архитектора И.А. Блицына.
Долгое пятнадцатилетнее строительство небольшого храма объясняется тем, что он возводился на частные пожертвования купчихи Евдокии Сергеевны Аврамовой (1782-1867), церковного старосты Ивана Ивановича Аврамова, купцов Александра Петровича Борисова (1781-1869),Антона Родионовича Михайлова (1804-1874), Ивана Михайловича Кривошеина. Их попечительством содержался первое время и церковный причт. Среди горожан церковь приобрела название Новостроящейся, и кладбище, вместо официального названия Новомитрофановское или Всесвятское, тоже именовалось Новостроящимся. В конце 1860-х годов при ремонте храма стены его трапезной отделали под мрамор.
Кладбище: В ноябре 1842 года на окраинном кладбище был похоронен безвременно ушедший из жизни поэт Алексей Кольцов, чуть позже рядом с ним оказалась сестра Анисья (1820-1847), в замужестве Семенова, потом родители, Василий Петрович (1778-1849) и Прасковья Ивановна (1784-1861). В 1861 году буквально напротив погребли поэта Ивана Никитина. Так было сделано сразу - поэт упокоился подле поэта, и могилу Никитина не переносили сюда позже, как иногда приходится слышать. На одной из дореволюционных фотографий можно увидеть табличку с надписью: «Дорожка к могилам Кольцова и Никитина».
В те времена кладбище было ухоженным, на могилах стояли надгробные памятники из гранита и мрамора. Слева от церкви на фамильном склепе Клочковых возвышалась часовня, спроектированная их родственником архитектором C. Мысловским. У алтаря церкви была похоронена благотворительница Е.С. Аврамова, недалеко от нее - юродивая старица Христина († 1866), над могилой которой купцом В.Н. Студенцовым была сооружена часовня; выделялась среди окрестных захоронений могила духовного писателя Луки Ефремова (1788-1877).
Катафалки и погребальные дрожки по Первой и Второй Острогожским улицам двигались ежедневно. За столетнюю историю кладбища здесь похоронили десятки тысяч людей. Но известны имена примерно девятисот человек, все они учтены в недавно изданном Некрополе Новостроящегося кладбища. Крупные чиновники и отставные генералы, дворяне и купцы, монахи Митрофановского монастыря, работный люд и старики из богаделен - всех уравняла мать сыра земля.
Вот лишь некоторые имена из газетных некрологов - Александр Михайлович Аврамов, юрист и литератор, сотрудничавший в столичных и провинциальных изданиях († 1895); артистка Анастасия Георгиевна Тавридова, скончавшаяся во время гастролей († 1896); отставной генерал-майор, военный топограф Павел Дорофеевич Егоров († 1897); отставной генерал-майор Константин Андреевич Герцог († 1897); директор Коммерческого банка и гласный городской думы Митрофан Антонович Михайлов († 1898)…
На Новостроящемся погосте упокоилась чета Ретунских - отставной чиновник Петр Данилович (1823-1908) и Наталья Антоновна (1836-1899). Наверное, есть какой-то перст судьбы в том, что Наталья Антоновна, урожденная Матвеева, нашла свой последний приют на общем с Иваном Саввичем Никитиным кладбище. Это ведь ее любовью были озарены закатные дни больного поэта. И куда бы ее ни бросал рок, доживать свой век она возвратилась в Воронеж.
Одна из могил неизбежно была обречена на внимание публики и газетчиков. Еще бы - ведь на Новостроящемся кладбище похоронен герой знаменитого романа в стихах А.С. Пушкина! Доказательством служил текст на надгробной плите: «Евгений Иванович Онегин. Скончался 1872 года августа 20 дня в 9 часов вечера». Внутри кладбища было выделено несколько специальных участков - для погребения монахов Митрофановского монастыря, для захоронения невостребованных тел из губернской земской больницы. В апреле 1907 года городская дума просила церковного старосту расширить этот участок, поскольку он уже был весь заполнен.
Священники храма: Кладбищенская церковь своего прихода не имела. Венчание и крестины в ней почти не проводились, основными церемониями были другие, более печальные: отпевание умерших и панихиды по ним. Первоначально она была приписана к Троицкому Смоленскому собору, и службы вел священник Михаил Тимофеев († 1861), а с 17 июля 1858 г. церкви разрешено иметь собственный штат. Первым самостоятельным священником был Петр Донецкий († 1874), его место унаследовал зять, Михаил Аскоченский. В 1896 г. открылась одноклассная церковноприходская школа: жившей по соседству детворе необходимо было хотя бы начальное образование. Закон Божий преподавал сам настоятель отец Михаил Аскоченский, остальным премудростям обучали Ф.М. Орлова и М.И. Орлова. В 1911 году в храме служили, помимо М.Ф. Аскоченского, еще три священника: Михаил Сергеевич Никифоров, Евфимий Таиров(оба с 1899 года) и Павел Селиванов (с 1909 г.), диакон Михаил Никитин (с 1874 г.), псаломщики Павел Абрамов(с 1889), Александр Маркин (упоминается в 1988 году) и Павел Долгополов (с 1911 г.). Старостой церкви состоял купец Павел Ширяев.
В 1930 году настоятелем церкви был протоиерей Алексий Образцов (впоследствии епископ Паисий), а псаломщиком Илия Назарченко, рукоположенный в диаконы. Церковь, как можно судить по этим именам, придерживалась обновленческой ориентации. Некрополь действовал и после революции. Так, в октябре 1919 года тут похоронили казненного белогвардейцами председателя губисполкома Алексея Сергеевича Моисеева, в 1918 и 1919 году похоронили Федяевских - известного врача Константина Васильевича (1835-1919) и его супругу Елизавету Васильевну, урожденную Веретенникову (1843-1918), в сентябре 1929 - известного архитектора Михаила Николаевича Замятнина.
Закрытие церкви: В середине 1930-х годов использование старого кладбища прекратилось. Церковь закрыли раньше. Решение об этом принял облисполком 10 сентября 1932 года со стандартной мотивировкой в духе тех времен: «Принимая во внимание многочисленные ходатайства трудящихся Воронежа в числе 65 организаций и организованного населения (всего 9485 человек), Всесвятскую (Новостроящуюся) церковь закрыть, здание передать в гороно для культурно-просветительских целей». Воистину начинало сбываться предсказание великого русского философа Николай Федорова о том, что кладбища скоро превратятся в гульбища! 26 сентября 1932 года появилось решение горсовета: «Передать закрытую Новостроящуюся церковь в ведение ПП ОГПУ с компенсацией горфо установленной суммы». На следующей неделе вышло еще одно решение: «Для учета церковного имущества закрытой Всесвятской церкви организовать комиссию: от Горсовета тт. Прохоров и Кравцов, от Горфо - тт. Петровский и Мещерин, от Антирелигиозного музея - Юзефович, с привлечением представителей церковного совета». Сведений о том, для каких целей чекистам потребовалась кладбищенская церковь в начале тридцатых годов, у меня нет. В предвоенные годы культовое здание занимали кузница и весовой завод, то ли одновременно, то ли друг за другом, не знаю. Для производственных нужд церковь перестроили. Уже в 1943 году довольно хорошо сохранившийся Всесвятский храм заняла швейная фабрика № 1. Фабрика упоминается в решении горисполкома от 29 августа 1946 года: «Для свободного обозрения могил писателей Никитина и Кольцова территорию их захоронения 16 на 19 метров изолировать от усадьбы швейной фабрики и обеспечить свободный доступ к могилам с улицы Новослободской» (теперь улица Моисеева).
Парк живых и мертвых: Участок 16 на 19 метров, который мы сейчас громко именуем литературным некрополем - это все, что сохранилось от «сметенного погоста». Здесь компактно сгруппировались шесть могил семьи Кольцовых, Никитина и писательницы Е.М. Милицыной. На остальной кладбищенской территории был разбит парк культуры и отдыха Ворошиловского района, получивший в обиходе название «Парк живых и мертвых», или просто «Жим».
Разрушение церкви. Строительство цирка: Судьба полуразрушенной церкви окончательно определилась в августе 1964 года, когда на заседании градостроительного совета принималось решение о возведении в парке культуры цирка. Его намеренно отодвигали в глубь участка на сто метров, чтобы сохранить возможность «в будущем организовать рациональную транспортную развязку в двух уровнях на пересечении улиц 20-летия Октября и Кирова». Цирк вместимостью 2100 мест строился по типовому проекту: он повторял здание в Новосибирске. Привязку к местным условиям производил архитектор А.Г. Бузов. На месте Новостроящегося кладбища работы начались в 1965 году разрушением Всесвятской церкви. Но уже в 1964 году управление культпросветработы планировало перенос могил Кольцова и Никитина, но не решило еще - куда именно. Цирк построили к осени 1972 года. Одновременно была предпринята последняя попытка уничтожить остатки кладбища - снести литературный некрополь, а прах А.В. Кольцова и И.С. Никитина перенести на усадьбу дома-музея Никитина. Творческой общественности, в первую очередь писателям, удалось предотвратить кощунство. Могилы обнесли гранитной стеной, благоустроили, и сейчас они находятся в ста метрах левее цирка. Маленький уголок под сенью деревьев - только он и остался от обширного Новомитрофановского кладбища. О Всесвятской церкви, стертой с лица земли грешными людьми, приходится только вспоминать. В Кольцовско-Никитинские дни литературы и искусства, которые традиционно проводятся в октябре, происходит поминовение поэтов-земляков: выступают их собратья по перу, творческая интеллигенция. В последние годы церемонию стали начинать с панихиды. Будем верить, что Всевышний воспринимает богослужение как воспоминание обо всех покойниках, чьи останки лежат на чижовской земле.
ГАВО АИС ф.Р10 оп.1 д.365 Постановления и протоколы заседаний Президиума Губисполкома, губпродсовещания, комиссии здравоохранения широкого Пленума Губисполкома и др. докладная записка рабфака ВГУ об обеспечении студентов рабфака общежитием . 1922г Дело оцифровано. В нём наткнулась на документы о восстановлении в членах партии КАРПЕНКО ФЁДОРА МИТРОФАНОВИЧА 1889 г.р. Есть рукописные биография и жалоба-протест. К сожалению бумаги выцвели, очень плохо видно
--- С уважением Марина.
Ищу сведения о Сазановых, Шияновых, Савустиан, Тараскиных, Гончаровых Воронежская губерния
ЦГИА СПб ф. 19 оп. 128 д.1093 МК церкви 224-го пехотного резервного Скопинского полка за 1909 год
Часть вторая о бракосочетавшихся
Сн. 200
Запись 4. 20 мая Жених: 224 пехотного резервного Скопинского полка квартирмейстерский каптенармус Александр Федоров БУТОВ из крестьян Ракитянской волости Николаевского общества Грайворонского уезда Курской губернии православного исповедания, первым браком 24 Невеста: города Воронежа мещанка Пелагея Константинова КОРЕЛИНА православного исповедания, первым браком 21 Поручители по женихе: 224 пехотного резервного Скопинского полка капитан Николай Владимиров НОРОВ и крестьянин Орловской губернии Ливенского уезда Царевской волости села Петровского Иван Нилов ЛЕБЕДЕВ По невесте: 224 пехотного резервного Скопинского полка вольноопределяющийся Николай Порфириев ЗВЕРЕВ и дворянин Воронежской губернии Николай Митрофанов ПОПОВ
Священник Тихон Попов
--- Наши дети должны знать об истории своей фамилии, о своем роде как можно больше, чтобы с честью ее носили,гордились, защищали и прославляли свой род ДНЕВНИК
МК Ермолаевской церкви что на Садовой улице за 1908 год
Сн. 49
Часть первая о родившихся
Запись 97. 9 июня/7 июля Александр Родители: Воронежский мещанин Василий Александрович СТОЛПОВСКИЙ и законная жена его Клавдия Никоноровна оба православнаго вероисповедания Восприемники: студент Московскаго Императорскаго университета из мещан г. Москвы Николай Александрович ПРОСТОТИНОВ и жена урядника Области Войска Донскаго Сиротинской станицы Ольга Васильева РУБЦОВА
Протоиерей Сергей Модестов
--- Наши дети должны знать об истории своей фамилии, о своем роде как можно больше, чтобы с честью ее носили,гордились, защищали и прославляли свой род ДНЕВНИК
АИС ГАВО И331 оп.4 д.340 МК села Рогачевка стр.122 о браке
Города Воронежа пригородной слободы Троицкой гос.крест. Илья Михайлович Черкасов, первым, 36 Города Воронежа пригородной слободы Чижевки гос.крест. Мария Ивановна Громова, первым, 25 восп.: села Рогачевки Семен Яковлевич Попов, Андрей Стефанович Попов, города Воронежа пригородной слободы Троицкой Андрей Михайлович Черкасов, села Рогачевки Федор Илларионович Седых
Метрическая книга Христорождественской церкви села Рождественская Хава за 1905 год. Часть 1 о родившихся
лист 46 Июнь 21(22 крещ) Петр Воронежский мещанин Иван Александров Благонадежных и законная жена его Мария Онисимова, оба православные восприемники: села Рождественской Хавы государственный крестьянин Александр Егоров Михалев и крестьянина Ивана Григорьева Копытина жена Мария Евфимова
В фамилии мещанина не уверена, прикладываю скрин.
--- Изучаю Воронежский, Острогожский, Валуйский, Елецкий, Смоленский и Краснинский уезды.
Воронов И. К. Город Воронеж. Население и недвижимые имущества. - Воронеж, 1903
Город Воронеж. Население и недвижимые имущества : Материалы для оценки городских недвижимых имуществ : С планами и диаграммами на отдельных листах и в тексте / сост. И. Воронов; Воронеж. губ. земство. - Воронеж: типо-лит. В. И. Исаева, 1903 – VII, 238, 225, [15] с., [10] л. ил.: табл.
Жмите на ссылку:
Метрические книги по городу Воронеж