На сайте ВГД собираются люди, увлеченные генеалогией, историей, геральдикой и т.д. Здесь вы найдете собеседников, экспертов, умелых помощников в поисках предков и родственников. Вам подскажут где искать документы о павших в боях и пропавших без вести, в какой архив обратиться при исследовании родословной своей семьи, помогут определить по старой фотографии принадлежность к воинским частям, ведомствам и чину. ВГД - поиск людей в прошлом, настоящем и будущем!
Пожалуйста, по отдельным населённым пунктам и своим личным поискам открывайте темы в фамильных или дневниковых разделах. Раздел по губернии создан по уездам/волостям/районам. Просьба - придерживаться этой схемы.
Роспись замечательнейших селений Воронежской губернии Воронежский уезд
с.Бобяково, 1-й стан, жителей обоего пола- 2266, государственные крестьяне. Сельская расправа с.Боево, 2-й стан, жителей обоего пола - 3583, государственные крестьяне. Сельская расправа с.Большая Приваловка, 1-й стан, жителей обоего пола- 1720, государственные и помещичьи крестьяне. Сельская расправа с.Бор, 4-й стан, жителей обоего пола- 734 фабричные. Суконная фабрика помещицы Толстой. Водяная мельница д.Буравлянка, 4-й стан, жителей обоего пола- 213 фабричные. Суконная фабрика почетных граждан Хренниковых с.Верхняя Котуховка, 2-й стан, жителей обоего пола- 1300, государственные крестьяне. Сельская расправа с.Верхняя Хава(Покровское), 1-й стан, жителей обоего пола- 2580, государственные крестьяне. Сельская расправа. Волостное правление. Училище. Базары по воскресеньям с.Гремячье, 3-й стан, жителей обоего пола- 1870, государственные и помещичьи крестьяне. Волостное правление. Сельская расправа п.Данковский(Новопокровское, Черницыно), 3-й стан, жителей обоего пола- 739, государственные крестьяне. Сельская расправа. Училище с.Костенки(Костенск, бывший городок), 3-й стан, жителей обоего пола- 3580, государственные крестьяне п.Можайский, 2-й стан, жителей обоего пола- 400, государственные крестьяне. Сельская расправа п.Мосальский, что на Белевцовом Логу, 2-й стан, жителей обоего пола- 980, государственные крестьяне. Сельская расправа п.Мосальский, что на Красном Логу(Успенское), 2-й стан, жителей обоего пола-3070, государственные крестьяне. Сельская расправа. Волостное правление п.Московский(Сухая Форостань), 2-й стан, жителей обоего пола- 1130, государственные крестьяне. Сельская расправа. Квартира станового пристава с.Нижнее Малышево, 3-й стан, жителей обоего пола- 1670, в 6-ти верстах Вилковская пристань с.Подгорное, 4-й стан, 4-й стан, жителей обоего пола- 1340, государственные и помещичьи крестьяне. Сельская расправа. Волостное правление. Квартира станового пристава. Ярмарка пригородная слобода Придача, 3-й стан, жителей обоего пола- 1150, государственные и помещичьи крестьяне. Суконная фабрика. Сельская расправа с.Рамонь(Заболотное), 4-й стан, жителей обоего пола- 540, государственные и помещичьи крестьяне.Заводы свеклосахорные и .....(запись неразборчива) свечей с.Рождественская Хава, 2-й стан, жителей обоего пола-2700, государственные крестьяне. Сельская расправа. Училище с.Рыкань(Малая Усмань), 2-й стан, жителей обоего пола- 2000, государственные и помещичьи крестьяне. Сельская расправа с.Семилуки, 4-й стан, жителей обоего пола- 1078, государственные крестьяне. Ярмарка с.Смердячная Девица, 4-й стан, жителей обоего пола- 3398, государственные крестьяне. Сельская расправ. добывание камня для жерновов и цоколей с.Тавров(бывшая крепость), 3-й стан, жителей обоего пола- 1230, государственные и помещичьи крестьяне. В 4-х верстах находится Черноярская пристань с.Тамбовская Маза(Шукавка), 1-й стан, жителей обоего пола- 9279, государственные крестьяне. Сельская расправа. Коннозаводство у крестьян Толшевский монастырь, 1-й стан. Водяная мельница.Ярмарка д.Трушкина, 3-й стан, жителей обоего пола-160, государственные крестьяне. Пристань с.Усмань(Большая Собакина), 3-й стан, жителей обоего пола- 5449, государственные крестьяне. Сельская расправа. Волостное правление пригородная слобода Чижевка, 3-й стан, жителей обоего пола- 4692, государственные крестьяне. Сельская расправа. Волостное правление. Квартира станового пристава. 4 скотобойных завода. Водяная мельница. Сукновальня Тулинова. Училище
Источник: "Памятная книжка Воронежской губернии за 1856 год"
Православный храм Воронежской и Лискинской епархии Воронежской митрополии. Расположена в селе Новоживотинное Рамонского района Воронежской области. До начала XVIII в. Новоживотинное было небольшой деревенькой. По благословлению святителя Митрофана Воронежского в 1703 г. из с. Староживотинного перенесли деревянную церковь Михаила Архангела в деревню Новоживотинную, заменив имеющуюся здесь небольшую православную часовню. С переводом церкви, Новоживотинное получило статус села. До 1928 года село территориально входило в состав Воронежского уезда Воронежской губернии.
Церковь в XVIII-XIX веках Архиепископ Дмитрий (Самбикин) в документах середины 1880-х годов отмечал: «Церковь в селе Новоживотинном, Воронежскаго уезда, каменная двухпрестольная, придел в ней в честь 3-х святителей Московских. Нынешняя церковь построена в 1780 году на месте прежде бывшей деревянной, о существовании которой известно из благословенной граматы, хранящейся в церковной ризнице. Из нея видно, что священник этой церкви Феодор Симеонов в 1762 году (24 мая) просил Воронежскаго епископа Иоанникия исправить сломанные ветром церковную главу и крест, а прежде его был поп Сидор Спиридонов».
Ранее при церкви отмечен был: «поп Спиридон; дворов в селе было: 1 церковный, один помещичий и 16 крестьянских; к приходу этаго села относились Ольховая и Донская Айдарская».
Деревянная церковь в Новоживотинном была разобрана и продана в село Швырево Землянского уезда. В 1780 году построили новую каменную Архангельскую церковь. Вот что об этом пишет Самбикин: «В 1780 году церковь в селе Новоживотинном была построена на средства помещицы Анны Львовны Веневитиновой, распространена и возобновлена в 1854 году усердием тайного советника Алексея Владимировича Веневитинова, каменная с такою же колокольнею. Земли усадебной 3, пахатной 33 и луговой 7 десятин. Один подцерковный деревянный дом. Прихожан 840 душ, деревни: Донская-Айдарская (4 версты), Буравлянка (4 версты), Маховатка (1 верста) и Ольховатка (5 верст)». Из описи церковного имущества, составленной в 1806 году священником Петром Кутеповым, можно узнать некоторые сведения об убранстве Архангельской церкви этих лет. Утварь в храме почти вся из серебра. Упоминаются кресты, потир, дискос, ковчег, кадила ювелирной работы - все конца XVIII - нач. XIX вв. Копис (для раздробления просфор) - стальное. Также имеется описание риз священника и диакона. Для священника в сей церкви предназначалось 12 риз, а для диакона 10 риз: «... цветная, малинового атласа, оплечье парчовое, опушка по подольнику голубого атласа, окою оплечьев - кресты мишурные, звезда той же парчи. Стихарь - желтого букета по белой насыпи с золотыми шелковыми травами, опушка из белого французского штефа...». Это описание ризы диакона. В таком же духе описываются все остальные ризы священнослужителей. В церкви имеются также очень дорогие книги. Упоминается, например, Апостол 1713 г. и Евангелие 1703 г., исполненное «на александрийской бумаге, со среброзлащенной доской сверху».
Заметка в Воронежских Епархиальных Ведомостях №3 за 1871 год: «Придел в церкви Архистр. Михаила устроен в 1780 году помещиком этаго села Акиндином Фадеевичем Веневитиновым, по преданию, в честь его сыновей Петра, Алексей и Ионы». В иконостасе этого придела, выполненного в серебряной позлащенной ризе, имелась надпись, что «этот образ устроен здешним помещиком Фаддеем Веневитиновым в благодарность Богу за дарование ему внука Петра Акиндинова, родившагося в 1738 году, октября 5-го дня». В отличие от главного алтаря, придел был теплым и предназначался для зимних богослужений, а сам храм был построен в стиле позднего барокко. Сохранилось описание, составленное священником села Чертовицкое Федором Владимировым: «...Колокольня при сей церкви каменного здания со шпилем, выкрытым белою англицкою жестию и со взлащенным крестом. Паперть внутри оштукатурена и покрашена. Пол в оной плитяной, дверь окованная железом. Трапеза при сей церкви каменного же здания, полы в них устроены паркетные, печь сей церкви кафельная, духовая, оконные рамы искуссной столярной работы с разноцветными стеклами. Иконостас живописный, с искусною вызлащенною резьбою, устроен в один пояс, сверху имеет фигуру четырех арок, над ними поставлены разныя вызлащеныя штуки в сиянии». Далее следует описание икон, которые все поставлены соответственно чину: справа царских врат - Спаситель, слева - Богородица. С боков оных имеются иконы 3 святителей московских, князя Владимира, св. Архистратига Михаила, преп. Сергия Радонежского, Магдалины Марии и св. Аполлинарии».
В 1890 г. Веневитиновыми была построена церковно-приходcкая школа. По данным Воронежской епархии за 1900 год, в штате церкви числились: священник (Николай Михайлович Скрябин) и псаломщик (Петр Андреевич Пчелинский). Дворов в конце XIX века насчитывалось 256, в них проживало 1578 человек.
Церковь в XX веке В 1920-х годах церковная утварь была конфискована, а в последующие годы церковь полностью оказалась разграбленной. В 1930-х гг. начала работать антирелигиозная пропаганда. В 1931 года жители Новоживотинного и других близлежащих поселков, подписали письмо с требованием закрыть в селе церковь и год спустя Архангельская церковь была превращена в колхозное зернохранилище (по другим данным церковь использовалась под гаражи сельскохозяйственной техники). Колокола исчезли, церковное кладбище и родовые захоронения основателей села были варварски осквернены и разрушены. С июля 1933 года воронежский завод имени Коминтерна ежегодно организовывал в Новоживотинном пионерский лагерь, который размещался в здании церкви. Храм простоял в селе вплоть до войны, когда был разрушен. Во время хрущевских гонений на церковь, здание было окончательно разобрано по кирпичику.
Православный храм Воронежской и Лискинской епархии Воронежской митрополии. Расположена в поселке Рамонь Рамонского района Воронежской области. Рамонь возникла, как село, в начале XVII века у древнего городища Ромня. Новые переселенцы на реке Воронеж переиначили имя городища, назвав село Рамонь от старого русского слова «раменье», означающее поселение у края леса. До 1928 года село территориально входило в состав Воронежского уезда Воронежской губернии.
В Дозорной книге 1615 года упоминается: «Село Рамень на реке на Воронеже за помещики, в селе церковь Николы Чудотворца древена, клетцки, пашни паханые церковные земли пять четвертей, да дикого поля пять четвертей, обоево, пашни и дикого поля десять четвертей в поле, а в дву потому ж».
Первоначально церковь была деревянной и располагалась близ протекающей рядом реки, однако разливы вешней воды постоянно подмывали храм и было принято решение о переносе его на более возвышенное место. Архиепископ Дмитрий (Самбикин) отмечал, что в начале XVIII века в селе Рамони: «… церковь св. Николая Чудотворца, при ней был поп Сидор Прокофьев. В этом селе было дворов: два церковных, два помещичьих, два крестьянских и 9 однодворческих. К приходу этой церкви принадлежала деревня Болотная - имение князя Юрия Феодоровича Кольцова-Масальскаго». Каменная церковь вместо обветшавшей деревянной была построена в 1803 году. Вот что об этом писал архиепископ Самбикин: «Церковь в Рамони, каменная с такою же колокольнею, построена на средства Ивана Ивановича Тулинова в 1803 г. В Рамони была Николаевская церковь в начале XVIII века, и в 1730 году при ней был священник Исидор. Земли 33 десятины пахатной; один подцерковный дом. Прихожан 600 душ. Хуторы: Анна, Березовка и Муровлянка (в 10 верстах). Село Рамонь - имение Ея Императорск. Высочества Принцессы Евгении Максимилиановны Ольденбургской». Церковь поставили на выезде из села. По документам Воронежской епархии за 1900 год, в штате церкви числились: священник (Григорий Кириллович Попов) и псаломщик-дьякон (Базилевский Феодор Александрович). Дворов в селе насчитывалось 223, в них проживало 1712 человек. Сохранилась церковная ведомость 1911 г., согласно которой приходу принадлежало 33 десятины земли, имелся собственный вклад в банке, при храме были отстроены дома для священника и псаломщика, караулка, деревянная "покойницкая" часовня, действовала одногодичная начальная школа, учрежденная еще в 1883 году. Настоятелем храма был священник Иоанн Родионов, преподававший в школе Закон Божий. От имени императрицы Марии Феодоровны батюшке был пожалован золотой наперсный крест, награда довольно редкая в дореволюционной России. Отец Иоанн умер незадолго до начала репрессий, развернутых после революции. На его место пришел новый священник, арестованный в 1930-е годы.
Протокол № 55 заседания секретариата облисполкома предписывал отдать церковь под рабочий клуб. Но это решение не было осуществлено. Хотя официально было выделено 35 тысяч рублей на переоборудование храма. Он был разрушен в 1932 г. Долгое время в церковной сторожке размещался Сбербанк. В 1975 году снесли и ее – во время строительства центра Рамони и оформления площади поселка.
История возрождения храма берет свое начало в 1997 году, когда приходской общине для совершения богослужений был передан дом помещика Тулинова (за два столетия до этого построившего на свои средства Никольский храм). В 1999 году был освящен закладной камень в основании нового здания церкви, а уже 19 декабря 2002 года, в возрожденном по сохранившимся фотографиям храме, прошла первая служба.
Очерки по истории расколо-сектанства в Воронежской губернии Секта "Новый Израиль", с. Данково
Источник: "Воронежские епархиальные ведомости, за 1914г."
" В 50-х годах в селе образовалось мистически настроенное общество людей, желавших жить "по Божью", из котораго под влиянием проповеди крестьян Ельчищева и Мокшина, в 70-х годах выродилась секта хлыстов"
Село СТАРОЖИВОТИННОЕ. Церковь Иоанна Предтечи (храм Усекновения Главы Иоанна Крестителя)
Православный храм Воронежской и Лискинской епархии Воронежской митрополии. Расположена в селе Староживотинное Рамонского района Воронежской области. Село Староживотинное (ранее - Животинное) возникло в конце XVI в. на ручье Животинном, вода которого считалась целебной. В Писцовой книге 1615 г. говорится: «в деревне на Животинном колодезе 36 дворов».
Первая деревянная церковь в селе Животинном была построена в конце XVI века и освящена во имя Архистратига Божия Михаила. История Животинного неразрывно связана с историями двух дворянских родов: Веневитиновых и Олениных. В 1622 году атаман Терентий Веневитинов был жалован землей близ этого починка. В 1670-х годах внук Терентия, Лаврентий Герасимович, стал владельцем новых земель, на которых возникло селение Новоживотинное, а прежнее стало называться Староживотинным. В мае 1703 г. уже обветшалую Архангельскую церковь по благословлению святителя Митрофана Воронежского перевезли в Новоживотинное. На ее месте было решено строить новый храм. Вторая деревянная церковь, по данным Воронежского губернского хронологического указателя церквей, была построена между 1696-1709 годами. Она была освящена в честь Усекновения главы Иоанна Предтечи и получила название Предтеченской. Рассказывают, что ее строительству способствовал Петр I, который иногда бывал в том селе, где заготавливали лес для кораблей. По преданию, в церкви хранилась серебряная утварь, подаренная царем.
Архиепископ Дмитрий (Самбикин) указывал: «в Староживотинном Предтеченская церковь, при ней был священник Григорий Кириллов. В этом дворе было дворов: три церковников, один помещичий, 15 крестьянских и 6 однодворческих». В середине XVIII века село поменяло хозяев. Старшая дочь Петра Анкиндиновича Веневитинова, Елизавета, в 1789 году вышла замуж за губернского предводителя дворянства Никанора Михайловича Оленина и принесла эту усадьбу мужу в качестве приданого.
Третья, на сей раз уже кирпичная, церковь в селе Староживотинном была построена в 1789 г. на средства помещика Н.М. Оленина. Храм был выполнен в стиле позднего барокко и раннего классицизма, в плане имел круглую форму. Внутри церковь была красиво расписана, а снаружи обнесена кирпичной оградой. Колокольня была возведена в 1860-е годы на средства купца М.М. Попова. Архиепископ Дмитрий (Самбикин) в документах середины 1880-х годов отмечал: «Церковь в селе Староживотинном Воронежскаго уезда, каменная с колокольнею, построена в 1789 году на средства помещика Никанора Михайловича Оленина и распространена (и при ней устроена колокольня) на средства купца Михаила Матвеевича Попова. Земли 33 десятины пахатной, б.ч. песчаной. Причт получает от прихожан по 490 рублей в год и сверх того % с 800 рублей (вклад 500 рублей купца М.М. Попова и 300 рублей купчихи Анны Васильевны Балабиной). К этой церкви приписана Архангельская церковь села Чертовицкаго (в 5 верстах). Прихожан 620 душ. Деревня Айдаровка».
По данным духовенства Воронежской епархии за 1900 год, в штате Предтеченской церкви числились: священник (Владимир Феодорович Романовский) и псаломщик (Николай Димитриевич Прозоровский). В селе насчитывалось 254 двора, в которых проживало 1650 человек. С 1907 по 1909 годы рядом с церковью существовала церковноприходская школа. После революции и храм, и усадьба пришли в упадок. В церкви долгое время находился склад ядохимикатов. Восстановление храма началось в конце 1990-х гг. силами прихода.
Православный храм Воронежской и Лискинской епархии Воронежской митрополии. Расположена в селе Чертовицы Рамонского района Воронежской области. Чертовицы - старинное село на правом берегу реки Воронеж. В документах XVI века упоминается Чертовицкая поляна, которая могла быть на черте-границе. В период между 1590-1600 гг. на поляне появилось село, получившее название Чертовицы.
XVII век. Первая церковь Архангельская церковь в старинном селе Чертовицком является одной из старейших церквей Воронежского края. Первое упоминание о церкви относится к 1615 году в Дозорной книге: «Село Чертовицкое на реке Воронеже за помещики, а в селе церковь во имя Михаила Архангела, теплая, с трапезою, древена, клетцки, а в церкви Божия Милосердия, образы и книги, и ризы, и сосуды церковные, и всякое церковное строенье мирского, да у тое ж церкви два колокола мирские, а у тое церкви во дворе поп Матвей Федотов, во дворе пономарь Архипко Иванов, пашни пахонные, церковные земли две четверти, да дикого поля 18 четвертей». Все воронежские и сельские церкви были построены «клетцки». Обозначенное этим термином устройство церквей данного времени весьма напоминает обыкновенное устройство деревянных домов, основною формой которых служит клеть, то есть четырехугольный бревенчатый сруб. Церковь в это время по своей форме была обыкновенным, только сравнительно высоким продолговатым домом с прирубленным к нему выступом с восточной стороны – алтарем; алтари устраивались «круглые тройные», то есть трехстенные. Посвящение церкви святому Михаилу Архангелу позволяет предположить, что ее строителями были казаки, так как этот святой является покровителем казачества.
В Переписной книге за 1646 год упоминаются: «...поп Герасим, да просвирница Марьица, да на церковной земле два бобыльских двора...». Из закладной книги Рязанской митрополии 1646 года о церкви села Чертовицкого известно следующее: «У той церкви двор попа Евтропия, двор попа Федосея. Церковной земли 10 четвертей, сенных покосов на 20 копен. Да к той церкви в приходе 17 дворов детей боярских, 49 дворов крестьянских и 35 дворов бобыльских. Да они ж попы входят в пустовой приход в село Животинное со всякою святынею; а церкви Божии в том селе нет от разорения крымского хана».
XVIII век. Каменный храм Архиепископом Самбикиным упоминается «священник Косьма Алексеев. В селе было два церковных двора, помещичьих семь дворов, дворовых людей семь дворов и один двор однодворческий. К ней относились деревни – Моховатка и Рядная». В 1763 году на месте прежней бывшей деревянной церкви была построена каменная церковь с колокольней. Храм был построен «тщанием прихожан» села и местных помещиков Михнева, Струкова, Тарарыкова, а так же дворян Тулиновых. Среди дарителей церкви упомянут известный воронежский купец Иосиф Кряжов.
XIX век В 1873 году была учреждена земская школа. Архиепископ Дмитрий (Самбикин) в документах середины 1880-х годов отмечал: «Церковь в селе Чертовицком, Воронежскаго уезда, с приделом святых апостолов Петра и Павла, каменная (с колокольнею), построена в 1763 году на месте прежде бывшей. Земли 30 десятин пахатной. Эта церковь считается приписною к Предтеченской церкви села Староживотиннаго (в 5 верстах). Причт один. На содержание причта билет в 200 рублей (от Иосифа Лукъяновича Кряжова). Прихожан 600 душ». По данным Воронежской епархии за 1900 год, в штате церкви числились: священник (Алексей Васильевич Комаревский), дьякон (Алексей Попов) и псаломщик (Митрофан Петрович Орлов). В селе насчитывалось 189 дворов, к них проживало 1577 человек.
XX век. До революции... Богатый материал о церкви Михаила Архангела в селе Чертовицком содержится в Клировых ведомостях Воронежского уезда за 1911 год: «Кружечных сборов за год в церкви было получено 460 рублей. Земли при церкви состояло: усадебной вместе с погостом церковным 3 десятин квадратных сажен, пахотной 33 дес., сенокосной в особом угодии в расстоянии одна верста от церкви. Земля качественная – черноземная. Она сдавалась в аренду по домашнему условию сроком на один год. Средний доход ею приносимый составлял 280 рублей в год. Дома для священников деревянные, построены на церковной усадебной земле. При церкви находилась еще и сторожка. Все дома и постройки были в хорошем состоянии. К данной церкви прикреплялась еще и деревня Рядная (в трех верстах от церкви). В приходе насчитывалось 292 дома. Число душ мужского пола – 1054, женского – 1044.
Известно, что до 1901 года в церкви служил вышеупомянутый священник Алексей Васильевич Комаревский (1853-1901). Он имел двоих детей: дочь Марию и сына Ивана. Семья Алексея Васильевича жила в селе Чертовицком в деревянном доме, крытом железом. Из надворных построек имелся деревянный амбар, крытый соломой, каретный сарай. После смерти мужа вдова Ольга Николаевна Комаревская получала жалование в 167 рублей. А после смерти Комаревского, с января 1901 года в церкви начал служить священник Николай Попов (1874 г.р.). Он имел собственный дом. В 1897 году он окончил курс учения в Воронежской Духовной семинарии по второму разряду. В службу вступил в 1897 году дьяконом в Благовещенской церкви Борщевки. В этом же году был переведен в той же должности в село Алексеевку Бирючинского уезда. В 1908 году был награжден набедренником. Из казны получал 300 рублей в год. Кроме этого, из кружечных доходов – 230 рублей и от церковной земли – в 140 рублей. Одновременно состоял законоучителем местной земской школы. Был женат на Надежде Стефановой и мел троих детей: Ольгу, Дмитрия и Клавдию. Известен и псаломщик церкви – Митрофан Орлов (1842 г.р.). Служил в данной церкви с 1877 года. Из казны получал 100 рублей, из кружечных доходов – 80 рублей, и от церковной земли – 46 рублей в год. Дьякон Александр Никитич Комаровский (1850 г.р.) служил в церкви Михаила Архангела с 1905 г. Получал из казны 150 рублей в год, от пахотной земли – 95 руб., в память царственного императора Александра III имел серебряную медаль. При церкви значилась просфорня – Олимпиада Ивановна Гришина, 52-х лет». По данным Клировых ведомостей церковным старостой в Архангельской церкви состоял граф Дмитрий Иванович Толстой, занимавший эту должность с 1902 года, а в его отсутствие эту обязанность исполнял крестьянин Иван Мартынович Пучков. В храме хранились копии с метрических книг, начиная с 1780 года, исповедные росписи, опись имущества и приходно-расходные книги. Библиотека насчитывала 185 томов.
XX век. Закрытие церкви В 1922 году под предлогом помощи голодающим крестьянам Поволжья из церкви было изъято серебра 24 фунта, конфискована богослужебная литература. В начале 1930-х гг. храм был закрыт, выбиты окна и двери, с колокольни сброшены колокола, были выброшены на улицу книги, иконы. Некоторые из них жители разобрали по домам. С 1932 по 1966 годы здесь был склад зерна. Во время Великой Отечественной войны, немцы, бомбившие село, церковь не задели. Зимой 1942 года командующий 60-й армией Черняховский проводил в церкви слёт снайперов. Церковь хотели разобрать на кирпичи для возведения переправы советских войск, но, по каким-то причинам этого не произошло. С 1966 по 1996 годы храм находился в бесхозном состоянии: частично разрушился фундамент, остатки крыши поросли растительностью.
Православный храм Воронежской и Лискинской епархии Воронежской митрополии. Расположена в селе Ямное Рамонского района Воронежской области. Ямное - старинное пригородное Воронежское село. Возникло в конце XVI века в виде атаманского поселения. Упоминается в Дозорной книге 1615 как "деревня Ямная". Название села возникло от слова "ямы", которые остались от разрытых могильников. Большую часть деревни составляли атаманы, украинские казаки и дети боярские. Они защищали от набегов татар город Воронеж. Когда миновала опасность татарских набегов, атаманы покинули деревню. В 1676 году в ней оставалось всего 19 дворов. До 1928 года село входило в состав Воронежского уезда Воронежской губернии.
В 1692 году в Ямном была построена церковь Параскевы Пятницы, на месте бывшей с начала XVII века. Архиепископ Дмитрий (Самбикин) в документах середины 1880-х годов отмечал: «В деревне Ямном существовала со времен св. Митрофана деревянная церковь во имя святой мученицы Параскевы, на месте ея находится часовня».
Пятницкая церковь в селе, «по причине его малолюдства», в 1762 г., по резолюции Преосвященнейшего Иоанникия, была приписана к Тихоновской церкви села Подгорного (в 4 верстах). В конце XIX века на месте этой церкви стояла каменная часовня, около которой 28 октября служился молебен во имя Параскевы Пятницы.
Православный храм Воронежской и Лискинской епархии Воронежской митрополии. Расположена в селе Девица Семилукского района Воронежской области. Первоначально село было основано в начале XVII века ниже по течению р. Девица, на ее правом берегу, почти у места впадения в Дон. Ныне на этом месте расположено с. Старое (Старая Девица). Впервые упоминается в «Дозорной книге» 1615 года. На рубеже ХVIII-ХIХ веков село было перенесено выше по течению, на его современное место (берег р. Девица в 6 км от ее впадения в Дон). На протяжении своей истории село больше известно под названием «Смердячая Девица», которое было изменено лишь после революции 1917 года. До 1928 года территориально входило в состав Воронежского уезда Воронежской губернии.
XVIII-XIX века В 1732 году в Девице (Старой) была построена деревянная Архангельская церковь. После переноса села на новое место (как указывалось выше), согласно историческим летописям, в 1823 году казаками-бобылями была заложена новая каменная церковь – трёхпрестольный величественный храм, строительство которого было завершено в 1830 году. Главный престол был освящён в честь святого Архангела Михаила, левый предел освящён в честь Пресвятой Троицы, правый – в честь святых мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии. Церковь была построена по «образцовому» проекту в стиле классицизма. Здание церкви кирпичное, цоколь выложен из крупных каменных блоков.
Архиепископ Дмитрий (Самбикин) в документах середины 1880-х годов отмечал: «Церковь в селе Девице, Воронежскаго уезда, с приделом святой мученицы Софии (в ряде с главным престолом) каменная с такою же колокольнею, построена в 1830 году. В селе Девице Архангельская церковь была в 1732 году и при ней был поп Савва. Чрез село протекает река Девица и во время весеннего разлива реки сообщение с церковью прекращается. Прихожан 2486 душ в одном селе».
По документам Воронежской епархии за 1900 год, в штате церкви числились: два священника (Феодор Павлович Прохоров и Александр Никитович Никитин), диакон (Михаил Филиппович Верхоплавецкий) и два псаломщика-диакона (Николай Григорьевич Щербаков и Николай Алексеевич Курбатов). У церкви отмечено 71 десятина земли. Приход насчитывал 682 двора, в которых проживало 5159 человек.
XX век Судьба храма в ХХ веке похожа на судьбы многих других храмов. Тяжёлые времена наступили для прихода после Октябрьской революции, когда по стране прокатилась волна богоборчества. Со слов старейшин села послереволюционная история храма такова: в 1930 году храм был закрыт. Во время оккупации села немецкими захватчиками во Второй мировой войне храм служил как лагерь военнопленных советской армии. В период 1943-1946 церковь использовалась как зернохранилище. Вновь действовать храм начал с 1946 года. По благословлению правящего архиерея Преосвященного епископа Иосифа настоятелем в храм Михаила Архангела был назначен отец Иоанн (Житяев), который стал руководить восстановлением храма. Церковь восстанавливали всем миром, многие помогали, кто чем мог: приносили доски, муку, жертвовали иконы из своих домов, добровольно помогали наводить порядок на территории храма. Много людей приходило в храм из дальних сёл: Ендовище, Хохла, станции Латная и др. Ведь в округе в то время другие храмы не сохранились. В 1947 г. к празднику Святой Троицы стены храма побелили зелёнкой, полы замазали глиной, сделали небольшой алтарь, стены украсили ветвями деревьев. Батюшка был изумлён, увидев преобразившийся храм. Старостой храма в то время был Кривотулов Василий Фёдорович, помогавший восстанавливать церковь.